6B07103 Обслуживание воздушного движения в АГА
-
Цель образовательной программы Целью образовательной программы «Обслуживание воздушного движения» является подготовка высококвалифицированного специалиста, отвечающего требованиям современного общества и обладающего высоким уровнем социально-гражданской ответственности, социально-личностными, экономико-управленческими и профессиональными компетенциями для осуществления профессиональной деятельности по следующим направлениям: -готового к экономичному и безопасному обслуживанию ВС в воздухе и на земле; - способного к самосовершенствованию и профессиональному росту; -способного критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности; -осознающего социальную значимость своей будущей профессии, обладающего высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; -способного к анализу условий полета летательных аппаратов, воспринимающего информацию, способного к постановке цели и выбору путей ее достижения; По окончанию обучения выпускнику Академии гражданской авиации присваивается квалификация бакалавр по направлению 6В071 Инженерия и инженерное дело».
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Академия гражданской авиации
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B067 Воздушный транспорт и технологии
-
Предметы на ЕНТ Математика и Физика
-
Область образования 6B07 Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли
-
Направление подготовки 6B071 Инженерия и инженерное дело
-
Правила полетов
Кредитов: 4Дисциплина дает теоретические и практические знания по вопросам полетов и обслуживания полетов в ожидаемых условиях и некоторых особых ситуациях и действия диспетчера при обеспечении безопасного обслуживания воздушного движения.
Селективная дисциплина
-
Физика
Кредитов: 4Программа данного модуля предусматривает: -представлений о физическом явлений, как обобщении наблюдений практических опытов и экспериментов, изложенных на соответствующем математическом уровне; об основных методах наблюдения, измерения и экспериментирования в физике, о применении физических явлений и законов в современной технике.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Введение в специальность
Кредитов: 4Предусматривает: - знание базовых основ работы авиационной техники, в том числе летательного аппарата и наземного оборудования - знание принципов взаимодействия частей авиационно - транспортной системы; - знание видов летательных аппаратов и авиационных двигателей и принципа их работ; - знание теории полетов, скоростного полета и аэродинамика несущего винта, терминология; - владение основами структурных систем, общей концепцией;
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Высшая математика
Кредитов: 4Дисциплина изучает основные теоретические положения классической и дискретной математики, методы математического исследования с применением дифференциального исчисления для решения теоретических и практических задач в процессе профессиональной деятельности при эксплуатации ВС
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Основы авиации
Кредитов: 4Дает понимание авиации, основных законов аэродинамики, описывает конструкцию летательных аппаратов. Формирует навык использования имеющихся знаний в процессе изучения специализирующих дисциплин.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Авиационное законодательство
Кредитов: 4
Семестр 2
-
Организация обслуживания воздушного движения 1
Кредитов: 4Изучение динамичный и комплексный процесс обслуживания воздушного движения , организации потоков воздушного движения и воздушного пространства , осуществляемый безопасным, экономичным и эффективным образом, путём предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон и с использованием бортовых и наземных функций.
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Человеческий фактор
Кредитов: 4Изучает психические закономерности деятельности человека-оператора с целью их учета при подготовке к деятельности, в в условиях опасности, формирует способность к организация работы в коллективе с высокой эффективностью взаимодействия, готовит к деятельности по профилактике и предупреждению авиационных происшествий, связанных с «человеческим фактором».
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Человеческий фактор (включая контроль факторов угроз и ошибок)
Кредитов: 4Изучает методологические основы выявления причинно-следственных связей развития неблагоприятных авиационных событий и методов предупреждения авиационных происшествий и инцидентов, анализа состояния безопасности полетов, выработки управленческих решений по предупреждению инцидентов и факторов опасности.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Авиационная метеорология
Кредитов: 4Дает представление о строении и составе атмосферы, опасных явлениях погоды и их влиянии на эксплуатацию ВС, а также учит получать и правильно интерпретировать метеорологическую информацию и аэросиноптический материал при подготовке и проведении полетов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Радиотехническое обеспечение полетов
Кредитов: 4Дисциплина изучает элементы вычислительных систем, общие сведения о радиотехнических средствах ОВД ,организации авиационной электросвязи, средства проводной связи, средства радиосвязи, приводные радиостанции-радиомаяки, автоматические радиопеленгаторы, радиотехнические системы ближней навигации, радиомаячные системы посадки. Их тактико-технические характеристики и возможные неполадки.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Общий авиационный английский язык. Часть 1
Кредитов: 5Вырабатывает умение передавать сведения, информировать собеседника; интересоваться, запрашивать информацию, опрашивать, расспрашивать; советовать, рекомендовать; убеждать, предостерегать. Составлять базовые документы безопасной эксплуатации ВС, а также повседневной деятельности в авиационной отрасли.
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Авиационная метеорология и метеообеспечение международных полетов
Кредитов: 4Дает представление о строении и составе атмосферы, явлениях погоды и их влиянии на эксплуатацию ВС, а также дает представление о метеобеспечении полетов
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Радиообмен
Кредитов: 4Изучает термины, обозначения и базовую фразеологию радиообмена между экипажами воздушных судов и органами обслуживания воздушного движения., основные коммуникационные формы, кодовые слова , использование алфавита, правила передачи чисел и т.д.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Управление безопасностью
Кредитов: 3Дисциплина изучает положения Приложения 19 ИКАО, Doc 9859 AN/474, государственную программу по управлению безопасностью полетов , изучает принципы безопасности полетов, эволюцию процесса обеспечения безопасности полетов причинность происшествий и культуру безопасности. Безопасность полетов при обслуживании воздушного движения, системы управления безопасностью полетов при обслуживании воздушного движения, изменение процедур и оценка риска, связанного с процедурами обслуживания воздушного движения.
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Фразеология радиообмена на английском языке
Кредитов: 5Изучается специфическая лексика, стандартная фразеологии радиообмена, а также будет дан общий грамматический и разговорный курс на примерах, необходимых в ходе работы.
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Правила ведения радиообмена и фразеологии
Кредитов: 4Изучает термины, обозначения и базовую фразеологию радиообмена между экипажами воздушных судов и органами обслуживания воздушного движения.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Правила ведения радиообмена и фразеологии
Кредитов: 4Изучает термины, обозначения и базовую фразеологию радиообмена между экипажами воздушных судов и органами обслуживания воздушного движения.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Аэронавигационная информация
Кредитов: 4Изучает и включает в себя построение схем вылета и захода на посадку, обеспечение аэронавигационной информацией (картами и другими документами), выполнение предполётных расчётов (курса, времени полёта, топлива и т.п.), создание электронных баз аэронавигационных данных для автоматизированного выполнения полётов и многое другое.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Основы воздушной навигации
Кредитов: 4Дисциплина дает знания о Земле и основных географических понятиях, основы авиационной картографии, определение основных навигационных элементов полета. Курсы полета и перевод курсов. Учит использованию навигационной линейки НЛ-10М, определению высота полета,методам измерения высоты, правилам расчета безопасных высот полета, навигационныем расчетам, связанным с движением воздушных судов ГА.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Теория и практика полета
Кредитов: 4Дает базовые знания по теоретическим и прикладным основам аэродинамики и динамики полета самолета и вертолета для безопасной и экономичной эксплуатации Воздушных Судов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Радиосвязь
Кредитов: 4Изучает типовые средства связи и РТО, их общие эксплуатационные характеристики, порядок управления и настройки, фразеологию и действия при потере связи, процедуры срочности и бедствия
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Аэронавигационное обеспечение
Кредитов: 4Изучает и включает в себя построение схем вылета и захода на посадку, обеспечение аэронавигационной информацией (картами и другими документами), выполнение предполётных расчётов (курса, времени полёта, топлива и т.п.), создание электронных баз аэронавигационных данных для автоматизированного выполнения полётов и многое другое.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Навигация
Кредитов: 4Общая навигация Основы навигации. Магнетизм и компасы. Карты. Расчетный метод навигации. Навигация в полете.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Организация обслуживания воздушного движения 2
Кредитов: 4Изучение динамичный и комплексный процесс обслуживания воздушного движения (ОВД), организации потоков воздушного движения (ОПВД) и воздушного пространства (ВП), осуществляемый безопасным, экономичным и эффективным образом, путём предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон и с использованием бортовых и наземных функций.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Аэродинамика
Кредитов: 5Изучает физическую сущность явлений обтекания основных элементов летательного аппарата и летательного аппарата в целом потоком несжимаемой и сжимаемой жидкости (газа), для понимания движения летательных аппаратов в воздухе.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Руководство и конфликтология
Кредитов: 4Формирование умений и навыков познания, анализа и прогнозирования конфликтологических аспектов профессиональной деятельности; приобретение практических навыков и умений поведения в конфликтных ситуациях, а также правильной оценки, прогнозирования, профилактики конфликтов, оптимальных средств и способов их разрешения и управления конфликтными ситуациями.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Общий авиационный английский язык. Часть 2
Кредитов: 4Дисциплина знакомит со специальными терминами и выражениями по тематике: движение ВС и других транспортных средств, различные виды работ и условия в районе аэродрома, сокращения и коды. Изучает настоящее простое и длительное время, артикли, а так же описание погодных условий, элементы, включаемые в сводку погоды. Формы будущего времени. Структурные элементы речи и связки. Административные проблемы и специальные мероприятия. Модальные глаголы. Фразовые глаголы. Инциденты в зоне маневрирования и на перроне. Прошедшее простое и длительное время. Столкновение воздушного судна. Сближение. Несанкционированные маневры воздушного судна. Настоящее простое и длительное перфектное время. Пожар. Приводнение. Системы воздушного судна. Проблемы шасси. Пассивный залог. Разгерметизация. Столкновение с птицами. Дезинфекция воздушного судна. Условные предложения. Акт незаконного вмешательства. Проблемы, связанные с таможней, пограничным кон��ролем, грузом. Степени сравнения прилагательных. Квантификаторы. Медицина в авиации. Герундий и инфинитив. Ошибки в работе пилота и диспетчера. Человеческий фактор. Косвенная речь.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Светотехническое оборудование аэродромов
Кредитов: 4Формирует систематизированные знания по светотехническим системам аэродромов и электрическому оборудованию аэродромов, для использования светотехнических систем и автономных источников питания аэродрома в нештатных ситуациях с учетом эксплуатационных возможностей воздушных судов
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Светотехническое оборудование аэродромов и вертолетных площадок
Кредитов: 4Формирует систематизированные знания по светотехническим системам аэродромов и электрическому оборудованию аэродромов, для использования светотехнических систем и автономных источников питания аэродрома в нештатных ситуациях с учетом эксплуатационных возможностей воздушных судов
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Аэродромы, аэропорты и вертолетные площадки
Кредитов: 4Формирует знания по функционированию аэродрома и аэропорта как сложной ком-плексной системы обеспечения полетов и осуществления воздушных перевозок на воздушном транспорте.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Основы аэродинамики самолетов и вертолетов
Кредитов: 5Дает базовые знания по теоретическим и прикладным основам аэродинамики и динамики полета самолета и вертолета для безопасной и экономичной эксплуатации воздушных судов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Аэродромы
Кредитов: 4Формирует знания по функционированию аэродрома и аэропорта как сложной ком-плексной системы обеспечения полетов и осуществления воздушных перевозок на воздушном транспорте.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Технология обслуживания воздушного движения 1
Кредитов: 4Изучает технологию работы диспетчера обслуживающего район полетной информации, технологию работы диспетчера местного диспетчерского пункта,технологию работы диспетчерского пункта руления, технология работы диспетчера старта, технология диспетчера вылета.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Авиационная безопасность
Кредитов: 4Изучаются основополагающие документы ИКАО и инструкции по авиационной безопасности полетов, инструкции экипажу и действиях в особых случаях полета,
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Управление персоналом
Кредитов: 4Дисциплина изучает задачи, функции, их взаимосвязи, роли и места в управлении персоналом, осуществляемым менеджментом и службами управления персоналом хозяйственных организаций независимо от их размера и формы собственности.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Безопасность авиационной системы
Кредитов: 4Дисциплина дает знания об обеспечение безопасности авиационных систем на основе управления рисками возникновения неблагоприятных событий с учетом требований к надежности изделий, человеческим ресурсам и уровню подготовки авиационного персонала.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Обеспечение эффективности и безопасности воздушного движения
Кредитов: 2Изучение современных методов, теоретических и практических основ обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте; безопасности перевозочного процесса в различных условиях, реализация действующих технических регламентов и стандартов в области управления воздушным движением
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Планирование воздушного пространства
Кредитов: 4Изучает методы и инструменты планирования безопасного и эффективного движения в воздушном пространстве, принципы и правила разработки новых авиационных маршрутов.
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Авиационный английский язык.
Кредитов: 4Углубление навыков диалогической и монологической речи, умение свободно читать, переводить авиационную литературу на языке носителей. Углубленное лексико-грамматическое освоение минимума для овладения основными видами и формами речевой деятельности, основанного на коммуникативно-ориентированной направленности усвоения базового и технического подъязыка.
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Авиационные приборы
Кредитов: 4Изучает типовые и перспективные конструкторские решения в авиаприборостроении, архитектуру и современный интерфейс приборных комплексов Воздушного Судов
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Авиационное оборудование и системы авионики воздушных судов.
Кредитов: 4Изучает типовые и перспективные конструкторские решения в авиаприборостроении, архитектуру и современный интерфейс приборных комплексов и систем авионики.
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Приборное оборудование воздушных судов
Кредитов: 4Дисциплина изучает различные модификации авиационных приборов и систем как самолетов так и вертолетов, их тактико-технические характеристики, погрешности и возможности для понимания диспетчером информации получаемой пилотом в полете.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Технология обслуживания воздушного движения 2
Кредитов: 4Изучает технологию работы диспетчера, диспетчерского пункта посадки, диспетчера по обслуживанию воздушного движения при обеспечении литерных и подконтрольных рейсов и других видов работ
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Автоматизированные системы управления на транспорте
Кредитов: 4Изучает принципы работы и состав автоматизированных систем на транспорте, возможности системы при увеличении нагрузки на диспетчера по обеспечению безопасности транспортных процессов, порядок использования функций системы на различных этапах работы и получение рекомендаций при возникновении конфликтных ситуаций.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Безопасность полетов и расследование авиационных происшествий
Кредитов: 4Изучаются основополагающие документы по безопасности полетов, инструкции экипажу в особых случаях полета, документы по расследованию катастроф и инцидентов с ВС
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Автоматизированные системы управления воздушным движением
Кредитов: 4Изучает средства автоматизации управления воздушным движением. Знания и навыки, полученные при изучении этой дисциплины, позволят специалисту по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения и использованию воздушного пространства квалифицированно эксплуатировать средства автоматизации и автоматизированные системы Управление Воздушного Движения, применяемые в настоящее время, а также быстро осваивать те системы, которые будут вводиться в эксплуатацию в будущем.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Психология стресса и стрессоустойчивого поведения
Кредитов: 4Изучает трехфазную природу стресса, виды стресса, механизмы детерминации психических состояний, современную терминологию, используемую в современной психологии состояний человека, а также факторы стрессоустойчивости, позволяющие повысить защитные механизмы организма, стимулировать профессиональную деятельность и снижать травматическое действие стресса.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Факторы угроз и ошибок
Кредитов: 4Дисциплина изучает составляющие управления опасными факторами и ошибками, опасные факторы, ошибки , нежелательные состояния воздушного судна, потенциальные результаты и меры противодействия.
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Проблемы экологии на воздушном транспорте
Кредитов: 3Изучает виды загрязнений при авиатранспортных процессах методы принципы, способы экологической безопасной эксплуатации авиационного транспорта, инфраструктуры, современные системы очистки выбросов в окружающую среду авиапредприятий от загрязняющих веществ
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Менеджмент на воздушном транспорте
Кредитов: 3Обучение формулированию бизнес-идеи и разработке бизнес-планов по созданию нового продукта, направления деятельности, авиационного предприятия. Умению анализировать поведение потребителей и формировать спрос Высчитывать и анализировать себестоимость услуги, разрабатывать маркетинговую стратегию организации
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Основы теории принятия решений
Кредитов: 4методы принятия решений, наиболее часто используемые в практике инженерных и научно-технических расчётов, и их теоретическое обоснование, для выбора оптимальных путей для решения поставленных профессиональных задач.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Концепция и технологии CNS/ATM (Communication, Navigation, surveillance/ Air Traffic Management)
Кредитов: 4Изучение основных направлений и перспектив развития концепции и технологии CNS/ATM(Communication, Navigation, surveillance/ Air Traffic Management). Дисциплина направлена на подготовку к постепенном внедрению CNS/ATM
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Экология
Кредитов: 3Изучаючает теоретические основы экологически безопасных промышленных производств, реализации инженерно-экологических решений по рациональному природопользованию, загрязнению и защите окружающей среды
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Эффективность профессиональной деятельности
Кредитов: 3Дисциплина дает возможность научиться разрабатывать стратегии управления кадрами в авиационной отрасли, планировать и контролировать работу подразделений, команд и организации в целом, проводить аудит человеческих ресурсов организации, прогнозировать потребность в персонале, а так же разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Профессиональный английский язык
Кредитов: 5Изучение дисциплины позволит эффективно использовать лексические трансформации при переводе технических текстов, уметь синтезировать, анализировать информацию на английском языке, составлять обобщение и делать выводы на языке, самостоятельно находить способы решения лингвистических задач, используя информационные источники.
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Код ON1
РО.1 Формулирует свою духовно-нравственную и гражданскую позицию, основанную на глубоких системных знаниях национальной истории и культуры, понимании социальных-политических явлений, опыте познания научной картины мира;
-
Код ON2
РО 2. Излагает мысли и идеи в профессиональной и бытовой сфере в устной и письменной формах с помощью трех языков: казахского, русского и авиационного английского не ниже 4 уровня ИКАО;
-
Код ON3
РО 3. Обслуживает движение воздушных судов в воздушном пространстве и на земле, согласно квалификационной отметке и в установленной зоне ответственности, с использованием радиотехнических средств, световых систем на английском, русском и казахском языках.
-
Код ON4
РО 4. Анализирует воздушное движение и метеорологическую обстановку в зоне своей ответственности и прилегающем к ней воздушном пространстве с помощью имеющихся систем наблюдения, полетных данных, электронных индикаторов данных и любых других имеющихся средств для обеспечения безопасности, эффективности и экономичности полетов воздушных судов
-
Код ON5
РО 5. Моделирует потенциально возможные варианты нестандартных ситуаций в обслуживании воздушного движения и наиболее эффективные методы их преодоления.
-
Код ON6
РО 6. Организует работу диспетчерской смены по обслуживанию движения воздушного транспорта в соответствующих зонах, районах, на маршрутах организации воздушного движения в соответствии с должностными обязанностями, на основании Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО, Европейских стандартов и нормативно- правовых актов Республики Казахстан.
-
Код ON7
РО 7. Анализирует организационные, технологические, методические и процедурных ошибки персонала обслуживающего воздушное движение, влияющие на безопасность воздушного движения в зоне ответственности в целях обеспечения безопасности, эффективности и регулярности полетов.
-
Код ON8
РО 8. Выявляет основные причинно-следственные связи между эффективностью, пропускной способностью и безопасностью системы обслуживания воздушного движения и ошибочными действиями диспетчера при управлении воздушным движением.
-
Код ON9
РО 9. Разрабатывает предложения по минимизации влияния человеческого фактора на безопасность и экономическую эффективность полетов.
-
Код ON10
РО 10. Применяет Стандарты и рекомендуемые практики ИКАО, Европейские стандарты и нормативно-правовые акты Республики Казахстан в процессе профессиональной деятельности с целью безопасногоиэффективного обслуживания воздушного движения