8D05104 Генетика в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Программа направлена на формирование личности специалиста, обладающего критическим мышлением и знаниями в области общей и молекулярной генетики, генной и клеточной инженерии; способного работать с базами генетических данных из различных профессиональных источников, проводить системный, молекулярный и популяционный анализ и давать статистически значимую оценку полученных экспериментальных данных; способного вступать в дискуссии на генетические темы, аргументировать свою научную точку зрения по проблемам современной генетики; работать в междисциплинарной и многовекторной команде.
-
Академическая степень Докторантура
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 3 года
-
Объем кредитов 180
-
Группа образовательных программ D081 Генетика
-
Область образования 8D05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 8D051 Биологические и смежные науки
-
Гормональная сигналомика
Кредитов: 5Цель дисциплины: сформировать способность анализировать и объяснять молекулярно-генетические механизмы гормональной регуляции жизнедеятельности живых организмов для разработки научно-исследовательских проектов в области функциональной генетики. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: физико-химические основы и структурная организация лиганд-рецепторных комплексов, участвующих в гормональном ответе организма и клетки; современные представления о классификации, биосинтезе и распаде гормонов, молекулярных механизмах реализации сигнальных путей гормонального ответа у человека, животных и растений; гормональные сигнальные пути, их внеклеточные, цитоплазматические и ядерные компоненты; базы данных по гормональной сигналомике и различным гормональным кросстолкам эукариот; картирование сигнальных гормональных каскадов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Академическое письмо
Кредитов: 2Цель дисциплины сформировать способность структурировано излагать собственные идеи, создавать научные, научно-информационные тексты в области генетики и молекулярной биологии. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: особенности научного стиля; внутренняя дифференциация научного стиля, особенности научного дискурса, типологические особенности научного текста, принципы построения научного текста и подготовка его к публикации, особенности структуры и логики научного текста, специальная, общенаучная лексика и терминология в области генетики и молекулярной биологии.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Современные проблемы генетики человека и животных
Кредитов: 5Цель дисциплины: сформировать способность анализировать современные проблемы генетики человека и животных для проектирования комплексных и междисциплинарных проектов. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: современные достижения генетики человека и животных, молекулярные, биохимические и цитологические основы генетических болезней; классификация форм наследственной патологии; основные генетические методы в диагностике наследственной патологии; принципы лечения наследственных заболеваний; профилактика наследственной патологии; изучение и прикладное использование новых линий модельных животных организмов как тест-систем.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Методы научных исследований
Кредитов: 3Цель дисциплины сформировать способность разрабатывать и внедрять высокоинформативные методы современной генетики и молекулярной биологии для решения социальных, экономических и экологических проблем развития общества. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: использование законов классической генетики в системном анализе; выбор модельного объекта в соответствии с целью и задачами исследования; основные стратегии генетического картирования хромосом; обзор мировых баз данных по генетическим коллекциям модельных объектов; методики и перспективы использования «экзотической» гибридизации в природе и в лабораториях; решение проблем в области медицины и фармакологии, пищевой промышленности, сельского хозяйства, экологии на основе генетических методов; методологические основы генетического мониторинга человека и окружающей среды; принципы биоэтики в генетических исследований.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Молекулярные механизмы наследственности и изменчивости
Кредитов: 5Цель дисциплины: сформировать способность анализировать тенденции развития современной генетики и молекулярной биологии для разработки новых научно-методологических подходов изучения молекулярных механизмов наследственности и изменчивости. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: cовременные достижения в изучении доменной организации РНК и эволюционных аспектов на молекулярном уровне, регуляция фаговых и вирусных генов; регуляторные пути бактериального генома, мобильные генетические элементы и их регуляция, принципы формирования доменов, независимая, кооперативная и интегральная регуляция генов эукариот, кластерные гены и их регуляция; методы дифференциальной экспрессии генов, картирование генома, применение ГМО, их сертификация и предотвращение нежелательных эффектов, генная терапия как практика регуляции генов.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Современные проблемы генетики растений
Кредитов: 5Цель дисциплины: сформировать способность модернизировать селекционно-генетическую и генноинженерную деятельность в центрах аграрного профиля. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: современное состояние генетики растений; объекты и методы в генетике растений; клеточная инженерия растений; соматическая гибридизация и ее значение для селекционного процесса; цитоплазматическая мужская стерильность и перспективы ее использования в селекционно-генетических исследованиях; хромосомная инженерия растений; хромосомные технологии в селекции зерновых культур; молекулярно-генетические механизмы морфогенеза растений; ферменты генетической инженерии; методы секвенирования ДНК; геномные библиотеки; трансгенные растения; расшифровка генома зерновых культур; растения в качестве тест-систем.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Генетические механизмы эволюции
Кредитов: 5Цель дисциплины: дисциплины сформировать способность объяснять генетические механизмы эволюционного процесса органического мира и взаимосвязь системы человек - природа – общество. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: основные принципы организации жизни; уровни организации жизни: молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционно-видовой, биогеоценотический уровни организации жизни; генетические основы микроэволюции; элементарные эволюционные факторы – мутации. популяционные волны, изоляция, дрейф генов, миграция, естественный отбор; адаптациогенез; молекулярные и генетические механизмы прогрессивной эволюции; система человек-природа–общество.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Инновационные технологии преподавания генетики
Кредитов: 5Цель дисциплины: сформировать способность преподавать генетические дисциплины с учетом интеграции знаний в области фундаментальных и прикладных исследований и профессионального взаимодействия с коллегами и зарубежными партнерами При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: общепедагогические и специфические принципы обучения; основные виды обучения; система методов и методических приёмов обучения генетики; средства обучения; место и роль самостоятельной работы в процессе обучения; стандартные и инновационные методы преподавания, модульное обучение, технологии развития критического мышления, контекстное обучение, проблемное обучение, междисциплинарное обучение, обучение на основе опыта, онлайн и дистанционное обучение, развитие soft-skills, активные принципы разработки учебно-методических комплексов дисциплин, контроль качества обучения.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Код ON3
Осуществлять научное исследование на основе применения передовых технологий в общей и молекулярной генетике для решения актуальных проблем в области биологии, медицины, биотехнологии и экологии;
-
Код ON6
Интерпретировать результаты генетических исследований для составления рабочей гипотезы научной проблемы;
-
Код ON7
Обобщать ключевые принципы современной теории и методологии генетики, молекулярной биологии и генной инженерии для разработки и проведения междисциплинарных исследований;
-
Код ON10
Разрабатывать предложения по модернизации селекционно-генетической и генноинженерной деятельности в центрах и лабораториях биологического, медицинского, аграрного профиля;
-
Код ON4
Разрабатывать международные, национальные, отраслевые и региональные программы и проекты по общей и молекулярной генетике, мероприятия по мониторингу и профилактике генетических заболеваний;
-
Код ON11
Разрабатывать учебно-методические комплексы дисциплин и преподавать теоретические и прикладные курсы на основе студенто-ориентированного подхода с использованием цифровых технологий, интерактивных методов, форм и средств обучения для решения образовательных задач очного, дуального, дистанционного и инклюзивного образования;
-
Код ON2
Оценивать основные тенденции развития передовых идей и новых методов в генетике для решения генетических и генноинженерных проблем;
-
Код ON9
Интегрировать молекулярно-генетические результаты, полученные в ходе реализации научно-исследовательских проектов и диссертационных работ, в учебный процесс и в производственную практику;
-
Код ON1
Анализировать особенности функционирования организма, в зависимости от генетической организации и механизмов реализации генетической информации;
-
Код ON5
Разрабатывать и внедрять новые методы молекулярно-генетических исследований, обладающих повышенной аналитической и клинико-диагностической надежностью;
-
Код ON8
Выстраивать научно-исследовательскую, производственную и педагогическую деятельность на основе этических и правовых норм в отношениях между людьми и в отношениях живых организмов на основе принципов биоэтики;
-
Код ON12
Находить применение своим профессиональным способностям в области современной генетической науки в условиях международной кооперации, междисциплинарности и бизнес-инкубации на базе алгоритмов пилотного и долгосрочного генетического исследования; содействовать развитию науки и общества.