Действующая образовательная программа

8D02303 Лингвистика в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Цель образовательной программы «Лингвистика»: Подготовка специалиста высшей квалификации с углубленной теоретической и практической подготовкой к инновационной деятельности в области лингвистики, способного систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции направлений современного языкознания с целью применения этих знаний в диссертационном исследовании; осуществлять самостоятельные научные исследования на основе адекватного выбора методологии; давать квалифицированную оценку и определять значимость того или иного продукта своей и иной научной деятельности, создавать новое концептуальное знание, развивающее научные парадигмы перспективных направлений отечественной и зарубежной лингвистики и, в целом, науки, аргументированно презентовать его специалистам в условиях научных дискуссий, в том числе и международных, на рабочем языке научного мероприятия; разрабатывать проекты, работать в команде.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D057 Лингвистика
  • Направление подготовки 8D023 Языки и литература
  • Лингвистическая философия
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать системное представление о философии языка как особой форме познания мира в контексте будущей профессиональной деятельности. Дисциплина направлена на изучение основных исторических этапов развития философии языка, особенностей философских проблем и философско-методологической базы языкознания, основных концепций аналитической философии, герменевтики, структурализма, психоанализа, деконструкции, метаязыка и терминологического аппарата дисциплины.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Научно-исследовательское проектирование в сфере лингвистики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность определять, формулировать и разрабатывать актуальные лингвистические проблемы и их решение в виде проектов. описывать. Дисциплина направлена на изучение принципов организации научного исследования в контексте достижений современной гуманитарной науки, современных технологий проектирования собственной научно-исследовательской деятельности, интерпретации исследуемой проблемы в контексте междисциплинарных и трансдисциплинарных перспектив лингвистики.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психо- и нейролингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способности решать проблемы передачи информации в связи с психическими процессами. Дисциплина направлена на изучение: метаязыка, методов психо-/ нейролингвистического анализа, психических феноменов языковой личности, языкового сознания, психических процессов порождения/ восприятия речевых высказываний, речевую деятельность, мозговая организацию речевой деятельности, усвоения языка как психолингвисти-ческой проблемы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Общая лингвистика: структура и семантика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность критически оценивать, анализировать принципы структурно-системной организации, проблемы семантики языка. Дисциплина направлена на изучение: онтологии языкознания, системно-структурную организации языка, проблем семантики языка, языковых универсалий, природы и функций языка, знаковой природы языка, асимметрии языковых знаков, внешней и внутренней лингвистики, проблеме тождества и отдельности слова.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Академическое письмо
    Кредитов: 2

    Цель дисциплины: совершенствовать навыки письменной научной речи. Дисциплина направлена на изучение методологии написания научных работ, использования научного стиля письменной речи на основе знаний уровневой организации языка, норм письма, принципов структурирования научной статьи, докторской диссертации, положений подготовки рукописей, критериев выбора целевых журналов, требований для издания научных статей в рейтинговых научных журналах.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Язык, сознание, национальный менталитет
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность оценивать результаты выражения сознания в языке, влияния ментали-тета на поведение людей. Дисциплина направлена на изучение метаязыка, теорий, объектом которых являются язык, мышление, особенностей взаимного влияния менталитета/ языка, языковой установки как одной из составляющих структуры менталитета, языка как отражения национального характера, языкового менталитета как способе мышления.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Историография лингвистики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность методологического понимания лингвисти-ческих персоналий в истории развития языко-знания. Дисциплина направлена на изучение: первоисточников отдельных персоналий, значимых для развития лингвистической мысли концепций, основных положений для разработки принципов историографии лингвистики, разрешения сложных проблем становления лингвистики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теория дискурса: методы дискурсивного анализа и контент-анализ
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность критически исследовать дискурс. Дисциплина направлена на изучение: концептуальных предпосылок, методологического статуса, принципов, категориально-понятийного аппарата теории дискурса, методов, контент-анализа и единиц анализа теории дискурса, лексических и грамматических средств реализации дискурса, эксплицитных/имплицитных характеристик языка субъекта в дискурсе, критериев определения дискурса и типологии дискурса.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Научные доминанты антропоцентрической парадигмы лингвистики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать системное, критическое видение доминирующих теорий антропоцентрической парадигмы лингвистики ХХ-ХХI в.в. Учебный курс формирует научно-методологическую основу диссертационного исследования. Дисциплина направлена на изучение теорий и концепций современных парадигм языкознания, оценки их полипарадигмальной сущности, оптимальных научно-методических основ исследований, актуальных проблем лингвистики в целях реализации междисциплинарных проектов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно проводить лингвистическое исследование. Дисциплина направлена на изучение методологических принципов анализа, принципов интенсификации исследовательских приёмов с помощью интернет-ресурсов, мультимедийных пособий, научных сайтов, баз данных; расширение функционала самостоятельного интерактивного поиска информации.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Код ON1

    Проводить научные исследования и разработки в области лингвистики, основываясь на традиционных и новых научных концепциях, учитывая полипарадигмальность современного языкознания. Демонстрировать фундаментальные, системные знания в области общего языкознания (теоретико-методологических принципов, понятийно-терминологического аппарата лингвистики, актуальных лингвистических направлений, современных подходов, тенденций и трендов) в рамках современных научных парадигм знания. Планировать, оценивать критически и прогнозировать результаты лингвистических научных исследований в связях с общественностью.

  • Код ON2

    Критически оценивать результаты научных исследований в новых областях. Описывать содержание современных теорий, проблем и подходов, новых тенденций в исследовании лингвистики в контексте филологического и гуманитарного знания. Обобщать результаты познания и использовать их как средство получения нового знания.

  • Код ON3

    Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области лингвистики на основе самостоятельного оригинального подхода на основе научно-исследовательского проектирования.

  • Код ON4

    Собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать лингвистическую и научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений. Систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений современного языкознания с целью дальнейшего применения этих знаний при выборе исходных теоретических позиций диссертационного исследования.

  • Код ON5

    Синтезировать и трансформировать лингвистические и междисциплинарные знания в процессе решения научно-исследвательских задач. Проявлять лидерство в управлении и руководстве коллективом, передать свои знания и умения коллегам и подчиненным, стремиться к постоянному профессиональному росту. Проводить интеллектуальные занятия в организациях высшего образования с использованием новейших обучающих технологий, методов усвоения и контроля знаний в профессиональной сфере, руководить образовательными программами.

  • Код ON6

    Самостоятельно планировать и реализовывать комплексный процесс научных исследований в области лингвистики в рамках современных научных парадигм и исследовательских технологий, обеспечивающих оригинальный результат. Оценивать обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях лингвистики.

  • Код ON7

    Формулировать цели и задачи научного исследования и находить их решение. Выбирать адекватные методологические подходы исследования в области лингвистики, осуществлять их критический анализ. Контролировать ход и корректность получаемых в ходе изучения материалов, придерживаться научной этики и принципов обоснованности результатов.

  • Код ON8

    Осуществлять научные эксперименты и правильно анализировать их результаты. Решать на профессиональном уровне нестандартные исследовательские задачи различных уровней сложности с использованием концептуального и методологического аппарата лингвистики и смежных гуманитарных наук, делать обоснованные выводы в условиях отсутствия полных данных.

  • Код ON9

    Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс с целью решения научных задач. Планировать и методически обеспечивать проведение всех форм учебных занятий по дисциплинам лингвистического цикла в учебных заведениях РК. Выстаивать исследовательский процесс для получения и проверки результатов по основным направлениям диссертации, внедрять полученные данные в практику связей с общественностью.

  • Код ON10

    Создавать научный труд (научный отчет, реферат, научная статья, лингвистический комментарий, докторская диссетация, учебно-исследовательский и научный проект и т.д.) в области лингвистики с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов Национальных корпуса языков мира, лексикографических источников и давать ему оценку, определять значимость продукта своей научной деятельности. Участвовать в составлении планов и программ исследований и разработок, практических рекомендаций по исполнению их результатов. Составлять отчеты (разделы отчета) по теме или рзделу диссертационного исследования или научного проекта.

  • Код ON11

    Публиковать полученные в ходе исследований и экспериментов результаты в международных научных журналах с высоким импакт-фактором ThomsPO-Reuters и Scopus, научных журналов, рекомендованных ККСОН и представлять на международных конференциях. Презентовать результаты учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности в виде научных отчетов, рефератов, тезисов статей, филологических комментариев, докторских диссертаций, учебно-исследовательских и научных проектов и т.д. как специалистам, так и в аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки.

  • Код ON12

    Выбирать приоритеты учебной и научно-исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с общественными интересами, этическими ценностями, потребностями производства и общества. Быть готовым к корректному, толерантному и продуктивному взаимодействия в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения актуальных вопросов лингвистики. Участвовать в научных дискуссиях, выражать и отстаивать свою точку зрения по различным аспектам коммуникационной сферы на различных языках.

Top