Новая образовательная программа

6B05201 Геоэкология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста в области охраны окружающей среды, способного: - понимать условия функционирования природных геосистем в условиях различных видов антропогенного воздействия; - использовать современные методы анализа и контроля параметров окружающей среды; - собирать в полевых условиях аналитический материал и обрабатывать результаты полевых исследований; - оценивать состояние окружающей среды с помощью современных инструментальных методов; - разрабатывать природоохранные мероприятия для различных отраслей экономики.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B051 Окружающая среда
  • Предметы на ЕНТ Биология и География
  • Направление подготовки 6B052 Окружающая среда
  • Общее землеведение
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – сформировать способность понимать географическую оболочку, ее структуру и пространственную дифференциацию и оценить основные географические закономерности. Курс ориентирован на изучение географической оболочки, ее структуры и пространственной дифференциации, основных географических закономерностей, законы эволюции, целостности, круговоротов вещества и энергии, основные теории эволюции Вселенной и Земли. Студент будет способен представлять фундаментальные знания о функционировании природных комплексов в единстве и взаимодействии с окружающим пространством; сравнивать эволюцию атмосферы, гидросферы, биосферы и восстановить эволюцию географической оболочки; анализировать фундаментальные основы функционирования географической оболочки и её компонентов и графически представить процессы и явления, происходящие на планете;строить и анализировать физико-географический профиль, занимаемых географическими поясами составлять характеристики географических поясов на основе анализа картограмм.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основы топографии
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность понимать теорию карты как инструмента познания окружающего мира, принципы и методы её построения. Дисциплина направлена на формирование представлений о Земле, как небесном теле; системе координат, методах создания топографических карт и их использовании в научных и практических исследованиях. Курс формирует базовые знания о содержании топографических карт и имеет межпредметные связи с картографией, гидрографией. Студент будет способен обосновать и объяснить теорию земного эллипсоида и фигуры Земли; определять координатные системы, существующие на земной поверхности; оперировать навыками составления карт; оценить качество картографических источников, положенных в основу составления топографических карт; осуществлять осуществлять выбор способов изображения для составления карт; сформировать представление в целом о топографических картах как источников получения картографической информации.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Предпринимательство
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование у студентов представления об инновации в предпринимательской деятельности, об основных видах инновации, проблемах и методах разработки инновационных проектов в контексте будущей профессиональной деятельности. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: основные виды предпринимательской деятельности и инноваций, различие между бизнесом и предпринимательской деятельностью, основные теорий предпринимательства, правила разработки бизнес идеи; правила разработки бизнес-плана, основные фазы инновационной деятельности; основные субъекты инновационной и предпринимательской деятельности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Инклюзивное образование
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать способность применять современные стратегии и методы инклюзивного образования. Курс направлен на знакомство с концепциями, теориями инклюзивного образования, формированием умений и навыков проектирования и осуществления педагогического процесса учащихся с особыми потребностями. Специалист будет способен создавать оптимальные условия образовательной интеграции в условиях массовой школы; организовывать педагогическую поддержку субъектов образовательной интеграции; применять стратегии и методы инклюзивного образования, организовывать педагогическую поддержку субъектов образовательной интеграции; создавать оптимальные условия образовательной интеграции в условиях массовой школы; контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими особые образовательные потребности и их родителями; анализировать и оценивать педагогический процесс для детей с особыми образовательными потребностями.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать знания о закономерностях взаимодействия живых организмов со средой обитания, функционирования биосферы, основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных, поражающих факторов природного, техногенного и социального характера, способов защиты от опасностей, мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - обосновать опасные и вредные факторы среды обитания человека; - анализировать условия сохранения экологического равновесия и обеспечения экологической безопасности окружающей среды; - оценивать пути снижения антропогенного воздействия, ведущего к изменению климата и разрушению озонового слоя земли, сохранения биоразнообразия и предотвращения опустынивания и деградации земель; - организовывать спасательные работы в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера; - использовать законодательные и правовые основы в области обеспечения безопасности и охраны окружающей среды в практической деятельности; - прогнозировать чрезвычайные ситуации и их последствия, принимать решение о выборе основных способов, средств и методов индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: глобальные экологические проблемамы современности, причины, этапы их становления и последствия, устойчивое развитие природы и общества, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и его роль в деле предотвращения экологического кризиса и обеспечения устойчивого развития человечества.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Правовые основы противодействия коррупции
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: Сформировать способность анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций в сфере противодействия коррупции. Дать объективные знания о проблемах коррупции в современном обществе. Направить внимание студентов на проблемы формирования антикоррупционной культуры. Обьяснить студентам основные положения антикоррупционного законодательства. Ознакомить их с содержанием национального плана противодействия коррупции. Обучить их навыкам преодоления коррупции. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - обосновать и объяснить антикоррупционную политику Республики Казахстан, - определить формы и методы проявления коррупции в различных сферах жизнедеятельности, - оперировать юридическими понятиями и категориями, связанными с правовым регулированием антикоррупционной деятельности, - оценить коррупциогенные ситуации для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами, - осуществлять приемы противодействия коррупционному поведению, - сформировать правовое антикоррупционное мышление и сознание. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: нормативно-правовой базы по противодействию коррупции как основного регулятора антикоррупционной политики, раскрывает понятие и сущность коррупции, определяет правовые основы противодействия коррупции, стандарты антикоррупционного поведения. Дисциплина прикладного характера, имеет межпредметные связи с уголовным, уголовно-процессуальным, гражданским, административным правом.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Аль-Фараби и современность
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Дисциплина посвящена изложению основных философских и научных взглядов Абу Насра аль-Фараби. В процессе изучения рассматриваются особенности философии аль-Фараби и ее значение для современности, затрагивается вопрос о сущности научно-инновационного проекта «Аl Farabi university smart city» и его роли в формировании смарт-общества в Казахстане. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие темы: жизнь и творчество аль-Фараби, отношение аль-Фараби к религии, учение о познании аль-Фараби, логика аль-Фараби, учение о бытии аль-Фараби, философия языка аль-Фараби, натурфилософия аль-Фараби и современная наука, философия искусства аль-Фараби, социально-этические взгляды аль-Фараби, добродетельный город как модель Al-Farabi university Smart-city.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Геохимия ландшафтов
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать способность анализировать геохимические процессы, протекающие в современных ландшафтах, и закономерности перемещения и накопления химических элементов в природных и техногенных системах. Курс направлен на понимание сложнейших биологических, физико-химических и техногенных процессов, протекающих в ландшафтах Земли, факторов формирования геохимических и элементарных ландшафтов и взаимосвязей свойств, процессов и явлений. Студент будет способен обосновать и объяснить закономерности миграции химических элементов в географической оболочке в зависимости от внутренних и внешних факторов; определить методы расчета основных балансов вещества и энергии в геосистемах при решении проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, для прогнозирования развития экологических ситуаций; оценить по объективным параметрам состояние геохимии биосферы и ее влияние на состояние окружающей среды.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Высшая математика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование знаний основных положений математического анализа, аналитической геометрии и линейной алгебры, применение алгоритмических навыков при решении формализованных задач, использование математических методов исследования функциональных систем, необходимых для освоения базовых и профилирующих дисциплин. В ходе изучения курса формировать способность: объяснять основные фундаментальные понятия высшей математики, а именно: определения, теоремы, правила, методы и формулы линейной алгебры, аналитическую геометрию и векторную алгебру, теорию пределов и основу исчисления, интегральную теорию, теорию функций нескольких переменных, обыкновенные дифференциальные уравнения и применять математический аппарат к решению типовых задач экологии. Курс рассматривает: основы математического анализа, аналитической геометрии и линейной алгебры, изучение математических методов исследования функциональных систем применимых в экологии.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Биогеография
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать способность оценить географическое распространение живых организмов и их сообществ и анализировать их структуру на планете и в отдельных ее регионах. Курс формирует понимание закономерностей распределения организмов на Земле в пространственном и временном аспекте и направлен на формирование знаний о влиянии окружающей среды на пространственную дифференциацию организмов. Студент будет способен изучить основы хорологии (учения об ареале) и закономерности современного географического распространения основных групп живых организмов; рассмотреть основные причины, обусловившие динамику ареалов и изменение состава живых организмов;рассмотреть флористическое и фаунистическое районирование суши, дать характеристику фаунистических и флористических областей;изучить состав, структуру и охарактеризовать особенности фаунистических и флористических элементов представленных на территории Казахстана; прогнозировать последствия вмешательства человека в биосферу.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Физика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование способности понимать современную физическую картину мира, использовать фундаментальные законы, теории классической и современной физики, методы физического исследования, решать типовые задачи. В курсе изучаются физические явления и законы физики, границы их применимости в важнейших практических приложениях. Курс формирует навыки моделирования физических ситуаций с использованием компьютера. Студент будет способен использовать фундаментальные законы, теории классической и современной физики; знать физические исследования в своей профессиональной деятельности;решать типовые задачи дисциплины из различных областей физики; решать профессиональные задачи; оценить степень достоверности результатов, полученных с помощью экспериментальных или теоретических методов исследования; владеть навыками моделирования физических ситуации с использованием компьютера.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Геоэкологическое картографирование
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать способность применять картографический метод исследования в изучении состояния окружающей среды и понимать основы геоэкологического картографирования, методы создания карт и их применение в управлении природопользованием. Курс направлен на разработку различных видов геоэкологических карт, описывающих современное состояние окружающей среды, использования природных ресурсов, процессы переноса загрязнений. Студент будет способен понимать и применять типовые правила и способы обработки данных для создания геоэкологических карт; применять современные источники и методы сбора и анализа пространственных, статистических и данных для геоэкологического картографирования; использовать программные средства для получения, хранения, переработки информации при создании геоэкологических карт;формулировать требования к информационному, техническому и программному обеспечению геоэкологического картографирования.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Почвоведение
    Кредитов: 6

    Цель курса – формирование знаний о почве, ее образовании, свойствах, развитии и эволюции, закономерностях географического распространения и взаимосвязях с растительным покровом. Курс направлен на изучение происхождения, развития, строения, состава, свойств, режимов, плодородия, распространения почв. Курс формирует способности определять состав, свойства и режимы почвы. Студент будет способен разрабатывать мероприятия по охране и рациональному использованию почв; описывать морфологическое строение почвенного профиля и структуру почвенного покрова с определением типов почв по диагностическим признакам и по принятой классификации и номенклатуре; выявлять особенности почвенного покрова по регионам Казахстана, используя механизм формирования почв в зависимости от взаимодействия факторов почвообразования; обосновывать взаимовлияние экологических факторов на процессы почвообразования и формирование плодородия по природно-климатическим зонам.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Учение об окружающей среде
    Кредитов: 6

    Цель курса – формирование у студентов знаний об экологическом состоянии атмосферы, гидросферы, почвы и методах получения информации о состоянии природной среды, о ее роли в современном и будущем состоянии биосферы. Дисциплина формирует знания о строении земных оболочек и геологических особенностях Земли, основных закономерностях взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствиях хозяйственной деятельности. Студент будет способен описывать современные представления об экологическом состоянии атмосферы, гидросферы, почвы и сохранение устойчивого состояния биосферы; оценивать главенствующую роль окружающей среды в современном и будущем состоянии биосферы;использовать полученные знания в практической деятельности для сохранения устойчивого развития биосферы; анализировать знания об основных закономерностях взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствиях хозяйственной деятельности человека, особенно в условиях интенсификации природопользования; критически оценивать информацию о загрязнении окружающей среды.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Геофизика ландшафтов
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать способность описывать и оценивать геофизические основы функционирования ландшафтов и продуцирования органического вещества в геосистемах. Курс формирует основу для изучения физических особенностей природных и антропогенных объектов. Курс направлен на изучение основных физических свойств ландшафтов, физических законов и закономерностей, объясняющих эти свойства, геофизических процессов протекающих в современных ландшафтах. Студент будет способен обосновать и объяснить происхождение и проявления антропогенного фактора в тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях; определить формы и методы обработки, анализа, обобщения и корреляции данных полевых геофизических исследований; оперировать фундаментальными законами физики для описания физических процессов в геосистемах и отдельных природно-территориальных комплексах и влияние на них деятельности человека; оценить различные физические процессы и явления в окружающем мире.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • ГИС-технологии в геоэкологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность применять современные ГИС при оценке, моделировании и прогнозировании экологического состояния и качества базовых компонентов природных, агро и урбоэкосистем. Курс направлен на овладение современными методами ГИС технологий, приобретение практических навыков и компетенций в сфере геоинформационного моделирования и оценки функционально-экологического качества базовых компонентов окружающей среды; использовать программные средства для получения, хранения, переработки информации при создании геоэкологических карт; формулировать требования к информационному, техническому и программному обеспечению геоэкологического картографирования; выбирать и использовать необходимые элементы ГИС, средства, методы и структуры, типовые правила и способы обработки данных, применяемые для создания геоэкологических карт; сопоставлять исходные картографические и иные материалы и оценивать готовые карты.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Основы геологии и гидрогеологии
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать способность понимать основы формирования геологической среды, анализировать использование и охрану подземных вод, оценивать функционирование динамической системы горные породы–подземные воды–антропогенные сооружения. Курс направлен на формирование навыков чтения и построения графических материалов инженерно-геологических и гидрогеологических исследований, оценки качества и полноты геологической и гидрогеологической информации для оценки антропогенеза. Студент будет способен объяснить особенности геологического строения земной коры; изменения гидрогеохимической обстановки при антропогенном воздействии на окружающую среду; оценить качество подземных вод на основе их генетической классификации; определить методы оценки свойств горных пород; осуществлять областей техногенного влияния на горные породы и подземные воды.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Общая гидрология
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность оценивать состав и свойства гидросферы, водные ресурсы планеты и отдельных ее частей, использование человеком водных ресурсов. Дисциплина представляет собой понимание процессов и закономерностей, происходящих в объектах гидросферы. Учебный курс направлен на изучение следующих вопросов: гидрологию морей, озер, рек, ледников, подземных вод и болот; понимать закономерности процессов формирования поверхностного стока, водного баланса Земли, суши и речного бассейна, физико-химические свойства воды, географическую (гидрологическую) номенклатуру. Студент будет способен перечислить основные водные объекты, их специфику и понимать значимость гидрологических ресурсов и их использование; определять морфометрические характеристики бассейна реки, расход воды, источники питания за половодье и выделять фазы водного режима; рассчитывать основные гидрологические характеристики годового стока, его внутригодового распределения, показатели гидрологического режима водотоков.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Основы токсикологии и экологического нормирования
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать способность определять токсичность химических соединений и их нормы. Курс формирует основы для понимания путей проникновения вредных веществ в организм, их токсикологических характеристик, последствий воздействия и установления экологических нормативов. Курс направлен на изучение разнообразия, структуры и действия вредных веществ на живые организмы и нормирование их в окружающей среде. Студент будет способен идентифицировать основные группы загрязнителей и понимть пути их миграции, трансформации, накопления в экосистемах, проникновения и выведения из живого организма; определять степень опасности и токсичности вредного вещества при попадании в окружающую среду и живые организмы и возможные последствия их воздействий, процессы метаболизма в живых организмах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать способность интерпретировать основных законодательно-правовые инормативные документовв области охраны окружающей среды. Курс формирует методологические основы использования законодательной базы в области охраны окружающей среды в конкретных жизненных ситуациях. Курс направлен на изучение нормативно-правовых актов Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и их практическое применение; демонстрировать полученные знания об эколого-правовых отношениях в РК. Студент будет способен понимать природоохранную политику Республики Казахстан; освоить элементы правовой системы контроля над природопользованием и охраной окружающей среды; оценивать законодательные предписания природоохранного законодательства, контролировать их выполнение; применять эколого-правовые навыки для решения региональных проблем в области природопользования и охраны окружающей среды.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Экология сельского хозяйства
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность оценить возможности почвы, растений и животных при производстве сельскохозяйственной продукции. Курс формирует навыки обоснования способов и приёмов рекультивации и реабилитации загрязнённых территорий, направлений использования почв в адаптивно-ландшафтной системе земледелия, анализа природоохранных решений для возвращения земель в сельскохозяйственное пользование, проведения экологической экспертизы проектов сельскохозяйственного землепользования. В курсе изучаются описание сущности формирования биогеохимических циклов в естественных экосистемах и агроэкосистемах;обоснование способа и приёма рекультивации и реабилитации техногенно-загрязнённых территорий; анализ правильности природоохранных решений с целью возвращения земель в сельскохозяйственное пользование для производства экологически безопасной продукции; проведение экологической экспертизы проектов сельскохозяйственного землепользования; оценка уровня плодородия, обоснование направления использования почв в адаптивно-ландшафтной системе земледелия.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Агрохимия
    Кредитов: 5

    Цель курса – формирование способности улучшения плодородия почвы и качества растениеводческой продукции для получения высокого урожая. Курс формирует основу для понимания взаимодействия растений, почвы и удобрений при выращивании сельскохозяйственных культур, рационального применения удобрений. Дисциплина изучает взаимоотношения между растениями, почвой, удобрениями в круговороте веществ в земледелии и влияние на них химических препаратов. Студент будет способен усвоить особенности химического состава важнейших сельскохозяйственных культур и его влияние на качество продукции; определять агрохимические свойства почв и приемы повышения почвенного плодородия; оценивать состав, свойства, поведение в почве и особенности эффективного применения минеральных и органических удобрений; выполять агрохимические анализы растений, почв и удобрений, правильно использовать в практической деятельности материалы агрохимического и радиологического обследование почв.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Экология техносферы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность оценивать взаимодействие объектов техносферы с человеком, техногенной и природной средой. Курс формирует основу для понимания особенностей становления техносферы, ее свойств, взаимодействия ее объектов между собой, со средой обитания и человеком. Курс направлен на изучение методов и способов рационального использования природных и вторичных ресурсов. Студент будет способен анализировать взаимодействие человека и его деятельности со средой обитания и описать факторы, определяющие устойчивость биосферы; идентифицировать факторы и опасности среды обитания (виды, классификацию, поля действия, источники возникновения, теорию защиты);применять нормативно-техническую базу в области техносферной безопасности; оценить антропогенное воздействие на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий; использовать методы оценки экологической ситуации и обеспечения безопасности среды обитания.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Законодательство РК в области ООС
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать способность интерпретировать основные правовые нормы, регулирующие экологические отношения в Республике Казахстан и юридически грамотно решать проблемы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Курс формирует навыки юридического разрешения вопросов в области охраны окружающей среды. Курс знакомит студентов с правами и обязанностями граждан и юридических лиц в области охраны окружающей сред; демонстрировать полученные знания об основных понятиях, используемых в эколого-правовых отношениях, о системе экологического законодательства РК, его принципах и структуре. Студент будет способен понимать основное содержание понятий и категорий, используемых в эколого-правовых отношениях; анализировать проблемные ситуации в области природопользования с правовой точки зрения; оценивать юридически значимые обстоятельства и классифицировать юридические факты природоохранного законодательства.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Экологические нормативы природопользования
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность понимать принципы установления экологических нормативов, применять экологические нормативы, оценивать качество компонентов окружающей среды в соответствии с экологическими нормативами. Курс направлен на изучение групп экологических нормативов и обоснование их применения, установление отличий нормативов качества, нормативов эмиссий и комплексных нормативов, анализ порядка разработки экологических нормативов. Студент будет способен понимать принципы установления экологических нормативов;обосновать применение экологических нормативов; примененять нормативы в области охраны окружающей среды в профессиональной деятельности;различать группы экологических нормативов: нормативы качества окружающей среды, нормативы эмиссий и комплексных нормативы; анализировать порядок разработки экологических нормативов;оценивать качество компонентов окружающей среды в соответствии с экологическими нормативами.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Геоэкология
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать способность понимать закономерности развития географической оболочки Земли, специфику региональных и локальных территорий; анализировать механизмы для определения путей решения геоэкологических проблем. Курс формирует основу для изучения изменений географической среды в результате ее естественного развития и антропогенного воздействия. Курс направлен на формирование представлений проявлений региональных и локальных геоэкологических проблем. Студент будет способен обосновать междисциплинарность геоэкологии для интеграции геосфер и социальной сферы; объяснить геоэкологические аспекты природно-техногенных геосистем; оценить устойчивость геосистем воздействием экологических факторов; прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф типизацией техногенных воздействий на атмосферу, литосферу, гидросферу, педосферу; установить взаимосвязи климатических факторов и показателей развития общественного производства.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Адаптивно-ландшафтное земледелие
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать способность обосновать экологическую систему земледелия как базовую составляющую агропромышленного комплекса. Курс направлен на познание основ адаптивно-ландшафтной системы земледелия, имеющий современный подход к агроэкологическим анализам территории и практическим внедрениям новейших технологий земледелия. Курс формирует основу для изучения ландшафтного районирования, различных типов агроландшафтов (лесолуговой, мелиоративно-ирригационный, противодефляционный); обосновать и объяснять экологическую основу адаптивно-ландшафтной системы земледелия. Студент будет способен определить типы агроландшафтов и адаптированные к ним формы и методы составления проекта адаптивно-ландшафтного земледелия; оперировать полученными результатами межпредметных дисциплин для подбора современных агротехнических приёмов к определённым типам агроланшафтов; освоить методы составления тематических карт с использованием ГИС технологий, обобщить полученные результаты и составить ландшафтные карты территории.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Геоурбанистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность описывать и анализировать проблемы взаимодействия мест расселения с окружающей природной средой. Курс формирует основы понимания взаимодействия искусственной и природной сред на территориях городов,процессов урбанизации, этапов развития городских систем. Курс направлен на формирование представления о динамике и закономерностях процессов урбанизации, пространственной организации и функционировании городских систем. Студент будет способен обосновать пространственные закономерности урбанизации через основные этапы эволюции городских систем; оценить роль городов в организации пространства, их структуры и динамики развития; определить основные экологические проблемы в городской среде; осуществлять методические подходы к исследованию социально-экономико-экологического комплекса города; сформировать свою точку зрения по вопросам изменения качества природной среды и учета геоэкологических свойств региона при проектировании районной планировки.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Экологический менеджмент
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность анализировать экологическую деятельность предприятия, внедрять системы ЭМ и оценивать их эффективность, разрабатывать и принимать управленческие решения. Курс формирует способности для оценки экологического жизненного цикла продукции, реализации и внедрения систем ЭМ на базе международных стандартов ИСО 14000. Курс направлен на изучение теоретических основ и современных технологий ЭМ. Студент будет способен обосновать экологическую политику и планирование экологической деятельности предприятия; применять требования стандарта ISO 14001 к системам экологического менеджмента, законодательную базу, регулирующую деятельность в области экологического менеджмента; анализировать экологическую деятельность предприятия для принятия решения по выводу его экологически кризисной обстановки; разрабатывать критерии и программы аудита систем экологического менеджмента.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Эколого-экономические основы производства
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать способность экономически оценивать экологическую деятельность предприятий, рассчитывать платежи за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды. Курс направлен на изучение экономических основ рационального природопользования, административных и экономических механизмов регулирования природопользования, обоснование применение в РК основных нормативно-правовых актов, регулирующих использование природных ресурсов, организацию систем экологического менеджмента предприятия. Студент будет способен описывать технологические процессы и определять основные параметры традиционных и новейших технологий различных отраслей экономической деятельности, их влияние на эколого-экономические показатели производства; определять взаимосвязь между технологиями производства и факторами его размещения, между параметрами производства и антропогенными изменениями природной среды; определять факторы размещения производства по его технико-экономическим и экологическим показателям.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Экология недропользования
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность анализировать экологические функции литосферы,требованиях в области рационального и комплексного использования недр, правовые и экономические механизмы управления недропользованием. Курс направлен на формирование методологических основ понимания принципов недропользования в соответствии с законодательством РК, системы государственного регулирования недропользования. Курс формирует навыки разработки природоохранных мероприятий добывающих предприятий. Студент будет способен объяснять основные понятия и принципы недропользования в соответствии с законодательством РК; анализировать системы государственного регулирования недропользования РК и систему платежей за пользование недрами РК;применять нормативно-правовую базу в сфере устойчивого недропользования; оценить состояние недропользования в экономике РК и мира; разрабатывать природоохранные мероприятия для устойчивого недропользования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Метеорология и климатология
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность оценивать состав и свойства атмосферы и понимать природу основных физических процессов, протекающих в атмосфере. Дисциплина представляет собой понимание основных физических процессов, протекающих в атмосфере. Учебный курс направлен на изучение следующих вопросов: состав и строение атмосферы; основы статики атмосферы; процессы преобразования солнечной радиации, формирование погоды и климата; описать состав и строение атмосферы, принципы и законы теплообмена, влагооборота и атмосферной циркуляции, физические процессы и факторы, определяющие погоду и климат. Студент будет способен перечислить основные подходы к классификации типов климата и климатическому районированию, зональные особенности погоды и климата, давать им качественную и количественную оценку; анализировать климатические ресурсы отдельного региона и составлять метеорологические и агрометеорологические прогнозы и расчеты.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Мелиорация почв
    Кредитов: 5

    Цель курса – формирование способности понимать современное состояние и перспективы развития мелиорации почв, актуальные для Казахстана, оросительные мелиорации и мелиорации засоленных почв как средства интенсификации сельского хозяйства и экологической устойчивости агроценозов. Курс направлен на формирование теоретических основ для проведения мелиорации для получения высоких урожаев, оптимизации процесса сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. Студент будет способен освоить принципы и методы бонитировки почв по свойствам почв, которые коррелируют с урожайностью и средней многолетней урожайностью культур; определять по диагностическим признакам структуру почвенного покрова и произвести агропроизводственную группировку почв; осуществлять статистическую обработку материалов бонитировочных исследований: данных свойств и режимов почв и средней многолетней урожайности ведущих культур по почвенным зонам и подзонам.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Экология промышленного производства
    Кредитов: 6

    Цель курса – сформировать способность разрабатывать обоснованные инженерно-технические мероприятия по сохранению качества окружающей среды в условиях промышленного производства. В курсе рассматриваются основные экологические проблемы различных отраслей производства, мероприятия и технологии защиты окружающей среды на промышленных предприятиях, аппараты очистки газов, сточных вод, мероприятия по очистке почв, утилизации отходов. Студент будет способен классифицировать загрязняющие вещества отдельного производстваи комплекса промышленных производств и их влияние на окружающую среду; определять, выявлять и предвидеть отрицательное воздействие, вызываемое промышленными предприятиями; прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф типизацией техногенных воздействий на атмосферу, литосферу, гидросферу, педосферу; проанализировать взаимодействие отдельных производств с ресурсами окружающей среды;выбирать пути и методы снижения отрицательных воздействий существующих производств на окружающую среду и проводить экологизацию технологических процессов промышленных предприятий.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Экономические основы природопользования
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность оценить природные ресурсы и рассчитать платежи за природопользование, за загрязнение окружающей среды и экономический ущерб от ее загрязнения. Курс направлен на формирование методологических основ понимания административных и экономических механизмов регулирования природопользования; экономической оценки природных ресурсов; расчета экологических платежей и экологического ущерба от загрязнения окружающей среды. Студент будет способен понимать механизмы формирования платежей за пользование природными ресурсами и загрязнения окружающей среды; применять различные нормы законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих использование природных ресурсов; обосновывать экономические механизмы регулирования природопользования; рассчитывать экологический ущерб от загрязнения окружающей среды, плату за использование природных ресурсов и за эмиссии в окружающую среду.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Управление отходами
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать способность оценить современную систему управления отходами производства и потребления для осуществления природоохранных работ на конкретных территориях. Курс направлен на ознакомление с методами утилизации и переработки отходов, организацией системы обращения с отходами, нормами образования отходов, разработку схемы управления отходами на предприятии, проектов нормативов образования отходов и лимитов размещения. Студент будет способен работать с нормативными и правовыми документами в сфере обращения с отходами; проводить надзорные проверки деятельности по обращению с отходами и выявлять нарушения в сфере обращения с отходами; составлять отчетную документацию в сфере обращения с отходами производства и потребления и проходить процедуру лицензирования в сфере обращения с отходами;разрабатывать проекты нормативов размещения отходов и лимитов на их размещение, схемы управления отходами.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Рекультивация ландшафтов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование способностей оценивать деградированные нарушенные и загрязненные ландшафты и разрабатывать мероприятия по их рекультивации. Курс формирует основу для разработки схем рекультивации земель, организации природоохранных мероприятий для снижения негативного воздействия промышленных предприятий на окружающую среду. Курс направлен на изучение направлений и этапов рекультивации ландшафтов, нормативных документов в указанной сфере. Студент будет способен представить развернутую оценку деградированных сельскохозяйственных земель в Казахстане; описать этапы и стадии рекультивации нарушенных природно-техногенных ландшафтов; перечислить мероприятия по рекультивации и охране различных категорий нарушенных земель и наметить пути их рационального использования; разрабатывать технологические схемы рекультивации нарушенных земель и обосновывать выбор основных направлений рекультивации земель; организовать комплекс природоохранных мероприятий с целью снижения негативного воздействия горнодобывающего, нефтегазодобывающего или перерабатывающего предприятия на окружающую среду.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Ландшафтоведение и районирование
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность оценивать антропогенную нагрузку в различных типах природных комплексов методами прикладного ландшафтоведения. Курс изучает классификацию и морфологическую структуру природных ландшафтов, их роль в формировании геосистем, роль различных факторов в формировании и функционировании ландшафта, проблемы территориальной организации ландшафтов, проблемы воздействия антропогенных изменений на природные ландшафты, методы ландшафтных исследований. Студент будет способен объяснять закономерности динамики ландшафтов, важнейшие факторы ландшафтогенеза и этапы эволюции ландшафтной оболочки Земли, основные теоретико-методологические положения географического районирования; охарактеризовать особенности строения и функционирования отдельных типов ландшафтов Земли, выделять их морфологические единицы и геохимические особенности; составлять карты географического районирования с помощью различных методических приемов;оценивать современное экологическое состояние и перспективы развития ландшафтов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Экологическая документация предприятия
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность разрабатывать экологическую документацию и вести экологическую отчетность предприятия. Курс формирует базу для понимания основ экологического проектирования, процедуры производственного мониторинга, инвентаризации источников загрязнения. Студент будет способен применять основные требования экологического законодательства РК; вести документы экологической налоговой, статистической отчетности, отчетности по опасным отходам, по производственному экологическому контролю (ПЭК) и заполнять формы 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух), 4-ОС; разрабатывать и согласовывать разрешительную документацию предприятия; разрабатывать проекты ПДВ, ПДС, НРО, паспортов отходов и т.д.; анализировать деятельность предприятий по экостатистике и разрабатывать план природоохранных мероприятий.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Экологическая экспертиза и аудит
    Кредитов: 5

    Цель курса – сформировать способность проводить процедуру экологической экспертизы и аудита, их организацию за рубежом и в Казахстане. Курс формирует основу для понимания основных понятий и правил проведения экспертизы и аудита. Курс знакомит с системой норм и правил, нормативными документами по экологической экспертизе и аудиту, охране окружающей среды, рациональному природопользованию. Студент будет способен понимать и различать виды, процедуру принципы и условия проведения экологичесой экспертизы и аудита; применять алгоритмы разработки экологической экспертизы и аудита различного уровня для конкретных проектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности;анализировать и применять принципы и методы получения и анализа информации в области экологической экспертизы и аудита; организовывать проведение экологической экспертизы и аудита.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Этапы и процедуры ОВОС
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность проводить процедуру оценки воздействия на окружающую среду действующих и намечаемых объектов. Курс формирует теоретическую основу для понимания процедуры ОВОС и разработки проектов ОВОС. Курс направлен на изучение принципов и методов проведения ОВОС, использование различных матриц оценки воздействия на окружающую среду, обоснование решений, принятых в проектах ОВОС. Студент будет способен выбирать методы и практические приемы ОВОС для разработки проекта;применять правила и процедуры экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности на различных стадиях: заявлений о намерениях, технико-экономического обоснования (ТЭО) инвестиций, ТЭО проекта с учетом возможного воздействия на здоровье населения и социально-экономических последствий; анализировать и сравнить конкретные проекты ОВОС различных видов хозяйственной деятельности и выявлять их преимущества и недостатки.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Организация и планирование природоохранной деятельности
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность разрабатывать и обосновывать природоохранные мероприятия по предотвращению, снижению или ликвидации негативного воздействия на окружающую среду. Курс направлен на формирование основ управления и контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Курс формирует навыки разработки природоохранных мероприятий, заполнения форм экологической отчетности и оформления разрешений на природопользование. Студент будет способен описать систему государственного управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; организовать и провести государственный и производственный экологический контроль деятельности предприятий; организовать работу экологической службы на предприятии, вести Государственную статистическую отчетность по вопросам охраны окружающей среды, оформлять и получать разрешительную документацию для предприятия.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Пустыневедение
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование способности анализировать факторы, причины опустынивания, разрабатывать меры для решения проблем опустынивания и по борьбе с ним. Курс формирует навыки оценки климатических и геоморфологических особенностей региона с целью недопущения развития опустынивания. Дисциплина направлена на изучение классификации типов, критериев, факторов и современного состояния опустынивания, методов борьбы с ним; региональные особенности территории, проблемы опустынивания, критерии опустынивания; факторы вызывающие опустынивание и причины деградации почв, техногенное нарушение земель. Студент будет способен аргументировать полученные знания для решения проблем опустынивания и разработки мер по борьбе с негативными процессами опустынивания; проводить самостоятельную оценку климатических и геоморфологических особенностей региона с целью недопущения развития опустынивания; интерпритировать мероприятия по восстановлению деградированных земель и плодородия почв.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Экологическая стандартизация и сертификация
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность разрабатывать экологические цель, программу и политику предприятия, анализировать и применять стандарты в области охраны окружающей среды, оценить сертификацию систем экологического менеджмента. Курс направлен на изучение показателей и оценки качества продукции, понятий, этапов и перспектив развития государственной и международной систем стандартизации и сертификации, нормативных документов по стандартизации. Студент будет способен понимать содержание, структуру, правовые и экономические основы современной системы экологической стандартизации и сертификации; объяснять значение и принципы применения экологической маркировки продукции; сравнить принципы построения международных и отечественных стандартов, объяснить правила пользования стандартами и другой нормативной документацией по стандартизации; свободно ориентироваться и применять действующее законодательство, регулирующее экологическую стандартизацию и сертификацию.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Основы гляциологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность анализировать современные проблемы ледников в связи с изменением климата, антропогенное влияние на ледниковый режим и прогнозирование изменений ледников в будущем. Курс рассматривает ледники, их закономерности и распространение с учетом физико-географических условий, прогнозирование современного режима ледников в будущем, возникновение различных видов ледников в природе. Студент будет способен перечислить ледниковые районы мира, факторы и климатические циклы колебания ледников, причины возникновения, условия существования, развития и факторы, способствующие сходу снежных лавин и гляциальных селей;описать закономерности формирования и распределения снежного покрова на Земле, физико-механические свойства льда и типы движения ледников, механизм возникновения и свойства пресных и морских льдов; ориентироваться в современных проблемах гляциологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Мониторинг окружающей среды и природных ресурсов
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – сформировать способность оценивать причины и следствия неблагоприятного природного и антропогенного воздействия на окружающую среду и способы их выявления. При изучении дисциплины рассматривается назначение мониторинга, геоэкологическое районирование, основные принципы мониторинговых исследований, организация и проведения экологического геомониторинга, система методов наблюдения и контроля. Студент будет способен понимать назначение, классификацию и принципы мониторинга окружающей среды; различать специфику мониторинга состояния водных, земельных ресурсов, лесного фонда, геологической среды, биологических и других природных ресурсов; применять различные методы наблюдений и оценки состояния окружающей среды; разрабатывать программы мониторинга окружающей среды; планировать, организовать и проводить работы по мониторингу окружающей среды и природных ресурсов.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Бонитировка почв
    Кредитов: 5

    Цель курса – формирование способностей оценить качество почвы, на основе баллов бонитета рассчитать урожайность сельскохозяйственных культур и дать рекомендации по ее повышению. Курс направлен приобретение практических навыков по диагностике, качественной оценке, классификации и агропроизводственной группировке почв. Курс формирует основу для разработки рекомендаций по зонированию территории, рациональному планированию, дифференциации, специализации сельскохозяйственного производства. Студент будет способен освоить принципы и методы бонитировки почв по свойствам почв, которые коррелируют с урожайностью и средней многолетней урожайностью культур; определять по диагностическим признакам структуру почвенного покрова и произвести агропроизводственную группировку почв; осуществлять статистическую обработку материалов бонитировочных исследований: данных свойств и режимов почв и средней многолетней урожайности ведущих культур по почвенным зонам и подзонам.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Код ON2

    2. собирать и обрабатывать информацию для проведения мониторинга окружающей среды, формировать базы данных состояния окружающей среды с применением современных методов анализа и ГИС- технологий;

  • Код ON10

    10. разрабатывать мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды в различных отраслях;

  • Код ON1

    1. понимать физические и химические процессы в компонентах окружающей среды, строение, состав, функции и экологическое состояние атмосферы, гидросферы, литосферы для проведения оценки состояния ОС, перспективы использования полезных ископаемых и создавать тематические карты с использованием ГИС-технологий;

  • Код ON9

    9. проводить оценку воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, используя результаты лабораторных анализов, актуальную нормативно-правовую базу в области охраны окружающей среды;

  • Код ON5

    5. анализировать и применять нормативные документы в области использования природных ресурсов, охраны недр и окружающей среды для обеспечения экологической безопасности природно- техногенных систем и разработки рекомендаций по рациональному природопользованию;

  • Код ON7

    7. использовать приемы и методы ландшафтного земледелия, рекультивации земель для улучшения плодородия и других свойств почв;

  • Код ON8

    8. применять нормативно-правовые акты в профессиональной деятельности, вести экологическую документацию с учетом основ экологического нормирования, ориентироваться в экономических механизмах использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;

  • Код ON4

    4. проводить геохимические и геофизические исследования строения и функционирования ландшафтов, почв, состава и свойств поверхностных и подземных вод, по идентификации и описанию биологического разнообразия путем отбора проб компонентов окружающей среды;

  • Код ON3

    3. демонстрировать базовые знания в области высшей математики, фундаментальных разделов физики, общего землеведения для обработки и анализа экологической информации;

  • Код ON6

    6. объяснять значение экологической экспертизы и экологического аудита субъекта хозяйственной деятельности и организовывать их проведение;

  • Код ON11

    11. организовывать природоохранную деятельность в региональном и локальном (на предприятии) масштабе, систему экологического менеджмента, экологическую стандартизацию и сертификацию продуктов, процессов и услуг;

  • Код ON12

    12. анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции, использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции, понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области геоэкологии и природопользования на государственном, русском и иностранном языках, работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Top