Новая образовательная программа

8D02308 Русская филология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Программа направлена на формирование личности специалиста, обладающего критическим мышлением; способного проводить научные исследования в области современного русского языкознания и литературоведения; собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать научную информацию; осуществлять самостоятельные научные исследования на основе адекватного объекту исследования материала, выбирать методологию с проекцией на развитие новых перспективных направлений филологической науки; аргументированно представлять и отстаивать собственное научное мнение на научных дискуссиях, используя их рабочий язык.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D060 Филология
  • Направление подготовки 8D023 Языки и литература
  • Академическое письмо
    Кредитов: 2

    Цель дисциплины - сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, чтобы обеспечить эффективное письменное общение в академической среде; сформировать способность корректировать и редактировать научные тексты. Учебный курс формирует способность создавать научные тексты разных жанров: аннотации, рефераты-обзоры, аналитические эссе, филологические комментарии, отчеты по эмпирическому исследованию и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов разных жанров. При изучении дисциплины обучающиеся будут изучать следующие аспекты: особенности научного дискурса. Стилевые и языковые (лексические и грамматические) особенности научной речи. Научная терминология, использование терминов в научном тексте. Особенности построения предложения в академическом тексте. Редактирование речевых ошибок. Нондискриминационный язык. Жанры академических текстов: первичные и вторичные; научные, научно-популярные и учебно-методические. Структура академического текста. Композиция абзаца. Композиция академического текста. Синопсис, или обоснование темы исследования. Критерии проверки синопсиса. Академическая культура. Знание источников как часть академической культуры. Оформление академического текста. Правила цитирования, оформление цитат. Плагиат. Оформление ссылок на публикации. Варианты оформления сносок. Типы библиографических списков. Оформление библиографических списков. Оформление списка источников. Оформление заголовка. Особенности написания отчета по эмпирическому исследованию, аннотации, реферата, рецензии.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Научные доминанты русской филологии второй половины XX века – начала XXI века
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать системное видение доминирующих теорий в русской филологии ХХ – ХХI веков; критически оценивать их полипарадигмальную сущность, чтобы выбрать оптимальные научно-методические основы диссертационного исследования, чтобы решать актуальные проблемы филологии, реализовывать междисциплинарные проекты. Учебный курс формирует научно-методологическую основу диссертационного исследования. Дисциплина направлена на изучение теорий и концепций современного полипарадигмального русского языкознания и литературоведения. В ходе изучения курса сформировать у обучающихся способности: 1 Выделять и объяснять суть традиционных и новых доминантных научных концепций. 2 Обобщать результаты познания и использовать их как средство получения нового знания. 3 Выбирать адекватные методологические подходы исследования в области русской филологии, осуществлять их критический анализ. 4 Решать на профессиональном уровне нестандартные исследовательские задачи различных уровней сложности с использованием концептуального и методологического аппарата филологии. 5 Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс. 6 Создавать оригинальный научный труд в области русской филологии. 7 Презентовать результаты учебной, научно-исследовательской деятельности научному сообществу. 8 Быть готовым к корректному, толерантному и продуктивному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения актуальных проблем русской филологии. При изучении дисциплины обучающиеся будут изучать следующие аспекты: лингвоцентрический и антропоцентрический подходы к языку. Картина мира как общенаучная категория/ Внешняя и внутренняя лингвистика/ Доминантные направления современного полипарадигмального филологического знания: когнитивная лингвистика, гендерная лингвистика и гендерное литературоведение, юрислингвистика, коммуникативная лингвистика, прагмалингвистика, лингвистическая имиджелогия, политическая лингвистика, интернет-лингвистика. Неомифологическое сознание в русской прозе и поэзии конца Х1Х-начала ХХ веков. Сравнительное изучение литератур в свете концепции диалогичности искусства. Семиотика как сфера научных исследований литературоведения.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины - сформировать способность самостоятельно проводить научное филологическое исследование, используя как всеобщие, так и общенаучные и специальные методы, методики и технологии. Учебный курс формирует методологическую основу филологического исследования. В ходе изучения курса у обучающегося формируются способности: выбирать теоретическую и практическую методологию, методы, приемы, методики (процедуры) исследования релевантные целям и задачам филологического исследования; анализировать методы филологического исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности; осуществлять филологические исследования с использованием всеобщих, общенаучных и специальных методов, а также инновационных, информационных и цифровых технологий; использовать концептуальный и методологический аппарат научных направлений в лингвистике и литературоведении для решения задач различных уровней сложности; выполнить проектное исследование по одной из предложенных тем, презентовать его результаты, аргументированно отстаивать собственное мнение в научном обсуждении. При изучении дисциплины будут изучаться следующие аспекты: методология филологического исследования. Принципы филологического исследования. Теоретические основания филологического исследования. Общенаучные методы исследования: эмпирические и мыслительно-логические. Междисциплинарные методы исследований. Методы, приемы и процедуры лингвистического исследования: гипотетико-дедуктивный метод, метод оппозиций, дистрибутивный анализ, дистрибутивно-статистический анализ, валентностный анализ, контекстологический анализ, компонентный анализ. Методы, приемы и процедуры литературоведческого исследования: описательный метод, биографический метод, культурно-исторический метод, сравнительно-исторический метод (компаративизм), сравнительно-сопоставительный метод, историко-типологический метод, социологический метод, психологический метод, психоаналитический метод, формальный метод, структурно-семантический, интертекстуальный и мифопоэтический. Использование информационно-компьютерных технологий в филологических исследованиях. Потенциал инновационных, информационных и цифровых технологий в филологии. Технологии планирования филологического исследования и технологии его реализации. Курс завершается презентацией научно-исследовательской работы (фрагмента диссертационного исследования), самостоятельно выполненной докторантом

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Научно-исследовательское проектирование в языкознании
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность к проектной деятельности, обучить технологии научно-исследовательского проектирования, чтобы получить новое знание, решить прикладные задачи языкознания. Учебный курс формирует основу понимания методологии лингвистического исследования. Дисциплина направлена на изучение технологий сбора, обработки, анализа и обобщения лингвистической и научно-технической информации, этапов и фаз процесса проектирования в языкознании. В ходе изучения курса сформировать у обучающихся способности: 1 Критически оценивать результаты научных исследований в новых междисциплинарных областях филологического знания. 2 Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области русского языкознания на основе самостоятельного оригинального подхода, используя технологии научно-исследовательского проектирования. 3 Синтезировать и трансформировать филологические и междисциплинарные знания в процессе научно-исследовательского проектирования. 4 Формулировать цели и задачи научного исследования и находить их решение. 5 Осуществлять научные эксперименты и правильно анализировать их результаты. 6 Создавать оригинальный научный труд в области русского языкознания. 7 Презентовать результаты научно-исследовательского проекта научной общественности. 8 Выбирать приоритеты проектной деятельности, соотнося собственные научные интересы с потребностями производства и общества. При изучении дисциплины обучающиеся будут изучать следующие аспекты: технологии научно-исследовательского проектирования в языкознании. Этапы научно-исследовательского проектирования в языкознании. Фазы научно-исследовательского проектирования в языкознании. Требования к презентации научно-исследовательского проекта. Курс завершается презентацией научно-исследовательского проекта, самостоятельно разработанного докторантом.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методология подготовки научной статьи
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность подготовить к публикации результаты научного исследования, овладеть техникой создания законченного и логически цельного произведения в рамках конкретной научной парадигмы. Учебный курс формирует основу понимания методологического замысла исследования, организации деятельности в систематизации и освещении вопросов, связанных с темой исследования. Дисциплина направлена на изучение этапов и норм публикационного процесса. В ходе изучения курса сформировать у обучающихся способности: 1 Описывать содержание современных теорий, проблем и подходов, новых тенденций в исследовании русского языка и литературы в контексте филологического и гуманитарного знания. 2 Систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений современной филологии. 3 Синтезировать и трансформировать филологические и междисциплинарные знания в процессе написания научной статьи. 4 Планировать и реализовывать процесс создания научной статьи по актуальным вопросам русской филологии. 5 Формулировать цели и задачи научного исследования, находить их решение и отражать в научной публикации 6 Собирать, обрабатывать, анализировать фактический материал, обобщать филологическую и научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений. В процессе создания научной статьи. 7 Создавать оригинальный научный труд в области русской филологии — научную статью. 8 Осуществлять научные публикации в рамках международных баз данных Thomson-Reuters и Scopus, научных жкрналов, рекомендованных ККСОН. При изучении дисциплины обучающиеся будут изучать следующие аспекты: техника создания научной статьи. Методологический замысел исследования. Выбор темы исследования. Организации деятельности по систематизации фактического материала. Научная гипотеза. Структура-композиционное членение текста статьи. Этапы публикационного процесса. Нормы публикационного процесса. Этические нормы. Технические требования к оформлению статьи. Подбор научного журнала. Работа с базами данных по подбору научного журнала.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Научно-исследовательское проектирование в литературоведении
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать способность определять, формулировать и разрабатывать актуальные литературоведческие проблемы и описывать принципы организации научного исследования в контексте достижений современной гуманитарной науки. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации исследуемой проблемы в контексте междисциплинарных и трансдисциплинарных перспектив литературоведения. Дисциплина направлена на изучение современных технологий проектирования собственной научно-исследовательской деятельности в области литературоведения. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. выбирать оптимальные научные методы и концепции для решения профессиональных задач, 2. владеть современными технологиями проектирования собственной научно-исследовательской деятельности; 3. использовать интегративные перспективы современной филологии как основу для генерирования новых идей при исследовании научной темы исследовательского проекта; 4. выдвигать научные гипотезы в сфере профессиональной деятельности и последовательно развивать аргументацию в их защиту; 5. ранжировать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; 6. логически последовательно представлять полученные результаты в научной презентации и в процессе профессиональной дискуссии; 7. проводить междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимать их значение для будущей педагогической деятельности; 8. владеть частно-теоретическими методами и технологиями анализа результатов научно-исследовательского проекта в устной и письменной форме; 9. аргументированно излагать собственную научную позицию при работе в групповых исследовательских коллективах. Назначение дисциплины. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: -научные достижения современного литературоведения -интегративные междисциплинарные и трансдисциплинарные перспективы современного литературоведения - инновационные процессы в науке и научных исследованиях -методология научного исследования. Классификация методов научного исследования - проектирование научного исследования - реализация программы научного исследования - рефлексивная фаза научного исследования - презентация программы научного исследования. Научная рефлексия

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Междисциплинарные исследования в литературоведении
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у докторантов способность проводить изучение художественного творчества в свете междисциплинарных исследований. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание основных теорий и концепций, методологического аппарата современного литературоведения, его фундаментальных и прикладных проблем; - трактовать основные принципы и подходы социогуманитаных наук к исследованию явлений культуры и литературы; - применять междисциплинарный подход к изучению художественного творчества с учетом достижений современных социогуманитарных и естественных наук; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно методики исследования творчества писателей, влияния научно-технического прогресса на технику анализа произведений литературы; - выдвигать гипотезы, аргументированно и последовательно представлять собственную точку зрения относительно интеграции наук, развития филологии в условиях глобализации, внедрения цифровых технологий на научных дискуссиях, конференциях. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Тенденции развития современного литературоведения. Проблема интеграции литературоведения с другими науками. Принципы и особенности применения подходов естественных и социогуманитaрных наук к исследованию художественного творчества. Комплексный и междисциплинарный подходы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Междисциплинарные исследования в языкознании
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать системный взгляд на решение междисциплинарных вопросов современного языкознания, чтобы выстраивать новое знание в процессе выполнения диссертационного исследования. Учебный курс формирует научно-методологическую основу диссертационного исследования. Дисциплина направлена на изучение ведущих трендов, теорий и концепций междисциплинарных исследований в языкознании. В ходе изучения курса сформировать у обучающихся способности: 1 Демонстрировать фундаментальные, системные знания в области русского языкознания в рамках современных междисциплинарных исследований. 2 Планировать и реализовывать комплексный процесс научных исследований в области русского языкознания 3 Формулировать цели и задачи научного исследования и находить их решение. 4 Осуществлять научные эксперименты и правильно анализировать их результаты. 5 Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс с целью решения научных задач. 6 Создавать оригинальный научный труд в области русского языкознания. 7 Презентовать результаты научно-исследовательской деятельности специалистам. 8 Соотносить собственные научные интересы с общественными интересами, этическими ценностями, потребностями производства и общества. При изучении дисциплины обучающиеся будут изучать следующие аспекты: междисциплинарность современной филологической науки. Социолингвистическое направление в современном зарубежном и русском языкознании. Психолингвистическое направление в изучении языка в современном зарубежном и русском языкознании. Проблемы функциональной грамматики в общем и русском языкознании. Проблемы концептуализациии в современном русском языкознании. Лингвистическая прагматика.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Код ON2

    РО2 Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области русского языкознания и литературоведения на основе самостоятельного оригинального подхода, на основе научно-исследовательского проектирования и междисциплинарного знания.

  • Код ON1

    РО1 Проводить научные исследования и разработки в области русской филологии, основываясь на традиционных и новых научных концепциях, учитывая полипарадигмальность современного языкознания и литературоведения. Демонстрировать фундаментальные, системные знания в области русского языкознания и литературоведения (теоретико-методологических принципов, понятийно-терминологического аппарата лингвистики / литературоведения, актуальных филологических направлений, современных подходов, тенденций и трендов) в рамках современных научных парадигм знания.

  • Код ON3

    РО3 Самостоятельно планировать и реализовывать комплексный процесс научных исследований в области русской филологии в рамках современных научных парадигм и исследовательских технологий, обеспечивающих оригинальный результат. Оценивать обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях русского языка и литературы.

  • Код ON4

    РО4 Осуществлять научные эксперименты, используя современные методики исследования, и правильно анализировать их результаты. Выбирать адекватные методологические подходы исследования в области русской филологии, осуществлять их критический анализ. Решать на профессиональном уровне нестандартные исследовательские задачи различных уровней сложности с использованием концептуального и методологического аппарата филологии и смежных гуманитарных наук, делать обоснованные выводы в условиях отсутствия полных данных.

  • Код ON5

    РО5 Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский и учебный процесс с целью решения научных и обучающих задач. Синтезировать и трансформировать филологические и междисциплинарные знания в процессе решения научно-исследовательских задач.

  • Код ON6

    РО6 Создавать научный труд (научный отчет, реферат, научная статья, филологический комментарий, учебно-исследовательский и научный проект и т.д.) в области русской филологии с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов Национального корпуса русского языка, лексикографических источников и давать ему оценку, определять значимость продукта своей научной деятельности. Участвовать в составлении планов и программ исследований и разработок, практических рекомендаций по исполнению их результатов.

  • Код ON7

    РО7 Осуществлять подготовку к печати научно-технической документации на русском языке на основе требований к академическому письму. Подготовить научные статьи к публикации в казахстанских и международных журналах. Осуществлять научные публикации в рамках международных баз данных Thomson-Reuters и Scopus, научных журналов, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки (ККСОН).

  • Код ON8

    РО8 Выбирать приоритеты научно-исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с общественными интересами, этическими ценностями, потребностями производства и общества. Быть готовым к корректному, толерантному и продуктивному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения актуальных вопросов русской филологии.

Top