Новая образовательная программа

7M05216 Экологическое почвоведение в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка научно-педагогических кадров в области почвоведения и управления земельными ресурсами, способных решать научные проблемы в области охраны земельных ресурсов и смежных областей на основе почвенных исследований; обеспечивать преподавание почвоведения в вузе на основе современных научных концепций; осуществлять исследования состояния почвенного покрова с помощью современных приборов и информационных технологий; обрабатывать результаты полевых изысканий и лабораторных анализов, оформлять результаты научных изысканий в научных публикациях и магистерской диссертации.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M087 Технология охраны окружающей среды
  • Направление подготовки 7M052 Окружающая среда
  • Организация и планирование научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: подготовка студентов магистратуры к работе в сфере науки и ознакомление их с особенностями научно-исследовательской, научно-технической, инновационной деятельности, со средствами и методами научного исследования, организацией и планированием творческого труда, анализировать теоретико-экспериментальные исследования и формулировать выводы и предложения.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Почвенно - экологические аспекты устойчивого землепользования
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – рассматривать почвообразование как составную часть формирования биосферы в результате длительного геологического развития. В курсе рассматриваются теория, методика и принципы исследований биосферных процессов, связанных с почвообразованием, общие закономерности формирования почвенных свойств и режимов. Уделяется внимание загрязнению почв и экологической оценке степени техногенной трансформации ландшафта.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современные химические методы в почвенных исследованиях
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование знаний по изучению теоретических основ современного химического анализа почв и принципов разработки методик; освоение современных методов научного и производственного химического анализа почв для решения прикладных задач по рациональному использованию и оценке почвенных ресурсов; умение использовать лабораторное оборудование и приборы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: сформировать целостное системное понимание философии как особой формы мировоззрения, и исторических оснований формирования научного знания, понимание методов и проблем обучения им в будущей профессиональной деятельности. В результате обучения будет способен: охарактеризовать основное содержание метафизики и онтологии в историческом развитии философии; систематизация философских и научных методов мировоззрения; проводить исследования, связанного с определением философского содержания вопросов в профессиональной сфере и вынесением результатов на обсуждение.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Физико - химические процессы в почве
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность применять физические и химические методы при решении теоретических и прикладных задач в процессе анализа свойств и режимов почв В курсе рассматриваются термодинамика почвенных процессов, теория, методика и принципы основных методов исследований почв.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Генезис и эволюция современных почв и палеопочв
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – изучить процессы выветривания и почвообразования, показать совместное действие факторов почвообразования при формировании генетических горизонтов и свойств современных и погребенных почв; показать стадии эволюции почв; представить палеопочвоведение и учение по эволюции почв, как современное междисциплинарное научное направление, исследующее почвы прошлого во взаимосвязи с геологической историей Земли.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Почвенно- ландшафтное планирование
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины –сформировать способность понимать методологическую основу почвенно-ландшафтного планирования, применять методы ландшафтного планирования с использованием почвенного покрова в народном (сельском, лесном и др.) хозяйстве, организации территории с соблюдением принципов рационального использования почв. Курс направлен на изучение структуры и особенностей земельного фонда Казахстана, государственного управления и контроля за использованием почвенных ресурсов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: Обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. В результате освоения дисциплины магистрант должен приобрести следующие компетенции: -демонстрировать знание основных современных психологических теорий и подходов; -устанавливать и поддерживать эффективные коммуникации с коллегами; -применять психологические знания и умения в сфере деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Географическое распространение почв
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование способности представить номенклатуру, систематику, классификацию и закономерности географического распространения почв; составлять обоснование таксономических единиц районирования и описание почвенно-биоклиматических поясов, областей, зон и подзон, провинций, округа и района. В курсе рассматриваются теория, методика и принципы почвообразования, распространения, общие закономерности формирования свойств и режимов почв.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: Приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, позволяющих использовать иностранный язык как средство общения в межкультурной и профессиональной деятельности будущего магистра. В результате освоения дисциплины магистрант должен приобрести следующие компетенции: -осуществлять коммуникацию на иностранном языке в различных формах для решения задач профессиональной деятельности; -определять сложные вопросы теории и практики в области изучения иностранного языка на профессиональном уровне; -воспроизводить словарный запас, необходимый для осуществления магистрантами профессиональной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Дистанционное зондирование и картирование почв с применением ГИС технологий
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать знания и умение выполнять цифровое моделирование местности, освоить базовые методы анализа цифровых моделей рельефа с использованием географических информационных систем (ГИС), современное программное обеспечение в области картографии и геоинформатики; составления, редактирования, издания общегеографических и тематических карт, атласов и других картографических изображений в традиционной аналоговой и цифровой формах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Биохимия почвообразования
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование знаний о роли биохимических процессов в почвообразовании; их строении, свойствах, процессах образования, развития и функционирования, взаимосвязях с внешней средой; о закономерностях биохимических процессов, протекающих в почве, агрохимические и биологические показатели плодородия, процессы синтеза гумуса, минерализация вносимых в почву органических удобрений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Инновационные методы в биологии почв
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - анализировать функциональные и количественные характеристики почвенной биоты, определять роль флоры и фауны в формировании почвенного плодородия, освоить инновационные методы исследований биохимических свойств почвы; определять качественный и количественный составы почвенных микроорганизмов, анализировать микробиологические процессы в почве.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель – формирование способности педагогической деятельности в вузе на основе знаний дидактики высшей школы, теорий воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Курс рассматривает проектирование образовательной деятельности будущего преподавателя с применением кредитной технологии обучения, реализации Болонского процесса, овладения лекторским, кураторским мастерством с использованием стратегий и методов обучения/воспитания и оценивания(TLA-стратегий).

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Рекультивация антропогенно - нарушенных земель
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - формирование способностей разрабатывать мероприятия рекультивации антропогенно-нарушенных земель, восстановлению продуктивности, повышению плодородия почв. В курсе изучаются причины, источники и последствия негативного воздействия на почвенный покров, этапы рекультивации природных и техногенных ландшафтов. Формирует основу для применения эффективных технологий улучшения деградированных, восстановления нарушенных земель с вовлечением их в сельскохозяйственный оборот.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Почвенный покров урбанизированных и техногенных ландшафтов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформулировать понятия «Урбанизация» и «Урбанизированные почвы», показать проблемы урбанизации, объяснять формирование городских ландшафтов, критерии выделения городов, биогеоценотические функции урбанизированных почв, знать классификацию и диагностика городских почв, специфику факторов почвообразования; сформировать знания о современных проблемах загрязнения городских почв, виды и источники загрязнения, общие закономерности распределения токсичных веществ.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Мелиорация и охрана почв
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать понятие о мелиорации как о комплексе организационно-хозяйственных и технических мероприятий по улучшению гидрологических, почвенных и агроклиматических условий с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов для получения высоких и устойчивых урожаев возделываемых культур; изучить современные инновационные методы орошения, охраны почв от эрозии, загрязнения и деградации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Земельный кадастр и землеустройство
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность понимать значимость земельных ресурсов в экономике страны, анализировать механизмы управления земельными ресурсами, применять системный подход при землеустройстве. Курс направлен на изучение структуры и особенностей земельного фонда РК, государственных органов по управлению земельными ресурсами и контроля за использованием земель, системы государственного управления земельными ресурсами.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Математическое моделирование почвенных процессов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – освоить основные математические средства построения моделей, проводить вычислительный эксперимент: формулировка целей моделирования, концептуализация, выделение внешних и внутренних переменных модели, наблюдения, идентификация, реализация и проверка модели, исследование и оптимизация модели, заключительный синтез. В курсе изучаются основные типы моделей (2D и 3D), используемые в почвоведении (концептуально-балансовые, статистические, динамические), математическая статистика.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Бонитировка и агроэкологическая оценка почв
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – изучить и применять на практике основные методы бонитировки почв, основанных на расчете баллов бонитета, освоить основные принципы отбора свойств и признаков почв для построения бонитировочных шкал; оценить почвенный покров по качеству (плодородию) и экономической ценности. Анализировать основные показатели бонитировки почв: бонитировочные баллы, цена балла, бонитет почвенного покрова.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Адаптивно-ладшафтные системы земледелия
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать понятие об адаптивно-ландшафтной системе земледелия как системе, использующей земли в конкретных почвенно-климатических условиях, определенной агроэкологической группы, ориентированной на производство продукции экономически и экологически обусловленного количества и качества в соответствии с общественными (рыночными) потребностями, природными и производственными ресурсами, обеспечивающими устойчивость агроландшафта и воспроизводство почвенного плодородия.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Мониторинг почвенного плодородия
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование способности организации почвенного мониторинга, оценивать состояние плодородия почв по наблюдениям за его агрофизическими, агрохимическими и биологическими показателями свойств и режимов, использовать полученную информацию для разработки практических мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия почв.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Проблема опустынивания и деградация почв
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - формирование теоретических знаний о видах эрозии, опустынивании, дегумификации и других процессах деградации земель; анализировать воздействие этих процессов и их последствий на почвенный покров и территорию ландшафта; освоить способы предупреждения и уменьшения отрицательного воздействия деградационных явлений для восстановления и сохранения ландшафта.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Методы воспроизводства плодородия и защита почв от эрозии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - формирование теоретических и практических знаний экологических условий и методов расширенного воспроизводства плодородия, защиты почвы от водной эрозии и дефляции, управления фитосанитарным потенциалом с целью получения устойчивых урожаев заданного качества.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON1

    Владеть теоретическими знаниями по изучению палеопочв и современного почвенного покрова, освоить методы исследований свойств и режимов с использованием современных приборов и ГИС-технологий для обработки, анализа и обобщения информаций.

  • Код ON2

    Объяснить закономерности рассеивания, концентрации и миграции химических элементов и обосновать роль экзогенных и эндогенных процессов в развитии литосферы и почвенного покрова.

  • Код ON3

    Интерпретировать показатели оптимальных параметров плодородия, используя инновационные методы исследований физических, гидрологических, химических, физико-химических, биологических и других свойств различных типов почв.

  • Код ON4

    Проводить бонитировку и кадастр земельных ресурсов, экологическую экспертизу и аудит хозяйственной деятельности, используя современные методы исследований и экологические нормативы, установить взаимосвязь между использованием почвенных ресурсов и ростом экономики и обосновать применение административных и экономических механизмов регулирования рационального землепользования.

  • Код ON5

    Выявлять особенности почвенного покрова по регионам страны, используя закономерности формирования почв в зависимости от экологических факторов, объяснять причины деградации, эрозии и опустынивании, связанных с природными и антропогенными воздействиями, разработать необходимые мероприятия по их рекультивации и охране, используя современные методы исследований, интерпретации и обработки результатов при проведении почвенных изысканий.

  • Код ON6

    Осуществлять мониторинг и контроль за использованием почвенных ресурсов в народном хозяйстве, организовать процедуры государственного контроля и оценки земель, используемых в агропромышленном комплексе, определять возможности внедрения современных почвозащитных технологий при интенсификации сельского хозяйства, составлять программы рационального использования почвенных ресурсов.

  • Код ON7

    Планировать и прогнозировать использование земельных ресурсов, обеспечивающих воспроизводство плодородия почв, анализировать темпы использования средств повышения продуктивности почв (минеральные и органические удобрения, мелиоранты, стимуляторы роста растений и др.) и их значение для экономики страны.

  • Код ON8

    Оценивать экологическое состояние почв, выбирая из общего потока информаций ключевые моменты, позволяющие прогнозировать дальнейшие изменения продуктивности почвенно-растительного покрова, разрабатывать мероприятия по их охране и рациональному использованию.

  • Код ON9

    Разрабатывать комплексные схемы рационального использования орошаемых почв, составлять балансы водопотребления и водоотведения, использования современных способов полива на орошаемых землях.

  • Код ON10

    Разрабатывать типовые природоохранные мероприятия, в том числе по очистке загрязненных земель, восстановлению урбанизированых и техногенных ландшафтов, освоению засоленных и щелочных почв (солончаковых и солонцовых).

  • Код ON11

    Обосновывать стратегии мелиорации, охраны и рационального использования почвенных ресурсов в народном хозяйстве (сельском, лесном, водном и др.), применяя методы камеральных, картографических, полевых, дистанционных, лабораторных, стационарных и других исследований.

  • Код ON12

    Свободно интерпретировать и творчески использовать научно-исторические и философские знания для анализа казахстанской модели развития науки, общества и экономики; использовать современные педагогические технологии и подходы при проведении занятий и воспитательных мероприятий; применять психологические знания для принятия эффективных решений, реализовывать успешные коммуникативные стратегии в личной жизни и профессиональной деятельности.

Top