Новая образовательная программа

7M02312 Филология: языкознание в ТарГУ им. Дулати

  • Цель образовательной программы 7М02312 - целью образовательной программы «Филология: языкознания» является подготовка выпускников, способных проводить научные исследования в области филологии, лингвистики, использовать новые методы исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты выполненной работы; обеспечение высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для решения проблем важнейших направлений науки и культуры; Содействие индустриально-инновационному развитию Казахстана и региона.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M060 Филология
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература
  • История и философия науки'
    Кредитов: 4

    Наука как предмет философского исследования, философские основания науки; история научного знания; структура научного знания, методы научного исследования, научная истина; общие закономерности научного познания, наука как социальный институт, как особая сфера культуры; особенности современного этапа развития науки; роль науки и техники в развитии цивилизации, перспективы научного знания и будущее человечества.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления'
    Кредитов: 4

    Теоретико-методологические и прикладные основы психологии управления. Сравнительно-исторический анализ и перспективы исследования в психологии управления. Структура и основные разделы управленческой деятельности. Субъекты и объекты управления. Групповая динамика и управление. Познавательные процессы в управленческой деятельности. Руководство и лидерство в управленческих структурах. Коммуникации в управленческой деятельности. Психология управления конфликтными ситуациями.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Лингводидактические аспекты высшего образования'
    Кредитов: 5

    Овладение лингводидактикой как теоретическим обоснованием процесса обучения языкам и его изучение с интеграцией лингвистики и методов обучения. Формирование содержания знаний о механизмах исследования и проектирования учебного процесса на основе концепций языкового образования. Новые технологии обучения, необходимые специалистам-филологам, профессиональные теоретические знания и соответствующие практические навыки. Проблема новизны внедрения организационных, инновационных технологий в образовательных учреждениях на уровне государственного образовательного стандарта.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Новые направления языкознания'
    Кредитов: 4

    Актуальные проблемы языкознания, новые труды, теоретические выводы, концепции. Прикладное языкознание. Тенденции развития. Социальная значимость прикладного языкознания. Становление и развитие компьютерной лингвистики как нового направления в прикладном языкознании, объект, цель исследования. Психолингвистика. Нейролингвистика. Этнолингвистика. Приоритетные направления в лингвистике конца ХХ – начала ХХІ века. Антропоцентризм: понятие языковой личности, ее анализ с когнитивной и прагматической позиций

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Новые лингвистические парадигмы'
    Кредитов: 4

    Понятие парадигмы в языкознании. Новые культурно-исторические тенденции в языкознании второй половины ХХ века и современности. Процесс восприятия терминов в языке и вариативность. Текст и дискурс. Антропоцентристское направление. Теория номинаций. Языковая картина мира. Выявление истоков литературного языка, языковых особенностей личности. Лингвокультурологические исследования. Преемственность языка и мировоззрения. Парадигма современного языкознания

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 4

    Развитие и совершенствование у магистрантов иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере, использование иностранного языка в профессиональной деятельности, реализация научно-практического обмена с зарубежными партнерами в рамках своей деятельности. Расширение лингвистических знаний и умений; совершенствование культуры межличностного общения на иностранном языке в ситуациях межкультурного взаимодействия; публикация результатов исследований на национальном и международном уровнях

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Педагогика высшей школы'
    Кредитов: 4

    История и тенденции высшего образования в Казахстане на современном этапе. Национальная система образования. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы. Дидактика высшей школы. Новые образовательные технологии. Организация самостоятельной работы студентов в условиях кредитной технологии. Технология создания учебно-методических материалов. Особенности воспитательной работы в вузе. Куратор в вузе. Менеджмент высшего профессионального образования.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основы филологической работы с текстом (создание/редактирование/перевод)'
    Кредитов: 5

    Связь лингвистики, стилистики, языкознания и теории литературы. Проблемы основных единиц и категорий текста: создание, редактирование, анализ, перевод. Единицы текста: произношение, сложная синтаксическая единица, определение композиции. Экспериментирование. Теоретические основы и профессиональные подходы к обработке текста. Инновационные методы обработки информации и педагогические технологии в сфере образования. Технология перевода текста, лексические и грамматические проблемы перевода. Интерпретация

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Практикум по сравнительной грамматике (казахский, русский и английский)'
    Кредитов: 5

    Основные понятия типологии языков. Типы общей и индивидуальной типологии. Сопоставительная грамматика, сравнительная типология и теория перевода. Ошибки, возникающие в процессе перевода, их причины. Теоретическое и практическое значение сравнительной типологии для теории и практики перевода. Основные классификационные символы. Общность единиц содержания. Соответствие в процессе сравнения. Индифферентность в генетическом родстве. Свобода выбора. Разница в содержании. Основные идентифицирующие символы.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Активные процессы в современном языкознании'
    Кредитов: 4

    Динамика развития языка за последние годы. Комуникативно-прагматический характер динамических процессов в языке. Стилистический динамизм языка в 80-90-е годы ХХ века. Процесс восприятия и вариативность термина в современном казахском языке. Лексическая семантика и трансформация гармонии. Понятие парадигмы в лингвистике. Текст и дискурс. Антропоцентризм. Типы формирования антропоцентрического направления в языкознании. Теория номинаций. Языковая картина мира. Предпосылки проблемы языковой картины мира.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Научный метод подготовки программ и измерительная техника оценки'
    Кредитов: 5

    Научная методика подготовки программ. Методика подготовки авторских программ. Прикладной курс. Предметы по выбору. Измерительная технология оценки. Значимость оценки для изучения и обучения. Рейтинговая система оценки. Кредитная система оценки. Технология критериального оценивания, формативное (формативное) и суммативное (суммативное) оценивание. Способы оценки. Самооценка. Метод интерпретации и процесс модерации. Метод интерпретации. Модерация. Мониторинг. Рубрика. Портфолио. Рефлексия. Тестирование. Учебный план (краткийй, средний, длительный).

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Основы перевода'
    Кредитов: 5

    Наука перевода и история ее становления. Основы перевода, проблема переводоведения в языкознании. Актуальные проблемы художественного перевода. Теория перевода как особая отрасль филологической науки. Взгляды зарубежных и отечественных ученых на консолидацию перевода. Перевод -средство языковой и межкультурной коммуникации. Понятие языкового посредничества в переводе. Требования к переводу. Основные виды перевода. Трансформационные процессы в переводе. Перевод – технологическое действие.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Стратегический менеджмент (для гуманитарных образовательных программ)
    Кредитов: 3

    Понимание сущности стратегического менеджмента и важности стратегического менеджмента на предприятии. Управление предприятием основные факторы, определяющие необходимость управления в развитии стратегии предприятия. Основные функции и выполняемые задачи стратегического менеджмента. Миссия и цели предприятия. Финансовые цели предприятия. Преимущества, видимые и невидимые бизнес-единицам и потребителям. Понятие концепции цепочки ценностей. Стратегия предприятия в разработке и пути реализации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Сопостовительное языкознание'
    Кредитов: 5

    Понятие сравнительного языкознания. Фонетика и лексика. Грамматический строй русского и казахского языков. Разделы грамматики. Значимость сравнительного изучения грамматики обоих языков. Морфологические и синтаксические особенности грамматического строя русского и казахского языков. Основными единицами грамматического строя обоих языков являются словоформа, словосочетание, предложение, обучение в данном направлении посредством языкового анализа

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Основные проблемы преподавания филологии в вузе'
    Кредитов: 5

    Современная парадигма в образовании. Методика преподавания филологических наук. Теория обучения в высшей школе. Современные образовательные технологии в высшей школе. Деятельность и адаптация в рамках будущей профессиональной деятельности. Существующая функция языка, основные направления. Собственные закономерности языковой и общественной систем, отражающие природу взаимоотношений и связей языка и общества, и соответствующие им явления.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Современные философско-методологические проблемы филологии'
    Кредитов: 5

    Языкознание и философия. Связность лингвистических направлений и философии. Метаязыковое выражение связи в онтологии, методологии, гносеологии и языкознании. Структура языкознания и его гносеологическая оценка. Антиномии языка – основа гносеологических проблем. Объективность и субъективность в языке. Методология языкознания. Методологические поиски нового подхода к языку. Категории философии и общенаучные понятия в науке о языке

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Тюркская онамастика'
    Кредитов: 5

    Ономастика и ее ветви: антропонимика, топонимика, этнонимика и т.д., изучение теории тюркской, казахской ономастики. Методы и аспекты изучения ономастических материалов Метаязык ономастики. О тюркской ономастике. Региональное административное деление РК. Причины возникновения, изменения топонимов на территории региона. Исторические города в тюркоязычных странах и РК. Историко-лингвистическое понятие ономастических названий. Лексические слои тюркских топонимов. Старинные субстратные топонимы. Тюркский (казахский) языковой лексический слой.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Лингвосемиотика'
    Кредитов: 5

    Языкознание – семиотическая система. Язык как семиотическая система особого характера. Язык как системно-структурное создание. Уровневое деление языка, его парадигматические и синтагматические проблемы. Семиотические признаки лингвистики, теория языковых актов. Языковая компетентность. Языкознание: традиционные и новые связи в системе наук. Номенклатура языков мира: генетические, типологические и ареальные образы. Проблема жизнеспособности языков. Общая семантика. Семантические теории. Прагматика. Моделирование языковых процессов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Закономерности исследования научного языкознания с теоретических позиций'
    Кредитов: 5

    Понятие науки о языке, предмет исследования лингвистики, основы науки о языке, понятие. Проблема структуры языка, фактов, генетической близости родного языка с другими родственными языками, типологические сходства с другими неродственными языками. Философские и общие лингвистические закономерности языкознания. Понятие научного исследования и анализ основных категорий философии, обобщение теоретических знаний, умение критически анализировать научные идеи.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Документоведение и перевод текстов делового стиля'
    Кредитов: 5

    Разновидности официально-деловой документации. Функции текстов официально-делового стиля. Значимость оригинала при переводе текстов. Требования к автору текста официального документа. Своеобразие стиля официально-деловых, юридических текстов, выражающееся в использовании устойчивых языковых единиц. Образцы шаблонов основных документов всех официальных учреждений. Проблема составления переводчиком нового текста по старым образцам. Близость официально-делового стиля к научному

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Аналитика в языкознании'
    Кредитов: 5

    Универсальность грамматических категорий как с родственными, так и с неродными языками. Аналитические форманты, их значения, структура, принадлежность аналитических формантов к грамматическим категориям глаголов. Характер перехода действия заключается в том, что глагол является самостоятельной лексико-грамматической категорией, его познание и изучение в науке, его семантические и грамматические особенности и способы передачи. Модальная категория, взгляды на модальность, мнения. Категория наклонения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Методы научного исследования'
    Кредитов: 4

    Научная работа: структура, содержание, язык и оформление. Планирование научной работы. Организация научных работ. Организация и проведение научных исследований, поиск, обработка и хранение информации, решение научных задач. Особенности подготовки научного текста: тезиса, доклада, научной статьи, монографии, заявки на изобретение, конкурсной документации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Принципы и методы лингвистических исследований'
    Кредитов: 5

    Признание теории языка, его места среди наук, связь с другой отраслью науки, новые направления лингвистической науки последних лет получили широкое распространение в научно-теоретическом и практическом плане. Грамматические закономерности языка. Учение о принципах научного исследования. Проблемы традиционных и новых поисков в языкознании. Принципы и методы языкового исследования. Основные исследовательские парадигмы в лингвистике. Способы применения теоретических знаний на практике

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Лингвистика и основы современной библиографии'
    Кредитов: 5

    Основы лингвистики и современной библиографии. Этапы теоретической и практической работы «Основы лингвистики и современной библиографии». Термин «библиографическое описание». Развитие казахской библиографии, труды. Библиографический указатель, Библиографическое сообщение, Библиографический список. Казахская / русская библиография: вчера и сегодня. Значение библиографического описания в информационном обществе. Текущая библиография в области лингвистики библиографическая ссылка, ее особенности. Регламентирующие документы при составлении библиографического описания. Система ГОСТов (стандартов).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Код ON6

    Самостоятельное изучение языковых материалов и произведений искусства на основе текстового и теоретического категориального анализа; развитие проектов, связанных с творческой деятельностью; выполнение научных исследований по профильным дисциплинам в научных и образовательных учреждениях.

  • Код ON2

    Демонстрировать знания эмоциональной и когнитивной саморегуляции в условиях стресса, уметь использовать педагогические системы, выделять аспекты психологических проблем, учитывать особенности личности при решении конкретной практической задачи, устанавливать взаимосвязь между концепциями и направлениями в психоанализе

  • Код ON3

    Демонстрировать знание основ исследования, структуры и оценки качества наноматериалов; уметь формулировать предложения по разработке стратегии и проектов компании, использовать инструменты стратегического, текущего и оперативного планирования и контроля (менеджмент); использовать методы научного исследования.

  • Код ON4

    Демонстрировать знания коммуникативной компетенции в сфере филологического образования, необходимые для развития навыков и умений владения языком в профессиональной деятельности, подготовки научных статей и свободного устного общения; знания генезиса, философской сущности и развития научного знания, закономерностей организации и развития науки

  • Код ON1

    Демонстрировать знание коммуникативной компетенции в сфере иноязычного образования для развития навыков и умений владения языком в профессиональной деятельности, подготовки научных статей и свободного устного общения; генезиса, философской сущности и развития научного знания, закономерности организации и развития науки.

  • Код ON5

    Демонстрировать знания по фундаментальным принципам языкознания, новым направлениям теоретического языкознания, связи с другими науками, современным условиям и актуальным тенденциям развития науки; проводить исследования в области языкознания на высоком уровне, проявлять творческую инициативу и готовность к решению задач в рамках специальности.

  • Код ON7

    Уметь проводить исследования, создавать новые идеи и совершать научные открытия в области филологии; изучать, анализировать и критиковать и переводить теоретические и методические труды по изучаемым вопросам; разрабатывать научные методы, методики в области языкознания и лингвосемиотики; развивать образовательную парадигму, новые концепции педагогической науки.

Top