6B02144 Традиционный жыр в КазНУИ
-
Цель образовательной программы Цель образовательной программы "Традиционный жыр" - воспитание специалиста с широким кругозором знаний в области культуры и искусства, готового к профессиональной творческой деятельности в качестве солиста, преподавателя.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет искусств
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B021 Исполнительское искусство
-
Предметы на ЕНТ Творческий экзамен и Творческий экзамен
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B021 Искусство
-
Основной инструмент I
Кредитов: 2Данный предмет оттачивает мастерство обучающегося с точки зрения традиционно сложившихся основных региональных особенностей исполнения в сопровождении песни в зависимости от типа освоенного исполнителем инструмента. В этом и заключается цель дисциплины.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Фортепиано
Кредитов: 2Данная дисциплина ориентирована на формирование умений и навыков владения инструментом фортепиано, на повышение уровня пианистического мастерства вокалиста, развитие уровня музыкального мышления. Изучение фортепианных произведений различных жанров, развитие фортепианно-исполнительной техники, умений и пианистических навыков.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Постановка голоса І
Кредитов: 2На курсе "Постановка голоса І" обучающиеся приобретают знания и навыки в области традиционного пения. Позволяет развивать вокальное исполнительство и природное звучание голоса.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Специальность I
Кредитов: 5Дисциплина" Специальность I " изучается в I семестре. В качестве программы обучающемуся отдается предпочтение начинающим песням. Например, среди народных песен - «Ақдариға», «Екі жирен», «Ақдари қалқаш», «Ау ғайша» и др.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Постановка голоса II
Кредитов: 2Дисциплина "Постановка голоса II" предназначена для традиционного голосования в зависимости от направления исполнения. Постановка голоса играет важную роль в том, чтобы певец стал профессиональным исполнителем. Цель дисциплины - теоретическое и практическое исследование, изучение голоса певца, профессиональное совершенствование.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Сольфеджио
Кредитов: 4Развитие и совершенствование музыкального слуха, чувства лада, обогащения его новыми, современными интонациями. Совершенствование музыкальной памяти, выработка навыков аналитического мышления, слухового восприятия и внутреннего представления как отдельных элементов музыкальной речи и различных синтаксических структур в музыкальных отрывках из произведений стилей и современной композиторской техники письма.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Специальность II
Кредитов: 5Дисциплина "Специальность II" изучается во II семестре. В зависимости от музыкальных и исполнительских способностей обучающегося, предпочтение отдается традиционному домбровному сопровождению, даются песни, формирующие домбровый ритм. Например, прозвучат песни народных и народных композиторов «Қарғам-ау», «Бес қарагер», «Майда қоңыр», «Гүлдариға» и др.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Фортепиано I
Кредитов: 2Дисциплина ориентирована на овладение навыками игры на фортепиано, аккомпанирования и ансамблевого музицирования, а также на практическое изучение произведений различных жанров и стилей, что необходимо для успешной исполнительской и педагогической деятельности будущих специалистов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Основной инструмент II
Кредитов: 2Предмет "Основной инструмент II" оттачивает мастерство обучающегося с точки зрения традиционно сложившихся основных региональных особенностей исполнения в сопровождении песни в зависимости от типа освоенного исполнителем инструмента. Осваивает его особенности и виды исполнения на традиционной основе.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Постановка голоса III
Кредитов: 2Дисциплина, специально экспериментально подходящая к физиологии голоса певца, формирующая диапазон голоса певца, правильное дыхание в процессе пения. Важную роль в становлении певца профессиональным исполнителем играет постоянное повышение голоса, выполнение различных упражнений.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Теория музыки
Кредитов: 3Понимание основных средств музыкальной речи. Овладение основной терминологией по темам: лад, тональность, модальность, атональность; диатоника, хроматика, микрохроматика; звук, интервал, аккорд, гармонические обороты, цепи и эффекты; тональный план. Навыки владения элементами музыкального языка: при игре на фортепиано, в решении учебных цпражнений в письменном и устном видах.
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Этносольфеджио
Кредитов: 3Предмет включает в себя комплексное использование современных моделей привлечения и обучения музыки, теоретического и практического опыта, при этом воспитание и развитие слухового восприятия учащихся, опираясь на основы внедрения домбровой и песенной музыки, слухо-зрительного эффекта его жанрово-стилевых особенностей.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
История мировой музыки
Кредитов: 3Предмет "История мировой музыки"знакомит с лучшими образцами современной музыки, начиная с эпохи Барокко в ХХ веке. Дает знания о сопряжении и влиянии музыкального искусства с сферами жизнедеятельности человека.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Специальность ІІІ
Кредитов: 5Дисциплина "Специальность ІІІ" изучается в III семестре. По мере возможности голоса студента выдаются произведения, раскрывающие голос, определяющие диапазон голосов, предпочтение отдается правильной постановке голоса обучающегося. Например,» Акбакай«,» Алконыр«,» Баянаул«,» Сырымбет " и др.
Год обучения - 2
Семестр 1
-
История казахской музыки
Кредитов: 4Дисциплина "История казахской музыки" дает обучающимся представление о музыке, начиная с казахской народной музыки до современной музыки независимого Казахстана. Каждый этап содержит сведения о музыке и их ярких личностях, стилистических особенностях.
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Дополнительный инструмент
Кредитов: 2Дополнительный инструментальный предмет, в дополнение к основному инструменту певца, предмет, обеспечивающий владение еще одним инструментом. Студент выбирает дополнительный обучаемый инструмент по своему усмотрению.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Анализ музыкальных произведений фольклора
Кредитов: 3Предмет "Анализ музыкальных произведений фольклора" курс направлен на изучение особенностей структуры образцов казахского музыкального фольклора. Музыкальный вид народного творчества помогает понять систему музыкального мышления казахского народа, более широкую, форму восприятия мира.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Анализ музыкальных произведений
Кредитов: 3Анализ как музыкально-композиционная категория. Музыкальный текст. Склад. Фактура. Инструменты музыкальной выразительности, их формальные возможности. Чтение о музыкальной форме. Категории формы. Содержание музыкальной формы как феномен. Понятие о простых и сложных формах, вариационной и сонатной форме, форме рондо, фуга; циклической и смешанной формах.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Устное народное литературное творчество
Кредитов: 6В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: основные черты фольклора как части национальной духовной культуры; специфику поэтических родов, главные литературно-теоретические категории (жанр, стиль), иметь представление об основных уровнях художественного произведения (идейный уровень, сюжет, композиция, интонационно речевой уровень); специфику разных видов словесного поэтического творчества, понимать диалектику их взаимосвязей; уметь: сопоставлять суждения исследователей, формулировать и аргументировать собственную точку зрения; анализировать фольклорный текст в аспекте специфики его жанровых особенностей и бытования; свободно пользоваться навыками литературоведческого анализа текста на разных уровнях в заданном аспекте
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
История исполнительского искусства
Кредитов: 4История исполнительского искусства включает в себя сведения о начале и становлении народного песенного, исполнительского искусства казахского народа, изменениях и новизнах во времени. В основном народные певцы имеют широкую известность о выдающихся людях-исполнителях, которые создавали народное пение.
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Специальность IV
Кредитов: 5Дисциплина "Специальность IV" изучается в IV семестре. Даются песни, повышающие исполнительское мастерство обучающегося, более сложные в техническом исполнении, предпочтение отдается овладению певцом исполнительской техникой. Например, такие песни, как «Сұржекей», «Аққайың», «Жонып алды», «Аққұм», «Гаухар қыз», «Гаухартас» и др.
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Основы антикоррупционной культуры
Кредитов: 5Учебная дисциплина основывается на комплексе общественных наук, таких как политология и правоведение, предметом которых являются правовые отношения между членами общества и их взаимодействие. Содержание учебной дисциплины направлено на формирование основных понятий и закономерностей правовых антикоррупционных отношений. Акцентируется внимание на академическую честность влияние явления коррупции на экономическую, политическую и социальную составляющую человека и государства.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Основы культуры права
Кредитов: 5Понятие и сущность правовой культуры и особенности ее формирования как системы ценностей, содержание правовой культуры и ее роль в обществе; сущность правовой культуры личности, ее уровни, их взаимоотношения.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 2
-
Репертуар жыра
Кредитов: 3Предмет "Репертуар жыра" позволяет певцу, классифицировать песни по содержанию и форме, региональным особенностям, создавать собственный певческий репертуар, знать персоналий и индивидуальные певческие стили.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Специальность V
Кредитов: 5Дисциплина "Специальность V" изучается в V семестре. Студенту даются сложные по форме песни, способные в полной мере продемонстрировать свои исполнительские способности, предпочтение отдается полному отражению профессиональных исполнительских возможностей обучающегося. Например, такие произведения, как «Көгаршын», «Ардақ», «Топайкөк», «Сапар», «Ләйлім» и др.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Ораторское искусство І
Кредитов: 3Развитие техники речи. Тренинги для воспитания голоса и речи актера в конкретных сценических условиях. Работа над монологами.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Основы искусства традиционного айтыса
Кредитов: 3Цель данной дисциплины - научить основам искусства импровизации, наблюдением за жизнью и бытом людей. Дать знания по истории и культуре казахского народа. Развивать навыки артистичности, свободы мысли, игривости. Сформировать представления о музыкальном жанре – айтыс, тартыс. Познакомить с творчеством казахстанских исполнителей айтыс.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Поэзия жырау
Кредитов: 5Этот предмет знакомит с образцами поэзии Жырауов. В процессе их изучения происходит знакомство с историческими периодами, переживаемыми казахским народом, с жемчужинами слова, сохранившимися от предков казахского народа, знакомство с ментальным, познавательным, воспитательным миром. Убедиться, что история литературы-это история страны, история народа.
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Методика преподавания специальных дисциплин по цифровой технологии
Кредитов: 3Дисциплина "Методика преподавания специальной дисциплины по цифровой технологии" обучает студента с точки зрения педагогики и исполнительского подхода, т. е. овладению основной методикой преподавания специальной дисциплины. Обучает приемам индивидуального исполнения песни в традиционном стиле, основным закономерностям профессионального владения инструментом, основным моментам между обучающимся и преподавателем.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 1
-
Изучение педагогического репертуара
Кредитов: 6Усвоение специфики музыкальной педагогики: принципа единства музыкально-художественного и технического развития, способов и методов его реализации в практической работе педагога, индивидуального подхода в применении этих методов; изучение исторического наследия выдающихся преподавателей и исполнителей.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Специальность VI
Кредитов: 5Воспитание способностей к стилевым интерпретациям методы преодоления технических трудностей, раскрытие художественной сущности всех исполнительских приемов развитие артистических способностей и раскрытие личностного таланта, всестороннее воспитание концертного высокого уровня. Концертное исполнение.
Год обучения - 3
Семестр 2
-
История искусства айтыс
Кредитов: 3Курс "История искусства айтыс" содержит информацию о зарождении айтыса в эпоху образования казахских племенных союзов и их синхронное развитие. Обучающиеся изучают историю айтыса, как связь с жизнью и бытом народа, с его общественно-социальным строем, устоявшимися нормами эстетических и нравственно-эстетических взглядов.
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Вокальный ансамбль 1
Кредитов: 5Цель дисциплины "Вокальный ансамбль 1" - научить произносить музыкальные произведения любой простой и сложной формы на несколько голосов (дуэт, трио, квартет, квинтет и др.). Дисциплина также обогащает репертуар исполнителя, и повышает профессиональный уровень, дает возможность выступить в больших творческих проектах.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Анализ айтыса акынов
Кредитов: 3В данной дисциплине обучающиеся изучают эпоху развития айтыс и исполнителей, которые имели возможность показать лучшие образцы айтыса и показать дискуссии. Жанр айтыса - одно из богатых наследий казахского искусства. Поэтому данные и сведения об айтысах и айтыскерах не остаются незамеченными в дисциплине.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Ораторское искусство II
Кредитов: 5Законы интонации в речевом общении. Метод работы над литературно-художественным текстом. Воспитание верных навыков сценической речи в работе над ролью. Умение раскрыть характерность речи и создать образ.
Год обучения - 3
Семестр 2
-
Основы предпринимательства
Кредитов: 3Имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как экономика, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Содержание учебной дисциплины направлено на формирование основных понятий и закономерностей рыночной экономики и предпринимательства. Предпринимательство – это и наука, без знания которой трудно ориентироваться в современной экономической жизни. Однако быть экономически грамотным человеком, иметь представление об основах бизнеса, маркетинга, менеджмента, бухгалтерского учета – требование времени, особенно для молодежи.
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Творчество Казахстанских композиторов
Кредитов: 5Этот предмет является предметом теоретического обучения истории возникновения художественных произведений, их личностных качеств, жизни и творчества композиторов Казахстана XX века.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Вокальный ансамбль 2
Кредитов: 5Дисциплина "Вокальный ансамбль 2" помогает студентам овладеть знаниями, умениями и навыками пения в вокальном ансамбле. На курсе обучающиеся овладевают навыками концертного ансамблевого искусства, овладевают необходимым объемом теоретических и практических знаний и исполнительского мастерства для самостоятельного творчества.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Специальная педагогическая подготовка по цифровой технологии
Кредитов: 3Программа курса опирается на комплексный метод обучения, на принципиально новый стиль мышления, для которого характерна тенденция к осознанию «многомерности» явлений, стремление рассматривать их в разных ракурсах и сочетаниях.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Аккомпонемент песни с ансамблем
Кредитов: 3Предмет ансамблевого пения-открывает еще одну грань исполнительских возможностей певца и способствует воспроизводству репертуара. Предмет осуществляется в виде практических занятий с сопровождением ансамбля. Профессионально владеет произведениями в разных жанрах, в различных стилях, в сложных и простых формах.
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Основы научного исследования
Кредитов: 3Содержание дисциплины включает информацию по оформлению, редакции, структуре исследования, его обязательных разделов и подразделов, выбор и формулирование темы для научной работы. Формирует знания проведения научных исследований; умения отбирать и анализировать необходимую научную информацию; навыки ведения библиографической записи, оформления научных работ.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Специальность VII
Кредитов: 5Дисциплина "Специальность VII" изучается в VII семестре. На профессиональных сценах обучаются произведения различных форм, отражающие сольные выступления студента на профессиональном уровне. Например, такие произведения, как «Қызыласық», «Толқын», «Қанатталды», «Айнамкөз», «Ағашаяқ», «Молдабайдың әні» и др.
Год обучения - 4
Семестр 1
-
Творческий проект
Кредитов: 5Предмет «Творческий проект " позволяет продемонстрировать в сценическом варианте какую-либо творческую художественную идею. Он может быть коллективно подготовленным сценическим постановкой или концертом, который будет профессионально показывать творчество, который утверждается руководителем проекта в начале учебного года.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 2
-
Творчество акын-жырау ХХ века
Кредитов: 5Согласно исследованиям отечественных ученых, богатое поэтическое и музыкальное наследие казахского народа дополняется произведениями поэтов-жырау XX века. Эта дисциплина преподает песни этого периода, в том числе произведения, написанные близко к традиции.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 2
-
Исполнительское мастерство
Кредитов: 3Практическое освоение основ мастерства национальных традиционных исполнительских школ, их личностей. Раскрытие сущности произведений, знание многообразных методов различных стилей, жанров, звукового значения, концертный репертуар на высоком художественном уровне.
Год обучения - 4
Семестр 2
-
Специальность VIII
Кредитов: 5Дисциплина "Специальность VIII" изучается в 8 семестре. Песни сложной и простой формы, которые исполняются на конкурсах и концертах, что касается стиля самого исполнителя, также предпочтение отдается тематическим песням, лекции которых удобны для концертов. Например, «Жанбота», «Иманжүсіптің әні», «Теміртас», «Карон палуан», «Ақбөбек» и др.
Год обучения - 4
Семестр 2
-
Код ON5
Уметь исполнять песни на разных инструментах, развивать исполнительскую способность.
-
Код ON8
Обладать высококвалифицированным исполнительским мастерством. Быть способным к самостоятельной профессионально-творческой деятельности.
-
Код ON2
Знать формы музыкальных произведений, их фактурные, стилистические и жанровые формы. Уметь определять структурные закономерности музыки. Обладать способностью анализировать музыку.
-
Код ON3
Быть готовым освоить применить и придерживать этические и правовые нормы поведения в области борьбы с коррупционными действиями. Уметь составлять бизнес-планы, находить пути его реализации. Знать основы финансирования и государственного регулирования предпринимательства.
-
Код ON7
Профессионально владеть индивидуальным исполнением, профессионально владеть научно-педагогическим направлением преподавателя.
-
Код ON9
Уметь исполнять индивидуальную песню с сопровождением ансамбля различного состава. Во многих голосах: дуэт, трио, квартет. Владеть навыками пения. Знать масштабный репертуар ансамбля.
-
Код ON11
Вести педагогическую и учебно-воспитательную работу. Уметь распознавать индивидуальные музыкальные способности учащихся, применять различные методики и формы обучения.
-
Код ON10
Знать основные этапы развития музыкальной культуры и ее ярких моделей. Уметь использовать терминологический и понятийный аппарат в исполнительской и научной деятельности. Уметь работать с музыковедческой литературой.
-
Код ON1
Знать основные этапы развития музыкальной культуры и ее ярких моделей. Уметь использовать терминологический и понятийный аппарат в исполнительской и научной деятельности. Уметь работать с музыковедческой литературой.
-
Код ON4
Владеть практическими навыками игры на фортепиано, сопровождения и ансамблевого исполнения. Уметь применять полученные знания в творческой (педагогической, исполнительской) деятельности.
-
Код ON6
Уметь профессионально исполнять небольшие и сложные произведения.