Действующая образовательная программа

6B05203 Гидрология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Качественная подготовка конкурентоспособных кадров в области планирования и рационального использования водных ресурсов и гидрологии для организации мониторинга водных объектов, проектирования и эксплуатации гидротехнических инженерных сооружений, сельскохозяйственных мелиоративных систем, коммунальных служб и служб, занимающимися вопросами предотвращения и борьбы с последствиями опасных гидрологических явлений.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B052 Наука о земле
  • Предметы на ЕНТ Математика и География
  • Направление подготовки 6B052 Окружающая среда
  • Геодезия
    Кредитов: 6

    Цель – сформировать способность применения теоретических и практических знаний по основным видам топографо-геодезических работ в современных условиях геодезического производства. Дисциплина направлена на изучение: географических, прямоугольных координат, дирекционных углов, азимутов, по применению теодолитов, нивелиров, электронных тахеометров и др. геодезических инструментов, ориентирование линий и умение пользоваться топографическими картами и планами.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Предпринимательство
    Кредитов: 5

    Цель: формирование практических навыков осуществления предпринимательской деятельности на основе изучения теории и практики предпринимательства. Студент будет способен: использовать возможности рынка, соответствующие их личным интересам и способностям; принять первоначальное решение о начале бизнеса; эффективно работать в рамках действующих правовых норм; определять и оценивать потенциальные рыночные возможности стартапа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать навыки использования технологии организации и управлении научными исследованиям в профессиональной деятельности. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков планирования организации научного исследования; навыков процедур поиска в глобальных сетях информации по научным разработкам, возможностям научных контактов, подачам заявок на научные гранты различных уровней.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Правовые основы противодействия коррупции
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование высококвалифицированных специалистов в совершенстве знающих нормы антикоррупционного законодательства и умеющих применять их в правоприприменительной практике, правильно квалифицировать коррупционные правонарушения, а также формирование антикоррупционной культуры. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Гидрометрия
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины формирование знаний о принципах и методах мониторинга водных объектов. Дисциплина представляет собой понимание методов определения и изучения гидрологических элементов, гидрометрических приборов, а также о способов обработки результатов наблюдений. Во время обучения приобретают навыки измерения уровней воды, проведения промерных работ, измерения скорости водного потока.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Аль-Фараби и современность
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Учение Абая
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у будущих специалистов компетенцию применения своих профессиональных знаний, пониманий и способностей в целях укрепления единства и солидарности страны, повышения интеллектуального потенциала общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать знания о закономерностях взаимодействия живых организмов со средой обитания, функционирования биосферы, основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных, поражающих факторов, способов защиты от опасностей, мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Физико-химические процессы окружающей среды
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины формирование представления о происходящих естественных процессах в окружающей среде. Дисциплина направлена на изучение: элементов кинематики; механики жидкостей и газов; молекулярной физики; термодинамики; физики колебаний и волн; основных химических явлений и процессов, протекающих в окружающей среде; обменных реакций в растворах электролитов, окислительно-восстановительные реакции; закономерностей протекания химических процессов.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Горная гидрология
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины формирование представления о гидросфере – горной гидрологии, гляциологии, гидрофизике рек и озер. Дисциплина направлена на изучение методов исследований о режиме горных рек и ледникового стока, их ресурсов и состав, закономерностей пространственного и временного распределения, методов определения основных расчетных характеристик водных объектов горной территории.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Высшая математика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины формировать представление о важнейших математических понятиях и утверждениях. Дисциплина направлена на изучение: основных определений, теорем и правил высшей математики для решения естественно-прикладных задач; понятий и методов линейной алгебры, аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчисления; концепций и методов, связанных с векторами и матрицами, способов решения дифференциальных уравнений.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Водно-балансовые исследования
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины формирование знаний об основных закономерностях формирования элементов водного баланса. Дисциплина направлена на применение различных методик организации и проведения комплексных исследований изучения водного баланса речных водосборов, природных водных объектов. Учебный курс направлен на изучение следующих вопросов: исследование и расчет основных элементов водного баланса, водный баланс поверхностных вод.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Гидрология рек
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины формирование представлений о гидрологических процессах и явлениях в реках и их бассейнах, методах гидролого-географического анализа. Дисциплина направлена на понимание закономерностей гидрологических процессов, происходящих в реках; роли рек в общем круговороте вещества и энергии, связи гидрологических процессов в реках с физико-географическими условиями речных бассейнов.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Основы метеорологии и климатологии
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать представление об основных физических законах атмосферы и закономерностях формирования погоды и климатов, их распределения по земному шару и изменения в прошлом и будущем. Дисциплина направлена на изучение климатообразующих факторов и закономерностей климатообразования, сведений о микроклимате, изменения динамики климата и основных видов воздействия человека на климат.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Гидротехника и мелиорация
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины формирование представлении об основных видах гидротехнических сооружений (гидросооружений) различного назначения и конструкций, применяемых в водном хозяйстве, способностей выполнению расчетов устойчивости гидротехнических сооружений, определению толщины основного флютбета, фильтрации однородной плотины для проектирования и эксплуатации гидросистем и водообеспечние водохозяйственных отраслей.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Гидрологические расчеты
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность выполнять гидрологические расчеты и определять расчетных гидрологических характеристик стока, необходимых для обеспечения нужд строительного проектирования при создании объектов водопотребления и водопользования. Дисциплина направлена на изучение природных закономерностей и процессов формирования жидкого и твердого стока, существующих и перспективных методы гидрологических расчетов.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Природные условия Казахстана
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность описывать и оценивать природно-ресурсный потенциал Казахстана. Дисциплина направлена на изучение: взаимосвязи и взаимозависимости основных компонентов природы – истории геологического развития, рельефа, климата, внутренних вод, почвы и биоты; основных этапов физико-географических исследований в Казахстане.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Общая и речная гидравлика
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины формирование представлении о физике гидравлических явлений, основных законов покоя и движения воды в каналах, реках, трубопроводах, энергетического истолкования процессов, происходящих в открытых руслах. Дисциплина направлена на изучение: пропускную способность рек и каналов, определение основных размеров сечения каналов и гидросооружений, анализировать результаты расчетов для выбора и обоснования окончательных результатов.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Гидрография материков
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать представление об особенностях гидрологического режима водных объектов в зависимости от физико-географических характеристик регионов Земли. Дисциплина направлена на изучение климатических и физико-географических условий континентов и регионов Земли и связанных с ними процессов формирования гидрографической сети и стока рек.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Расчет максимального стока
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность производить расчеты максимального и твердого стока, уровней воды для случаев наличия и отсутствия данных гидрометрических наблюдений, с учетом хозяйственного воздействия человека на различные стороны гидрологического процесса. Дисциплина направлена на проведение гидрологических и водохозяйственных расчетов для различных целей на основе широко используемых в практике методов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Речные системы и глобальное изменение окружающей среды
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины формирование способности выявлять и анализировать факторы влияния глобальных процессов на речные системы и находить пути решения проблем. Дисциплина формирует способность критически оценивать и продемонстрировать доказательства как на письменном экзамене, так и на оценочном эссе. Учебный курс направлен на изучение следующих вопросов: речные системы, экологические проблемы речных бассейнах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Современные методы статистической обработки гидрологической информации
    Кредитов: 6

    Целью дисциплины является освоение теоретических и практических основ прикладного статистического анализа, ознакомление спецификой данных гидрологических наблюдений и гидрологической информации, основными методами статистической обработки гидрологической информации, применение практических навык обработки данных с помощью пакетов программ, изучение методов прикладного статистического анализа в решении конкретных задач.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Геоинформационное обеспечение моделирования гидрологических процессов
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать способность оценить значения параметров моделей, определяющих условия формирования стока. Дисциплина направлена на создание и анализ ЦМР, идентификацию гидрографической сети, моделирование формирования стока, оценку устойчивости склонов и риска развития опасных гидрологических процессов, а также на решение ряда задач в области управления водными ресурсами.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Оценка антропогенных воздействий на речной сток
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность оценки значимых изменений характеристик стока на основе количественной оценки влияния хозяйственной деятельности для рационального и безопасного использования их в перспективе. Дисциплина направлена на выявление изменения стока рек в связи с хозяйственной деятельностью, изменения суммарного и многолетнего стока рек.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Опасные гидрологические явления
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины изучение природы, факторов формирования, методов прогноза и путей предотвращения опасных гидрологических явлений. Дисциплина представляет собой формирование знаний о видах наводнений, их классификации наводнений по повторяемости, рисках и ущербах от ОГЯ. Учебный курс направлен на изучение следующих вопросов: наводнения; весенние половодья, заторно-зажорные явления; паводки, сели, лавины.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Водоотведение и очистка сточных вод
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать представление о изучение сточных вод, состав физико-химических показателей, нормы и расходы водоотведения, оценка влияния сточных вод на состояние водных ресурсов территорий и нормирование качества воды водных объектов. Во время обучения приобретают навыки определять методов очистки сточных вод разного происхождения, методов утилизации осадков норм и расходов водоотведения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Водное хозяйство и водохозяйственные расчеты
    Кредитов: 9

    Цель - курса дать представление о водном хозяйстве и научить студентов выполнять водохозяйственные расчеты, результаты которых способствовали бы рациональному использованию водных ресурсов. Во время обучения приобретают навыки способностей рационального планирования и использования водных ресурсов путем выполнения водохозяйственных расчетов по регулированию стока и разработки схем комплексного использования водных ресурсов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Селеведениe
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать представление о селеформирующих факторах, методах определения расчетных характеристик селей и о методах их измерения. Дисциплина направлена на изучение природы селевых явлений, распространения селей, на выявление критериев селеопасности и селевого риска для составления пространственных и временных прогнозов и принятия решений по управлению селевыми рисками.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Динамика русловых потоков и русловые процессы
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины формирование представлений о движении воды в жестких и деформируемых открытых руслах, типах русловых процессов и деформаций. Дисциплина направлена на знание кинематики и динамики русловых потоков, формирования и транспорта речных наносов, русловых процессов, методов анализа и расчета течений в речных руслах, движения и стока речных наносов, русловых деформаций.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Гидрологическое обеспечение хозяйственной деятельности
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать способность оценивать степень влияния гидрометеорологических условий и режимных характеристик на деятельность отраслей экономики и давать рекомендации выбора оптимальных хозяйственных решений на основе гидрологической информации и принципиальных схем расчета. Дисциплина направлена на освоение принципов и методов поиска оптимальных решений по наиболее выгодному применению гидрометрических сведений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Гидрологические прогнозы
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность анализировать закономерности возникновения и развития гидрологических явлений. Дисциплина направлена на составление прогнозов расходов и уровней воды, ледовых явлений, максимальных расходов воды, меженного стока равнинных рек, на изучение теории формирования половодья, на определение потерь талых вод.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Модели гидрологического прогнозирования
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать представление о моделировании природных процессов с помощью математических функций, калибровке гидрологической модели и преобразовании осадков в сток. Дисциплина направлена на изучение 1D и 2D-моделей расчета пространственных отношений для картирования рисков наводнений и интеграции гидрологических и метеорологических данных.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Код ON5

    Интегрировать полученные знания при анализе режима водных объектов, расчёте гидрологических характеристик, моделировании и прогнозировании гидрологических процессов с применением ГИС-технологий.

  • Код ON4

    Решать вопросы по обеспечению качественного выполнения планов работы гидрологической сети и оформлению профессиональной информации, представляемую как специалистам, так и не специалистам.

  • Код ON11

    Использовать методы расчета речного стока в условиях наличия надежных материалов наблюдения и при их отсутствии для планирования хозяйственной деятельности, оценки водных ресурсов, обоснования водохозяйственной деятельности.

  • Код ON1

    Работать в команде, применять свои знания в области естественных и социально-экономических наук, анализировать социально-значимые проблемы и процессы, уметь использовать полученные знания в различных видах профессиональной деятельности, иметь достаточную теоретическую подготовку для анализа социально-экономической ситуации стран и регионов.

  • Код ON10

    Определять основные характеристики русловой турбулентности, механические и гидравлические свойства наносов и донных отложений, транспортирующей способности турбулентного потока для проектирования и безаварийной эксплуатации ГТС.

  • Код ON8

    Производить основные виды полевых и экспедиционных водно-балансовых исследований, обработку полевых материалов, организацию водно-балансовых наблюдений.

  • Код ON3

    Использовать фундаментальные законы, теории физико-математических наук, а также методы физико-математического исследования в своей профессиональной деятельности для решения типовых задач различных областей физико-математических наук.

  • Код ON6

    Обосновать задачи гидрологии в смежных науках о Земле, важность гидрометеорологической информации в различных областях хозяйственной деятельности при решении водохозяйственных мероприятий.

  • Код ON9

    Производить гидравлические расчеты для обоснования гидротехнических сооружений при проектировании и эксплуатации водохозяйственных объектов в соответствии с нормативными документами.

  • Код ON2

    Составлять качественный прогноз об ожидаемом стихийном гидрологическом явлении, о состоянии водных ресурсов, режиме и качестве вод природных и искусственных водоемов с оценкой их потенциала.

  • Код ON12

    Оценить характеристики опасных гидрологических явлений на водных объектах с целью предупреждения их в будущем.

  • Код ON7

    Объяснить закономерности процессов, происходящих в гидросфере на основе современных концепции развития гидрологической науки.

Top