Инновационная образовательная программа

6B07131 Энергоменеджмент и устойчивое развитие в Торайгыров университет

Дисциплины

  • Химия

    Цель дисциплины – изучение основных химических положений, законов и сведений, развития навыков выполнения элементарных лабораторных химических исследований в области профессиональной деятельности. Дисциплина изучает основные законы атомно-молекулярного учения, современные представления о строении атома и химической связи, свойствах элементов и соединений и зависимости свойств от нахождения элемента в Периодической системе, основные классы неорганических веществ и их химических свойств, скорость химических реакций и факторы, влияющие на скорость реакций, энергетические эффекты химических реакций - законы термодинамики, теории растворов и равновесия в растворах, окислительно-восстановительные процессы, процесс электролиза, принцип работы гальванического элемента, химические источники тока, коррозии металлов и способы защиты металлов от коррозии. Студенты, выполняя лабораторные и практические работы, закрепляют теоретические знания для использования основных законов химии, статистических, экспериментальных методов в профессиональной деятельности.Оценивание пройдет в виде защиты результатов лабораторных и практических занятий и итогового экзамена, включающего ответы на теоретические вопрос и решение задач.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Проблемы современной энергетики

    Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с будущей профессией, энергетикой сегодняшнего и завтрашнего дня, с проблемами энергетики. Дисциплина содержит такие темы как энергетика и охрана природной среды обитания, современные способы преобразования различных видов энергии в электрическую, виды электрических станции и их особенности, передача, распределение и потребление электрической энергии. На практических занятиях студенты изучат условные обозначения в электрических схемах, научатся по заданным техническим данным выбирать коммутационные аппараты. Оценивание проводится по итогам устного экзамена.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Инженерная графика

    Целью дисциплины является изучение теоретических и практических основ начертательной геометрии и инженерной графики. Дисциплина содержит стандарты оформления конструкторской документации, теоретические основы построения изображений, виды изделий и конструкторских документов, кривые линии и поверхности. На практических занятиях студенты приобретут навыки построения проекции точки и прямой, взаимного положение прямой и плоскости, двух плоскостей. В ходе выполнения расчетно-графических работ студенты выполнят изображение разрезов и сечений, разъемных и неразъемных соединений, многогранников, развертки. Оценивание пройдет в виде защиты расчетно-графических работ и итогового экзамена, включающего ответы на теоретические вопросы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Математика 1

    Цель дисциплины – формирование математической грамотности, освоения фундаментальных законов, теорий классической и современной математики, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Содержание программы курса Математика 1 включает: Элементы теории множеств. Комплексные числа. Действия над ними; Матрицы и действия с ними. Матричные уравнения. Группы. Кольца. Поля. Определители. Свойства определителей. Вычисление определителей. Векторы. Собственные значения и собственные векторы матрицы. Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов и их свойства. Системы линейных алгебраических уравнений. Метод Крамера, матричный метод, метод Гаусса; Прямая на плоскости. Прямая в пространстве. Кривые второго порядка. Поверхности второго порядка; Предел функции в точке и на бесконечности. Бесконечно малые функции и их свойства. Непрерывность функции в точке. Точки разрыва и их классификация; Производная функции. Дифференциал функции. Производная сложной функции. Правило Лопиталя. Условия монотонности функции. Экстремум функции. Точки перегиба. Общая схема исследования функции и построения графика; Функции нескольких переменных. Предел и непрерывность. Частные производные. Производная по направлению. Градиент. Экстремум функции нескольких переменных. Студенты решают практические задачи, в том числе применяя программное обеспечение, учатся отстаивать свою точку зрения и решения. Оценивание пройдет в виде защиты самостоятельных решений практических задач и итогового экзамена, включающего ответы на теоретические вопросы и решение задач. Содержание программы предмета гармонизировано с программой вуза партнера.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Безопасность жизнедеятельности и Охрана труда

    Цель дисциплины – обеспечение техники безопасности в соответствие с требованиями организаций, соблюдение норм охраны труда. Дисциплина изучает человека и среду обитания, опасности технических систем, воздух рабочей зоны, освещение, виброакустические факторы, электромагнитные излучения, управление безопасностью жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, основы и управление охраной труда и промышленной безопасностью на производстве, организация пожарной безопасности, требования к рациональной организации рабочего места. Студент будет проводить расчеты вредных производственных факторов, осваивать методику оказания первой медицинской помощи, изучать инструкции по охране труда конкретных производственных отделений предприятий. В ходе изучения будут использованы материалы онлайн курса по охране труда и технике безопасности. Формой оценивания дисциплины является письменный и устный опрос по вопросам охраны труда и промышленной безопасности на производстве. Экзамен будет проводиться специалистами по охране труда предприятий партнеров. По дисциплине возможен перезачет аналогичных курсов с платформ массовых открытых онлайн курсов Coursera, OpenU.kz, OpenU.tou.edu.kz и других.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • «Зеленое» проектирование и устойчивое развитие предприятий

    Целью дисциплины является изучение концепции «зеленого проектирования», приобретение навыков по улучшению продуктов и услуг компании и составлению отчета об устойчивом развитии. В курсе рассмотрены следующие темы: инициирование изменений; критика и одобрение изменений; политическая сторона внедрения изменений; ключевые идеи «зеленого» проектирования или дизайна для окружающей среды; отчетность по устойчивому развитию; отчетность по корпоративной социальной ответственности; примеры устойчивого развития; определение ключевых показателей эффективности устойчивого развития компаний. В ходе выполнения практических заданий студенты оценят жизненный цикл продукта; составят отчет компании по углероду и потреблению воды; определят ключевые показатели эффективности (KPI) и ключевые показатели устойчивого развития (KSPI) на примере разных компаний. Оценивание проводится по итогам устного экзамена.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 3
  • Экономика энергетики

    Дисциплина является третьей из четырех дисциплин модуля микроквалификаций – энергоаудитор. Целью дисциплины является изучение экономики использования энергетических ресурсов, себестоимость производства энергии, активы предприятия, политика ценообразования на энергопредприятиях, организация энергетического учета, управление предприятием топливно-энергетического комплекса. На практических занятиях студенты рассчитают экономические параметры работы предприятия энергетики на основе типовых методик, анализа повышения эффективности работы предприятия, роста производительности труда и других путей повышения эффективности производства. Оценивание пройдет в виде комбинированного экзамена, содержащего устный и письменный опрос.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 3
  • Электрооборудование промышленных предприятий и гражданских зданий

    Дисциплина является первой из четырех дисциплин модуля микроквалификаций – электромонтер. Целью дисциплины является изучение электрооборудования общепромышленных механизмов (кранов, лифтов, поточно-транспортных систем, компрессоров, насосов, вентиляторов), электрооборудования металлорежущих станков и электротермических установок, электрооборудование осветительных установок. Содержание дисциплины включает в себя основы проектирования электрооборудования установок, электрооборудование осветительных установок, электрооборудование производственных механизмов общего назначения, основное электрооборудование, применяемое в гражданских зданиях. На практических занятиях студенты произведут расчет электроосвещения и выбор светильников, осветительных сетей, щитков и защитных аппаратов для промышленных и гражданских зданий; научатся читать электрические схемы управления электроприводами общепромышленных механизмов; выбирать защиту сетей электроосвещения и силовых сетей. При изучении данной дисциплины предусмотрено выполнение расчетно-графической работы, самостоятельная работа с учебной и нормативно-технической литературой. Итоговое оценивание будет проводится в формате защиты портфолио расчетно-графических работ студента.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 4
  • Глобальные тенденции и устойчивое развитие

    Целью дисциплины является изучение инструментов и подходов, которые применяются в компаниях по решению вопросов изменения климата, потребления воды, удовлетворенности работников. На курсе студенты рассмотрят такие темы, как климат и углеродный след; контекстно-ориентированная устойчивость и научно обоснованные цели; вода и энергия; рабочие места и общественные вопросы; влияние на цепочку поставок. В ходе выполнения практических занятий студенты рассчитают углеродный след; налог на выбросы углерода; внутреннею цену на углерод; потребление воды; обсудят основные проблемы цепочек поставок; выполнят обзор устойчивых цепочек поставок; составят целевое задание по устойчивому развитию и сокращению выбросов углерода. В рамках выполнения проекта студенты на примере небольшой компании проведут анализ, определят проблему, разработают рекомендации по устойчивому развитию, рассчитают финансовое показатели предлагаемого изменения. Оценивание пройдет в виде открытой защиты проектов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 3
  • Электробезопасность

    Дисциплина является третьей из четырех дисциплин модуля микроквалификаций – электромонтер. Целью изучения дисциплины является формирование у обучающихся системы знаний о явлениях, происходящих при воздействии электрического тока на организм человека; приобретения обучающимися знаний в области безопасной работы на оборудовании электроустановок, способов защиты от поражения электрическим током. Содержание дисциплины включает в себя основные положения правовых и нормативно-технических документов по электробезопасности; правила выполнения работ в электроустановках в соответствии с требованиями нормативных документов по электробезопасности, охране труда и пожарной безопасности; правила использования средств защиты и приспособлений при техническом обслуживании электроустановок; порядок оказания первой медицинской помощи пострадавшим от действия электрического тока. На практических занятиях студенты научатся выполнять работы в электроустановках в соответствии с инструкциями и правилами по электробезопасности, правильно использовать средства защиты и приспособления при техническом обслуживании электроустановок. Оценивание пройдет в виде экзамена, включающего ответы на теоретические вопросы и решение задач.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 3
  • Основы права и антикоррупционной культуры

    Дисциплина нацелена на формирование у студентов самосознания и ответственности за принятые решения, приверженности к действиям в рамках правовых норм. Дисциплина изучает основы государства и права, конституционное право, государственное управление и правоохранительную деятельность, административное, антикоррупционное, гражданское, семейное, трудовое, экологическое, уголовное, процессуальное право, основы антикоррупционной культуры. Студенты будут интерпретировать основные статьи и положения отдельных нормативных актов с точки зрения жизненных ситуаций и профессиональной деятельности. Особое внимание будет уделено решению кейсов по антикоррупционным действиям и коррупционным проявлениям. Формой оценивания является комбинированный экзамен в виде устного и письменного опроса. По дисциплине возможен перезачет аналогичных курсов с платформ массовых открытых онлайн курсов Coursera, OpenU.kz, OpenU.tou.edu.kz и других.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Экономическое обоснование для устойчивого развития

    Целью дисциплины является приобретение навыков по анализу экономического и социального воздействия предприятия/бизнеса на окружающую среду, и обоснованию требуемых изменений, необходимых для реализации устойчивого развития. На курсе студенты изучат проекты по экономии энергии; инструменты финансового анализа такие, как анализ чистой приведенной стоимости, вычисление окупаемости инвестиций; факторы, влияющие на устойчивость компании; обсудят проблемы и возможности, которые представляют для бизнеса основные глобальные тенденции, такие как изменение климата. В рамках выполнения заданий кейса студенты определят, как компания может улучшить свои экологические и социальные показатели; оценят деятельность и продукцию компаний в области устойчивого развития; разработают бизнес-кейс для осуществления инвестиций в устойчивое развитие; определят ключевые критерии «зеленого» бизнеса. Дисциплина завершится открытой защитой заданий кейсов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 4
  • Статистика в энергоаудите

    Дисциплина является второй из четырех дисциплин модуля микроквалификаций – энергоаудитор. Целью дисциплины является изучение основ математической статистики для решения задач анализа и интерпретации экспериментальных данных при энергетических обследованиях. Темы дисциплины: основные понятия математической статистики; теория оценивания параметров распределений случайных величин; проверка статистических гипотез; теория статистических решений; анализ и интерпретация экспериментальных данных. На практических занятиях студенты вычислят распределение ортогональных проекций; построят интервальные и точечные оценки; наиболее мощные критерии; оптимальные решающие правила; оценки параметров линейной модели; исследуют адекватность модели измерений. Оценивание пройдет в виде комбинированного экзамена, содержащего устный и письменный опрос.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 3
  • Будущее возобновляемой энергетики

    Целью дисциплины является изучение текущего состояния возобновляемой энергетики и перспективных новых технологий и подходов к возобновляемым источникам энергии. На курсе будут рассмотрены такие темы, как плавучие платформы для ветряных турбин, интегрированные в здания фотоэлектрические установки, хранение электроэнергии, электромобили и водород, их основные возможности и ограничения. На практических занятиях студенты проведут форсайт-исследование по темам: энергетическая трансформация и сценарии развития; будущее технологий возобновляемой энергетики; развивающие технологии для возобновляемых источников энергии; новые вопросы и концепции в области возобновляемых источников энергии. В содержание дисциплины будет интегрирован курс «Renewable Energy Futures» Колорадского университета в Боулдере, расположенный на платформе Coursera. Оценивание пройдет в форме защиты исследовательского эссе и тестовых заданий.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Правила эксплуатации промышленных электроустановок

    Дисциплина является второй из четырех дисциплин модуля микроквалификаций – электромонтер. Целью дисциплины является изучение правил обслуживания, ремонта и эксплуатации электрообрудования промышленных предприятий. Содержание дисциплины включает в себя нормы приемо-сдаточных испытаний; правила изоляции электроустановок; правила установки аппаратов защиты и автоматики; правила обслуживания электрооборудования специальных установок, электросиловых и осветительных установок. На практических занятиях студентв научатся правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов, руководствуясь основными правилами технической эксплуатации промышленных электроустановок, утвержденными правительством Республики Казахстан. Оценивание пройдет в виде комбинированного экзамена, содержащего устный и письменный опрос.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 3
  • Вызовы и тренды международной энергетики

    Целью курса является изучение теорий об энергетических ресурсах, технологических и экономических реалиях, которые позволят им правильно интерпретировать политическое влияние текущих событий. В курсе обсуждаются глобальные тенденции в потреблении и производстве энергии, различные имеющиеся сценарии возможного развития событий в ближайшие десятилетия; наличие запасов нефти и эволюция нефтяной промышленности, природный газ и различия между нефтью и газом; возобновляемые источники энергии, ядерная энергия и международная энергетическая политика. На практических занятиях студенты в ходе диспутов аргументировано выскажут мнение по следующим темам: энергетика и окружающая среда; улавливание углерода из воздуха; мировое потребление возобновляемой энергии; экологический менеджмент при добыче нефти; использование газа и газовые сети; экономика атомной энергетики; рыночные решения для энергетической безопасности; развитие богатых энергоресурсами стран. В содержание дисциплины будет интегрирован курс «Politics and Economics of International Energy» института политических исследований в Париже, расположенный на платформе Coursera. Оценивание пройдет в форме защиты исследовательского эссе и тестовых заданий

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Основы экономики и бизнеса

    Дисциплина нацелена на формирование основ предпринимательства у обучающихся. Дисциплина изучает основы экономики и организации бизнеса, предпринимательство и его виды, финансовые основы бизнеса, разработку стратегии развития бизнеса, государственное регулирование предпринимательской деятельности. В ходе практических занятий студенты рассмотрят различные кейсы предпринимательской деятельности, предложат разные способы решения кейсов, проанализируют риски и рассчитают экономическую эффективность. Студенты будут предлагать и развивать идеи для бизнеса, разрабатывать собственный бизнес-проект. Формой оценивания является публичная защита собственного проекта в виде бизнес-плана. В дисциплине предусмотрены гостевые лекции действующих бизнесменов. По дисциплине возможен перезачет аналогичных курсов с платформ массовых открытых онлайн курсов Coursera, OpenU.kz, OpenU.tou.edu.kz и других.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Основы экологии

    Дисциплина нацелена на формирование экологического сознания, бережливого отношения к природным ресурсам. Дисциплина изучает теоретические основы экологии, окружающую среду и организмы, биосферу, общие закономерности развития и распространения организмов, потоки энергии и круговорот веществ в природе, человека и среду обитания, ресурсно-экономические аспекты экологии, эколого-экономические механизмы природопользования, как основу бережливого производства, экологическое нормирование, санитарно-гигиенические нормативы и экологическую сертификацию, экологическую безопасность и устойчивое развитие, глобальные экологические проблемы. Студенты применят на практике основные аспекты природоохранной деятельности, оценят соответствие параметры производства и окружающей среды действующим нормативам предельно-допустимых концентраций веществ, опишут в эссе собственные идеи решения глобальных экологических проблем. Формой оценивания является комбинированный экзамен в виде устного и письменного опроса. По дисциплине возможен перезачет аналогичных курсов с платформ массовых открытых онлайн курсов Coursera, OpenU.kz, OpenU.tou.edu.kz и других.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Физика 1

    Цель дисциплины – формирование готовности к применению методов физического исследования в будущей профессиональной деятельности, систематизация фундаментальных основ классической и современной физики. Содержание дисциплины включает следующие темы: физические основы механики, элементы кинематики, динамика поступательного и вращательного движения материальной точки и твердого тела, элементы статики; механическая работа и энергия; законы сохранения в механике, механические колебания и волны, элементы механики жидкости, основные представления молекулярно-кинетической теории, основы термодинамики, реальные газы, жидкости и твердые тела; элементы специальной теории относительности. Студенты отрабатывают приемы и методы решения типовых задач, в т.ч. с профессиональным содержанием, формируя навыки проведения эмпирических учебных исследований в команде, статистической обработки и интерпретации полученных результатов, и критической оценки их достоверности. Дисциплина заканчивается письменным экзаменом (теоретические вопросы и решение типовых задач). Содержание программы предмета гармонизировано с программой вуза партнера.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 4
  • Рынки в электроэнергетике

    Целью дисциплины является изучение различных виды рынков электроэнергии, принципов их работы при диспетчеризации поставок электроэнергии для удовлетворения спроса в режиме реального времени; методы регулирования в электроэнергетической отрасли. На курсе студенты узнают о различных затратах на основную деятельность электроэнергетической отрасли, о том, как устанавливается цена на электроэнергию, о различных способах структурирования рынков электроэнергии, о том, как эти рыночные структуры определяют, какие электростанции будут направлены на производство электроэнергии, и о том, как последние изменения в ценах на генераторное топливо, технологиях производства, рыночном регулировании и экологических нормах трансформируют рынки и деятельность электроэнергетической отрасли. При выполнении практических работ студенты опишут основные компоненты затрат в электрической системе; сравнят затраты на различные типы электростанций; интерпретируют розничное ценообразование на электроэнергию; рассмотрят работу рынков электроэнергии при передаче и распределении электроэнергии для удовлетворения спроса в режиме реального времени; объяснят как регулируется электроэнергетическая отрасль. В содержание дисциплины будет интегрирован курс «Electric Industry Operations and Markets» университета Дьюка, расположенный на платформе Coursera. Оценивание пройдет в виде комбинированного экзамена, содержащего устный и письменный опрос.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Математика 2

    Цель дисциплины – формирование навыков интегрального исчисления, систематизация фундаментальных математических понятий, применения фундаментальных законов, теорий классической и современной математики в будущей профессиональной деятельности. Дисциплина является продолжением курса Математики 1 и включает: Первообразная. Неопределенный интеграл и его свойства. Основные приемы и формулы интегрирования. Методы интегрирования: по частям, подстановкой. Интегрирование некоторых тригонометрических и иррациональных функций. Определенный интеграл, его свойства. Формула Ньютона-Лейбница. Геометрические и механические приложения определенного интеграла. Несобственные интегралы. Кратные интегралы. Вычисление двойного интеграла в декартовой, полярной системах координат. Приложения двойного интеграла. Криволинейные интегралы I-го и II-го рода, свойства и вычисление. Поверхностные интегралы I-го и II-го рода, свойства и вычисление. Обыкновенные дифференциальные уравнения 1-го порядка. Уравнения с разделяющимися переменными, линейные уравнения и уравнения Бернулли. Линейные однородные и неоднородные ДУ высших порядков. Линейные однородные ДУ с постоянными коэффициентами. Числовые ряды. Необходимое условие сходимости рядов. Достаточные признаки сходимости знакоположительных рядов. Знакочередующиеся и знакопеременные ряды. Степенные ряды. Теорема Абеля. Тригонометрические ряды Фурье. Аппроксимация и интерполяция функций. Численное интегрирование. Численное дифференцирование. Студенты решают практические задачи в том числе применяя программное обеспечение, учатся отстаивать свою точку зрения и решения. Оценивание пройдет в виде защиты самостоятельных решений практических задач и итогового экзамена, включающего ответы на теоретические вопросы и решение задач. Содержание программы предмета гармонизировано с программой вуза партнера.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 4
  • Теоретические основы электротехники 1

    Целью дисциплины является изучение основных законов электрических и магнитных цепей, электромагнитного поля, основных методов расчета электрических и магнитных цепей, электромагнитного поля; методов анализа и синтеза цепей. Содержание программы курса Теоретические основы электротехники 1 включает: линейные электрические цепи постоянного тока; линейные электрические цепи однофазного синусоидального тока; резонанс в электрических цепях; индуктивно-связанные цепи; линейные электрические цепи трехфазного синусоидельного тока. В ходе выполнения практических занятий студенты рассчитают линейные электрические цепи постоянного тока, однофазного синусоидального тока, с взаимной индукцией и в режиме резонансов, линейные электрические цепи трехфазного синусоидального тока. Итоговая оценка будет сформирована в ходе письменного экзамена, включающего защиту портфолио расчетно-графических работ студента.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Информационно-измерительная техника

    Дисциплина является первой из четырех дисциплин модуля микроквалификаций – энергоаудитор. Целью дисциплины является изучение общих сведений об измерении физических величин, методах, средствах измерений и получение навыков применения информационно-измерительной техники в практической деятельности. Содержание дисциплины включает в себя: технические средства измерений электрических величин; измерение неэлектрических величин; виды и структуры информационно-измерительных систем; математические модели и алгоритмы измерения информационно-измерительных систем; интерфейсы измерительных систем; метрологический анализ. В ходе выполнения лабораторных занятий студенты рассчитают абсолютную, относительную, приведенную погрешности; определят класс точности приборов; определят коэффициенты усиления по мощности, напряжению и току; рассчитают шунты и добавочные сопротивления для амперметров и вольметров; рассчитают параметры биполярных транзисторов; определят полное, активное и реактивное сопротивление мощности цепи переменного тока. Итоговая оценка будет сформирована в ходе устного экзамена, проведенного совместно с представителями предприятий партнеров.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 4
  • Теоретические основы электротехники 2

    Целью дисциплины является продолжение изучения законов электрических и магнитных цепей, электромагнитного поля, формирование навыков проведения расчета электрических и магнитных цепей, электромагнитного поля. Дисциплина является продолжением курса Теоретические основы электротехники 1. Содержание программы курса Теоретические основы электротехники 2 включает: линейные электрические цепи при несинусоидальных источниках питания; переходные процессы в линейных электрических цепях с сосредоточенными параметрами; четырехполюсниками; цепи с распределенными параметрами; нелинейные электрические цепи. В ходе выполнения практических занятий студенты рассчитают линейные электрические цепи при несинусоидальных источниках питания; переходные процессы классическим методом и операторным методом. Итоговая оценка будет сформирована в ходе письменного экзамена, включающего защиту портфолио расчетно-графических работ студента.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Монтаж промышленных электроустановок

    Целью дисциплины является изучение технических и организационных вопросов монтажа и испытаний электроустановок промышленных предприятий. На практических занятиях студенты приобретут навыки по монтажу и демонтажу пускорегулирующей и коммутационной аппаратуры с разделкой и присоединением концов проводов; монтажу ячейки распределительных устройств с установкой аппаратуры; снятию и разборке выключателей нагрузки и разъединителей; проверке заземления разъединителей и привода, правильности работы блокировки; ремонту деталей электроустановок, чистку, смазку, установку на место и регулированию контактов и приводов. Итоговая оценка будет сформирована в результате устного экзамена. Дисциплина является заключительной из четырех дисциплин модуля микроквалификаций - электромонтер.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Энергоменеджмент и устойчивое развитие города

    Целью дисциплины является изучение основных принципов управления городской инфраструктурой, эффективно удовлетворяющей спрос на энергию, транспорт, воду, для создания устойчивого города. Будут рассмотрены следующие темы: городская инфраструктура; принципы управления городской инфраструктурой; управление городской энергетикой; управление городским транспортом. На практических занятиях студенты выскажут аргументирование мнение по таким вопросам, как основные системы и размеры городской инфраструктуры; деятельность менеджеров городской инфраструктуры; городская электроэнергетическая и транспортная системы. Оценивание проводится по итогам устного экзамена.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Физика 2

    Цель дисциплины – освоение теорий классической и современной физики, а также методов физического исследования в будущей профессиональной деятельности. Содержание дисциплины включает следующие темы: Электростатика, постоянный и переменный электрический ток, электрический ток в различных средах, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, элементы физики твердого тела, атома и атомного ядра. Студенты отрабатывают приемы и методы решения типовых задач, в т.ч. с профессиональным содержанием; формируют навыки проведения эмпирических учебных исследований в команде, статистической обработки и интерпретации полученных результатов, и критической оценки их достоверности. Дисциплина заканчивается письменным экзаменом (теоретические вопросы и решение типовых задач). Содержание программы предмета гармонизировано с программой вуза партнера.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 4
  • Теория и практика энергоаудита

    Дисциплина является заключительной из четырех дисциплин модуля микроквалификаций – энергоаудитор. Целью дисциплины является изучение теории и практики проведения энергетических обследований предприятий и организаций. Содержит основные понятия, методы и технологии по оценке всех аспектов деятельности предприятия, которые связаны с затратами на энергоресурсы и энергоносители; по выявлению источников нерациональных энергозатрат и неоправданных потерь энергии; мероприятия по повышению энергетической эффективности. Прививаются навыки проведения энергоаудитов, выполнения расчетов энергоэффективности, составления заключения. В ходе выполнения практических работ студенты примере конкретного/расчетного/теоретического предприятия проведут анализ состояния систем электроснабжения и теплоснабжения, определят потенциал сокращения/уменьшения потерь энергии и разработают программу комплексного энергосбережения. Итоговая оценка будет сформирована в ходе устного экзамена, проведенного совместно с представителями предприятий партнеров. Предусмотрены выездные занятия на предприятиях ERG Service и Проммашкомплект.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Математика 3

    Цель дисциплины – продолжение формирования математической грамотности, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Дисциплина является продолжением курсов Математики 1 и Математики 2, включающая изучение тем: Простейшие функции комплексного переменного. Преобразования Лапласа. Оригиналы и их изображения. Свойства преобразований Лапласа. Таблица оригиналов и изображений. Обратное преобразование Лапласа. Свертка двух функций. Классификация уравнений в частных производных. Гиперболические уравнения. Параболические уравнения. Эллиптические уравнения. Понятия теории вероятностей. Алгебра событий. Операции над событиями и их свойства. Классическое определение вероятности. Геометрические вероятности. Элементы комбинаторики. Простейшие теоремы теории вероятностей. Формула полной вероятности. Формула Байеса. Схема Бернулли. Теоремы Муавра-Лапласа. Формула Пуассона. Дискретные и непрерывные случайные величины, их числовые характеристики. Функция распределения и плотность распределения. Основные законы распределения случайных величин. Математическая статистика. Выборка и ее представление. Эмпирическая функция распределения. Графическое представление выборки. Полигон. Гистограмма. Кумулята. Точечные оценки. Выборочная средняя и выборочная дисперсия. Оценка неизвестных параметров. Точечные и интервальные оценки. Доверительные интервалы для параметров нормального распределения. Проверка статистических гипотез. Проверка гипотез о законе распределения. Студенты решают практические задачи в том числе применяя программное обеспечение, учатся отстаивать свою точку зрения и решения. Оценивание пройдет в виде защиты самостоятельных решений практических задач и итогового экзамена, включающего ответы на теоретические вопросы и решение задач. Содержание программы предмета гармонизировано с программой вуза партнера.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 4
  • Промышленная электроника

    Целью дисциплины является изучение физических основ полупроводниковой проводимости, структуры и принципов действия полупроводниковых приборов, электронных схем на их основе, электронных схем преобразования электрических параметров с целью осуществения ремонта и обслуживания силовых и полупроводниковых устройств. Содержание дисциплины: вспомогательные, пассивные элементы электронных схем; полупроводниковые приборы; основной элементный базис аналоговых и цифровых устройств. Студенты, решая задания кейсов, научатся рассчитывать усилители мощности и напряжения; генератор прямоугольных импульсов; спроектируют активные фильтры; измерители частоты; генератор синусоидальных колебаний. В ходе выполнения лабораторных работ студенты исследуют статические характеристики диодов, стабилитрона, биполярного и полевого транзисторов; исследуют схемы инвертирующих и неинвертирующих операционных усилителей; генераторов синусоидальных колебаний; выпрямителей. Итоговая оценка будет сформирована в результате письменного экзамена.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Основы энергетического аудита

    Целью дисциплины является изучение методологии проведения энергетических обследований предприятий и приобретение навыков по оценке эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, разработке эффективных мер для снижения затрат предприятия. Студенты изучат: государственную политику и законодательство в области повышения энергетической эффективности; особенности энергоаудита промышленных и сельскохозяйственных предприятий; содержание экспресс-аудита; энергетический паспорт; инструментальное энергетическое обследование; энергетическое обследование при передаче электроэнергии, в промышленных котельных, системах отопления, вентиляции и горячего водоснабжения; энергетическое обследование в электроприводах, электронагревательных установках, системах освещения; оформление технического отчета по результатам энергетического обследования. Проведение лабораторных работ предусмотрено на базе предприятий-партнеров. Тематика лабораторных работ включает: моделирование энергоаудита второго уровня; теплотехнические и электрические измерения при инструментальном обследовании; методика проведения инструментального энергетического обследования; энергоаудит источников энергоснабжения и параметров энергоносителей; составление мероприятий по снижению потребления электрической и тепловой энергии; составление технического отчета по результатам инструментального обследования. Итоговая оценка будет сформирована в ходе устного экзамена, проведенного совместно с инженерно-техническими работниками предприятий-партнеров

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 4
  • Электротехническое материаловедение

    Целью дисциплины является изучение металлических и неметалических материалов, применяемых в электрических аппаратах и машинах, сетях, в полупроводниковых преобразователях. Содержание дисциплины включает в себя физические процессы в диэлектрических материалах, электроизоляционные материалы, проводниковые материалы, полупроводниковые материалы, магнитные материалы. В ходе выполнения практических работ студенты определят электрическую прочность жидких диэлектриков, неэлектрические характеристики диэлектриков, электрическую прочность транформаторного масла, характеристики полупроводников; исследуют свойства полупроводников и магнитных материалов. Итоговая оценка будет сформирована в результате устного экзамена.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Глобальная энергетика и климатическая политика

    Целью дисциплины является приобретение практических навыков предпринимательства в сфере энергетики, проектирования, инжиниринга и экологии, создания положительного воздействия на окружающую среду и здоровье людей. Содержание дисциплины включает следующие темы: возможности в зеленом строительном проектировании; мировые тенденции зеленого строительства; финансовые возможности в возобновляемой энергетике; генерация идей для стартапа. На практических занятиях студенты определят основные возможности, проблемы и потенциальные решения для бизнеса в сфере возобновляемой энергетики и зеленого строительства; проанализируют примеры успешного бизнеса в сфере возобновляемой энергетики или зеленого строительства; составят план взаимодействия с инвесторами. Дисциплина предполагает выполнение проекта, в рамках которого студенты определят 2-3 проблемы, которые можно решить с помощью продуктов или услуг в области возобновляемой энергетики или зеленого строительства. В содержание дисциплины будет интегрирован курс «Renewable Energy and Green Building Entrepreneurship» университета Дьюка, расположенный на платформе Coursera. Дисциплина завершится публичной защитой разработанных в проекте материалов и идей.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Электроснабжение

    Целью дисциплины является формирование теоретических знаний и овладение техническими и организационными вопросами по проектированию систем электроснабжения промышленных предприятий с использованием современных методов и технических средств. Содержание дисциплины включает: основные виды потребителей и приемников электрической энергии; характеристики и классификация промышленных потребителей, графики нагрузок; определение расчетных нагрузок; подстанции и сети цеховых потребителей электроэнергии; выбор числа и мощности трансформаторов цеховых ТП; приемники электроэнергии и их классификация по надежности, роду тока и напряжения, по режимам работы; электрические нагрузки; выбор сечений проводов, шин и жил кабелей расчетным током по нагреву, по экономической плотности тока и проверки на потери напряжения; цеховые электрические сети; выбор напряжения; выбор числа и мощности силовых трансформаторов; схемы питания и распределения электроэнергии; компенсация реактивной мощности; качество электроэнергии; специальные вопросы электроснабжения. В ходе выполнения заданий кейсов студенты рассчитают электрические нагрузки предприятия; построят картограмму электрических нагрузок; спроектируют внешнее и внутреннее электроснабжение предприятия; рассчитают токи короткого замыкания; выберут выключатели, измерительные трансформаторы тока и напряжения. Итоговая оценка будет выставлена по итогам защиты кейсовых заданий совместно с инженерно-техническими работниками предприятий партнеров.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Компьютерное проектирование в энергетике

    Цель дисциплины - подготовка студентов к применению программного обеспечения при проектировании электроустройств и систем электрооборудования. Студенты изучат существующие типы CAD-систем, их интерфейс. Научатся создавать простые чертежи в CAD на основе исходных данных. Студенты приобретут практические навыки работы с программным обеспечением, аналогичным применяемым партнерами, в том числе AutoCAD, Компас-3D и др. Студенты выполнят серию индивидуальных графических работ по изображению генерального плана предприятия, картограммы нагрузок, электрической схемы электроснабжения, однолинейной схемы электрических соединений, по компановке, плану и разрезу закрытого распределительного устройства. К оценке портфолио работ студентов будут привлечены конструктора бюро «Step».

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Основы и проектирование систем солнечной энергии

    Целью дисциплины является изучение физико-технических основ фотоэлектрической солнечной энергетики и приобретение навыков по проектированию систем солнечных батарей. На курсе студенты изучат принцип действия солнечных (фотоэлектрических) панелей; основные компоненты, необходимые для базовой фотоэлектрической системы (солнечной панели); модели ценообразования и основные нормативные аспекты при сопряжении солнечных панелей с электрической сетью; схемы фотоэлектрических модулей и систем; определение размеров и мощности фотоэлектрических модулей при различных условиях; проектирование фотоэлектрических систем с привязкой к сети в реальных условиях. На практических занятиях студенты рассчитают электрические нагрузки здания, спроектируют систему солнечных батарей, способную удовлетворить годовую потребность электроэнергии в данном здании; рассчитают потери на освещение с учетом расположения и/или затенения, а также изменение мощности модулей из-за перепадов температуры при проектировании системы. В рамках дисциплины предусмотрено выполнение проекта, который включает в себя как простой аудит здания для определения спроса на электроэнергию, так и выбор компонентов для проектирования системы солнечных панелей для удовлетворения этого спроса. В содержание дисциплины будут интегрированы курсы «Solar Energy Basics» и «Solar Energy System Design» университета штата Нью-Йорк, расположенный на платформе Coursera. Итоговое оценивание будет проводится в формате защиты проекта.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Техника безопасности в электротехнологических установках и системах

    Целью дисциплины является приобретение студентами навыков по созданию безопасных и безвредных условий труда; соблюдению мер безопасности при монтаже и эксплуатации производственного оборудования; по прогнозированию и принятию грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций по защите производственного персонала, объектов хозяйствования от возможных последствий аварий, пожаров, катастроф, стихийных бедствий. Содержание дисциплины включает: производственный травматизм; основы электробезопасности; гигиена труда и производственная санитария; основы пожарной безопасности. На практических занятиях студенты научатся составлять акт по результатам расследования несчатных случаев на производстве; оказывать помощь пострадавшему при несчатном случае; проводить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца; оформлять документацию на производство работ в действующей электроустановке; рассчитывать возможные токи поражения; рассчитывать элементы и средства защиты от электрического тока; рассчитывать производственное освещение и вентиляцию; применять средства пожаротушения. Студенты получат возможность пройти онлайн курс по Технике безопасности от компании ERG с получением сертификата. Итоговая оценка будет сформирована в ходе комбинированного экзамена, содержащего устный и письменный опрос.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 4
  • Теория автоматического управления

    Целью дисциплины является изучение принципов анализа и синтеза систем автоматического регулирования (управления), освоение инженерных методов расчета устойчивости и качества переходных процессов. Дисциплина является пререквизитом специальных дисциплин по автоматическим и автоматизированным средствам управления электроэнергетическими системами в нормальных и аварийных режимах. Содержание дисциплины включает в себя следующие темы: математические модели линейных систем регулирования; устойчивость линейных систем; качество процессов регулирования. На практических занятиях студенты рассчитают передаточные функции системы по дифференциальному уравнению или структурной схеме; временные характеристики; переходную и импульсную функции; постороят частотные и логарифмические характеристики; определят устойчивость системы методами Гурвица, Рауса, Михайлова и Найквиста; определят качество регулирования прямыми и косвенными методами. В ходе выполнения лабораторных работ студенты исследуют систему автоматического регулирования напряжения генератора постоянного тока. Оценивание пройдет в виде экзамена, включающего ответы на теоретические вопросы и решение задач.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Энергосбережение в промышленности

    Целью изучения дисциплины является освоение студентами системы мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов, общих принципов рационального использования энергоресурсов и возобновляемых источников энергии. Дисциплина формирует практические навыки экономии энергоресурсов и повышения энергоэффективности, навыки инженерных методов расчета энергетических агрегатов и систем, обеспечивающих наиболее эффективные методы производства и разумного использования энергии, выбора рационального способа энергосбережения с позиции техники и экономики. На практических занятиях студенты проанализируют протокол результатов измерений показателей качества электрической энергии; рассчитают потери электрической энергии различными методами; рассчитают мероприятия по уменьшению потерь электрической энергии; рассчитают предельную экономию в системах освещения; рассчитают мероприятия по компенсации реактивной мощности; рассчитают технологические нормы расхода энергетических ресурсов. В ходе выполнения лабораторных работ на базе предприятий-партнеров студенты измерят показатели качества электрической энергии портативным регистратором; выполнят термографическое обследование объекта исследования; исследуют устройства и методы энергосбережения в системах освещения; исследуют методы энергосбережения в системах отопления, вентиляции и кондиционирования. Оценивание пройдет в виде экзамена, включающего ответы на теоретические вопросы и решение задач.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Электрические машины и аппараты

    Целью дисциплины является приобретение навыков по расчету, проектированию и испытаниям современных электромеханических преобразователей энергии и электрических аппаратов, которые позволят студентам успешно решать теоретические и практические задачи в профессиональной деятельности, связанной с проектированием, испытаниями и эксплуатацией электрических машин. Содержание дисциплины включает: трансформаторы, асинхронные машины, синхронные машины, машины постоянного тока, контактные электрические аппараты управления и защиты низкого напряжения. На практических занятиях студенты рассчитают параметры трансформаторов, асинхронных двигателей, синхронных машин и машин постоянного тока в различных режимах работы. В ходе выполнения лабораторных работ студенты исследуют двухобмоточный трансформатор в режиме холостого хода и короткого замыкания; группы соединения обмоток трехфазных трансформаторов; параллельную работу трансформатора; асинхронный двигатель с короткозамкнутым и фазным ротором; синхронный генератор; генератор с независимым и параллельным возбуждением; двигатель параллельного и последовательного возбуждения. Дисциплина завершится открытой защитой проекта, предусматривающего расчет асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Проектирование Smart-энергосберегающих систем электрообеспечения

    Целью дисциплины является изучение современной концепции построения интеллектуальных электроэнегетических систем на основе технологий Smart Grid; изучение зарубежного опыта применения активно-адаптивных элементов в интеллектуальных сетях и оценка возможности их применения в Казахстане; освоение стратегических целей развития энергосистем по пути интеллектуализации; ознакомление с проблемами научно-технического характера по построению интеллектуальных систем и управлению ими, современными технологиями электроэнергетической и электротехнической промышленности, научно-правовой и технической политики в области технологий и проектирования объектов Smart Grid. Содержание дисциплины: понятие и основные положения концепции Smart Grid; перспективы развития Smart Grid в Казахстанской электроэнергетике; технологический базис концепции Smart Grid; перспективная энергетика; базовые принципы организации цифровых систем в электрических сетях; специализированные протоколы обмена данными; высоковольтное оборудование на цифровых подстанциях; вопросы создания и внедрения цифровых подстанций. В ходе выполнения практических занятий студенты проведут круглый стол на тему «Интеллектуальные сети (Smart Grid)» и выполнят презентационный проект на тему «Переход к цифровой подстанции. Протоколы связи в электроэнергетике». Оценивание пройдет в виде защиты проекта.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Теория и практика энергетического менеджмента

    Целью дисциплины является освоение студентами основных положений законодательных и нормативных документов по энергоменеджменту, формирование навыков проведения обследования объектов различного назначения с разработкой необходимых мероприятий и оформления документации, подготовка к выполнению производственно-управленческого вида профессиональной деятельности. В дисциплине рассматривается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (организационных мероприятий, технических средств и программно-методического обеспечения), направленных на формирование энергетической политики, постановку целей и разработку мероприятий по их достижению. На практических занятиях студенты научатся заполнять энергетический паспорт предприятия, выполнять работы по формированию норм и прогнозов ценовых, объёмных и стоимостных показателей потребления электрической энергии и мощности. Итоговая оценка будет сформирована в ходе комбинированного экзамена, проведенного совместно с представителями предприятий партнеров.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Проектирование и зонирование фотоэлектрических систем

    Целью дисциплины является изучение норм и правил зонирования фотоэлектрических систем, приобретение навыков по планированию и установке фотоэлектрических систем в соответствии с проектными спецификациями. На курсе студенты изучат этапы первоначального осмотра участка и оценки подходящих мест для установки фотоэлектрических систем, возможности применения солнечной энергии в жилых, малых, промышленных и коммунальных хозяйствах; основные вопросы проектирования, включая нагрузку, эффективность, механическое и электрическое проектирование, эстетические аспекты и вариации зонирования. На практических занятиях студенты выполнят расчеты по проектированию фотоэлектрической системы; выберут планировку и участок установки фотоэлектрической системы; проведут анализ соответствия фотоэлектрической системы требованиям строительных и электрических норм и правил с точки зрения инспектора по электрическим сетям. В содержание дисциплины будут интегрированы курсы «Solar Energy and Electrical System Design» и «Solar Energy Codes, Permitting and Zoning» университета штата Нью-Йорк в Баффало, расположенные на платформе Coursera. Дисциплина завершится экзаменом, включающим в себя ответы на теоретический материал и решение заданий по применению фотоэлектрических систем.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Технологии цифровых двойников

    Целью дисциплины является подготовка студентов к разработке цифровых двойников. В дисциплине предполагается изучение подходов к разработке цифровых двойников производственных предприятий, моделирующих внутренние процессы, технические характеристики и поведение реального объекта в заданных условиях, учитывающих влияние возмущающих воздействий и внешней среды. Используя системы имитационного моделирования AnyLogic и Powersim облачной платформы AnyLogic Cloud, приложение KUKA.Sim студенты освоят выполнение параллельных запусков модели, получат данные, отражающие текущее состояние реальной моделируемой системы, опишут внутренние процессы и верифицируют результаты работы модели. Дисциплина завершится открытой защитой проекта цифрового двойника с привлечением в качестве рецензентов ИТР предприятия-партнера.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Цифровая техника и микроконтроллеры управления

    Целью дисциплины является освоение методик анализа и синтеза устройств цифровой техники и навыков по применению однокристальных микроконтроллеров для решения производственных задач. Содержание дисциплины включает: основы алгебры логики и цифровых схем; схемотехника цифровых интегральных микросхем; комбинационные схемы; последовательностные схемы; запоминающие устройства; современные однокристальные микроконтроллеры. На практических занятиях студенты научатся переводить числа из одной системы счисления в другую; минимизируют логические функций с помощью карт Карно; составят логические схемы по минимизированной функции; синтезируют схему дешифратора «3 в 8»; составят логическую схему двухступенчатого синхронного RS-триггера; соединят микросхемы параллельных регистров для увеличения разрядности; составят логическую схемы суммирующего двоичного счетчика с последовательным переносом на основе D-триггеров. Лабораторные работы выполняются в программе Electronic Workbench, в ходе которых студенты исследуют основные логические функции и элементы; построят и исследуют комбинационные схемы; триггеры, регистры и цифровые счетчики. В результате изучения дисциплины студенты приобретут навыки сопряжения измерительных органов с портами микроконтроллера. Дисциплина завершится комбинированным экзаменом, включающим ответы на теоретические вопросы и решение задачи.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Современные системы сохранения энергии в электроэнергетике

    Целью дисциплины является изучение устройств и систем для накопления электрической энергии с применением технологий и оборудования традиционной и ВИЭ-генерации. В дисциплине рассматриваются следующие вопросы: специфические проблемы аккумулирования и передачи энергии от возобновляемых источников; биологическое аккумулирование; химическое аккумулирование с помощью водорода и аммиака; аккумулирование тепла; аккумулирование электроэнергии; емкостные накопители энергии; сверхпроводниковые индуктивные накопители энергии; топливные элементы; механическое аккумулирование с использованием воды, сжатого воздуха и маховиков; передача энергии; классификация типов передачи энергии. В ходе выполнения заданий кейсов студенты разработают алгоритм для схемы согласования выработки и потребления энергии с помощью накопителя; рассчитают ёмкость накопителя; разработают мероприятий по энергосбережению и аккумулированию энергии на примере жилого дома. Дисциплина завершится открытой защитой кейса.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Моделирование и оптимизация энергетических процессов и устройств

    Целью дисциплины является освоение принципов использования компьютерных программ, позволяющих идентифицировать техническую систему, моделировать ее поведение и оптимизировать ее параметры. В результате изучения дисциплины студенты приобретут навыки использования экспериментально-теоретического подхода в описании энергетических процессов и устройств. В дисциплине изучаются физическое моделирование; математическое моделирование; имитационное моделирование; методы оптимизации; методика решения задач аналитическими методами оптимизации; линейное программирование; нелинейное программирование; оптимизация параметров теплообменников и электрических цепей. В ходе выполнения лабораторных работ студенты выполнят моделирование динамики двигателя постоянного тока; имитационное моделирование системы электропривода; исследуют математическую модель силового трансформатора; построят математическую модель нагрузки в электрических сетях; спрогнозируют электропотребление, суточный график мощности нагрузки, случайный процесс изменения мощности нагрузки. Итоговая оценка будет сформирована в ходе комбинированного экзамена, проведенного совместно с представителями предприятий партнеров.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Проектирование и эксплуатация установок нетрадиционной и возобновляемой энергетики

    Целью дисциплины является приобретение навыков по проектированию установок нетрадиционной и возобновляемой энергетики в тех или иных условиях, изучение вопросов, связанных с эксплуатацией ветроэлектростанций и солнечных электростанций, анализ экономической целесообразности применения таких систем. Студенты изучат: физические основы образования энергии ветра; особенности проектирования ВЭУ; методика определения валового и технического потенциала ветровой энергии на местности; ветроэнергетический расчет; экономическая характеристика эффективности использования ВЭУ; принцип преобразования энергии падающей воды в электроэнергию; гидроаккумулирующие и приливные электростанции; особенности проектирования ГЭС; технический и валовой потенциал солнечной энергии; экономическая характеристика эффективности использования солнечной энергии; солнечные фотоэлектрические установки, типы установок, основные компоненты. В ходе выполнения заданий кейсов студенты выберут ВЭС с учетом требований потребителей электрической нагрузки; рассчитают валовый и технический потенциал ветровой и солнечной энергии в определенной местности; рассчитают систему солнечного электроснабжения; разработают алгоритм управления ВЭС в различных режимах работы за определенный промежуток времени; построят вольтамперную характеристику фотоэлектрического преобразователя. На лабораторных занятиях студенты исследуют режимы работы ВЭУ; исследуют режимы работы солнечной панели; определят стоимость автономной фотоэлектрической системы электроснабжения с предварительным выбором ее элементов; исследуют ветровой потенциал над данной территорией. Итоговая оценка будет выставлена по итогам защиты кейсовых заданий

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Релейная защита и противоаварийная автоматика в электроэнергетических системах

    Целью дисциплины является изучение принципов выполнения релейных защит и противоаварийной автоматики и приобретение практических навыков по расчету, выбору и эксплуатации устройств релейной защиты для различных элементов сетей и систем. Студенты изучат общие вопросы выполнения релейной защиты и автоматики; виды релейных защит и автоматики линий электропередачи; виды релейных защит и автоматики элементов станций, подстанций и потребителей электроэнергии. В ходе выполнения заданий кейсов студенты научатся рассчитывать токи короткого замыкания и токи замозапуска для целей релейной защиты; рассчитывать уставки реленых защит для линий электропередачи, для понижающих трансформаторов и электродвигателей. Итоговое оценивание будет проводиться в комбинированной форме в виде устного и письменного ответов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Технические измерения и приборы

    Целью дисциплины является изучение методов и средств контроля и измерения параметров технологических процессов, средств преобразования сигналов измерения и коммуникаторов; приобретение навыков по проектированию измерительных каналов для автоматизации технологических процессов и контроля параметров объектов управления. В дисциплине рассматриваются следующие темы: Государственная система обеспечения единства измерений РК; измерение давления; измерение температуры; мостовые схемы измерения; измерение уровня; измерение расхода; измерительные преобразователи; цифровые измерительные приборы; динамические свойства средств измерения; линии связи средств КИПиА. На практических занятиях студенты рассчитают параметры средств измерения уровня; параметры измерительных преобразователей; параметры средств измерения температуры; параметры средств измерения расхода. На лабораторных занятиях студенты исследуют режимы работы интеллектуального датчика давления Метран-100 в комплекте с коммуникатором Метран-650; исследуют принцип действия и метрологических характеристики измерительного преобразователя Fisher-Rosemount; исследуют принцип действия средств измерения уровня; исследуют принцип действия средств измерения температуры; исследуют принцип действия средств измерения расхода; исследуют принцип действия средств измерения давления. Итоговая оценка будет сформирована в результате письменного экзамена.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Основное энергетическое оборудование установок нетрадиционной и возобновляемой энергетики

    Целью дисциплины является изучение основного энергетического и вспомогательного оборудования установок нетрадиционной и возобновляемой энергетики; рассмотрение конструкции отдельных элементов и установок в целом, принцип их работы и возможные режимы функционирования. Студенты изучат: способы согласования ВЭУ с потребителями электроэнергии; ветродизельные системы; общие понятия о гидротурбинах, их параметрах и показателях, схемах гидротурбинных установок; малая гидроэнергетика; гидроаккумулирующие и приливные электростанции; влияние ГЭС на экологию; использование геотермальной энергии для целей горячего водоснабжения; подогреватели воздуха на основе солнечной энергии; солнечные электростанции башенного типа; солнечные электростанции на базе двигателя Стирлинга; ветросолнечные электростанции. На практических занятиях студенты рассчитают коэффициент мощности ВЭУ; рассчитают энергетическую характеристику ветроустановки, работающей в различных режимах работы; выберут тип синхронного генератора для безредукторной ВЭУ; рассчитают удельную мощность солнечного излучения в любой точке земной поверхности; выберут тип солнечного коллектора и их количество для системы отопления и горячего водоснабжения. На лабораторных занятиях студенты определят годовую выработку электроэнергии ВЭУ при заданных параметрах ветрового потока; исследуют режимы работы автономной ветродизельной системы электроснабжения; исследуют режимы работы ВЭС, как составной части крупной энергосистемы; исследуют режимы работы автономной СЭС. Итоговая оценка будет выставлена по итогам защиты кейсовых заданий совместно с инженерно-техническими работниками предприятий партнеров.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Энергоиспользование в электро- и теплоэнергетических системах

    Целью дисциплины является изучение структуры энергетики страны, характеристик энергоносителей, системы производства и потребления тепловой и электрической энергии, энергоиспользование в промышленном и теплотехнологическом производстве, процессы и аппараты теплотехнологий, теплоэнергетические системы промышленных предприятий; формирование навыков расчета характеристик основных теплотехнологических установок, систем производства и потребления тепловой и электрической энергии. В ходе выполнения заданий кейсов студенты определят рациональные режимы работы трансформаторов; определят потери в линиях электропередачи; рассчитают систему теплоснабжения на основе теплонасосной установки; определят эффективность производства тепловой энергии на основе традиционных критериев энергетической оптимизации; определят эффективность работы котлоагрегата; определят эффективность систем теплоснабжения. Дисциплина завершится открытой защитой кейса.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Возобновляемая энергетика и предпринимательство в области зеленого строительства

    Целью дисциплины является приобретение практических навыков предпринимательства в сфере энергетики, проектирования, инжиниринга и экологии, создания положительного воздействия на окружающую среду и здоровье людей. Содержание дисциплины включает следующие темы: возможности в зеленом строительном проектировании; мировые тенденции зеленого строительства; финансовые возможности в возобновляемой энергетике; генерация идей для стартапа. На практических занятиях студенты определят основные возможности, проблемы и потенциальные решения для бизнеса в сфере возобновляемой энергетики и зеленого строительства; проанализируют примеры успешного бизнеса в сфере возобновляемой энергетики или зеленого строительства; составят план взаимодействия с инвесторами. Дисциплина предполагает выполнение проекта, в рамках которого студенты определят 2-3 проблемы, которые можно решить с помощью продуктов или услуг в области возобновляемой энергетики или зеленого строительства. В содержание дисциплины будет интегрирован курс «Renewable Energy and Green Building Entrepreneurship» университета Дьюка, расположенный на платформе Coursera. Дисциплина завершится публичной защитой разработанных в проекте материалов и идей.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Разработка и анализ энергобаланса

    Целью изучения дисциплины является овладение студентами методами определения и расчета статей общих и частных, синтетических и аналитических энергобалансов предприятий и их анализа; овладение методами расчета и анализа показателей эффективности использования энергии на предприятиях на основе энергобалансов при проектировании, модернизации и реконструкции предприятий, эксплуатации и их обследовании. Содержание дисциплины включает: понятие энергетического баланса; этапы составления энергобаланса; иерархическая структура энергетического баланса; увязка уровней в энергобалансе; особенности методов составления энергобалансов; разработка алгоритмов реализации энергобалансов в математической системе Matlab; принципы составления энергетических балансов для расчета процессов и схем энергетических установок; применение энергетических балансов для распределения нагрузки между агрегатами энергетических установок. В ходе выполения практических работ студенты оценят погрешность при составлении энергобалансов; рассмотрят методы решения для многоуровневых иерархических энергобалансов; разработают алгоритм реализации энергобаланса в программе Matlab; используют готовые оболочки и программы математического обеспечения Excel и Matlab для построения алгоритма решения и программы расчетов различных энергобалансов; построят энергобалансы конструктивных элементов тепло- и электроэнергетического оборудования. Итоговая оценка будет сформирована в результате письменного экзамена.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Компьютерные технологии в расчетах энергоэффективности и энергосбережения

    Целью дисциплины является изучение методов и алгоритмов, используемых при исследовании и моделировании процессов, аппаратов энергетических систем, элементов численных методов, готовых пакетов прикладных программ; формирование навыков работы в современных компьютерных математических пакетах, проведения вычислительного эксперимента в рамках алгоритмов и программ, разработанных математических моделей энергетических процессов и установок необходимых для оценки энергоэффективности. На лабораторных работах студенты в математической программе Matlab выполнят моделирование и анализ энергоэффективности гидротурбины; моделирование и анализ энергоэффективности ветроэнергетической установки; построят модель оценки энергоэффективности энергосберегающих мероприятий; смоделируют систему обработки показаний системы энергомониторинга. Дисциплина завершится открытой защитой портфолио, сформированного по результатам лабораторных работ.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Энергосбережение в системах производства электрической и тепловой энергии

    В дисциплине рассматривается актуальность энергосбережения в системах производства тепловой и электрической энергии Казахстана и в мире, изучается нормативно-правовая и нормативно-техническая база энергосбережения и повышения энергоэффективности, основные направления энергосбережения в ТЭК, энергосберегающие мероприятия в технологии производства электрической и тепловой энергии. Цель дисциплины - формирование навыков оценки эффективности энергоиспользования и энергосбережения, использования методов предельного энергосбережения, выбора режимов работы оборудования для функционирования всей схемы работы в режиме энергосбережения при минимальном воздействии на окружающую среду. В ходе выполнения практических работ студенты рассчитают экономию от диверсификации энергоснабжения; определят эксергетический КПД ТЭЦ, ГЭС, КЭС; рассчитают экономию при переходе на альтернативный вид выработки электроэнергии; рассчитают технологические потери при транспортировке электрической энергии; рассчитают и сравнят себестоимость электроэнергии на перспективных видах топлива; рассчитают сигнальные показатели потребления энергетических ресурсов. На лабораторных занятиях студенты исследуют температурные характеристики аккумуляторов тепловой энергии; исследуют методы энергосбережения в системах электроснабжения; исследуют методы энергосбережения в тепловых процессах с применением тепловых насосов; исследуют методы энергосбережения при производстве тепловой энергии. Оценивание пройдет в виде экзамена, включающего ответы на теоретические вопросы и решение задач.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Теория решения изобретательских задач

    Целью курса является освоение студентами приемов, принципов и алгоритмов решения изобретательских задач, методологию поиска новых решений в виде программы планомерно направленных действий с учетом концепции бережливого производства. Содержание дисциплины включает основы теории решения изобретательских задач, включая наборов алгоритмов и методов совершенствования творческого процесса и развития графического мышления. На основе критического анализа модели технической системы студенты разработают и проанализируют, согласно методологии ТРИЗ, стратегию и план мероприятий по решению стандартных и нестандартных задач, в том числе на производстве. Студенты решат серию нестандартных технических задач, выявляя технические, административные и физические противоречия, используя изобретательские приемы и шаблоны решений, интерпретируя данные разнообразными способами. Студенты, работая в группе, найдут оптимальные, инновационные решения кейсов проблем, предоставленных предприятиями-партнерами. Дисциплина завершится открытой защитой кейса.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Промышленный интернет вещей

    Целью курса является освоение студентами подходов и концепции промышленного интернета вещей. Дисциплина содержит основные положения концепции промышленного интернета вещей (IIoT), разновидностей и принципа действия оборудования IIoТ, технологий и протоколов, используемых для создания решений IIoT. В курсе рассматриваются: архитектура промышленного интернет вещей, современные системы датчиков, беспроводные сенсорные сети, межмашинные коммуникации, стандарты и протоколы передачи данных в интернете вещей, облачные технологии сбора, визуализации и аналитики данных. Практическая часть курса посвящена командной разработке проекта, в котором реализуется весь набор технологий промышленного интернета вещей: «Умная планета», «Умный дом», «Умная энергия», «Умный транспорт», «Умное производство» и др. В рамках выполняемого проекта студенты найдут подходящие электронные компоненты для создания решения Интернета Вещей; проведут анализ экономической эффективности решения; спроектируют и осуществлят сборку физического прототипа; проведут анализ разработанного решения. Итоговое оценивание будет проводится в формате защиты проекта.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Управление проектами эффективности в энергетике

    Целью дисциплины является ознакомление студентов с управлением проектами в области энергетики и предназначена для тех, кто стремится быть менеджерами и супервайзерами энергетической отрасли. Дисциплина содержит методологию управления проектами в энергетике, изучает основные разделы свода по управлению проектами в энергетике, его стандарты, описывающие группу управления проектами, области знаний и процессы. Студенты освоят пять этапов проекта (инициирование, планирование, выполнение, мониторинг / контроль и закрытие); структуры разбивки работ и то, как они относятся к управлению проектами; оценка проекта (бюджет против прогнозов против фактических данных) и контроль затрат; треугольник управления проектом (объем, продолжительность, затраты); и различные виды проектных рисков и методы их смягчения. В ходе выполнения практических заданий студенты разработают жизненный цикл проекта и узнают, как построить успешный проект от предварительной реализации до завершения; опишут различные структуры моделей управления проектами в энергетике, опираясь на результаты мониторинга существующих методов, применяемых на предприятиях партнерах. Задания учитывают конкретные технические требования (условия) предприятий партнеров. Студенты предложат обоснованные рекомендации по управлению интеграцией, содержанием, сроками, качеством и рисками проекта и др. областями знаний. Дисциплина завершится публичной защитой разработанных материалов и идей, проведенной совместно с инженерно-техническими работниками предприятий партнеров.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Электроэнергетические системы и комплексы с применением ВИЭ-компонентов

    Целью дисциплины является приобретение студентами навыков по проектированию электроэнергетических систем и комплексов с возобновляемыми источниками энергии. Студенты изучат: типы и область применения систем электроснабжения на основе установок возобновляемой энергетики; архитектура и режимы систем электроснабжения на основе установок возобновляемой энергетики; гибридные электроэнергетические системы на основе установок возобновляемой энергетики; вопросы конструкции и эксплуатации ветровых, гидравлических и фотоэлектрических станций. На практических занятиях студенты научатся разрабатывать модели технологических процессов производства электроэнергии с использованием установок возобновляемой энергетики; производить выбор электрооборудования для систем электроснабжения объектов с возобновляемыми источниками энергии. Студенты в рамках курсового проекта рассчитают показатели графика электрических нагрузок; оценят энергетический потенциал ВИЭ (возобновляемые источники энергии) в районе объекта электрофикации; выберут структурную схему гибридной электростанции с участием ВИЭ; определят рациональный энергетический баланс по критерию использования возобновляемого энергоресурса и выберут оборудование; произведут технико-экономическое обоснование строительства гибридной системы электроснабжения с участием ВИЭ. Итоговое оценивание будет проводится в формате защиты курсового проекта.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Метрология, стандартизация и тарификация электроэнергии

    Целью изучения дисциплины является освоение современных методах и средствах измерений физических величин, развитие у студентов навыков работы с измерительными приборами и освоение подходов к решению задачи выбора методов и средств измерений. Студенты изучат: теоретические основы метрологии и метрологического обеспечения; виды и методы измерений; погрешность измерений; средства измерений; основы метрологического обеспечения измерений; основы стандартизации; Государственная система стандартизации РК; методы тарификации электроэнергии. В ходе выполнения практических работ студенты классифицируют средства измерения и нормируемые метрологические характеристики средств измерения; определят вероятностно-статистические модели результатов измерений и обработают результаты прямых многократных измерений; вычислят погрешности измерения; произведут прямые измерения с многократными наблюдениями и обработают результаты наблюдений; произведут косвенные однократные измерения и оценят погрешность и неопределенность результата измерений. На лабораторных занятиях студенты исследуют нормируемые метрологические характеристики цифрового вольтметра; исследуют метрологические характеристики канала вертикального отклонения электроннолучевого осциллографа; исследуют динамические метрологические характеристики аналоговых измерительных преобразований; измерят неизвестное сопротивление методом амперметра-вольтметра; произведут проверку и калибровку источника питания. Студенты должны выполнить проект, представляющий собой индивидуальную расчетную задачу на определение стоимости энергии для конечного потребителя розничного рынка. Дисциплина завершится открытой защитой проекта.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Способен взаимодействовать в полиязычной среде, устно и письменно представляя выработанные суждения
  • Способен интерпретировать данные, полученные в ходе междисциплинарных исследований, используя цифровые технологии, применяя статистические и измерительные методы, методы системного анализа, физические и математические модели, конструкторскую документацию
  • Способен в составе команды разрабатывать и реализовывать проекты, конструктивно реагируя на критику, демонстрируя тайм-менеджмент, используя нормативно-правовые акты и нормативные документы в профессиональной области
  • Генерирует варианты оптимальных решений в профессиональной и социальной сфере, интерпретируя и оценивая информацию, используя навыки критического мышления и ТРИЗ
  • Способен реализовывать концепцию бережливого производства, опираясь методы бережливых улучшений, рационально организуя рабочее пространство, в т. ч. на основе методов 5S, и эффективно используя ресурсы
  • Способен предпринимать меры для снижения уровня различных опасностей для работников производства и населения, предотвращая воздействие вредных и опасных факторов и соблюдая экологические нормы
  • Способен разрабатывать технико-экономические обоснования мероприятий по энерго- и ресурсосбережению, устойчивому развитию, адаптации новых энергоэффективных технологий промышленности и объектов жилищно-коммунального хозяйства
  • Способен осуществлять эксплуатацию и обслуживание электроборудования, силовых и управляющих полупроводниковых устройств, применяя методы расчета электрических и магнитных цепей, осуществляя мониторинг технологических показателей
  • Cпособен проектировать современные электроэнергетические установки и системы ВИЭ-генерации, учитывая принципы работы силовой, информационно-измерительной, цифровой управляющей техники, системной автоматики и мониторинга
  • Способен проектировать системы электроснабжения предприятий, принимая во внимание вопросы энергосбережения и специфику управления электротехническими установками
  • Способен разрабатывать программы энергосбережения для объектов энергохозяйств, применяя технологии снижения затрат, в том числе смарт технологии, технические средства энергосбережения и используя возобновляемые источники и накопители энергии
  • Способен разрабатывать программы проведения энергоаудита, предусматривая сбор и анализ данных по объему производства и энергопотреблению объекта, проводя необходимые исследования, используя метрологическое оборудование
  • Способен разрабатывать энергобаланс предприятия, включая рекомендации по повышению энергоэффективности с учетом состояния инфраструктурных объектов
  • Способен самостоятельно формировать обоснованные заключение и рекомендации по энергосбережению на основе анализа состояния систем энергетического снабжения инфраструктурного объекта и его специфики
  • Способен реализовывать комплекс мер, обеспечивающих электробезопасность и охрану труда, безаварийную работу электрооборудования и электромагнитную совместимость, оценивая и предупреждая возможные риски
Top