8D05207 Экология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Качественная подготовка специалистов высшей квалификации для научной и управленческой деятельности в области экологии и охраны окружающей среды на теоретической и экспериментальной основе по изучению экологических процессов на разных уровнях организации природных систем, способных осуществлять самостоятельные научные исследования с выбором адекватной методологии в перспективных областях экологии и принимать самостоятельные управленческие решения для обеспечения экологической безопасности на производстве.
-
Академическая степень Докторантура
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 3 года
-
Объем кредитов 180
-
Группа образовательных программ D087 Технология охраны окружающей среды
-
Область образования 8D05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 8D052 Окружающая среда
Дисциплины
-
Академическое письмо
Цель дисциплины - формирование профессиональной компетенции и расширение коммуникативной компетенции, связанной с аналитической текстовой деятельностью; формирование у докторантов навыков прагматического мышления, умений анализировать и грамотно осуществлять выбор нужной формы представления в зависимости от целей и условий коммуникации. Задачи дисциплины – познакомить с особенностями академических жанров (аннотации, реферата, аналитического обзора, а также сообщения о научном событии (конференции); определить основные цели аналитической обработки текстов; научить анализировать тексты по профессиональной тематике. Изучение курса позволит докторантам осуществлять профессиональную деятельность, связанную с поиском информации в научных базах данных, анализом и реферированием текстов, работой с различными жанрами академического письма; выполнением сопоставительного анализа научного текста на русском и английском языках для формирования умений преодолевать социокультурные трудности, вызванные незнанием специфики англоязычного научного стиля.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Методы научных исследований
Целью данной дисциплины являются овладение основ методологии научного исследования, рассмотрение различных уровней научного познания. Изучение этапов проведения научно-исследовательских работ, включая выбор направления исследования, постановку научно-технической проблемы, проведение теоретических и экспериментальных исследований, рекомендации по оформлению результатов научной работы. Также курс направлен на рассмотрение основ изобретательского творчества, патентный поиск и примерный план докторской диссертации.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Эколого-экономическое управление природными ресурсами
Цель преподавания дисциплины – сформировать способность планировать и организовывать работы по реализации природоохранных мероприятий, рассчитывать их экономическую эффективность, осуществлять процедуру экологического менеджмента. При изучении дисциплины рассматриваются: система управления природопользованием; методы учета и оценки природно-ресурсного потенциала; экономическая эффективность природоохранных мероприятий; методы расчета ущерба окружающей среде от воздействия предприятий; способы экономичного использования природных ресурсов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экологически чистые технологии в производстве
Цель преподавания дисциплины – сформировать способность выявлять экологические проблемы, связанные с производством различных видов продукции и уметь их решать с помощью применения экологически чистых и ресурсосберегающих технологий. При изучении дисциплины рассматриваются: особенности организации малоотходного или безотходного производства; инновационные технологии использования возобновимых и неисчерпаемых природных ресурсов; оценка безотходности производств по сырьевому и энергетическому балансам.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Системный анализ в экологии
Цель преподавания дисциплины - сформировать способность обрабатывать экологическую информацию на основании методов системного анализа, моделировать и прогнозировать изменения природных и природно-техногенных экосистем разной степени сложности. При изучении дисциплины рассматриваются: рекомендации системного анализа по выбору модели или системы моделей для моделирования природной среды; методы получения и обработки экспертных оценок; основные проблемы экспертных оценок.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Биоэнергетика живых организмов
Ознакомление докторантов с современными теоретическими знаниями и научными достижениями превращения энергии в живых системах, структурно-функциональной организации клеточных мембран, об основных энергозапасающих и энергозатратных процессах и реакциях, протекающих внутри клеток и связанных с жизненно важными функциями организма. Сформирование представления о возможностях применения полученных знаний по биоэнергетике живых организмов в профессиональной деятельности, что является неотъемным этапом развития профессиональных навыков и компетенций обучающихся в соответствии с требованиями образовательной программы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Стратегия экологической безопасности
Цель преподавания дисциплины - сформировать способность анализировать механизмы формирования эффективной государственной экологической политики в Казахстане, оценивать современное состояние экологической безопасности. При изучении дисциплины рассматриваются: функции государственных органов управления экологической безопасностью; методы системного управления геопроцессами; правовое обеспечение экологической безопасности; приемы управления воздействием на окружающую среду с учетом международных стандартов; экономическая эффективность экологически безопасного производства.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Природные и урбанизированные экосистемы
Цель преподавания дисциплины: сформировать способность оценивать и применять современные концепции градостроительного экологического планирования и проектирования, рационального природопользования в городских условиях. При изучении дисциплины рассматриваются: закономерности функционирования экологических систем в городских условиях; концепции экологического градостроительства согласно стратегии устойчивого развития человечества; естественные и антропогенные экологические процессы в урбанистических комплексах и возможные пути их регулирования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- использовать статистические методы для системного анализа окружающей среды, определения трендов, связей и паттернов
- обосновывать экономическую целесообразность применения экологически чистых технологий для различных отраслей производства
- проводить научные эксперименты по различным методам сбора образцов и проведения лабораторных измерений по экологии живых организмов и охране окружающей среды
- систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений в области охраны окружающей среды для применения в учебном процессе
- дифференцированно применять современные информационные технологии для обеспечения экологической безопасности
- рассчитывать экологические и техногенные риски с применением новых программных продуктов и математических методов для обеспечения экологической безопасности производства
- содействовать инновационному технологическому, социальному и культурному устойчивому развитию общества в рамках академического и профессионального контекста
- разрабатывать программы для эффективного управления природными ресурсами и стабилизации экологической обстановки
- прогнозировать направления развития экосистем под влиянием природных и антропогенных факторов для дальнейшего предотвращения загрязнения окружающей среды
- осуществлять оригинальное исследование на основе синтеза новых идей в области экологии и биоэнергетики живых организмов, результаты которого будут опубликованы в реферируемых изданиях для дальнейшего продвижения научных исследований
- ставить задачи, разрабатывать дизайн и технологии выполнения полевых исследований при решении конкретных задач фундаментальной экологии
- презентовать научные прикладные результаты широкому научному сообществу и работодателям