7M02220 История в ЮКГУ им. М. Ауезова
-
Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных магистров, обладающих аналитическим и критическим мышлением, готовых к научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности в области истории.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M053 История
-
Область образования 7M02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 7M022 Гуманитарные науки
Дисциплины
-
Геоинформационные системы в историко-демографических исследованиях
Цель: сформировать способность применения геоинформационных технологий в историко-демографических исследованиях. Содержание: ГИС-технологии в историко-демографических исследованиях на основе анализа источников, параметризации и наращивания номенклатуры видов моделей. Разработка тематических карт для исследуемой предметной области, с использованием соответствующих средств ИТ визуализации. Визуальное проектирование моделей протекания историко-демографических пространственных процессов (сценариев протекания) для осуществления имитационного моделирования с привлечением современных информационных технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Психология управления
Цель дисциплины: Овладение знаниями в области психологического менеджмента и развитие навыков управления человеческими ресурсами организации. Содержание: Развитие психологических теорий управления. Психологическая характеристика персонала. Психология мотивации работников. Технологии управления человеческими ресурсами организации. Психологическое обеспечение кадровой политики организации. Психология конфликта в организации. Технологии предупреждения профессиональной деформации личности. Практическая реализация в форме создания диагностического инструментария, разработки цифровых методов подготовки руководителей, управленческого консультирования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель дисциплины: Системное углубление коммуникативной компетенции в рамках международных стандартов иноязычного образования на основе дальнейшего развития навыков и умений активного владения языком в профессиональной деятельности. Содержание: Уровни В2, С1 представлены в виде прагма-профессиональной направленности для профессиональных и академических целей на продвинутом уровне: научно-информационная база, интерпретация научной информации, аргументация, убеждения, научная полемика, академическое письмо. Использование инновационных методов и технологий, привлечение современных средств, Интернет-ресурсов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Методика преподавания профильных дисциплин
Цель: формирование у будущих специалистов современного комплексного методико-методологического, научно-исследовательского, художественно- творческого мышления преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе. Содержание: Изучаются теоретические основы преподавания гуманитарных дисциплин в вузе. Раскрывает особенности преподавания профильных дисциплин, связанных с содержанием и структурой учебных программ, учебно-методических комплексов. Характеризует принципы их построения; интерпретирует специфику преподавания исторических дисциплин; современные методы, технологии обучения. Методика проведения практических занятий спец.дисциплин: семинар, лабораторная, практикум.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Организация и планирование научных исследований
Цель: развить способности планировать, организовать и осуществлять научные исследования, навыки оформления, защиты, внедрения результатов научных исследований и интеллектуальных прав (патентование). Содержание: формируется знания об основах международного и национального права в области научных исследований, основных видах финансирования науки в стране, механизме получения средств на науку, принципах управления научным проектом, основных формах научных публикаций результатов исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Информационные технологии в исторической науке и преподавании историии
Цель: сформировать способность планировать и организовывать на разных уровнях применения современных информационных технологий, поиска, анализа и оценки сетевых ресурсов по актуальным проблемам отечественной и мировой истории. Содержание: Информатизацию учебного процесса в исторической науке и преподавании истории. Анализируется источники с использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по истории. Формируется умения и навыки применения методики истории с использованием геоинформационных систем.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
История и философия науки
Цель дисциплины: Изучение проблематики феномена науки как предмета специального философского анализа, закономерностей и тенденций развития особой деятельности по производству научных знаний, взятых в социокультурном контексте. Содержание: Выявление специфики и взаимосвязи основных проблем истории и философии науки. Изучение закономерностей развития науки и структуры научного знания, методов научных исследований. Знание основных концепций и направлений неклассического и постнеклассического этапа развития науки. Анализ реалий современной теории и практики на основе осмысления методологии естественнонаучного, социогуманитарного и технического знаний. Критическое мышление как предпосылка развития и функционирования современного общества.Технологии развития критического мышления: рассмотрение и изучение логики аргументов. Формирование критического рефлексивного мышления и метакогнитивных способностей.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Историческая текстология
Цель: ознакомить магистрантов с базовыми принципами, понятиями, приемами и методами текстологического исследования. Содержание: Объект, предмет, цель, задачи и методы исторической текстологии. Понятийный аппарат текстологии. Установление текста. Основы текстологического анализа. Изучение истории текста. Генетическое досье и методы его формирования. Текстологическое структурирование ретроспективной информации исторического источника. Место текстологического анализа в общей характеристике исторического источника. Использование результатов текстологического анализа в исторической реконструкции.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Педагогика и психология высшей школы
Цель: развить критическое мышление, анализирует основные принципы, методы и методологию педагогической науки. Содержание: Раскрываются сущность основных понятий науки о воспитании, взаимосвязи педагогики с другими науками, вопросы мирового кризиса образования, современных мегатенденций развития образования, мирового образовательного пространства, реформирования высшего профессионального образования, университетского образования, концепций личностно- ориентированного и компетентностного подходов к обучению, теорий обучения и воспитания, кредитной системы обучения, управления вузов, теории научной деятельности высшей школы, истории.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Научные основы архивоведения и документоведения
Цель: развить навыков работы с историческими массивами информации, их экспертной оценкой для выработки собственной позиции в соответствии с профилем научных исследований. Содержание: Понятие о документе. Система документов. Документная деятельность. Общие принципы систематизации и классификации документов. Современные классификации документов. Системы документации. Документные ресурсы. Официальные и служебные документы. Предмет и основные понятия архивоведения. История и практика архивного дела в Казахстане.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Теоретико-методологические проблемы новейшей истории Центральной Азии
Цель: формировать научные представления об основных направлениях исследований и методологии новейшей истории Центральной Азии. Содержание: Предмет, функции и значение новейшей истории Центральной Азии. Принципы и методы изучения новейшей истории Центральной Азии. Социально-политический и экономический кризис в СССР. Ухудшение социально-политической и экономической ситуации в Центральной Азии. Образование и развитие национальной государственности. Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения Центральной Азии. Взаимоотношения Центральной Азии с Россией, КНР, США и ЕС.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Методы и методология исторической науки: отечественный и зарубежный опыт
Цель: формирование у магистрантов системы компетенций в области теоретико-методологических основ исторической науки, знакомство с идеями ведущих школ исторической мысли, с содержанием принципов, категорий и методов исторического познания. Содержание: Методы и методики современных исторических исследований. Школа «Анналов» и историческая антропология. Становление истории ментальностей. Ф. Арьес, Р. Мандру, Ж. ле Гофф, Ле Руа Ладюри. Гендерные исследования в исторических науках. общенаучные методы и их место в историческом исследовании.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Новая локальная история Казахстана: проблемы обучения
Цель: формирование компетенции компаративного исследования по ключевым позициям классических форм исследования местной истории, включая краеведческую традицию, и исследовательских практик новой локальной истории. Содержание: Новая локальная история Казахстана: возникновение, понятия, место в современной историографии. Исследовательские принципы и методологический инструментарий «новой локальной истории». Понятие полиэтничного макрорегиона и основные направления в изучении истории Казахстана. История Казахстана в контексте «новой локальной истории».
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Прикладная социология в историческом исследовании: методология и метод
Цель: научить критически анализировать и интерпретировать научные исследования с использованием концепций и методов социологии в историко-антропологических исследованиях. Содержание: Основы методологии в социологии. Направления применения социологических методов в исторических исследованиях. Программа социологического исследования. Опрос как метод социологического исследования. Качество социологического исследования. Сответствия. Качество социологической информации. Типы ошибок, причины ошибок, меры по их предотвращению. Случайные и систематические ошибки.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
История повседневности: методология и методы исследования
Цель: дать представление о типологических особенностях культуры повседневности как целостного явления. Содержание: Предмет культуры повседневности. Понятие повседневности. Источники по истории повседневности. Повседневность в древнейших культурно-исторических центрах Востока. Повседневность в античном мире. Средневековая повседневность в Западной Европе. Повседневность Ренессанса Новая структура городов. Отечественная и зарубежная историография изучения повседневности. Изменения в структуре европейского питания. Продовольственные новшества XVII века. Девятнадцатый век: новое пространство повседневности и иные цивилизации. Стиль жизни разных сословий.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Теоретико-методологические проблемы источниковедения и историографии
Цель: ознакомить магистрантов с теоретико- методологическими проблемами источниковедения и историографии, сформулировать профессиональные навыки источниковедческого и историографического анализа и синтеза. Содержание: Теоретико-методологические проблемы исторического исследования. Методология и методы научного исследования. Метод как основное орудие познания. Классификация знания. Типология знания. Классификация исторических источников. Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур. Метод источниковедения и специальные методики в изучении происхождения и содержания исторических источников.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Устная история: методы и направления исторических исследований
Цель: развить логическое мышление, умение разрабатывать концепцию, формулировать цели и задачи исследований в сборе и интерпретации устных материалов с применением современных информационных технологий. Содержание: Методологические основы устной истории. Становление и развитие устной истории в странах Западной Европы и США. Устная история и отечественная историческая наука. Методика проведения исторического интервью. Способы аудио- и видео-фиксации и архивирования информациию. Организация доступа и работы с материалами устной истории. Публикации материалов интервью.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Казахстан в системе международных отношений
Цель: ознакомление магистрантов с основными проблемами международных отношений в мире, ролью и местом казахстанской внешней политики и построения взаимовыгодного сотрудничества на равноправной основе со странами мира. Содержание: Мировая политика и современные международные отношения РК в системе международных отношений. Деятельность Казахстана в ООН. Путь сотрудничества и интеграции стран содружества независимых государств. Казахстанско-Российские отношения. Сотрудничество Казахстана с государствами Центральной Азии. Казахстанско-Китайские отношения. Казахстан и страны ЕС.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Синергетический подход в исторических и историографических исследованиях
Цель: отследить наработки позитивных тенденций и проблем в развитии синергетического мировидения, в применении его в качестве методологической базы исторических исследовани. Содержание: Аспекты применения синергетического подхода в исторических и историографических исследованиях. Методологические проблемы применения концепций и методов синергетики, общенаучный подход к изучению сложных динамических систем в исторических исследованиях. Синергетика как наука о сложности. Синергетика в контексте культуры. Синергетика в междисциплинарном измерении. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Проблемы изучения истории тюркских народов на современном этапе
Цель: комплексно исследуется закономерности и основные этапы интеграционных политических процессов тюркского мира. Содержание: Дисциплина направлена на изучение истории тюркских народов на современном этапе с привлечением первоисточников и научных трудов по истории тюркских народов. Дает осмысление и понимание проблем изучения истории формирования тюркских институтов ценностей и месте культуры Казахстана в тюркской цивилизации. Исследуется исторических, этногенетических, этнокультурных связей тюркских народов на современном этапе.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Политические процессы Евразии ХХ века: исторический аспект
Цель: формировать научные представления об методологические подходы к изучению политических процессов Евразии, спорные моменты в изучении истории сталинского периода. Содержание: Исследуется основные закономерности развития политических процессов Евразии в ХХ веке в историческом аспекте. Выявляет особенности освещения истории тоталитаризма в зарубежных и отечественных исследованиях. Сущность и специфика советской модели политического устройства: тоталитаризм и авторитаризм. Внешнее измерение политической истории Евразии в ХХ в. Распад колониальных империй и возникновения новых государств.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Феномен личности в истории Казахстана
Цель: формировать навыки сравнительного анализа и оценки феномена личности в истории Казахстана. Содержание: Роль и место исторической личности в истории, особые функции в системе социальной действительности. Анализирует внутреннее состояние общества в различных форматах. Рассматривает становление и развитие личности в динамике общественной жизни, политического развития страны и демографических аспектов. Великие личности в истории Казахстана: Әл-Фараби, А. Иассауи, А. Кунанбаев, А. Бөкейханов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Направления демографической политики Республики Казахстан
Цель: применяет умения и навыки, основные способы и методы проведения исследования демографического характера, методик определения численности населения Республики Казахстан. Содержание: Рассматривает основные проблемы и задачи изучения исторической демографии. Исследует динамику роста населения, теорию миграционного процесса, анализирует политическое развитие страны и социально-демографическую ситуацию. Комплексно исследует закономерности демографического развития Казахстана. Концепция государственной демографической политики Республики Казахстан.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Национально-культурные стратегии развития стран Центральной Азии
Цель: проведение сравнительного анализа текущего состояния национально-культурное процессов в странах Центральной Азии. Сравнительно-сопоставительный анализ определения причин, масштабов событий и основных закономерностей культурных, экономических и политических процессов стран Центральной Азии. Содержание: исследуется особенности развития стран Центральной Азии и пути формирования национально-культурных стратегий традиционного и модернизационного общества. Рекомендаций для государств Центральной Азии по улучшению реализации национальных стратегий по цифровизации и ИКТ в постпандемическом мире.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Тоталитаризм в СССР и его последствия в Казахстане (1920-1950 гг.)
Цель: формировать комплексные представления о сущности «тоталитаризм в СССР» и его последствия в Казахстане. Содержание: Рассматривает теоретические и практические аспекты эволюции советского политического режима, в историческом плане существовавшего в виде авторитарного, тоталитарного и демократического режимов, имеющих свои особенности. Становление тоталитарного режима в СССР. Казахстанское общество 1920-1950 гг. в условиях тоталитаризма. Механизм тоталитарной культуры в советском обществе. Тоталитаризм в культуре и культура в тоталитаризме. Инакомыслие в искусстве и советский тоталитаризм.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Междисциплинарные подходы в исторической науке
Цель: ознакомление магистрантов с феноменом междисциплинарности в современных социогуманитарных исследованиях, с возможностями использования методов "смежных" социальных и гуманитрных дисциплин в историческом исследовании. Содержание: Методологическая основа междисциплинарного исследования. Общее и различное в социальных и гуманитарных дисциплинах. История развития междисциплинарного взаимодействия гуманитарных и социальных дисциплин. Ситуация постмодернизма и институциональные сдвиги в структуре социальных и гуманитарных дисциплин. Методы социальной антропологии в историческом исследовании. Семиотические методы в историческом исследовании.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Казахстан в составе советской империи: политика, экономика, социальные отношения и культура
Цель: сформировать знания о важнейших событиях и закономерностях исторического развития Казахстана в составе Советского Союза. Содержание: Казахстан на начальном этапе большевистского реформирования и силовой большевистской модернизации, создание автономии "Алаш", образование КАССР, массовый голод начала 30-х, депортация народов, политические репрессии в Казахстане. Казахстан в годы второй мировой, Великой Отечественной войн и мирного строительства. Освоение целины, декабрьские события. Казахстан в период социалистически х реформ, кризиса командно- административно й системы и перестройки.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- уметь коммуницировать в социуме и профессиональной среде на иностранном языке, читать оригинальные первоисточники, сообщать свои идеи как специалистам так и неспециалистам;
- применять на профессиональном уровне концептуальные положения исторической науки, философии науки и исторического познания в сфере своей деятельности;
- владеть методами педагогики высшей школы, психологии управления для командной работы, продуктивно взаимодействуя с членами коллектива по организации научно-педагогической и исследовательской деятельности;
- критически анализировать и интерпретировать научные исследования с использованием междисциплинарного подхода в области исторической науки
- самостоятельно анализировать источниковедческие и историографические, архивные документы по актуальным проблемам отечественной и мировой истории с привлечением современных информационных технологий;
- комплексно исследовать закономерности социально-демографического и экономического развития страны, политической системы советской власти и роли личности, основных этапов интеграционных процессов в локальной истории Казахстана;
- адаптировать методологические принципы современной исторической науки к концепциям повседневности, устной истории в процессах решения проблем научных исследований;
- сравнивать и оценивать основные закономерности политических процессов в Евразии, национально-культурное развитие тюркского мира и стран Центральной Азии;