Действующая образовательная программа

7M02207 Археология и этнология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов, обладающих достаточным знанием, способных усваивать новые объекты знания, а также генерировать новые знания в области археологии и этнологии формулировать производственные задачи на профессиональном языке и решать их с помощью современных технологий; имеющих активную гражданскую позицию, основанную на идеях мира, добра и справедливости.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M053 История
  • Направление подготовки 7M022 Гуманитарные науки
  • Организация и планирование археологических и этнологических исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать у магистрантов способность планировать и организовать археологические и этнологические исследования. В результате обучения магистрант способен: 1. Решать важнейшие этапы научно-исследовательской работы; 2. Определять актуальных проблемы организации и планировании археологических и этнологических исследовании; 3. Определять конкретные приемы выявления, обработки и анализа научных информации; 4. Применять теорию методики подготовки и проведения научных исследовании разных типов; 5. Рассмотреть современные теоретические концепции, оказывающие большое влияние на формирование методологических основ археологической и этнологической науки. Назначение дисциплины. Дисциплина представляет собой теоретический курс, формирующий знания об организации и планировании археологических и этнологических исследовании, изучает формы, методы, средства исследования археологической и этнологической науки. Дисциплина выстраивается на системе знания: синтез и анализ научной информации; изучение и классификация археологичких и этнологических материалов; интегрирование полученные данные в единую целостную идею для формирования междисциплинарной научной проблемы; анализирование знания, полученные в ходе изучения дисциплины.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование коммуникативных компетенций для повседневного и профессионального общения на основе общепринятой международной уровневой системы. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. анализировать иностранную научно-техническую литературу с целью переработки информации и успешной коммуникации для личностного развития в профессиональной деятельности; 2. применять знания иностранного языка как средство делового общения в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; 3. проводить различные типы занятий для традиционных и дистанционных форм обучения с применением современных интерактивных методов и форм обучения на казахском, русском и английском языках; 4. самостоятельно работать со специальной литературой на иностранном языке, иноязычными информационными ресурсами и современными компьютерными переводческими программами; 5. развивать устную и письменную речь, оформлять результаты исследований в виде научных статей, докладов и презентаций для выступлений на международных конференциях. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Аннотирование и реферирование текста. Средства связи в научном тексте. Приемы, используемые при написании аннотации и реферата. Различия между аннотацией и рефератом. Чтение текстов профессиональной направленности. Письмо: составление кратких и развёрнутых аннотаций к прочитанным текстам. Академическое чтение. Научный текст. Особенности перевода научного текста. Типы научных текстов, их структура, параграфирование, разделение на абзацы. Обсуждение доклада на научной конференции. Понятие адекватности перевода. Реферативное изложение аутентичной статьи по теме исследования. Академическое письмо. Правила оформления письменных работ. Анализ научной статьи. Основные принципы построения научного (академического) текста. Цитирование, составление библиографии. Изучение публикаций, тезисов международных конференций. Основные правила подготовки научного доклада и презентации.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Традиционные потестарно-политические институты казахов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – Дисциплина представляет собой теоретический курс, формирующий научные взгляды у магистрантов об основныхэтапах формирования потестарно-политических институтов казахов. В результате обучения магистрант способен: 1. анализировать основные первоисточники с протоказахских времен до современности; 2. применять теоретические и методологические материалыв исследовании потестарно-политических институтов казахов; 3. понимать значение научно-этнологических терминов, связанных с потестарно-политическими институтами казахов; 4. понимать роль и значение потестарно-политических институтов казахов в системе традиционной этнической культуры народа; 5. использовать знания висследовании традиционной системы власти казахов с древних времен до современности. Назначение дисциплины. Данный курс посвящен проблемам истории изучения потестарно-политических институтов казахов в отечественной и зарубежной историографии, где будут рассматриваться основные аспекты истории образования институтов. А так же будут рассматриваться традиционная культура, религиозные верования, различия и особенности казахской культуры, которые повлияли на становления вышеназванных институтов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теоретические и методологические проблемы этнологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование у магистарнтов целостного системного представления о теоретических и методологическихпроблемахэтнологий, концепциях разных научных школ. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 2. продемонстрировать свои знания в анализировании теоретических и методологических проблем этнологии; 3. применять методологию исследования при анализе этнологических материалов; 4. интегрировать полученные знания и формулировать выводы на основе теоретических проблем этнологии; 5. определять конкретные методы выявления, обработки и анализа информации в разных видах источников 6. интегрировать полученные знания по проблемам современных научных направлений мировой этнологии Назначение дисциплины. Дисциплина является теоретическим курсом, формирующий научно-методологические взгляды у магистрантов. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: теоретико-методологическиt основы этнологии; интерперетация теоретических проблем этнологий, методs анализа отдельных видов этнологических источников.Cовременные теоретические концепции. Формирование теоретических и методологических основ этнологической науки.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Вопросы атрибуции памятников степной зоны
    Кредитов: 5

    Цель – сформировать способность к пониманию ключевых вопросов атрибуции памятников степной зоны Евразии. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Обосновать научную информацию в области атрибуции и типологии памятников мемориально-культовой архитектуры степной зоны Евразии и в соседних регионах; 2. Аргументировать фундированные, глубокие познания по классификации и типологии мемориально-культовой архитектуры казахов; 3. Интерпретировать особенности классификации массовых малых форм традиционной архитектуры казахов; 4. Анализировать и сопоставлять научную информацию об особенностях типологии монументальных памятников народного зодчества; 5. Подготовить научную статью с использованием обобщенных результатов основополагающих научных знаний в области атрибуции памятников степной зоны. Назначение дисциплины. Учебный курс формирует: теоретико-методологические основы атрибуции памятников степной зоны, предмет и задачи атрибуции памятников степной зоны, знание их типологии, методики атрибуции памятников степной зоны, практические основы изысканий по атрибуциям памятников степной зоны. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Понятие атрибуции памятников степной зоны. Предмет атрибуции памятников степной зоны. Задачи атрибуции памятников степной зоны. Основы атрибуции памятников степной зоны. Типология атрибуции памятников степной зоны. Методика исследования атрибуции памятников степной зоны. Методологические направления в изучении вопросов атрибуции памятников степной зоны. Практические основы изысканий по атрибуциям памятников степной зоны. Специфика атрибуции памятников степной зоны. Классификация атрибуции памятников степной зоны. Проблемы атрибуции памятников. Памятники как маркеры территориальной целостности, значение национальной безопасности, этнокультурной идентичности. Проблемы охраны, реставрации и использования казахских памятников. Памятники и туризм.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Антропогенез и эволюция культур каменного века на территории Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать способность систематизировать и типологизировать культуры каменного века, анализировать процесс антропогенеза для разработки каталога археологических памятников. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Сформировать представление о культурно-исторических процессах и антропогенезе на территории Казахстана в эпоху камня; анализировать эволюцию археологических культур; охарактеризовать вопросы хронологии и периодизации археологических памятников; объяснять научные концепции и ключевые дискуссионные проблемы в археологии Евразии эпохи камня; 2. Критически оценивать явления и факты в археологии эпохи камня по следующим диагностирующим признакам: геологические периодизации, изменения климата и природной среды в эпоху древности; методы изучения растительности и животного мира в антропогене и голоцене; антропогенез и теории биологической эволюции; 3. Выделять основные признаки археологических культур и культурно-исторических общностей, областей; сопоставлять общее и особенное, специфическое; выявлять региональные группы населения на территории Казахстана и сопредельных территорий в эпоху камня; реконструировать палеоэкологическую обстановку и систему жизнеобеспечения древнего населения; 4. Разработать каталог археологических памятников Казахстана эпохи камня; проанализировать региональные особенности эволюции археологических культур; обосновать движущие силы этнокультурных процессов в эпоху бронзы; 5. Осуществлять профессиональную научно-исследовательскую деятельность в области археологических охранно-спасательных и экспертных работ, музейной, туристической и образовательной деятельности; представлять комплекс знаний по археологии в научных мероприятиях. Назначение дисциплины. Курс формирует: теоретико-методологическую основу понимания ключевых проблем в археологии эпохи камня, анализ эволюции археологических культур, антропогенеза, объяснение причин эволюции, выявление этапов и форм археологических культур каменного века в Казахстане. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Каменный век - хронология и периодизация. Методы исследования местонахождений каменного века. Геологические периодизации и изменения климата и природной среды. Методы изучения растительности и животного мира в антропогене и голоцене. Антропогенез и теории биологической эволюции. Эволюционное древо гоминид. Древний палеолит Казахстана. Культуры древнего и среднего палеолита на территории Казахстана. Поздний палеолит на территории Казахстана. Классический верхний палеолит и культуры позднего палеолита Евразии. Характеристика хомо сапиенса. Хомо сапиенс и его современники. Хомо сапиенс и его культуры. Мезолитические памятники и культуры на территории Казахстана. Состояние изученности голоценовых памятников каменного века Казахстана. Древнейшие центры возникновения производящего хозяйства. Неолитические памятники и культуры в Казахстане. Становление производящего хозяйства в Казахстане и проблемы его изучения. Энеолитические памятники на территории Казахстана. Теории культурной эволюции. Палеосоциологические реконструкции. Проблема происхождения искусства. Искусство каменного века на территории Казахстана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Культурно-исторические процессы на территории Казахстана в эпоху бронзы
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать способность анализировать культурно - исторические процессы на территории Казахстана для подготовки классификации археологических культур эпохи бронзы Казахстана. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Сформировать представление о культурно-исторических процессах и антропогенезе на территории Казахстана в эпоху бронзы; анализировать эволюцию археологических культур; охарактеризовать вопросы хронологии и периодизации археологических памятников; объяснять научные концепции и ключевые дискуссионные проблемы в археологии Евразии эпохи бронзы; 2. Проанализировать процесс зарождения и развития производящего хозяйства; анализировать хозяйственно-культурные процессы в эпоху бронзы; охарактеризовать особенности керамического производства, уровень развития металлургии, функциональные особенности каменных и костяных орудий труда; 3. Выделять основные признаки археологических культур и культурно-исторических общностей, областей; сопоставлять общее и особенное, специфическое; выявлять региональные группы населения на территории Казахстана и сопредельных территорий в эпоху бронзы; реконструировать палеоэкологическую обстановку и систему жизнеобеспечения древнего населения; 4. Подготовить классификацию археологических культур эпохи бронзы Казахстана; проанализировать региональные особенности эволюции хозяйственно-культурного типа; обосновать движущие силы этнокультурных процессов в эпоху бронзы; 5. Осуществлять профессиональную научно-исследовательскую деятельность в области археологических охранно-спасательных и экспертных работ, музейной, туристической и образовательной деятельности; представлять комплекс знаний по археологии в научных мероприятиях. Назначение. Курс формирует: теоретико-методологическую основу эволюции археологических культур, интерпретацию вопросов хронологии и периодизации археологических памятников, ключевых дискуссионных проблем эпохи бронзы, оценивать уровень развития культур бронзового века на Евразии. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Зарождение и развитие производящего хозяйства на территории Казахстана. История изучения эпохи бронзы на территории Казахстана. Современное состояние периодизации памятников эпохи бронзы на территории Казахстана. Культуры и памятники эпохи средней бронзы на территории Казахстана. Бегазы-дандыбаевская культура эпохи поздней бронзы. Современные проблемы изучения эпохи бронзы Казахстана и сопредельных территорий. Материальная культура племен эпохи бронзы на территории Казахстана. Гончарство. Атрибуция керамики петровской, федоровской, алакульской культур. Косторезное ремесло. Металлургия. Поселенческая архитектура. Погребальная архитектура. Хозяйство племен эпохи бронзы на территории Казахстана. Скотоводство. Земледелие. Духовная культура племен Казахстана в эпоху бронзы. Социальная структура обществ эпохи бронзы на территории Казахстана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теоретические и методологические проблемы археологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать у магистрантов способность интегрировать полученные знания по проблемам современных научных направлений мировой археологии. В результате обучения магистрант способен: 6. Продемонстрировать свои знания в анализировании теоретических и методологических проблем археологии; 7. Применять методологию исследования при анализе археологических материалов; 8. Интегрировать полученные знания и формулировать выводы на основе теоретических проблем археологии; 9. Определять конкретные методы выявления, обработки и анализа информации в разных видах источников. 10. Применять знания по теоретическим и методологическим проблемам археологий, концепциям разных научных школ. Назначение дисциплины. Дисциплина направлена на формирование у будущих специалистов научно-методологическиевзгляды и пониманию ключевых научных понятии археологии. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: теоретико-методологических основ археологии; интерперетация теоретических проблем археологий, методы анализа отдельных видов археологических источников; современные теоретические концепции, оказывающие большое влияние на формирование теоретических и методологических основ археологической науки.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: овладение профессиональными компетенциями преподавателя для организации педагогической деятельности в организациях среднего и высшего образования с использованием методологических основ педагогики высшей школы, современных технологий анализа, планирования и организации обучения и воспитания, коммуникативных технологий взаимодействия преподавателя и обучающегося в образовательном процессе. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. владеть основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы; содействовать развитию благоприятной образовательной среды для реализации культурных и языковых потребностей обучающихся; 2. самостоятельно проводить семинарские, практические, лабораторные занятия с учетом требований разработанных и утвержденных методических указаний; различные типы занятий для традиционных и дистанционных форм обучения с применением современных интерактивных методов и форм обучения; 3. разрабатывать учебно-методические комплексы профильных дисциплин для преподавания с учетом современных требований педагогики и психологических основ проведения инновационного образовательного процесса; 4. оценивать коммуникативные технологии субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и обучающегося в образовательном процессеа; 5. обобщать и оценивать полученные результаты обучения в контексте дисциплины, выполнять апробацию результатов исследований и внедрять их в практическую педагогическую деятельность. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Педагогическая наука и ее место в системе наук. Современная парадигма высшего образования. Система высшего профессионального образования в Казахстане. Методология педагогической науки. Профессиональная и коммуникативная компетеность преподавателя высшей школы. Теория обучения в высшей школе (дидактика). Содержание высшего образования. Организация процесса обучения на основе кредитной системы обучения в высшей школе. Традиционные и дистанционные инновационные методы и формы организации обучения. Новые образовательные технологии в высшей школе. Организация самостоятельной работы магистрантов в условиях кредитной технологии. Технология составления учебно-методических материалов. Теория научной деятельности высшей школы. Научно-исследовательская работа. Высшая школа как социальный институт воспитания и формирования личности специалиста. Куратор в системе высшего образования. Менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Актуальные проблемы археологии Центральной Азии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – Ознакомить магистрантов с актуальными проблемами археологии Центральной Азии. В результате обучения магистрант способен: 1. Использовать полученные знания в исследовании развития материальной, духовной и городской культуры Центральной Азии; 2. показать роль городской культуры Центральной Азии в становлении нашего государства и в этногенезе коренного народа; 3. формировать свою мировоззренческую позицию в исследовании археологию Центральной Азии; 4. Анализировать и применять выявленные данные в научно- исследовательских работах. 1. показать роль городской культуры Центральной Азии в становлении нашего государства и в этногенезе коренного народа Назначение дисциплины. Дисциплина представляет собой теоретический курс, формирующий научные взгляды у магистрантов об актуальных проблемах археологии Центральной Азии. В процессе обучения будет уделено особое внимание на проблемы изучения археологии Центральной Азии, а так же будут изучены города и городище, их фортификация, кварталы городов, топография городов, городская демография по подсчетам археологов, материальная и духовная культура городских жителей эпохи средневековья Центаральной Азии, общество и социальное расслоение, хозяйственная утварь, симбиоз городов и степей, общественные и культовые сооружения (мечети, бани и т.д.) в центральноазиатских городов, архитектура городищ, водоснабжения, кяризы, структура домов, ювелирное украшение и т.п.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Культово-жилищные комплексы казахов
    Кредитов: 5

    культово-жилищных комплексов казахов. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Продемонстрировать информацию по распространенности памятников народного зодчества на всей территории Казахстана, системные познания по истории изучения памятников народной архитектуры казахов; 2. Демонстрировать четкое, научно обоснованное представление о региональных особенностях казахской народной архитектуры в различных регионах страны; 3. Практиковать научную компетентность, грамотность при осмыслении и исследовании памятников мемориально-культовой архитектуры казахов; 4. Установить тождество в традиционных школах народного зодчества и камнерезного искусства Казахстана; овладеть способностями и навыками к логическому обобщению и анализу; 5. Подготовить примерный план организации и проведения экспедиции по полевому исследованию памятников, культово-жилищных комплексов казахов определенного региона. Назначение дисциплины. Учебный курс формирует: теоретико-методологическую основу изучения памятников мемориально-культовой архитектуры Казахстана/казахов, памятники Арало-Каспийской зоны, Сарыарки и др. регионов Казахстана и в ареале диаспоры; знание их типологии, генезис мемориально-культовых сооружений кочевников; мемориально-культовые архитектурные сооружения казахов как историко-этнографический источник. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения памятников мемориально-культовой архитектуры Казахстана/казахов. Памятники Арало-Каспийской зоны. Локальные группы. Памятники Сарыарки. Памятники др. регионов Казахстана и в ареале диаспоры. Типология памятников мемориально-культовой архитектуры казахов. Монументальные формы сооружений. Малые формы памятников. Генезис мемориально-культовых сооружений кочевников. Мемориально-культовые архитектурные сооружения казахов как историко-этнографический источник. Тамги. Предметно-сюжетные изображения («рисунки»). Орнаментальный декор. Организация камнерезного дела у казахов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Археологии тюркского периода
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать представление об актуальных проблемах изучения археологиитюркского периода. В результате обучения магистрант способен: 1. Знать новейшие теорий, их интерпретаций, методов и способов исследования памятников археологиитюркского периода, и взаимная связь их содержания; 2. знать этапы развития памятников рунической письменности; 3. демонстрировать глубокие современные знания о связи рунических текстов с эпическими произведениями и памятниками монументального изобразительного искусства; 4. изучить роль и место памятников археологии тюркского периода в истории формирования и развития тюркского государства. 5. знать новейшие теорий, их интерпретаций, методов и способов исследования памятников археологиитюркского периода и взаимная связь их содержания Назначение дисциплины. Дисциплина представляет собой теоретический курс, формирующий научные взгляды у магистрантов об актуальных проблемах археологиитюркского периода. В процессе обучения будет уделено особое внимание на проблемы изучения культуры древних тюрков, особенностям характеристики археологических памятников древних тюрков, а так же будут изучены влияние тюрксой культуры на культуры разных этносов и этнических групп Центральной и Северной Азии. В процесе изучения дисциплины магистрант полностью освоит материалы по археологии тюркского периода

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: применение основ психологии управления и практики для повышения эффективности профессиональной деятельности в области инженерной физики. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. анализировать жизненные и профессиональные ситуации в контексте взаимосвязи поведения и результатов деятельности личности в коллективе; 2. интегрировать и классифицировать теоретико-методологические тенденции психологии управления методом SWOT-анализа в области технических наук; 3. оценивать эффективность управления деятельности руководителя на основе исследования стилей управления; 4. разрабатывать и реализовывать тренинговые программы и техники регуляции эмоционального состояния для руководителей и сотрудников организации по улучшению психологического климата и корпоративной культуры; 5. применять традиционные и новые образовательные интерактивные технологии при проведении занятий профильных дисциплин. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Психология управления как отрасль психологической науки. Задачи и методы психологии управления. Управление как наука и искусство. Психология субъекта и объекта управления. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору. История становления и развития науки управления в мире. Функция и специфика современного управления. Законы управленческого общения. Личность как субъект управления. Личность руководителя в организационных структурах. Психология найма и адаптации персонала. Психология мотивации персонала. Основные средства воздействия на мотивацию труда персонала. Психология управления конфликтами. Деловая беседа и переговоры. Психология убеждения в управлении людьми. Классификация подходов к принятию управленческих решений в контроллинге. Психология антикризисного управления. Корпоративная культура организации. Коллектив как объект и субъект управления.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Памятники традиционной казахской архитектуры
    Кредитов: 5

    Цель – сформировать способность к пониманию и анализу ключевых вопросов изучения памятников традиционной казахской архитектуры. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Освоить научные знания о формах традиционных казахских поселений; иметь четкое представление о генезисе формирования памятников (кыстау) традиционной казахской архитектуры; 2. Интерпретировать специфические особенности исторических форм памятников традиционной казахской архитектуры степного региона; 3. Продемонстрировать научно-практические познания в области развития стационарных поселений у казахов, основополагающие знания по важнейшей части памятников-поселений; 4. Классифицировать памятники традиционной казахской архитектуры, сопоставлять их по генезису, формам и распространению; 5. Подготовить научную справку с обоснованием концептуальных познаний по истории памятников традиционной казахской архитектуры, что позволит использовать результаты при осуществлении общих историко-культурных исследований. Назначение дисциплины. Учебный курс формирует: понятие и особенности памятников традиционной казахской архитектуры, понятие и принципы их классификации по типам и по региональным размещениям, основы теории, методика и методологические подходы, применяемые практические навыки в изучении. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Понятие памятники традиционной казахской архитектуры. Предмет дисциплины «Памятники традиционной казахской архитектуры». Основы теории памятников традиционной казахской архитектуры. Особенности памятников традиционной казахской архитектуры. Классификация памятников традиционной казахской архитектуры по типам и по региональным размещениям. Специфика памятников традиционной казахской архитектуры. Методика изучения памятников традиционной казахской архитектуры. Методологические подходы в исследовании памятников традиционной казахской архитектуры. Практические навыки, применяемые в изучении памятников традиционной казахской архитектуры. История изучения памятников традиционной казахской архитектуры. Исторические формы памятников традиционной казахской архитектуры. Формы традиционных казахских поселений. Временные сезонные поселения. Предпосылки развития стационарных поселений у казахов. Генезис стационарных зимовок – кыстау у казахов (сер. XIX – нач. ХХ вв.). Этапы развития. Зональные особенности. Культово-жилищные комплексы Устюртской зоны как особая форма стационарных аулов полукочевников. Колодцы скотоводов. Казахское домостроение 2-й пол. XIX – нач. ХХ вв. Современная инфраструктура (сохранность) традиционных скотоводческих поселений степной зоны и проблемы их исследования/охраны.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Этнокультурные процессы в древней и средневековом Казахстане
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать у магистрантов способность работать с научными источниками для описания исторических процессов развития культуры в древности и средневековом Казахстане. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Раскрыть роль и место казахского народа в общетюркской общности, в развитии историко-культурной общности народов евразийского мира; 2. Оценить значение археологических и этнологических источников для объективации исторических событии в древности и средневековом Казахстане; 3. Использовать углубленные специализированные знания при изучении этнокультурных процессов в древней и средневековом Казахстане; 4. Анализироватьэтническую историю формированияплемен в древней и средневековом Казахстане; 5. Оценивать роль и значение археологии тюркского периода и Центральной Азии в формирований тюркских государств.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Сако-скифская археология
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать у магистрантов представление о современных проблемах исследования сако-скифской археологии. В результате обучения магистрант способен: 2. применять новейшие теоретические концепции и научные гипотезы при изучении фундаментальных проблем сако-скифской археологии; 3. владеть новыми знаниямио структуре общества и социальной расслоений, материальной культуре, хозяйствесако-скифских племен; 4. иметь представления о загробной жизни, духовной культуре сако-скифских племен; 5. синтезировать информацию для оценки и описания проблем изучения сако-скифской археологии. Назначение дисциплины. Дисциплина представляет собой курс определяющий актуальные проблемы исследования сако-скифской археологии. Дисциплина выстраивается на системе знания:теоретико-методологических основ изучения сако-скифкой археологии; расскрытие факторов и закономерностей процесса происхождения сако-скифских племен; изучение основных археологических памятников, политическую историю, идеологию иобщественный строй сако-скифских племен.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Этнические и этнокультурные процессы в современном Казахстане
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у магистрантов способность работать с научными, статистическими и демографическими материалами по этническим и этнокультурным процессам на территории современного Казахстана. В результате обучения магистрант способен: 1. демонстрировать глубокие современные знания по этнотрансформационным, этноэволюционным процессам внутри этнической консолидации в современном Казахстане; 2. критический оценивать проблемы межэтнической интеграции на основе исторических условий формирования полиэтнического общества; 3. владеть методами и проведения самостоятельных исследований по современным этнокультурным процессам в Казахстане и интерперетации их результатов; 4. синтезировать информацию для оценки и описания этнокультурных процессов в современном Казахстане. Оценивать роль и значение археологии тюркского периода и Центральной Азии в формирований тюркских государств. Назначение дисциплины. Дисциплина является теоретическим курсом, формирующий знания об этническом и этнокультурном процессе казахов и других этносов, проживающих на территории современного Казахстана. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Основные этапы становления и развития полиэтнического общества Казахстана. Факторы и закономерности этнических и этнокультурных процессов в современного Казахстана. Основные направления концептуальной системы этнических и этнокультурных процессов современности в контексте закономерностей и их развития.Философские вопросы фундаментальных законов теории этноса.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: изучение истории возникновения и прогресса научных программ в контексте культуры и философии; структуры научного знания и динамики его развития; научной этики, специфики дисциплинарных и междисциплинарных исследований, стратегий научного поиска и научного исследования на современном этапе технических наук. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. анализировать основные проблемы и дискуссии о методах и стратегиях ведения научных исследований и закономерностях развития науки; 2. критически оценивать явления и факты псевдонаучных и паранаучных знаний при решении исследовательских и практических задач в сфере своей профессиональной деятельности, в том числе в междисциплинарных областях; 3. применять концептуально-понятийный аппарат и терминологию философии науки к собственным исследованиям в различных формах поисковой деятельности и межкультурной коммуникации; 4. обладать коммуникативной и интеллектуальной компетенциями в рамках профессиональных взаимодействий; 5. следовать основам академической этики в исследовательских и творческих проектах. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Предмет истории и философии науки. Мировоззренческие основания науки. Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения. Новоевропейская наука – классический этап развития науки. Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития науки. Структура и уровни научного познания. Наука как профессия. Идеалы и нормы науки. Философские основания науки и научная картина мира. Научные традиции и научные революции. История и философия естественных и технических наук. Формирование научного познания в технической физике. Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Искусство ранних кочевников на территории Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель – сформировать способность анализировать образцы искусства ранних кочевников для выявления моделей развития отдельных стилистических особенностей. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1.Исследовать, всесторонне анализировать и охарактеризовать образцы искусства ранних кочевников; применять терминологический аппарат, методику и методологию исследования при анализе предметов искусства; 2.Анализировать образы и сюжеты, художественные приемы и стилистические особенности искусства ранних кочевников на территории Казахстана и сопредельных территорий; предлагать интерпретацию сюжетов искусства ранних кочевников; выявлять основные элементы религиозно-мифологических взглядов, мировоззрения руководствуясь современными достижениями в области первобытной археологии, междисциплинарного исследования археологических артефактов, этнографических данных; 3.Выделять этапы, проследить эволюцию в развитии искусства кочевников на территории Казахстана; показать преемственность, взаимосвязь и взаимовлияние, направление развития искусства локальных племен; выделять общее и особенное, специфическое, присущее региональным группам населения; 4.Выстраивать модели развития и распространения отдельных образов, сюжетов, стилистических особенностей искусства в степном поясе Евразии; 5.Осуществлять профессиональную научно-исследовательскую деятельность в области археологических охранно-спасательных и экспертных работ, музейной, туристической и образовательной деятельности, представлять комплекс знаний по археологии в научных мероприятиях. Назначение. Курс формирует: теоретико-методологическую основу исследования раннесакского искусства, способность исследовать, анализировать, характеризовать образы и сюжеты, художественные приемы; рассматривать эволюцию искусства ранних кочевников; характеризовать идеологию, мировоззрение, социальную структуру на основе анализа звериного стиля. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Идеология и искусство скифо-сакской эпохи. Искусство завершающего этапа раннего железного века. «Скифский (скифо-сибирский) мир» как культурно-историческая область: основные признаки («скифская триада», общие черты погребального обряда и экономики), факторы формирования области, ареал и хронология культур, составляющих область. Древнее искусство как исторический источник. Звериный стиль и его истоки. Мифология, языческие верования. Сакские петроглифы. Локализация и хронология. Проблемы изучения основных религиозно-мифологической системы и искусства древних кочевников в отечественной и зарубежной скифологии. Структурно-семиотический анализ. Костюм как источник по изучению мировоззрения номадов. Цветосимволика в культуре номадов. Оружие в религиозно-мифологической системе древних кочевников. Образ героя. Искусство номадов как отражение религиозно-мифологической системы. Некоторые аспекты преемственности духовной культуры кочевого населения скифо-сакского, гунно-сарматского времени и тюркской эпохи. Элементы материальной культуры кочевников – оружие, одежда, конское снаряжение с точки зрения мировоззрения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Керамика Казахстана в древности и средневековье
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины - сформировать способность анализировать развитие керамического производства в древнем и средневековом Казахстане. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. Сформировать представление о культурно-исторических процессах на территории Казахстана в эпоху древности и средневековья; анализировать эволюцию археологических культур; ориентироваться в вопросах хронологии и периодизации археологических памятников; разбираться в научных концепциях и ключевых дискуссионных проблемах в археологии Евразии; 2. Выделять основные признаки археологических культур и культурно-исторических общностей, областей; сопоставлять общее и особенное, специфическое; выявлять региональные группы населения на территории Казахстана и сопредельных территорий на основе анализа керамического производства в эпоху древности и средневековья; 3. Показать преемственность, взаимосвязь и взаимовлияние, направление развития орнаментальных традиций как маркера межэтнических контактов в эпоху средневековья; 4. Разработать расширенные классификационные таблицы; реконструировать культурно-исторические и этнокультурные процессы на территории Евразии в эпоху древности и средневековья используя основные характеристики керамических изделий; 5. Осуществлять профессиональную научно-исследовательскую деятельность в области археологических охранно-спасательных и экспертных работ, музейной, туристической и образовательной деятельности; представлять комплекс знаний по археологии в научных мероприятиях. Назначение. Курс формирует: теоретико-методологическую основу рассмотрения археологических культур по уровню развития керамического производства, способность анализировать керамическое производство, демонстрацию преемственности, взаимосвязи и взаимовлияния, направления развития традиций гончарного производства как маркера межэтнических контактов в эпоху древности и средневековья. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Керамика эпохи бронзы (петровская, синташтинская, алакульская, федоровская, срубная и др.), раннего железного века и средневековья. Варианты сырья, принципы выбора сырья. Варианты обжига, температурный режим. Орнаментация сосудов, принципы зональности, интерпретация и семантика орнаментов, способ нанесения. Глазурированная керамика. Ангоб. Способы реставрации и консервации керамических сосудов. Методика Бобринского, Генинга, статистический, технико-типологический анализ. Методы междисциплинрного исследования керамики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Фольклор и этнография
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – Дать системные знания о этнографическом и фольклорном наследии народов мира. В результате обучения магистрант способен: 1. анализировать теоретические основы традиционной этнографии и фольклора; 2. использовать знания в области народного устного и художественного творчества; 3. использовать углубленные специализированные знания при выполнении самостоятельных научных работ по проблемам этнографии и фольклора; 4. анализировать и обобщать результаты научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов; 5. Синтезировать информацию для оценки и описания проблем этнографии и фольклора. Назначение дисциплины. Дисциплина представляет собой теоретический курс, формирующий научные взгляды у магистрантов о взаймосвязи этнологии и фольклора. Этнологическая наука рассматривает фольклорные материалы как важный исторический источник. Предметом фольклористики является широкая область традиционной культуры, прежде всего – устная словесность. История и культура любого народа немыслима без изучения фольклора данного народа, что позволяет глубже понять особенности культуры изучаемого народа.В ходе изучения предмета у магистрантов формируется знания о теоретических и прикладных проблем по этнологии и фольклору, а так же умение применять приобретенные знания в профессиональной деятельности.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Великие древние цивилизации мира
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – Сформировать у магистрантов представление о типологии мировых цивилизаций, специфике исторического развития великих цивилизаций прошлого и настоящего. В результате обучения магистрант способен: 1. демонстрировать глубокие современныезнания в изучении понятия «цивилизация» и основных теории цивилизации; 2. сообщить свои выводы о переходе от первобытности к цивилизации; 3. описывать древнейшие цивилизацийи их археологические памятники; 4. Анализировать теоретические и исторические знания в области мировых цивилизации. 5. применять принципы и методы исследований по историко-культурному наследию. Назначение дисциплины. Дисциплина представляет собой теоретический курс, формирующий научные взгляды у магистрантово ццивилизацииях Древнего мира. Дисциплина выстраивается на системе знания: интерпретация источников о великих цивилизациях; изучение ццивилизации Древней Греции, ззападноевропейской средневековой цивилизаций и Византий; уделятьособое внимание на Цивилизации Востока в Средние века и ррусскому средневековому цивилизациию.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Этнополитика Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – рассмотреть проблемы соотношение этноса и политики, проблемы этнических процессов в взаимосвязи с политическими аспектами. В результате обучения магистрант способен: 1. анализировать этнокультурные и этнополитические процессы на территории Казахстана. 2. демонстрировать глубокие современные знания в области этнополитики Казахстана; 3. знать новейшие теорий по закономерностям формирования этноса и его роли в обществе, 4. критически оценивать и интерпретировать новейшие достижения теории соотношения этноса и политики; 5. знать теоретические и прикладные аспекты этнополитики; 6. вносить собственный оригинальный вклад в развитие изучении этнополитики Казахстана. Назначение дисциплины. Дисциплина представляет собой теоретический курс, формирующий научные взгляды у магистрантов о этнополитике Казахстана. Изучая вопросы данной проблемы, магистрант, овладевает междисциплинарной методологией и знаниями по фундаментальным проблемам по этнополитическим процессам. В процессе обучения будет уделено особое внимание на проведения самостоятельных исследований и интерпретации их результатов по теоретическим и прикладным аспектам этнополитики, а также на терминологические аппараты, этнокультурные и этнополитические процессы на территории Казахстана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Этносоциологические исследования в диаспорологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность проводитьэтносоциологические исследования в области диаспорологии. Учебный курс формирует: методы, методологические основы и принципы этносоциологических исследований, основные этнодемографические и этносоциальные тенденции в Казахстане и мире. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Продемонстрировать знания об основных этнодемографических и этносоциальных тенденциях в стране и в мире целом; 2. Обсуждать демографический и социологический анализ казахских диаспор по странам (Россия, Узбекистан, КНР, Монголия, Турция и т.д.); 3. Применять терминологический аппарат по данной дисциплине; выявлять объективные и субъективные причины существующих социальных систем казахских диаспор; 4. Обобщить результаты проведенного анализа переписей населения, материалов текущей статистики и данных социологических опросов; 5. Управлять практической работой этносоциологических исследований в диаспорологии; составлять этносоциологические анкеты, необходимые для проведения исследований по казахским диаспорам.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Проблемы семьи и брака в Казахстане
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – Дать системные знания об общих тенденциях и закономерностях в развитии современной казахстанской семьи. В результате обучения магистрант способен: 1. использовать углубленные специализированные знания для решения проблем семьи и брака в Казахстане; 2. этническом своеобразии Казахстана с учетом качественных и количественных параметров; 3. анализироватьоб общем и особенном в структуре современной сельской семьи, включая наиболее распространенные ее типы и изменения в ее составе; 4. понимать специфику внутрисемейных отношении, в том числе подробно осветить современный статус «главы семьи»; 5. использовать знанияпо равноправию в отношениях между супругами, детьми, между родителями и детьми, поколениями; анализировать внутри семейный этикет и т.п. Назначение дисциплины. Курс изучает актуальные проблемы семейно-брачных отношений в моно и полиэтнических регионах Казахстане в контексте современных научных знаний. Рассматриваются общее и особенное в структуре современной семьи, внутрисемейных отношений, внутренние и внешние связи семьи, важнейшие ее социальные функции, а также основные формы заключения современных браков, включая национально-смешанных и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Традиционная культура и модернизация
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – Дать системные знания о связи модернизации и традиционной культуры. В результате обучения магистрант способен: 1. владеть современными методами обработки и интерпретации информации; 2. разрабатывать и применять методы по исследованию традиционной культуру и модернизацию; 3. использовать углубленные специализированные знания для решения проблем традиционной и модернизированных (современной) культур. 4. критически оценивать и интерпретировать новейшие достижения теории соотношения этноса и политики; 5. знать теоретические и прикладные аспекты этнополитики Назначение дисциплины. Данный курс посвящен проблемам традиционной культуры и модернизации. Противостояние «современного» и «традиционного» возникло в результате крушения колониальной системы и возникновения необходимости адаптировать вновь появившиеся на политической карте мира страны в современный мир, современную цивилизацию. Однако на деле процессы модернизации начались намного раньше, еще в колониальные времена, когда европейские чиновники, твердо уверенные в благотворности и полезности своей деятельности для «туземцев», истребляли традиции и верования последних, которые, по их мнению, были вредны для прогрессивного развития этих народов. Согласно преобладавшей тогда точке зрения переход от традиционного общества к современному (а он считался обязательным для всех культур и народов) возможен только через модернизацию, а также этот термин сегодня употребляется в нескольких смыслах, поэтому его следует изучить и дать магистрантам знания по данной проблематике.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Методы и методология исследования диаспор
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность использовать научную методологию и методы для проведения исследования диаспор. Учебный курс формирует: закономерности развития диаспор, проблемы историко-этнографического изучения диаспор в комплексе с политическими, экономическими, социальными сторонами их существования. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Демонстрировать углубленные представления о закономерностях развития диаспор; интерпретировать проблемы историко-этнографического изучения диаспор в комплексе с политическими, экономическими, социальными сторонами их существования; 2. Уметь применять этнологические и этносоциологические методы, инструментарий и методики; приобрести навыки самостоятельного поиска новых знаний по казахской диаспорологии; 3. Продемонстрировать навыки применения этнографических, этносоциологических, этноархеологических (памятниковедческих) методов и методологии исследования диаспор с применением различных направлений; 4. Провести самостоятельный анализ теоретико-методологической литературы по проблемам исторического познания, концептуальных исторических исследований по казахской диаспорологии в свете новых миграционных тенденций в эпоху глобализации; 5. Подготовить научный доклад по теоретическим и практическим основам методологии междисциплинарного синтеза в области изучения казахской диаспоры, с интегрированием мобильного реагирования на современные тренды научных изысканий. Назначение дисциплины. Дисциплина «Методы и методология исследования диаспор» направлена, на формирование у будущих специалистов способности к независимому критическому мышлению и пониманию ключевых вопросов методик и методологии исследования диаспор. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Диаспорология как направление историко-этнографических исследований. Предмет, методики и методологии исследования диаспор. Цели и задачи методик и методологии исследования диаспор. Основы методик и методологии исследования диаспор. Казахстанская историография диаспорологии. Зарубежная историография диаспорологии. Особенности исследования диаспор. Методы и методология этнографических исследований. Этносоциологические исследования в диаспорологии. Этнос и политика. Методологические направления в исследовании диаспор. Виды основных методов в изучении различных аспектов диаспор. Динамика развития отечественной диаспорологии. Специфика проведения исследовании по диаспорологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Казахская диаспора за рубежом
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность проводитьэтносоциологические исследования в области диаспорологии. Учебный курс формирует: теоретико-методологическую основу изучения истории формирования зарубежной казахской диаспоры, динамика развития казахских диаспор в странах расселения казахов за рубежом (Россия, Узбекистан, КНР, Монголия, Турция и т.д.), основные тенденции и региональные особенности. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Обосновать основные тенденции и региональные особенности этнокультурных процессов у казахов зарубежья и их влияние на состояние казахской диаспоры; 2. Аргументировать суждения по научным, социальным и другим проблемам диаспорологии, объективные и субъективные причины образования казахской диаспоры (ирреденты) в России, Средней Азии, Монголии и Китае; 3. Сопоставить динамику роста и падения численного состава казахской диаспоры на основе статистических данных и переписей населения; 4. Оперировать объемом знаний по теме изучения истории, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре, ремесел и промыслов, обычаев и традиций казахов зарубежья; 5. Интерпретировать особенности сохранения и измененийв традиционном хозяйстве и культуре казахов в зависимости от характера расселения (компактности или дисперсности) казахской диаспоры и др. факторов; 6. Различать основные тенденции и региональные особенности этнокультурных процессов казахов и их влияние на этническое развитие казахской диаспоры; 7. Разработать научный проект по изучению казахских диаспор с использованием способности к логическому обобщению и анализу, проявления научной компетентности, с использованием достижений смежных отраслей знания. Назначение дисциплины. Дисциплина «Казахская диаспора за рубежом» направлена на формирование у будущих специалистов способности к независимому критическому мышлению и пониманию ключевых вопросов по казахским диаспорам в России, республиках Средней Азии (включая Афганистан), Монголии и Китае. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Предмет «Казахская диаспора за рубежом». Цель и задачи изучения казахской диаспоры, проживающей в России, Средней Азии, Китае и Монголии. История и развитие казахских этнических групп за рубежом. Методы и методология исследования казахской диаспоры. Численность и состав зарубежных казахов. Хозяйственная деятельность, ремесла и промыслы казахов зарубежья. Материальная и духовная культура, обычаи и традиции современных казахов России и Средней Азии, Китая, Монголии и др. стран. Историко-культурные памятники зарубежных казахов. Участие этнических казахов в современной жизни стран проживания. Основной вклад в развитие Казахстана казахов из Китая, Монголии, России, Средней Азии, Турции и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Урбанистическая культура Казахстана на археологических материалах X-XIVвв.
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины - сформировать способность к анализу урбанистической культуры Казахстана для составления карты городов Казахстана(X-XIVвв.). В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Интерпретировать научные концепции о культурно-исторических и этнокультурных процессах на территории Казахстана в эпоху средневековья; анализировать ключевые дискуссионные проблемы; выявлять эволюцию взглядов и мнений касательно роли средневековых городов Казахстана в евразийской истории; 2.Продемонстрировать уровень развития урбанизации Казахстана в рамках Евразийского пространства; выделять общее и особенное в развитии городской культуры Казахстана; систематизировать и анализировать археологические материалы из раскопок городищ; 3.Разработать расширенные классификационные таблицы; реконструировать особенности культурно-исторических и этнокультурных процессов на территории Евразии в эпоху средневековья; охарактеризовать основные характеристики археологических артефактов (нумизматические коллекции, импортные предметы, керамические, металлические, стеклянные изделия); 4. Реконструировать культурные достижения населения Казахстана эпохи средневековья в разных физико-географических районах; выделять движущие силы этнокультурных процессов; составить карту стационарных памятников на казахстанском участке Великого Шелкового пути; 5.Осуществлять профессиональную научно-исследовательскую деятельность в области археологических охранно-спасательных и экспертных работ, музейной, туристической и образовательной деятельности; представлять комплекс знаний по археологии в научных мероприятиях. Назначение дисциплины. Учебный курс формирует: теоретико-методологическую основу формирования и развития урбанистической культуры на археологических материалах, демонстрацию уровня развития урбанизации Казахстана в рамках Евразийского пространства, выделение общего и особенного на основе систематизации и анализа археологических материалов. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Урбанизация в средневековье: специфика и функции города в средневековой культуре. Феномен города в средневековой культуре Казахстана. Средневековая урбанистика в работах казахстанских ученых. Новейшие научные концепции средневековой урбанизации. Генезис городов на Великом Шелковом пути. Материальная культура средневековых городов Казахстана: границы социотопа. Проблемы взаимодействия кочевых и оседлых культур в рамках средневековой урбанистики. Методика археологического исследования средневековых городов Казахстана. Методика консервационных и реставрационных работ на памятниках средневековой городской культуры Казахстана. Вопросы культурного наследия: проблемы и методы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Средневековая городская культура Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – Сформировать у магистрантов представление об актуальных проблемах изучения городской культуры Казахстана в современной археологии. В результате обучения магистрант способен: 1. анализировать теоретические и исторические знания в области средневековой археологии; 2. использовать углубленные специализированные знания по новейшим теоретическим концепциям и научным гипотезам, оказывающие большое влияние на формирование методологических основ исследования городской культуры; 3. применять принципы и методы исследований по историко-культурному наследию. 4. анализировать теоретические и исторические знания в области средневековой археологии; 5. использовать углубленные специализированные знания по новейшим теоретическим концепциям и научным гипотезам, оказывающие большое влияние на формирование методологических основ исследования городской культуры. Назначение дисциплины. В процессе обучения будет уделено особое внимание на проблемы исследованиясредневековой городской культуры, а так же будут изучены города и городище, их фортификация, кварталы городов, топография городов, городская демография по подсчетам археологов, материальная и духовная культура городских жителей эпохи средневековья, общество и социальное расслоение, хозяйственная утварь, симбиоз городов и степей, общественные и культовые сооружения (мечети, бани и т.д.) в центральноазиатских городов, архитектура городищ, водоснабжения, кяризы, структура домов, ювелирное украшение и т.п.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Гунно-сарматская археология
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать у магистрантов представление о современных проблемах исследования гунно-сарматскойархеологии. В результате обучения магистрант способен: 1. применять новейшие теоретические концепции и научные гипотезы при изучении фундаментальных проблем гунно-сарматской археологии; 2. владеть новыми знаниямио структуре общества и социальной расслоений, материальной культуре, хозяйстве гунно-сарматских племен; 3. иметь представления о загробной жизни, духовной культуре гунно-сарматских племен; 4. синтезировать информацию для оценки и описания проблем изучения гунно-сарматской археологии. 5. Анализировать теоретические и исторические знания в области мировых цивилизации. Назначение дисциплины. Дисциплина представляет собой курс определяющий актуальные проблемы исследования гунно-сарматской археологии. Дисциплина выстраивается на системе знания: теоретико-методологических основ изучения гунно-сарматской археологии; расскрытие факторов и закономерностей процесса происхождения гунно-сарматских племен; изучение основных археологических памятников, политическую историю, идеологию, общественный строй гунно-сарматских племен.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Методы междисциплинарного исследования в археологии
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины сформировать способность к проведению междисциплинарных исследований в археологии. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Критически анализировать, оценивать и синтезировать новые данные по археологии; интегрировать новые материалы в единую целостную идею для формирования междисциплинарной научной проблемы; 2. Сформулировать и обосновать методику междисциплинарного исследования различных археологических памятников; применять методики естественных и геофизических наук, информационных технологий, классических и инновационных методов археологии; 3. Владеть методиками исследования археологических памятников и вещественных источников; уметь выявлять новые памятники; фиксировать и проводить первичную консервацию; систематизировать; типологизировать; выявлять культурно-хронологическую атрибуцию; картографировать и проводить компьютерную обработку; владеть навыками сбора анализов и проб для датировки памятников (радиоуглеродный, споро-пыльцевой и др.); работать с остеологическим и антроопологическим материалом; 4. Предлагать и обосновывать различные способы музеефикации недвижимых археологических памятников с учетом физико-географического, природно-климатического и антропогенного воздействия; составлять и описывать методику организации музеев под открытым небом; 5. Осуществлять профессиональную научно-исследовательскую деятельность в области археологических охранно-спасательных и экспертных работ, музейной, туристической и образовательной деятельности; представлять комплекс знаний по археологии в научных мероприятиях. Назначение. Учебный курс формирует: теоретико-методологическую основу понимания способов исследования археологических памятников и артефактов междисциплинарными методами, получение навыков интеграрации, синтезирования и трансформирования археологического и междисциплинарного знания для решения исследовательских задач; разработки междисциплинарного исследования археологических памятников с применением методик естественных наук. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Естественно-научные методы в археологии. Основы картографии. Аэрофотосъемка, геофизические методы разведки. ГИС. Методы датирования в археологии. Археологическая фитология, палеоботанические исследования. Палеозология. Палеофаунистические методы. Антропология. Палеогенетика. Антропохимия. Технико-технологические исследования керамики. Металлография. Спектральный анализ металла. Методика трасологических исследований. Реставрация археологических предметов. Статистика.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON4

    Проводить полевые этнологические исследования с использованием социологических и математических методов, обработка анкетных данных и опросников, систематизация данных, использовать аудио-видео, фото материалы, а так же собирать материалы в архивах, музеях и библиотеках;

  • Код ON1

    Изучать археологические памятники с применением физических, химических, геологических и биологических теорий и методов;

  • Код ON3

    Проводить полевые археологические экспедиции на основе методов используемых в геодезии, оформлять документацию объектов и материалов на месте раскопок, обеспечить сохранение археологических материалов и их упаковка, обработка и транспортировка;

  • Код ON5

    Делать 3D реконструкцию ландшафта на основе древнейших карт или воссоздавать на компьютере объемную модель любого предмета на основе современные компьютерные технологии;

  • Код ON8

    Проводить археологический надзор сохранности объектов исторического наследия и обосновать возможности археологических реконструкций. Осуществлять мониторинга состояния сохранности объектов историко-культурного и нематериального наследия; принять конкретных решений по спорным вопросам в практической деятельности; разрабатывать программы по сохранению историко-культурного наследия;

  • Код ON9

    . Готовность к организации проектов, направленных на противодействие национализму, ксенофобии и экстремизму, на защиту прав национальных меньшинств, сохранение их культурного наследия, а также к поиску эффективных путей для разрешения этнополитических, этноконфессиональных социальных конфликтов;.

  • Код ON7

    Презентовать научные знания при формирований экспозиции, выставки, разработке тематических план; владеть ведущими технологиями в теории и практике современного проектирования экспозиции; демонстрировать глубокие современные знания в работе с государственными и международными документами по охране и использованию объектов историко-культурного и нематериального наследия для научного исследования в музейных учреждениях;

  • Код ON10

    Распространить через средства массовой информации, в том числе электронные, кино и телевидение правдивой информации о народах, этнонациональных и культурных традициях;

  • Код ON2

    Готовность участвовать в научном информационном освещении истории и культуры народов мира, их этнонациональных традиций, популяризировать антропологические и этнологические знания;

  • Код ON6

    Проводить занятия, вести курсы по теоретическим и прикладным аспектам археологии и этнологии с применением ІТ технологии; разрабатывать учебные и воспитательные программы, методические рекомендации, оценочый инструментарий, вести образовательный процесс в музейных учреждениях;

  • Код ON11

    Консультировать государственные и муниципальные, музейные, образовательные учреждения, туристические компании в сохранении, популяризации и представления событий исторического прошлого с точки зрения задач формирования национального самосознания нации;

  • Код ON12

    Готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Top