Новая образовательная программа

8D02311 Филология (Ғылым ордасы) в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных научных кадров в области филологии, обладающих научно-исследовательской, научно-педагогической компетенциями, соответствующих требованиям мировой филологии, способных проводить исследования на основе современной методологии, цифровых ресурсов.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Казахский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D060 Филология
  • Направление подготовки 8D023 Языки и литература
  • Академическое письмо
    Кредитов: 2

    Целью дисциплины является развитие компетенций научного письма в области лингвистики. Изучение курса направлено на развитие и совершенствование компетенций в области письменной научной коммуникации, обеспечивающих высокий уровень подготовки докторантов, необходимый для эффективного общения в академической среде.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Казахское языкознание начала ХХ века
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – систематизировать, углубить знания о периодах становления и развития казахского языкознания начала ХХ века.Будут рассмотрены следующие вопросы: систематизация знаний по важнейшим проблемам казахского языкознания начала ХХ века; усвоение научных выводов, обобщенных в исследованиях, посвященных первым алфавитам и учебным пособиям, терминологии, орфографии и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать методологию, методику исследования языка. Дисциплина направлена на изучение методологических принципов анализа, принципов интенсификации исследовательских приёмов с помощью интернет-ресурсов, мультимедийных пособий, научных сайтов, баз данных; расширение функционала самостоятельного интерактивного поиска информации.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Формирование и развитие казахских терминов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – углубленное изучение опыта и истории становления национальной терминологии в истории казахского языкознания. Рассматриваются следующие вопросы: история, происхождение и научная основа терминов, сформированных по уровням казахского языка и областям языкознания, роль в дальнейшем развитии современного казахского языка.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Этимология казахского языка
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – заключается в формировании навыков использования этимологической реконструкции исконных корней, раскрывающих историко-этимологические основы функционально-семантического развития казахской лексики. Будут рассмотрены следующие вопросы: овладение методами сравнительно-исторического, внутреннего, внешнего преобразования, словообразовательного моделирования, морфемного анализа; объяснение вариативности, фузионного характера корневой морфемы, морфологических, реликтовых явлений и исторических характеристик агглютинативного процесса.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Казахское языкознание советского периода
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – углубить знания о становлении и развитии казахского языкознания в советское время и роль казахских ученых в развитии языкознания. Будут рассмотрены следующие вопросы: анализ влияния лингвистических школ на казахское языкознание; оценование и интерпретирование научных трудов ученых и отраслей казахского языкознания, изученных в советское время.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Язык старотюркских памятников
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины –сформировать навыки анализировать языковые особенности староказахских письменных памятников. Будут рассмотрены следующие вопросы: анализ лексико-семантического, фразеологического, грамматического употребления тюркских слов в текстах староказахских письменных памятников; выявление особенность использования заимствованных слов; определение преемственности лексических языковых единиц с современным казахским языком.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Исторический синтаксис казахского языка
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – овладение исторической синтаксической системой казахского языка. Рассматриваются следующие вопросы: историческая основа синтаксических отношений и грамматических форм, словообразовательных приемов и форм; историческая парадигма грамматических категорий; особенности и преемственность исторического периода и современного этапа синтаксической системы казахского языка.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Аксиологическая лингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – освоение теоретических и методологических основ аксиологической лингвистики, которой рассматривает ценности, идеалы, нормы деятельности и мотивации поступков представителей этноса, а также национальную специфику оценочных представлений закрепляющийся в сознании и языке в виде ценностной картины мира. В рамках дисциплины рассматривается аксиологические текстовые формы, которые определяют состав аксиосферы и способствуют установлению иерархии ценностей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Толковый словарь казахского литературного языка: структура и принципы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать знания об основных теоретических и практических подходах составления толкового словаря казахского литературного языка. Будут рассмотрены следующие вопросы: основные принципы составления толкового словаря казахского литературного языка; его макро- и микроструктуры; лексико-семантический и культурно-семантический анализ языковых единиц.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Казахский литературный язык начала XX века
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – овладение языковым анализом письменного наследия, сформировавшего историю казахского литературного языка начала ХХ века. Будут рассмотрены следующие вопросы: овладение навыками научно обосновать особенностей литературного языка начала ХХ века; анализ влияние произведений Шакарима на развитие функциональных стилей литературного языка; определение роль газеты «Казах» в формирований письменных образцов с помощью лабораторных работ.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Историческая лексикология казахского языка
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – заключается в формировании научно-исследовательских навыков в изучении исторического развития казахской лексики в контексте языка и истории. Будут рассмотрены следующие вопросы: анализ научных исследований о формировании и развитии словарного состава казахского языка; выявление лингвистических каналов, составляющих казахскую литературную лексику; анализируя исследования этногенеза и глоттогенеза казахского языка, умения обосновать собственные научные выводы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Код ON1

    RO1. Проводить экспериментальный анализ исторической фонетики, морфологии, синтаксиса казахского языка, обобщать результаты и давать заключения с описанием.

  • Код ON2

    RO2. Давать рекомендации в предметной области исторической фонетики, исторической лексикологии, исторического синтаксиса, исторической диалектологии, этимологии, аксиологической лингвистики, терминологии, в результате проведения прикладных филологических исследований, используя научные лингвистические методы анализа лексических единиц на основе глубоких системных знаний по исторической лексикологии, этимологии и грамматике казахского языка.

  • Код ON3

    RO3. Разрабатывать методики, методы, принципы, модели в области филологии, в результате проведения фундаментальных теоретических исследований, оценивая закономерности, теории, концепции и прикладные исследования в области лингвотекстологии, фонетики, лексикологии, лексикографии, грамматики.

  • Код ON4

    RO4 Составлять филологические словари различных типов и видов, используя лингвостатистический, сравнительно-сопоставительный, семантический методы лексикографии.

  • Код ON5

    RO5. Давать научные экспертные заключения на научные проекты, исследовательские работы по предметным областям исторической фонетики, исторической лексикологии, исторической грамматики, исторической лексикографии, истории литературного языка и истории письма, терминологии на основе современной филологической методологии.

  • Код ON6

    RO6. Управлять научными учреждениями в области филологии, разрабатывая стратегии программы научных исследований, организуя дискуссионные площадки, форумы и конференции, применяя инновационный, стратегический менеджмент.

  • Код ON7

    RO7. Презентовать результаты научно-исследовательской деятельности по актуальным проблемам филологии в виде научных отчетов, рефератов, тезисов, статей, филологических комментариев, публикуя научные разработки в изданиях с высоким индексом цитирования.

  • Код ON8

    RO8. Формировать языковое сознание казахстанской культурной общественности, проводя структурный, семантический анализ старотюркских письменных памятников и научных наследии начало XX веков на основе лингвотекстологических исследований.

  • Код ON9

    RO9. Интерпретировать языковое научное наследие ученых начало XX веков и другие мировые исследования в области языкознания для проведения современных прикладных изысканий и презентаций истории казахского языкознания, диалектологии и тюркологии.

  • Код ON10

    RO10. Формировать навыки интерпретации актуальных проблем современного казахского алфавита и графики, орфографии, пунктуации и национальной терминологии на основе теории письма.

  • Код ON11

    RO11. Проводить учебные занятия по филологии в выших учебных заведениях, используя цифровые образовательные технологии, дифференицированные, студентоцентрированные подходы, проблемно-ориетированные технологии обучения.

  • Код ON12

    RO12. Разрабатывать учебники, учебно-методические пособия, учебно-методическое обеспечение курсов по культуре речи казахского языка на основе цифровых технологий.

Top