Действующая образовательная программа

7M05105 Генетика в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Программа направлена на подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего теоретическими знаниями в области общей и молекулярной генетики и практическими навыками выполнения генетических исследований в полевых и лабораторных условиях; способного решать научно-практические задачи в области биологии, биомедицины, биотехнологии, экологии, палеонтологии и в других сферах профессиональной деятельности, требующих знания и навыки специалиста-генетика.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M081 Генетика
  • Направление подготовки 7M051 Биологические и смежные науки
  • Биостатистика в генетике
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать способность использовать статистические методы в генетике для определения статистически значимого различия по степени наследуемости и изменчивости объектов исследования. Результаты обучения: использовать корреляционный, регрессионный, дисперсионный анализы результатов исследования; использовать методы определения коэффициента наследуемости, коэффициента инбридинга, методы учета частоты мутаций и определения генетической структуры популяции; определять статистическую значимость полученных результатов исследования и интерпретировать полученные результаты.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель курса-сформировать представление о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Рассматриваются вопросы мировоззренческого основания науки, функции науки, возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Организация и планирование научных исследований
    Кредитов: 6

    Цель: формирование научно-исследовательской культуры будущего специалиста, исследовательской компетенции. Курс направлен на изучение теоретико-методологических и практических основ организации научно-исследовательской деятельности в условиях развития науки и реализации программ индустриально-инновационного развития РК, основ методологии и методики научного исследования, логики и структуры педагогического исследования, научного аппарата и планирования исследования.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Генетика популяций
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать способность к анализу закономерностей наследования и изменчивости генотипического состава популяций при действии элементарных эволюционных факторов. Результаты обучения: анализировать основные свойства и генетическую структуру популяций; определять закономерности наследования в панмиктической популяций; проводить количественную оценку генетической изменчивости в популяциях в результате дрейфа генов, давления мутаций, миграции и естественного отбора на популяции; определять частоту встречаемости аллелей и генотипов в популяциях.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Эмбриогенетика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать и анализировать взаимосвязь между этапами эмбриогенеза и последовательным включением генных систем. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: различные модельные системы как интерфейс современной генетики развития; биоинформатика зародышевого развития; in situ гибридизация мутантных и дикого типа зародышей; прижизненное окрашивание мутантных и дикого типа эмбрионов; фармакологическая обработка, приводящая к нарушению нормального развития; методы скрининга эмбрионального роста и развития; проблемы клеточной стерильности и онкогенеза, вызываемые химическим воздействием на эмбрион; эмбриональная сохранность и национальное здоровье.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Программное обеспечение для генетики
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать знания и навыки основ разработки программ с использованием подпрограмм, стандартных модулей, стиля программирования, показателей качества программирования, методов отладки и испытания программ, основ объектно-ориентированного программирования. Результаты обучения: разрабатывать структурные схемы различных алгоритмов; организовывать в зависимости от требований задачи необходимые структуры данных; пользоваться навыками разработки программ на выбранном языке программирования с использованием средств языка; использовать средства отладки и испытания программ; составлять качественную программную документацию.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 3

    Цель курса – сформировать педагогическую компетентность и способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Рассматриваются мегатенденции развития современного высшего образования, Болонский процесс, овладение лекторским, кураторским мастерством с использованием различных стратегий и методов обучения/воспитания.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Молекулярная и судебно-медицинская экспертиза
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать результаты молекулярно-генетической экспертизы для установления генетической подлинности биоматериала и определения наследственной патологии. Результаты обучения: проводить анализы с помощью методов ДНК-профилирования: полимеразной цепной реакции (ПЦР), полиморфизма длин рестрикционных фрагментов (ПДРФ), коротких тандемных повторов (КТП) и их интерпретировать; применять методы ДНК-диагностики в криминалистике и определении родства человека; базы данных ДНК-профилей в мире; использовать методы молекулярной цитогенетики (различные типы FISH-анализа).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Эволюционная биология
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать достижения и современные проблемы эволюционной биологии. Результаты обучения: систематизировать знания о теоретических основах эволюционной биологии; анализировать результаты палеонтологических, биогеографических, морфологических и молекулярно-генетических исследований; разбираться в современных проблемах синтетической теории эволюции; объяснить суть нерешенных вопросов эволюционной биологии.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Генетические базы данных
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о проектировании и принципах функционирования баз данных и экспертных систем для последующего самостоятельного изучения и освоения многочисленных программных продуктов, предназначенных для управления базами данных, создании и поддержки экспертных систем. Результаты обучения: проектировать базы генетических данных; проектировать экспертные системы; пользоваться языком манипулирования и определения данных (SQL); пользоваться одним из языков программирования для проектирования экспертных систем; использовать основные модели представления знаний.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Канцерогенез и эпигенетика
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать механизмы канцерогенеза и эпигенетики. Результаты обучения: объяснить биологию и генетику канцерогенеза; анализировать механизмы действия канцерогенов различной природы; обосновать роль генов, рецепторов, факторов роста, нарушений клеточных систем в опухолеобразовании; распознавать основные макро- и микроскопические признаки опухолевых клеток; анализировать эпигенетические механизмы дифференцировки стволовых клеток; анализировать механизмы и пути реализации эпигенетических сигналов в клетке; применять основные модельные системы для изучения эпигенетики; классифицировать эпигенетические детерминанты болезней человека.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель курса - сформировать системные знания о фундаментальных понятиях психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Рассматриваются основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, современные представления об управлении по ценностям, психология управления групповыми явлениями.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 6

    Дисциплина направлена на формирование языковой, коммуникативной компетенции для общения на иностранном языке в своей профессиональной деятельности в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, для выстраивания профессиональных отношений в контексте межкультурной, научной коммуникации, расширения научных связей и развития исследовательской деятельности на основе освоения новых информационных ресурсов, технологий

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Нейрогенетика и психогенетика
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать роль и взаимосвязь наследственных и средовых детерминант в функционировании центральной нервной системы и вариативности психологических и психофизиологических признаков человека. Результаты обучения: интерпретировать молекулярно-генетические модели неврологических и психических заболеваний; владеть навыками молекулярно-генетических технологий в изучении поведения и функций нервной системы; интерпретировать результаты исследований наследуемых и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Генная инженерия и биобезопасность
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать способность использовать знания и навыки по современным направлениям генетической инженерии и основные принципы биозащиты, биобезопасности, нормативно-правовой базы для применения их в профессиональной деятельности. Результаты обучения: анализировать особенности методов, используемых для получения новых векторных систем и суперпродуцентов целевых белков; использовать теоретические знания и методические навыки генной инженерии в профессиональной деятельности; оценивать ГМО по принципам биобезопасности; оценивать методы обеспечения безопасности и защиты в генетической лаборатории

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Ресурсоемкие IT-технологии в прикладной генетике
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать представление о современных параллельных вычислительных архитектурах, моделях, методах и технологиях их программирования, привить навыки работы с современными вычислительными системами. Результаты обучения: пользоваться средствами удаленного доступа к вычислительным ресурсам коллективного пользования и запуска параллельных программ на вычислительных кластерах; пользоваться общей методикой разработки параллельных программ; использовать навыки работы с базовым набором средств разработки параллельных программ для вычислительных кластеров.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Мутационная и сельскохозяйственная биотехнология
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать способность использовать методы индуцированного мутагенеза для применения в сельскохозяйственной биотехнологии. Результаты обучения: описывать мутагенные факторы и оценивать индуцируемые ими типы нарушений; оценивать методы сельскохозяйственной биотехнологии в науке, селекции растений, животноводстве и сельскохозяйственной микробиологии; использовать принципы клонирования и генетической трансформации соматических и половых клеток; определять пути и решения технологий идентификации и картирования генов на основе перспективных генетических, белковых, ферментных, иммунных и клеточных технологий.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Иммуногенетика и генотерапия
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать генетические механизмы иммунного ответа и использовать методы генотерапии в целях лечения заболеваний. Результаты обучения: объяснять генетическую обусловленность факторов иммунитета; описывать внутривидовое разнообразие и наследование тканевых антигенов; владеть методами персонализированной медицины и генотерапии; определять возможности индивидуализации выбора лекарственных препаратов и режимов их дозирования на основании изучения генотипа конкретного пациента.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Моделирование генетических процессов
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать практические навыки, необходимые для моделирования генетических процессов. Результаты обучения: понимать методы использования основных моделей информационных технологий и способов их применения для решения генетических задач; понимать специфику алгоритмического моделирования при обработке генетических процессов; использовать методы и основные модели информационных технологий и способы их применения для решения задач генетики; применять методы моделирования динамических процессов; выбирать наиболее эффективную методику моделирования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Генофонд, селекция растений и животных
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать современные технологии в селекции растений и животных и применять эколого-генетические подходы сохранения генофонда для проведения комплексных и междисциплинарных исследований. Результаты обучения: оценивать методы получения трансгенных сельскохозяйственных растений и животных с заданными параметрами продуктивности; демонстрировать знания современных подходов сохранения биологического разнообразия генофонда сельскохозяйственных растений и животных в Казахстане in situ и ex situ (in vivo и in vitro), использовать ДНК-штрихкодирование, молекулярные маркеры, QTL-картирование, методы филогеографии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON5

    Формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований;

  • Код ON11

    Разрабатывать план научно-исследовательской работы и представлять научной общественности результаты самостоятельного исследования;

  • Код ON12

    Презентовать научно-производственные проекты, оформлять заявки на научные гранты, осуществлять профессиональное и личностное самообразование для профессионального роста; уметь работать в команде.

  • Код ON1

    Анализировать генетические закономерности жизнедеятельности биосистем на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях;

  • Код ON3

    Использовать генетические подходы для создания новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов, сортов растений и пород животных, а также в диагностике и терапии наследственных болезней, в генетическом мониторинге окружающей среды;

  • Код ON6

    Осуществлять, обрабатывать и анализировать научно-техническую и патентную информацию по тематике исследования с использованием информационных технологий, включая интернет-технологии;

  • Код ON8

    Проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе анализа фундаментальных и прикладных проблем в области биологии, медицины, биотехнологии, экологии и сельского хозяйства;

  • Код ON9

    Планировать профессиональную деятельность с учетом этических и правовых норм и принципов биоэтики;

  • Код ON4

    Применять современные молекулярно-генетические методы в различных областях биологических, медицинских, сельскохозяйственных и др. наук;

  • Код ON2

    Интерпретировать причины и механизмы возникновения молекулярно-генетической, эпигенетической, популяционной, эволюционной изменчивости;

  • Код ON10

    Нести личностную ответственность за качество выполняемых научно-исследовательских работ и моральную ответственность за сохранение и охрану биоразнообразия и здоровья человека;

  • Код ON7

    Разрабатывать и преподавать теоретические и прикладные дисциплины на основе студенто-ориентированного подхода с использованием цифровых технологий, интерактивных методов, форм и средств обучения;

Top