7M05105 Генетика в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Программа направлена на подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего теоретическими знаниями в области общей и молекулярной генетики и практическими навыками выполнения генетических исследований в полевых и лабораторных условиях; способного решать научно-практические задачи в области биологии, биомедицины, биотехнологии, экологии, палеонтологии и в других сферах профессиональной деятельности, требующих знания и навыки специалиста-генетика.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M081 Генетика
-
Область образования 7M05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 7M051 Биологические и смежные науки
-
Биостатистика в генетике
Кредитов: 6Цель дисциплины: сформировать способность использовать статистические методы в генетике для определения статистически значимого различия по степени наследуемости и изменчивости объектов исследования. Результаты обучения: использовать корреляционный, регрессионный, дисперсионный анализы результатов исследования; использовать методы определения коэффициента наследуемости, коэффициента инбридинга, методы учета частоты мутаций и определения генетической структуры популяции; определять статистическую значимость полученных результатов исследования и интерпретировать полученные результаты.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
История и философия науки
Кредитов: 3Цель курса-сформировать представление о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Рассматриваются вопросы мировоззренческого основания науки, функции науки, возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Организация и планирование научных исследований
Кредитов: 6Цель: формирование научно-исследовательской культуры будущего специалиста, исследовательской компетенции. Курс направлен на изучение теоретико-методологических и практических основ организации научно-исследовательской деятельности в условиях развития науки и реализации программ индустриально-инновационного развития РК, основ методологии и методики научного исследования, логики и структуры педагогического исследования, научного аппарата и планирования исследования.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Генетика популяций
Кредитов: 6Цель дисциплины: сформировать способность к анализу закономерностей наследования и изменчивости генотипического состава популяций при действии элементарных эволюционных факторов. Результаты обучения: анализировать основные свойства и генетическую структуру популяций; определять закономерности наследования в панмиктической популяций; проводить количественную оценку генетической изменчивости в популяциях в результате дрейфа генов, давления мутаций, миграции и естественного отбора на популяции; определять частоту встречаемости аллелей и генотипов в популяциях.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Эмбриогенетика
Кредитов: 6Цель дисциплины: сформировать способность описывать и анализировать взаимосвязь между этапами эмбриогенеза и последовательным включением генных систем. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: различные модельные системы как интерфейс современной генетики развития; биоинформатика зародышевого развития; in situ гибридизация мутантных и дикого типа зародышей; прижизненное окрашивание мутантных и дикого типа эмбрионов; фармакологическая обработка, приводящая к нарушению нормального развития; методы скрининга эмбрионального роста и развития; проблемы клеточной стерильности и онкогенеза, вызываемые химическим воздействием на эмбрион; эмбриональная сохранность и национальное здоровье.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Программное обеспечение для генетики
Кредитов: 6Цель дисциплины: сформировать знания и навыки основ разработки программ с использованием подпрограмм, стандартных модулей, стиля программирования, показателей качества программирования, методов отладки и испытания программ, основ объектно-ориентированного программирования. Результаты обучения: разрабатывать структурные схемы различных алгоритмов; организовывать в зависимости от требований задачи необходимые структуры данных; пользоваться навыками разработки программ на выбранном языке программирования с использованием средств языка; использовать средства отладки и испытания программ; составлять качественную программную документацию.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Педагогика высшей школы
Кредитов: 3Цель курса – сформировать педагогическую компетентность и способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Рассматриваются мегатенденции развития современного высшего образования, Болонский процесс, овладение лекторским, кураторским мастерством с использованием различных стратегий и методов обучения/воспитания.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Молекулярная и судебно-медицинская экспертиза
Кредитов: 9Цель дисциплины: сформировать способность анализировать результаты молекулярно-генетической экспертизы для установления генетической подлинности биоматериала и определения наследственной патологии. Результаты обучения: проводить анализы с помощью методов ДНК-профилирования: полимеразной цепной реакции (ПЦР), полиморфизма длин рестрикционных фрагментов (ПДРФ), коротких тандемных повторов (КТП) и их интерпретировать; применять методы ДНК-диагностики в криминалистике и определении родства человека; базы данных ДНК-профилей в мире; использовать методы молекулярной цитогенетики (различные типы FISH-анализа).
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Эволюционная биология
Кредитов: 6Цель дисциплины: сформировать способность анализировать достижения и современные проблемы эволюционной биологии. Результаты обучения: систематизировать знания о теоретических основах эволюционной биологии; анализировать результаты палеонтологических, биогеографических, морфологических и молекулярно-генетических исследований; разбираться в современных проблемах синтетической теории эволюции; объяснить суть нерешенных вопросов эволюционной биологии.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Генетические базы данных
Кредитов: 9Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о проектировании и принципах функционирования баз данных и экспертных систем для последующего самостоятельного изучения и освоения многочисленных программных продуктов, предназначенных для управления базами данных, создании и поддержки экспертных систем. Результаты обучения: проектировать базы генетических данных; проектировать экспертные системы; пользоваться языком манипулирования и определения данных (SQL); пользоваться одним из языков программирования для проектирования экспертных систем; использовать основные модели представления знаний.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Канцерогенез и эпигенетика
Кредитов: 9Цель дисциплины: сформировать способность анализировать механизмы канцерогенеза и эпигенетики. Результаты обучения: объяснить биологию и генетику канцерогенеза; анализировать механизмы действия канцерогенов различной природы; обосновать роль генов, рецепторов, факторов роста, нарушений клеточных систем в опухолеобразовании; распознавать основные макро- и микроскопические признаки опухолевых клеток; анализировать эпигенетические механизмы дифференцировки стволовых клеток; анализировать механизмы и пути реализации эпигенетических сигналов в клетке; применять основные модельные системы для изучения эпигенетики; классифицировать эпигенетические детерминанты болезней человека.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Психология управления
Кредитов: 3Цель курса - сформировать системные знания о фундаментальных понятиях психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Рассматриваются основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, современные представления об управлении по ценностям, психология управления групповыми явлениями.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Иностранный язык (профессиональный)
Кредитов: 6Дисциплина направлена на формирование языковой, коммуникативной компетенции для общения на иностранном языке в своей профессиональной деятельности в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, для выстраивания профессиональных отношений в контексте межкультурной, научной коммуникации, расширения научных связей и развития исследовательской деятельности на основе освоения новых информационных ресурсов, технологий
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Нейрогенетика и психогенетика
Кредитов: 9Цель дисциплины: сформировать способность анализировать роль и взаимосвязь наследственных и средовых детерминант в функционировании центральной нервной системы и вариативности психологических и психофизиологических признаков человека. Результаты обучения: интерпретировать молекулярно-генетические модели неврологических и психических заболеваний; владеть навыками молекулярно-генетических технологий в изучении поведения и функций нервной системы; интерпретировать результаты исследований наследуемых и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Генная инженерия и биобезопасность
Кредитов: 9Цель дисциплины: сформировать способность использовать знания и навыки по современным направлениям генетической инженерии и основные принципы биозащиты, биобезопасности, нормативно-правовой базы для применения их в профессиональной деятельности. Результаты обучения: анализировать особенности методов, используемых для получения новых векторных систем и суперпродуцентов целевых белков; использовать теоретические знания и методические навыки генной инженерии в профессиональной деятельности; оценивать ГМО по принципам биобезопасности; оценивать методы обеспечения безопасности и защиты в генетической лаборатории
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Ресурсоемкие IT-технологии в прикладной генетике
Кредитов: 9Цель дисциплины: сформировать представление о современных параллельных вычислительных архитектурах, моделях, методах и технологиях их программирования, привить навыки работы с современными вычислительными системами. Результаты обучения: пользоваться средствами удаленного доступа к вычислительным ресурсам коллективного пользования и запуска параллельных программ на вычислительных кластерах; пользоваться общей методикой разработки параллельных программ; использовать навыки работы с базовым набором средств разработки параллельных программ для вычислительных кластеров.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Мутационная и сельскохозяйственная биотехнология
Кредитов: 9Цель дисциплины: сформировать способность использовать методы индуцированного мутагенеза для применения в сельскохозяйственной биотехнологии. Результаты обучения: описывать мутагенные факторы и оценивать индуцируемые ими типы нарушений; оценивать методы сельскохозяйственной биотехнологии в науке, селекции растений, животноводстве и сельскохозяйственной микробиологии; использовать принципы клонирования и генетической трансформации соматических и половых клеток; определять пути и решения технологий идентификации и картирования генов на основе перспективных генетических, белковых, ферментных, иммунных и клеточных технологий.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Иммуногенетика и генотерапия
Кредитов: 9Цель дисциплины: сформировать способность анализировать генетические механизмы иммунного ответа и использовать методы генотерапии в целях лечения заболеваний. Результаты обучения: объяснять генетическую обусловленность факторов иммунитета; описывать внутривидовое разнообразие и наследование тканевых антигенов; владеть методами персонализированной медицины и генотерапии; определять возможности индивидуализации выбора лекарственных препаратов и режимов их дозирования на основании изучения генотипа конкретного пациента.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Моделирование генетических процессов
Кредитов: 9Цель дисциплины: сформировать практические навыки, необходимые для моделирования генетических процессов. Результаты обучения: понимать методы использования основных моделей информационных технологий и способов их применения для решения генетических задач; понимать специфику алгоритмического моделирования при обработке генетических процессов; использовать методы и основные модели информационных технологий и способы их применения для решения задач генетики; применять методы моделирования динамических процессов; выбирать наиболее эффективную методику моделирования.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Генофонд, селекция растений и животных
Кредитов: 9Цель дисциплины: сформировать способность анализировать современные технологии в селекции растений и животных и применять эколого-генетические подходы сохранения генофонда для проведения комплексных и междисциплинарных исследований. Результаты обучения: оценивать методы получения трансгенных сельскохозяйственных растений и животных с заданными параметрами продуктивности; демонстрировать знания современных подходов сохранения биологического разнообразия генофонда сельскохозяйственных растений и животных в Казахстане in situ и ex situ (in vivo и in vitro), использовать ДНК-штрихкодирование, молекулярные маркеры, QTL-картирование, методы филогеографии.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Код ON5
Формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований;
-
Код ON11
Разрабатывать план научно-исследовательской работы и представлять научной общественности результаты самостоятельного исследования;
-
Код ON12
Презентовать научно-производственные проекты, оформлять заявки на научные гранты, осуществлять профессиональное и личностное самообразование для профессионального роста; уметь работать в команде.
-
Код ON1
Анализировать генетические закономерности жизнедеятельности биосистем на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях;
-
Код ON3
Использовать генетические подходы для создания новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов, сортов растений и пород животных, а также в диагностике и терапии наследственных болезней, в генетическом мониторинге окружающей среды;
-
Код ON6
Осуществлять, обрабатывать и анализировать научно-техническую и патентную информацию по тематике исследования с использованием информационных технологий, включая интернет-технологии;
-
Код ON8
Проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе анализа фундаментальных и прикладных проблем в области биологии, медицины, биотехнологии, экологии и сельского хозяйства;
-
Код ON9
Планировать профессиональную деятельность с учетом этических и правовых норм и принципов биоэтики;
-
Код ON4
Применять современные молекулярно-генетические методы в различных областях биологических, медицинских, сельскохозяйственных и др. наук;
-
Код ON2
Интерпретировать причины и механизмы возникновения молекулярно-генетической, эпигенетической, популяционной, эволюционной изменчивости;
-
Код ON10
Нести личностную ответственность за качество выполняемых научно-исследовательских работ и моральную ответственность за сохранение и охрану биоразнообразия и здоровья человека;
-
Код ON7
Разрабатывать и преподавать теоретические и прикладные дисциплины на основе студенто-ориентированного подхода с использованием цифровых технологий, интерактивных методов, форм и средств обучения;