Новая образовательная программа

7M02309 Русская филология в ЮКГУ им. М. Ауезова

  • Информационные технологии
    Кредитов: 2

    Цель – совершенствование навыков в области новых информационных, коммуникационных, цифровых и педагогических технологий. Содержание: Понятие современного информационного общества. Информационная культура личности и общества. Информационная грамотность и использование компьютерных технологий в науке и образовании. Этапы развития информационных технологий. Цифровизация образования. Цифровые инструменты, технологии и ресурсы для решения прикладных задач в сфере филологической науки и филологического образования.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методология итертекстуального анализа
    Кредитов: 2

    Цель – изучение основами и особенностями интертекстуальной интерпретации литературного произведения. Содержание: Понятие интертекстуальности во всей ее сложности. Интертекстуальный анализ как новый научный подход в современном литературоведении. Разнообразные типы литературных практик и форм, а также приёмы научной интерпретации литературного произведения. Методология интертекстуального анализа. И ее применение в собственных исследовательских работах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современные процессы в русскоязычной коммуникации
    Кредитов: 2

    Цель – исследование современных процессов в русской и зарубежной литературе. Взаимовлияние различных видов общественного сознания, ценности духовной жизни, существующие диалектические связи – притяжение, отталкивание – в сфере содержания и формы новейшего словесного творчества. Основные тенденции развития современной прозы, своеобразие современной русской поэзии и драматургии, сущности литературной критики; ориентация в многообразии творческих индивидуальностей современного литературного процесса, Аналитическое прочтение художественных произведений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современные процессы в литературе
    Кредитов: 2

    Цель – интеграция знаний об активных языковых процессах в XXI в. Внешние, экстралингвистические, и внутренние, собственно языковые, факторы их развития. Понятие глобализации и цифровизации, особенности поликодового характера современных текстов и активный процесс заимствований разного типа из английского языка. Закон антиномии в аналогии. Анализ профессиональных и социальных медиа, а также разговорного и художественного дискурса.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Филология в системе современного гуманитарного знания
    Кредитов: 4

    Цель – расширение представлений об истории и теории филологических и родственныхим дисциплин и направлений последнего столетия, методологии исследования. Содержание: Структурализм, генеративная грамматика, текстология, дискурс-лингвистика, лингвистическая конфликтология, социо- и психолингвистика, антропология, семиотика постмодернизма; их междисциплинарные взаимодействия и взаимовлияния. Исторические основания этих дисциплин в филологических науках в их современном состоянии.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Лингвистическая прагматика и стилистика
    Кредитов: 7

    Цель –углубление системы знаний о современной стилистике и лингвистической прагматике, формирование навыков эффективного использования стилистических и лингвопрагматических ресурсов русского языка при генерировании, атрибуции и переводе текстов различных типов и стилей. Лингвопрагматические и стилистические ресурсы современного русского языка. Имплицитный смысл высказывания и коммуникативные интенции на основе анализа экстралингвистических и лингвистических факторов. Кросскультурная прагматика и проблемы понимания в межкультурном контексте.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теория и методика обучения русскому языку как иностранному
    Кредитов: 4

    Цель: овладение методикой преподавания русского языка как иностранного и применение ее в профессиональной деятельности. Содержание: Систематизация существующих подходов и методов в области преподавания РКИ, методик, технологий, критериев оценки результатов обучения. Понятие лингвистической, коммуникативной и лингвокультурологической компетенции. Анализ основной и дополнительной научно-методической и учебной литературы по методике РКИ. Готовность обучать русскому языку в условиях поликультурной среды.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Русский язык и литература на постсоветском пространстве
    Кредитов: 4

    Цель –понимание функциональной и символической динамики русского языка в коммуникативном постсоветском пространстве с учетом его коммуникативного потенциала, роли и функций русской литературы в диахроническом и синхронном аспектах. Содержание: Учет факторов геополитического, внутриполитического, экономического, религиозного, социокультурного характера, демография населения и векторы миграции. Анализ и типология конфигураций языкового доминирования как теоретического концепта.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Дискурс-анализ
    Кредитов: 2

    Цель – овладение методологией дискурс-анализа. Дискурсивный анализ как раздел теории языка и как лингвистический метод. Основные понятия и термины теории дискурса, различные подходы к исследованию дискурса как комплекса взаимосвязанных текстов различных форм и практик их производства, распределения и рецепции. Понимание единства «без дискурса не существует социальной реальности, без понимания дискурса невозможно понять реальность, опыт и нас самих». Модели и практические приемы анализа дискурса.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык
    Кредитов: 6

    Цель: повышение уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, совершенствование навыков общения на иностранном языке для решения социально-коммуникативных задач академической, научно-исследовательской и педагогической деятельности. Содержание: Совершенствование навыков чтения: чтение иноязычной научной, методической литературы. Развитие навыков письма: продуцирование научных текстов в рамках исследуемой темы или проблемы. Реферирование и аннотирование научных текстов, составление резюме. Написание текстов в различных научных жанрах: доклад, презентация, тезисы и статья по теме или проблеме научного исследования.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Семиотика
    Кредитов: 4

    Цель – совершенствование навыков ориентации в современном информационном пространстве на основе знаний о знаковой природе окружающего мира для решения сложных коммуникативных задач. Содержание:Основатели семиотики, их научные труды. Аспекты естественных языков (родного языка, русского и других) как знаковых систем высокого уровня. Кодирование и декодирование текстов различной природы и степени сложности. Актуальные проблемы современной семиотики как междисциплинарной науки.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 4

    Цель: формирование навыков проектировать и реализовывать научно-педагогическую деятельность в вузе на основе знаний о современных парадигмах высшего образования в Казахстане, специфике обучения и воспитания студентов с применением инновационных технологий. Содержание: Система высшего профессионального образования в Казахстане. Методология педагогической науки. Понятие профессиональной компетентности преподавателя высшей школы. Анализ, планирование, организация учебного процесса на основе кредитной технологии обучения. Методы и формы обучения в подготовке будущих специалистов. Новые образовательные технологии в высшей школе. Высшая школа как социальный институт воспитания и формирования личности специалиста.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • История и философия науки
    Кредитов: 4

    Цель: понимание методологии современного научного познания, формирование способности свободно оперировать полученными знаниями, творчески применять их для решения конкретных практических научных задач. Содержание: Современная европейская наука и философия, структура научного знания, философские проблемы современной науки, научные технологии и цифровые коммуникации в XXI веке, различные факты и явления в категории и категории философской науки. Основные мировые подходы и методологические проблемы трансдисциплинарного характера, возникающие в науке в историческом развитии и на современном этапе.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Методология исследования мультилингвизма
    Кредитов: 3

    Цель – овладение методологическим инструментарием для системного анализа мультилингвальных языковых ситуаций в зонах языковых контактов. Содержание: Языковые контакты различного типа: традиционных, связанных с определёнными территориями и физическими границами, и модерных, связанных с трансформацией физических границ в символические. Анализ языковых ситуаций с учетом трех измерений: коммуникативного, лингвистического (формы используемых языков и их взаимоотношения) и психологического (описание и оценка языкового воображаемого, языковых репрезентаций и аттитюдов).

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Психология управления
    Кредитов: 4

    Цель: освоение психологических основ процесса управления людьми и группами людей, необходимых в профессиональной деятельности высококвалифицированных специалистов. Содержание: Основные подходы и принципы науки, возникшей на стыке психологии и теории управления, необходимые в профессиональной Систематизация фундаментальных психологических понятий. Психологические закономерности управленческой деятельности, понимание которых необходимо специалистам высшей квалификации. Законы риторики и сила убеждения. Методы психологических исследований и их применение с целью повышения качества управленческой деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Разработка электронных курсов филологической направленности
    Кредитов: 2

    Цель: совершенствование ИКТ- и цифровых навыков в рамках проектирования, разработки, анализа и применения электронных курсов филологической направленности. Содержание: Процедура и методология создания электронных курсов, теоретическая и практическая база для разработки собственного цифрового образовательного продукта филологической направленности. Формирование навыков разработки электронных курсов: Основы дизайна в электронном обучении, приёмы подачи материала в цифровой среде, механизмы перевода учебного пособия в электронный формат, анализ электронных образовательных продуктов с точки зрения методологии и техники.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Методы корпусной лингвистики
    Кредитов: 4

    Цель – овладение методами и приёмами корпусной лингвистики как нового знания в современной научной парадигме. Содержание: Корпусная лингвистика, предмети задачи. Инструментарий корпусной лингвистики и его применение в исследовательской и педагогической деятельности. Корпус русского языка, а также с корпуса языков СНГ и языков народов Российской Федерации (Алматинский корпус казахского языка, Восточноармянский национальный корпус, Калмыкций корпус, Национальный корпус таджикского языка, Письменный корпус современного татарского языка и др.).

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Лингвистическая экспертиза
    Кредитов: 2

    Цель освоения дисциплины – расширение системы знаний о лингвистической экспертизе и формирование навыков экспертной деятельности. Понятие лингвистической экспертизы. Задачи исследования содержательной стороны текста, устного высказывания, креолизованного текста, наименования, вовлекаемых в правовое поле. Система экспертных методов лингвистического исследования. Анализ речевых произведений разных видов и жанров, в том числе текстов экстремистской направленности, текстов наркотического дискурса, диффамационных речевых произведений, рекламных текстов, поликодовых медийных продуктов

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Герменевтический анализ текста
    Кредитов: 2

    Цели – формирование представлений о герменевтике как науке, овладение навыками понимания и интерпретации художественного текста. Содержание: Способы и методы герменевтического анализа художественного текста. Искусство вживания и сопереживания. Герменевтика как искусство и теория истолкования. Смысл текста, исходя из его объективных (значения слов) и субъективных (намерения авторов) оснований. Глубокое понимание и аналитическое прочтение текста.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Методика преподавания литературы в формате смешанного обучения
    Кредитов: 2

    Цель – овладение методикой преподавания литературы, успешно комбинируя оффлайн и онлайн форматы обучения. Содержание: Основные понятия и направления современной методики преподавания литературы в школе и вузе. Специфика обучения литературе в школе и вузе, в т.ч. иностранной аудитории; совершенствование навыков в моделировании конспектов, планировании, организации и проведении занятий в формате смешанного обучения с применением новых образовательных тенденций в рамках цифровизации образования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Межкультурная коммуникация: теория и практика
    Кредитов: 7

    Цель – овладение системой понятий в области межкультурной коммуникации, практическими навыками для успешного межкультурного взаимодействия с учетом особенностей и трудностей современной вербальной и невербальной коммуникации с представителями разных культур и стран. Содержание: Межкультурная коммуникация. Поликультурная среда. Понятие культурной восприимчивости, навык ведения устной и письменной коммуникации в условиях межкультурного диалога. Современный цифровой этикет и деловая переписка на русском и иностранном языках.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Методика преподавания профильных дисциплин
    Кредитов: 4

    Цель: профессионализация филологического сознания магистрантов и трансформация его в педагогическое содержание преподавания филологических дисциплин (русский язык и литература) с применением инновационных технологий в условиях вуза. Содержание: Лингвистическая и литературоведческая подготовка магистрантов. Конструктивные междисциплинарные связи, находящиеся на пересечении лингвистики текста, стилистики, литературоведения. Роль интегративного обучения в системе вузовского освоения филологических дисциплин. Эффективные, рациональные и инновационные технологии, используемые на занятиях филологического цикла в высшей школе. Способы организации учебной и исследовательской работы на основе самопознания и самообразования, как необходимое условие результативности педагогической деятельности.

    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Теоретико-методологические и методические аспекты системного изучения произведений лирики, эпоса, драмы
    Кредитов: 5

    Цель: интеграция знаний об основных теоретических категориях и концепциях современной науки о литературе. Содержание: Функция, методы и приемы анализа названия текста. Функция, методы и приемы определения хронотопа в тексте. Функция, методы и приемы анализа текста в обратном движении от активного центра. Методы и приемы определения идеи и стиля текста. Отражение системы содержания и формы художественного произведения в выводах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Методология системного анализа художественного текста
    Кредитов: 5

    Цель: совершенствование навыков применения методики комплексного изучения художественного творчества. Содержание: Методология комплексного изучения художественного творчества. Системно-комплексный подход к изучению художественного произведения как результата творческого процесса. Художественное произведение как система. Четырехуровневая система содержания и формы художественного произведения трех родов литературы. Уровень названия произведения. Уровни верхней и нижней границ хронотопа настоящего времени в художественном тексте.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Современные лингвистические концепции
    Кредитов: 5

    Цель: углубление и расширение системы знаний о современных лингвистических направлениях интегрального характера, обогащение общенаучной и профессиональной эрудиции будущих магистров филологии. Содержание: Смена научных парадигм в современной лингвистике, дихотомия "язык и человек". Лингвофилософские основы современных лингвистических концепций. Лингвокультурология, когнитивная лингвистика, концептология, прагматика, или теория речевых актов, дискурсология, компьютерная и корпусная лингвистика и др. Их основные теоретические постулаты и методологии исследования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Дискурс и интернет-коммуникация
    Кредитов: 5

    Цель: исследование языковой и жанровой специфики интернет-коммуникации, расширение и обогащение лингвистической эрудиции магистрантов-филологов. Содержание: Многозначность термина дискурса. Понятие интернет-коммуникации. Типы институционального дискурса (политического, спортивного, массово-информационного, художественного, учебного), а также неофициального общения в интернет-коммуникации (в бытовом диалоге, в социальных сетях). Понятие виртуального дискурса. Стратегии и тактики в различных дискурсивных практиках, в том числе и интернет-коммуникации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Филологическое обеспечение СМИ
    Кредитов: 5

    Цель: интеграция знаний о роли филологии в медиасфере, аспектах филологического обеспечения медиа. Содержание: Роль и место филологии в медиасфере. Профессиональные компетенции, необходимые для филологического обеспечения СМИ. Основные положения теории современных коммуникаций, медиалингвистики. Особенности языка и стиля дискурса массмедиа. Технологии по созданию, редактированию и анализу медиатекстов, изучению жанров периодической печати. Навыки анализа и создания медиапубликации, а также навыки спичрайтинга.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Актуальные проблемы лингвистики
    Кредитов: 5

    Цель: углубление представлений об актуальных направлениях лингвистики, позволяющихсовершенствовать лингвистическое мышление магистров-филологов. Содержание: сущность основных научных концепций и направлений современной лингвистической науки. Актуальные проблемы русского языкознания рубежа XX–XXI веков. Основные научные направления теоретической и прикладной лингвистики, предмет и задачи основных антропоориентированных научных направлений. Языковые факты и единицы в аспекте изучаемых лингвистических подходов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Код ON1

    Ориентироваться в основных мировоззренческих и методологических проблемах лингвистики, литературоведения и филологического образования через осмысление и применение философских и трансдисциплинарных знаний в их историческом развитии и социально-культурном контексте.

  • Код ON2

    Использовать иностранный язык для успешного устного и письменного взаимодействия в академической, научной и профессиональной деятельности в условиях межкультурного диалога.

  • Код ON3

    Организовать в процессе профессиональной деятельности работу в команде, управлять ею, учитывая психологические особенности управленческой деятельности, зная основы эффективного речевого общения и законы риторики.

  • Код ON4

    Проектировать и реализовывать свою научно-педагогическую деятельность в вузе при исследовании и преподавании русского языка и литературы, в том числе русского как иностранного, эффективно используя инновационные образовательные и цифровые технологии.

  • Код ON5

    Работать над научным проектом на всех фазах его развития, демонстрируя навыки работы с информацией (поиск, анализ, систематизация и др.), а также умения прогнозирования и генерирования новых идей, применения методических приемов филологического исследования и на основе знаний современной научной парадигмы лингвистики и литературоведения.

  • Код ON6

    Владеть теоретическими знаниями и широким спектром методов и приемов филологической работы с текстом, в том числе медиатекстов, корректно анализируя и интерпретируя их в зависимости от задач профессиональной деятельности (лингвистическая экспертиза, дискурсивный, интертекстуальный, герменевтический, системный анализы).

  • Код ON7

    Применять широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, демонстрируя культуру мышления и технику речи, при решении для решения исследовательских, практических и управленческих задач в профессиональной деятельности.

  • Код ON8

    Владеть навыками самостоятельного исследования языка в системном описании и функционировании,его активных процессов и трендов развития,речевой, межкультурной и интернет-коммуникации с использование современных методов и приемов и изложением аргументированных выводов.

Top