Действующая образовательная программа

6B02101 Издательское дело в КазНУ им. аль-Фараби

Дисциплины

  • Аль-Фараби и современность

    Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Общее книговедение

    Цель дисциплины – сформировать у студентов компетенции в области науки о книге и книжном деле, практическом применении книговедческих методов анализа и систематизации книги. При изучении дисциплины будут рассмотрены: понятие о книге, состав науки о книге, национальная специфика истории развития письменной, печатной, электронной книги в Казахстане, изменения в современном книговедении.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Методы научных исследований

    Цель - сформировать навыки в познавательной деятельности в сфере науки. Использовать методы научных исследований для понимания и усвоения информации. Уметь описывать объект исследования. Владеть методами поиска, обработки научной информации, систематизации, анализа, синтеза для получения объективного содержания научного знания. Применять аналитические и практические методы исследования и системы аргументации для обоснования, утверждения, оценки.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Учение Абая

    Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История отечественного и зарубежного издательского дела

    Цель дисциплины: сформировать у студентов способности к анализу специфики организации отечественного и зарубежного издательского дела и выборке системы знаний. Содержание дисциплины: краткие исторические данные развития печати, технологии издательского процесса, система взаимоотношений между отделами и редакциями, издательством и автором. Дисциплина рассматривает издательское дело в системе книжного дела, характеризует структуру мировой книгоиздательской индустрии, изучает особенности работы отечественных и зарубежных издательств.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека

    Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство

    Цель: формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Правовые основы противодействия коррупции

    Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Редактирование. Общий курс

    Цель дисциплины – сформировать способность к литературной обработке текстов в рамках основных принципов и современных практик редактирования. При прохождении дисциплины студенты будут изучать следующие темы: сущность и задачи редактирования, общую схему редакторского анализа и принципы редактирования, технику и виды правки, логические основы редактирования, композиционные приемы, виды текстов, творческий характер редакторского труда.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Современное издательское дело и литературный процесс

    Цель дисциплины: сформировать базовые способности к выполнению редакционно-издательских работ (поиск контента, концепции издания, обработка, выпуск в печатном или электронном виде, распространение) с учетом современного издательского и литературного процесса. Предмет рассматривает современное издательское дело во взаимосвязи с литературным процессом; основной продукт издательской деятельности – книгу, а также подготовку и выпуск других медиаизданий.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Стилистика и редактирование

    Цель дисциплины: сформировать способности к работе над стилистическими ресурсами языка; анализу стилистики текста для усиления коммуникативной и коммерческой эффективности издательского проекта. Студенты изучают взаимосвязь стилистики и редактирования, функциональные стили и литературные направления, критерии редакционной оценки стилистических особенностей, оценку манеры изложения автора, стилистическую уместность, редактирование стилистических ошибок.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Редакторская подготовка аппарата книги

    Цель курса: сформировать у студентов способности к оформлению аппарата книги как системе дополнительных элементов издания, которые помогают объяснить основной текст, облегчить читателю пользование книгой, а также ее обработку в статистических, библиотечных и библиографических целях. При изучении дисциплины студенты осваивают функции книжного аппарата, редактируют выпускные и выходные сведения, содержание и название, предисловие, заключение, комментарии и примечания, вспомогательные указатели и др.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Стандарты в книжном деле

    Цель дисциплины – сформировать у студентов навыки использования системы стандартов при подготовке издательских оригиналов; разработки состава и структуры издания. Содержание дисциплины: теория стандартов и основные термины; основные ГОСТы и ОСТы по книгоизданию; международная стандартная нумерация книг (ISBN, ISSN и др.); универсальная десятичная классификация (УДК) и другие классификации (ББК).

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Редакторская подготовка изданий

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать видо-типологическую классификацию изданий, выполнять редакторскую экспертизу изданий. Будут изучены роль редактора как организатора издания; аспекты издательского редактирования различных типов изданий (информационного, рекламного, справочного, литературно-художественного, переиздания и др.) и методики овладения практическими навыками. Дисциплина способствует выработке умения проводить систематизацию сведений о концепциях изданий.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Методика корректуры текста

    Цель дисциплины: сформировать способность выполнять корректуру текста, составлять спецификацию. Будут изучены специфика корректорской подготовки текста к публикации, основные методы работы корректора с текстом, правила и технология выполнения корректуры. Курс дает представление о современных автоматизированных методах корректуры текста; обучает навыкам корректорской работы с текстом.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Эволюция языка и стиля казахской книги

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать этапы эволюции языка и стиля казахской книги. Будут изучены: первые казахские книги, их языково-стилистические особенности, опыт издателей-редакторов; труды великих мыслителей, поэтов и писателей Средней Азии и Казахстана по истории казахской книги, особенности современных форматов, перспективы развития.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Издания переводной литературы

    Цель дисциплины: сформировать навыки подготовки к печати и выпуску изданий переводной литературы. Дисциплина основывается на изучении истории и современного состояния отечественной переводной книги, знакомстве с теорией и практикой перевода как отправными точками работы переводчика и редактора в процессе подготовки изданий перевода.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Теория и практика иллюстрирования книги

    Цель курса: сформировать способность обрабатывать снимки и иллюстрации, систематизировать теоретические и практические аспекты иллюстрирования книги. При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие темы: исторические и теоретические сведения о профессии иллюстратора и практический опыт творческой работы мастеров в области искусства книги.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Компьютерная графика в издательском деле

    Цель дисциплины – сформировать способность работать с настольными издательскими системами и компьютерными технологиями, обучить практическим навыкам работы в сфере компьютерной графики. Будут изучены способы использования компьютерной графики в издательском деле; основные понятия и категории предмета, роль и место графических изображений в системе современного издательского дела; технологии и тренды развития компьютерной графики.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Литературные агентства и агенты

    Цель дисциплины - сформировать у студентов общее представление об институте литературных агентов, деятельности литературных агентств (агентов). Дисциплина рассматривает историю создания литературных агентств как посредников между литературой и автором; функции литературного агента, представляющего интересы авторов и реализующего авторские права своих клиентов, включая выбор издателя.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Управление международным издательским бизнесом

    Цель дисциплины – сформировать у студентов способность к организации международных коммуникаций в сфере издательского бизнеса. Содержание дисциплины: современные способы управления международными связями для продвижения книги в Казахстане и за рубежом. Дисциплина изучает основы управления персоналом и технологические процессы, организацию управления информационными и маркетинговыми ресурсами.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Правовые основы книжного дела

    Цель дисциплины: сформировать способность применять правовые механизмы в книжном деле. Дисциплина рассматривает историю авторского права, сферу действия авторского права, объекты и источники; вопросы авторского права в издательской деятельности и организации договорных отношений в области авторского права, законодательство об авторском праве в ведущих зарубежных странах и международные договоры и конвенции об авторском праве и смежных правах.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Художественная критика и рецензирование произведений

    Цель курса: сформировать у студентов навыки работы в жанрах художественной критики и рецензирования. Изучаются основные этапы развития художественной критики в Казахстане и за рубежом и рецензирование как вид творческой деятельности; анализируется культурологическая проблематика в практике современной казахстанской прессы. В результате студенты осваивают методологические подходы к описанию и оценке объектов искусства; приобретают практический опыт рецензирования произведений.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Специальные виды печати

    Цель курса: сформировать способность определять производственные процессы специальных и традиционных видов печати; освоить технику и технологию специальных видов печати, специальных полиграфических материалов, основные виды технологического оборудования специальных видов печати. Дисциплина дает целостное представление о полиграфической технологии и промышленности, о роли и значении специальных видов печати.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Коммуникационная политика и реклама в издательской деятельности

    Цель курса: сформировать способность к проведению грамотной коммуникационной политики в сфере книгоиздания. Будут изучены коммуникационные и рекламные направления работы издательств. В результате изучения дисциплины студенты будут знать особенности проведения коммуникационной политики современных издательств; уметь выбрать наиболее эффективные коммуникационные каналы для рекламы издательской продукции; приобрести практические навыки в области подготовки и проведения рекламных кампаний издательств.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Культура и этика в книжном деле

    Цель курса: сформировать способность к деловому общению с позиций культурно-этических принципов сферы книжного дела. Дисциплина рассматривает культуру и этику делового общения, основные понятия культуры коммуникаций в применении к проблемам книжного бизнеса. Круг тем: основные психологические механизмы взаимоотношения элементов системы книжного бизнеса; этика продаж, мотивы приобретения книг, коллекционерство и библиофильство.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Мастер-класс издателя-редактора

    Цель курса: сформировать способность ориентироваться и работать в современных реалиях литературно-издательских процессов. Мастер-класс развивает творческую составляющую обучения, знакомит студентов с индивидуальными редакторскими методиками и наблюдениями, полезными для будущих издателей-редакторов; обучает, как видеть книгу единым организмом, приобщиться к высокой культуре слова.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Редакторская подготовка научных изданий

    Цель дисциплины: сформировать у студентов способность к редактированию изданий научной тематики, применению профессиональных навыков и умений по основам редактирования текстовой и изобразительной информации для различных видов научного издания. Будут изучены современное состояние и тенденции развития научного типа изданий, критерии оценки и редакторские методики; характеристики и форматы научных электронных изданий.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Публикации Алаш

    Цель курса: сформировать у студентов навыки работы с ценным наследием архивов. Будут изучены учебники и произведения деятелей Алаша, изданные учебной комиссией правительства Алашорды, тематика, редакции, позиции прессы Алаш. Особое внимание уделено деятельности Б. Кулеева, внесшего значительный вклад в издание материалов лидеров Алаш. Также анализируются публикации издательства «Алаш».

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Технология изготовления аудио и видеокниг

    Цель дисциплины: сформировать у студентов навыки по технологии изготовления аудиокниг и подкастов, видеокниг. Содержание курса: классификация, специфика аудио и виде форматов и новые технологии подготовки и выпуска. Программы для изготовления книг (компиляторы) и требования к файлам. Издательские системы и электронные сервисы в ракурсе новых форматов аудио и видеокниг. Редакторские подходы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Редактирование электронных изданий

    Цель дисциплины - изучение специфики работы редактора с электронными изданиями. Дисциплина рассматривает современное состояние и тенденции развития компьютерных технологий создания, распространения и использования электронных изданий; виды, типы, формы, характеристики и форматы электронных изданий; умение работать с текстовым, графическим и мультимедийным материалом.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Технология редактирования и печатания художественной литературы

    Цели курса: сформировать навыки применения технологии печатания, методики редактирования и выпуска художественных изданий. Будут изучены теоретические аспекты функционирования художественного стиля и литературных направлений, в целом художественных изданий; технологии печатания и распространения художественной литературы; основные приемы и методы редактирования художественной литературы; использование эстетических критериев при подготовке художественных изданий.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Верстка и дизайн

    Цель дисциплины: сформировать навыки работы с дизайн-макетами и верстки медиаматериалов, веб-сайтов и др. Будут изучены: системы и виды верстки и дизайна, нормы, правила и стили макетирования будущих публикаций; работа с издательскими системами и графическими редакторами, технологии для верстки материалов, необходимые для выполнения функций дизайнера, специалиста по верстке, редактора, издателя, медиаспециалиста и т.д.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Текстология

    Цель дисциплины –сформировать у студентов навыки текстологической работы с текстом. Будут изучены история возникновения текстологии как науки, этапы развития и основные направления теоретико-текстологической мысли. Курс направлен на освоение способов и приёмов профессионального анализа произведения в контексте историко-литературного процесса и творческой биографии художника.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Менеджмент и маркетинг книжного дела

    Цель дисциплины: сформировать способность проводить анализ эффективности менеджмента и маркетинга конкретного предприятия книжного дела; применять методики маркетинговых исследований книжного рынка.Студенты получат знания об основах енеджмента и маркетинга в книжном бизнесе, процессе принятия и реализации управленческих решений, методах ведения книжного бизнеса в условиях рынка в контексте будущей профессиональной деятельности.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Технология подготовки периодических этно-изданий

    Цель дисциплины: формирование способности определять исторические жанры этнопубликации, ее виды, тематические направления изданий различных этносов в стране. Курс ориентирован на изучение истории и методологии этноизданий и этнопубликаций, определение целей и задач; развивает навыки использования техник оформления и разработки этноизданий, применения различных методологий в исследованиях, поиска перспективных и эффективных решений, методов и приемов в разработке и выпуске этноизданий.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Инновационные технологии в издательском деле

    Цель курса: сформировать способность синтезировать информацию в сфере инноваций в издательской деятельности; особенностей формирования политики издательств. Содержание курса: инновационные методы продвижения издательской продукции, технологические приемы, новые издательские платформы. Дисциплина формирует знания в сфере инноваций в издательской деятельности; особенностей формирования ассортиментной политики издательств.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Композиция изданий

    Цель дисциплины - сформировать способность выстраивать композицию изданий. Дисциплина изучает сущность и процесс композиционного мышления, теоретические основы и закономерности композиции печатных и электронных изданий, обучает практическим навыкам проектирования различных типов изданий.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Специфика детского книгоиздания

    Цель дисциплины – сформировать способности использовать теоретические и практические методы создания, оформления и выпуска детской книги. Будут изучены методы, средства и правила оформления детской книги; художественное оформление, с учетом типологических характеристик детского издания, дизайнерский замысел с точки зрения его соответствия основным композиционным принципам оформления, читательскому адресу, целевому назначению детской книги.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Научно-познавательная казахская публицистика

    Цель курса: сформировать способность информировать, анализировать первопричины того или иного явления, делать выводы и разъяснять понятным языком читателю, зрителю, слушателю происходящие события, при этом формируя у аудитории научную картину мира, научное мировоззрение. При изучении дисциплины студенты будут рассматривать аспекты развития и современного состояния научно-познавательной казахской публицистики; авторов, издателей, редакторов, а также новые возможности популяризации науки.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Психология и социология чтения

    Цель курса: сформировать способность разрабатывать модели и программы чтения с социологической и психологической точек зрения. В ходе изучения курса будут рассмотрены основные принципы специфики организации и проведения социологических исследований аудитории и средств массовой коммуникации при определении стратегии издательской деятельности; управление мотивацией лидеров мнений и групп интересов в различных сферах; инструментарий культуры и социологии книги.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Современные технологии полиграфии

    Цель курса: сформировать способность применять печатные и цифровые технологии полиграфии, участвовать в полиграфическом процессе, работать с современным технологическим оборудованием. Дисциплина изучает основные принципы технологии полиграфии, современное оборудование и системы, что способствует профессиональной оценке возможностей типографий при выпуске качественной полиграфической продукции, пониманию и сознательному употреблению книгоиздательских и полиграфических терминов и понятий.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Подготовка и презентация издательского проекта книжного издания

    Цель дисциплины – формирование практических навыков организации работы над выпуском книжного издания. Основной задачей изучения дисциплины является овладение методами: оценки оригинальности и прибыльности издательского проекта; организации работы коллектива издательства; планирования деятельности издательства; составления бюджета издания; контроля за деятельностью коллектива издательства; подготовки и презентации издания.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Технология допечатных процессов

    Цель курса: сформировать способность применять технологии допечатных процессов. Дисциплина изучает основные понятия полиграфической технологии; технологические схемы допечатной подготовки продукции, расчеты параметров книжно-журнальных изданий; технико-экономическое обоснование технологических решений; приводятся общие сведения об обработке текстовой и изобразительной информации. Уделено внимание применению компьютерных издательских систем в процессе допечатной подготовки.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Выполнять информационно-библиографическое и рекламное сопровождение издательской деятельности в правовом поле.
  • Реализовывать товарную политику и ассортимент издательств на основе больших данных (BigData), отечественного и зарубежного опыта.
  • Принимать управленческие решения в издательствах, типографиях на основе принципов социально-ответственной предпринимательской деятельности, антикоррупционного правосознания.
  • Применять современные техники корректуры и редактирования на основе базовых знаний по текстологии и редакторской обработке изданий.
  • Синтезировать традиционные и современные методы менеджмента в работе редактора-издателя
  • Применять новые экологичные материалы и технологии издательского дела; правила кибербезопасности для защиты оборудования и программ от цифровых атак.
  • Классифицировать концепции издательств путем критического анализа хода трансформации издательского дела в Казахстане и за рубежом.
  • Использовать технологии художественного и технического оформления книги с учетом видов печати и расходных материалов.
  • Оценивать качество издательской продукции посредством стилистического анализа, художественной критики и рецензирования.
  • Систематизировать основные тренды развития инновационных технологий в современном издательском деле.
  • Разрабатывать новые модели издательского бизнеса на основе профессиональной информации, инноваций и обмена опытом.
  • Анализировать эволюцию языка и стиля книги, контент и форму печатных и электронных изданий.
  • Творчески использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области философии, логики, культурологии, этики, эстетики в контексте современности.
  • Проводить социологические и книговедческие исследования читательской аудитории, в том числе через социальные сети.
  • Осуществлять подготовку (редактура, оформление) и выпуск издательской продукции с учетом стандартов, технологий полиграфии, маркетинга.
Top