Действующая образовательная программа

6B02206 Музейное дело и охрана памятников в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Программа направлена на подготовку специалистов для музеев, организаций, занимающихся проблемами сохранения природного и историко-культурного наследия, способных решать профессиональные проблемы на основе общепризнанных концептуальных знаний музеологии, памятниковедения и культурологии; со способностью к независимой работе, интегрированных в мировое сообщество.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B034 История
  • Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки
  • Введение в музееведение
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – сформировать способность понимать основные направления музееведения и музейного дела. Будут изучены: научно-фондовая, исследовательская, экспозиционно-выставочная, культурно-просветительская, маркетинговая деятельность музеев, история музейного дела, особенности музееведения как области научного знания, его структура, понятийный аппарат, классификация музеев.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать навыки использования технологии организации и управлении научными исследованиям в профессиональной деятельности. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков планирования организации научного исследования; навыков процедур поиска в глобальных сетях информации по научным разработкам, возможностям научных контактов, подачам заявок на научные гранты различных уровней.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать знания о закономерностях взаимодействия живых организмов со средой обитания, функционирования биосферы, основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных, поражающих факторов, способов защиты от опасностей, мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Предпринимательство
    Кредитов: 5

    Цель: формирование практических навыков осуществления предпринимательской деятельности на основе изучения теории и практики предпринимательства. Студент будет способен: использовать возможности рынка, соответствующие их личным интересам и способностям; принять первоначальное решение о начале бизнеса; эффективно работать в рамках действующих правовых норм; определять и оценивать потенциальные рыночные возможности стартапа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Учение Абая
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у будущих специалистов компетенцию применения своих профессиональных знаний, пониманий и способностей в целях укрепления единства и солидарности страны, повышения интеллектуального потенциала общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Правовые основы противодействия коррупции
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование высококвалифицированных специалистов в совершенстве знающих нормы антикоррупционного законодательства и умеющих применять их в правоприприменительной практике, правильно квалифицировать коррупционные правонарушения, а также формирование антикоррупционной культуры. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Аль-Фараби и современность
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Музейная археология
    Кредитов: 6

    Цель данной дисциплины – сформировать представление о взаимодействии музея и археологической науки. Будут рассмотрены: история археологии и музеев археологии, принципы сбора, фиксации, формирования и хранения археологической коллекции в музее, ее экспонирование.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Музейная этнография
    Кредитов: 6

    Целью является формирование представлений о роли музеев в становлении этнологической науки, этнографических коллекциях, хранящихся в музеях и являющихся важными источниками для работы ученых. Будут рассмотрены: принципы хранения, демонстрации и исследования отдельных этнографических объектов и коллекций в целом.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Научно-фондовая работа музея
    Кредитов: 9

    Цель курса – сформировать способности осуществлять фондовую работу в музее, пополнять коллекции, вести учет, хранить различные типы материалов. Будут рассмотрены: научная организация фонда, выявление и отбор памятников музейного значения, их экспертиза, включение в музейное собрание, атрибуция, исследование, документирование результатов работы в специальных документах, организация системы хранения.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Музейная экспозиция
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – сформировать у студентов умения проектировать музейные экспозиции и выставки. Будут рассмотрены: история, теория, методика и приемы построения экспозиции; классификация выставок, роль музейной экспозиция как основной формы музейной коммуникации, отражающей богатство фондов и процесс их комплектования, а также направления научных исследований сотрудников музея в деятельности музея.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Мировые музеи
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - сформировать способность определять тенденции развития крупнейших музеев в контексте мировой культуры. В содержание курса включены: сведения о причинах и обстоятельствах появления музеев в различных регионах мира, особенностях их развития, источниках формирования и пополнения коллекций, а также о тенденциях в современной музейной практике.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Охрана памятников истории и культуры
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – сформировать у студентов способности анализировать деятельность различных организаций, призванных сохранить и популяризовать памятники историко-культурного и природного наследия. Будет рассмотрено законодательство в области сохранения мирового культурного наследия, исследованы методики сохранения и реконструкции памятников, различные виды их классификации и очерчен круг проблем, связанных с разрушением, уничтожением и хищением историко-культурных объектов.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • История мировой культуры
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – сформировать умения сравнивать и делать выводы по основным проблемам культуры, общим закономерностям ее развития. Будут рассмотрены: история культуры различных времен и народов, религия и мифология, наиболее значительные произведения мировой литературы, музыкального и театрального искусства, важнейшие особенности художественного творчества и восприятия.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Историческая память
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины ввести в проблему функционирования в современном обществе негосударственных учреждений, работающих в области сохранения и анализа памяти о политических репрессиях в СССР. Содержание курса охватывает вопросы о месте и роли индивидуальных воспоминаний и их форм, методе сбора и анализа исторических данных, формах их репрезентации, хранения (архив); социальная травма и историческая политика.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • История стран Востока
    Кредитов: 6

    Цель курсa – рaссмoтреть истoрию стрaн Вoстокa в кoнтексте всемирно-исторических прoцессов, пoкaзать oсoбенности oбщественнo-пoлитического, сoциально-экoномического и культурнoго рaзвития стрaн Вoстокa. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: феномен Востокa: история изучения и современные проблемы; история возникновения и рaзвития древних цивилизаций Востокa; социально-экономическое, политическое и культурное рaзвитие стран Востока в средние века

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Музейная педагогика
    Кредитов: 6

    Цель курса – сформировать навыки работы с различными категориями музейной аудитории. Будут рассмотрены: теория, история и методология, соответствующие современному уровню развития музейной педагогики, музейные просветительные программы и потенциал музеев разных типов, имеющих наибольшие достижения в области музейной педагогики, а также роль современного музея как важного фактора образовательно-воспитательного воздействия на население.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Введение в историю искусств
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – сформировать умение анализировать произведения изобразительного искусства как исторический и художественный источник, а также комментировать их содержание. Будут рассмотрены основные этапы развития искусства, теоретические основы пластических искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), основные стили, направления, школы мирового искусства, основные понятия искусствознания, шедевры мирового искусства.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Историко-культурный туризм
    Кредитов: 9

    Целью дисциплины является формирование у студентов навыков оценки значения историко-культурного наследия Казахстана и других стран мира в развитии местного и выездного туризма. Будут рассмотрены: роль музейного и историко-культурного туризма в формировании и развитии туристических городов и маршрутов; особенности различных категорий туристов, принципы организации туристского обслуживания.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Научно-исследовательская деятельность музейного учреждения
    Кредитов: 6

    Целью дисциплины является формирование навыков осуществления научной работы в качестве сотрудника различных подразделений музея (научного, фондового, экскурсионного, образовательного отделов). Будут рассмотерны: значение научных исследований в музее, как направления его деятельности, связанного с накоплением, обработкой и введением в научный оборот материальных и нематериальных объектов наследия, направления исследований (музееведческие и профильные).

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Этнография этнических групп Казахстана
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: ознакомить студентов с этнографией и историей формирования этнических групп на территории Казахстана. Сформировать представления об особенностях материальной и духовной культур этносов. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История и периоды возникновения полиэтничности Казахстана. Расселение славянского этноса на территорию Казахстана. Болгары и поляки на территории Казахстана. Тюркские народы и дунгане Казахстана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Практики коммеморации
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - изучение проблематики исследований исторической памяти как социально и культурно укорененного нарратива идентичности. Курс рассматривает такие модальности социальной организации исторической памяти как национализм, империю, (пост)социализм и неолиберализм и др., формы, способы и места памяти, от нарративных (исторический текст, архив, блог) до невербальных (аффект, тело), культурного наследия и материальных объектов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Историческое краеведение
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать у студентов навыки самостоятельного осуществления краеведческой работы. Будут рассмотрены: история краеведения, вклад ученых-краеведов в археологическое, этнографическое, природоведческое изучение края, сохранение историко-культурного наследия, в создание первых музейных коллекций на территории республики; личности и деятельность наиболее выдающихся краеведов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • История стран Запада
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – овладение базовыми теоретическими знаниями по истории стран Запада, изучение социально-экономических, политических и духовных процессов, определивших развитие западного общества и общие закономерности развития в процессе его перехода от средневековья к индустриальной, а затем к информационной цивилизации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Музейное дело Казахстана
    Кредитов: 6

    Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов представления об истории музейного дела в Казахстане. Учащиеся узнают об его основных этапах, появлении первых музеев на территории республики, современной музейной сети и деятельности крупнейших музейных учреждений. Особенности отечественного музейного дела и его специфика будут рассмотрены в рамках данной дисциплины.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Музейный менеджмент и маркетинг
    Кредитов: 6

    Данная дисциплина призвана сформировать умение управлять музеем, оптимизировать его деятельность, увеличить число посетителей и прибыли. Будут рассмотрены: особенности музея как некоммерческого учреждения, требования, предъявляемые современностью к музейному директору, правила научной организации труда, принципы организации рекламной и PR-кампании, основы музейного фандрейзинга, особенности создания музейного магазина.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Классификация, систематизация и научная обработка памятников
    Кредитов: 9

    Цель курса – дать студентам общее понятие об исторических памятниках и сформировать у них навыки в области камеральной обработки и консервации различных артефактов и памятников материальной культуры. Лабораторная обработка артефактов, полученных в ходе полевых исследований, является одной из наиболее важных составляющих исследовательской работы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Декоративно-прикладное искусство
    Кредитов: 9

    Целью дисциплины является сформировать у студентов умение оценивать художественную культуру как составную часть материальной и духовной культуры. Будут рассмотрены: особенности декоративно-прикладного искусства как широкого раздела изобразительного искусства, охватывающего различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Информационные технологии в музееведении и памятниковедении
    Кредитов: 9

    Студенты смогут освоить общие теоретические положения современной информатики применительно к музейной деятельности, ознакомиться с принципами компьютерной обработки текстов и изображений, изучить опыт использования компьютерных технологий для учетно-хранительской, научной и реставрационной деятельности, экспозиционной, выставочной, популяризационной и издательской деятельности музеев, ознакомиться с конкретными системами, применяемыми в музеях, ознакомиться с опытом внедрения новых информационных технологий в зарубежных музеях, с опытом работы международных организаций.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Исторические технологии в материальной культуре
    Кредитов: 6

    Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов навыков анализа и использования технологий, применяемых при создании памятников материальной культуры на различных исторических этапах. Исторические технологии, применявшиеся в изготовлении предметов культуры и искусства различных эпох помогают лучше понять уровень развития общества, его особенности, эстетические представления.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Музеография в системе знаний о музее
    Кредитов: 9

    Цель курса – сформировать умение критиковать наиболее значительные труды по музееведению, этапы эволюции музееведческих знаний и делать собственные выводы на основе прочитанных источников. Будут рассмотрены: особенности музеографии как области научного знания, основные музеографические труды, созданные на протяжении периода от античности до наших дней, работы известных музееведов и труды крупнейших музеев.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Методика исследования этнографических коллекций
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – сформировать у студентов базовые навыки научного исследования этнографических материалов, их классификации и систематизации. Будут рассмотрены: роль и принципы организации полевых этнографических экспедиций как основной формы сбора этнографических материалов; методика проведения этнографических исследований, приемы экспедиционной работы, соблюдение которых обязательно для успеха любой экспедиции.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Код ON11

    проводить работу по выявлению, атрибуции и научной паспортизации движимых и недвижимых объектов историко-культурного наследия и предметов музейного значения (музейных предметов);

  • Код ON9

    организовывать работу по комплектованию музейных фондов в соответствии с требованиями современной музеологии, осуществлять учетно-хранительскую деятельность в музее и на объектах историко-культурного наследия;

  • Код ON5

    работать в области музейно-педагогической деятельности, подготавливать соответствующие методические разработки для всех категорий музейной аудитории;

  • Код ON2

    разрабатывать проекты по основным направлениям музейной деятельности и отдельным разделам проектов региональных программ сохранения и освоения культурного наследия, в том числе – в сфере историко-культурного туризма;

  • Код ON8

    применять на практике навыки аналитико-экспертной работы в сфере музеологии, охраны памятников и искусствоведения;

  • Код ON9

    разрабатывать систему мониторинга состояния сохранности музейных предметов, коллекций и историко-культурных памятников, поддерживать необходимые режимы хранения и проводить мероприятия по консервации и реставрации ценностей;

  • Код ON6

    использовать современные информационные технологии при разработке новых историко-культурных проектов и организации музейной работы;

  • Код ON12

    давать оценку ситуациям в различных сферах межличностной, социальной и профессиональной коммуникации с учетом базового знания социологии, политологии, культурологи и психологии; оперировать общественными, деловыми, культурными, правовыми и этическими нормами казахстанского общества.

  • Код ON1

    организовывать научные исследования в области прикладной музеологии и охраны памятников историко-культурного и природного наследия;

  • Код ON3

    проводить историко-культурную, краеведческую работу, деятельность по сохранению, изучению, пропаганде культурного наследия в организациях и учреждениях культуры, образования, государственных структурах;

  • Код ON4

    создавать научную концепцию и разрабатывать пакет документации, необходимой для проектирования музейных экспозиций и выставок;

  • Код ON7

    использовать принципы музейного менеджмента и организовывать коммерческую деятельность в музеях и учреждениях культуры;

Top