Действующая образовательная программа

6B02305 Казахская филология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Аль-Фараби и современность
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Правовые основы противодействия коррупции
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование высококвалифицированных специалистов в совершенстве знающих нормы антикоррупционного законодательства и умеющих применять их в правоприприменительной практике, правильно квалифицировать коррупционные правонарушения, а также формирование антикоррупционной культуры. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать знания о закономерностях взаимодействия живых организмов со средой обитания, функционирования биосферы, основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных, поражающих факторов, способов защиты от опасностей, мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теоретическая фонетика и фонология современного казахского языка
    Кредитов: 9

    Целью дисциплины является дать студентам сведения о звуковом строе казахского языка, раскрыть понятие фонетической и фонологической системы, определить место фонетики как дисциплины лингвистического цикла, способствующей развитию навыков практического иcпользования языка с осознанием закономерностей произносительных форм, уметь делать, артикуляционный анализ, уметь транскрибировать текст с разграничением фонетической и фонологической транскрипцией, изучать характеристики орфоэпических и орфографических вариантов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Учение Абая
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у будущих специалистов компетенцию применения своих профессиональных знаний, пониманий и способностей в целях укрепления единства и солидарности страны, повышения интеллектуального потенциала общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать навыки использования технологии организации и управлении научными исследованиям в профессиональной деятельности. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков планирования организации научного исследования; навыков процедур поиска в глобальных сетях информации по научным разработкам, возможностям научных контактов, подачам заявок на научные гранты различных уровней.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Предпринимательство
    Кредитов: 5

    Цель:формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Лексикология и лексикография современного казахского языка
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: Целью дисциплины является освоение общих закономерностей организации лексико-фразеологического уровня казахского языка как подсистемы общей системы языка и особенностей его функционирования, использовать категории системности словарного состава языка, понимать парадигматических и синтагматических отношений в лексике и фразеологии, взаимосвязи и взаимообусловленности лексических единиц как единиц номинативно-информационного характера, лингвистически грамотно характеризовать конкретные лексические и фразеологические явления казахского языка.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Синтаксис современного казахского языка
    Кредитов: 9

    Курс ставит целью познакомить с традиционными и современными представлениями о предложении как многоплановой языковой единице, способной выполнять основные функции языка, изучение закономерностей синтаксиса простого предложения как основной синтаксической единицы и особенностей его функционирования, усвоение структурно-семантических типов простого предложения, их специфики, что необходимо для будущей профессиональной работы специалиста-филолога, знать языковую систему, их специфику, а также тенденции их развития.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Морфология современного казахского языка
    Кредитов: 9

    Цель курса углубить теоретические знания и сформировать целостное представление о морфологии как системном обусловленном явлении, дать общее описание морфологической системы казахского языка, основные отличия слова и части речи, определить грамматические категории частей речи, дать общее описание лексико-грамматическим, синтаксическим свойствам частей речи в казахском языке.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Введение в литературоведение
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность описывать и оценивать искусство литературного творчества как средства идейно-политического и нравственного воспитания. Учебный курс формирует базовую основу литературоведения, принципов анализа и интерпретации художественных текстов в единстве формы и содержания. Дисциплина направлена на изучение родовой и жанровой дифференциации художественных произведений в целях обеспечения качественной профессиональной проспекции учебно-воспитательной деятельности.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Словообразование современного казахского языка
    Кредитов: 9

    Цель: Комплексное изучение основных закономерностей и способов системы словообразования казахского языка путем анализа его теоретических понятии и внутренней семантической структуры, определить основные понятия системы словообразования казахского языка, оценить связи системы словообразования и теории номинации, определить основные закономерности системы словообразования, нализировать основные методы в системе словообразования.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Казахское народное устное творчество
    Кредитов: 9

    Цель предмета – всесторонне ознакомить студентов с казахской устной народной литературой как предметом, раскрывающим многовековую духовную культуру казахского народа и фольклорное наследие, самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений, формируются понятия истории и теории фольклора, его генезисе и специфике сохранения и распространения, его общественной значимости.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Казахская литература древнего периода
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: формировать способность усвоение своеобразия литературного процесса древнего мира, его национальной самобытности, преемственной связи с древней казахской литературой и народным творчеством; её идейно-эстетической, художественной сущности, процесс формирования, развития литературного наследия казахской литературы в древности и средневековье. Духовные, культурные и художественные ценности. Влияние древнего литературного наследия на развитие современной казахской литературы.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Теория силлабологии
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины изучить историческо-фонетические изменения состава слова и также находить корни слова, знать исторично-фонетические изменения состава слова, а также находить способов употребления корней, знать и определеть начальные формы гласных и согласных звуков при сравнении с тюркским языком, определять древние корни гласных и согласных букв, научатся делать этимологические анализы в корнях древних слов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • История критики казахской литературы
    Кредитов: 6

    Основная цель дисциплины всесторонне выявить пути развития литературы, дать ясное представление о формировании этапов истории развития литературы, процессов и условий, в которых зарождается литературная критика, знать историю и современное состояние отечественного фольклора; владеть навыками собирания и обработки произведений устного народного творчества, уметь проводить сопоставительный анализ отечественных литератур в контексте мировой литературы и общего развития литературного процесса, владение методами жанрового художественного мышления.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • История казахского литературного языка
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – дать систематические научные знания по этапам становления и развития истории казахского литературного языка, знакомит с этапами укрепления национального казахского языка, становления современного литературного языка, рассматриваются особенности разграничения исторических каналов, языковых традиций, заложивших основы становления Казахского литературного языка.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Семантика казахского языка
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - анализ основных научно-теоретических положений теории семантики, на основе данных казахского языка выявление значения слова. Изучение семантики в гносеологическом и онтологическом аспектах. Так как формирование глубинной семантической структуры слова имеет онтологическую основу, значение слова рассматривается в связи с его историей формирования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Теория художественной речи
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: Обнаружение дискурса и слушателя на уровне речи, определение типов интонации в зависимости от направления общения, факторов интонации, связанных с уровнями интонации, прагматические, познавательные, этнолингвистические, культурно-просветительные и др. выступления. объяснение и доказательство его характеристик.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Историческая грамматика казахского языка
    Кредитов: 9

    Основная цель обучения - определить закономерности изменений в законах и тенденциях развития всех ветвей языка, фонетическая, морфологическая система казахского языка, основанная на истории казахского языка, его системных особенностях, предмете изучения истории казахского языка, методы и методы изучения истории казахского языка, влияние исторических изменений и теоретических явлений на историю языка.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Духовная и материальная лексика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - непрерывность культуры и языка, система фундаментальных понятии в связи культуры и языка; духовно-культурные особенности родственных названии; этносимволическое описание и природа народной этнокультурной лексики о традициях, обычаях и поверьях, этнокультурные и этнолингвистическая природа названии цветов в казахском языке, ономастическое пространство культуре народа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Казахское импровизаторское искусство
    Кредитов: 6

    Целью дисциплины является изучение истории становления и развития, роли импровизаторского искусства казахского народа, роль айтыса в современной жизни общества, уметь всесторонне и глубоко анализировать современный айтыс, выявлять жанровое своеобразие айтыса, связь между айтысом и письменной литературой, мастерство исполнения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Прагматика язык масс-медиа
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: Разъяснение основных понятий о целях, миссии и практике журналиста на разных медиа платформах, этических стандартах профессии и ответственности журналистов перед обществом, а также изучение особенностей журналистской работы и мультимедийного редактирования, студент изучает основные понятия о цели, миссии и практике журналиста на медиа-платформах, этических стандартах профессии и ответственности журналистов перед обществом, а также об особенностях журналистской работы и работе по редактированию мультимедиа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Аналитизм в казахском языке
    Кредитов: 6

    Определять роль аналитических структур в грамматическом строении казахского языка, распознавать его функции в функциональной системе; формировать знания, умения и навыки об аналитизме определяет цель дисциплины. Рассматривается: место вспомогательных слов в аналитических конструкциях; именные и глагольные аналитические формы и форманты; функция аналитических структур на языковых уровнях.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Древний казахский язык
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: изучение исторического лексического фонда и состава, путей пополнения и систему казахского языка, формирование историй языка, роль фонетических изменений, этимологические и этнолингвистические особенности, систему словообразования и логику его мотивационных, теоретических особенностей, причину и следствие формальных и функциональных, семантических изменений в грамматической структуре, характеристику усложнения структуры слов и предложений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Этимология казахского языка
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – заключается в формировании навыков использования этимологической реконструкции исконных корней, раскрывающих историко-этимологические основы функционально-семантического развития казахской лексики. Будут рассмотрены следующие вопросы: овладение методами сравнительно-исторического, внутреннего, внешнего преобразования, словообразовательного моделирования, морфемного анализа; объяснение вариативности, фузионного характера корневой морфемы, морфологических, реликтовых явлений и исторических характеристик агглютинативного процесса.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Основы текстологии
    Кредитов: 9

    Предметом основы текстологии является изучение текста произведения и его критическая проверка с целью его интерпретации и последующей публикации. Текстология обобщает принципы, методику и приемы изучения текста, основываясь на сравнительном, историко-литературном, литературоведческом и книговедческом методах исследования. Критика текста как «система приемов понимания произведения».

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Казахская литература XIV-XVIII веков
    Кредитов: 6

    Основная цель курса – глубокое и системное освоение того что литературные произведения поэтов песенников XV-XVIII веков служили интересам и целям народа, изучение взаимосвязи между литературой и историей на основе фактических данных, понять поэтическую характеристику средневековой литературы и жанровой специфики, отражение в произведениях Татигары, Актамберди, Бухара, Умбетея значительных событий, переживших казахский народ в XVII веке, и творчество М.Ауэзова, С.Сейфуллина, Х.Досмухамеда оценка научной ценности его трудов, связанных с историей литературы.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Абай и его литературная школа
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины - освоить Абая и его литературную школу, анализ, оценка традиций и новизны в литературных произведениях и творческом наследии Абая, изучать пути формирования школы абаеведения, знать роль Абая в истории казахской культуры и литературы, углубить признание и анализ научной ценности истории Абая.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Роль казахской печати в формировании терминологии
    Кредитов: 6

    Рассматривает роль прессы в образовании специальных слов, терминов в области науки и техники и промышленности, о значении проделанной работы по полноте и гармонизации терминологического строя, способах создания терминов, причины недостатков в формировании терминов в печати

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Модернизм и постмодернизм в казахской литературе
    Кредитов: 6

    Целью дисциплины - является изучение особенностей проявления модернистских и постмодернистких тенденций в казахской литературе, начало мирового модернизма, становление модернизма в казахской литературе, модернизм в казахской поэзии начало 20 века, новаторские поиски казахской прозы в начале 20 века, казахская поэзия 20 века, мнение казахский ученых литераторов, постмодернизм в современной казахской поэзии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Филологическая структура текста
    Кредитов: 6

    Рассматривается Понятие текста, виды информации и виды функциональной речи, передача авторской модальности в тексте, виды и типы текста, стилистические типы текстов, описание архетипов, художественная структура текста, художественный образ, художественное время и пространство, теоретические основы обработки текста, технология перевода текста.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Функциональная грамматика казахского языка
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: Рассмотрение функциональных особенностей казахского национального литературного языка, основанное на его полисистемности, в тесной связи с антропоцентрическим фактором; определение коммуникативного, прагматического, когнитивно-ассоциативного и эстетического богатства функций национального языка в условиях мирового культурного пространства и выявление его познавательного значения.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Типология жанра
    Кредитов: 9

    Цель - изучение типологического и жанрового своеобразия казахской литературы, деление литературы по родам, история происхождения литературных родов, эпос: изложение и его субъект, закономерности лирики, межродовые формы литературе «Поток сознании»; понятия жанра, фольклорная основа литературного жанра, понятия «Форм смысла», роман: жанровая суть, жанровая система, канонизация жанра, противоречие жанра и его традиции, история казахской повести, фольклор и эпос, проблема жанра в Западной литературе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Линнгвопоэтика Абая
    Кредитов: 9

    Рассмотриваются лингвопоэтические особенности слов Абая и закономерностей развития казахского литературного языка через слова Абая, особенности значения и значения в словах Абая, словоупотребления в тексте, семантической структуры, познавательной обоснованности поэтических употреблений в тексте.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Принципы сравнителного изучения литератур
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: на основе овладения филологическими концепциями в области сравнительного и сопоставительного литературоведения, сравнительная литератураведение: направление в науке, филологический метод исследование,сравнительно-исторический, исторические методы, связь литературы Востока и Запада как проблемы взаимосвязей kитературы, типологические стыки, текст, контекст, интертекст, посторонние (чужие) слова в художественном произведении; стилизация и подражание, мотив как универсальная категория исторической и теоритической поэтики, Национальные особенности поэтики портрета, пейзажа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Лингвистическая поэтика сценической речи
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: Сценический язык - умение освоить множество элементов, таких как звук, дикция, дыхание, ритм голоса, тон персонажа, пауза, интонация. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Определение дискурсивных характеристик сценического языка в языке речи, обсуждение актерской речи с точки зрения интонации в современной лингвистике и лингвистическое описание интонации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Основы лингвокогнитологии
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - формирование специалиста, способного изучить поэтику казахского искусства речи, оценивать специфику и значение слова, изучить сущности казахской поэтики на основе закономерностей развития казахского литературного языка, научно анализировать литературных текстов, когнитивное обосновать поэтического употребления внутри художественного текста.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Орфография и пунктуация казахского языка
    Кредитов: 6

    На основе основных принципов, применяемых в правописании казахского языка, рассматриваются особенности произношения и написания звуков, влияние закона созвучия в казахской письменности, особенности действующих норм правописания, правописание слитно-раздельных слов, принципы соединения аффиксов к заимствованным словам в казахском языке. Предусматривается формирование теоретических и практических навыков по орфографии, орфоэпии и пунктуации, овладение законами орфографии и законами пунктуации в казахском языке.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Лингвокультурология
    Кредитов: 9

    Цель – познакомить с основными постулатами лингвокультурологии, методами исследования; универсальным и культурно-специфическим, духовной и материальной культурой этноса; изучить возможные пути исследования национальных ментально-лингвальных комплексов (эталоны, стереотипы, паремиологический фонд, национальные картины мира и др.), репрезентация в языке всех слоев культурного концепта в диахронии и синхронии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Инновационные технологии казахского языка
    Кредитов: 9

    Данный курс предполагает разработку инновационных технологий обучения казахскому языку для филологов. Анализируются и дифференцируются мировые, отечественные, казахстанские инновационные методы обучения языкам в преподавании казахского языка в теоретическом и практическом плане. На основе данного курса повышается познавательная активность обучающегося в формировании его самостоятельных способностей, активности, умения самостоятельно использовать новые подходы к учебному материалу.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Технология филологического образования
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – овладение единым содержанием и системой науки казахского языка, его словарным составом и грамматическим строем по технологии комплексно-ступенчатого анализа, обучение нормам литературного языка, привитие навыков грамотного и художественного письма, формирование системного мышления и культуры речи. Рассматриваются виды языкового анализа, теоретико-методологический характер языкового анализа, его изучение, новые технологии в языковом анализе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Ахметоведение: теоретические основы
    Кредитов: 9

    Данный курс изучает научное наследие лидера казахского языкознания Ахмета Байтурсынулы, определяет фонетические, лексические, грамматические принципы и их познавательное значение. Дает оценку сингармологическим и грамматическим, грамматологическим принципам в произведении А. Байтурсынулы «Тил - курал» («Язык-орудие») с современного научно-теоретического уровня, сопоставляет и критически оценивает, изучает, признает их с более поздними теориями в казахском языкознании

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Стилистика казахского языка
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины – изучение теоретических основ стилистики, рассмотрение новых исследований современной стилистики формирование стилевых навыков будущего специалиста-филолога. Объяснять теоретические основы стилистики; характеризовать новейшие приемы современной стилистики; применять теоретические знания в данной области.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Код ON3

    Как специалист с высшим образованием определяет внутреннее генетико-семантическое значение и действующее значение языка, анализирует фонетические и фонологические закономерности казахского языка, состав слов, особенности словообразования, преобразования структуры предложения и логико-грамматических типов предложения в соответствии с коммуникативными требованиями

  • Код ON6

    Оценивает дискурс, медиа-текст с лингвопрагматической точки зрения

  • Код ON4

    Проводит научные исследования в соответствии с научными методами в области филологии. Владеет редактированием текста, видами филологического анализа, основными единицами текста. Становится способным определять стилистическую коннотацию, языковые и стилистические нормы

  • Код ON7

    Владеет современными инновационными идеями, принципами межъязыкового и межкультурного общения

  • Код ON2

    Владеет знаниями о становлении и развитии казахского языка, связях между древними и современными языками, происхождении слов, грамматических и лингвистических изменениях

  • Код ON10

    Эффективно использует методы и средства получения, хранения, обработки информации в сфере СМИ, ведет блоги, ведет сообщения. Соблюдает нормы казахского литературного языка, составляет устные, письменные, рекламные, презентационные тексты различных стилей и жанров

  • Код ON12

    Владеет научной ориентацией об этапах развития казахского общества, культуры, языка, социальных и межличностных отношений

  • Код ON9

    Редактирует текст в научных исследованиях, академических институтах и учебных заведениях, исправляет отредактированные рукописи. Редактирует научную, техническую, социально-политическую, экономическую, художественную литературу, материалы в переписке с зарубежными учреждениями и предприятиями.

  • Код ON8

    Создает научные труды, учебники, методические указания, словари, касающиеся области языкознания и литературоведения в научных исследовательских, академических учреждениях и учебных заведениях.

  • Код ON5

    Проводит исследования функциональных, коммуникативных, прагматических, когнитивных особенностей казахского национального литературного языка в антропоцентрическом направлении.

  • Код ON11

    Пишет рефераты, филологические пояснения, аналитические эссе, обзорные рефераты, научные отчеты, учебно-исследовательские проекты, научные доклады, тезисы статей, филологические отзывы ы государственных учреждениях и организациях. Готовит научные документы

  • Код ON1

    Анализирует и разъясняет научно-теоретические проблемы в мировом и казахском языкознании. Осваивает научные теории, касающиеся филологии, используя передовой отечественный и зарубежный опыт. Формируется собственное мнение о новых направлениях, новых научных концепциях, актуальных проблемах в области языкознания и литературоведения

Top