Новая образовательная программа

7M02211 Философия в ЮКГУ им. М. Ауезова

  • Цель образовательной программы Подготовка магистров, владеющих научно-педагогическими знаниями в области теории и методологии философии и способных применить их в практической деятельности. Подготовка научно-педагогических кадров, специализирующихся в экспертно-аналитической работе в области философии, исследующих философско-культурологические тенденции модернизации общества.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M050 Философия и этика
  • Направление подготовки 7M022 Гуманитарные науки
  • Методика преподавания профильных дисциплин
    Кредитов: 5

    Цель: Ознакомление с современными методами и особенностями преподавания профильных дисциплин, развитие творческого потенциала и критического мышления. Содержание: Компетентностный и научный подходы в образовании. Технология индивидуального обучения, интегрированного, блочного и парацентрического обучения. Мультимедийная технология обучения. Преподавание профильных дисциплин путем разбора и решения проблемных ситуаций и кейсов. Логические методы и приёмы. Цифровое образование. Оn-line обучение. Организация исследовательской работы и развитие научного мышления. Разработка и актуализация учебно-методической документации

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 4

    Цель: Формирование теоретических и методологических основ подготовки преподавателя вуза с применением современных образовательных технологий обучения Содержание: Педагогика как наука и ее основные категории. Предмет и задачи педагогики. Интерактивные методы и инновационные технологии обучения. История и методология педагогики. Профессиональная компетентность, теория обучения преподавателя вуза. Современные тенденции развития высшей школы. Кредитная технология обучения. Организация СРМ, НИРМ. Составление учебно-методических материалов. Воспитательная работа в вузе. Менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Философское осмысление актуальных проблем современности
    Кредитов: 4

    Цель: выявление и понимание сущности и роли глобальных проблем современности, факторов обострения и предполагаемые пути решения; Содержание: Понятие глобальных проблем. Типологизация глобальных проблем. Предпосылки возникновения глобальных проблем. Предполагаемые пути решения глобальных проблем. Роль философии в решении глобальных проблем. Тенденций глобальных проблем и процессов в культурной и социальных сферах, в политике, экономике. Исторически изменяющиеся отношения общества и природы. Философские концепции современного общества и его будущего. Политическая либерализация и вопросы демократического управления. Экосистема человека. Войны, конфликты и миграции населения. И.Валлерстайн три идеологии или о псевдобаталии современности. Мировозрение и идеологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Цифровая гуманитаристика и образование
    Кредитов: 4

    Цель: Углубленное изучение тенденций развития цифровой гуманитаристики в контексте культурных процессов. Содержание: Изучение факторов, определяющих развитие цифровой гуманитаристики в целом и цифровой философии в частности, анализ основных тенденции и проблем развития цифровых гуманитарных наук в последней трети XX – начале XXI века. Цифровая философия для обозначения фактов приложения программного обеспечения, для преподавания, анализа или моделирования классических проблем философии. Программирование и компьютерное моделирования философских концепций, актуальные в философском познании, и в преподавании философии, как теоретический и практический результат. Тенденции развития образования в цифровом мире. Способы взаимодействия в цифровом пространстве. Цифровые технологии в образовании и преподавании.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 4

    Цель: Формирование системных знаний, умений и навыков эффективного управления персоналом Содержание: Введение в психологию управления. Психологические факторы эффективности управленческой деятельности. Личность в системе управления. Мотивация и результативность организации. Лидерство в организации. Стрессы в организации и эмоциональное выгорание. Психология управления конфликтными ситуациями. Личность подчиненного. Психологические особенности личности руководителя. Психологическое влияние в управленческой деятельности. Психологические основы принятия управленческих решений. Межличностное общение в управлении.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Креативное мышление в философии
    Кредитов: 4

    Цель: изучение теоретических и экспериментальных основ и закономерностей развития творческого процесса и формирование креативного мышления. Содержание: Сущность творческого процесса. Особенности творческого мышления. Стадия и особенности психического развития креативного процесса. Методы стимулирования и развитие креативного мышления в философии. Природа мотивации творчества. Концепция креативности. Актуальность нестандартного мышления в философии. Культура, искусство, поэззия. Научный способ мышления в философии. Методы генерирования креативных идей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 4

    Цель: Совершенствование языковой компетенции для чтения иноязычных оригинальных источников с различной степенью охвата содержания. Содержание: Подготовка письменных сообщений на научные темы по образовательной программе: научный доклад, тезисы по теме научного исследования, реферирование оригинальных источников на иностранном языке, аннотирование научного текста, резюме. Понимание общего содержания аутентичных записей. Восприятие на слух лекций, сообщений, содержащих профессиональную информацию. Развитие навыков устной коммуникации по образовательной программе: выступление с научным докладом, презентация научного исследования, научная дискуссия, научные дебаты, использование ситуационных игр.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История и философия науки
    Кредитов: 4

    Цель: Формирование представлений о закономерностях научного познания, научном рационализме, его формах, исторических видах и путях развития науки. Содержание: Предмет философия науки. Наука в культуре, цивилизации. Общие закономерности и тенденции научного познания. Возникновение, развитие науки. Научные революции. Научная рациональность. Философские методы. Наука как социальный институт Естественные науки. История социально-гуманитарных наук. Организация научной деятельности. Эволюция знания. Этические аспекты современной науки. Компьютеризация науки. Актуальные проблемы естественных и социально-гуманитарных наук.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Философия инновационного мышления
    Кредитов: 4

    Цель: формирование научного мировоззрения об особенностях современной философии в системе наук об обществе и человеке. Содержание: Современных уровни развития науки и техники. Идеи гуманизма. Философское осмысление инновационного мышления. Традиционное казахское мышление. Формы мышления. Абстрактное, диалектическое и спекулятивное, стандартное и не шаблонное мышление. Теории трансгуманизма человека. Новые инновационные методы в вопросах развития конкурентоспособности человека. Семантический анализ современных идеологий. Духовно-нравственные факторы инновационного развития Казахстана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Постмодернизм в философии
    Кредитов: 5

    Цель: изучение основных принципов, методов и способов организации и проведения научных исследований постмодернизма как важного этапа развития современной культуры, анализ концепций постмодернистской теории. Содержание: Проблемы развития современного общества в контексте постмодернистской философии. Онтологические, пространственно-временные трансформации постмодернистской теории. Специфика философского дискурса постмодерна. Социальные, культурологические аспекты постмодерна. Значение постмодернистской трактовки жизни в ситуации выхода за пределами постмодернистских реалий культуры и постмодернистского дискурса. Определение концептов, сформированными в постмодернистском дискурсе жизни. Терминологический аппарат современной философии постмодернистского периода. Логико-лингвистический анализ философского и научного текста.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Философия: диалог культур
    Кредитов: 6

    Цель: исследование основных методов и принципов анализа и описания философии культуры, развитие критического мышления. Содержание: Проблема ценностей в культуре. Общечеловеческие ценности. Нравственные основания культуры, творчество как фундаментальная функция культуры. Неклассическая философия культуры. Сакральность и ментальность ценн остей. Семантический сдвиг субстанций и акциденции. Семиотика и символизм в культурологии. Культурно-религиозный фактор в современном обществе. Анализированиеэтических, моральных, культурных ценностей. Теория А.Мюллера о диалоге культуры. Концепции и парадигмы культурологии Д.Лукача, В.Межуева, Ю. Лотмана, Ж.Делеза и У.Эко. Виды и типы культур, сфера духовной жизни людей. Освоение определенного знания о межкультурных отношениях. Школа «диалога культур» как проблеметизация образовательного знания. Проблема диспозиции культурной парадигмы образования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Проблемы современной антропологии
    Кредитов: 5

    Цель: изучение основных парадигмальных установок современной антропологии . Антропологические школы современной философии. Теории антропологии: К.Леви-Строса, М.Мида, Л.Моргана, Малиновского. Теория эволюции в антропологии. Функционализм и структурный функционализм. Диффузионизм и теория культурной регионалистики. Лингвистика в антропологии. Диахронные, синхронные, интерактивные взгляды. Проблема иррационального, бессознательного в современной западной философии: инстинкт, интуиция, воля, либидо, сублимация, архетипы. К.Г. Юнг о проблеме души современного человека. Принципы организации человеческого бытия как «жизненный порыв» в творчестве М.Шеллер. Сознание как синоним свободы у Ж.П.Сартр. Бунт как призыв к бытию и форма осознания себя человеком в философии А.Камю. Человек в зеркале футурологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Междисциплинарные аспекты социально-политических процессов
    Кредитов: 6

    Цель: изучить использование в научном исследовании и преподавании концептуально обобщенное знание о междисциплинарных аспектах изучения социально-политических процессов, рассмотренных с точки зрения аналитической антропологии. Содержание: Развить навыки использования основных аспектов междисциплинарного подхода на примере изучения социально-политических процессов; различать основные представления о толпе и массе, использующиеся при описании социально-политических феноменов; сформировать представление о связи понятий толпы и массы с понятием о модерне и соответствующими социо-культурными явлениями; научить проводить разграничением между использованием терминов «модерн» и «современность»; сформировать представление о различии понятий «политика» и «политическое» как категориями общественной деятельности и экзистенциально-проектного порядка соответственно.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Философия Абая и современность
    Кредитов: 6

    Цель: изучение сущности переосмысления наследия великого казахского мыслителя Абая. Философско-мировоззренческие проблемы в творчестве Абая «Слова назидания». Нравственная формула: «Адам бол» - «Будь человеком» как высший этический идеал. Проблема «Целостный человек» как образ нравственного, волевого, универсального человека в этическом учении Абая. Образ А.Кунанбаева и аль-Фараби в творчествах Г.Есим и Ж.Алтаева. Основные понятия: гуманизм, личность, счастье, мусульманство, щедрость, невежество. Преемственность философских взглядов аль-Фараби, аль-Газали и Абая.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Феноменологическая социология
    Кредитов: 6

    Цель: изучить использование в научном исследовании и преподавании концептуально обобщенное знание об основных подходах и проблемах феноменологической социологии. Содержание: О структуре политических и гносеологических аспектах межличностного общения, изучить философские проблематику социологии повседневности, овладеть тезаурусом феноменологической социологии, анализ текстов (монографий, статей) по проблемам феноменологической социологии. Исследовать содержание, аргументировать позиции представителей феноменологической социологии; раскрывать механизм преемственности между различными философскими и социологическими школами на примере проблем повседневной коммуникации. Демонстрировать навыки самостоятельного поиска и отбора информации по современным проблемам феноменологической социологии. Демонстрировать историческую динамику проблем феноменологической социологии в различных сферах: этической, политической и гносеологической; демонстрировать основные различия между философским, социологическим и этнокультурным знанием; способствовать выработке умения вести дискуссии по проблемам феноменологической социологии, способности логично формулировать, излагать и аргументированно защищать собственное видение роли и места повседневной коммуникации и повседневного опыта в современном обществе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Современная философия и методология познания общества
    Кредитов: 6

    Цель: изучение основных аксиологических проблем культуры как человеческой деятельности, преобразующая материальный мир, изменяющая форму природной предметности. Проблемы ценностей в культуре. Важнейшие общечеловеческие ценности. Нравственные основания культуры, творчество как фундаментальнуя функция культуры. Неклассическая философия культуры. Сакральность и ментальность ценностей. Семантический сдвиг субстанций и акциденции. Семиотика и символизм в культурологии. Культурно-религиозный фактор в современном обществе. Анализирование этических, моральных, культурных ценностей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Философия казахских акынов-жырау
    Кредитов: 6

    Цель: исследование философско-этического осмысления мира, человека, его места и роли в жизни, мировоззренческое содержание казахского фольклора. Мировосприятие казахских жырау и акынов 15-18 вв. Основная тематика произведений жырау, акынов, сказителей, сущность человека, его этической облик. Этическая проблематика – проблемы счастья, добра, долга, совести человека, назначения, смысла и цели его бытия как сердцевина казахской философской мысли ХVIII-ХIХ вв. Шалкииз, Актамберды жырау, Доспамбет, Бухар-жырау.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Онтологические основы цивилизационного мира
    Кредитов: 7

    Цель: изучение онтологических основ цивилизационного мира, философской описании сферы социально-исторического бытия. Содержание: Философское учение Г.Гегеля о сущности . Философская концепция М.Хайдеггера «Мирность мира» и «Экзистенциальная конституция» присутствия. Забота как бытие присутствия. Историчность присутствия и миро-история. Теория О.Шпенглера о циклическом развитии культуры. А.Тоинби о концепции европоцентризма и глобализации. Философская концепция К.Ясперса о мировой истории, о смысле истории. Духовная ситуация времени. С.Хантингтона о столкновении цивилизаций.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Эпистемологический анализ феномена кочевой цивилизации
    Кредитов: 7

    Цель: исследование и анализ культурного феномена степной цивилизации номадов. Онтология пути номадов. Содержание: Сущностные признаки кочевой цивилизации номадов. Пространство кочевья - как часть физико-географического пространства. Экологическое измерение пространства. Кочевая цивилизация как уникальная социальная система и механизмы стабильного состояния. Эвристический потенциал эпистемологических исследований общественных явлений и процессов Компаративистский анализ материалов. Феномен движение как основа кочевого образа жизни конно-кочевая цивилизация номадов, путь номадов, методологические и теоретические исследования антиподов оседлого статичного общества. Роль и место номадизма в мировоззрении и культуре казахов. Исследование философских, этических ценностей и культуры, способствует формированию ценностных ориентаций личности национальной идентичности, принципов современного научного мышления, патриотического сознания молодежи современного Казахстана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Методика и методология философских исследований
    Кредитов: 7

    Цель: развитие исследовательских навыков ведения самостоятельной научной работы, методов исследования и экспериментирования результатов научных исследований в области философия. Содержание: Истории развития научного познания. Методология и методы научного исследования в философии, структура и содержание исследовательского процесса, составление плана научной работы: структура, этапы и средства, составление концепции и программы исследования в философии, применение научных методов, интерпретация полученных результатов исследования, методы сбора и процедуры анализа данных в научном исследовании.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Религиоведические исследования
    Кредитов: 7

    Цель: ознакомить с теориями и методами современного религиоведения, изучения проблем религии в казахстанском обществе. Содержание: Различные аспекты становления и развития верования-философские, социокультурные, психологические. Мировые конфессии в условиях современного социума, методика преподавания религиоведческих дисциплин. Проведение религиоведческих исследований с целью вынесения профессиональной оценки. Детальное изучение законов и нормативных документов, регулирующих порядок проведения экспертизы. Освоение методов и средств выявления экстремистских идей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Аксиологический анализ гражданского общества
    Кредитов: 7

    Цель: сформировать представление о законности и справедливости как о фундаментальных аксиологических основаниях сосуществования общества и государства при изучении дисциплины Содержание: Феномен «гражданское общество» и его взаимодействие с государством. Социально-философские и идейно-теоретические основания феномена «гражданское общество». Политико-правовые концепты взаимодействия общества и государства: философский анализ. Ценностно-правовые основы взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Правовая ценность как основание построения модели взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Аксиологическое значение духовно-нравственных основ при оптимизации механизма взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Законность и справедливость как фундаментальные аксиологические основы сосуществования институтов гражданского общества и государства.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Философия языка и герменевтика
    Кредитов: 7

    Цель: Формирование основ теории и практики лингвистики, лингвистический анализ данных и их интеграция. Содержание: Философия высказывания. Философия языка как ценностных установок личности. Прагматическая концепция философии языка, изучающая содержащиеся в высказываниях ценностные установки личности. Языковая коммуникация как установление контакта между людьми, развитие способности взаимопонимания. Герменевтика, структурализм и постструктурализм. Современное философское понимание языка. Язык как знаковое выражение работы сознания. Основные проблемы и понятия современной философии языка, в трудах Ф.Соссюра. Герменевтика Гадамера и П.Рикера.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Код ON1

    демонстрировать эффективного применения коммуникационных умений и навыков, свободно владеть иностранными языками на профессиональном уровне, методологией науки, методами психологии управления;

  • Код ON2

    осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с пониманием научной и педагогической деятельности в высших учебных заведениях, привлечением современных информационных технологий, сообщать научному сообществу оригинальные идеи, демонстрируя академическую культуру и честность;

  • Код ON3

    применять на профессиональном уровне свои знания, понимание и способности для решения проблем в новой среде и решать исследовательские задачи в различных ситуациях на основе анализа онтологических, культурологических проблем, в том числе междисциплинарного характера;

  • Код ON4

    анализировать и применять полученные знания для философского осмысления сущности современности, постмодернизма, глоболизации;

  • Код ON5

    синтезировать идеи, выводы, проблемы и решения инновационного и креативного мышления, цифровой гуманитаристики и образования, языка, архетипов казахской культуры;

  • Код ON6

    приобретать навыки обучения, необходимые для самостоятельного продолжения дальнейшего обучения в области философии, религиоведения, культурологии;

  • Код ON7

    организовывать и планировать собственные научные исследования в гуманитарной сфере, аксиологии и эпистемологии;

  • Код ON8

    обосновывать свой выбор и применение методологического инструментария в социо-гуманитарных и философских исследованиях;

  • Код ON9

    проводить прикладные исследования в сфере философии, используя методы герменевтики и феноменологии, компоративистики, антропологии для решения актуальных проблем общества и государства.

Top