Следите за новостями и участвуйте в обсуждениях!
Подписывайтесь на
наш Инстаграм,
Телеграм-канал и
присоединяйтесь к чату сообщества — чтобы не пропустить результаты конкурса грантов!
6B07101 Материаловедение и экспертиза керамики, стекла и вяжущих в ЮКГУ им. М. Ауезова
-
Цель образовательной программы подготовка востребованных бакалавров способных к эффективной профессиональной деятельности в области материаловедения и экспертизы изделий из керамики, стекла и цемента
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B061 Материаловедение и технологии
-
Предметы на ЕНТ Математика и Физика
-
Область образования 6B07 Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли
-
Направление подготовки 6B071 Инженерия и инженерное дело
Дисциплины
-
Основы антикоррупционной культуры
Цель: формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции, устойчивых навыков антикоррупционного поведения. Содержание: Преодоление правового нигилизма, формирование основ правовой культуры обучающихся, в сфере антикоррупционного законодательства. Формирование осознанного восприятия, отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали, этики. Освоение навыков, необходимых для противодействия коррупции. Создание антикоррупционного стандарта поведения. Антикоррупционная пропаганда, распространение идей законности, уважения к закону. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, искать пути преодоления проявлений коррупции.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Общая химия
Цель: формирование современного представления о веществах, механизмах и способах превращения одних веществ в другие; свойствах различных видов материалов, составов, соединений; развитие химического мышления; навыков в постановке и проведении экспериментов, решении задач, формулировании выводов, обсуждение результатов химических экспериментов. Содержание: Основные понятия и законы химии. Классы неорганических соединений. Строение атома. Периодический закон Д,М.Менделеева. Химические связи. Комплексные соединения. Химическая термодинамика. Скорость химических реакций. Условия химического равновесия. Виды растворов. Способы выражения концентрация растворов. Гидролиз солей. Окислительно-восстановительные процессы. Процессы электролиза. Коррозия. Химия металлов и не металлических соединений
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Физика
Цель: формирование знаний физических законов и умений их применения в технике и технологии производства, развитие научного мышления на основе междисциплинарного подхода. Содержание: Законы классической и современной физики (механика, молекулярная физика, термодинамика, электромагнетизм, оптика, квантовая и атомная физика). Применение знаний физических явлений и процессов для решения прикладных и технических задач. Научные методы исследования, способы обработки и анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы искусственного интеллекта
Цель: формирование компетенций в области использования знаний и практического применения инструментов и методов искусственного интеллекта, с учётом приоритетов программыAI-Sana. Содержание: Введение в искусственный интеллект (ИИ). Развитие практических навыков и умений: применять инструменты ИИ; работать с большими языковыми моделями (LLM); использовать платформы искусственного интеллекта без кода; инструменты генеративного искусственного интеллекта; распознавания изображений; обработки естественного языка (NLP); визуализации данных с помощью ИИ. Иметь представление о применении ИИ в различных сферах; раскрыть потенциал ИИ через интеграцию подходов программы AI-Sana
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Мухтароведение
Цель: Формирование исторического, литературного представления о творчестве М. Ауэзова в контексте истории литературы, патриотизма и культурно-духовного позиции. Развитие художественного мышления, навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Содержание: Жизнь и творческий путь М. Ауэзова Семипалатинкский, Ташкентский, Санкт-Петербургский периоды. Деятельность М. Ауэзова в журналах «Шолпан», «Абай». Публицистика М. Ауэзова. Художественный обзор рассказов «Қорғансыздың күні», «Қыр суреттері», «Оқыған азамат», «Көксерек»,пьеса Еңлік-Кебек и повестей «Қилы заман», «Қараш-қараш» оқиғасы», монографии «Абай Құнанбаев», романа- эпопеи «Абай жолы»
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Абаеведение
Цель: Сохранение «национального кода» в проекте «Казахтану» на основе творчества А.Кунанбаева Исторический обзор истории Кзахстана и казахской литературы ХІХ-ХХ в. Исследования наследия Абая ХХ-ХХІ в. Хронология творчества Абая. Абай - великий поэт, этнограф, основатель казахской письменной литературы. Абай - составитель свода законов «Положение Карамолы», общественная значимость. Абай - мыслитель, религиовед, философ. Роль Абая в образовании и науке, концепция «Целостного человека». «Слова назидания» Абая, роман-эпопея М.Ауезова «Путь Абая» . К. Токаев «Абай и Казахстан в XXI веке», роль, значиость
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Физическая и коллоидная химия
Цель: формирование естественно-научного мировоззрения, понимание сути различных физико-химических явлений и процессов, протекающих в коллоидных дисперсных системах; знаний по физико-химическим поверхностным явлениям, дисперсным системама (наносистемам) и высокомолекулярным соединениям; умений и навыков для практического проведения физико-химических исследований Содержание: Молекулярно-кинетическая теория агрегатных состояний вещества. Основы химической термодинамики. Химическая кинетика. Химическое и фазовое равновесие. Катализ. Растворы. Электрохимия. Коллоиды. Высокомолекулярные соединения. Определение тепловых эффектов. Построение диаграммы равновесия. Кондуктометрическое титрование. Измерение электродных потенциалов и ЭДС. Потенциометрическое титрование.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Введение в специальность
Цель: обеспечение основными понятиями и базовыми знаниями, лежащими в основе будущей профессиональной деятельности в области материаловедения керамики, стекла и вяжущих, приобретение знаний о разновидностях керамических, стекло- и вяжущих материалов; об их свойствах и областях применения; теоретических основах производства керамических, стекло, вяжущих и минеральных материалов и изделий Содержание: Современное состояние и перспективы развития отрасли.Основы технологии стекла. Основы геммологи. Основы технологии керамики. Основы технологии вяжущих материалов
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Высшая математика
Цель: формирование представлений о теоретических основах высшей математики; практических навыков выполнения расчетов, применения теорем, формул, для решения профессиональных задач. Содержание: Матрицы. Определители. Методы решения систем линейных уравнений. Векторы. Различные уравнения прямой на плоскости и в пространстве. Кривые, поверхности второго порядка. Функция. Дифференциальное, интегральное исчисление функции одной переменной. Производные, дифференциалы высших порядков. Исследование функции, построение графиков. Неопределенные, определенные интегралы. Дифференциальные уравнения первого, второго порядков. Ряды.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Основы академического письма
Цель: изучение специфики, типологии и виды академического письма, эффективные технологии коммуникации, приемов создания научного текста, правил построения научных текстов различных жанров и подстилей (собственно научный, научно-учебный, научно-популярный и др.). различных видов текстов с учетом специфики академического дискурса. Содержание: Особенности академического письма. Общие требования к научной работе. Виды академических текстов. Стиль изложения. Ошибки в письменных научных работах
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Качественный и количественный анализ
Цель: формирование теоретических основ и навыков исследования качественного и количественного состава вещества; развитие способности применять знания в исследовательских работах, профессиональной деятельности. Содержание: Качественный анализ. Методы и приемы выделения и определения ионов. Типы реакций и процессов: кислотно-основное взаимодействие, комплексонобразование, окислительно-восстановительные реакции. Процессами осаждения, соосаждения, растворения, методы выделения, разделения и концентрирования анализируемых веществ. Гравиметрический и титриметрические методы анализа. Задачи количественного химического анализа: гравиметрический и титриметрический методы, а также физико-химические методы: электрохимические, оптические и хроматографические
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Кристаллография и минералогия
Цель: изучение основ кристаллографии, кристаллохимии, минералогии и петрографии; формирование навыков диагностики минералов и горных пород с целью использования в качестве сырья для синтеза керамики, стекла и вяжущих. Содержание: Кристаллография. Основы кристаллохимии минералов. Минералогия. Петрография. Определение кристаллографических простых форм. Определение формул симметрии важнейших простых форм различных сингоний. Определение на схемах формул структурных типов в силикатах. Определение и изучение минералов по их основным физическим свойствам и внешним признакам. Определение горных пород по их внешним признакам.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Инженерная компьютерная графика
Цель: формирование знаний, умений и навыков, достаточных для составления инженерно-конструкторской документации с использованием AutoCAD. Содержание: Проецирование. Точка и прямая. Плоскость. Аксонометрические проекции. Геометрические поверхности и тела. Основные сведения по графическому оформлению чертежей. Виды, разрезы и сечения на чертежах. Способы соединения деталей. Резьбовые изделия. Выполнение эскизов деталей. Составление и оформление, чтение и деталирование сборочных чертежей и чертежей общего вида. Первоначальная настройка. Завершение работы и сохранение изображений. Построение чертежа плоской фигуры. Построение чертежей деталей. Редактирование изображений. Построение трехмерной модели объекта
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Минеральное сырье Казахстана
Цель: формирование знаний по выбору промышленных-сырьевых ресурсов Казахстана, занятых в производстве керамики, стекла и вяжущих; навыков диагностики горных пород и минералов по внешним и физическим свойствам Содержание: Понятие о месторождениях полезных ископаемых. Классификация нерудного минерального сырья. Магматические, метаморфические осадочных породы. Кремнеземистые и глинистые, полевошпатовые и кварц-полевошпатовые породы. Карбонатные и сульфатные породы. Макроскопические методы исследования минералов и горных пород. Определение и изучение минералов и горных пород по их физическим свойствам и внешним признакам. Определение технологических свойств минералов и горных пород
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Математическое моделирование технологических процессов
Цель: формирование навыков построения математических моделей технологических процессов, освоение методологии анализа результатов моделирования Содержание: Методологические основы построения математических моделей процессов химической технологии. Моделирование кинетики химических реакций. Моделирование тепловых и массообменных процессов. Модели тепловых процессов (нагрева и сушки). Модели массообменных процессов (ректификации, сушки, экстракции, абсорбции). Моделирование гетерогенных каталитических процессов. Статистические модели на базе пассивного эксперимента. Статистические модели на базе активного эксперимента. Оптимизация химико-технологических процессов
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Прикладная механика
Цель: формирование теоретических знаний по основам классической механики, сопротивления материалов, конструирования и проектирования деталей и узлов машин, применяемых в технологии производства керамики, стекла и вяжущих. Содержание: Статика. Кинематика. Динамика. Основы расчетов элементов конструкций на прочность и жесткость. Растяжение и сжатие. Сдвиг и кручение. Устойчивость. Основные элементы структурной схемы. Кинематические пары, цепи и их классификация. Виды механизмов. Принцип образования плоских механизмов. Критерии работоспособности элементов конструкций. Стадии конструирования машин. Механические передачи. Валы и оси. Опоры валов. Соединения деталей машин. Точность изготовления деталей
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Физическая химия силикатов
Цель: формирование знаний об особенностях строения и свойств силикатных и других соединений в различных состояниях; применение знаний о структуре, дефектах, и различных состояний силикатов для проведения научных экспериментов и синтеза силикатных материалов. Содержание: Структура материалов. Дефекты кристаллической решетки. Расплавы силикатов и других тугоплавких неметаллических материалов. Силикаты и другие соединения в стеклообразном состоянии. Силикаты в высокодисперсном состоянии. Общая характеристика процесса спекания. Механизм и последовательность реакций в твердом состоянии. Решения задач
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Профессионально-ориентированный иностранный язык
Цель: развитие практического опыта и профессиональных навыков перевода научно-технической литературы в области материаловедения и экспертизы керамики, стекла и вяжущих; навыков разговорного английского языка; закрепление навыков владения иностранным языком как средством профессиональной, деловой коммуникации, дальнейшее развитие фонетических, лексических, грамматических знаний, умений, навыков. Содержание: Профессиональная терминология. Чтение и перевод научно-технической литературы в области материаловедения и технологии керамики, стекла, цементов. Обобщение, обсуждение на английском языке научно-технической информации в профессиональной сфере деятельности - сырьевые материалы, свойства, материаловедение, экспертиза и основы технологии керамики, стекла и вяжущих
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Физика и химия твердого тела
Цель: формирование представлений об основных процессах, явлениях и закономерностях физики и химии твердого тела, систематических знаний о фазовых превращениях в твердых телах, физических и химических свойствах материалов Содержание: Структура твердых тел. Дефекты кристаллической решетки. Фазовые превращения в твердых телах. Диаграммы фазового равновесия составов. Механические свойства твердых тел. Электрические и магнитные свойства твердых тел. Оптические и магнито-оптические свойства твердых тел. Химические свойства.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Закономерности технологических процессов
Цель: Изучение физико-химических закономерностей химико-технологических процессов Содержание: Теоретические основы химической технологии. Общая характеристика и классификация химико-технологических процессов. Термодинамический анализ ХТС. Ограничения в принципе Ле-Шателье по давлению, температуре и избытку реагентов. Расчет равновесного состава реакционной смеси. Кинетика гомогенных и гетерогенных химических процессов, области протекания, способы интенсификации гетерогенных процессов в различных областях протекания. Факторы, лимитирующие химико-технологические процессы. Характеристика гетерогенно-каталитических процессов. Механизм действия катализатора. Технологические характеристики твердых катализаторов. Химические реакторы для гомогенных, гетерогенных и гетерогенно-каталитических процессов. Приобретение навыков обоснования оптимального технологического режима производства
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Аналитические методы технической практики
Цель: формирование теоретических основ аналитической химии; аналитического контроля технологических процессов и качества продукции; формирование навыков выполнения экспериментальных исследований и анализа результатов исследований. Содержание: Общие теоретические основы аналитической химии. Методы анализа; Основы химической термодинамики, фазовых равновесий. Учения о растворах; электрохимии, основных законов и закономерностей электрохимических процессов при проведении экспериментов. Методы маскирования, разделения и концентрирования. Химические методы. Комплексонометрическое титрование. Хроматографические методы. Спектроскопические методы. Термические методы анализа. Гравиметрический анализ. Титриметрический анализ
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Экосистема и право
Цель: Формирование интегрированных знаний в области экономики, права, экологии и безопасности жизнедеятельности, методов научных исследований для достижения устойчивого развития общества. Содержание: Основы безопасного взаимодействия человека и природы, продуктивность экосистем и биосферы. Повышение конкурентоспособности предпринимательской деятельности общества, бизнеса и национальной экономики в условиях ограниченности ресурсов в рамках целей устойчивого развития Казахстана. Системное понимание экологических проблем и принципов устойчивого развития. Знание и соблюдение казахстанских прав, обязанностей и гарантий субъектов, государственное регулирование общественных отношений для обеспечения социального прогресса. Инклюзия - стратегия международного законодательства. Правовые основы искусственного интеллекта.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы электротехники и электроники
Цель: формирование целостного представления и системы знаний в области теории электромагнитных процессов, производства и передачи электрической энергии, а также формирование комплекса компетенций в области электротехники и электроники в такой степени, чтобы они могли выбирать необходимые электротехнические, электронные, электроизмерительные устройства, уметь объяснить их работу и правильно эксплуатировать. Содержание: Основы электробезопасности. Основные понятия и определения. Линейные электрические цепи постоянного и переменного тока. Трехфазные цепи. Получение симметричной трехфазной системы э.д.с. Нелинейные и магнитные цепи. Понятие о переходных процессах в электрических цепях, причины их возникновения. Электрические измерения и измерительные приборы. Трансформаторы и электрические машины. Элементная база современных электронных устройств, импульсные и цифровые устройства
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Аналитическая химия
Цель: изучение метрологических основ аналитической химии; аналитического контроля технологических процессов и качества продукции; формирование умений использовать методы качественного и количественного анализа; навыков выполнения экспериментальных исследований. Содержание: Основы аналитической химии. Методы анализа. Реагенты. Методы количественного химического анализа. Химические основы термодинамики, фазовых равновесий. Учения о растворах. Электрохимия. Основные и наблюдаемые электрохимические процессы. Типы химических реакций в аналитической химии, современные представления о кислотах и основаниях. Комплексообразование. Окислительно-восстанови-тельные реакции. Гетерогенные процессы: осаждение и соосаждение
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Общая химическая технология
Цель: Изучение научных основ химико-технологических процессов, выбор оптимальной технологической схемы производства с рациональным использованием сырья и энергии. Содержание: Структура химического производства. Периодические и непрерывные процессы. Критерии эффективности химического производства. Сырьевая и энергетическая база химической промышленности. Методы химической технологии, анализ и синтез химико-технологических систем. Закономерности гомогенных, гетерогенных и гетерогенно-каталитических химических процессов. Химические реакторы. Математические модели идеальных и реальных реакторов смешения и вытеснения. Изучение типовых химических производств, при выполнении лабораторного практикума. Привитие навыков расчета материального и теплового балансов процессов
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Предпринимательство и финансовая грамотность
Цель: Обучение навыкам организации предпринимательской деятельности, управления личными и семейными финансовыми ресурсами, имеющими ключевое значение для достижения финансового благополучия. Содержание: Предпринимательство: сущность, содержание и условия формирования. Организационно-правовые формы предпринимательства. Риски в предпринимательской деятельности. Бизнес-планирование в системе предпринимательской деятельности. Организация предпринимательских сделок. Культура и этика предпринимательства. Финансирование предпринимательской деятельности. Понятие, цели и задачи финансовой грамотности. Деньги, расчеты и платежи. Личные финансы: доходы, расходы, бюджет. Налоги и налогообложение физических лиц. Пенсии и страхование. Банковское обслуживание населения. Банкротство физических лиц и финансовые риски. Финансовая пирамида и личная финансовая безопасность.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы синтеза керамики
Цель: формирование знаний об используемом сырье, технологиях, строении и свойствах керамики; навыков определения состава и свойств сырья, основных свойств керамики Содержание: Сырье для производства керамики: природное сырье, искусственное сырье, техногенное сырье. Основы процессов технологии керамики. Строение и основные свойства керамики. Определение и описание образцов важнейших видов минерального сырья для производства керамики. Определение характеристик сырья. Ситовой анализ порошков. Определение спекаемости глин и керамических масс. Определение качественных характеристик керамических изделий.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Основы синтеза стекла
Цель: формирование теоретических основ стеклообразования, физико-химических основ стекловарения, технологии стеклоизделий; навыков управления свойствами стекла, определения состава и свойств сырья, стекла и стеклокристаллических материалов Содержание: Классификация промышленных стекол. Строение стекла и теоретические основы стеклообразного состояния. Технологические свойства стекла. Механические и деформационные свойства стекол. Физико-химические свойства стекла и управление свойствами стекол. Термические свойства стекол Электрические свойства стекол. Оптические свойства стекол. Химические свойства стекол; Определение свойств стекол
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Цементные и керамические материалы
Цель: формирование основ знаний о воздушно- гидравлических вяжущих; бетонах; керамических материалах; стекле; практических навыков исследования свойств сырьевых материалов и готовой продукции Содержание: Воздушные вяжущие, гидравлические вяжущие (свойства, производство, применение, гидратация цемента, пористость цементного теста). Бетоны (специфические компоненты, свойства свежего бетона, затвердевшего бетона). Керамические материалы, включающие тонкую керамику (кристаллическая структура и химические соединения, свойства, производство, применение). Стекло (химическая структура, свойства, производство и применение)
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основы материаловедения
Цель: изучение основ материаловедения: изучение связей между составом, строением и свойствами материалов, принципов выбора материалов и ознакомления с современными методами получения и с основами технологии переработки тугоплавких неметаллических материалов; развитие навыков исследования готовой продукции. Содержание: Закономерности структурообразования. Фазовые превращения в материалах. Основные классы современных материалов, их свойства и области применения. Принципы выбора материалов. Основные технологические процессы производства и обработки материалов. Особенности этапов жизненного цикла материалов и изделий из них
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Стандартизация, сертификация и метрология
Цель: формирование теоретических знаний и практических навыков в области стандартизации, сертификации и метрологии для решения задач по обеспечению единства измерений и контроля качества продукции, услуг и работ в своей профессиональной деятельности Содержание: Объекты стандартизации, сертификации и метрологии. Законодательная и нормативно-техническая база систем стандартизации, технического регулирования, метрологии и подтверждения соответствия. Общенаучные и специальные методы стандартизации. Схемы сертификации и декларирования. Методы и виды измерений. Расчет погрешностей и неопределенности измерений. Техническая основа метрологии. Роль международных систем менеджмента в повышении конкурентоспособности предприятий
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Специальные главы физической химии тугоплавких неметаллических и силикатных материалов
Цель: изучение теоретических и практических вопросов получения высокотемпературных неметаллических и силикатных материалов и соединений, в том числе на основе реакции, происходящих в твердой фазе, гетерофазных реакций, процессов спекания, кристаллизации и рекристаллизации. Содержание: Процессы при синтезе силикатных и других тугоплавких соединений. Процессы твердофазового взаимодействия. Процессы спекания. Процессы кристаллизации. Процессы кристаллизации. Практическое значение процессов рекристаллизации в технологии силикатных и других тугоплавких материалов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы научных исследований силикатных материалов
Цель: изучение физико-химических методов анализа сырья и силикатных материалов; формирование практических навыков выполнения качественного анализа, проведения патентных исследований, экспериментальных исследований при синтезе силикатных материалов, исследований источников сырья и продукции, обобщения результатов на основе проведенных исследований Содержание: Рентгенографические методы. Термические методы. Оптическая (световая) микроскопия. Петрография технического камня. Инфракрасная спектроскопия. Электронная микроскопия. Патентоведение и патентные исследования. Интерпретация рентгенограмм. Качественный фазовый анализ по термограммам. Петрография технического камня: вяжущие материалы, керамика, камни в стекле. Растровая электронная микроскопия
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Основы технологии производства цемента
Цель: формирование знаний основ технологий вяжущих материалов; формирование навыков расчета и приготовления сырьевых смесей, их корректировки, обжига клинкера, получения и определения качественных характеристик готовой продукции. Содержание: Классификация вяжущих материалов. Состав цементного клинкера. Основные признаки вяжущих материалов. Физико-химические основы технологии вяжущих материалов. Добыча, дробление и помол сырья. Приготовление сырьевых смесей и корректировка. Процессы, протекающие при термической обработке сырьевых смесей. Определение характеристик сырьевой смеси, клинкера и цементов. Расчет химического и вещественного состава сырьевой смеси.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Специальные силикатные системы
Цель: формирование знаний о диаграммах состояния силикатных систем, использование диаграмм состояния для получения обтимальных составов и выполнения научных исследований. и синтеза силикатных материалов Содержание: Фазовые равновесия и диаграммы состояния силикатных систем. Диаграммы состояния однокомпонентных систем: SiO2, Al2O3, ZrO2. Диаграммы состояния двойных систем: правила фаз, основные типы диаграмм состояния. Системы: Li2O-SiO2, Na2O-SiO2,K2O-SiO2, MgO-SiO2, СаО-SiO2, Al2O3-SiO2, Диаграммы состояния тройных систем: пространственная и проекционная диаграммы состояния трехкомпонентной системы, понятие о путях кристаллизации расплавов, применение правила рычага, основные типы диаграмм состояния трехкомпонентных систем, основные трехкомпанентные силикатные системы. Решение задач по диаграммам состояния: определение фазового состава, путей кристаллизаций, температур спекания и плавления
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы и технические средства исследования структуры и свойств силикатных материалов и изделий
Цель: формирование представления об управлении научно-исследовательской работой, современными методами научного исследования, технического эксперимента; навыков самостоятельной теоретической и экспериментальной работы; навыков работы с научной литературой, составлять литературный обзор, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, использовать выводы в СМАРТ и других научно-исследовательских лабораториях. Содержание: Термические и спектральные методы исследования. Рентгенографический, электронографический методы исследования. Микроскопический и электронно-микроскопический методы. Методы контроля прочностных, теплофизических и электрофизических свойств материалов, методы дефектоскопии полуфабрикатов и изделий. Техника статистической обработки экспериментальных данных
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Организация производства и менеджмент
Цель: формирование основных понятий развития промышленных предприятий, принципов управления производством; концепции производственного процесса на предприятиях различных сфер деятельности и навыки по его организации; практических навыков по основным характеристикам в процессе выработки решений при управлении производства Содержание: Проблема экономической реализации собственности. Основные черты и эволюция натурального и товарного хозяйства. Виды рынков. Инфрастуктура рынка. Принципы рыночной экономики. Основные макроэкономические показатели, цели и инструментарии макроэкономики. Экономические функции государства
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Оборудование производств минеральных вяжущих
Цель: формирование знаний назначения, обоснования работы, конструктивных особенностей технологического оборудования, их работы и взаимодействия в единых технологических линиях по производству вяжущих материалов; навыков расчета и подбора оборудования при проектировании заводов по производству вяжущих материалов Содержание: Основное и вспомогательное оборудование заводов по производству вяжущих материалов, их конструктивные особенности. Оборудование для добычи, транспортировки, дробления, помола сырья и приготовления сырьевых шихт, производственных печей, холодильного оборудования; Мельницы для помола клинкера. Оборудование для пылеулавливания. Безопасность труда в производственных условиях Расчет основных характеристик основного оборудования
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Системы управления химико-технологических процессов
Цель: изучение понятия управления технологическими процессами; формирование способностей осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья, и продукции Содержание: Основы автоматического управления. Структурные схемы АСР. Средства измерения и отображения информации; контроль основных технологических параметров. Система автоматического регулирования, понимание регулирования промышленных объектов, измерение температуры, уровня, количества и расхода вещества, давления. Основы конструкции АСУ. Автоматизированные системы управления технологическими процессами при проектировании промышленных предприятий
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Автоматизация производств
Цель: изучение принципов автоматизации технологических процессов и производств машиностроительных предприятий, обоснование и разработка функций систем управления, информационного, математического и программного обеспечения. Содержание: Методы выбора, разработки и внедрения систем автоматизации и управления технологическими процессами и производств. Подготовка технологических процессов и производств к автоматизации: модернизация и механизация оборудования, диспетчеризация; характеристики и модели оборудования; автоматизация технологических процессов на базе локальных средств. Автоматизированные системы управления технологическими процессами, их функции и структуры. Интегрированные системы автоматизации и управления технологическими процессами, производствами и предприятиями.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Инженерная экономика
Цель: развитие экономического мышления и практических навыков выполнения инженерно-экономических расчетов на основе изучения экономического механизма функционирования предприятия в рыночных условиях. Содержание: Инженерная экономика, цель и задачи курса. Основные признаки, задачи и функции предприятия. Основной и оборотный капитал предприятия. Персонал предприятия. Оплата труда на предприятии. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия. Планирование производственной деятельности предприятия. Маркетинговая деятельность предприятия. Издержки производства и себестоимость продукции. Прибыль и рентабельность. Экономическая эффективность деятельности предприятия
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Оборудование производств стекла
Цель: формирование знаний видов, назначения, принципов работы, конструктивных особенностей оборудования заводов по производству стекломатериалов; навыков расчета и подбора оборудования производств стекла. Содержание: Оборудование для приема, складирования, транспортировки. Оборудование для дробления, помола, обогащения и сортировки продуктов. Оборудование для приготовления шихты. Питатели и дозаторы, дозировочно-смесительные линии. Стеклоформующие машины, флоат-ванны. Оборудование для обработки стекла. Конструктивные особенности заводов по производству стекла. Расчет и подбор дробильно-помольного оборудования; грохотов, сепараторов и транспортеров; смесителей; стеклоформующих машин; оборудования для обработки стекла
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Оборудование производств керамики
Цель: формирование знаний видов, назначения, принципов работы, конструктивных особенностей механического оборудования заводов по производству керамики; навыков расчета и подбора оборудования производств керамики. Содержание: Оборудование для дробления и измельчения исходных компонентов керамических масс. Оборудование для разделения материалов по фракциям. Оборудование для пылеулавливания и магнитной очистки, транспортировки и хранения переработанных материалов. Оборудование для смешивания и подготовки масс. Оборудование для формования изделий Безопасность труда в производственных условиях. Расчет и подбор дробильно-помольного оборудования; грохотов, сепараторов и транспортеров; смесителей, формовочного оборудования
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Тепло- и звукоизоляционные стекло материалы и изделия
Цель: формирование представлений о характеристиках, составах, технологии производства и применении тепло- и звукоизоляционных стекломатериалов; формирование навыков выполнения экспериментальных исследований по определению свойств тепло- и звукоизоляционных стекломатериалов, анализа результатов исследований, формулирования выводов Содержание: Строение и основные свойства тепло- и звукоизоляционных стекло материалов и изделий. Тепло- и звукоизоляционные материалы на основе минеральных волокон; ячеистое стекло, пеностекло: сырьевые материалы, приготовление шихты, физико-химические основы стекловарения, формования тепло- и звукоизоляционных материалов из стекла и изделий, Определение качественных показателей сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовой продукции
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Основы проектирования силикатных производств
Цель: формирование знаний основ проектирования силикатных производств; основных принципов заводских конструкций; норм технологического и технико-экономического проектирования заводов керамики, стекла и вяжущих; практических навыков проектирования производств Содержание: Размещение оборудования и планировка производственных помещений, принципиальные технологические схемы заводов силикатной промышленности. Общие принципы проектирования заводов. Технико-экономическое обоснование, выбор места строительства. Генеральный план завода. Учет экологических факторов при проектировании. Нормы технологического проектирования и технико-экономические показатели заводов. Расчет материального баланса и подбор оборудования заводов производств керамики, стекла и вяжущихс использованием ИИ. Разработка технологической схемы производствас применением ИИ. Проектирование цехов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Грубозернистая строительная керамика
Цель: формирование знаний основ синтеза грубозернистой строительной керамики профессиональных навыков определения основных технических характеристик изделий грубой строительной керамики, искусственных пористых заполнителей; выполнения исследований, анализа результатов исследований, формулировки заключения, выводов Содержание: Кирпич и камень керамические. Черепица керамическая. Трубы керамические канализационные и дренажные. Керамические химически стойкие изделия. Искусственные пористые заполнители (керамзит, аглопорит). Определение качественных показателей грубозернистой керамики в соответствии с требованиями стандартов: кирпича и камней керамических, черепицы керамической, керамических труб, химически стойких (кислотоупорных) изделий, керамзита и аглопорита
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Тепловые процессы и установки в технологии керамики
Цель: формирование знаний основ тепловых процессов производств керамики; возможности использования различных видов топлива, конструктивных особенностей теплотехнического оборудования; тепловых процессов, происходящих на стадии сушки и обжига керамики; формирование инженерных знаний и навыков эксплуатации, расчета тепловых агрегатов в производстве керамики. Содержание: Классификация тепловых установок: камерные, кольцевые, туннельные, конвейерные печи (конструкция и принцип работы печи; особенности сжигания топлива, способы садки и ведения огня, теплообмен и аэродинамика в печи). Установки для вспучивания кусковых материалов. Расчет материального и теплового баланса печей
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Тепловые процессы и установки в технологии стекла
Цель: формирование профессиональных знаний по тепловым процессам, происходящих на стадии варки стекломассы, термообработки в технологиях производства стекла; конструктивных особенностей теплотехнического оборудования: формирование навыков расчета и знания основ эксплуатации тепловых агрегатов в технологиях производства стекла. Содержание: Классификация тепловых установок. Печи стекольного производства: горшковые и ванные печи (классификация и устройство, конструктивные элементы, футеровка и теплообменные устройства). Принцип работы регенераторов и рекуператоров. Вспомогательные печи стекольного производства. Расчет материального и теплового баланса печей
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Компьютерное проектирование силикатных производств
Цель: формирование знаний основ проектирования на основе компьютерного инжиниринга с использованием ИИ и генерации, применения и передачи новых знаний с целью создания и развития наукоемких технологий керамики, стекла и вяжущих с последующим их объединением в технологические цепочки; формирование навыков разработки наукоемких инноваций и создания современных цифровых и smart производств. Содержание: Теоретические основы систем компьютерного проектирования и использования ИИ. Обзор современных систем компьютерного проектирования предприятий силикатной промышленности. Приемы создания графических объектов. Создание и корректировка чертежей производств керамики, стекла и вяжущихс применением ИИ. Структура чертежа. Построение разреза. Оформление чертежа
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Хризотилцементные изделия, воздушные и автоклавные вяжущие материалы, композиционные вяжущие
Цель: углубление знаний о свойствах, получении и вяжущих материалов, композиционных вяжущих применении хризотилцементных изделий, воздушных и автоклавных, а также изделий на их основе; формирование навыков проведения исследований, анализа результатов исследований, формулирования выводов. Содержание: Особенности воздушных вяжущих веществ и специальных цементов, области их применения. Гипсовые, известковые и магнезиальные вяжущие материалы. Смешанные и специальные виды цементов. Глиноземистые цементы. Технология хризотилцементных изделий, силикатного кирпича. Сухие строительные смеси. Методы испытания гипсовых вяжущих веществ, строительной извести, тампонажного цемента. Определение качественных характеристик материалов
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Тепловые процессы и установки в технологии минеральных вяжущих материалов
Цель: формирование профессиональных знаний тепловых процессов, происходящих на стадии обжига и тепло-влажностной обработки в технологиях производства вяжущих; конструктивных характеристик тепловых агрегатов; формирование навыков расчета тепловых агрегатов в технологиях вяжущих материалов. Содержание: Классификация тепловых установок. Вращающиеся и шахтный печи для обжига цементного клинкера. Теплообменные и топливо-сжигающие устройства вращающихся печей. Особенности теплообмена и аэродинамика печи. Клинкерные холодильники. Загрузочные и выгрузочные устройства. Печи с кипящим слоем. Тепловые установки для пропаривания изделий. Расчет материального и теплового баланса печей
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Изделия из стекла строительного назначения
Цель: формирование знаний особенностей синтеза стекла строительного назначения; развитие навыков моделирования составов и свойств, проведения исследований по синтезу и определению свойств стекла, формулировки выводов, внедрения обоснованных решений в профессиональную деятельность Содержание: Технология листового стекла: классификация и ассортимент листовых стекол; технические характеристики листовых стекол; различные методы формования и обработки листовых стекол. Контроль соответствия листовых стекол требованиям ГОСТ по внешнему виду, основным параметрам и размерам. Определение основных свойств стекол. Составление технологических схем производств Расчеты по составу стекол
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 7
-
Экспертные исследования изделий из керамики
Цель: формирование практических навыков экспертного анализа (в т.ч. судебно-экспертного исследования) керамических изделий, определения состава и свойств сырьевых материалов, структуры, химико-минералогического состава и свойств керамики с использованием методологии экспертного анализа. Содержание: Исследование изделий из керамики - особенности идентификации: методология исследования сырья, полуфабрикатов и готовой продукции Тонкая керамика, грубая керамика, теплоизоляционные материалы и изделия, огнеупоры - особенности идентификации: определение физико-механических показателей, технологических, химических, термомеханических показателей керамических образцов
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 7
-
Моделирование и оптимизация свойств и технологических процессов вяжущих материалов
Цель: формирование профессиональных навыков проведения патентных исследований, моделирования состав массы для синтеза полезной и востребованной продукции нового поколения; проведения химических, технологических и физико-механических экспертиз вяжущих материалов; проведения экспертной оценки вяжущих материалов. Содержание: Патентные исследования с использованием ИИ. Исследование химико-минералогического состава сырьевых материалов. Приготовление, гомогенизация сырьевых шихт. Подбор и расчет составов сырьевых смесей для получения вяжущих материалов, в т.ч. с использованием компьютерных программ и ИИ. Обжиг клинкеров и других вяжущих материалов. Определение качественных характеристик продуктов обжига. Размол клинкеров с добавками и получение цемента. Определение физико-химических и физико-механических показателей вяжущих материалов
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 7
-
Моделирование и оптимизация свойств и технологических процессов стеклоизделий
Цель: формирование профессиональных навыков проведения патентных исследований, моделирования составов и технологических процессов на основе компьютерного инжиниринга и с использованием ИИ, разработки наукоемких инноваций и создание современных диджиталsmart производств и проведения экспертной оценки стеклоизделий Содержание: Определение химического состава сырьевых материалов и стекла. Патентные исследованияс применением ИИ. Подбор и расчет состава шихты для варки стеклас использованием ИИ. Лабораторная варка стекла. Определение физико-механических, термических, химических свойств стекол. Определение свойств и обработка поверхности стекла. Определение электрических свойств стекла. Определение оптических свойств стекла. Определение технологических свойств стекла
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 7
-
Моделирование и оптимизация свойств и технологических процессов керамических материалов
Цель: формирование профессиональных навыков проведения патентных исследований, моделирования составов и технологических процессов на основе компьютерного инжиниринга и с использованием ИИ, разработки наукоемких инноваций и создание современных диджитал, smart производств и проведения экспертной оценки керамических изделий Содержание: Определение основных свойств сырьевых материалов. Определение зернового состава и характеристики дисперсности материалов. Патентные исследования. Подбор и расчет состава масс и глазурей для синтеза керамикис использованием ИИ. Определение технологических характеристик керамических масс. Термообработка полуфабриката. Определение плотности, структурных характеристик, механических и упругих свойств, электрофизических свойств керамики, свойств хозяйственной и строительной керамики.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 7
-
Экспертные исследования изделий из стекла
Цель: формирование практических навыков экспертного анализа (в т.ч. судебно-экспертного исследования) стеклоизделий; определения состава и свойств сырьевых материалов, структуры, химико-минералогического состава и свойств стекла с использованием методологии экспертного анализа, Содержание: Исследование изделий из стекла - особенности идентификации. Методология проведения исследования. Листовое, тарное, сортовое, техническое, архитектурно-строительное стекла, эмали и неорганические покрытия, ситаллы, особенности идентификации: определение физико-механических показателей, технологических, химических, термомеханических показателей стекло-образцов
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 7
-
Экспертные исследования минеральных вяжущих материалов
Цель: формирование навыков проведения научно-аналитического исследования вяжущих материалов; выбор исходных материалов и методов исследований; проведения химических, технологических и физико-механических экспертиз (в т.ч. судебно-экспертного исследования) вяжущих материалов. Содержание: Исследование минеральных вяжущих материалов - особенности идентификации. Методология проведения исследования. Гидравлические вяжущие вещества (цементы), хризотилцементные изделия, воздушные вяжущие, автоклавные и термотвердеющие вяжущие материалы, композиционные вяжущие особенности идентификации: определение физико-механических показателей, технологических, химических, термомеханических показателей вяжущих материалов.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 7
-
Полимерцементные вяжущие материалы и изделия
Цель: углубление знаний особенностей технологических процессов получения сырьевой смеси и синтеза полимерных вяжущих материалов; развитие навыков моделирования составов и свойств, а также технологии получения полимерцементных вяжущих; формирование навыков синтеза и определения качественных характеристик. Содержание: Особенности технологических процессов получения клинкера Влияние режима охлаждения на свойства клинкера. Измельчение клинкера и получение портландцемента. Технологический контроль производства; Гидратация и твердение портландцемента. Строительно-технические свойства и применение полимерцементных вяжущих и композиционных материалов. Коррозия цемента. Исследовательские работы по получению и определению качественных характеристик полимерцементных вяжущих
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 7
-
Тонкозернистая строительная керамика
Цель: формулирование знаний особенности синтеза тонкокерамических изделий с востребованной продукцией нового поколения; навыков моделирования составов, выполнения экспериментальных исследований по синтезу керамики и ее анализу, анализа результатов, формулировки выводов, внедрения обоснованных решений в профессиональную деятельность. Содержание: Основы процессов производства тонкокерамических изделий. Глазури и керамические краски, глазурование и декорирование изделий. Плитки для полов, фасадные, облицовочные глазурованные плитки. Керамогранит. Хозяйственный и художественный фарфор. Изделия санитарные керамические. Тонкокаменные изделия, майолика. Электротехнический фарфор. Определение технологических характеристик пресс-порошков, шликеров, глазури и керамики. Расчеты керамических масс, глазурей
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 7
Профессии
Результаты обучения
- Свободно коммуницировать в профессиональной среде и социуме на казахском, русском и английском языках, применяя принципы и культуру академической честности
- Решать профессиональные инженерные задачи, применяя информационно-коммуникационные технологии, фундаментальные математические, естественнонаучные и общественнонаучные знания, методы научного и экспериментального исследований, элементы экономического анализа, финансовой грамотности
- Идентифицировать минералы и горные породы с обоснованием возможности их использования в качестве сырья для синтеза керамики, стекла и вяжущих материалов
- Проводить комплексные исследования сырья, полуфабрикатов и силикатных материалов, изучая закономерности зависимости их свойств от химического состава, структуры, способов обработки, с использованием новейших физико-химических методов и современных технических средств измерений
- Синтезировать керамику, стекло и вяжущие материалы, обоснованно выбирая оптимальный состав шихты, применяя основы химической инженерии и материаловедения, математическое моделирование технологических процессов с использованием искусственного интеллекта
- Проектировать современные безопасные, экологически чистые цифровые, смарт производства керамики, стекла и вяжущих с учетом конструктивных особенностей технологического и теплотехнического оборудования, применяя расчетные, программные и технические средства компьютерной графики, искусственный интеллект
- Выполнять экспертные исследования (в т.ч. судебно-экспертные) керамики, стекла и минеральных вяжущих материалов с составлением обоснованного заключения по ним, применяя знания академического письма
- Выбирать оптимальные параметры для реализации технологического процесса в соответствии с техническими условиями действующих стандартов к силикатным материалам и изделиям
- Адекватно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях; понимая значение принципов и культуры академической честности, неся социальную и этическую ответственность за производственные решения и личные поступки, эффективно работая как индивидуально, так и в команде, квалифицированно отстаивая свою точку зрения
- Демонстрировать способности к самообразованию в профессиональной сфере деятельности, самовоспитанию, здоровому образу жизни в течении всей жизни
- Эффективно применять знания, умения, навыки и компетенции, полученные в рамках дополнительного образования