6B02205 История в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Программа направлена на формирование компетенций бакалавра гуманитарных знаний на основе инновационного подхода к системному историческому образованию для профессиональной деятельности в области образования и науки, социально-культурной сфере, государственно-управленческом секторе.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B034 История
-
Предметы на ЕНТ Всемирная история и География
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки
Дисциплины
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Древняя история Казахстана
Цель дисциплины: сформировать полное представление об основных этапах и особенностях исторического процесса на территории Казахстана с древнейших времен до тюркского периода. Понимания политической и социальной структуры государственных образований древнего периода на территории Казахстана и генезис номадной цивилизации в контексте древнего периода Казахстана, классифицировать письменные и археологические источники, систематизировать специальные исследования по древней истории Казахстана.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности человека
Цель дисциплины – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой, в том числе в процессе туристско-рекреационной деятельности.Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, в том числе в условиях путешествия, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Цель:формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель дисциплины – сформировать ответственное отношение и способность демонстрировать на практике применение принципов и норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры в быту и на рабочем месте, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы археологии
Цель дисциплины: сформировать разносторонние и системные представления о закономерностях и этапах развития человеческого общества, на базе теоретических и методических основ археологии как фундаментальной науки в изучении общества. Учебный курс формирует конкретные знания в области археологии, представления о процедуре и методике археологических исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Средневековая история Казахстана
Цель дисциплины: сформировать знания источников, основных теорий и концепций по средневековой истории Казахстана. Учебный курс формирует способность анализировать общие закономерности и особенности исторического развития этносов и государств средневекового Казахстана. Дисциплина направлена на изучение исторических процессов, происходивших на территории Казахстана в средневековье и определять их место и значение.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Источниковедение и историография
Цель сформировать способность проводить критику исторических источников и историографический анализ. Дисциплина направлена на: изучение природы источника и основы историографического познания; проведение источниковедческого синтеза и критического анализа исторических исследований; оценивание значение историографии в системе гуманитарного знания; определение научно-познавательной ценности источника, используя приемы источниковедческого анализа и синтеза.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Вспомогательные исторические дисциплины
Цель дисциплины сформировать способности использовать знания специальных дисциплин в профессиональной деятельности. Будут изучены: принципы и методы ВИД, содержание ключевых понятий и терминов, применяемых в современных специальных исторических дисциплинах; история возникновения и развития специальных исторических дисциплин, этапы их становления и современное состояние; особенности и роли ВИД в исторических и архивоведческих исследованиях.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Историческая этнология
Целью дисциплины является изучение и понимание места исторической этнологии в системе социально-гуманитарных наук, ее методологических основ, формирование представления об основных школах и научных направлениях, изучающих этничность и этническую культуру описывающую многообразие современного мира.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Новая история Казахстана
Цель дисциплины: сформировать способность описывать и оценивать исторические процессы отечественной истории в период нового времени на основе теоретических концепций отечественной и зарубежной историографии. Учебный курс формирует способность анализировать исторические события, определяя их закономерности. Дисциплина направлена на изучение исторических процессов нового времени, повлиявших на дальнейшее развитие Казахстана.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
История древнего мира
Цель дисциплины- сформировать способность анализировать ключевые события истории древнего мира, выдающихся деятелей древности. Учебный курс формирует понимание основных этапов древнейших цивилизаций, закономерностей общественного развития. Дисциплина направлена на изучение: истории государств, культуры древности; основных теоретико-методологических направлений в современном востоковедении и антиковедении, изучение источников по истории древнего мира.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
История средних веков
Цель дисциплины сформировать навык понимания общих закономерностей и особенностей развития стран Европы в средневековье. Определять значение феодального периода в истории мировой цивилизации. Дисциплина направлена на: выявление этапов развития европейских стран, классификацию источниковой базы медиевистики, применение научных принципов и подходов в изучении исторических этапов истории средних веков Западной Европы.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Основы архивоведения
Цель дисциплины: сформировать способность использовать знания теории и истории архивного дела в Казахстане. Учебный курс формирует основу понимания принципов и научных методов архивоведения, процесс организации документов по государственным и негосударственным хранилищам. Дисциплина направлена на изучение терминологического аппарата, форм использования архивных документов, архивное право и архивное законодательство.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
История советского Казахстана
Цель дисциплины - дать объективные исторические знания по советскому периоду истории Казахстана. Научатся понимать идеологические и практические мотивы действий советского руководства, а также настроения и стратегии сопротивления и приспособления обычных людей, анализировать архивные источники по отечественной истории ХХ века.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Восточный язык Ч.1 (арабский/ персидский/ китайский/турецкий)
Цель дисциплины: формирование базовых понятий фонетики, грамматики изучаемого иностранного языка. Знать базовые понятия фонетики, лексики, грамматики, тематические группы слов в объеме изученного материала; Использовать языковые средства фактической информации. Строить монологическую и диалогическую речь в объеме изученного материала.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Исторические измерения кочевой цивилизации Центральной Азии
Цель: формирование на основе изучения узловых проблем отечественной истории навыков самостоятельной работы с источниками, историографического анализа и критического мышления. Демонстрировать современные знания в области истории и теории мирового кочевниковедения. Понимать общую парадигму развития кочевых сообществ для интерпретации своего подхода изучаемого в области отечественной истории научного явления.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Средневековый Казахстан и мусульманский Восток
Цель курса - сформировать у обучающихся более целостное и объективное видение истории и культурного наследия с учётом общемусульманских и глобальных трендов эпохи средневековья. Курс базируется на комплексном, системном изучении широкого спектра связей тюрков с мусульманском миром: от религии, науки, языка до торговли, дипломатии и военного дела.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Новая история стран Европы и Америки
Цель дисциплины: сформировать способность описывать и оценивать основные тенденции и специфику развития стран Европы и Америки, международных отношений во второй период новой истории, основополагающие факты, наиболее крупные персоналии политической, международной, культурной истории; постановку соответствующих вопросов в современной историографии, основные источники и литературу.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
История стран Азии и Африки в средние века
Цель дисциплины: сформировать глубокие и разносторонние представления об средневековой истории стран Азии и Африки, своеобразии их путей развития, факторах, обусловивших особый характер исторического процесса на Востоке; научить применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности по окончании учебного заведения, в исследовательской и аналитической работе.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Основы музееведения
Целью дисциплины является формирование у студентов знаний об основных понятиях в области музееведения и классификации музеев, об основных видах и типах научной работы в музеях, структуре, содержании и особенностях создания музейных экспозиций, сущности и специфики культурно-образовательной деятельности музеев.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Тюркский мир и Европа
Цель дисциплины: сформировать способность понимать специфику эволюции государственно-политической системы тюрких и европейских народов их особенности и различия. Дисциплина направлена на изучение на основе редчайших источников истории взаимоотношений между Тюркским миром и Европой в эпоху поздней античности и средних веков, общих закономерностей и особенностей взаимодействия Востока и Запада.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Золотоордынская цивилизация
Цель дисциплины: сформировать способность анализировать процесс становления и расцвета Золотой Орды как евразийской цивилизации. Дисциплина направлена на изучение: политических, социокультурных факторов исторического развития, роль личностного фактора в цивилизационной парадигме средневековой государственности.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Языки стран Европы Ч.1 (немецкий/французский/итальянский/испанский)/
Целями освоения дисциплины является подготовка специалиста, владеющего иностранным языком в объёме, позволяющем в дальнейшем использовать его для решения профессиональных задач информационно-лингвистической, консультативно-коммуникативной и переводческой деятельности согласно общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Восточный язык Ч.2 (арабский/ персидский/ китайский/турецкий)
Цель дисциплины: сформировать способность совершенствования навыков употребления сложных лексических и грамматических конструкций для профессионального чтения на иностранном языке. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: применять тематическую лексику на иностранном языке в составлении предложений; читать тексты, анализируя полученную информацию; находить ключевые абзацы в источниках; составлять проблемные вопросы.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
История Османской империи
Цель дисциплины: сформировать способность описывать и оценивать процесс формирования основных компонентов и этапов исторического развития Османской империи. Учебный курс формирует основу понимания исторического процесса в области реформирования экономических социальных и политических структур Османской империи. Дисциплина направлена на изучение особенностей политического, этнического и культурного развития Османской империи.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
Цель дисциплины: сформировать знания по истории стран Азии и Африки в новое и новейшее время; раскрыть колониальную политику западных держав в странах Азии и Африки; охарактеризовать социально-политическое и экономическое развитие стран Азии и Африки в новое и новейшее время; проанализировать освободительные движения на Востоке в середине XIX- ХХ в.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Языки стран Европы Ч.2 (немецкий/французский/итальянский/ испанский)/
Цель дисциплины – сформировать способность применять основы коммуникативно-интеркультурной компетенции в четырех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме. Учебный курс формирует основу знаний достаточных для работы с текстами на иностранном языке для использования их в своей научной работе. Дисциплина направлена на изучение: форм и видов устной и письменной коммуникации на иностранном языке.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Современная история стран Европы и Америки
Цель дисциплины: сформировать способность описывать и оценивать политические, социально-экономические и культурные процессы, происходившиеся в странах Запада в новейшее время. Формирует понимание об основных факторах, определивших динамику процесса перехода индустриального общества к постиндустриальной стадии развития, создает теоретическую основу для сравнительно-сопоставительного изучения исторических событий и явлений в различных странах и регионах Европы и Америки.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Противоречия и модернизация в истории Советского Казахстана
Цель дисциплины - дать объективные исторические знания по советскому периоду истории Казахстана. Научатся понимать идеологические и практические мотивы действий советского руководства, а также настроения и стратегии сопротивления и приспособления обычных людей, анализировать архивные источники по отечественной истории ХХ века.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Казахстан в системе имперских практик
Цель курса - рассмотрение изучение истории Казахстана как историю Казахского государства в системе имперских практик. В этот период Казахстан вошел в сферу влияния Российской и Китайских империй. Казахское общество стало объектом многочисленных экспериментов и реформ России с целю полного завоевания не только Казахстана, но и всей Центральной Азии.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Сравнительная история мировых религий
Цель курсa - сфoрмирoвaть у студентoв кoмплексные предстaвления o прoцессaх вoзникновения, функциoнирoвaния и рaзвития религии, ее теoрии, взaимосвязи с другими oблaстями жизни oбществa; нaучиться грaмoтнo вести мирoвoззренческий диaлoг, oвлaдеть искусствoм пoнимaния других людей, чей oбрaз мысли и действия являются иным.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Практикум по иностранному языку (арабский/ персидский/ китайский/турецкий)
Цель дисциплины: сформировать способность реализовать свои коммуникативные намерения в учебно-трудовой, социально-культурных сферах общения с помощью монологического высказывания, описания и повествования, понимания речи, прослушивания текста для применения на практике. Будут изучены: языковые формы и речевые образцы, позволяющие правильно выражать мысли на иностранном языке; лексика и грамматика продолжающего уровня иностранного языка
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Основы управленческой деятельности
Цель дисциплины сформировать способность находить организационно-управленческие решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовность нести ответственность за их результаты, учет последствий управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности. Дисциплина направлена на изучение: принципов развития и закономерности функционирования организации, основные процессы организации, принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Язык для специальных целей/ (немецкий/французский/итальянский/ испанский)
Цель дисциплины: сформировать способность владеть иностранным языком как средством межкультурного и профессионального общения путем формирования коммуникативной и профессиональной компетентности для употребление в устных и письменных высказываниях основную терминологию специальности. Будут изучены: лексика в объёме учебной программы, умение выступать с сообщениями, докладами, презентациями, обзорами, выразиться в непринужденном разговоре.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Историческое знание
Цель понимать роль исторической науки в системе гуманитарного знания. Будут сформированы навыки: понимать объект, функции, сущность исторического знания и гуманитаристики, исторические категории, типы истории и особенности научных дисциплин, закономерности и причино-следственные связи, значимость цифровой гуманитаристики; использовать основы вспомогательных исторических дисциплин; применять основы научного познания; оценивать гражданскую позицию в истории.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Республика Казахстан в мировом сообществе
Цель дисциплины - сформировать способность определять места и роли Республики Казахстан в мировом сообществе наций, выявлять основные факторы и направления её сбалансированной и многовекторной внешней политики. Дисциплина направлена на изучение: процесса становления независимости РК; анализ стратегического значения РК как центра Евразии.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Историческая политика
Целью дисциплины является формирование у студентов знаний об основных понятиях, связанными с политическим измерением исторического занаия и механизмами его инструментализации, показать взаимную опосредованность политики и культуры исторического прошлого и политического настоящего; корректно определяет особенности проблематики, методологии и источниковой базы научных исследований в области исследований коллективной исторической памяти и дискуссий относительно возможности и границ исторической политики.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
История Российского государства
Цель дисциплины: сформировать целостное представление об основных тенденциях социально-политического и культурного развития Российского государства. Дисциплина направлена на изучение основных этапов становления и развития Российского государства, в которых выделяются: возникновение новых государств - Киевской Руси, феодальных княжеств, Российского централизованного государства, Российской империи, советской и постсоветской России.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
История тоталитарных государств Европы ХХ века
Цель дисциплины – овладение базовыми теоретическими знаниями о истории тоталитаризма стран Европы в ХХ в., стадий развития тоталитарной системы, показать противоположность идеологий и целей политических режимов, типологическое сходство, сходство механизмов укрепления и сохранения власти. Раскрыть исторические предпосылки и причины формирования тоталитарных режимов, а также причины неизбежности их гибели.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Клиометрика
Цель дисциплины: сформировать способность использовать новые методы исторических исследований с помощью теоретического экономического инструментария, количественных методов анализа, статистического моделирования, использования гипотетического моделирования альтернативных версий развития экономики в прошлом. Учебный курс формирует способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
История Китая
Цель дисциплины: сформировать глубокие знания обо всех аспектах жизни китайского общества и государства. Учебный курс формирует основу анализа характерных черт и особенностей истории, экономических успехов, достижений китайской историографии. Дисциплина направлена на изучение религии идеологии, общественной мысли, проблем династийных циклов, проблем культурного развития Китая.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
Результаты обучения
- Демонстрировать понимание основы социально-этических ценностей и общественно-правовых норм жизнедеятельности человека, способствовать развитию общей культуры и социализации личности, ориентироваться в различных социально-экономических, политических и чрезвычайных ситуациях, анализировать социально-значимые проблемы и процессы, раскрывать логику общеисторического развития социумов;
- Использовать понятийно-терминологический аппарат в области истории, методы вспомогательных исторических дисциплин в работе с историческими источниками; осмысливать теории исторического познания и исторического процесса; понимать методы исторической науки.
- Обосновывать содержание методологических подходов в истории; анализировать закономерности важнейших явлений, событий древней, средневековой, новой и новейшей истории.
- Интерпретировать экономические, политические, общественные, культурные процессы в ходе эволюции общества; анализировать исторические процессы древней, средневековой, новой, новейшей истории стран Европы, Америки и Центральной Азии и устанавливать причинно-следственные связи региональных и локальных последствий исторических событий;
- Оценивать тенденции развития исторической науки и научных школ в историографии; давать оценку историческим источникам и их репрезентативности для оценки и описания исторической реальности; использовать знание иностранных языков, навыки осуществления перевода в рамках профессиональной деятельности в научных организациях, в работе с историческими источниками.
- Выявить общие и особенные приемы анализа различных типов источников (вещественные, письменные) при анализе исторических событий; критически оценивать причины и следствия исторических явлений и событий отечественной и всеобщей истории; выявлять основные тенденции исторического развития регионов, стран;
- Разрабатывать имитационные модели исторических событий при помощи компьютерного моделирования и информационное обеспечение историко-культурных и краеведческих аспектов в деятельности организаций и учреждений;
- Давать экспертное заключение социально-культурным проектам и проводить исторические аналогии, анализ социально-экономического контекста, используя различные методы анализа и структурирования информации;
- Определять методические условия успешного решения основных целей образования, кооррдинация и разработка концепции обучения и организовывать работу группы по достижению результата;
- Разрабатывать информационное обеспечение историко-культурных и краеведческих аспектов в деятельности организаций и учреждений, использовать методы выявления историко-культурного и природного потенциала региона, демонстрировать знания основ законодательства об охране и сохранении исторических памятников;
- Оценивать аналитическую информацию с учетом исторического контекста для принятия решений органами государственного и местного управления; разрабатывать исторические и социально-политические аспекты в информационно-аналитических центрах, общественных и политических организациях, средствах массовой информации; разрабатывать и осуществлять культурно-просветительские проекты.
- Строить профессиональные отношения в коллективе; использовать в своих профессиональных целях данные смежных наук: социологии, экономики, психологии; осваивать новые информационные технологии; адаптироваться в нестандартных ситуациях, работать в команде.