Новая образовательная программа

6B02125 Традиционно-музыкальное искусство в ЗКГУ им. М. Утемисова

Дисциплины

  • Теория музыки

    Студенты овладеют комплексом знаний в области изучения системы музыкально - теоретических дисциплин; приобретут систематизированные знания в области элементов музыкальной выразительности; смогут свободно владеть музыкальной терминологией; овладеют практическими навыками построения конструктивного материала как основы для сочинения, импровизации и ориентации в художественных нотных образах.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Основы права и антикоррупционной культуры

    В ходе курса студенты овладеют знаниями в области основополагающих теоретических положений законодательства, научатся ориентироваться в сложной системе действующего законодательства, а также повысят уровень правовой культуры. В процессе изучения дисциплины будут рассмотрены причины, предпосылки, основные методы и формы борьбы с коррупцией, проблемы формирования антикоррупционной культуры в современном обществе; социальные, экономические, правовые, нравственно-этические методы и формы противодействия коррупции

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Цифровые технологии и искусственный интеллект

    Целью данного курса является формирование компетенций, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта, ресурсов сети Интернет при решении задач академической и будущей профессиональной деятельности. Студенты узнают о месте и роли современных технологий и искусственного интеллекта, в том числе интернет-технологий и переходных цифровых технологий в процессах развития общества, о способах формирования практических навыков использования цифровых технологий и ИИ в качестве средств решения задач учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Постановка голоса 1

    Знание особенностей певческого аппарата и основ вокальной методики. Культура вокального исполнения. Сольное пение и пение в ансамбле. Знание особенностей развития детских голосов и методики охраны их в разные возрастные периоды. Методика, технология формирования постановки голоса, необходимых для профессионального использования голоса в творческой деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Ансамбль 1

    В процессе занятий по данной дисциплине студенты должны приобрести такие необходимые для их дальнейшей профессиональной деятельности качества: развитие умения слышать звучание не только своей партии, но и всего ансамбля в целом и, в соответствии с этим, оценивать динамический баланс ансамбля; умение добиваться в необходимых случаях тождественности исполнения всех элементов музыкальной ткани, штрихов, педализации, звукоизвлечения и т.д.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Экология и безопасность жизнедеятельности

    Основные закономерности функционирования живых организмов, экосистем различных организационных уровней, биосферы в целом, их устойчивость. Взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствий хозяйственной деятельности человека, особенно в условиях интенсификации природопользования. Современное понимание концепций, стратегий и практических целей устойчивого развития в разных странах и в Республике Казахстан. Безопасность жизнедеятельности, ее основные положения. Риски, чрезвычайные ситуации. Анализ рисков, управление рисками. Системы безопасности человека. Современные дестабилизирующие факторы. Социальные, религиозные, политические, экономические угрозы, угрозы в повседневной жизни. Система учреждений безопасности и правовое регулирование их деятельности

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Специальность І

    Подготовка по специальности по видам инструментов (домбыра, баян, кобыз, кыл-кобыз, шертер, фольклорные инструменты). . Развитие профессиональных навыков и умений игры на инструменте, самостоятельной исполнительской деятельности, чтения с листа, звуковедения. Работа над нотным текстом, аппликатурой, штрихами, динамическими оттенками, звукоизвлечением. Фундаментальные знания о различиях традиционных песенных школ. Знакомство с богатым песенным наследием выдающихся исполнителей и композиторов. Задачи преемственности и развития традиционного музыкального искусства среди молодого поколения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Основной музыкальный инструмент 1

    Разбор произведения. Аппликатура. Привитие навыков деления музыкального произведения на фразы и отдельное исполнение частей произведения при разборе. Исполнение каждой части в медленном темпе со счетом. Игра в сопровождении фортепиано, особенности игры в ансамбле. Преодоление технических сложностей путем специальных упражнений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Оркестровый класс 1

    Ознакомление с принципами посадки оркестра, расположением групп относительно дирижера, вариантами изменения посадки. Формирование основных навыков ансамблевого музицирования: взаимной координации, ритмической согласованности, точное соблюдение пауз, динамического равновесия. Освоение необходимого для оркестранта навыка воспроизводить незнакомый нотный текст без ошибок в заданном дирижером темпе. Знакомство основами дирижерских жестов, получение навыка реакции на изменение жеста.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Основы научных исследований и академического письма

    Целью данного курса является развитие исследовательских подходов и навыков. В ходе курса осваиваются основные методы научного исследования с использованием различных видов информационно-коммуникационных технологий и сервисов для поиска, хранения, обработки, защиты и распространения информации с соблюдением принципов исследовательской этики в ходе проведения исследований. Студенты овладевают умением анализировать и систематизировать информацию, выдвигать и обосновывать собственные идеи и представлять все это в виде четко структурированного, логически упорядоченного текста, изучают особенности академического письма, способы правильного написания и оформления письменных видов работ в соответствии с принципами академической честности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Сольфеджио 1

    Сольфеджирование одноголосных и двухголосных музыкальных примеров, запись на слух музыкальных построений, анализирование на слух цепочек интервалов и аккордов, импровизация на заданные музыкальные темы и ритмические построения, владение вокально-интонационными навыками, анализ элементов музыкального языка. Знание музыкальной терминологии, игра на инструменте.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Религиоведение

    Изучение сущности религии, ее структуры, функций и роли в жизни общества и человека, особенностей ее исторического развития, становления и динамики религий Казахстана, сущности государственной политики в области религии. Дисциплина направлена на формирование навыков межконфессионального диалога, анализа и оценки религиозной ситуации, критического мышления. Методы: проблемное обучение, сравнительный, аналитический, герменевтический методы, эссе

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы экономики, предпринимательства и финансовой грамотности

    Студенты изучат основы экономики и предпринимательства, основные формы ведения бизнеса, овладеют теоретическими и практическими знаниями в сфере повышение уровня финансовой грамотности, в том числе личного финансового планирования. Ознакомятся с основами денежно-кредитной, фискальной и социальной политики государства. На практических занятиях студенты приобретут навыки написания бизнес-плана, освоят методы формирования личного финансового плана и способы инвестирования сбережений, методы увеличения доходов с использованием услуг финансовых организаций, способы защиты от финансового мошенничества, системы пенсионного обеспечения, страхования, банков и банковской деятельности, правовой защиты в мире денег и финансов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основной музыкальный инструмент 2

    Музыкальные лады. Тоника и пентатоника. Схемы позиций. Штрих «пиццикато» для правой руки. Аппликатура натуральной, гармонической и мелодической гаммы в пределах одной октавы (А-moll). Правила и методы перехода с позиции на позицию: скольжение одним пальцем, поочередное исполнение двумя соседними пальцами (1-2, 2-3), переход через «открытую» струну, и т.д.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Оркестровый класс 2

    Разучивание партии, отработка трудностей, пассажей, обучение и (или) проверка выбора штрихов, аппликатуры. Обучение коллективному исполнению партии внутри одной группы инструментов. Отработка навыка игры в унисоне, навыка сопоставления баланса звука, оттенков, соблюдения аппликатуры, ритма и его изменений в ансамбле. Обучение коллективному исполнению музыки в оркестре. Выработка навыка ритмической, штриховой, динамической синхронности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Ансамбль 2

    Обучающийся через ансамбль овладевает навыками и приемами работы ансамбля. Изучение предмета "Ансамбль" позволяет расширить музыкальный кругозор обучающегося, сформировать звуковую культуру исполнения, воспитать у обучающихся слуховой самоконтроль, развить и закрепить навыки чтения нот с листа. При обучении навыкам игры в ансамбле, прежде всего, формируется умение слушать себя и слушать партнера.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Постановка голоса 2

    Формирование знания и практических навыков народного вокала в неразрывной связи с другими дисциплинами (народным творчеством; региональными певческими стилями; расшифровкой; аранжировкой); исполнение народных песен в составе хора или ансамбля; приобретение вокальных навыков исполнения народных песен с высоким уровнем сложности (мелодической, метроритмической, ладогармонической и регистровой); овладение различными традиционными стилевыми особенностями исполнения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Специальность II

    Освоение основных профессиональных навыков исполнительского мастерства на инструменте. Работа над этюдами, гаммами, произведениями малой и крупной форм. Качество звука, точность метро-ритма, чувство воли и преодоление различных технических сложностей при исполнении произведений, написанных в разных жанрах и стилях. Умение играть композиторские сочинения на различные штрихи (кагыс), метро-ритмы, темпы, раскрывать художественно-образный замысел сочинений. Раскрытие эмоционального содержания произведения. Концертные выступления как средство развития исполнительского искусства.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Сольфеджио 2

    Студенты приобретут навыки слухового анализа, интонирования, освоят метрические и структурные особенности музыкального развития, средства музыкальной выразительности, овладеют навыками написания музыкального диктанта; смогут петь одноголосные и двухголосные упражнения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Этносольфеджио 1

    Слуховое усвоение домбровых, и прочих инструментальных, песенных, эпических традиций и стилей различных регионов Казахстана, песенного фольклора и древнего пласта инструментальной музыки, запись музыкального диктанта, ритмический диктант, мелодический диктант, устный диктант. Пение одноголосия и двухголосия.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Постановка голоса 3

    Расширение знания обучающихся об искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка. Ориентирование будущих специалистов на творческое освоение ценностей мировой культуры. Подготовка к практической музыкально-исполнительской и педагогической деятельности.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Ансамбль 3

    Умение играть в ансамбле в одном темпе, постепенно ощущая общность движения, чувствовать партнера; работать над единством художественного замысла, драматургии и воплощать ее в процессе совместного исполнения. Овладение студентами искусством фортепианного ансамбля, изучение фортепианных ансамблей казахстанских, русских и западноевропейских композиторов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Сольфеджио 3

    Знание и пение простых и сложных интервалов, основных терцовых и нетерцовых аккордов, семиступенных диатонических и смешанных ладов, фигур основного и условного ритмического деления, знание основных схем дирижирования. Умение спеть с листа незнакомую мелодию, содержащую альтерацию, отклонения и модуляции в различные степени тонального родства, тональные сопоставления, фрагменты атонального типа; спеть мелодию средней сложности в транспозиции. Владение навыками концентрации внимания, одновременного слышания нескольких самостоятельных голосов, быстрого запоминания и повторения музыкальных последовательностей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Гармония 1

    Законы и свойства гармонизации, анализирование формы, фактуры, метроритма, мелодии и других компонентов музыкального языка. Взаимодействие временных и пространственных факторов в музыке, гармония и ритм, гармония и форма. Понимание процесса формирования музыкальной формы. Умение гармонизовать мелодию, игра секвенций на инструменте.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Специальность III

    Знание тембровых возможностей инструмента. Понятие о силе звука, количестве обертонов, скорости звука. Умение чисто интонировать различные простые и сложные интервалы, вводные тона, диссонансы. Умение слышать и слушать мелодическую и гармоническую структуру произведения. Навыки работы над нотным текстом, аппликатурой, штрихами, динамическими оттенками, звукоизвлечением. Фундаментальные знания и исполнение произведений композиторов традиционных локальных песенных и кюевых школ.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Полифоническое сольфеджио 1

    Овладение одноименными мажорными и минорными ладами. Пение параллельного мажора и минора. Пение ладов народной музыки. Анализ специфических интервалов по слуху. Создание заданных аккордов и интервалов. Пение вспомогательные и переходные хроматические звуки. Овладение тональностями. Анализ и пение голосов полифонического строения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Основной музыкальный инструмент 3

    Упражнения для развития техники исполнения гамм. Хроматические гаммы. Исполнение гамм и арпеджио с применением различных штрихов, ритмического рисунка, с различной аппликатурой и в разных тональностях. Работа над передачей художественного замысла автора и характера произведения, с сохранением нотного текста. Умение анализировать музыкальные особенности и содержание исполняемого произведения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Оркестровый класс 3

    Понятия: ансамблевая игра, унисон (интонационный, ритмический, динамический), основные дирижерские жесты. Развитие ритмического, мелодического, гармонического слуха и музыкальной памяти. Навыки игры штрихов: staccato, legato, pizzicato. Изучение различных ритмических вариантов. Работа над качеством звука и интонацией. Динамические упражнения: crescendo, dimiinuendo и различные сочетания.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • История исполнительского искусства

    Воспитание способности ориентироваться в различных художественных стилях, исполнительских направлениях. Формирование профессиональных знаний по истории исполнительского искусства. Основные этапы развития исполнительских школ. Анализ эволюции инструментально-выразительных средств и исполнительских приемов. Творчество крупнейших представителей исполнительского искусства.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Специальность IV

    Развитие на инструменте по специальности (пение в сопровождении инструмента) сольных исполнительских навыков. Ознакомление с образцовыми сборниками нотных хрестоматий песен и кюев, использование аудио и видео материалов. Интонация звука на инструменте, материал изготовления инструмента, строение (струны, подставка, смычок, футляр). Влияние звука на содержание произведения. Понятие об артикуляции, аппликатуре, агогике, акустике. Овладение навыками игры упражнений на пунктирные и синкопированные ритмы. Исполнение произведений на штрихи легато (кантилена). Исполнение песен и кюев в западноказахстанской традиции.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Полифоническое сольфеджио 2

    Сольфеджиолирование ритмических фигур. Тритоны. Изучение пауз. Пение упражнений в различных размерах. Пение одноголосных и двухголосных упражнений. Анализ полифонических фактур. Пение упражнений, написанных в различных стилях. Впечатляющие виды музыки. Написание двухголосных диктантов. Анализ цепочек аккордов, развитие слуховых способностей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Оркестровый класс 4

    Исполнение произведений в унисон. Формирование и развитие навыков самостоятельной настройки своего инструмента, умение красиво, свободно играть на сцене, вместе начинать и заканчивать исполнение музыкального произведения, слушать друг друга. Применение различных видов штрихов в соответствии с художественным замыслом исполняемых произведений. Работа над интонацией и качеством звука. Работа над единым чувством ритма и синхронностью звукоизвлечения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Традиционная музыкальная культура казахов

    Акыны, жырау Казахстана. Казахские исполнители. Музыкальное искусство Казахстана. Музыкальное творчество казахов. Образцы устного народного поэтического творчества прошлого, обычаи и обряды, народные игры и празднества. Инструментальные произведения на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Достижения музыкальной культуры Казахстана.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Основной музыкальный инструмент 4

    Значение соблюдения динамических оттенков для повышения исполнительского мастерства студентов. Работа над качеством звука. Правильное применение различных штрихов, приемов и методов звукоизвлечения при исполнения различных динамических оттенков, нюансов. Работа над передачей музыкального образа и художественного замысла автора при исполнении на домбре кюев и классических произведений.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • История музыки

    Знание истории формирования и развития основных музыкальных жанров; сведений о жизни и творчестве композиторов мировой музыкальной культуры разных эпох. Пути развития музыкального искусства. Их обусловленность общественно – политическими и общекультурными процессами. Особенности функционирования музыкального искусства.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Гармония 2

    Теоретические знания и навыки самостоятельной гармонизации мелодии, овладение техникой игры на фортепиано практических упражнений и гармонических последовательностей, связь с практикой, знание историко-стилистических особенностей музыки. Усвоение основных закономерностей гармонии, понимание эстетических концепций и композиционно-технических средств музыки разных эпох.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Этносольфеджио 2

    Традиции, обычаи, свадебные обряды. Жанр қара өлең. Ритуальные песни жоқтау. Строение сложных народных песен. Региональные особенности казахской песенной традиции. Особенности школ Западного региона, школ Жетысу, Арка. Особенности и разновидности школ исполнения кюев.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Музыкальная форма 1

    Дисциплина "музыкальная форма" является практическим курсом, предназначенным для теоретического и практического освоения (анализа) музыки разных направлений и стилей. Студенты получат всестороннее представление об основах музыкальной формы, приобретут знания в области гомофонических форм. В курсе изучения музыкальной формы студенты сформируют навыки анализа простых двух- и трехчастных форм; темы с вариациями; формы рондо, сонатной формы. Содержание тем дисциплины включает изучение старинной двухчастной и старинной сонатной формы, циклических форм.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Специальность V

    Применение на инструменте (в народном пении) музыкально-художественных и технических приемов игры, интонации звука. Знание композиционной структуры кюев: вступительная часть, бас буын, орта буын, малая сага, большая сага, исполнение произведений западно-казахстанской традиционной школы. Исполнительские особенности кюев в стиле шертпе. Методы звукоизвлечения вибрато. Пьесы малой и крупной форм казахстанских и зарубежных композиторов. Освоение навыков концертного исполнительства.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Общее дирижирование

    Анализ музыкальных произведений, дирижирование произведений, умение точно воспроизвести дирижерские жесты и учитывать размер произведения. Точное выполнение технических упражнений. Творческий поиск интерпретаторских решений; овладение навыками организаторской деятельности; развитие мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Сценическое мастерство 1

    Овладение сценическим мастерством, профессиональными навыками поведения на сцене, техникой перевоплощения. Формирование представлений о художественном образе. Совершенствование сценического мастерства, культуры речи, создание индивидуального имиджа и сценического образа, использование производственных и технических средств сценического искусства (макияж, грим, костюм и т.д.).

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • История музыкальной педагогики

    Научно-теоретические основы многосторонней деятельности исполнителя и педагога; достижения практической педагогики и методические мысли прошлого и современности; классические образцы базового педагогического репертуара музыкальных училищ и колледжей; изучение методических взглядов крупнейших музыкальных педагогов мира, осмысление важнейших трудов в истории музыкальной педагогики

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основной музыкальный инструмент 5

    Особенности ритмического рисунка кюев. Работа над правильным применением штрихов, манерой исполнения, приемов звукоизвлечения, приемов украшения звуков, свойственных различным видам кюев (токпе, шертпе) и домбровым школам (Арқа, Жетісу, Қаратау, т.д.) Умение различать домбровые школы. Исполнение произведений профессиональных композиторов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • История казахской музыки

    Истоки казахской национальной музыкальной культуры. Становление профессиональной музыки письменной традиции; Творчество композиторов Казахстана. Различение стилевых особенностей региональных песенных и инструментальных школ, определение индивидуально-стилевых черт композиторов Казахстана.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахское народное музыкальное творчество

    Традиционные жанры казахского народного песенного и инструментального творчества. Историческая обусловленность жанров; региональные школы (песенные и инструментальные); роль казахского фольклора как базового компонента в развитии музыкальной культуры и ее составляющей – профессиональной музыки; систематизация, методика анализа и описания фольклорных образцов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Музыкальная педагогика и психология

    Предмет психологии. Понятие о личности. Вопросы общей психологии. Вопросы возрастной психологии. Основы педагогики. Педагогика, ее предмет. Музыкальная педагогика. Процесс обучения, его основные принципы, формы, методы и средства. Средства обучения в детской музыкальной школе.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Фортепиано 1

    Формирование посредством фортепианной игры профессиональной культуры; развитие пианизма; владение навыками концертмейстера, ансамблиста; умение читать с листа, транспонировать, исполнять на рояле партитуры; формирование концертно-просветительской и психологической готовности к осуществлению музыкально-культурной миссии в обществе.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Песенный репертуар

    Формирование навыков, способствующих профессиональной компетенции исполнителя через изучение репертуарной базы. Анализ произведений с точки зрения исполнения. Правильный подбор художественного репертуара для детального изучения на основе индивидуальных, голосовых, психо-физических особенностей исполнителя, и многообразии музыкальной литературы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Анализ музыкальных произведений 1

    Умение анализировать музыкальную литературу. Наряду с приобретением теоретических и практических знаний о содержании, формах, жанрах, стилистических особенностях музыкального произведения, приобретение знаний о методах профессионального, научного анализа музыкального произведения с точки зрения единства содержания и формы. Знание исторически сложившихся музыкальных форм .

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Оркестровый класс 5

    Подготовка к музыкально-исполнительской деятельности в оркестре, навыки репетиционного процесса и концертного исполнения в составе оркестра; свободное владение диапазоном оркестра, профессиональными навыками чтения с листа. Владение репертуаром в различных жанрах и стилях.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Методика преподавания специальных дисциплин

    Систематизация исполнительского опыта и освоение практических навыков педагогической работы. Общие принципы и методы обучения исполнителя. Изучение педагогических принципов различных школ и направлений, научно-методических трудов. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптиматизация педагогической деятельности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Концепции исследовательской деятельности в музыке

    Студенты получат комплекс системных знаний по содержанию научно-исследовательской работы учителя музыки; изучат алгоритм практической научно-исследовательской деятельности в сфере музыкального образования; освоят диагностические методики и эмпирические методы музыкального образования с применением их на практике; сформируют познавательную мотивацию к музыке и музыкальной деятельности в рамках урочных и внеурочных занятий, а также в условиях дополнительного образования. После изучения курса студенты должны знать: основные методы научного исследования музыкального произведения, проблемы исполнительства и педагогики; уметь обосновывать актуальность выбранной темы, формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности в области музыкального исполнительства и педагогики на базе архивных материалов, периодики, музыковедческой литературы и систематизировать его, применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Полифония

    Развитие музыкального вкуса, понимание полифонических средств выразительности, полифоническое многоголосие во всех его основных видах как один из важнейших способов организации музыкальной ткани, историко-теоретические основы полифонии. Подголосочная полифония, контрастная полифония, имитационная полифония, строение фуги, сочинение фуги, канон.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Изучение фольклорных инструментов

    Ознакомление с историей возникновения фольклорных инструментов; использование знаний по истории возникновения и развития инструмента; целостное восприятие произведения казахской традиционной музыки; выявление особенностей казахской традиционной музыки. Практическое владение основными способами и приемами игры на фольклорных инструментах.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Музыкальная форма 2

    Предметом курса «музыкальная форма» является изучение методов и приемов анализа музыкального произведения. Строение музыкальной составляющей исследуется в самых разных аспектах: выявлению в зависимости от композиторского стиля и исполнительской интерпретации. Основные понятия, лежащие в продолжающем курсе «музыкальная форма» — это сложные формы: виды вокальной музыки. Студенты получат навыки анализа более сложных форм, таких как полифонические формы - общие основы полифонии, сложный контрапункт, имитация и канон, фуга.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Выбор репертуара

    Разучивание и исполнение произведений прошлых и современных композиторов. Грамотный подбор произведений малой и крупной форм в соответствии с оптимальными возможностями исполнителя, с учетом особенностей коллектива, способностью справляться с техническими задачами в произведениях, стилистической и жанровой направленности музыки. Воспитание художественного вкуса исполнителя.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Основной музыкальный инструмент 6

    Развитие навыков владения инструментом и техникой аккомпанемента. Практическое освоение основ профессионального исполнительского мастерства: раскрытие замысла произведений, развитие художественного вкуса и образного мышления на основе произведений различных стилей, жанров, исполнительских школ. Воспитание способности стилевой интерпретации.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Сценическое мастерство 2

    Студенты смогут приобрести достаточный уровень знаний в области теории и методики сценического мастерства; рассмотреть современные исследования в области развития театральных способностей, формировании основ сценической культуры; изучить теоретический и практический материал, раскрывающий основы сценического мастерства в разных видах театра; сформировать устойчивый интерес к сценической деятельности, научить поддерживать положительное эмоциональное отношение к различным видам театральной деятельности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Оркестровый класс 6

    Студенты смогут сформировать навыки применения технических приемов, приобретут навыки слухового контроля, умения управлять процессом исполнения; усовершенствуют навыки ансамблевой игры и развития мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Чтение нот с листа

    Обучение навыкам правильного исполнения нотного текста, работа с партитурами, чтение нот с листа. Умение анализировать музыкальные построения и их элементы. Работа над важнейшими средствами музыкально-художественного, правильный подбор аппликатуры, соблюдение динамики, фразировки, построение формы художественного произведения.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Специальность VI

    Работа над техникой как процессом реального воплощения музыкально-образных представлений, знание путей и методов преодоления различных технических трудностей, осмысление выразительного значения всех исполнительских приемов, штрихов и тембрового звучания инструментов. Основные технические формы (гаммы, этюды, упражнения, тремоло, глиссандо, трель) и их разновидности. Правильно подобранная аппликатура как метод решения технических задач. Общие художественные закономерности в использовании музыкального темпа. Методы ускорения и замедления темпа.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Музыкальная культура тюркских народов

    Знакомство с древней музыкальной культурой тюркских народов Средневековья. Знание о сохранившихся до наших дней образцов песенной традиции и инструментальном исполнительстве. Рассмотрение обрядовых и профессиональных жанрово-стилевых особенностей. Выявление в музыке кыргызских, узбекских, туркменских, азербайджанских, татарских народов типологически родственных инструментах как кыяк, дутар, саз, домбра, комуз и др.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Инструментоведение

    Изучение инструментов казахского народного оркестра, современного симфонического оркестра, конструкция инструментов, их технические и выразительные возможности, специфики (регистры, диапазоны, аппликатура, основные штрихи), ознакомление с историей создания инструментов; всестороннее изучение исторических процессов музыкально-стилевого развития инструментально-оркестрового мышления.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Фортепиано 2

    Студенты овладевают умениями и навыками игры на фортепиано, особенностями исполнительства на изучаемом музыкальном инструменте, методикой работы в процессе освоения музыкального произведения. Изучаются фортепианные произведения разных стилей, эпох, направлений. Они приобретают навыки владения фортепианной аппликатурой, чтением с листа, исполнением произведений малых форм, этюдов, функциями педали и умеют пользоваться ими.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Анализ музыкальных произведений 2

    Умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, развитием художественно-аналитического мышления в рамках лучших традиций музыкальной науки, умение сделать анализ музыкального произведения различных эпох, жанров, стилей. Понимание стилевых процессов музыки, выработка методов анализа структуры произведения с пониманием особенностей музыки и выразительных средств.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Дополнительный музыкальный инструмент

    Основные приемы игры на дополнительном музыкальном инструменте; истории возникновения и развития инструмента; исполнение несложных музыкальных произведений; возможности и особенности дополнительного инструмента. Постановка рук, звукоизвлечение, основные приемы игры на инструменте. Последовательное освоение учебного репертуара для избранного дополнительного инструмента.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Теория и практика исполнительского искусства

    Студенты овладеют навыками и приемами звукообразования; освоят профессиональную терминологию, технические навыки исполнительского искусства; приобретут исполнительский опыт; навыки анализа характерных особенностей наиболее значительных исполнительских стилей; познакомятся с основными чертами национальных исполнительских школ; ознакомятся с искусством выдающихся исполнителей и педагогов разных стран и эпох.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Оркестровый класс 7

    Знания об инструментах оркестра казахских народных инструментов и оркестровых коллективах. Понимать форму музыкального произведения. Умение слышать друг друга, исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке руководителя оркестра. Исполнение репертуара повышенной сложности, исполнение ведущих партий сводного состава оркестра. Знание основ безопасности при игре на оркестровых инструментах.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Специальная педагогическая подготовка

    Общие принципы и методы обучения исполнителя. Изучение педагогических принципов различных школ и направлений, научно-методических трудов. Анализ педагогической и исполнительской практики, оптимизация педагогической деятельности. Инструментарий и методы социально-педагогической деятельности. Профессиональная подготовка обучаемых к выполнению в дальнейшем своих обязанностей.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Мастерство концертного исполнителя

    Игра в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерных произведений классической и современной музыки. Исполнительская концертная деятельность студентов: участие в концертных программах учебного заведения и других организаций, участие в фестивалях, классные концерты, сольные концерты. Знание основ педагогической психологии и совершенствование сценического мастерства.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Основной музыкальный инструмент 7

    Сольный концертный репертуар исполнителя. Профессионально играть, уделяя внимание на особенности звучания при исполнении произведений зарубежных и казахских композиторов. Умение выбирать репертуар на разных уровнях, расширяя представления о стиле, жанре. Анализировать и самостоятельно исполнять произведения сложной формы. Формирование исполнительского мастерства и культуры будущего специалиста.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Специальность VII

    Изучение проверенного временем педагогического и концертного репертуара кюевой и песенной традиций, составляющих классическое наследие казахской музыки. Исполнение произведений выдающихся композиторов, представляющих богатую историю региона. Ознакомление и пропаганда научно-педагогических трудов А.Жубанова, Г.Қурмангалиева, Х.Тастанова, Қ.Мухитова, К.Ахмедьярова, Ф.Балгаевой и др. Применение в педагогической практике инструментального и песенного наследия композиторов-классиков К.Кумысбекова, С.Мухамеджанов, Н.Тлендиева, Б.Жаманбаева, М.Сагатова. Приобретение навыков концертного исполнительства.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Инструментальное исполнительство

    Овладение искусством исполнения на инструменте; приобретение навыков, умений в художественной интерпретации, исполнительском анализе, чтении с листа и транспонировании, аккомпанементе и ансамблевом исполнительстве, совершенствование навыков и приемов игры на инструменте, овладение репертуаром, соответствующим будущей профессиональной деятельности.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Изучение тюркских инструментов

    Современное состояние тюркских народных инструментов в фольклорно-этнографических ансамблях, основателем которого был этноорганолог Б.Сарыбаев. Сфера применения инструментов жетиген, сазсырнай, сыбызгы, асатаяк, их конструкция и способы звукоизвлечения. Использование различных материалов (дерево, глина, металл) при их изготовлении. Основные методы обучения на тюркских инструментах. Изучение ансамблевого репертуара.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Общая инструментовка

    Овладение навыками инструментовки для различных составов ансамблей и оркестров, искусство инструментовки аккомпанемента вокального или инструментального произведения, навыки переложения сочинений, написание и редактирование музыкальных композиций для определенного оркестра; определение идейно-художественного содержания, авторского стиля инструментуемого сочинения, его формы и рациональное распределение тембров в развитии основного мелодического рисунка.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Домбровое исполнительское искусство

    Конструктивные особенности, происхождение, место и роль домбры в народной инструментальной культуре. Усовершенствование инструмента и возникновение академических форм домбрового искусства. Домбровые исполнительские школы: пути развития. Раскрытие выразительных и виртуозных возможностей домбры. Проблемы развития домбрового исполнительства на современном этапе.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Индивидуальный концертный репертуар исполнителя

    Студенты овладеют знаниями о репертуаре солистов исполнительского мастерства, смогут создавать собственные интерпретации музыкальных произведений разных стилей и жанров; научатся осуществлять подбор и формирование концертного репертуара на основе индивидуальных особенностей исполнителя, многообразии музыкальной литературы; овладеют навыками технического и художественно-выразительного характера игры на инструменте; смогут использовать приобретенные знания и умения в музыкально-исполнительской деятельности.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Изучение оркестровых партий

    Умение самостоятельно изучать оркестровые партии произведений композиторов Казахстана и зарубежных классиков; высокохудожественное и выразительное донесение содержания музыкального произведения в составе оркестрового коллектива казахских народных инструментов; практическое освоение оркестрового концертного репертуара казахских кюев. Формирование способностей к музыкальному взаимодействию в оркестре.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Изучение оркестровых трудностей

    Использование в оркестровом исполнительстве многообразных возможностей инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста. Изучение партий духовой, симфонической и оперной музыки; высокохудожественное и выразительное донесение содержания музыкального произведения в составе оркестрового коллектива; ознакомление со спецификой групповых и общих репетиций.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Педагогика инструментального исполнительства

    Освоение методов овладения репертуара, технологии исполнительских приемов на инструменте в соответствии с индивидуальными способностями студентов. Организация индивидуальных занятий в связи с расширением и укрупнением репертуара. Взаимосвязь теоретических и практических дисциплин в инструментальном исполнительстве. Освоение упражнений, развивающих технические способности на инструменте. Свободное владение основными и сложными штрихами.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6

Результаты обучения

  • Применять на практике теоретические знания по базовым и профилирующим дисциплинам в творческой, научно-исследовательской, и профессиональной деятельности, основы и принципы академической честности, методы научного исследования и академического письма.
  • Решать стандартные задачи сбора, хранения, обработки и представления информации с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности.
  • Применять различные коммуникативно-языковые структуры для устного и письменного общения на государственном, русском и иностранном языках в профессиональных и творческих ситуациях, при чтении и переводе специальной литературы, применяя методы академического письма.
  • Применять методы физического воспитания и укрепления здоровья, а также правила защиты от возможных негативных внешних воздействий, для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
  • Осуществлять на высоком художественном уровне музыкально-исполнительскую деятельность (соло, в ансамбле, с оркестром), будучи мобильным в освоении разнообразного классического и современного репертуара.
  • Анализировать стилевые особенности региональных песенных и инструментальных школ, индивидуально-стилевые черты композиторов, а также закономерности музыкальной речи и различных музыкально-теоретических явлений, понятий.
  • Определять технические возможности и выразительные особенности оркестровых инструментов, виды и типы оркестров, оркестровые фактуры, тембровые драматургии.
  • Аргументированно выражать личную позицию в отношении музыкального искусства, культуры, и педагогики, самостоятельно осваивая новые методы научного исследования.
  • Организовывать учебный процесс, используя разнообразные педагогические методы в области музыкального образования с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и дистанционные технологии обучения с помощью электронных сред.
  • Играет в составе народного, фольклорно-этнографического оркестра/ансамбля, владея оркестровым репертуаром и навыками чтения с листа, а также строением и тембральными особенностями музыкальных инструментов народного оркестра.
Top