Действующая образовательная программа

6B02206 Музейное дело и охрана памятников в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Программа направлена на подготовку специалистов для музеев, организаций, занимающихся проблемами сохранения природного и историко-культурного наследия, способных решать профессиональные проблемы на основе общепризнанных концептуальных знаний музеологии, памятниковедения и культурологии; со способностью к независимой работе, интегрированных в мировое сообщество.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B034 История
  • Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки

Дисциплины

  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека

    Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство

    Цель: формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методы научных исследований

    Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Аль-Фараби и современность

    Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Учение Абая

    Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Правовые основы противодействия коррупции

    Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы археологии

    Цель дисциплины: сформировать разносторонние и системные представления о закономерностях и этапах развития человеческого общества, на базе теоретических и методических основ археологии как фундаментальной науки в изучении общества. Учебный курс формирует конкретные знания в области археологии, представления о процедуре и методике археологических исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Введение в музееведение

    Цель дисциплины – сформировать способность понимать основные направления музееведения и музейного дела. Будут изучены: научно-фондовая, исследовательская, экспозиционно-выставочная, культурно-просветительская, маркетинговая деятельность музеев, история музейного дела, особенности музееведения как области научного знания, его структура, понятийный аппарат, классификация музеев.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • История первобытного общества

    Цель курса – сформировать у студентов представления об эволюции гоминид, о человеке как виде, о многовекторности исторического развития человеческих обществ, введение его в лабораторию исследовательского поиска. Главным содержанием программы является изучение прошлого человечества, развития человеческого общества по археологическим, этнографическим (этнологическим) и антропологическим источникам.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы этнологии

    Цель дисциплины: сформировать способность оценивать роль и значение этноса, этнокультурные особенности традиционного уклада жизни народов мира, этнической общности и их вклад в культуру. При изучении дисциплины будут изучены следующие аспекты: этническая картина мира, антропологическая, языковая и хозяйственно-культурная классификация, этногенез и этническая история, характеристика традиционной и современной культуры народов мира.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Этнография народов мира

    Задача курса – ознакомить студентов с основными проблемами и теоретическими положениями этнологии. На основании курса студенты познают методы и понятийный аппарат этнологии, а также их применение к изучению этнографии народов мира. Основное содержание дисциплины посвящено описанию этнической картины мира, включая Казахстан, а также географическому размещению, антропологической, языковой и хозяйственно-культурной классификации.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Мировые музеи

    Цель дисциплины - сформировать способность определять тенденции развития крупнейших музеев в контексте мировой культуры. В содержание курса включены: сведения о причинах и обстоятельствах появления музеев в различных регионах мира, особенностях их развития, источниках формирования и пополнения коллекций, а также о тенденциях в современной музейной практике.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • История мировой архитектуры

    Целями освоения дисциплины является изучение и анализ закономерностей исторического развития архитектуры в разные эпохи и у разных народов для профессионального освоения мирового архитектурного наследия и понимания роли архитектуры в мировом историко-культурном процессе, а также целей и задач, стоящих перед современной архитектурой.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Музейная экспозиция

    Цель дисциплины – сформировать у студентов умения проектировать музейные экспозиции и выставки. Будут рассмотрены: история, теория, методика и приемы построения экспозиции; классификация выставок, роль музейной экспозиция как основной формы музейной коммуникации, отражающей богатство фондов и процесс их комплектования, а также направления научных исследований сотрудников музея в деятельности музея.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Введение в историю искусств

    Цель дисциплины – сформировать умение анализировать произведения изобразительного искусства как исторический и художественный источник, а также комментировать их содержание. Будут рассмотрены основные этапы развития искусства, теоретические основы пластических искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), основные стили, направления, школы мирового искусства, основные понятия искусствознания, шедевры мирового искусства.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Музейная педагогика

    Цель курса – сформировать навыки работы с различными категориями музейной аудитории. Будут рассмотрены: теория, история и методология, соответствующие современному уровню развития музейной педагогики, музейные просветительные программы и потенциал музеев разных типов, имеющих наибольшие достижения в области музейной педагогики, а также роль современного музея как важного фактора образовательно-воспитательного воздействия на население.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Научно-фондовая работа музея

    Цель курса – сформировать способности осуществлять фондовую работу в музее, пополнять коллекции, вести учет, хранить различные типы материалов. Будут рассмотрены: научная организация фонда, выявление и отбор памятников музейного значения, их экспертиза, включение в музейное собрание, атрибуция, исследование, документирование результатов работы в специальных документах, организация системы хранения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • История мировой культуры

    Цель дисциплины – сформировать умения сравнивать и делать выводы по основным проблемам культуры, общим закономерностям ее развития. Будут рассмотрены: история культуры различных времен и народов, религия и мифология, наиболее значительные произведения мировой литературы, музыкального и театрального искусства, важнейшие особенности художественного творчества и восприятия.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Теоретическая музеология

    Цель дисциплины – сформировать представление об основных теоретических проблемах музееведения: терминологии, предмете и объекте науки, ее методологии, классификации музеев. Теоретическое музееведение представляет собой осмысление социокультурных функций музея. Теоретическая отрасль музеологии развивается в рамках нескольких основных подходов, таких как предметный, коммуникативный, социологический, культурологический, педагогический.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Охрана памятников истории и культуры

    Цель дисциплины – сформировать у студентов способности анализировать деятельность различных организаций, призванных сохранить и популяризовать памятники историко-культурного и природного наследия. Будет рассмотрено законодательство в области сохранения мирового культурного наследия, исследованы методики сохранения и реконструкции памятников, различные виды их классификации и очерчен круг проблем, связанных с разрушением, уничтожением и хищением историко-культурных объектов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Всемирная история

    Основной цель курса является изучение основных этапов исторического развития стран мира. В ходе его изучения будут изучены главные исторические события, их причины и следствия, основные тенденции развития современной международной системы. Будут рассмотрены основные исторические события, их причины, последствия, основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность и системность всемирной истории.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Информационные технологии в музееведении и памятниковедении

    Студенты смогут освоить общие теоретические положения современной информатики применительно к музейной деятельности, ознакомиться с принципами компьютерной обработки текстов и изображений, изучить опыт использования компьютерных технологий для учетно-хранительской, научной и реставрационной деятельности, ознакомиться с опытом внедрения новых информационных технологий в зарубежных музеях, с опытом работы международных организаций.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Классификация, систематизация и научная обработка памятников

    Цель курса – дать студентам общее понятие об исторических памятниках и сформировать у них навыки в области камеральной обработки и консервации различных артефактов и памятников материальной культуры. Лабораторная обработка артефактов, полученных в ходе полевых исследований, является одной из наиболее важных составляющих исследовательской работы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Основы теории коммуникации

    Дисциплина формирует навыки использования социокультурной коммуникации, коммуникативной культуры организатора социально-культурной деятельности. Будут рассмотрены: коммуникационные системы организации обеспечения внутренней и внешней коммуникации, формирование и поддержание корпоративной культуры, планирование, подготовка и проведение коммуникационных кампаний и мероприятий в музее.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Охрана, реставрация и консервация памятников

    Цель изучения дисциплины – формирование базовых навыков и возможности работать в области научной реставрации и консервации различных музейных объектов. Будут рассмотрены: основы консервации музейных предметов, принципы их хранения, виды реставрационных работ, проводимых с различными материалами: керамикой, деревом, металлом, произведениями искусства, теория и история реставрации, деятельность реставрационных мастерских РК.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Научно-исследовательская деятельность музея

    Целью дисциплины является формирование навыков осуществления научной работы в качестве сотрудника различных подразделений музея. Будут рассмотрены: значение научных исследований в музее, как направления его деятельности, связанного с накоплением, обработкой и введением в научный оборот материальных и нематериальных объектов наследия, направления исследований.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Историческое краеведение

    Цель дисциплины сформировать у студентов навыки самостоятельного осуществления краеведческой работы. Будут рассмотрены: история краеведения, вклад ученых-краеведов в археологическое, этнографическое, природоведческое изучение края, сохранение историко-культурного наследия, в создание первых музейных коллекций на территории республики; личности и деятельность наиболее выдающихся краеведов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Памятники ЮНЕСКО

    Цель дисциплины – сформировать способность интерпретировать наиболее значительные, выдающиеся объекты всемирного наследия, которые находятся под эгидой ЮНЕСКО (Список Всемирного наследия) в контексте их значения в мировой культуре. Будут рассмотрены: деятельность и назначение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), история и методика составления Списка Всемирного наследия.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Методика исследования этнографических коллекций

    Цель дисциплины – сформировать у студентов базовые навыки научного исследования этнографических материалов, их классификации и систематизации. Будут рассмотрены: роль и принципы организации полевых этнографических экспедиций как основной формы сбора этнографических материалов; методика проведения этнографических исследований, приемы экспедиционной работы, соблюдение которых обязательно для успеха любой экспедиции.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Связи с общественностью и PR

    Дисциплина призвана сформировать навыки организации связей музея/организации по охране памятников с широкой общественностью. Будут рассмотрены: основы эффективного формирования актуальных взаимоотношений субъектов социально-культурной деятельности с общественностью, общими и специфическими методами, закономерностями и особенностями управления общественным мнением с целью конкурентоспособного позиционирования на рынке социально-культурных услуг.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Музеография в системе знаний о музее

    Цель курса – сформировать умение критиковать наиболее значительные труды по музееведению, этапы эволюции музееведческих знаний и делать собственные выводы на основе прочитанных источников. Будут рассмотрены: особенности музеографии как области научного знания, основные музеографические труды, созданные на протяжении периода от античности до наших дней, работы известных музееведов и труды крупнейших музеев.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Деятельность международных организаций по охране памятников

    Студенты познакомятся с деятельностью международных организаций, призванных сохранить и популяризовать культурное наследие, хранить и охранять памятники истории и культуры. Они узнают о законодательной базе, сложившейся в сфере международного права в данной области, получат представление о работе ЮНЕСКО, ИКОМ, ИКОМОС.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Историко-культурный туризм

    Целью дисциплины является формирование у студентов навыков оценки значения историко-культурного наследия Казахстана и других стран мира в развитии местного и выездного туризма. Будут рассмотрены: роль музейного и историко-культурного туризма в формировании и развитии туристических городов и маршрутов; особенности различных категорий туристов, принципы организации туристского обслуживания.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Музеи под открытым небом

    Цель дисциплины – сформировать у студентов умения оценить особенности истории и современную деятельность музеев под открытым небом. Будут рассмотрены: музеи под открытым небом, создающиеся на основе недвижимых памятников истории и культуры на месте их нахождения и в природном окружении или на основе перевозки памятников на специально отведенную территорию из других мест.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Исторические музеи Казахстана

    Ознакомление с основными теоретическими положениями и современными знаниями по истории возникновения, становления и современного состояния исторических музей Казахстана, сформировать представление о теории и методике построения экспозиции, а также особых приемах используемых при ее проектировании.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Менеджмент экскурсионно-туристской деятельности

    Целью изучения курса является формирование у студентов целостной системы знаний по теории и методологии менеджмента, а также методов изучения управленческих процессов; выработка у студентов навыков мышления и анализа основного содержания управленческой деятельности и практической работы с использованием полученных знаний на предприятиях и в организациях.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Методика и практика экскурсионной работы

    Цель дисциплины –знакомство студентов с закономерностями музейно-педагогического процесса, применением новых технологий в экскурсионном деле, современными коммуникационными подходами в области работы с посетителями. Кроме того, студенты научатся составлять методические разработки экскурсий.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Декоративно-прикладное искусство

    Целью дисциплины является сформировать у студентов умение оценивать художественную культуру как составную часть материальной и духовной культуры. Будут рассмотрены: особенности декоративно-прикладного искусства как широкого раздела изобразительного искусства, охватывающего различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Работа с людьми с инвалидностью в музее

    Целью дисциплины является формирование у студентов практических навыков культурно-просветительной работы с людьми с различными видами инвалидности. Будут рассмотрены: история работы с инвалидами в музее, основные методики, применяемые в данном случае, виды инвалидности и правила работы и поведения с подобными посетителями, значение данной работы в современном обществе.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Этнография этнических групп Казахстана

    Цель дисциплины: ознакомить студентов с этнографией и историей формирования этнических групп на территории Казахстана. Сформировать представления об особенностях материальной и духовной культур этносов. При изучений дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История и периоды возникновения полиэтничности Казахстана

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Галерейное и выставочное дело

    Цель дисциплины – сформировать у будущего специалиста в области музейно-выставочного сервиса представление о теоретических основах музееведения, музейного и галерейного дела, а также умения и навыки по организации и проведению различных видов музейных мероприятий в рамках разработки и оказания населению музейно-выставочных услуг.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Музейный менеджмент и маркетинг

    Данная дисциплина призвана сформировать умение управлять музеем, оптимизировать его деятельность, увеличить число посетителей и прибыли. Будут рассмотрены: особенности музея как некоммерческого учреждения, требования, предъявляемые современностью к музейному директору, правила научной организации труда, принципы организации рекламной и PR-кампании, основы музейного фандрейзинга, особенности создания музейного магазина.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • История коллекционирования

    Цель дисциплины – рассмотреть историю создания первых музеев, раскрыть особенности формирования до-музейной культурной формы, мотиваций собирательства, путей трансформации домузейных собраний в музейные учреждения, крупнейшие частные собрания. История коллекционирования рассматривается ретроспективно в контексте истории культуры и музейного дела.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Музейное дело Казахстана

    Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов представления об истории музейного дела в Казахстане. Учащиеся узнают об его основных этапах, появлении первых музеев на территории республики, современной музейной сети и деятельности крупнейших музейных учреждений. Особенности отечественного музейного дела и его специфика будут рассмотрены в рамках данной дисциплины.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5

Профессии

Результаты обучения

  • владеть навыками самостоятельной исследовательской работы в области музейного дела;
  • ведение научно-исследовательской документации и делопроизводства в музейных структурах;
  • владеть навыками организационной и управленческой работы в государственных, региональных управлениях культуры, в художественных музеях, других общественных организациях;
  • организация и осуществление научно-фондовой и экспозиционно-выставочной деятельности;
  • владеть навыками педагогической деятельности;
  • использовать современные информационные технологии при разработке новых историко-культурных проектов и организации музейной работы;
  • формирование навыков научной, просветительской, образовательной и воспитательной деятельности в области науки, культуры и образования;
  • владеть навыками проведения экскурсионных работ;
  • организовывать работу по комплектованию музейных фондов в соответствии с требованиями современной музеологии, осуществлять учетно-хранительскую деятельность в музее и на объектах историко-культурного наследия;
  • разрабатывать систему мониторинга состояния сохранности музейных предметов, коллекций и историко-культурных памятников, поддерживать необходимые режимы хранения и проводить мероприятия по консервации и реставрации ценностей;
  • проводить работу по выявлению, атрибуции и научной паспортизации движимых и недвижимых объектов историко-культурного наследия и предметов музейного значения (музейных предметов);
  • давать оценку ситуациям в различных сферах межличностной, социальной и профессиональной коммуникации с учетом базового знания социологии, политологии, культурологи и психологии; оперировать общественными, деловыми, культурными, правовыми и этическими нормами казахстанского общества.
Top