7M04143 Цифровая экономика в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Целью образовательной программы является качественная подготовка научно-педагогических кадров, способных управлять большими данными в экономике на основе передовых научных подходов, стратегическим планированием, разработкой и интеграцией цифровых технологий в бизнес-процессы на основе анализа и оценки их эффективности, определять перспективные направления развития электронного бизнеса в различных областях экономики на основе научно-обоснованных выводов, решать научные проблемы в области анализа и развития цифровой экономики на стыке междисциплинарных исследований.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M070 Экономика
-
Область образования 7M04 Бизнес, управление и право
-
Направление подготовки 7M041 Бизнес и управление
Дисциплины
-
Психология управления
Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Организация и планирование научных исследований (англ.)
Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы исследования в экономике
Цель - формирование способности использовать методы планирования и организации научных исследований, построения структуры научного проекта. Дисциплина представляет собой курс, который знакомит магистрантов с основными методами исследования, применяемыми в экономической науке. Этот курс направлен на развитие навыков проведения эмпирических исследований и анализа экономических данных
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Прикладная макроэкономика
Цель: формирование знаний о прикладном макроэкономическом анализе для диагностики и оценки национальной экономики. Дисциплина направлена на получение фундаментальных знаний по диагностике и решению макроэкономических проблем и оценку воздействия внешних факторов в мировой экономике, включая экономику Казахстана, и применение статистическо-эконометрического анализа для исследования тенденций в них.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Прикладная микроэкономика
Цель: формирование способности использовать прикладной микроэкономический анализ деятельности рыночных агентов. Дисциплина направлена на исследование основных трендов и направлений деятельности рыночных агентов для оценки эффективности принимаемых ими решений по ресурсам и результатам, на применение финансово-экономического моделирования и инструментов бизнес-аналитики для моделирования новых моделей рыночного взаимодействия.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Макроэкономическое моделирование
Цель: формирование целостного представления о продвинутых моделях макроэкономики и методах макроэкономического анализа. Дисциплина включает в себя разработку формальных математических моделей, которые позволяют исследовать макроэкономическую систему и прогнозировать ее будущее развитие. В рамках этой дисциплины магистранты приобретают теоретические знания и практические навыки, необходимые для анализа и моделирования макроэкономических явлений и процессов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Микроэкономический анализ
Цель: формирование комплексного знания о поведении экономических агентов и навыков микроэкономического анализа. Микроэкономический анализ представляет собой более продвинутый и глубокий уровень изучения экономической теории и анализа. Дисциплина направлена на ознакомление магистрантов с более сложными моделями и теоретическими концепциями, а также применения их для анализа эмпирических сложных экономических проблем.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Пространственная экономика в условиях цифровизации
Цель: формирование знаний о моделях пространственной экономики для прогнозирования цифрового экономического развития. Дисциплина направлена на анализ пространственных данных для решения стратегических задач государства и бизнеса,применение цифровых технологий для моделирования пространственных данных и оценку положительных эффектов от этого, на разработку новых моделей для оптимизации и рационализации поведения экономики в условиях цифровизации.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Цифровая трансформация в бизнесе и нелегальная деятельность
Цель: сформировать комплексные знания о возможностях и рисках цифровизации экономики в рамках Индустрии 4.0. Дисциплина изучает тенденции и вызовы рынка Индустрии 4.0, позволяет исследовать новые бизнес-модели цифровых компаний в экономике и оценить угрозы и возможности цифровизации реальных секторов экономики и влияние цифровизации на оборот нелегальной предпринимательской деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Big Data в цифровой трансформации экономики
Цель: формирование знаний о цифровой трансформации экономики и возможностей для использования BigData в деятельности предприятий. Дисциплина позволяет изучить основные процессы цифровизации экономики и проблемы управления электронным бизнесом, выявлять возможности использования BigData в экономике и выбирать методы для их анализа, проводить трансформацию бизнес-моделей предприятий для использования BigData.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Педагогика высшей школы
Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Новые управленческие технологии, блокчейн и криптоактивы
Цель: формирование знания о новых технологиях управления экономикой, блокчейн и криптоэкономике. Дисциплина направлена на изучение квантовых и нейротехнологий для управления бизнес-процессами и экономикой, в целом, на определение технологий блокчейн и криптографических методов и технологий майнинга для криптоэкономики и использование блокчейн модулей и платформ для бизнес-процессов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Цифровые инструменты в бизнес-аналитике
Цель: формирование способности обработки и анализа цифровой экономической информации программными средствами и продуктами. Дисциплина позволяет применять методы сбора и анализа данных в ходе ведения хозяйственной деятельности, определять основные методы программной обработки цифровой экономической информации (SPSS), использовать табличные процессоры MS Excel для экономических планов и финансовых расчетов.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Прикладная эконометрика временных рядов
Цель дисциплины в формировании способности использовать эконометрические модели, пакеты прикладных программ при решении задач эконометрического моделирования. Дисциплина направлена на изучение методов анализа временных рядов в экономике и их применение для прогнозирования и оценки экономических явлений.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Цифровая экономическая безопасность
Цель: формирование знаний о цифровой экономической безопасности для обеспечения устойчивого развития субъектов в условиях риска. Дисциплина позволит описать детали каждой уязвимости информационной базы и предлагать модели их устранения, сформировать базу данных и систему показателей экономических планов и проводить финансовые расчеты, а также оценивать системы защиты данных и обеспечения кибербезопасности.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Технологии будущего: виртуальная и дополненная реальность
Цель: формирование способности проектировать системы виртуальной реальности (VR) и импортировать 3D-модели в среду разработки VR/AR. Дисциплина позволит определять область применения, принципы и инструментарии разработки систем VR/AR, использовать трехмерную компьютерную графику, компьютерное моделирование и имитацию в среде разработки VR, разрабатывать техническую документацию к информационным системам с иммерсивным контентом.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Цифровые технологии в бизнесе и управление рисками
Цель: формирование целостного представления о новых бизнес-моделях, технологиях и рисках в условиях цифровой экономики. Дисциплина направлена на оценку инновационных трендов для цифрового бизнеса, использование цифрового маркетинга и бренд-менеджмента для выведения продукта на рынок, позволяет оценить эффективность деятельности бизнес-структуры и анализировать угрозы/возможности «Индустрии 4.0» для бизнеса и эффективного риск-менеджмента.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Цифровая интеграция и искусственный интеллект
Цель: формирование комплексного понимания роли и возможностей искусственного интеллекта (ИИ) для автоматизации ключевых бизнес-процессов. Дисциплина направлена на определение круга решенных и нерешенных задач в области ИИ, освоение символьного подхода к ИИ и архитектуры нейронных сетей, на анализ принципов работы с информационными данными и с теоремой Байеса, этические проблемы ИИ.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Программирование в R
Цель – обучить языку программирования R для углубленного статистического анализа. Дисциплина знакомит с основами программирования на языке R и рассматривает наиболее широко используемые базовые команды R для исследовательского анализа и визуализации данных. Она позволяет подготовить данные для анализа, исследовать их с помощью различных библиотек и представить результаты с помощью различных инструментов.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Смарт-контракты: применение блокчейн в сфере экономики
Цель: формирование комплексного представления о смарт-контрактах и применения блокчейн-технологий в сфере бизнеса и государства. Дисциплина направлена на практическое применение знаний по основам цифровой экономики и технологий блокчейн, на оценку преимуществ и возможностей применения смарт-контрактов для бизнеса, моделей и методов разработки смарт-контрактов в сфере энергосбыта, товарно-сырьевых бирж, ритейла, международных поставок.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- способны организовать студентоцентрированный академический процесс с применением практико-ориентированных методов и современных технологий обучения, направленный на социализацию личности обучающихся, повышению их гражданской и профессиональной активности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, и осуществлять научную исследовательскую и методическую деятельность с соблюдением этических и правовых норм в области науки и образования
- способны критически оценивать передовые достижения теории и практики в области информационно-коммуникационных технологий и систем, включая технологии искусственного интеллекта (AI), виртуальной и дополненной реальности (VR/AR/MR), и их роль в развитии мировой экономики, в том числе в странах-партнерах Казахстана во внешней торговле, международного и казахстанского рынка труда и экстраполировать их в науку, бизнес, финансовую аналитику и академическую среду страны
- способны использовать инструменты бизнес-аналитики и цифровые методы обработки данных на основе программирования в Python, Java или R для их анализа при разработке новых информационно-коммуникационных программ и продуктов в целях повышения эффективности бизнес-процессов в отрасли, регионе, на предприятии для роста конкурентоспособности национальной экономики и благосостояния населения страны
- способны самостоятельно исследовать национальные и международные базы данных и оценивать тренды в информационно-технологической инфраструктуре и возможности внедрения технологий big data, AI, VR/AR/MR и другие ИКТ в различных сферах страны на основе научно-обоснованных выводов, полученных в командной работе при выполнении НИОКР/творческих проектов и публикаций с соблюдением этических норм и нормативных правовых актов в области науки
- способны анализировать и критически оценивать реальные проблемы бизнеса и экономической политики в стране путем сбора, анализа и сопоставления данных национальной и мировой официальной статистики, опираясь на навыки программирования в Python и R, предлагать их перспективные направления развития с учетом цифрового развития национальной экономики, обосновать причины и следствия нелегальной деятельности в условиях цифровизации на основе научно-обоснованных выводов и публикаций в международных и национальных базах
- способны профессионально разрабатывать стратегические и оперативные планы и бюджеты, смарт-контракты, блокчейн-системы и интерпретировать, анализировать и оценивать финансово-экономическую отчетность для организаций различных видов собственности в виртуальной среде и реальной экономике с целью выявления их конкурентных преимуществ, и предлагать новые формы инвестирования и ведения регионального и международного бизнеса на основе прогнозирования конъюнктуры мировых рынков
- способны осуществлять комплексный анализ существующих и новейших методик оценки и анализа инвестиционной и бизнес среды, предлагать новые показатели и инструменты для их улучшения и адаптации к казахстанским экономическим реалиям с учетом тенденций цифровизации и внедрения принципов ESG в мире на основе опубликованных научно-обоснованных выводов их практической значимости для национальной экономики, способствующих повышению позиций страны в глобальных рейтингах конкурентоспособности и ведения бизнеса
- способны находить и предлагать пути качественного улучшения процессов и задач для бизнеса, деятельности государственных, образовательных и других организаций и сообществ в стране, трансформировать их в новые на основе инновационных цифровых технологий работы с big data, блокчейн, нейронных сетей и AI, VR/AR/MR, опираясь на навыки программирования в Python, Java и/или R
- способны моделировать новые решения экономических и иных задач при распределении и использовании различных ресурсов, процессов и рисков на микро-, мезо- и макроуровнях на основе применения инновационных цифровых технологий (работа с big data, внедрение блокчейн, использование нейронных сетей, искусственного интеллекта и VR/AR/MR) и навыков программирования в Python, Java и(или) R
- способны анализировать актуальные тренды, особенности и перспективы развития мирового рынка криптовалюты и ICO, передовых технологий блокчейн в сфере финансов, агентских отношений в блокчейн-системах, алгоритмов PoS для разработки их аналогов и/или новых моделей для Казахстана и предлагать инновационные идеи и решения существующих проблем в данной сфере для нужд национальной экономике
- способны оценивать статистические данные национальной экономики и сопоставлять их в мировыми данными для объяснения текущих процессов и тенденций в экономическом развитии страны и мирового сообщества на основе прикладного эконометрического, микро- и макроэкономического моделирования, анализируя и интерпретируя результаты моделирования для прогнозирования состояния и развития экономики Казахстана или отдельного региона, отрасли, предприятия страны на основе оценки адекватности и достоверности разработанной модели
- способны отстаивать свою точку зрения и выражать креативные идеи в устной и письменной формах на государственном и иностранным языках для задач по улучшению экономического и технологического развития; профессионально и демократично работать в команде, развивать коммуникабельность, доброжелательность и стрессоустойчивость, толерантно и с эмпатией принимая социальные, этнические, конфессиональные, культурные различия и историческое наследие стран; развивать профессиональные, преподавательские и исследовательские навыки на основе социально-этических норм и ответственности; профессионально и критически оценивать полученные экономические знания и инфо-коммуникативные навыки и реализовать эффективные стратегии их применения на практике