Действующая образовательная программа

6B02117 Дирижирование (по видам) в КазНацКон

Дисциплины

  • Сольфеджио - 1

    Практическая дисциплина, способствующая поэтапному развитию и совершенствованию музыкального слуха, музыкальной памяти, навыка более беглого пения по нотам (сольфеджирование), навыка нотной записи прослушанного материала (музыкальный диктант, слуховой анализ), навыка подбора на слух мелодии и аккомпанемента.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Дирижирование - 1

    Изучение хоровых партитур, включающих агогические и динамические изменения, содержащих синкопы, акценты, sforzando. Дирижирование хоровыми произведениями со сложным метром на 6/8, 6/4, 9/4, 12/4 в медленном и быстром темпах. Овладение упражнениями развивающие гибкость и подвижность кисти, для выработки движений предплечья, плеча. Освоение упражнений на мелкую и крупную мануальную технику.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Инструментоведение - 1

    Дисциплина направлена на изучение технических и выразительных возможностей инструментов оркестра, их роли в камерном, малом и большом симфоническом оркестре. Предусматривает изучение каждой группы инструментов, их функционал в различных видах оркестра. Струнная группа оркестра. Специфика тембра, строения, диапазона, функции в оркестре.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Хоровой класс - 1

    Содержание дисциплины предполагает пение обучающегося в хоре, что обеспечивает формирование общемузыкальных, социальных, коммуникативных, художественных навыков. Развивает навыки чтения с листа, исполнения хоровой музыки различных жанров, углубляет навыки изучения традиций хорового исполнительства, освоение нового репертуара различных жанров.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Практика работы с хором-1

    Дисциплина способствует развитию у студентов вокально-хоровых умений и навыков управления хоровым коллективом. Методы работы с хором, умение рационально и грамотно организовать репетиционный процесс на основе дидактических принципов мастеров современной российской и советской хоровой школы. Развитие аналитических способностей студентов, их социально коммуникативных компетенций.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Обязательное фортепиано - 1

    Дисциплина нацелена на развитие у обучающегося пианистических навыков, углубление и расширение технических возможностей в объеме, необходимом для осуществления профессиональной деятельности и самостоятельной практической работы за фортепиано.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Оркестровый класс - 1

    Практическая дисциплина, направленная на формирование навыков управления оркестром, освоение новых произведений. Оркестр эпохи барокко. Бассо континио. Смычковые старинные инструменты семейства виол. Старинные духовые инструменты. Старинные танцы и их классификация. Дирижирование произведениями Палестрины, Лассо, Верачини.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Оркестровый класс - 2

    Дирижирование камерным струнным оркестром. Клавесин и орган в камерном оркестре. Изучение произведений эпохи барокко (Вивальди, Корелли, Бах). Особенности штриховой техники струнных инструментов со старинными смычками. Динамические возможности. Нетемперированный, натуральный строй. Особенности интонационного выстраивания интервалов и аккордов в натуральном строе. И.Бах «Бранденбургские концерты» А.Вивальди «Кончерто гроссо».

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Практика работы с хором-2

    Дисциплина предусматривает совершенствование практических навыков работы хормейстера с хоровым коллективом. Освоение нового репертуара. Крупная форма, особенности освоения музыкального материала и дирижерского прочтения. Практика ведения репетиционной работы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • История музыки от античности до Барокко

    Музыкально-историческая дисциплина ставит своей целью формирование у обучающегося картины развития европейской музыкальной культуры от 3 в. до н.э. (от Древней Греции и Древнего Рима) до европейского барокко в XVI в. Задача данного исторического курса заключается объяснении целостной системы формирования европейского музыкального искусства, тесно связанного со сменой эпох и переменой эстетических установок.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • История музыки до XVIII века

    Дисциплина преследует цель формирования у обучающегося целостных представлений о картине развития европейской музыкальной культуры, включающей в себя древний период, средневековье, эпоху Возрождения и Барокко. В результате освоения курса обучающиеся должны уметь ориентироваться в различных композиторских стилях, жанрах и формах изучаемого периода.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Инструментоведение - 2

    Продолжающая дисциплина, нацеленная на изучение технических и выразительных возможностей инструментов оркестра. Духовые и ударные инструменты, их роль в малом и большом симфоническом оркестре. Клавишные и щипковые группы инструментов. Особенности взаимодействие в различных видах оркестра. Специфика тембра, строения, диапазона, функции в оркестре.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Сольфеджио - 2

    Осваиваются практические навыки слухового анализа и интонирования в расширенной тональности, хроматической тональности, политональности, модальности и Нео модальности. Изучаются ладовые структуры музыки ХХ века; регулярная и нерегулярная ритмика; полиритмия; полиметрия.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Обязательное фортепиано - 2

    Продолжающая дисциплина, нацеленная на развитие у обучающихся навыков аккомпанирования, чтения с листа. Развитие творческих и художественных возможностей исполнения произведений разного характера и жанра на фортепиано.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Хоровой класс - 2

    Продолжающая практическая дисциплина, нацеленная на совершенствование навыков пения в хоре, освоения новых хоровых произведений, участия в репетиционном процессе. Индивидуальное и групповое исполнение нотного материала хоровых произведений; совершенствование практических навыков чтения хоровых партий с листа. Исполнения штрихов всех видов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Дирижирование - 2

    Дирижирование хоровыми произведениями со сложным метром на 4/2, 4/8, 8/4, 8/8 в медленном и быстром темпах. Изучение хоровых произведений на «раз», а также произведений, включающих ферматы, смену темпа и метра. Исполнение произведений, написанных для хора и солиста. Выполнение свободных вертикальных, горизонтальных и круговых движений в разных амплитудах и штрихах.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • История музыки 1760-1900 - 1

    Данная дисциплина нацелена на освоение учащимися периодов формирования и развития зарубежной классико-романтической музыки в XVII-XVIII вв. Задачи дисциплины – сформировать у обучающихся представление о музыкальной культуре эпохи классицизма, творчестве выдающихся композиторов данного периода, системе средств музыкальной выразительности; об особенностях национальных традиций; а также - умение ориентироваться в основных музыкальных формах и жанрах классико-романтического периода.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Дирижирование - 3

    Дирижирование произведениями с элементами полифонии. Изучение хоровых партитур с метром на 5/8, 5/4, 5/2 в чередовании с другими видами метра, по четырехдольной, двудольной схеме и на «раз». Изучение партитур с семидольной схемой тактирования, с метром 11/4 и другими видами сложного строения тактов. Освоение метрических схем, приёмов вступления и окончания, пауз, цезур, дыхания, акцентов и фразировок.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Чтение симфонических партитур - 1 ("Оркестрое дирижирование")

    Курс направлен на приобретение практических навыков анализа и чтения отдельных партий, партий оркестровых групп и несложных партитур симфонических произведений казахстанских и зарубежных композиторов различных эпох и стилевых направлений.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Хоровой класс - 3

    Дальнейшее развитие навыков звукоизвлечения при исполнении штрихов legato, non legato. Достижение различных видов частного и общехорового ансамбля. Работа над расширением голосового диапазона и репертуара. Освоение интонационных закономерностей ступеней мажора и минора с учетом зонной природы вокального строя.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Обязательное фортепиано - 3

    Продолжающая дисциплина, нацеленная на подготовку музыканта-дирижера высокой квалификации, владеющего развитыми навыками аккомпанирования, чтения с листа, игры в ансамбле, исполнения на фортепиано произведений различных жанров и форм.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Чтение хоровых партитур - 1 ("Хоровое дирижирование")

    Развитие навыков чтения с листа 2-3-4-хстрочных хоровых произведений однородного женского состава a'cappella, транспонирование сыгранных произведений на малую/большую секунду вверх и вниз от оригинальной тональности. Исполнение хоровых произведений с произношением литературного текста для точного выполнения фразировки и дыхания.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Практика работы с хором - 3

    Развитие практических навыков работы с хором. Расширение музыкального кругозора путем практического изучения лучших хоровых образцов народного музыкального творчества. Совершенствование навыков работы с партитурами народных песен (от простой гетерофонии до песен повышенной трудности, функционального многоголосия и полифонических образцов). Совершенствование организаторских и профессиональных качеств. Воспитание будущего артиста и руководителя творческого коллектива.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Сольфеджио - 3 (Мinor)

    Курс «Сольфеджио–3» для студентов специальности «Дирижирование (хоровое)» углубляет навыки сольфеджирования и преподавания сольфеджио для освоения студентами-дирижерами программы minor «Преподаватель сольфеджио». Дисциплина практическая, музыкальный материал ориентирован на изучение хоровой музыки и методов ее введения в предметную область дисциплины «Сольфеджио». Вопросы ладового и ритмического воспитания, развития «внутреннего слуха», чувства формы в процессе подготовки музыкантов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Оркестровый класс - 3

    Работа с оркестровым коллективом: методы, возможные формы словесного корректирования игры музыкантов в зависимости от уровня оркестра. Специфика репетиционных этапов, их содержание и типичные методы работы с оркестром на каждом этапе. Взаимодействие слова и жеста. Достижение убедительной яркости дирижерского жеста, его смысловая содержательность и целенаправленность. Изучение партитур раннего классицизма. Состав оркестра венских классиков. Симфонии Гайдна.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Гармония

    Предмет «Гармония» относится к числу базовых в подготовке музыканта. Изучение гармонии обеспечивает создание широкого профессионального кругозора через изучение гармонических средств в контексте содержания музыкального произведения. В результате изучения дисциплины обучающийся сможет выполнять гармонический анализ музыкального произведения, характеризовать гармоническая средства, применять изучаемые средства в письменных заданиях на гармонизацию.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • История классико-романтической музыки - 1

    Данная дисциплина относится к курсу исторических дисциплин. Цель – изучить исторические закономерности формирования, развития и социальной обусловленности различных жанров европейской музыки; исторические этапы и периодизацию европейской музыкальной культуры; а также специфику художественного отражения классико-романтической эпохи с 1750 по 1820 гг.; ознакомить с основными композиторами эпохи классицизма.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Инструментовка - 1

    Практический курс, направленный на овладение навыками инструментовки для малых ансамблей различных инструментов (смешанные и однородные дуэты, трио, квартеты).

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Хоровой класс - 4

    Дальнейшее развитие навыков хорового звукоизвлечения при исполнении штрихов staccato, marcato. Совершенствование гармонического слуха. Достижение хорового ансамбля как необходимого средства для передачи образно-смыслового содержания хорового сочинения. Развитие навыков цепного дыхания и сольного исполнения хоровых партий.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Чтение симфонических партитур - 2 ("Оркестрое дирижирование")

    Курс направлен на приобретение практических навыков анализа и чтения партитуры для большого симфонического оркестра за фортепиано; знакомство с образцами искусства в области симфонической музыки казахской, русской и зарубежной классики, а также современных авторов; развитие общей музыкальной и художественной культуры студента.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Практика работы с хором - 4

    Совершенствование исполнительского и педагогического мастерства. Методики обучения хоровому исполнительству. Произведения для хорового исполнительства в студенческом, профессиональном коллективе. Принципы организации хорового класса.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Дирижирование - 4

    Дирижирование частей кантат, ораторий, месс, развернутых произведений a’cappella с различным метром; изучение объединения и группирования долей в дирижерском жесте, обусловленные метроритмическим движением музыки. Демонстрировать соединения и группирование долей в дирижёрском жесте, обусловленные метроритмическим движением музыки.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • История классико-романтической музыки - 2

    Дисциплина является продолжением курса История классико-романтической музыки и охватывает период романтизма в музыкальном искусстве. Развивает у обучающегося умение ориентироваться в музыкальных формах, жанрах и стилистических особенностях музыки эпохи романтизма; выявляет место и историческое значение композиторов эпохи романтизма (Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Вагнер и др.)

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Изучение вокальных партий - 1 ("Хоровое дирижирование")

    Дисциплина формирует основные знания голосообразования, способствует овладению вокально-техническими навыками, а также основами вокальной методики. Предполагает практические занятия над высокой позицией и чистотой интонации в исполняемых произведениях и над сохранением особенностей произношения поэтического текста и правил орфоэпии. Совершенствует работу над стилем произведения, штрихами, подвижной и фиксированной динамикой.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Чтение хоровых партитур - 2 ("Хоровое дирижирование")

    Развитие навыков чтения с листа 3-хстрочной хоровой партитуры смешанного состава a'cappella, транспонирование сыгранного произведения на малую/большую секунду вверх и вниз от оригинальной тональности, учитывая динамические оттенки и темповые особенности. Игра 2-хстрочных хоровых произведений в вокальных ключах «До» (в сочетании с басовым ключом), однородных составов с сопровождением.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Оркестровый класс - 4

    Штрихи духовой группы симфонического оркестра. Особенности звукоизвлечения и штриховой техники духовых деревянных инструментов. Анализ фактуры и определение основных кульминаций произведении. Дирижирование симфониями Моцарта, Бетховена. Особенности оркестровки. Ознакомление с нотным текстом. Образно – эмоциональное содержание и характер произведения. Анализ формы и оркестровой фактуры. Функциональные связи между голосами. Роль ритмического сопровождения. Мануальное освоение партитуры. Работа с цифровыми обозначениями метронома.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Сольфеджио - 4 (Minor)

    Курс «Сольфеджио–4» направлен на расширение и углубление методов работы по развитию слуховых и певческих навыков, воспитанию гибкого, активного слуха. Применение совокупности методов для достижения совершенного вокально-ансамблевого пения, слуховой анализ, внутренние представления и запись составных элементов музыкальной речи (музыкальный диктант). Метроритм, ладово-высотная организация, гармоническое и полифоническое многоголосие.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Инструментовка - 2

    Практический курс, направленный на овладение навыками инструментовки для отдельных оркестровых групп (струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные инструменты).

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Компьютерный набор нот

    Содержание дисциплины включает в себя практическое формирование навыков самостоятельного использования современных информационных технологий в целях повышения эффективности профессиональной деятельности музыкантов. В результате изучения дисциплины: обучающийся овладевает практическими навыками эффективной работы на компьютере; приобретает теоретические знания в области новых информационных технологий.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Полифония - 1 ("Оркестровое дирижирование")

    Дисциплина направлена на дальнейшее развитие у студентов музыкального мышления, творческих способностей, полифонического слуха, профессиональных представлений о специфике полифонической музыки. Дисциплина посвящена вопросам изучения основополагающих контрапунктических приемов, сложившихся в музыке различных эпох и стилей. Курс рассчитан на изучение основ от начальных форм многоголосия, простого контрапункта, сложного, вертикально и горизонтально подвижного контрапунктов до имитаций и канонов в двух, трех, четырехголосии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • История музыки 1760-1900 - 2

    Данная дисциплина изучает музыку и историю возникновения и эволюцию романтизма как одного из ярких стилевых направлений в развитии европейского музыкального искусства. Творчество ранних и поздних композиторов-романтиков рассматривается с жанровой и стилевой точек зрения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Гармония - 2 (Minor)

    Практический курс, направленный на изучение гармонии как сложного комплекса музыкально-выразительных средств. Основные закономерности смены гармонии; ее выразительные возможности; значение для формирования музыкального образа, воплощения идейно-художественного содержания произведения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Основы работы в нотном редакторе ("Оркестровое дирижирование")

    Содержание дисциплины направлено на теоретическое освоение принципов работы музыкальных программ и формирование навыков набора и редактирования нотного текста в нотном редакторе Сибелиус.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Гигиена голоса - 1 ("Хоровое дирижирование")

    Содержание курса позволяет студентам осмысленно и подготовлено подходить к занятиям исполнительской, концертной и педагогической практикой. Направляет профессионально выполнять упражнения для развития голоса, артикуляционной зарядки, соблюдать режим исполнения упражнений, вокализов. Побуждает следить за исполнительским ресурсом голосовых связок.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Хоровое сольфеджио ("Хоровое дирижирование")

    Цель дисциплины заключается в закреплении, дальнейшем развитии и совершенствовании у будущих исполнителей хора и дирижеров слуховых и певческих навыков, приобретенных в среднем музыкально-образовательном звене. Наряду с приобретением музыкально-теоретической базы знаний, воспитывается гибкий, активный слух на материале хоровой музыки. Пение нотного материала различной степени сложности. Методы музыкально-слухового и ритмического развития. Расширение музыкального кругозора студента через сольфеджирование новых хоровых произведений.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Основы социальных наук и антикоррупционной культуры

    Интегрированная дисциплина знакомит студентов с современными представлениями о биосфере, о человеке как части природы, об экологических аспектах безопасности жизнедеятельности, а также об основах антикоррупционной культуры. В рамках дисциплины у студентов также формируются знания нормативно-правовой базы, необходимой для осуществления предпринимательской деятельности, защиты интеллектуальной собственности; обучающиеся изучат основные понятия и категории экономики, для формирования экономического образа мышления.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Дирижирование - 5

    Дирижирование хоровыми произведениями полифонической фактуры во всех видах ее проявлений (фуга, фугетта, фугато, имитация и др.). Демонстрировать умение дирижёра самостоятельно раскрывать идейно-художественную ценность музыкального произведения и его фактурно-стилистические особенности. Развивать навыки написания исполнительского анализа на хоровые произведения крупной формы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Гигиена голоса - 2 ("Хоровое дирижирование")

    Изучение строения голосового аппарата как основного органа профессиональной работы вокалиста, медицинское просвещение будущих специалистов, подготовка к профессиональной работе в области вокального искусства. Изучение воздействия исполнения штрихов на голосовые связки, учитывая анатомические особенности дыхательной системы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Исполнительские действия дирижера - 1

    Практическая дисциплина, направленная на овладение основными элементами мануальной техники дирижирования, обучение базовым приёмам управления хором, обретение комплекса навыков, обеспечивающих умение самостоятельно раскрывать идейно-художественную ценность музыкального произведения и его фактурно-стилистические особенности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Инструментовка - 3

    Практический курс, направленный на овладение навыками инструментовки произведений различных жанров и форм для однородного оркестра (струнного, духового). Специфика каждой оркестровой группы и ее отражение в оркестровке.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Изучение вокальных партий - 2 ("Хоровое дирижирование")

    Развивает координацию слуховых и мышечных ощущений студента, вырабатывает специфический вокальный слух. Обучает устранять мышечные зажимы, пение в нос, пение на горле. Способствует развитию брюшного дыхания, правильной атаке звука, расширению певческого диапазона. Развивает приобретенные навыки в изучении репертуара.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Полифония - 2 ("Оркестровое дирижирование")

    Дисциплина направлена на изучение основных закономерностей строения содержания и формы полифонических произведений, что служит основой их профессионально грамотной интерпретации. Совершенствованию исполнительского мастерства способствует также развитие полифонического мышления, которое формируется на основе навыков самостоятельного сочинения в различных полифонических стилях. Курс «Полифония 2» является продолжением курса «Полифония 1». Студенты ознакомляются с написанием фуги, изучая противосложение и интермедии, пишут экспозиционную часть, а также работают над развивающей и завершающими частями, стреттой, проходят навыки анализа сложных фуг.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Хоровой класс-5

    Совершенствование певческой опоры, звукообразования, расширение певческого диапазона голоса, навыков пения в речевой позиции. Исполнение нотного материала разной степени сложности по руке дирижера, интонирование с учетом всех слышимых голосовых партий. Расширение динамической шкалы голоса.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • История хорового искусства - 1

    Курс посвящен изучению вопросов истории хорового исполнительства и процесса формирования хоровой литературы русско-советского периода. В центре внимания - исполнительские принципы и методы, свойственные ведущим хоровым школам, творчеству крупнейших представителей русско-советского хорового искусства.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Практика работы с хором-5

    Выработка и совершенствование практических навыков руководства творческим исполнительским коллективом. Применение освоенной терминологии, знаковой лексики. Специфика взаимодействия с разными возрастными типами певческих коллективов. Принципы работы над хоровой партитурой произведения крупной формы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • История музыки 1900-1945

    Данная дисциплина направлена на изучение периодов формирования и развития мировой музыки в ХХ веке. Исторический курс затрагивает как разъяснение разнообразия стилей и эстетических установок музыки рубежа веков, многообразие жанров данного периода, массовые жанры, проблемы европейского музыкального искусства в целом.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Дирижерско-хоровые этюды - 1

    Практическая дисциплина, направленная на освоение упражнений на мелкую и крупную мануальную технику, развитие гибкости и подвижности дирижерского жеста, выразительное выполнение контрастной динамики (subito forte, subito piano), видов фермат, ауфтактов, акцентов и синкоп. Реализовывает творческий подход в решении исполнительских задач.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • История исполнительского искусства - 1

    Курс нацелен на изучение процесса исторического развития хоровой (оркестровой) музыки, деятельности ведущих хоровых (оркестровых) коллективов на материале западноевропейской и русской музыки в контексте развития мировой хоровой (оркестровой) практики с периода древности до XIX века.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • История и теория фактуры ("Оркестровое дирижирование")

    Курс «История и теория фактуры» нацелен на изучение исторического многообразия музыкальных фактур, сформировавшихся в композиторской практике. Основные разделы курса: многоплановость и вариантность фактур; элементы и параметры фактуры; фактурный рисунок голосов; анализа фактуры конкретных музыкальных произведений.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Сольфеджио - 5 (Мinor)

    Продолжающий практический курс, нацеленный на совершенствование музыкального слуха. Основные формы работы по развитию элементов музыкальной речи; интонируемые упражнения, слуховой анализ, музыкальные диктанты. Специфика хорового сольфеджирования, новый репертуар. Навыки ансамблевого сольфеджирования, исполнения полифонического многоголосия (двухголосие, трехголосие); пение дуэтов и других форм вокальных ансамблей.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Оркестровый класс - 5

    Особенности звукоизвлечения и штриховой техники медных духовых инструментов. Характер исполнения, колорит и насыщенность звука. Работа на темпом и динамикой. Работа над ритмическим разнообразием произведения. Произведения эпохи романтизма. Двойной и тройной состав оркестра. Методика проведения групповых занятий. Работа над ансамблем (основные положения). Распределение репетиционного времени. Ритмический ансамбль, ансамблевые сложности темпо-метроритма. Динамический ансамбль, условия выравнивания звучности в подвижных и неподвижных нюансах.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Хоровая аранжировка - 1 ("Хоровое дирижирование")

    Практическая дисциплина, нацеленная на развитие художественного кругозора обучающегося, хорового репертуара и выработку умения ориентироваться во всем многообразии стилей и жанров хоровой музыки через создание переложений с 2-3-4-х голосных однородных хоровых произведений на хоровые произведения для смешанного состава. Отбор хорового материала с учетом технических трудностей, содержания, художественных качеств. Анализ произведений с целью установления возможности его переложения для определенного исполнительского состава. Принципы работы с первоисточником.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • История современной музыки

    Историческая дисциплина, цель которой дать представление о картине развития европейской музыкальной культуры в ХХ веке. Дисциплина нацелена на формирование у обучающихся представления о новых жанрах и стилистическом разнообразии музыки ХХ столетия, появлении массовой музыки и значении данного периода в историческом контексте.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Чтение симфонических партитур - 3 ("Оркестрое дирижирование")

    Продолжающая практическая дисциплина, нацеленная на совершенствование навыка чтения оркестровых партитур повышенной степени сложности на материале музыки ХХ-XXI веков. Освоение нового репертуара, анализ эмоционально-образной стороны изучаемого сочинения. Самостоятельная работа над партитурой.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Дирижирование - 6

    Дирижирование сочинений различных эпох и стилистических направлений композиторов Возрождения (мотеты, виланеллы, канцоны, мадригалы). Изучение хоровых произведений композиторов эпохи Барокко. Способствует формированию воли, внимания, настойчивости, необходимых для профессиональной деятельности дирижёра хора. Развивать аналитическое мышление при написании развернутого вокально-хорового анализа.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Инструментовка - 4

    Практический курс, направленный на овладение навыками инструментовки для большого симфонического оркестра (двойной, тройной состав).

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Дирижерско-хоровые этюды - 2

    Практическая дисциплина, формирующая навыки дирижирования разнообразных по содержанию, стилистическим и жанровым особенностям произведений со сложными несимметричными тактами, содержащими элементы полифонии, усложнённой фактуры изложения. Обеспечивает органичность и свободу техники дирижирования при исполнении сложных музыкальных опусов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • История исполнительского искусства - 2

    Курс нацелен на изучение исторического развития хоровой (оркестровой) музыки и исполнительства на материале казахской советской и современной музыки ХХ-ХХI веков.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Хоровая аранжировка - 2 ("Хоровое дирижирование")

    Продолжающая практическая дисциплина, нацеленная на совершенствование техники создания переложений для определенного исполнительского состава с учетом его вокально-технических возможностей. Диапазон голосов, регистровые, тесситурные и возрастные особенности. Принцип преимущественного использования рабочего диапазона голосов для достижения естественного и логического голосоведения и удобной тесситуры.Особенности обработки народных песен с учетом стилевых и гармонических особенностей народного многоголосия.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Методика преподавания сольфеджио (Minor)

    Курс направлен на изучение необходимого комплекса методических знаний в области хорового сольфеджио и воспитания гармонического музыкального слуха. Формы и методы развития музыкального слуха, специфика их использования в практике преподавания в начальном и среднем музыкально-образовательном звене.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • История хорового искусства - 2

    Изучение истории казахского хорового искусства и исполнительских стилей в национальном хоровом исполнительстве на конкретных художественных образцах. Курс сопровождается прослушиванием музыкальных произведений и их исполнительским анализом.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Исполнительские действия дирижера - 2

    Практическая дисциплина, обеспечивающая комплексную подготовку дирижёра-исполнителя. Осваивается все многообразие приёмов управления хором, комплекс технических навыков и теоретических знаний, необходимых для музыкально-исполнительской и организационно-просветительской деятельности. Формирование воли, внимания, настойчивости, коммуникабельности. Обобщение и практическое закрепление навыков дирижирования.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Хоровая гармонизация ("Хоровое дирижирование")

    Дисциплина нацелена на совершенствование навыков составления по партитуре слуховых представлений об общем хоровом звучании, тембровых модификациях, соотношениях силы и плотности звучания отдельных групп хора. Углубляет навыки создания удобного для исполнения голосоведения, соединения хоровых голосов в мелодической, гармонической и контрапунктирующих функциях и объединения их в фактурное целое, способствующее созданию хоровой гармонизации.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Методика воспитания дирижера-хормейстера

    Дисциплина дает представление о формах и методах преподавания хоровых дисциплин, нацелена на приобретение теоретической базы для проведения занятий различных типов в хормейстерском классе. Изучаются педагогические принципы выдающихся педагогов-хормейстеров, методы вокально-хорового воспитания, этапы работы над хоровым репертуаром, принципы планирования работы в хоровом классе.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Методика работы с хором ("Оркестровое дирижирование")

    Дисциплина занимает одну из ключевых позиций в системе профессиональной подготовки дирижера оркестра и нацелена на овладение методикой работы с хором и методикой ведения репетиционного процесса. Создает теоретическую базу как основу успешной практической деятельности дирижера с хоровым коллективом. Этапы подготовки к концерту, специфика репетиционного процесса с хором. Совершенствование профессиональных навыков, необходимых для эффективного проведения репетиции.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Хоровой класс - 6

    Совершенствование навыков певческой дикции и особенностей диалектной фонетики, техники выполнения различных динамических оттенков как силы звука, агогики как единства движения, орфоэпии как единства произношения. Закрепление навыков работы с партитурами народных песен (от простой гетерофонии до хоровых партий повышенной трудности, функционального многоголосия и полифонических образцов).

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Оркестровый класс - 6

    Особенности дирижирования вокальным аккомпанементом, речитативом. Установление баланса звучания между солистом и оркестром. Выявление регистровых особенностей партии соло и оркестра. Воссоздание целостной интерпретации исполняемого произведения с солистом и дирижером. Подготовительная работа: уроки с солистами (работа над партией) спевки с солистами, работа с хором и проведение объединенных репетиций. Инструментальный аккомпанемент Развитие слухового внимания. Корректорское, исполнительское и педагогическое слуховое внимание. Интонация. Связь интонации и стиля исполняемого произведения. Индивидуальная интонация и игра в ансамбле. Баланс звучания. Артикуляция. Ритм, метр, темпы как интенсивность развертывания музыкальной мысли. «Полифоничность» слуха. Способность контролировать течение исполнения.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Методика преподавания специальных дисциплин

    Курс определяет квалификацию выпускника как музыканта-преподавателя по профилю обучения. Ориентирован на изучение содержательных и организационных форм и методов преподавания специальных дисциплин, приобретение теоретических и практических навыков ведения репетиций, индивидуальных и групповых занятий в дирижерском классе.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Практика работы с хором-6

    Совершенствование мануальной техники дирижера, мастерства управления хоровым коллективом. Освоение нового, более репертуара из утвержденного репертуарного списка.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Музыкальная композиция и стилевой анализ - 1

    Дисциплина «Музыкальная композиция и стилевой анализ» изучается студентами оркестрового и хорового дирижирования с целью выработки умения определять и различать музыкальные стили, жанры и формы. При изучении музыкальной композиции студентам предоставляется возможность сочинять небольшие эскизы в заданном стиле, жанре и изученной форме. Стилевой анализ основывается на произведениях эпохи барокко, классики и романтизма.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Практикум сольфеджиста (Minor)

    Дисциплина нацелена на практическую подготовку студента для работы в качестве педагога-сольфеджиста с обучающимися среднего образовательного звена специальности «Хоровое дирижирование». Предусматривает выработку навыков развития слуха у обучающихся с использованием современных обучающих методик на материале вокальной и вокально-хоровой музыки.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Дирижирование - 7

    Разучивание с хором Государственной программы произведений крупной формы с сопровождением, с солистами. Освоение применения навыков агогического изложения, поиск наиболее ярких выразительных средств. Работа по овладению интерпретацией крупной музыкальной формы. Освоение сложно-смешанных размеров в произведениях с усложнённой фактурой изложения. Изучение методической литературы по специальности.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Анализ музыкальных произведений - 1

    Дисциплина изучает все части структуры формы периода, начиная от мелодики, метра и ритма, формообразующем действии гармонии, формообразующей роли динамики, до тембра и фактуры. Изучаются масштабно-тематические структуры, периоды квадратного и неквадратного строения. В конце курса студент должен знать формообразующие принципы гармонии, тембра, фактуры, уметь отличать периоды квадратного строения от неквадратного, владеть навыками анализа ритмических, мелодических структур.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Современные методы аранжировки на компьютере

    Аранжировка песен, саундтреков, инструментальных пьес предполагает знание основ инструментовки, аранжировки для различных типов ансамблей и оркестров. Современные методы аранжировки включают использование ряда компьютерных программ (Steinberg Cubase, Apple Logic Studio Pro, Protools). Следовательно, курс разделён на две части, на которых параллельно осваиваются: основы инструментовки и аранжировки и большей частью компьютерные методы аранжировки. Работа с midi клавиатурой.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Хоровой класс - 7

    Дисциплина способствует формированию управленческих компетенций в условиях ансамблевого и хорового исполнительства. Освоение нового репертуара, репетиционная работа с хором. Выбор выпускной программы, организация и проведение репетиций по изучению произведений малой формы.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Инструментоведение казахских народных инструментов

    Теоретическая дисциплина, направленная на изучение технических и выразительных возможностей казахских оркестровых инструментов, их роли в оркестре, репертуара оркестровых инструментов и переложений.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы научного исследования

    Предмет предназначен для студентов музыкально-исполнительских специальностей и направлен на углубление их исследовательской подготовки; выработки навыков организации и проведения научного исследования. В процессе изучение данного курса студенты закрепляют навыки самостоятельной работы с научной литературой, овладевают методами научного исследования и способами обработки полученных данных.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Практика работы с хором-7

    Развитие обретенных практических навыков руководства хоровым коллективом в соответствии с требованиями к донесению авторского замысла, хоровому звучанию, строю, дикции, динамике, нюансировке, штрихам, качеству певческого звука на материале зарубежной и казахской хоровой музыки различных композиторов, стилей, жанров.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахская музыка - 1

    Дисциплина направлена на изучение исторических закономерностей формирования, развития и социальной обусловленности различных жанров казахской музыки; исторических этапов становления и научную периодизацию истории казахской музыки; содержания письменных памятников древнетюркской эпохи, их культурное значение; этапы зарождения, становления и развития профессиональной казахской музыкальной культуры; жизненный и творческий путь казахстанских композиторов и музыковедов; основные музыкальные произведения.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Педагогика

    Дисциплина «Педагогика» содействует становлению и развитию профессиональной компетентности будущего музыканта-преподавателя. Изучение курса обеспечивает формирование теоретических представлений о педагогике; ознакомление с методологическими основами педагогики; формирование представления об организации педагогического процесса в учебно-воспитательной организации; раскрытие специфики педагогической деятельности; овладение основными методами и формами образовательной деятельности; формирование умения мыслить критически, самостоятельно приобретать знания.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Оркестровый класс - 7

    Корректурные репетиции с оркестром. Сводная репетиция с хором, оркестром, солистами. Дирижирование произведениями, включающими смену темпа и метра, с чередованием простых и сложных размеров. Произведение крупной формы. Часть из симфонии или симфонической поэмы. Изучение произведений 20 века. Настройка, штрихи и особенности звукоизвлечения на инструментах ударной группы оркестра. Работа над произведениями кантатно-ораториального жанра. Репетиции с хором.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • История казахской традиционной музыки

    Курс способствует формированию у обучающихся теоретических и практических знаний об особенностях зарождения и развития традиционной музыкальной культуры казахского народа, её истоках, исторических этапах становления, закономерностях и социальной обусловленности появления и развития различных традиционных жанров, национальных инструментов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Студийная звукорежиссура

    Дисциплина знакомит с работой звукорежиссера по записи, воспроизведению, обработке и компоновке звуковых элементов с использованием специализированного оборудования в звукозаписывающих студиях с помощью компьютера. Управление подачей звука с помощью микшерного пульта; контроль громкости, очистка звука от помех, доступ звука в эфир. Специфика работы звукорежиссера на радио, ТВ и в студии звукозаписи.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Практика работы с хором - 8

    Практика работы со студенческим хором. Совершенствование дирижерского аппарата. Работа над аранжировкой и переложением произведений для хора. Организация репетиционной работы. Подготовка хора к концертному выступлению.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Дисциплина "Основы финансовой грамотности" предоставляет студентам базовые знания о личных финансах, бюджетировании, инвестировании, кредитах, налогах и понятиях финансового рынка. Обучение включает практические навыки финансового анализа и принятия решений, а также формирование понимания финансового рынка и его влияния на личные и профессиональные финансы. Целью является формирование навыков эффективного управления финансами и принятия обоснованных финансовых решений в повседневной жизни. В рамках курса студенты научаться использовать на практике всевозможные инструменты в области финансов, сохранять и приумножать накопления, грамотно планировать бюджет.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Инструментовка казахских народных ансамблей

    Практический курс, направленный на овладение навыками оркестровки произведений для народного оркестра. Дисциплина предполагает применение теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса «Инструментоведение для казахских народных инструментов», в практике работы над созданием собственной инструментовки с учетом диапазона, тембральной специфики, штрихов и исполнительских возможностей инструментов народного оркестра.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История казахской музыки XX века

    Курс формирует систему знаний по казахской музыке ХХ века, способствующих воспитанию у обучающихся понимания основных закономерностей её развития, навыков стилевого и жанрового анализа музыкальных явлений в социокультурном контексте эпохи. Дисциплина нацелена на изучение творчества нескольких поколений композиторов Казахстана, идейно-образных и жанрово-стилистических особенностей их творчества.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Хоровой класс - 8

    Совершенствование исполнительских и педагогических компетенций выпускника. Овладение искусством дирижерской интерпретации крупной музыкальной формы (частей ораторий, кантат, магнификатов, оперных сцен, больших оригинальных сочинений). Освоение и практическое применение положений научно-методической литературы по теме дипломной работы.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Казахская музыка - 2

    Курс включает в себя изучение народно-профессиональной, песенной и инструментальной музыки казахского народа XIX века, жизни и творчества выдающихся представителей эпохи, стилистических, жанровых особенностях их творчества.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Основы менеджмента и предпринимательства в культуре

    Данный курс позволит студенту овладеть управленческой культурой, основами предпринимательства в области культуры, развивает навыки осуществления различных видов предпринимательской деятельности, вырабатывает умение анализировать и проектировать механизмы управления. Концепция управления и основные знания в области предпринимательства и менеджмента формируются в процессе изучения дисциплины с практической и теоретической точек зрения, осваиваются методы предпринимательства и управления в области культуры в Казахстане и за рубежом.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Анализ музыкальных произведений - 2

    Предметом курса является строение музыкальных произведений, с одной стороны, и методы, приемы осуществления анализа музыкальных произведений, с другой. Строение музыкальных произведений рассматриваются в курсе в разных аспектах: содержательном, в связи с особенностями композиторского стиля, исполнительской интерпретацией, а также направленностью на слушателя. Основные понятия: форма, содержание, жанр, стиль, музыкальный язык и др.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Дирижирование - 8

    Работа над государственной программой, дирижирование крупными хоровыми произведениями a’cappella. Работа над строем, интонацией, метроритмическими особенностями внутри мужских и женских партий. Поиск и подготовка учебно-методического материала по написанию дипломной работы. Выполнять музыкально-теоретический, вокально-хоровой, исполнительский анализы дирижируемых произведений.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Музыкальная композиция и стилевой анализ - 2

    Продолжающая дисциплина практической направленности. Нацелена на освоение специфики музыкального стиля, жанров и форм эпохи позднего романтизма, импрессионизма, неофольклоризма, нововенской школы и эпохи модернизма. Анализируются конкретные образцы музыки ХХ века и современные композиции.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Оркестровый класс - 8

    Овладение искусством дирижерской интерпретации крупной музыкальной формы. Правильное составление концертных программ. Генеральная репетиция. Репетиция в день концерта. Психологический настрой в день концерта. Сдержанность исполнения. Распределение сил оркестра во время генеральной репетиции. Наблюдение за точностью текста, ритма, ансамбля. Охват слухом всех элементов исполнения в их единстве. Концертное выступление.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 3

Результаты обучения

  • Способен читать, анализировать, разучивать и выносить на концертную сцену музыкальные тексты для различных составов (хоровой, оркестровой), эпох, жанров и особенностей стиля.
  • Демонстрировать готовность к преподаванию специальных дисциплин и сольфеджио в музыкальных колледжах и школах, применяя современные методики педагогики, психологии.
  • Демонстрировать наличие профессиональных навыков игры на фортепиано и дирижирования в исполнении разнообразного, в стилевом и жанровом отношении, репертуара.
  • Организовывать, планировать и контролировать творческо-производственный процесс по созданию концертной программы в качестве дирижера.
  • Преобразовывать теоретическую основу изученных оркестровых/вокально - хоровых произведений.
  • Различать исторические этапы, жанры, стили казахской и мировой музыки, опираясь на знания музыкально-стилевой и исполнительской (хоровой, оркестровой) специфики.
  • Продемонстрировать способность выразительно исполнять оркестровые/хоровые произведения на фортепиано наизусть, а также с транспонированием.
  • Демонстрировать практические навыки хоровых обработок и аранжировок, оркестровых переложений, сольфеджирование отдельных партий.
  • Демонстрировать знания специфики музыкальных инструментов, навыки инструментовки, гармонизации, аранжировки музыкальных произведений для различных исполнительских составов.
  • Знать музыкальные стили и связанные с ними традиции сочинения и исполнения на языке первоисточника.
  • Знать исторический контекст и традиции изучаемых произведений.
  • Использовать знания истории Казахстана, социально-гуманитарных наук, основ антикоррупционной культуры, навыки ведения самостоятельного научного исследования для профессионального и личностного развития.
  • Иметь базовые знания в области социально-гуманитарных дисциплин для формирования научного мировоззрения.
Top