6B02114 Музыковедение (по видам) в КазНацКон
-
Цель образовательной программы Подготовка музыковеда высокой квалификации, владеющего первичными навыками исследовательской работы, осуществляющего педагогическую работу на высоком профессиональном уровне, занимающегося просветительской, редакторской, критической деятельностью
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Казахская национальная консерватория имени Курмангазы
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 245
-
Группа образовательных программ B022 Музыковедение
-
Предметы на ЕНТ Творческий экзамен и Творческий экзамен
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B021 Искусство
Дисциплины
-
Обязательное фортепиано - 1
В рамках дисциплины устанавливается текущий уровень владения инструментом, обозначаются цели в развитии техники по трём направлениям: интерпретация, чтение с листа, развитие техники. Выстраивается индивидуальный план занятий, включающий специальные упражнения, этюды и интерпретацию (исполнение стандартного репертуара).
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Гармония - 1
Дисциплина направлена на продолжение развития навыков, полученных в среднем звене. В данном курсе изучаются более сложные гармонические обороты, включая альтерированные аккорды II ступени и DD, отклонения и модуляцию в тональности I и II степеней родства. Анализируются мелодии позднего романтизма, подбираются к ним соответствующие аккорды.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Сольфеджио - 1
Цель дисциплины заключается в закреплении, дальнейшем развитии и совершенствовании слуховых и певческих навыков, приобретенных студентами в среднем звене, а также в воспитании гибкого, активного слуха, способного функционировать в условиях постоянного обновления музыкального языка. Включает в себя следующие модули: внутритональный хроматизм, модуляцию в тональности диатонического родства и полухроматического родства.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История зарубежной музыки до XVIII века
Дисциплина изучает процесс зарождения и исторического развития профессионального музыкального искусства в его важнейших явлениях – от древности до XVIII века; воспитывает понимание своеобразия исторического развития музыкальной культуры у разных народов, раскрытие связей музыки с процессом исторического развития общества; осознание специфики художественного отражения действительности в музыкальном искусстве и воздействия творчества ведущих композиторов на жизнь общества.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Музыка от Античности до Барокко
Курс направлен на изучение музыки со времен Античности, особенности стилей и жанров того времени, ознакомительное изучение развития инструментария. Рассматриваются процессы кристаллизации полифонической системы Средневековья, ее расцвета в творчестве композиторов нидерландской полифонической школы. Ars nova в европейских странах.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Обязательное фортепиано -2
Дисциплина продолжает развитие практических и творческих навыков по трём направлениям (интерпретация, чтение с листа, развитие техники). Подбирается усложнённый репертуар на развитие музыкальной памяти и исполнительской техники. Добавляются занятия по коллективному (ансамблевому) исполнению.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Гармония - 2
Дисциплина является продолжением курса Гармония 1. Изучаются модуляции III степени родства, эллипсис, энгармонические модуляции и модуляции в более далекие степени родства. Кроме мажоро-минорных и миноро-мажорных систем большое внимание уделяется игре секвенций и аккордовых последовательностей. Анализируются мелодии ХХ века, подбираются к ним аккорды.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Сольфеджио - 2
Дисциплина Сольфеджио 2 является продолжением дисциплины Сольфеджио 1. Курс содержит следующие модули: модуляцию в тональности хроматического родства, мажоро-минорные системы и энгармоническую модуляцию.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Народное музыкальное творчество-1
Дисциплина знакомит студентов с народной музыкальной культурой казахского и соседних/родственных народов, содержит теоретические сведения о разных жанрах традиционной песенной культуры – обрядовых и бытовых песнях, айтысе и эпосе.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История зарубежной музыки XVIII-XIX веков-1
Дисциплина изучает процесс исторического развития профессионального музыкального искусства XVIII-XIX веков; развитие музыкальной культуры эпохи Просвещения, влияния идей эпохи на художественное мышление композиторов, развитие стилистики классицизма, формирование новых жанровых явлений, переход от классического к романтическому стилю.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Музыка Классицизма
В программе курса рассматриваются яркие представители эпохи классицизма – венские классики, их творческая деятельность. Развитие крупных сценических (опера) и инструментальных (симфония, концерт) жанров.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Фольклор тюркоязычных народов-1
Данная дисциплина изучает фольклор тюркских народов, мифологию, предания и легенды, эпико-героические легенды, сказки. Рассматривает связь фольклористики с другими народами, аспекты изучения фольклорного текста, общие сведения о тюркских народах, историю, культуру и мировоззрение тюркских народов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы социальных наук и антикоррупционной культуры
Курс «Основы социальных наук и антикоррупционной культуры» знакомят студентов с современными представлениями о биосфере, о человеке как части природы, об экологических аспектах безопасности жизнедеятельности, а также об антикоррупционной культуре, в рамках дисциплины у студентов формируются знания нормативно-правовой базы, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности и защиты интеллектуальной собственности, обучающиеся изучат основные понятия и категории экономики, для формирования экономического образа мышления.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Полифония
Дисциплина направлена на дальнейшее развитие у студентов музыкального мышления, творческих способностей, полифонического слуха, профессиональных представлений о специфике полифонической музыки. Дисциплина посвящена вопросам изучения основополагающих контрапунктических приемов, сложившихся в музыке различных эпох и стилей. Курс рассчитан на изучение основ от начальных форм многоголосия, простого контрапункта, сложного, вертикально и горизонтально подвижного контрапунктов до имитаций и канонов в двух, трех, четырехголосии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Обязательное фортепиано -3
Главная задача дисциплины – развитие у студента пианистических навыков, их углубление в объеме, необходимом для профессиональной деятельности, подготовка к самостоятельной практической работе за фортепиано. Особый акцент делается на педагогический репертуар музыковеда, углубленное освоение навыков чтения с листа, ансамблевой игры.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
История русской музыки
Дисциплина направлена на формирование комплекса знаний об истории развития русского музыкального искусства, как о целостном, исторически развивающемся явлении, связанном с социально-историческим процессом, о творчестве русских композиторов, основных музыкальных произведениях, музыкальных стилях и жанрах. Курс изучает процесс развития русской музыки от начала формирования русской музыкальной культуры, становления русской музыкальной классики до 1917 г.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История зарубежной музыки XVIII-XIX веков-2
Дисциплина является продолжением курса истории музыки и охватывает период романтизма в музыкальном искусстве. Цель дисциплины - развить у обучающегося умение ориентироваться в музыкальных формах, жанрах и стилистических особенностях музыки эпохи романтизма; ознакомить с основными композиторами эпохи романтизма (Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Вагнер и др.) и их произведениями.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Музыка Романтизма
Данная дисциплина изучает историю становления Романтизма, как одной из лирических, ярчайших явлений. Изучаются все музыкальные средства выразительности, возникшие с приходом данной эпохи. Изучается творчество композиторов данной эпохи.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Русская музыка до ХХ века
Дисциплина направлена на изучение русской музыки ХХ века. Рассматривается творчество русских композиторов ХХ века, начиная с творчества И.Стравинского, С.Рахманинова, продолжая творчеством С.Прокофьева, Д.Шостаковича и др. Изучаются жанры, в которых работали данные авторы, взаимосвязи с другими культурами и композиторскими школами. В конце курса студенты пишут музыкальную викторину и защищают курсовые работы.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Этносольфеджио - 1 (этномузыковедение)
Дисциплина основывается на поэтапном освоении навыков слуховой работы с казахским инструментальным фольклором через освоение этнического музыкального языка с применением различных форм учебной работы (двухголосный домбровый диктант, импровизацию и т.д.) Содержание курса «Этносольфеджио 1» характеризуется освоением форм кюев и навыками импровизации. Рассматриваются кюи в стиле "төкпе".
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Народное музыкальное творчество-2
Дисциплина направлена на изучение жанров народно-инструментальной культуры, инструментария, специфики, а также теоретических и методологических вопросов. Цель курса – всестороннее изучение истории и теории инструментального народного музыкального творчества, многообразных форм и жанров традиционной музыки казахского и родственных тюрко-монгольских народов в широком контексте историко-культурных, эстетических и музыкально-стилевых проблем.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История гармонии (музыковедение)-1
«История гармонии 1» нацелена на формирование научного мировоззрения, развитие музыкально-теоретического мышления и приобретение специальных знаний и навыков; формирование теоретических представлений о гармонии как исторически развивающейся системе, об основных формах и типах гармонии, о наиболее общих закономерностях гармонического мышления и языка.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы журналистики
Дисциплина направлена на формирование базовых представлений о профессиональной деятельности журналиста, объектом которой является информация о музыкальной жизни Республики, передаваемая по различным каналам средств массовой информации и адресованная различным аудиториям.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Фольклор тюркоязычных народов- 2
Дисциплина Фольклор тюркоязычных народов 2 изучает более углубленно культурные универсалии и специфику фольклора тюркских народов. А именно оригинальные эпические произведения отдельных тюркских народов «Алпамыс», «Едигей», «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» и т.д., памятники книжного эпоса огузских народов, образ Коркыта в фольклоре Средней Азии и Казахстана, Сибири и Поволжья. «Огуз-наме», сюжетно-композиционные и стилистические особенности эпосов, ритмообразующие принципы тюркского традиционного стихосложения.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Введение в журналистику
Дисциплина направлена на формирование первичных навыков в области журналистской деятельности, понимание ее роли и места в современном мире. Дается представление о функции музыкальной журналистики в отечественной и мировой практике. Изучаются форматы и жанры публицистических текстов в теории и на практике.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История полифонии - 1
Данная дисциплина рассматривает истоки возникновения полифонии в музыке, полифонии как науки, развитие многоголосия, ритмические модусы, особенности полифонии Средневековья, жанры, композиторы и другие личности воплотившие жанры полифонии в отдельный вид искусства, такие как мотеты, мадригалы, мессы. Изучаются полифонические формы музыки, а также новые аспекты полифонической музыки ХХ века.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы инструментоведения (музыковедение)
Дисциплина направлена на изучение технических и выразительных возможностей оркестровых инструментов, их роли в оркестре, репертуара оркестровых инструментов и переложений (струнно-смычковые и деревянные духовые инструменты).
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ музыкальных произведений (музыковедение) - 1
Дисциплина направлена на обогащение представлений студентов о закономерностях развития музыкального мышления и формообразования, и практическое их освоение на конкретном музыкальном материале. В результате освоения студент должен теоретически освоить знания о закономерностях строения музыкального произведения, о принципах формообразования, функциях частей в музыкальной форме, средствах музыкальной выразительности, музыкальном синтаксисе.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Расшифровка кюев (этномузыковедение)
Основная цель предмета развивать слуховые данные студента методом перенимания на слух, а также обратить внимание на профессиональное освоение им нотировки. Вместе с тем, научить студента умению различать и тщательно взглянуть на образцы культурного наследия, выбирая лучшие из них; повысить его исполнительский уровень; при нотировке дать возможность услышать различные мелизмы исполнения и другие сложные моменты; различать исполнительские домбровые школы и регионы; уточнить данные об авторе и всевозможную информацию об исполнителе.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История казахской традиционной музыки - 1
Дисциплина направлена на изучение исторических закономерностей формирования, развития и социальной обусловленности песенных и инструментальных традиций казахской музыки; исторических этапов становления и научной периодизации истории казахской музыки; содержания письменных памятников древнетюркской эпохи, их культурное значение; этапы зарождения, становления и развития устной профессиональной казахской музыкальной культуры.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальный класс
Дисциплина направлена на формирование профессионально грамотного современного музыковеда, подготовленного к самостоятельной педагогической, научной, просветительской и другой деятельности в области музыкальной культуры и образования. Дисциплина ориентирована на создание дипломного проекта, результаты которого обсуждаются на заседаниях кафедры. В содержании дисциплины предусматриваются определение темы, актуальности, цели и задач, теоретической и/или практической значимости работы, выполнение эскиза Введения и планирование исследования.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Расшифровка песен (этномузыковедение)
Основная цель дисциплины развивать слуховые данные студента, обратить внимание на профессиональное освоение им расшифровки этнического песенного творчества, научить студента различать образцы культурного наследия, выбирая лучшие из них; повысить его исполнительский уровень; при нотировке дать возможность услышать различные особенности исполнения и другие сложные моменты.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы критического письма
Дисциплина предлагает введение в теорию и практику современной музыкальной критики. В рамках курса студентам предлагается ознакомиться с форматами критического текста, словарем современной критики, спецификой музыкальной критики.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Этносольфеджио-2 (этномузыковедение)
Дисциплина направлена на поэтапное освоение навыков слуховой работы с казахским инструментальным фольклором через освоение этнического музыкального языка с применением различных форм учебной работы (двухголосный домбровый диктант, импровизацию и т.д.) Содержание продолжающего курса «Этносольфеджио 2» характеризуется освоением форм кюев стиля «шертпе».
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Казахская музыка - 1
Дисциплина Казахская музыка 1 составляет практическую часть. Студенты анализируют мелодии в рамках изучения предмета, изучают особенности казахской музыки начиная от истоков до ХIХ века, становления первых школ профессионального устного народного творчества.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Музыкальная терминология английского языка (музыковедение)
В данной дисциплине изучаются понятийные комплексы, касающиеся музыкальных стилей, инструментов, исполнительской техники, структурных компонентов музыкальных произведений и музыкальных сообществ.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ музыкальных произведений фольклора (этномузыковедение)
Дисциплина направлена на овладение навыками анализа и освоение принципов музыкального формообразования фольклорных произведений. Курс «Анализ музыкальных произведений фольклора» включает в себя освоение методов анализа народно-песенных образцов различных региональных традиций.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История гармонии-2 (музыковедение)
Дисциплина направлена на формирование теоретических представлений о гармонии как исторически развивающейся системе, об основных формах и типах гармонии, о наиболее общих закономерностях гармонического мышления и языка. «История гармонии 2» нацелена на приобретение знаний об основных принципах звуковысотной организации музыки, об общих закономерностях гармонического мышления; введение в круг актуальных проблем современной творческой практики и современного музыкознания.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История музыкальной критики
Дисциплина направлена на изучение формирования и исторического развития критического мышления в музыкальной культуре, этапов его развития и наиболее выдающихся личностей – музыкальных критиков.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История русско-советской музыки (музыковедение)
Дисциплина истории русской музыки охватывает период развития музыкальной культуры СССР (с 1917 г.) до 80-х годов ХХ века. Данная дисциплина формирует у обучающихся целостную картину музыкально-исторического процесса формирования советской музыки, период становления и расцвет советской музыкальной классики. Цель и задачи курса - дать представление о творчестве основных композиторах советского периода (Мясковский, Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Свиридов и др.) и особенностях их музыкального стиля.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ сценических представлений
Дисциплина направлена на формирование представления у студентов об оперном и балетном театре как одном из важнейших языков художественной культуры. На курсе происходит знакомство с оперными и балетными произведениями и их сценическими воплощениями; отражением истории, культуры и общества в оперных и балетных спектаклях и влияние театра на историю, культуру и общество; трансформацией музыкального театра в процессе движения культуры, модели его существования и механизмы функционирования.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальный класс-2
Специальный класс как вид творческой дисциплины продолжает формировать навыки и умения студента-музыковеда. Задачей становится написание статей небольших по содержанию, раскрывающих письмо, стиль автора, его почерк.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История музыкальной фольклористики (этномузыковедение)
Дисциплина направлена на формирование у студентов представлений об основных исторических этапах музыкальной фольклористики.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика и практика современного сольфеджио
«Методика и практика современного сольфеджио» представляет собой новое направление в освоении навыков по развитию слуха, с учетом характерных трудностей музыкального языка ХХ века (ладовые и мелодические структуры, аккордика, ритмика). Специальное внимание уделено проблемам чтения с листа современного нотного текста. В дисциплине используются специальные комплексы интонационных, ритмических и нотографических упражнений.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Национальный музыкальный инструмент (этномузыковедение)
Дисциплина направлена на приобретение первичных и продолжающих навыков игры на национальном музыкальном инструменте (домбра, кобыз, жетиген, сыбызгы и т.д.).
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика и практика написания исследовательской работы-1
Дисциплина продолжает выполнения дипломного проекта, результаты которого обсуждаются на заседаниях кафедры. В содержании дисциплины предусматриваются разработка методологии исследования, изучение видов научного исследования (эмпирические, теоретические, исторические), определение терминологического аппарата, анализ и обработка первичных результатов исследования, начала выполнения основного текста работы.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ музыкальных произведений - 2 (музыковедение)
Дисциплина посвящена изучению общих принципов строения музыкальных произведений, классически устоявшихся типов композиций вокальной и инструментальной музыки (простые и сложные формы, рондо, вариационная форма, формы вокальной камерной музыки). Также направлен на формирование умений анализировать произведения самых различных жанров и стилей.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы научного исследования
Курс направлен на углубление исследовательской подготовки обучающихся, выработку навыков организации и проведения научного исследования. В процессе изучения данного курса студенты закрепляют навыки самостоятельной работы с научной литературой, овладевают методами научного исследования и способами обработки полученных данных.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин
Дисциплина направлена на формирование у студентов необходимого комплекса методических знаний в области преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин на современном уровне требований музыкальной практики.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ музыкальных произведений - 1 (этномузыковедение)
В программе дисциплины изучаются основные черты стиля, типичные целостные композиции, особенности музыкального формообразования барокко, классицизма, романтизма и XX века. В конце курса определяются принципы подхода к произведениям XX века. В результате освоения студент должен уметь применять полученные теоретические знания на практике, владеть навыками целостного анализа.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Основы театральной драматургии
Дисциплина направлена на изучение комплекса му¬зыкальных выразительных средств, которые раскрывают идейное содержание музыкального спектакля, создают характерные образы действующих лиц, показывают их в драматиче¬ских ситуациях, в конфликтных столкновениях и в раз¬витии.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Теоретические основы казахской домбровой музыки (этномузыковедение)
Освоение теоретических основ домбровой музыки казахов при знакомстве с работами казахстанских этномузыковедов в ХХ-ХХI вв. (А.Затаевич, П.Аравин, Н.Тифтикиди, и др.). Ритм и метр в кюях-токпе и шертпе. Проблемы «тематизма». Понятие основного интонационно-ритмического комплекса. Лад и звуковысотная организация в токпе и шертпе-кюях. Система ладовых опор. Понятия региональных, локальных и индивидуальных стилевых различий в домбровой музыке. Образное содержание кюев, их тематика и проблемы жанра в домбровой музыке. Проблемы нотной фиксации кюев.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История и методология музыкальной фольклористики (музыковедение)
Дисциплина включает в себя обзор важнейших этапов исторического становления и развития отечественного и зарубежного этномузыковедения, изложение главных положений, касающихся современной энтомузыковедческой методологии, а также рассмотрение основных аспектов научно-практической деятельности этномузыковедов. Данный курс является частью профессиональной подготовки студентов-музыковедов и этномузыковедов и способствует формированию у них необходимых навыков осмысления специфики традиционной музыкальной культуры. Освоение дисциплины в целом направлено на выработку у студентов представлений об историческом становлении и развитии музыкальной фольклористики и о формировании основных направлений этномузыкознания. Дисциплина способствует приобщению студентов к методологическим и теоретическим принципам изучения традиционной музыкальной культуры. Курс призван систематизировать полученные ранее знания в области изучения народного творчества на уровне теоретических обобщений.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
История полифонии-2 (музыковедение)
Дисциплина направлена на завершение изучения полифонии эпохи Барокко. Подробно рассматривается строение и семантика сложной (многотемной) фуги, классические образцы которой представлены в сборнике И.С. Баха «Хорошо темперированный клавир». Изучаются формы и жанры полифонии XVII века – канцона, фантазия, каприччио, добаховская фуга, ричеркар, фуга на хорал, остинатно-вариационные формы эпохи Барокко (пассакалья и чакона), малые полифонические формы (фугетта, фугато, инвенция). Содержание дисциплины завершают темы по фуге Генделя и полифонии венских классиков.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История зарубежной музыки до 1945 года
Дисциплина направлена на изучение исторического процесса развития истории музыки первой половины XX века в ее связи с мировой культурой и ее национальными формами; раскрытие исторической специфики музыкальных произведений, а также воздействия выдающихся образцов мировой музыкальной культуры и деятельности великих музыкантов на жизнь общества; осмысление содержания произведений музыкального искусства различных направлений, стилей и жанров.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Методология музыкальной фольклористики (этномузыковедение)
Дисциплина направлена на формирование у студентов представлений о наиболее важных и актуальных методологических принципах современной этномузыковедческой науки.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальный класс-3
Дисциплина ориентирована на создание дипломного проекта, результаты которого обсуждаются на заседаниях кафедры. В содержании дисциплины предусматриваются определение темы, актуальности, цели и задач, теоретической и/или практической значимости работы, выполнение эскиза Введения и планирование исследования. Также подбирается тема дипломной работы, поиск литературы на более продвинутом уровне.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Методика и практика написания исследовательской работы-2
Дисциплина направлена на выполнение дипломного проекта, результаты которого обсуждаются на заседаниях кафедры. В содержании дисциплины предусматриваются работа с литературой, уточнение и дополнение текста Введения, выполнение основной части дипломной работы, подготовка статьи для публикации, выполнение курсовой работы, основанной на тексте значительного раздела работы.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ музыкальных произведений - 3 (музыковедение)
В программе дисциплины изучаются основные черты стиля, типичные целостные композиции, особенности музыкального формообразования барокко, классицизма. Дисциплина направлена на изучение барочных и классических инструментальных и инструментально-вокальных форм — арии с ритурнелем, сюиты, концертной формы, сонатной формы. В результате изучения студент должен знать исторически сложившиеся музыкальные формы-композиции и пути их видоизменения .
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Режиссура музыкальной рекламы
Дисциплина направлена на формирование представлений о специфике режиссуры музыкальной рекламы, о роли и функциях режиссера в процессе создания рекламного произведения, о методах и средствах режиссуры, а также развития навыков создания рекламных роликов как творческой креативной деятельности в сфере рекламного производства.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История музыкальной науки
Данная дисциплина направлена на углубленное изучение музыкальной науки. Изучаются проблематика музыкальной науки, структура, понятие гармонии, мелодии, ритма, формы, тембров, фактуры. Изучаются системы Пифагора, Гвидо Аретинского, Джозеффо Царлино и др. Рассматриваются аспекты музыки ХХ века и ее философии.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ образцов музыкального фольклора (музыковедение)
Дисциплина «Анализ музыкальных произведений фольклора» изучает музыкальную форму фольклорных произведении. Студент на курсе приобретает навыки анализа народно-песенных образцов различного региона.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Музыкальная реклама и связи с общественностью
Дисциплина изучает виды, средства, формы и методы коммуникаций в рыночной среде. Студенты обучаются приемам связей с общественностью, работы пресс-служб, стратегического планирования PR-кампаний. В рамках курса осуществляется анализ современной кураторской практики на примере отечественных и западных музыкальных институций.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Музыка Востока 1
Дисциплина расширяет кругозор обучающихся, помогает ориентироваться в сложных аспектах и средствах музыкальной выразительности. В основу изучения музыки Востока входят темы истории музыки восточных стран. Изучается дисциплина параллельно во взаимосвязи с музыкой народов мира. Также в курсе прослушивается музыка Египта, Марокко, Турции и других стран Ближнего и Среднего Востока
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Музыка эпохи Модернизма
Дисциплина основана на изучение техник и стилей музыкальной композиции ХХ века, но также рассматриваются сложившиеся исторические аспекты. Изучаются отдельные произведения, анализируются их формы, содержание, приемы письма. Рассматривается музыкальное творчество композиторов А.Шенберга, А.Берга, А.Веберна и других.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Казахская музыка-3
Дисциплина Казахская музыка 3 раскрывает новые веяния музыки КазССР, музыки до 90-х гг.ХХ века. Изучается углубленно творчество композиторов 60-90гг. прошлого столетия, ярчайшие произведения того времени.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История современной казахской музыки - 1
Дисциплина ориентирована на формирование целостных представлений о музыкальной культуре Казахстана ХХ века (советский период до 1980-х годов), актуализированных живой практикой, и персонального вклада ключевых фигур (композиторов и исполнителей), оказавших влияние на процесс ее становления и дальнейшего развития.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История музыкально-теоретических систем
Курс направлен на введение в проблематику музыкально-теоретической науки, освеще¬ние основных положений наиболее важных теоретических систем, изучение важнейших этапов развития музыкальной теории. Основным предметом курса является собственно музыкально-теоретические системы в их историческом развитии.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анализ музыкальных произведений - 2 (этномузыковедение)
Дисциплина посвящена изучению строения музыкальных произведений, конкретных типов композиций вокальной и инструментальной музыки (более сложных форм). Также направлен на формирование умений анализировать произведения самых различных жанров и стилей, а также анализировать музыку ХХ века этнического содержания.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История казахской традиционной музыки - 2
Дисциплина охватывает период XIX – начала XX века, изучает музыкально-стилистические особенности основных региональных школ и традиций; формирование в 19 веке классики казахской музыки – устно-профессиональной песни и кюя Арки и Западного Казахстана.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История полифонии (музыковедение)-3
Дисциплина направлена на изучение полифонии композиторов XIX века: западноевропейских романтиков и русских композиторов. Подробно рассматриваются вопросы строения и семантики фактуры, основные стилевые типы фуги в музыке романтиков композиторов XIX века: Шуберта, Шопена, Листа, Вагнера, Франка, Глинки, Мусоргского, Чайковского, Танеева и др. Содержание дисциплины завершают темы по полифонии композиторов XX века и композиторов Казахстана.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Казахская музыка-2
Дисциплина рассматривает первые профессиональные казахстанские музыкальные школы, техникумы. Особый акцент отводится творчеству и жизненной позиции А.Жубанова, Е.Брусиловского, Л.Хамиди, и других современников данной эпохи.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Музыка народов мира-1
Дисциплина охватывает историю формирования традиционных музыкальных культур Ближнего и Среднего Востока, а также развития музыкальной науки на мусульманском Востоке, взаимодействие музыки с исламом и суфизмом. Рассматриваются этапы исторического развития музыкальной культуры Турции, древнего и современного Египта, Марокко.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Традиционное исполнительство (этномузыковедение)
Дисциплина «Традиционное исполнительство» входит в основную программу обучения студентов второго курса специальности этномузыковедение. Данная дисциплина призвана дать студентам развернутое представление о творческом облике деятелей музыкального искусства ХХ века (певцы, кюйши, жыршы-жырау), пропагандирующих профессиональное традиционное музыкальное искусство, и охарактеризовать их искусство с точки зрения преемственности и новизны традиций.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Педагогика
Курс формирует систему знаний о сущности составляющих элементов педагогики, особенностях традиционных и инновационных педагогических технологий. Развивает коммуникативные навыки педагогической культуры и технологий педагогического общения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Чтение партитур
Дисциплина направлена на приобретение практических навыков анализа и чтения отдельных партий, оркестровых групп и несложных партитур за фортепиано; знакомство с образцами искусства в области симфонической музыки казахской, русской и зарубежной классики, а также современных авторов; развитие общей музыкальной и художественной культуры студента.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы композиции
Дисциплина изучает теоретические и практические основы композиционной техники, применение ее в различных стилях, жанрах и формах, сочинение тем и периодов. Знакомит с творчеством и особенностями стиля многих композиторов, для ориентира студента при написании собственного сочинения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика и практика написания исследовательской работы-3
Дисциплина продолжает выполнения дипломного проекта, результаты которого обсуждаются на заседаниях кафедры. В содержании дисциплины предусматриваются работа с литературой, уточнение методологии исследования, работа над Введением, выполнение основной части дипломной работы, определения эскиза Заключения, подготовка статьи для публикации, выполнение курсовой работы, основанной на тексте значительного раздела работы.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Казахская музыка - 4
Дисциплина направлена на изучение современной музыки Казахстана, начиная от 90-х гг. ХХ века вплоть до 20 – х ХХIвека , также изучается творчество отечественных композиторов за рубежом, их вклад в казахскую музыкальную культуру ХХI века.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика редакторского анализа текста-1
Дисциплина направлена на изучение методических основ анализа текста. Идет ознакомление с сформировавшимися приемами редактирования критических текстов с контекста информативности, актуальности и т.д.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Музыка Востока-2
Дисциплина более расширена, направлена на изучение конкретных произведений народов Индии, Кореи, Японии, Китая, но также изучение отдельных авторов, композиторов из этих стран. В процессе композиторам предлагается сочинить небольшие этюды, имитируя ту или иную народную музыкальную модель пройденных народов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ музыкальных произведений - 4 (музыковедение)
Дисциплина изучает основные черты стиля, типичные целостные композиции, особенности музыкального формообразования романтизма и XX века. Рассматриваются смешанные формы романтизма XIX века, крупные циклические инструментальные, вокально-инструментальные формы (сонатно-симфонический цикл, сюита, кантата, оратория, опера, балет). В конце курса определяются принципы подхода к произведениям XX века. В результате освоения студент должен уметь применять полученные теоретические знания на практике, владеть навыками целостного анализа.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Музыка народов мира-2
Дисциплина направлена на детальное знакомство с этапами исторического развития, жанрами и стилями песенной и инструментальной музыки народов Восточной и Юго-Восточной Азии на примере культур Китая, Индии, Кореи и Японии.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальный класс-4
Дисциплина направлена в помощь музыковедам в написании и изложении дипломной работы. Четко прорисовывается план написания работ, содержание. Поиск рецензентов, оппонентов. Допускаются заграничные поездки для расширенного поиска материала, если требуется. Материал к концу курса для написания дипломной предоставляется полностью.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Народное пение (этномузыковедение)
Дисциплина направлена на приобретение первичных и продолжающих навыков пения под домбру. Содержание курса включает в себя знания общих закономерностей традиционного музыкального исполнительства и знакомство с основными жанрово-стилевыми и региональными направлениями казахского народно-профессионального исполнительства.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Стилистика и литературное редактирование-1
Дисциплина направлена на формирование практических навыков у студентов в области литературного редактирования. В связи с этим значительное место в рамках курса отводится семинарам и практическим занятиям, связанным с анализом и обсуждением критических текстов современных отечественных и зарубежных критиков; знакомству с жанрами критических текстов и их освоению.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Теория монодических систем
Курс рассматривает системы с монодической стороны. Изучаются традиции возникновения монодии, ее самобытности. Монодия рассматривается на всех исторических этапах музыки – от эпохи Античности, Средневековья, Ренессанса до наших дней. Курс способствует помощи к таким предметам как музыкальный анализ, полифония, история полифонии.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История современной казахской музыки - 2
Дисциплина изучает исторические процессы в музыкальной культуре Казахстана с 1980-х годов до нашего времени. Музыкально-стилевые трансформации последнего советского десятилетия и постсоветского периода представлены через углубленное изучение знаковых произведений этого периода и творческих биографий их авторов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Музыка новейшего времени
Данный курс направлен на ознакомление с творчеством композиторов второй половины. ХХ века. Например, изучаются творчество Л. Ноно, Я. Ксенакиса, Т. Мюрая, Дж. Гризе. Также закономерным является рассмотрение всех новых событий, связанных с современным музыкальным искусством ХХI века. Изучается электронная музыка и технологии школы IRCAM.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История музыки после 1945
Дисциплина направлена на изучение исторического процесса развития истории музыки второй половины XX века в ее связи с мировой культурой и ее национальными формами; раскрытие исторической специфики музыкальных произведений, а также воздействия выдающихся образцов мировой музыкальной культуры и деятельности великих музыкантов на жизнь общества; осмысление содержания произведений музыкального искусства различных направлений, стилей и жанров.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Музыкальное просветительство - 1
Данная дисциплина в рамках музыкальной критики и журналистики направлена на просвещение студента в области музыкального искусства. Включены посещения музеев, выставок, концертов, галерей, все, что связанно с влиянием и формированием музыкального искусства в целом.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Теория монодии
Курс направлен на освоение основных методологических подходов к исследованию монодийной фактуры, теоретических основ центральноазиатских монодийных музыкальных традиций. Рассматриваются теоретические проблемы тюркских музыкальных традиций: ладовые и метроритмические системы, стихосложение и мелодика, музыкальная форма в этнических вариантах и стадиальном развитии.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Музыкальная критика и журналистика-1
Дисциплина раскрывает своеобразия музыкальной критики, места, роли, задач литературно-художественной критики в культурной жизни социума, систематизация знаний о музыкальной критике, свободная ориентация и владение историческим и теоретическим материалом, изучение исторических теоретических основ.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальный класс-5
Данный предмет помогает в завершении написания дипломной работы. Студент может прослушать мнения от двух до трех педагогов, сделать определенные выводы, исправить, что требуется, подготовиться к защите. Студенты также пишут реферат для предзащиты, где кратко излагают содержание своего проекта.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Музыкальное просветительство 2
Дисциплина является продолжением изучения Музыкальное просветительство 1, походов на различные мероприятия, концерты в целом. К концу курса требуется написать статью в СМИ об одном или более примечательных событиях за последнее время в области музыкального искусства.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Массовая музыкальная культура
Дисциплина включает в себя теоретическое понимание феномена массовой музыкальной культуры, а также материалы по основным направлениям, стилям, жанрам, персоналиям и произведениям массовой музыкальной культуры второй половины XX – начала XXI веков. Изучаются поп, рок, хип-хоп и другие стили музыки, знаменитые исполнители от второй половины ХХ века и до наших дней.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Методика и практика написания исследовательской работы-4
Дисциплина завершает выполнения дипломного проекта, результаты которого обсуждаются на заседаниях кафедры. В содержании дисциплины предусматриваются работа с литературой, уточнение методологии исследования, завершение основной части дипломной работы, выполнение Введения и Заключения, редактура исследования, составление справочного аппарата и Приложения, подготовка дипломного проекта к защите.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
История джазовых стилей
Курс направлен на изучение истории различных джазовых стилей у композиторов ХХ-ХХIвв. Изучаются стили джаза трех эпох - традиционный джаз, переходный период, современный джаз. Рассматриваются стили – новоорлеанский, чикагский, диксиленд, коммерческий джаз, свинг и другие.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины состоит в развитии компетенций в сфере экономики и финансов на основе ознакомления с принципами функционирования финансовой системы, финансовыми инструментами и основными финансовыми нормативно-правовыми документами, действующими на территории РК.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Системы композиции ХХ века (музыковедение)
Дисциплина направлена на изуче¬ние теоретических концепций композиторов ХХ века, освоение терминологического аппарата данных теорий, понимание методико-аналитической проблематики музы¬кально-языковых систем, владение аналитическим применением данных теорий в процессе анализа музыкальных произведений.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Музыкальная критика и журналистика-2
Дисциплина направлена на ознакомление и систематизацию знаний об основных жанрах и формах музыкально-критической и журналистской деятельности, выработку и свободное владение практическими навыками музыкального критика.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы менеджмента и предпринимательства в культуре
Данный курс позволит студенту овладеть управленческой культурой, предпринимательством в области культуры, сформировать комплекс знаний об управлении для студента, развивать навыки осуществления различных видов предпринимательской деятельности, анализировать и проектировать механизмы управления. С практической и теоретической точки зрения формирует концепцию управления и основные знания предпринимательства и менеджмента. Включает методы предпринимательства и управления в области культуры в Казахстане и за рубежом.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Методика редакторского анализа текста-2
Дисциплина направлена на применение теоретических знаний методики редакторского анализа текста. Предлагается написание критических текстов с целью выработки собственного литературного стиля.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Стилистика и литературное редактирование-2
Данная дисциплина представляет собой продолжение развития первичных навыков в области стилистики и литературного редактирования. Основное внимание направлено на формирование уникального стиля письма у студентов, расширение культурного кругозора в рамках междисциплинарного дискурса, а также воспитание критического взгляда на современные явления в концертной и сценической деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История казахской фольклористики (этномузыковедение)
Дисциплина направлена на ознакомление с основными этапами зарождения, развития и становления казахской фольклористики как направления в музыковедении от 18 века до современности. Материалами курса выступают научные фундаментальные теории выдающихся этномузыковедов.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
Профессии
Результаты обучения
- Знать основы разработки исследования и оценивания музыкальных идей; понимать концепции и процессы посредством творческого, критического и научно-исследовательского мышления; применять практические навыки в области научной и профессионально-педагогической деятельности.
- Демонстрировать готовность к культурно-просветительской работе в области музыкального искусства, опираясь на знания исторических этапов развития и стилевой специфики казахской и зарубежной, народной и классической музыки, условий ее создания.
- Демонстрирует развитые навыки владения музыкальным инструментом (фортепиано, домбыра) и голосом, исполнения сольных и ансамблевых произведений разных жанров, форм и стилей, навыки беглого чтения произведений с листа.
- Демонстрировать владение исследовательскими навыками, методиками музыковедческого изучения художественных процессов, анализа музыкальных произведений, современными компьютерными сбора и обработки научной информации для решения профессиональных задач и ведения музыкально-фольклористических и других прикладных исследований.
- Демонстрировать готовность к администрированию в сфере творческо-производственной деятельности, оценке рисков и перспектив развития творческих организаций, окупаемости творческого проекта, опираясь на знания основ менеджмента и финансовой грамотности.
- Знать закономерности строения музыкального произведения; понимать методологию музыковедческого анализа и эстетической оценки произведения; демонстрировать знания в анализе музыкальных произведений различных исторических эпох, с точки зрения выявления музыкального языка, формы, роли гармонии и полифонии в раскрытии содержания произведения, его драматургии, определения формообразующих функций, стилевых констант, явлений традиции и новаторства.
- Понимать историю и теорию музыкальной критики и журналистики; применять навыки выполнения письменных текстов критического и публицистического содержания, знания при написании различных жанров музыкальной критики – информационные письма, рецензии, эссе, обзор и др. Уметь анализировать через призму критического мышления сценические постановки, концертные программы; применять знания в редактировании критических текстов, а также в их написании.
- Демонстрировать знание способов сохранения и укрепления здоровья с помощью различных физических упражнений; навыки анализа актуальной информации, устные и письменные навыки коммуникации и продвижения творческого продукта.
- Применять приемы и правила слухового, гармонического и полифонического анализа; понимать, распознавать, интерпретировать, обрабатывать, запоминать классический и народный музыкальный материал по нотам и / или на слух; применять знание исторических процессов формирования теоретических, гармонических и полифонических стилей, форм, систем академического и традиционного музыкального исполнительства в творческом или исследовательском процессе.
- Знать основы исследования монодийных музыкальных традиций и связанные с ними ладовые системы, стихосложение, мелодику, формы в различных этнических вариантах; понимать терминологию, основные пути развития киномузыки; применять знания для свободного ориентирования в симфонической партитуре (чтение и дирижирование), уметь с листа играть данные партитуры на фортепиано.
- Знать основы коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке РК и на иностранном языке, осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами языка, культуры; применять специфику сферы общения; уметь понимать и говорить на иностранном языке термины музыкальных стилей, инструментов, исполнительской техники, структурных компонентов.
- Знать основы в области социально-гуманитарных дисциплин для формирования научного мировоззрения в контексте решения задач модернизации общественного сознания, определенных государственной программой «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Применять и уметь пользоваться основными положениями и методами преподавания музыкально-теоретических и музыкально- исторических дисциплин.
- Уметь анализировать формообразующие факторы в фольклоре; понимать и комплексно оценивать анализ произведений народного музыкального творчества: Казахстана, Ближнего и Среднего Востока, Восточной и Юго-Восточной Азии; применять полученные знания при игре произведений авторов из рассматриваемых стран, континентов, а также для создания собственных мелодий или произведений.