Новая образовательная программа

7M02308 Литературоведение в КазНПУ им. Абая

Дисциплины

  • Педагогика высшей школы

    Цель: выработка навыков педагогического мастерства и управления учебно-воспитательным процессом в высшей школе. Формируемые навыки: классифицирует категории педагогики, иллюстрирует педагогические методы и технологии обучения; показывает принципы педагогического мастерства. Содержание: Основные категории педагогики. Современная парадигма высшего образования. Методология педагогики. Профессиональная компетентность. Теория обучения преподавателя вуза

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психологизм в казахской литературе

    Цель: формирование всестороннего представления о понятии психологии, определение его места и структурной деятельности в произведениях художественной литературы. Содержание: овладение основами психологии в художественной литературе, проявляющейся в конструктивных деталях художественного произведения, являющейся важнейшей проблемой науки о литературе, тем самым формирование художественно-эстетического вкуса. Компетенции: методы оценки художественных произведений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психоаналитический подход к анализу художественного произведения

    Цель: Познакомить с психоанализом как с формой художественного творчества и формой литературного анализа. Содержание: В курсе будет изучена психоаналитическая литературная критика и ее особенности. Этапы развития психоаналитического литературоведения. Психоанализ и его применение в литературоведении, известные исследования в области психоаналитического литературоведения, перспективы развития психоаналитического литературоведения. Наследие З. Фрейда и использование психоаналитических методов в литературоведении. Реконструкция сюжетных схем посредством психоанализа. Психоанализ персонажей художественного произведения. Компетенция: в области литературной критики.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Новейшая русская литература

    Цель: Пролить свет на литературный процесс после 1990-х годов. Содержание: постмодернизм, поэтика, литературные течения, концепция «смерти автора», проза, поэзия, литература эмиграции. Произведения современных авторов. Литература русского зарубежья. Литературные премии как признак популярности. Русская интернет-литература. Компетенция: исследовательская.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Литература эпохи Независимости

    Цель: Познакомить с казахской литературой эпохи независимости. Содержание: Изучение произведений казахской литературы в Республике Казахстан, странах дальнего и ближнего зарубежья периода 90-х годов ХХвека и 2000-2020 х годов ХХI в в единой системе художественных традиций. В то же время преподавание литературы этносов в Республике Казахстан также осуществляется в рамках единой государственной политики. Компетенция: знает и сравнивает закономерности развития литературы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Дисциплина "История и философия науки" знакомит с генезисом науки, показывает все этапы ее развития с древности до наших дней. Рассматриваются классическая, неклассическая, постнеклассическая этапы науки. Изучаются философские и методологические проблемы естественных, социо – гуманитарных, технических наук; основные идеи, положения позитивизма, постпозитивизма; Дисциплина направлена на формирование у магистрантов культуры научно - философского мышления, на усовершенствование методологических навыков, на развитие независимого критического и креативного мышления, что в целом формирует научную картину мира.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Предмет "Иностранный язык (профессиональный)" направлен на развитие языковых навыков, необходимых для профессиональной деятельности в различных сферах. Курс включает изучение специфической лексики, профессиональных терминов, а также практическое применение языка в контексте профессиональной коммуникации. Студенты осваивают навыки общения в профессиональной среде, включая написание деловых писем, ведение переговоров, составление отчетов и презентаций.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахская литература: текст, сцена и экран

    Цель: рассматриваются инсценировка произведений в казахской литературе, взаимосвязь литературы и театра, кино, диалоги между героями в литературных произведениях, использование жанра и сюжета в истории театра, киноискусства, ритм, динамика, пространство и время в литературных произведениях, кадровая композиция, особенности кадровой структуры. Компетенции: углубляются теоретические знания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Познание и литература

    Цель: рассматриваются вопросы познания через художественный текст природы мыслительной системы человека, специфики внутреннего развития. Содержание: обучение основам когнитивного литературоведения, характеристика деятельности эмоций в произведении в раскрытии психологии человека, рассматриваются влияние и познавательные структуры литературного текста на развитие мыслительной системы человека через систему персонажей. Компетентность: владеет исследовательскими навыками.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Понимание и интерпретация художественного текста

    Цель: изучить особенности понимания и смыслообразования, выявить особенности интерпретации художественного текста. Содержание: Теория художественного текста. Понимание. Анализ. Объяснение. Поэтика композиции. Теория хронотопа. Понятие художественного мира и художественного текста. Компетенция: исследовательская.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Современные направления в литературоведении

    Цель данного курса – сформировать представления о современных проблемах литературоведения, исследуя литературу как живую, динамически развивающуюся систему, и развить навыки самостоятельного анализа художественных текстов. В курсе будет представлено понимание переходных процессов в современной литературоведческой методологии, динамики образов мира и закономерностей в общем культурном процессе; будут рассмотрены переходные процессы в современной филологической науке и их закономерности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Теория художественного текста

    Цель: овладение основными направлениями и методами изучения художественного текста. Содержание: структурно-функциональный метод и его основные понятия. Телеологический метод методы литературоведения и историко-социальная направленность в изучении художественного текста. Культурно-психологическое направление. Литературная герменевтика рецептивная теория. Компетентность: способен анализировать художественный текст как в теоретическом, так и в эмпирическом плане.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы научных литературоведческих исследований

    Цель курса — формирование понимания вопросов литературной критики, связанных с изучением литературы как живой, динамично развивающейся системы, а также развитие навыков самостоятельного анализа художественных текстов. Содержание: дает представление о переходных процессах в методологии современного литературоведения, о динамике мировоззрения как общекультурного процесса и ее закономерностях; Переходные процессы и их закономерности в современной филологии. Научный аппарат литературного исследования. Основы организации педагогического эксперимента по литературоведению. Найдите потенциальные платформы для публикации результатов ваших литературных исследований. Создание литературного сайта и электронной библиотеки. Обзор современных литературных (филологических) научных журналов. Компетенция: исследования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Проблемы творческой лаборатории в литературоведении

    Цель: формирование всестороннего представления о понятии творческой лаборатории в Казахской прозе. Содержание: изложение предпосылок и методов писательского труда, основных закономерностей творческого труда, эстетики и психологической основы литературного творчества. Основные этапы творческой работы, характер таланта писателя, исходная идея, сбор материала, планирование, изучение позиций и форм изображения. Компетенции: расширяет теоретические знания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Когнитивное литературоведение

    Цель: описание исторического обзора становления и развития литературы с позиций когнитивной поэтики. Содержание: Литература как мышление. Определение основ когнитивного подхода в современном литературоведении. Литературный текст, художественное произведение, когниция, когнитививзм, картина мира в литературе. Когнитивный анализ художественного текста. Когнитивная база. Когнитивное пространство. Когнитивистика — междисциплинарная область исследования. Когниция в разных национальных культурах.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Поэтика современной поэзии

    Цель: поэтика поэзии в литературоведении. Содержание: объяснять исторические основы структуры и поэтики поэмы в формировании наследия искусства слова, основные сферы поэтической системы народов мира на основе закономерностей преемственности национальных и мировых художественных традиций; осваивать особенности осмысления основ поэтического измерения текстовым анализом; дифференцированный анализ особенностей образности в поэтике стихотворения. Компетенции: расширяет теоретические знания. Компетенции: расширяет теоретические знания.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Академическое письмо

    Цель: помочь магистрантам развить навыки написания академических текстов на уровне магистерской программы, включая развитие умения анализировать и критически оценивать информацию, формулировать свои мысли четко и логично, использовать правильную грамматику и стиль письма, а также умение работать с источниками и цитировать их правильно. Содержание: Что такое академическое письмо и его основные характеристики. Структура академического текста: введение, основная часть, заключение. Правила цитирования и форматирования источников. Как развивать собственные мысли и аргументацию. Работа с научными статьями и иными академическими источниками. Как писать критические обзоры и аналитические тексты. Использование языка и стиля письма в академических работах. Подготовка и оформление научных статей и эссе. Компетенции: получат практические навыки и знания, которые помогут им успешно писать академические работы на магистерском уровне и далее во время научных исследований или работы в учебных заведениях, навыки написания и оформления научных статей, диссертационных работ и представления данных эмпирического исследования.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Проблемы литературных связей

    Цель дисциплины – дать полную информацию о современном развитии литературоведческой науки и научить правильно применять современные научно-методологические принципы для восприятия и понимания литературных произведений, систематизировать знания, накопленные в литературоведческой науке, касающиеся современной казахской, русской и зарубежной литературы, познакомить с актуальными проблемами литературоведения, решение которых связано с критикой и теорией литературы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Основные аспекты современной компаративистики

    Цель: выявление международных литературных связей для представления международного литературного процесса. Содержание: Сравнительное литературоведение. Компаративистика. Сравнительная мифология. Рецептивная эстетика. Теория интертекстуальности. Явление перевода в классическом и современном литературоведении. Понятие об интермедиальности. Имагология как направление литературной компаративистики. Фольклорные и литературные связи тюркских народов. Компетенция: исследовательская, литературоведческая

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Стиховедческий анализ поэтического текста

    Цель: обучение основам стиховедческого анализа. Содержание: стих, размер, ритм, мотивный комплекс, художественный образ. Общие подходы к анализу, специфика стихотворного произведения. Композиция лирического стихотворения. Поэтический синтаксис. Соотношение синтаксического и стихового членения текста.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Интермедиальный анализ художественного текста

    Цель данного курса — познакомить с явлением интермедиальности. Содержание: ключевые понятия: междисциплинарноть, междисциплинарный анализ, взаимосвязь искусств, культурный трансфер. Адаптация: тексты, экраны, культура. Использование различных медиа в художественном тексте. Компетенция: исследования.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Выбирать методы обсуждения, постановки и решения проблем в области своей профессиональной компетентности, получения общенаучных и профессиональных знаний в области литературоведения для социального, культурного и психологического саморазвития, адаптации к изменяющимся условиям среды, принятия управленческих решений в условиях различных мнений;
  • Проводить научные исследования в области литературоведения, применять на практике общенаучные и специализированные методы, синтезировать знания по специальности и междисциплинарные;
  • Критически использовать теорию и модели литературы, сопоставляя современные тенденции отечественной и зарубежной;
  • Анализировать исследования в области литературоведения, методики и технологии научного процесса;
  • Демонстрировать умение квалифицированно обсуждать проблемы литературоведения в научной и академической среде, аргументировать выводы, убеждать оппонентов;
  • Демонстрировать способность находить пути решения актуальных проблем литературоведения, а также критического осмысления проблем, связанных с планированием и реализацией своей научно-исследовательской и инновационной деятельности;
  • Демонстрировать умение проектировать результаты современных научных исследований на содержание учебных дисциплин высших учебных заведений;
  • Демонстрировать способность определять стратегию самостоятельной научно-исследовательской деятельности, связанной с научной системой в РК;
  • Принимать решения и ответственность за результаты научно-исследовательской деятельности;
  • Соблюдать принципы антикоррупционной службы и руководствуется честностью и справедливостью в своей профессиональной деятельности.
Top