6B07110 Автоматизация и управление в ЮКГУ им. М. Ауезова
-
Цель образовательной программы Подготовка востребованных на рынке труда специалистов, способных осуществлять проектировочные, монтажные, эксплуатационные работы АСУ, владеющих специализированными техническими и программными средствами автоматизации.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B063 Электротехника и автоматизация
-
Предметы на ЕНТ Математика и Физика
-
Область образования 6B07 Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли
-
Направление подготовки 6B071 Инженерия и инженерное дело
Дисциплины
-
Нефтехимия
Цель: Формирование знаний об основных понятиях и законах химии применительно к процессам происхождения и переработки нефти. Содержание: Основные понятия и законы химии. Строение вещества, общие закономерности протекания химических реакций, химико-технологические процессы. Предмет органической и неорганической химии. Углеводороды и их производные. Нефть. Виды и происхождение нефти. Добыча и переработка нефти. Дистилляция. Крекинг. Реформинг.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Высшая математика 1
Цель: Формирование знаний о методах решения матриц и определителей, об элементов векторной алгебры, действия над комплексными числами и элементы аналитической геометрии, умение выбирать необходимые теоремы и формулы при решении прикладных задач специальности. Содержание: Методы решения матриц и определителей. Элементы векторной алгебры. Действия над комплексными числами. Применение элементов аналитической геометрии. Виды уравнений прямой и плоскости. Кривые второго порядка. Применение формул и методов дифференциального исчисления функций одной переменной. Решение интеграла различных функций. Применение формулы Ньютона-Лейбница.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Академическое письмо
Цель: формирование умения формулировать мысли кратко и понятно при написании научных работ. Содержание: Понятие академическое письмо. Жанры академического письма. Структура академического текста: основные понятия. Единство текста и виды логического порядка. Введение и заключение. Абзац и заглавное предложение. Аннотация и резюме текста. Взаимосвязь академического чтения и академического письма
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Общая химия
Цель: Формирование знаний о важных разделах современной неорганической и органической химии. Содержание: Атомно-молекулярное учение, строение вещества, общие закономерности протекания химических процессов, химические процессы в растворах. Ковалентная химическая связь, энергетика и кинетика химических процессов, химическое равновесие, растворы электролитов и основы электрохимических процессов. Предмет органической химии. Теория химического строения Бутлерова. Классификация органических соединений. Типы органических реакций. Методы получения полимеров. Свойства полимеров и их применение.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Программирование задач автоматизации
Цель: Формирование навыков составления алгоритмов решения задач автоматизации, разработки программ, их отладки и тестирования. Содержание: Методы и задачи компьютерных систем обработки информации в целях управления. Типовые компоненты технических задач: анализ, синтез, принятие решений. Правильный выбор типов данных, составление структурных типов данных. Классификация операторов алгоритмического языка. Разработка структуры программы. Программирование линейных, разветвляющихся, циклических структур алгоритмов. Приобретение навыков работы с интегрированными системами программирования. Разработка алгоритмов и программирование на базовом процедурно-ориентированном языке.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Физика I
Цель: формирование знаний физических законов и умений их применения в технике и технологии. Содержание: Роль физики в развитии техники и технологий. Механическое движение, основные законы динамики. Вращение твердого тела, приводы. Законы сохранения, преобразование механической энергии в электрическую. Механика сплошных сред, гидравлика, насосные системы. Механические колебания и волны, резонанс, управление вибрациями, акустические датчики. Молекулярно-кинетическая теория, вентиляция, системы климат-контроля. Явления переноса, термодинамика, тепловые двигатели, оптимизация КПД. Электростатика, постоянный электрический ток, расчет и анализ электрических сетей.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Мухтароведение
Цель: Формирование исторического, литературного представления о творчестве М.Ауэзова в контексте истории литературы, патриотизма и культурно-духовного позиции. Развитие художественного мышления, навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Содержание дисциплины: Жизнь и творческий путь М. Ауэзова Семипалатинский, Ташкентский, Санкт-Петербургский периоды. Деятельность М. Ауэзова в журналах «Шолпан», «Абай». Публицистика М. Ауэзова. Художественный обзор рассказов «Қорғансыздың күні», «Қыр суреттері», «Оқыған азамат», «Көксерек», пьеса Еңлік-Кебек и повестей «Қилы заман», «Қараш-қараш» оқиғасы», монографии «Абай Құнанбаев», романа-эпопеи «Абай жолы».
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы антикоррупционной культуры
Цель: формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции, устойчивых навыков антикоррупционного поведения. Содержание: Преодоление правового нигилизма, формирование основ правовой культуры обучающихся, в сфере антикоррупционного законодательства. Формирование осознанного восприятия, отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали, этики. Освоение навыков, необходимых для противодействия коррупции. Создание антикоррупционного стандарта поведения. Антикоррупционная пропаганда, распространение идей законности, уважения к закону. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, искать пути преодоления проявлений коррупции.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Высшая математика II
Цель: Формирование знаний и умений по решению уравнений в частных производных, дифференциальных уравнений, задач теории вероятностей и математической статистик. Содержание: Методы нахождения частных производных. Вычисление производной по направлению, градиент. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Решение различных видов дифференциальных уравнений первого и второго порядков. Применение признаков сходимости рядов. Решение задач по теории вероятностей и математической статистике.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Абаеведение
Цель: Сохранение «национального кода» в проекте «Казахтану» на основе творчества А.Кунанбаева Содержание: исторический обзор истории Кзахстана и казахской литературы ХІХ-ХХ в. Исследования наследия Абая ХХ-ХХІ в. Хронология творчества Абая. Абай - великий поэт, этнограф, основатель казахской письменной литературы. Абай - составитель свода законов «Положение Карамолы», общественная значимость. Абай - мыслитель, религиовед, философ. Роль Абая в образовании и науке, концепция «Целостного человека». «Слова назидания» Абая, роман-эпопея М.Ауезова «Путь Абая». К. Токаев «Абай и Казахстан в XXI веке», роль, значиость .
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы искусственного интеллекта
Цель – формирование компетенций в области использования знаний и практического применения инструментов и методов искусственного интеллекта, с учётом приоритетов программы AI-Sana. Содержание. Введение в искусственный интеллект (ИИ). Развитие практических навыков и умений: применять инструменты ИИ; работать с большими языковыми моделями (LLM); использовать платформы искусственного интеллекта без кода; инструменты генеративного искусственного интеллекта; распознавания изображений; обработки естественного языка (NLP); визуализации данных с помощью ИИ. Иметь представление о применении ИИ в различных сферах; раскрыть потенциал ИИ через интеграцию подходов программы AI-Sana.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы инженерного проектирования
Цель: Формирование знаний и навыков применения стандартов и современных технологий проектирования систем автоматизации. Содержание: Состав и структура проектной документации. Стандарты инженерного проектирования. Цели и задачи проведения предпроектного обследования объектов автоматизации. Структура технической и проектной документации. Современные технологии проектирования и методики обоснования эффективности их применения. Содержание стадий и этапов проектирования и их особенности при использовании различных технологий проектирования. Классификация и характеристики современных CASE-средств в области проектирования и управления проектами.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Технология отраслевых производств
Цель: Формирование навыков выбора оптимального технологического режима важнейших для данного региона химических производств. Содержание: Научные основы технологических процессов, особенности организации химических производств, разработки технологической схемы с подбором основных аппаратов. Технологии производста серной, азотной и фосфорных кислот, минеральных удобрений, кормовых и пищевых фосфатов, силикатных материалов, переработки твердого топлива. Выбор оптимального технологического режима важнейших химических производств. Расчет материальных технологических потоков.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Инженерная и компьютерная графика
Цель: Ознакомление обучающихся с образовательной программой, формирование практических навыков по ведению документации и составлению отчета. Содержание: Программа подготовки бакалавров в области автоматизациии и управления технологических процессов и производств, сроки и технологии освоения программы. Основные требования к профессиональной подготовке выпускника вуза. Сферы, объекты, предметы и виды профессиональной деятельности, перспективы разработки и применения автоматизированных систем управления. Основные принципы работы с вычислительной техникой, программным обеспечением и источниками научно-технической информации. Состав и структура документации и отчета о выполненной работе.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Экспертные системы в управлении
Цель: освоение теоретических и прикладных вопросов применения экспертных систем в процессе разработки и эксплуатации систем автоматизации производства. Содержание: Классификация интеллектуальных информационных систем. Методы и задачи представления и формирования знаний. Классификация методов представления знаний. Продукционные модели. Формальные логические модели. Структура баз знаний. Интерпретатор знаний. Стратегия управления выводом. Нечеткие знания. Эффективные стратегии управления процессом обработки нечетких знаний. Технология разработки экспертных систем. Технология структуризации знаний. Перспективы и проблемы развития систем искусственного интеллекта.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Теоретические основы электротехники
Цель: Формирование теоретических знаний и практических навыков расчета количественных и качественных параметров электромагнитных процессов в электрических цепях и электромагнитном поле. Содержание: Электрические цепи постоянного тока. Напряжение на участке цепи. Закон Ома. Законы Кирхгофа. Электрические цепи синусоидального тока. Режимы работы двухполюсника. Электрические цепи трехфазного синусоидального тока и периодического несинусоидального тока. Периодические несинусои-дальные токи в линейных электрических цепях. Особенности работы трехфазных систем. Уравнения для свободных токов и напряжений. Теория электромагнитного поля. Основные уравнения электростатики.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Профессионально-ориентированный иностранный язык
Цель: формирование у обучающихся иностранному языку профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, позволяющей им интегрироваться в международную профессиональную среду и использовать профессиональный английский как средство межкультурного и профессионального общения. Содержание: Проведение исторического обзора по тематике автоматизации и управления. Математическое описание схем автоматического управления. Преобразование Лапласа. Статистические и динамические свойства основных элементов (терминов). Блок-схемы, результирующие передаточные функции. Логическая функция. Введение в системы управления. Обратная связь в автоматическом управлении. Примеры современных систем управ-ления.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы технологических процессов
Цель: Формирование знаний о составе и структуре химического производства, навыков оптимальной организации технологических процессов. Содержание: Типовые закономерности технологических процессов, состав, структура химического производства и критерии его эффективности. Сырьевая и энергетическая база химических производств, химические процессы и реакторы. Системный анализ и оптимальная организация технологических процессов, рассчет и анализ материального баланса химико-технологических процессов, описание элементов технологических схем, анализ моделей ХТС.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Прикладная механика
Цель: Приобретение начальных навыков конструирования инновационной техники и оборудования. Содержание: Равновесие материальных тел (статика). Основы прочностной надежности элементов конструкций, выбор конструкционных материалов (сопротивление материалов). Общие основы построения машин, механизмов и деталей (детали машин).
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Физика 2
Цель: Развитие знаний законов физики и совершенствование умений их применения в технике и технологии, формирование научного мышления на основе междисциплинарного подхода. Содержание: Магнитное поле, электромагнитная индукция, электродвигатели, генераторы, трансформаторы, реле. Электромагнитные колебания, переменный электрический ток, датчики. Электромагнитные волны, беспроводная передача энергии. Применение законов оптики в системах управления, визуального контроля и навигации. Тепловое излучение, законы фотоэффекта, фотодиоды, сенсоры. Физика атомного ядра, автоматический мониторинг радиации. Научные методы обработки и анализа результатов исследований. Применение знаний физических законов для решения прикладных и технических отраслевых задач.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Базы данных
Цель: освоение теоретических и прикладных вопросов применения современных систем управления базами данных в процессе разработки систем автоматизации производства. Содержание: Классификация систем управления базами данных. Архитектура СУБД. Инфологический, даталогический и физический уровни проектирования данных. Проектирование баз данных. Нормализация отношений. Общая характеристика СУБД MS Visual FoxPro. Модели структурного проектирования. Объектно-ориентированные модели. Классификация CASE-средств. Системы структурного типа. Объектно-ориентированные системы. Принципы работы с клиент-серверными СУБД. Открытые системы. Клиенты и серверы локальных сетей.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Экосистема и право
Цель: Формирование интегрированных знаний в области экономики, права, экологии и безопасности жизнедеятельности, методов научных исследований для достижения устойчивого развития общества. Содержание: Основы безопасного взаимодействия человека и природы, продуктивность экосистем и биосферы. Повышение конкурентоспособности предпринимательской деятельности общества, бизнеса и национальной экономики в условиях ограниченности ресурсов в рамках целей устойчивого развития Казахстана. Системное понимание экологических проблем и принципов устойчивого развития. Знание и соблюдение казахстанских прав, обязанностей и гарантий субъектов, государственное регулирование общественных отношений для обеспечения социального прогресса. Правовые основы искусственного интеллекта.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Технологические измерения в нефтепереработке
Цель: вооружение обучающихся современными методами технологических измерений и принципами работы измерительных приборов для оптимального выбора технических средств контроля и управления технологическими процессами нефтепереработки с целью оптимального управления ими. Содержание: Роль первичных преобразователей в процессе контроля и управления технологическими процессами в нефтепереработке. Классификация средств измерения и автоматизации технологических процессов в нефтепереработке. Классификация приборов для измерения: давления, уровня жидкости и сыпучих материалов, температуры, расхода жидкости и газов в нефтепереработке. Методы и приборы для анализа и измерения параметров веществ. Государственные стандарты ФС.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Технологические процессы нефтепереработки
Цель: Формирование знаний о процессах, принципах функционирования технологического оборудования нефтепереработки. Содержание: Теоретические основы процессов нефтепеработки. Гидромеханические процессы: отстаивание, фильтрование, центрифугирование, ректификация. Виды переноса теплоты, их характеристика. Выпаривание. Массообменные процессы. Молекулярный и конвективный массоперенос. Основное уравнение массопередачи. Общие сведения и области применения массообменных процессов и аппаратов: Особенности каталитических процессов, факторы, лимитирующие процессы нефтепеработки. Элементы моделирования химико-технологических процессов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Предпринимательство и финансовая грамотность
Цель: Обучение навыкам организации предпринимательской деятельности, управления личными и семейными финансовыми ресурсами, имеющими ключевое значение для достижения финансового благополучия Содержание: Предпринимательство: сущность, содержание и условия формирования. Организационно-правовые формы предпринимательства. Риски в предпринимательской деятельности. Бизнес-планирование в системе предпринимательской деятельности. Организация предпринимательских сделок. Культура и этика предпринимательства. Финансирование предпринимательской деятельности. Понятие, цели и задачи финансовой грамотности. Деньги, расчеты и платежи. Личные финансы: доходы, расходы, бюджет. Налоги и налогообложение физических лиц. Пенсии и страхование. Банковское обслуживание населения. Банкротство физических лиц и финансовые риски. Финансовая пирамида и личная финансовая безопасность
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Технологические процессы и аппараты
Цель: Формирование знаний об устройстве, принципе работы основных аппаратов и технологических процессах, протекающих в них. Содержание: Теоретические основы процессов химической технологии. Гидромеханические и механические процессы. Виды переноса теплоты, их характеристика. Выпаривание. Массообменные процессы. Молекулярный и конвективный массоперенос. Основное уравнение массопередачи. Общие сведения и области применения массообменных процессов и аппаратов: Особенности каталитических процессов, факторы, лимити-рующие химико-технологические процессы. Элементы моделирования химико-технологических процессов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Технологические измерения и приборы
Цель: вооружение обучающихся современными методами технологических измерений и принципами работы измерительных приборов для выбора технических средств контроля и управления технологическими процессами в объектах с целью оптимального управления этими процессами. Содержание: Классификация средств измерения и автоматизации технологических процессов и установок. Основные сведения об измерениях, средствах измерения и их погрешности. Технологические измерения. Классификация приборов для измерения: давления, уровня жидкости и сыпучих материалов, температуры, расхода жидкости и газов. Применение графического программного обеспечения LabVIEW для контроля технологических параметров. Функциональные схемы автоматического контроля технологических параметров.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Цифровая техника и микроконтроллеры
Цель: освоение принципов построения и применения цифровых устройств различной функциональной сложности - от цифровых логических элементов до микропроцессоров. Содержание: Арифметические и логические основы цифровой техники. Комбинационные цифровые устройства. Последовательностные цифровые устройства. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи. Микропроцессоры. Однокристальные микроконтроллеры. Общая характеристика и структурная организация, программная модель и система команд, таймеры/счетчики событий, последовательный интерфейс. Применение микропроцессоров и микроконтроллеров в системах управления
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы оптимизации
Цель: Формирование навыков постановки, формализации и решения задач оптимизации, освоение основных методов и типовых алгоритмов поиска оптимума. Содержание: Обобщенная постановка задачи оптимизации. Формализация задачи. Методы экспериментальной одномерной оптимизации. Методы прямого поиска. Метод дихотомии, метод с обратным половинным шагом, метод Больцано, Метод Фибоначчи, метод золотого сечения. Метод Пауэлла. Методы аппроксимации. Многомерная оптимизация. Аналитические и экспериментально-поисковые задачи для многомерной оптимизации. Линейное программирование. Симплекс-метод линейного программирования. Транспортная задача. Нелинейные задачи оптимизации.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экстремальные системы управления
Цель: Изучение экстремальных систем управления в качестве одного из наиболее теоритически и практически развитых классов адаптивных систем. Содержание: Структура автоматизированных систем экстремального управления технологическими про-цессами. Составные части современной автоматизированной системы экстремального управления технологическим процессом. Экстремальные и самонастраивающиеся системы автоматического управления. Области применения экстремальных регуляторов. Способы организации движения к экстремуму. Основные характеристики экстремальных регуляторов. Применение ЭВМ в экстремальных регуляторах. Области применения методов линейного программирования. Постановка задачи, ее интерпретация.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Автоматизация объектов управления
Цель: Формирование навыков выбора и обоснования технических средств автоматизации, разработки алгоритмов управления АСУТП. Содержание: Основные понятия, определения, структуры, функции, свойства автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП). Технические средства автоматизации. Количественная оценка, кодирование, передача, защита, хранение, организация обмена информацией в информационном обеспечении АСУТП. Моделирование технологических объектов управления. Алгоритмы управления АСУТП. Особенности проектирования АСУТП. Системы программного управления производственными процессами.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Информационные устройства систем управления
Цель: формирование способности анализировать, исследовать и принимать решения по схемам автоматизации на основе современных технических средств автоматизации, микропроцессорной техники и управляющих производственных компьютеров и систем. Содержание: Особенности и специфика современных информационных систем управления предприятием. Понятие интегрированной корпоративной информационной системы предприятия. Концепция управления материальными ресурсами производства. Концепции планирования производственных ресурсов. Архитектура корпоративных информационных систем. Специфика распределенного ввода данных и интеграционного слоя в корпоративных информационных системах. Основные модули корпоративных информационных систем.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Электроника
Цель: формирование знаний по принципам работы функциональных блоков и типовых устройств электронной техники, используемой для переработки аналоговой и цифровой информации при автоматизации технологических процессов и производств. Содержание: Электронно-дырочный p-n переход. Переход металл-полупроводник. Полупроводниковые диоды. Биполярные транзисторы. Полевые униполярные транзисторы. Фотоэлектронные приборы. Основы оптоэлектроники. Основы микроэлектроники. Классификация и технология изготовления ИМС. Классификация и основные параметры усилителей. Операционные усилители. Генераторы гармонических колебаний. Основы цифровой электроники. Цифровые устройства. Комбинационные цифровые устройства.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы моделирования химико-технологических процессов
Цель: формирование навыков составлять математические модели химических реакторов и их расчет. Содержание: Роль математического моделирования – основной метод кибернетики. Метод моментов и определение моментов по экспериментальным данным. Анализ математических моделей типовых процессов химической технологии. Основные понятия химической кинетики. Составление математических моделей, изотермических реакторов. Расчет реакторов по кривым отклика без учета макросостояния системы. Использование программных средств моделирования объектов и систем.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Системный анализ процессов химической технологии
Цель: формирование знаний о методах системного анализа и приобретение навыков применения современных программных средств для решения задач системного анализа процессов химической технологии. Содержание: Математическое описание системы. Классификация систем. Анализ типовых технологических процессов с позиций системного анализа. Сложная физико-химическая система (ФХС). Математическая форма-лизация ФХС. Технологический, функциональный и модульный операторы. Анализ и синтез объектных искусственных систем. Качественный анализ структуры ФХС. Синтез структуры функционального оператора ФХС. Субъектные системы принятия решений. Системы искусственного интеллекта.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Элементы и схемы устройств защиты и автоматики промышленных объектов
Цель: формирование навыков организации, контроля и координации оперативной и командной деятельности промышленного предприятия, в случае появления сложной ситуации. Содержание: Основные сведения об элементах и схемах устройств систем автоматики. Физические основы работы и основные характеристики элементов и схем устройств защиты и автоматики промышленных объектов. Интеллектуальные и программируемые датчики, структура, состав, назначение, принцип работы. Устройства и системы связи, согласования с объектом управления. Элементы и устройства контроля и управления электро-, пневмо- и гидро- автоматики. Элементы и устройства ввода, передачи, обработки, хранения, отображения информации, защиты, блокировки и сигнализации аварийных ситуаций. Исполнительные и регулирующие устройства. Робототехнические системы.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Метрологический и технический контроль за состоянием средств измерительной техники и автоматики
Цель: формирование навыков обеспечения контроля за бесперебойной работой и требуемым уровнем точности средств измерительной техники и автоматики Содержание: Метрологические свойства средств измерительной техники и автоматики: свойства, определяющие область применения средств измерения; свойства, определяющие точность (правильность и прецизионность) результатов измерения. Основные метрологические характеристики, определяющие область применения средств измерительной техники и автоматики. Организация метрологического и технического контроля за состоянием средств измерительной техники и автоматики: калибровка, поверка средств измерений; надзор за состоянием и применением средств измерений в процессе эксплуатации; надзор за соблюдением метрологических правил и норм нормативных документов по обеспечению единства измерений.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Линейные системы автоматического регулирования
Цель: Использование математического аппарата исследования и освоение фундаментальных принципов построения линейных систем автоматического регулирования. Содержание: Математические модели линейных автоматических систем регулирования (АСР). Выбор типовых входных сигналов и определение реакции на них. Определение передаточной функция объекта, получение характеристического уравнения. Определение устойчивости линейных систем, уравнений типовых динамических звеньев. Составление структурных схем автоматических систем. Определение передаточных функций многоконтурных систем. Определение устойчивости динамической системы. Знание алгебраических критериев устойчивости. Анализ качества процесса управления.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Прикладная теория информации
Цель: освоение фундаментальных сведений по основам прикладной теории информации, формирование знаний о проблемах измерения, представления, кодирования, передачи и приема информации в различных формах ее представления. Содержание: Понятие сигнала и его модели. Модели дискретных каналов связи. Пропускная способность дискретного канала без помех, непрерывного канала связи. Кодирование как процесс выражения информации в цифровом виде. Помехоустойчивое кодирование. Построение двоичного группового кода. Корректирующие групповые коды. Коды Хэмминга. Технические средства кодирования и декодирования групповых кодов. Технические средства кодирования и декодирования циклических кодов.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Предпринимательство
Цель: Ознакомление с механизмом предпринимательской деятельности, развитие умения применять гражданское законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, формирование навыков бизнес-планирования. Содержание: Механизм предпринимательской деятельности с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта развития бизнеса. Гражданское законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Критическое мышление и принятие управленческого решения в условиях риска и неопределенности. Формирование навыков бизнес-планирования, умения работать как в команде, так и самостоятельно.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Экономика и организация производства
Цель: Освоение элементов экономического анализа для разработки эффективных систем управления производством. Содержание: Производство как процесс управления. Производственный процесс и его организация. Типы и формы организации производства. Организация ремонтного, энергетического, транспортного, складского хозяйства. Производственная мощность предприятия. Управление персоналом предприятия. Планирование издержек производства, дохода и рентабельности: финансовые ресурсы предприятия, планирование издержек производства.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Нелинейные системы автоматического регулирования
Цель: Применение математических методов для анализа общих свойств нелинейных систем, формирование навыков расчета и проектирования нелинейных систем автоматического регулирования Содержание: Типовые нелинейные характеристики систем автоматизации. Понятие абсолютной устойчивости. Владение точными методами исследования устойчивости и автоколебаний, методами исследования систем с кусочно-линейными характеристиками, приближенными методами исследования нелинейных систем. Анализ дискретных и импульсных систем автоматического управления с дискретными и импульсными элементами. Применение дискретного преобразования Лапласа и z-преобразования к исследованию импульсных систем. Анализ и синтез импульсных систем автоматического управления.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Информационные основы управления
Цель: Формирование знаний об информации как основе управления, получение навыков проектирования, организации, обработки и доступа к данным. Содержание: Общие понятия об информации: сигнал, данные, информация. Свойства информации. Коммуникация и информация. Виды и характеристики структур данных. Показатель как информационная структура. Логические отношения между данными. Характеристики совокупностей данных (базы, файла). Логическое и физическое проектирование данных. Способы организации и методы доступа к данным. Элементы и процедуры обработки данных. Выборка, слияние (объединение), сжатие информации. Сохранение и восстановление информации. Классификация и методы кодирования информации.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Автоматизация типовых технологических процессов и производств
Цель: Формирование навыков классификации типовых технологических процессов и производств, а также разработки схем их автоматического регулирования. Содержание: Преобразование технологической информации. Технические средства автоматизации типовых технологических процессов и комплексов. Автоматизация непрерывных и дискретных технологических процессов. Типовые схемы автоматического регулирования технологических параметров. Задачи и алгоритмы оптимального управления технологическими процессами. Примеры автоматизированных систем управления технологических процессов в различных отраслях промышленности. Типовые решения по SCADA-системам в различных отраслях промышленности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Программное обеспечение SCADA систем
Цель: формирование знаний и навыков разработки SCADA систем для контроля и управления технологическими процессами с использованием специализированного программного обеспечения. Содержание: Роль SCADA-систем в современной АСУТП. Изучение функциональных возможностей и технических характеристик, программно-аппаратных платформ реализации SCADA-систем. Освоение технологии проектирования систем автоматизации на основе SCADA-систем. Работа с пакетом инструментальных программ SCADA-системы Trace Mode. Освоение стратегий разработки Проекта в зависимости от структуры и сложности АСУ. Разработка алгоритмов и программ обработки данных. Управление правами доступа персонала, хранение технологической информации с использованием промышленных архивов данных. Организация взаимодействия с реляционной базой данных под управлением СУБД.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Программирование промышленных контроллеров
Цель: Формирование практических навыков разработки управляющих программ для промышленных контроллеров, используемых при создании эффективных систем автоматического контроля и управления технологическими процессами и производствами. Содержание: Назначение, устройство, условия и принцип работы ПЛК, его интеграция в систему управления. Знакомство с системным и прикладным програм-мным обеспечением ПЛК. Обзор комплексов программирования промышленных контроллеров. Освоение навыков работы с инструментальным программным комплексом промышленной автоматизации CoDeSys. Организация данных и пользовательских типов данных. Распределение памяти переменных, прямая и поразрядная адресация. Использование компонентов организа-ции программ (POU). Разработка управляющих программ на языках стандарта МЭК61131-3. Использование стандартных и расширенных библиотечных компонентов комплексов МЭК-программирования.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Надежность систем управления
Цель: формирование теоретических знаний и практических навыков по обеспечению надежности программно-технических средств, устройств и систем управления и повышения надежности с использованием современных методов исследования. Содержание: Основные показатели и методы оценки надежности систем управления. Критерии оценки и количественные характеристики основных показателей надежности систем управления. Показатели надежности восстанавливаемых объектов. Расчет надежности САР непрерывных технологических процессов. Надежность информационных систем и программного обеспечения. Надежность оператора и эксплуатационная надежность систем. Примеры высоконадежных программно-технических комплексов и систем управления.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Моделирование и идентификация объектов управления
Цель: формирование знаний и практических навыков разработки математических моделей и идентификации объектов для их дальнейшего использования при управлении. Содержание: Общие сведения о математических моделях их структуре и классификации. Владение методами планирования эксперимента и регрессионного анализа для построения математической модели объекта управления. Идентификация объектов управления методом корреляционного анализа и аналитическим методом. Моделирование и идентификация динамических характеристик объектов управления. Владение методами и средствами определения частотных характеристик объекта управления. Анализ критериев и показателей качества идентификации. Оценивание параметров и состояния объектов управления.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Типовые проектные решения систем управления
Цель: Освоение принципов и приемов построения систем автоматического управления и регулирования технологических процессов на основе современных программно-технических средств. Содержание: Внедрение информационной системы. Типы и модели предприятий. Основы анализа линейных стационарных систем управления. Полигауссовы модели случайных воздействий и методы их анализа. Синтез линейных стационарных систем. Расчет передаточных функций корректирующих устройств. Синтез систем с неполной информацией о входных воздействиях. Синтез систем автоматического управления при случайных входных воздействиях. Синтез оптимальных систем.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы идентификации систем управления
Цель: формирование знаний и освоение методов идентификации для разработки эффективных систем управления. Содержание: Основные этапы исследования при идентификации типовых технологических процессов. Анализ типов идентифицируемых объектов и видов сигналов, используемых при идентификации динамических систем. Идентификация статических характеристик объекта методами теории автоматического управления. Идентификация динамических характеристик объектов методом гармонических воздействий и по импульсным переходным функциям. Идентификация с помощью адаптивных моделей.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Управление качеством
Цель: формирование знаний и опыта студентов по вопросу обеспечения качества программно-технических средств систем управления. Содержание: Факторы, влияющие на качество продукции. Цикл Деминга. Цикл PDCA - непрерывный цикл улучшения качества. Качество продукции и стандартизация. Методы оценки качества средств автоматизации и управления. Основные методы квалиметрии. Комплексная оценка качества продукции. Математические критерии оценки достоверности экспертных выводов. Автоматизированные системы контроля и управления качеством электронных средств.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Проектирование систем автоматики и телемеханики
Цель: Освоение технологии автоматизированного проектирования систем автоматики и телемеханики с использованием средств компьютерной техники и передовых принципов повышения эффективности. Содержание: Проектирование систем автоматического регулирования. Функциональные схемы автоматизации. Технические и программные средства систем автоматики и телемеханики. Стадии проектирования и состав проектной документации. Математическое и программное обеспечения. Методы определения аппаратурной надежности. Алгоритмизация в автоматизированных системах. Алгоритмы АСУ ТП. Требования к содержанию документов, разрабатываемых при создании автоматизированных систем.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Системы автоматизации проектирования
Цель: формирование знаний и умений выполнения проектно-конструкторских работ по созданию систем автоматического управления с использованием систем автоматизированного проектирования. Содержание: Методология проектирования иерархических АСУ ТП. Основные компоненты автоматизированных систем. Декомпозиция АСУТП. Стадии проектирования и состав проектов автоматизации технологических процессов. Общие требования к оформлению проектной документации. Функциональные, структурные, принципиальные электрические схемы систем автоматизации. Алгоритмизация в автоматизированных системах. Алгоритмы АСУ ТП. Разработка программного обеспечения АС. Классификация базовых понятий управления проектами.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Автоматизированные средства в нефтепереработке
Цель: формирование навыков подбора состава, разработки структуры и программно-технической реализации автоматизированных средств на нефтеперерабатывающих предприятиях. Содержание: Применение микропроцессорных средств и программных комплексов для автоматизации процессов в нефтепереработке. Особенности статических и динамических характеристик объектов управления в нефтепереработке. Промышленные системы автоматического управления. Алгоритмы и законы регулирования. Системы цифрового и дискретно-логического управления. Средства сбора аналоговой и дискретной информации, средства подачи команд на объекты управления в нефтепереработке.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Микропроцессорные средства и программно-технические комплексы
Цель: овладение новыми знаниями, касающимися применения микропроцессорных средств и выработка навыков, необходимых для разработки и эксплуатации программно-технических управляющих комплексов. Содержание: Общие принципы построения микропроцессорных систем. Однокристальные микропроцессоры. Построение модулей памяти микропроцессорных систем. Интерфейс устройств ввода/вывода. Однокристальные микроконтроллеры. Сигнальные микропроцессоры. Программно-технические комплексы систем управления. Типовые микропроцессорные комплексы контроля и регулирования. Структура сети, протоколы связи. Программное обеспечение современных микропроцессорных систем управления. Методы обеспечения надежности программно-технических средств микропроцессорных систем управления.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Микропроцессорные комплексы в системах управления
Цель: изучение основных элементов и структурного построения микропроцессорных комплексов, формирование навыков внедрения их в системы автоматического управления. Содержание: Структура базовой микропроцессорной системы. Архитектура микропроцессоров. Организация подсистемы памяти. Организация подсистемы ввода-вывода. Периферийные устройства. Однокристальные микроконтроллеры. Программное обеспечение встроенных микропроцессорных систем. Методы повышения производительности микропроцессорных систем. Аппаратура для отладки микропроцессорных устройств и систем. Програм-мно-технические комплексы систем управления.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Системы автоматизированного управления
Цель: формирование навыков подбора состава, разработки структуры и аппаратно-программной реализации систем автоматизированного управления. Содержание: Общие концепции построения систем автоматизации в технике, организация работ по их созданию, техническое обеспечение, состав и структура программного и информационного обеспечения систем автоматизации. Применение микропроцессорных средств автоматизации и программных комплексов для автоматизации технических систем. Реализация типовых законов регулирования в промышленных регуляторах. Системы цифрового и дискретно-логического управления. Аппаратные средства для реализации задач автоматического регулирования и дискретного логического управления при автоматизации технических систем. Средства сбора аналоговой и дискретной информации, средства подачи команд на объекты управления.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Компьютерные сети и системы в автоматизации
Цель: Овладение теоретическими и практическими основами построения и функционирования компьютерных сетей применительно к системе автоматизации. Содержание: Принципы построения компьютерных сетей. Локальные вычислительные сети (ЛВС). Типы и характеристики ЛВС. Стандарты технологии ЛВС. Требования к компьютерным сетям. Типы кабелей и структурированные кабельные системы. Функции сетевых адаптеров. Повторители и концентраторы. Коммутатор локальной сети. Структура сетевой операционной системы. Беспроводные сети и технологии. Применение беспроводных сетей для контроля и управления технологических процессов.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Компьютерные сети и системы телекоммуникации
Цель: Овладение теоретическими и практическими основами построения и функционирования компьютерных сетей применительно к системам телекоммуникации. Содержание: Архитектура вычислительных систем, базовая аппаратная конфигурация. Принципы построения компьютерных сетей. Топология компьютерных сетей. Методы доступа к рабочей станции. Методы беспроводной технологии передачи данных (Radio Waves). Кабели связи, линии связи, каналы связи. Сетевое оборудование. Структура сетевой операционной системы. Выбор и обоснование топологии сети и оборудования системы телекоммуникаций.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Эффективно работать индивидуально и как член команды, корректно отстаивать свою точку зрения, корректировать свои действия и использовать различные методы.
- Применять специализированные системы автоматизированного проектирования при разработке технического задания и оформлении проектной документации систем автоматизации и управления.
- Обладать информационной и вычислительной грамотностью, умением обобщения, анализа и восприятия информации, осуществляя организацию оперативных информационных потоков с использованием технологии искусственного интеллекта и с систематизацией данных.
- демонстрировать естественнонаучные, математические, общественные, социально-экономические и инженерные знания в профессиональной деятельности, применяя методы математической обработки данных, научного и экспериментального исследования, нормативные документы и элементы экономического анализа.
- Обладать информационной и вычислительной грамотностью, умением обобщения, анализа и восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения, осуществляя организацию, контроль и координацию оперативной и командной деятельности предприятия, в случае появления сложной задачи, ее выполнение или предоставление советов по ее выполнению.
- Составлять контуры регулирования и расчеты оптимальных настроек регуляторов, обеспечивать контроль за бесперебойной работой и требуемым уровнем точности средств измерительной техники и автоматики, применяя основы теории автоматического управления.
- Разрабатывать и анализировать системы сбора, преобразования и передачи сигналов - носителей информации в системах управления на основе фильтрации информации с использованием нейронных сетей искусственного интеллекта.
- Свободно коммуницировать в профессиональной среде и социуме на казахском, русском и английском языках с пониманием принципов и культуры академической честности
- Осуществлять обоснованный выбор средств измерения, контроля и управления для разработки информационно-измерительных и автоматизированных систем управления, а также эксплуатацию и ремонт технических средств автоматизации на основе знаний электроники, микроэлектронной техники, структурных схем и принципов работы элементов и устройств автоматики.
- Разрабатывать оптимальные, надежные системы автоматизации и управления на основе использования систем управления базами данных и экспертных систем, владения методами моделирования и идентификации объектов управления, а также экспериментальными методами исследований.
- Использовать исследовательские, предпринимательские навыки, управлять грамотным распределением финансов и навыками работы в условиях неопределенности.
- Эффективно работать индивидуально и как член команды, в том числе в инклюзивной среде, демонстрируя навыки самообразования, самовоспитания и ведения здорового образа жизни.