Действующая образовательная программа

8D02303 Лингвистика в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных на мировом рынке труда докторов PhD, компетентных в области фундаментальных и современных теоретических концепций и методологий лингвистики, способных решать новые научные задачи, руководить научными исследованиями и инновационными проектами с учетом искусственного интеллекта и информационных технологий для выполнения критического анализа и обработки естественного языка, а также принципов инклюзивного образования.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D057 Лингвистика
  • Направление подготовки 8D023 Языки и литература

Дисциплины

  • Теория дискурса: методы дискурсивного анализа и контент-анализ

    Цель дисциплины: сформировать способность критически исследовать дискурс. Дисциплина направлена на изучение: концептуальных предпосылок, методологического статуса, принципов, категориально-понятийного аппарата теории дискурса, методов, контент-анализа и единиц анализа теории дискурса, лексических и грамматических средств реализации дискурса, эксплицитных/имплицитных характеристик языка субъекта в дискурсе, критериев определения дискурса и типологии дискурса.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Межкультурная коммуникация: казахская речь

    Цель дисциплины – обучить докторантов методам исследования межкультурной коммуникации на примере казахской модели коммуникации. Лекции посвящены основным понятиям теории межкультурных коммуникаций, языку, культуре, человеку, этносу, этническому единству, этнической ментальности, аксиологическим, лингвокультурным единицам, толерантности, семантической оппозиции, лингвокультурным единицам, типологии лингвокультурных единиц, понятию культурный шок, этапам межкультурной коммуникации, лингвокультурным единицам, описывающим этническую группу, тенденциям межкультурных коммуникаций в РК.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лингвострановедческие исследования

    Цель дисциплины – сформировать глубокие знания об основных теоретических и методических подходах лингвострановедения; изучить природу культурных лакун и реалий, особенностей языковых средств в выражении культурных ассоциаций, а также сформировать способность проводить лингвострановедческие исследования. Изучаются: определения и принципы исследования лингвострановедения;различие лингвострановедческих единиц от лингвокультурологических; основной терминологический аппарат лингвострановедения; методика интерпретации различных языковых единиц лингвострановедческого характера.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Научно-исследовательское проектирование в сфере лингвистики

    Цель дисциплины: сформировать способность определять, формулировать и разрабатывать актуальные лингвистические проблемы и их решение в виде проектов. описывать. Дисциплина направлена на изучение принципов организации научного исследования в контексте достижений современной гуманитарной науки, современных технологий проектирования собственной научно-исследовательской деятельности, интерпретации исследуемой проблемы в контексте междисциплинарных и трансдисциплинарных перспектив лингвистики

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методология написания научной статьи и докторской диссертации

    Цель дисциплины: сформировать компетенции в самостоятельном создании научного труда. Дисциплина направлена на изучение методологии, системного построения научной статьи и диссертации, оценивания соответствия композиции статьи, диссертации паспорту специальности, построения дерева целей и категориального дерева с использованием современных компьютерных технологий, интернет ресурсов, лексикографических источников, давать ему оценку, определять значимость продукта своей научной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Коммуникация речи: просодика и интонация

    Цель дисциплины – формирование системы знаний о содержательной специфике интонации и просодики в речевом потоке и ее коммуникативной функции. Курс направлен на изучение интонации и просодики на основе знаний об интонационных единицах, их особенностях и внутренних закономерностях, системы теоретических знаний об их функции на основе научных данных, интонационных компонентов (мелодика, ритмика, длительность и темп, динамика) для различения различных смысловых оттенков, особенностей и изменений в потоке слова, практики над его реализацией в ходе анализа интонационных компонентов, основных функции интонации и т.д.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лингвоконцептологические основы ономастики

    Цель дисциплины: сформировать способность к осмыслению ономастических концептов и ономастических категорий в струтуре когнитивной лингвистики. Дисциплина направлена на изучение: когнитивного инструментария ономастических исследований; когнитивной семантики ономастических наименований, языка и сознания, языка и культуры с точки зрения ономастики. Рассматриваются: выявление лингвокогнитивных особенностей ономастических названий; виды и функции имен собственных; различие между традиционно-иисследовательского направления и лингвокогнитивного направления в казахской ономастике.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методы научных исследований

    Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать основные типы методов филологического исследования, теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с их видами. Дисциплина направлена на изучение: специфики методов научного филологического исследования, их правильного подбора применительно к задачам и этапам работы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Лингвистическая философия

    Цель дисциплины: сформировать системное представление о философии языка как особой форме познания мира в контексте будущей профессиональной деятельности. Дисциплина направлена на изучение основных исторических этапов развития философии языка, особенностей философских проблем и философско-методологической базы языкознания, основных концепций аналитической философии, герменевтики, структурализма, психоанализа, деконструкции, метаязыка и терминологического аппарата дисциплины.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психо- и нейролингвистика

    Цель дисциплины: сформировать способности решать проблемы передачи информации в связи с психическими процессами. Дисциплина направлена на изучение: метаязыка, методов психо-/ нейролингвистического анализа, психических феноменов языковой личности, языкового сознания, психических процессов порождения/ восприятия речевых высказываний, речевую деятельность, мозговая организацию речевой деятельности, усвоения языка как психолингвистической проблемы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Историография лингвистики

    Цель дисциплины: сформировать способность методологического понимания лингвистических персоналий в истории развития языкознания. Дисциплина направлена на изучение: первоисточников отдельных персоналий, значимых для развития лингвистической мысли концепций, основных положений для разработки принципов историографии лингвистики, разрешения сложных проблем становления лингвистики.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Общая лингвистика: структура и семантика

    Цель дисциплины: сформировать способность критически оценивать, анализировать принципы структурно-системной организации, проблемы семантики языка. Дисциплина направлена на изучение: онтологии языкознания, системно-структурную организации языка, проблем семантики языка, языковых универсалий, природы и функций языка, знаковой природы языка, асимметрии языковых знаков, внешней и внутренней лингвистики, проблеме тождества и отдельности слова.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Академическое письмо

    Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, способность писать и редактировать тексты в соответствии с нормами академической коммуникации; создавать научные тексты разных жанров: диссертация, аннотации, научные статьи, аргументационное (аналитическое) эссе, обоснование исследования и рецензия, филологические комментарии и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов разных жанров.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Методология и методика лингвистических исследований

    Цель дисциплины: сформировать углубленную общелингвистическую подготовку и способность критически анализировать и применять современные методы исследования языка. Дисциплина направлена на изучение методологии как науки, общей философской методологии в лингвистике, общенаучным методам исследования, научных парадигм современной лингвистики, общей лингвистической методологии и лингвистических методов исследования, репрезентативности методов и валидности результатов исследования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Научные доминанты антропоцентрической парадигмы лингвистики

    Цель дисциплины: сформировать системное, критическое видение доминирующих теорий антропоцентрической парадигмы лингвистики ХХ-ХХI в.в. Учебный курс формирует научно-методологическую основу диссертационного исследования. Дисциплина направлена на изучение теорий и концепций современных парадигм языкознания, оценки их полипарадигмальной сущности, оптимальных научно-методических основ исследований, актуальных проблем лингвистики в целях реализации междисциплинарных проектов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Язык, сознание, национальный менталитет

    Цель дисциплины: сформировать способность оценивать результаты выражения сознания в языке, влияния ментали-тета на поведение людей. Дисциплина направлена на изучение метаязыка, теорий, объектом которых являются язык, мышление, особенностей взаимного влияния менталитета/ языка, языковой установки как одной из составляющих структуры менталитета, языка как отражения национального характера, языкового менталитета как способе мышления.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Проводить научные исследования на основе научных концепций и методологии лингвистики с учетом полипарадигмальности современного языкознания.
  • Анализировать информацию, систематизируя и интерпретируя научные теории и концепции, результаты экспериментов и наблюдений на основе оригинального подхода и научно-исследовательского проектирования.
  • Оценивать обоснованность методик, эффективность применения современных технологий в исследованиях и академической деятельности для получения и проверки результатов и внедрения их в практику с учетом требований планирования и организации образовательно-научного процесса в ОВПО.
  • Применять теоретические знания и методологии лингвистики для анализа и решения лингвистических задач с использованием достижений в области искусственного интеллекта.
  • Выбирать методологию исследования с умением разрабатывать новые методы анализа лингвистики на основе корректности получаемых материалов и принципов обоснованности, придерживаясь научной этики.
  • Проводить все виды занятий в с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания на основе обратной связи с обучающимися, интеграции образования, науки и инноваций, психолого-педагогических знаний, а также потребностей инклюзивного образования.
  • Проявлять лидерство в управлении и руководстве коллективом на основе постоянного профессионального роста с использованием новейших технологий, методов усвоения и контроля знаний, координаторства образовательными программами и взаимодействия со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования.
  • Создавать научный труд различного жанра с использованием искусственного интеллекта, компьютерных технологий, электронных языковых ресурсов, повышая результативность и публикационную активность в журналах с высоким импакт-фактором, на конференциях, презентовать свои исследования как специалистам, так и аудитории, не имеющей профессиональной подготовки.
  • Выбирать приоритеты учебной и исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с этическими ценностями, потребностями общества на основе толерантного и продуктивного взаимодействия, устанавливая коллаборацию с внутренними и внешними научными школами/центрами, выражая и отстаивая свою точку зрения на различных языках.
Top