Новая образовательная программа

6B02214 Социокультурная антропология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка специалистов, способных научно анализировать культурное и социальное разнообразие человеческих обществ. Выпускники смогут критически оценивать социокультурные процессы и взаимодействия в различных контекстах, включая глобализационные вызовы. Они овладевают современными антропологическими методами и готовы к профессиональной деятельности в сфере культуры, социальной и государственной работы.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B134 Археология и этнология
  • Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки

Дисциплины

  • Аль-Фараби и современность

    Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены: особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Учение Абая

    Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; оценочные средства учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Правовые основы противодействия коррупции

    Цель курса: Сформировать способность анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций в сфере противодействия коррупции. Дать объективные знания о проблемах коррупции в современном обществе. Показать роль ИИ в выявлении, предупреждении и анализе коррупционных рисков. Объяснить основные положения антикоррупционного законодательства. Обучить навыкам преодоления коррупции с учётом современных цифровых технологий и аналитических инструментов ИИ.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Введение в инклюзию

    Цель дисциплины: усвоение системы научно-теоретических знаний основ инклюзивного образования, формирование ценностных ориентаций организации взаимодействия с лицами с особыми образовательными потребностями, овладение компетенциями в области профессиональной деятельности в условиях инклюзивной среды

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство

    Дисциплина направлена на формирование экономического мышления и развитие предпринимательских компетенций студентов. В рамках курса рассматриваются основные закономерности рыночной экономики и основы организации предпринимательской деятельности. Студенты изучают механизм функционирования экономики, роль бизнеса в социально-экономическом развитии, этапы создания и ведения дела.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методы научных исследований

    Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы археологии

    Цель дисциплины: сформировать разносторонние и системные представления о закономерностях и этапах развития человеческого общества, на базе теоретических и методических основ археологии как фундаментальной науки в изучении общества. Учебный курс формирует конкретные знания в области археологии, представления о процедуре и методике археологических исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы безопасности жизнедеятельности человека

    Дисциплина направлена на подготовку студентов знающих теоретические и практические основы обеспечения безопасности человека от опасных, вредных факторов среды обитания, правил поведения при чрезвычайных ситуациях и получения практических навыков оказания первой помощи пострадавшим.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экология и устойчивое развитие

    Дисциплина направлена на формирование у студентов экологического мировоззрения, научного понимания взаимосвязи между природой и обществом, а также на комплексное освоение целей и принципов устойчивого развития. В рамках курса рассматриваются глобальные и региональные экологические проблемы, охрана окружающей среды и пути рационального использования природных ресурсов. Студенты осваивают навыки принятия научно обоснованных и ответственных решений в области устойчивого развития.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы информационной безопасности

    Цель дисциплины: сформировать у студентов способность оценивать основы информационной безопасности государства, организаций и личности, определять проблемы защиты информации и подходы к их решению. При изучении предмета рассматривается законодательная база информационной безопасности, приводится перечень возможных угроз. Предмет позволит применять основные способы противодействия угрозам информационной безопасности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Введение в социокультурную антропологию

    Цель дисциплины – представить социально-культурную антропологию как научную область, исследующую взаимосвязь человеческих обществ и культур в их разнообразии. Студенты осваивают методы сравнительного анализа и учатся понимать культурные различия с научной точки зрения. Курс способствует формированию уважения к другим культурам, принятию культурного многообразия и развитию критического мышления.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • История первобытного общества

    Цель курса – сформировать у студентов представления об эволюции гоминид, о человеке как виде, о многовекторности исторического развития человеческих обществ, введение его в лабораторию исследовательского поиска. Главным содержанием программы является изучение прошлого человечества, развития человеческого общества по археологическим, этнографическим (этнологическим) и антропологическим источникам.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Методы исследования социокультурной антропологии

    Цель дисциплины – освоение ключевых качественных методов исследования в социально-культурной антропологии. Студенты изучают полевую работу, наблюдение, интервью, этнографические записи и интерпретацию культурных данных. Курс формирует исследовательские навыки и акцентирует внимание на этике и культурной чувствительности в процессе сбора и анализа данных

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Этнопсихология

    Цель дисциплины: формирование понимания этнической культуры, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека. Курс направлен на изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентичности; проблемы личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии; методы социально-психологического сопровождения успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Основы источниковедения и историографии

    Цель дисциплины–освоение методов анализа исторических источников и теоретических основ источниковедения и историографии. Студенты учатся оценивать достоверность и значимость различных типов источников. Курс направлен на понимание эволюции научных подходов и исторических школ в историографии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Специализированный английский язык

    Курс направлен на развитие языковой компетенции студентов через освоение специализированной лексики и грамматических конструкций для профессиональной сферы. Изучаются профильные тексты, терминология, стилистика и анализ профессиональной литературы. Особое внимание уделяется формированию навыков эффективной коммуникации в профессиональной среде.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Этнография народов мира

    Цель дисциплины дать понятие в целом о развитии этнографии в мире, об изученности отдельных народов. Дисциплина сформирует представление об особенностях народов мира, о классификации народов мира по антропологическому типу, о классификации народов мира по языковой принадлежности, о степени их этнографически изученности. Также будет рассмотрена материальная и духовная культура народов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Английский язык в межкультурной коммуникации

    This course develops communicative skills for effective intercultural interaction in English. Students learn cultural aspects of communication, strategies for effective dialogue, and lexical-grammatical structures that help overcome cultural barriers. The course emphasizes practical language use and adaptability in diverse cultural settings.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Традиционная антропология

    Цель дисциплины – Курс знакомит с классическими направлениями антропологии, эволюцией человека, расовой классификацией, строением архаических обществ и их культурой. Также рассматривается развитие антропологических теорий, их научное значение в историческом контексте и роль в современных социально-гуманитарных науках.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Географическое пространство и этнокартография

    Цель дисциплины – представить географическое пространство и этнокартографию как инструменты анализа расселения и культурного развития этносов. Студенты изучают этнический состав, миграции и этнокультурные ландшафты с использованием картографических и этнографических данных. Курс формирует навыки пространственного анализа и визуализации этнических процессов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Институт семьи и антропология брака

    Цель дисциплины– антропологическое изучение семьи и брака в разных культурах через призму социальных, экономических, ритуальных и символических аспектов. Студенты анализируют формы родства, брака, гендерные роли и трансформации семейных структур в историко-культурном контексте.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Экономическая антропология

    Цель дисциплины – объяснение экономических отношений в различных культурах с антропологической точки зрения. Студенты изучают формы обмена, собственности, труда и потребления в традиционных и современных обществах, а также взаимосвязь между экономикой и культурой.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Основы этнодемографии

    Цель дисциплины – изучение основ этнодемографии и понимание демографических процессов в этнокультурном контексте. Студенты анализируют этнический состав, миграцию, рождаемость, смертность, урбанизацию и межэтнические браки. Курс формирует навыки интерпретации этнодемографических данных с учетом региональных особенностей..

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Этнография пищевой культуры

    Цель дисциплины – этнографическое изучение практик питания и продовольственной культуры в контексте общества и культуры. Студенты анализируют производство, потребление, нормы застольного этикета, пищевые табу, ритуалы и символику пищи. Курс направлен на осмысление еды как формы социальной организации, идентичности и культурного взаимодействия.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Прикладная антропология

    Цель дисциплины – освоение применения антропологических знаний и методов для анализа и решения актуальных социальных, культурных и экономических проблем. Студенты изучают примеры прикладных исследований в здравоохранении, образовании, городской среде, устойчивом развитии и экологической политике. Особое внимание уделяется использованию антропологии в работе с сообществами в контексте Казахстана и Средней Азии.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Английский язык для социально-культурной антропологии

    сформировать способность освоение технологий для подготовки к экзаменам по английскому языку международных стандартов и международной сертификации уровня для представления о структуре, целях и требованиях международных тестов Будут изучены: методики улучшения и совершенствования лингвистических знаний, умений, навыков в соответствии с международными уровнями стратификации языковых компетенций, современные технологии подготовки к международным экзаменам

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Искусственный интеллект и управление знаниями

    Цель курса – обучить студентов использованию искусственного интеллекта в управлении знаниями. Осваиваются методы интеллектуального сбора, структурирования, хранения и распространения информации, что позволяет эффективно работать с данными в образовательных и организационных экосистемах и управлять интеллектуальным капиталом.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Социокультурная антропология западного мира

    Цель дисциплины – антропологическое изучение социально-культурных структур, ценностей, институтов и моделей поведения в странах Западного мира. Студенты анализируют историческое развитие обществ Европы и Северной Америки, индивидуализм, секуляризм, потребительскую культуру и социальную стратификацию. Особое внимание уделяется сравнению с казахстанским контекстом и пониманию глобальных культурных различий.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Этномедиа и визуальная культура

    Цель дисциплины – сформировать у студентов понимание значимости этнических кодов и визуальных репрезентаций в современной медиакультуре, научить их анализировать этнокультурные образы в медиа с научной точки зрения и распознавать культурные смыслы через визуальный контент.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Основы этнопедагогики

    Цель дисциплины – формирование знаний о теоретических основах этнопедагогики, народных воспитательных традициях и национальной образовательной культуре. Студенты изучают модели воспитания, основанные на мировоззрении и культурных ценностях казахского народа, и осваивают методы их интеграции в современную педагогическую практику. Дисциплина способствует осмыслению этнических компонентов в сравнительном педагогическом контексте.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Цифровая антропология

    Цель дисциплины – освоение антропологических подходов к изучению цифровых технологий и интернет-культуры как новых форм социальной и культурной реальности. Студенты анализируют виртуальные сообщества, цифровую идентичность, соцсети, культуру данных и онлайн-этнографию. Курс направлен на понимание цифровой среды как пространства формирования новых практик, норм и взаимодействий.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Экологическая антропология

    Цель дисциплины – объяснение взаимосвязи между человеком и окружающей средой с позиции культурной и антропологической перспективы. Студенты изучают, как природные условия влияют на социальные структуры, адаптационные стратегии человека к экологическим изменениям и традиционные способы взаимодействия с природой в разных культурах.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Гендерная антропология (на английском языке)

    Цель дисциплины – изучение гендера как социального конструкта в антропологическом контексте культурных норм, власти и идентичности. Студенты анализируют гендерные роли, телесность, сексуальность, гендерную идентичность и распределение труда в разных обществах. Курс включает теории феминистской антропологии, квир-подходы и интерсекциональные исследования.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Культура Казахстана в глобальном контексте (на английском языке)

    Цель курса – ознакомить студентов с базовыми и современными теориями культурной антропологии и глобальными методологическими подходами, развивая при этом способность глубоко осмысливать уникальность казахстанской культуры. Через анализ ценностей, традиций и идентичности в контексте глобальных культурных взаимодействий формируется целостная культурно-антропологическая «картина» Казахстана.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Антропологический подкастинг и сторителлинг

    Цель курса – обучить антропологической подаче культурных явлений через подкасты и сторителлинг. Студенты осваивают методы научного и этичного повествования реальных историй, создавая медиаконтент, способствующий межкультурному диалогу.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Антропология туризма (на английском языке)

    Цель дисциплины – антропологическое осмысление туризма как формы культурного взаимодействия, пространственного опыта и построения идентичности в условиях глобализации. Студенты изучают влияние туризма на локальные культуры, процессы коммерциализации наследия и создание «экзотических» образов. Особое внимание уделяется этнотуризму и культурным маршрутам в Казахстане как объектам антропологического анализа.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Этнополитическая антропология

    Цель дисциплины – освоение антропологического подхода к изучению этничности, власти, политических структур и межэтнических отношений в социокультурном контексте. Студенты анализируют этническую идентичность, политическую мобилизацию, понятия нации и государства, этноконфликты и процессы интеграции. Особое внимание уделяется анализу этнополитических процессов в Казахстане и их историко-культурной специфике.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Общая фольклористика

    Цель: дисциплины сформировать системы знаний о фольклористике, о ее истории, направлениях, методах и школах. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: школы и направления в изучении фольклора, методологии исследования фольклорной традиции, отрасли фольклора, устное народное творчество, историография фольклора, фольклорные диалекты, ареология фольклора, обряд и фольклор как формы устной культуры.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Антропология символов и познания

    Цель курса – изучить антропологические аспекты символических систем и когнитивных процессов в культуре. Студенты анализируют, как через мифы, символы, язык и концепты формируются способы познания мира и коллективное культурное сознание.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Этномузыка

    Цель дисциплины – освоение базовых понятий и методов этномузыкологии как науки, изучающей музыку как выражение этнокультурной идентичности. Студенты анализируют связь между музыкой и культурой, роль звуковых традиций в социальной жизни и их символическое значение. Особое внимание уделяется этнографическому и семиотическому анализу традиционной казахской музыки (домбра, кобыз, терме, кюи).

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Антропология праздников и игр (на английском языке)

    Цель курса – антропологический анализ праздников и национальных игр как символов коллективной памяти, социальных ролей и культурной идентичности. Студенты исследуют, как традиционные игры и ритуалы способствуют сплочению сообществ, выражают власть и укрепляют культурную самобытность.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Антропология постколониальной памяти и идентичности (на английском языке)

    Курс изучает коллективную память и историческую травму с позиций постколониальных и деколониальных теорий. Студенты анализируют, как колониализм, репрессии и голод отражаются в культурной памяти и передаются между поколениями. Особое внимание уделяется архивам, устной истории и деколонизации музеев в контексте справедливости и культурного суверенитета Казахстана и Центральной Азии.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Нормативно-правовая этнология

    Цель дисциплины – изучение традиционных правовых систем и норм различных этносов с этнологической точки зрения и их соотнесение с современными правовыми процессами. Студенты анализируют обычное право, способы урегулирования межродовых конфликтов, правовое сознание и культуру закона в сравнительном контексте. Особое внимание уделяется правовым традициям Казахстана и особенностям регулирования в полиэтничном обществе.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Этнолингвистика

    Цель дисциплины – изучение теоретических основ этнолингвистики как науки о взаимосвязи языка и культуры. Студенты анализируют, как язык отражает мировоззрение, ценности, традиции и историческую память этноса. Особое внимание уделяется этнолингвистическим особенностям казахского народа в контексте мировых научных подходов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Антропология личности

    Антропология личности исследует взаимосвязь между культурой и личностью, рассматривая, как поведение, сознание и идентичность формируются в различных обществах. Цель курса — научить студентов всесторонне анализировать личность с учетом социальных, культурных и биологических факторов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Антропология искусства (на английском языке)

    Цель дисциплины – антропологическое изучение искусства как части культуры и социума. Студенты анализируют изобразительное, декоративное и исполнительское искусство, а также символику и эстетические коды в различных культурных контекстах. Особое внимание уделяется интерпретации произведений искусства как носителей социальной, религиозной и исторической значимости.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Медицинская антропология

    Медицинская антропология изучает, как понятия здоровья, болезни и лечения формируются и воспринимаются в различных культурных и социальных контекстах. Цель курса — дать студентам целостное понимание влияния культурных, религиозных, экономических и социальных факторов на медицинскую практику.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Демонстрировать глубокие знания базовых теорий и ключевых понятий социально-культурной антропологии, а также эволюции антропологических школ и методологических подходов
  • Интерпретировать полученные знания при обосновании социальных и культурных явлений с позиций сравнительного, интеркультурного и этнографического анализа
  • Аргументировать принципы и методы прикладных направлений и освоить навыки проведения полевых исследований, включая методы интервью, наблюдения, составления этнографических описаний и дневников
  • Понимать культурное разнообразие народов мира, анализировать особенности этносов, религий, языков и социальных практик, а также использовать специализированные программно-технические средства в антропологических исследованиях
  • Критически анализировать артефакты, символы, ритуалы и практики в их историко-социальном контексте и обосновывать теоретические подходы к их объяснению
  • Владеть способностью к совершенствованию и расширению методологических принципов и методов исторических, этнологических, культурологических и социо-культурных исследований, а также обсуждать и интегрировать междисциплинарные знания при решении сложных научных задач
  • Применять основные методы, подходы и приемы, используемые в социально-культурных исследованиях, с пониманием их теоретических основ и уместностью в практических контекстах
  • Применять методы моделирования социальных и культурных явлений, процессов и их взаимосвязей, а также использовать современные информационные технологии и специализированные программные средства в научной, экспедиционной и реставрационной деятельности
  • Анализировать и аргументированно оценивать проблемы, связанные с развитием рисков в результате социальных, культурных или технологических трансформаций, и формулировать научно обоснованные выводы
  • Использовать разнообразные материалы и источники данных в научной и прикладной деятельности, анализировать полученную информацию и формировать обоснованные прогнозы относительно будущих социокультурных процессов
  • На основе принципов социально-культурной антропологии составлять прогнозы возникновения и трансформации социокультурных явлений, применять современные инновационные методы для эффективного управления изменениями и принятия обоснованных управленческих решений
  • Формулировать собственные суждения и интерпретации в отношении различных проявлений культурных и социальных практик, опираясь на теоретические концепции и методологические основы социально-культурной антропологии
Top