6B02213 Музеология и историко-культурный туризм в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Программа направлена на подготовку специалистов для музеев и туристических организаций, деятельность которых связана с репрезентацией памятников историко-культурного наследия; способных к постановке и решению профессиональных задач на основании теоретико-методологических основ музеологии, туризма и памятниковедения; с умением работать как независимо, так и в команде; способных взаимодействовать с мировым научным сообществом и культурными организациями.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B234
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки
Дисциплины
-
Предпринимательство
Дисциплина направлена на формирование экономического мышления и развитие предпринимательских компетенций студентов. В рамках курса рассматриваются основные закономерности рыночной экономики и основы организации предпринимательской деятельности. Студенты изучают механизм функционирования экономики, роль бизнеса в социально-экономическом развитии, этапы создания и ведения дела.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экология и устойчивое развитие
Дисциплина направлена на формирование у студентов экологического мировоззрения, научного понимания взаимосвязи между природой и обществом, а также на комплексное освоение целей и принципов устойчивого развития. В рамках курса рассматриваются глобальные и региональные экологические проблемы, охрана окружающей среды и пути рационального использования природных ресурсов. Студенты осваивают навыки принятия научно обоснованных и ответственных решений в области устойчивого развития.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Введение в музееведение
Цель дисциплины – сформировать способность понимать основные направления музееведения и музейного дела. Будут изучены: научно-фондовая, исследовательская, экспозиционно-выставочная, культурно-просветительская, маркетинговая деятельность музеев, история музейного дела, особенности музееведения как области научного знания, его структура, понятийный аппарат, классификация музеев.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Введение в инклюзию
Цель дисциплины: усвоение системы научно-теоретических знаний основ инклюзивного образования, формирование ценностных ориентаций организации взаимодействия с лицами с особыми образовательными потребностями, овладение компетенциями в области профессиональной деятельности в условиях инклюзивной среды
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель курса: Сформировать способность анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций в сфере противодействия коррупции. Дать объективные знания о проблемах коррупции в современном обществе. Показать роль ИИ в выявлении, предупреждении и анализе коррупционных рисков. Объяснить основные положения антикоррупционного законодательства. Обучить навыкам преодоления коррупции с учётом современных цифровых технологий и аналитических инструментов ИИ.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Археология и историко-культурное наследие
Цель дисциплины: сформировать разносторонние и системные представления о закономерностях и этапах развития человеческого общества, на базе теоретических и методических основ археологии как фундаментальной науки в изучении общества. Учебный курс формирует конкретные знания в области археологии, представления о процедуре и методике археологических исследований. Рассматривает археологические памятники мира, являющиеся культурным наследием.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены: особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; оценочные средства учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы безопасности жизнедеятельности человека
Дисциплина направлена на подготовку студентов знающих теоретические и практические основы обеспечения безопасности человека от опасных, вредных факторов среды обитания, правил поведения при чрезвычайных ситуациях и получения практических навыков оказания первой помощи пострадавшим.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История первобытного общества
Цель курса – сформировать у студентов представления об эволюции гоминид, о человеке как виде, о многовекторности исторического развития человеческих обществ, введение его в лабораторию исследовательского поиска. Главным содержанием программы является изучение прошлого человечества, развития человеческого общества по археологическим, этнографическим (этнологическим) и антропологическим источникам.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Музейная экспозиция
Цель дисциплины – сформировать у студентов умения проектировать музейные экспозиции и выставки. Будут рассмотрены: история, теория, методика и приемы построения экспозиции; классификация выставок, роль музейной экспозиция как основной формы музейной коммуникации, отражающей богатство фондов и процесс их комплектования, а также направления научных исследований сотрудников музея в деятельности музея.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Английский язык в профессиональной коммуникации
Сформировать способность эффективного общения в профессиональной среде с использованием норм английского языка. Будут изучены: деловая переписка, диалоги, переговоры, основы речевой этики, подготовка и проведение презентаций.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Основы этнологии
Цель дисциплины: сформировать способность оценивать роль и значение этноса, этнокультурные особенности традиционного уклада жизни народов мира, этнической общности и их вклад в культуру. При изучении дисциплины будут изучены следующие аспекты: этническая картина мира, антропологическая, языковая и хозяйственно-культурная классификация, этногенез и этническая история, характеристика традиционной и современной культуры народов мира.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Основы историко-культурного туризма
Целью дисциплины является формирование у студентов навыков оценки значения историко-культурного наследия Казахстана и других стран мира в развитии местного и выездного туризма. Будут рассмотрены: роль музейного и историко-культурного туризма в формировании и развитии туристических городов и маршрутов; особенности различных категорий туристов, принципы организации туристского обслуживания.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Научно-фондовая работа музея
Цель курса – сформировать способности осуществлять фондовую работу в музее, пополнять коллекции, вести учет, хранить различные типы материалов. Будут рассмотрены: научная организация фонда, выявление и отбор памятников музейного значения, их экспертиза, включение в музейное собрание, атрибуция, исследование, документирование результатов работы в специальных документах, организация системы хранения.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Введение в историю искусств
Цель дисциплины – сформировать умение анализировать произведения изобразительного искусства как исторический и художественный источник, а также комментировать их содержание. Будут рассмотрены основные этапы развития искусства, теоретические основы пластических искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), основные стили, направления, школы мирового искусства, основные понятия искусствознания, шедевры мирового искусства.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Мировые музеи
Цель дисциплины - сформировать способность определять тенденции развития крупнейших музеев в контексте мировой культуры. В содержание курса включены: сведения о причинах и обстоятельствах появления музеев в различных регионах мира, особенностях их развития, источниках формирования и пополнения коллекций, а также о тенденциях в современной музейной практике.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Английский язык: углублённый курс
Сформировать углубленные знания и навыки английского языка для профессиональных и академических целей. Будут изучены: сложные грамматические конструкции, развитие навыков научных и профессиональных текстов, подготовка к публичным выступлениям и научным презентациям.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
История мировой архитектуры
Целью освоения дисциплины является формирование способностей анализировать закономерности исторического развития архитектуры в разные эпохи и у разных народов. Будут рассмотрены: роль архитектуры в мировом историко-культурном процессе, выдающиеся архитектурные творения, деятельность известных архитекторов, региональные и исторические различия в архитектуре, цели и задачи, стоящие перед современной архитектурой.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Музейный менеджмент и маркетинг
Данная дисциплина призвана сформировать умение управлять музеем, оптимизировать его деятельность, увеличить число посетителей и прибыли. Будут рассмотрены: особенности музея как некоммерческого учреждения, требования, предъявляемые современностью к музейному директору, правила научной организации труда, принципы организации рекламной и PR-кампании, основы музейного фандрейзинга, особенности создания музейного магазина.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
География международного туризма
Цель – сформировать способности понимать, анализировать и применять в практической профессиональной деятельности важные особенности и закономерности развития международного туризма. Будут изучены: классификация международного туризма; международный туризм как форма внешнеэкономических отношений, основные факторы и условия развития международного туризма; туристский спрос, туристское предложение, туристский продукт: сущность и особенности, география основных видов международного туризма.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Виды и направления туризма
Познакомить студентов с видами, особенностями, направлениями развития туризма и основными тенденциями на мировом и отечественном туристском рынке. Формирование способности к организации и анализу профессиональной деятельности в сфере туризма. Изучает классификацию видов туризма; структуру и принципы функционирования туристского рынка; туристические направления и маршруты; особенности развития мирового и отечественного туризма.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Академический английский язык в музейной сфере
Сформировать способность применять грамматические, лексические и речевые навыки в академических форматах. Будут изучены: основные модули экзамена, шаблоны заданий, лексико-грамматические структуры, развитие навыков аргументации и аналитического мышления.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Направления активного туризма
Дать студентам теоретические знания и практические навыки по видам и направлениям активного туризма; сформировать представление о географических особенностях, природно-рекреационных ресурсах, организации маршрутов и требованиях безопасности. В рамках курса рассматриваются горный, велосипедный, пеший, водный, зимний, экологический и экстремальный туризм с акцентом на составление маршрутов, ориентирование, управление группой и обеспечение безопасности.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Галерейное и выставочное дело
Цель дисциплины – сформировать у будущего специалиста в области музейно-выставочного сервиса представление о теоретических основах музееведения, музейного и галерейного дела, а также умения и навыки по организации и проведению различных видов музейных мероприятий в рамках разработки и оказания населению музейно-выставочных услуг.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Основы источниковедения и историографии
Цель дисциплины–освоение методов анализа исторических источников и теоретических основ источниковедения и историографии. Студенты учатся оценивать достоверность и значимость различных типов источников. Курс направлен на понимание эволюции научных подходов и исторических школ в историографии.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Государственное регулирование и туристская политика
Цель – сформировать способности понимать формы государственного и правового регулирования туризма, законодательную и нормативно-правовую базу туристской деятельности для изучения и анализа передового опыта стран с развитой туристской индустрией. Будут изучены: структура и инструменты государственного регулирования туризма в мире и Республике Казахстан; мировой опыт правового регулирования туризма; казахстанское законодательство в сфере туризма.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Инновационные технологии в туризме
Обеспечить студентов знаниями о применении современных цифровых и инновационных технологий в сфере туризма, их влиянии на проектирование туристского продукта, маркетинг, автоматизацию обслуживания и улучшение взаимодействия с клиентами. В рамках дисциплины изучаются такие решения, как смарт-туризм, мобильные приложения, Big Data, технологии VR/AR, искусственный интеллект, блокчейн и онлайн-платформы. Студенты осваивают навыки оценки и внедрения инновационных стратегий в туристский бизнес.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Правовая деятельность в туризме
Данный курс направлен на приобретение знаний в сфере законодательного обеспечения прав человека и основных свобод, гарантируемых государством и международными организациями в Конституции Республики Казахстан, международных договорах и соглашениях; развитие практических навыков по планированию, организации и обеспечению мер по безопасности туризма, путешествий, деловых поездок на основании нормативно-правовых источников и стандартов; анализ международной и отечественной нормативной практике в сфере туризма; овладение методикой и технологией претензионного порядка урегулирования спорных ситуаций в туризме; приобретение знаний в сфере защиты прав потребителей от недобросовестных производителей туристских услуг.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Стандартизация и сертификация туризма
Главной целью изучения данного курса является изучение нормативных основ стандартизации и сертификации и подтверждения соответствия приобретенных знаний по оценке безопасности и качества оказываемых услуг, навыков, необходимых для успешного ведения туристического бизнеса в современных условиях. Обучающиеся научатся осуществлять разработку и внедрение стандартов организаций туризма и гостиничного бизнеса и процедур проведения работ по сертификации услуг на предприятиях оказывающих туристские услуги в Республике Казахстан.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Теоретическая музеология
Цель дисциплины – сформировать представление об основных теоретических проблемах музееведения: терминологии, предмете и объекте науки, ее методологии, классификации музеев. Теоретическое музееведение представляет собой осмысление социокультурных функций музея. Теоретическая отрасль музеологии развивается в рамках нескольких основных подходов, таких как предметный, коммуникативный, социологический, культурологический, педагогический.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Управление рисками в туризме
Цель: сформировать способности применить научно-обоснованные методы прогнозирования, оценки, планирования, управления рисками при организации туристской деятельности. Будут изучены: теоретические основы выявления и оценки рисков, факторы, основные понятия, подходы к классификации, методы анализа, оценки, прогнозирования, управления рисками в туризме; методы снижения, страхования рисков в туризме.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Историческое краеведение
Цель дисциплины сформировать у студентов навыки самостоятельного осуществления краеведческой работы. Будут рассмотрены: история краеведения, вклад ученых-краеведов в археологическое, этнографическое, природоведческое изучение края, сохранение историко-культурного наследия, в создание первых музейных коллекций на территории республики; личности и деятельность наиболее выдающихся краеведов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Теория и практика музейной коммуникации
Целью данной дисциплины является формирование у магистрантов представлений об одном из основных процессов, имеющих метсо в музейном учреждении – коммуникации. Музейная коммуникация – это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой реальные вещи. В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые тексты, а, с другой – способность посетителя понимать язык вещей. В результате изучения дисциплины магистрант должен владеть следующими компетенциями: - знать принципы осуществления коммуникационного процесса в музее; - уметь разрабатывать циклы образовательных и воспитательных музейных мероприятий; - уметь выделять основные музееведческие проблемы и определять пути их решения.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Менеджмент и маркетинг туризма
Цель изучения дисциплины: сформировать профессиональные знания, квалификационные умения и навыки управления туристскими организациями на основе изучения принципов, методов и функций управления и маркетинга, технологий маркетинговых исследований. Будут изучены: понятия и управленческие категории туризма, функции планирования, организации и мотивации, методы менеджмента, концепция маркетинга в туризме, комплекс маркетинга, маркетинговые исследования туристского продукта.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Международные музейные организации
Предоставить студентам комплексные знания об историческом развитии, структуре, направлениях деятельности международных музейных организаций и их роли в сохранении и продвижении культурного наследия. Они узнают о законодательной базе, сложившейся в сфере международного права в данной области, получат представление о работе ЮНЕСКО, ИКОМ, ИКОМОС.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Музейная педагогика
Цель курса – сформировать навыки работы с различными категориями музейной аудитории. Будут рассмотрены: теория, история и методология, соответствующие современному уровню развития музейной педагогики, музейные просветительные программы и потенциал музеев разных типов, имеющих наибольшие достижения в области музейной педагогики, а также роль современного музея как важного фактора образовательно-воспитательного воздействия на население.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Памятники ЮНЕСКО
Цель дисциплины – сформировать способность интерпретировать наиболее значительные, выдающиеся объекты всемирного наследия, которые находятся под эгидой ЮНЕСКО (Список Всемирного наследия) в контексте их значения в мировой культуре. Будут рассмотрены: деятельность и назначение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), история и методика составления Списка Всемирного наследия.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Инфраструктура туризма
Цель – сформировать способности для организации инфраструктуры туризма, включая средства размещения, предприятия питания, транспортный комплекс при формировании турпродукта для развития туризма. Будут изучены: история развития инфраструктуры туризма, классификация средств размещения, предприятий питания и транспортного обеспечения, организация, сервис, жизнеобеспечение, безопасность гостиниц, предприятий питания, виды автобусных, железнодорожных, воздушных перевозок, инновации и специфика обслуживания.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
История коллекционирования
Будет рассмотрена история создания первых музеев, раскрыты особенности формирования протомузейной культурной формы, мотивация собирательства, пути трансформации домузейных собраний в музейные учреждения, крупнейшие частные собрания. История коллекционирования рассматривается ретроспективно в контексте истории культуры и музейного дела. Будут проанализированы вопросы развития коллекционерских интересов, мотивации коллекционирования, а также расширение круга коллекционирования предметов в зависимости от развития культуры; отражены состав и судьбы значительных коллекций XVIII - начала XXI в. – знать основные этапы развития собирательства; – уметь выявлять основные свойства музейного предмета и анализировать его; – знать основные признаки и направления коллекцио-нирования.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Туроперейтинг
Дать студентам теоретические и практические знания о туроператорской деятельности, формировании и продвижении туристического продукта, а также об особенностях функционирования туроператоров на туристском рынке. Курс направлен на развитие профессиональных навыков в планировании турпакетов, составлении маршрутов, взаимодействии с партнёрами и обеспечении качественного обслуживания туристов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Международные туристские организации
Цель - рассмотреть структуру и деятельность Всемирной туристской организации, международных правительственных/неправительственных организаций и агентств. Будут изучены: история становления системы международ-ного сотрудничества в области туризма; цели и задачи международных турорганизаций;. всемирная туристская организация и её роль сотрудничества в области туризма; международные межправительственные и неправительственные организации; казахстанские туристские организации и ассоциации.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Методика и практика экскурсионной работы
Цель дисциплины –знакомство студентов с закономерностями музейно-педагогического процесса, применением новых технологий в экскурсионном деле, современными коммуникационными подходами в области работы с посетителями. Кроме того, студенты научатся составлять методические разработки экскурсий.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Музейное дело Казахстана
Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов представления об истории музейного дела в Казахстане. Учащиеся узнают об его основных этапах, появлении первых музеев на территории республики, современной музейной сети и деятельности крупнейших музейных учреждений. Особенности отечественного музейного дела и его специфика будут рассмотрены в рамках данной дисциплины.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
История мировой культуры
Цель дисциплины – сформировать умения сравнивать и делать выводы по основным проблемам культуры, общим закономерностям ее развития. Будут рассмотрены: история культуры различных времен и народов, религия и мифология, наиболее значительные произведения мировой литературы, музыкального и театрального искусства, важнейшие особенности художественного творчества и восприятия.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Организовывать научные исследования в области прикладной музеологии и охраны памятников историко-культурного и природного наследия.
- Разрабатывать проекты по основным направлениям музейной деятельности и отдельным разделам проектов региональных программ сохранения и освоения культурного наследия, в том числе в сфере историко-культурного туризма.
- Проводить историко-культурную, краеведческую работу, деятельность по сохранению, изучению, пропаганде культурного наследия в организациях и учреждениях культуры, образования, государственных структурах.
- Создавать научную концепцию и разрабатывать пакет документации, необходимой для проектирования музейных экспозиций и выставок.
- Работать в области музейно-педагогической деятельности, подготавливать соответствующие методические разработки для всех категорий музейной аудитории.
- Использовать современные информационные технологии при разработке новых историко-культурных проектов и организации музейной работы.
- Использовать принципы музейного менеджмента и организовывать коммерческую деятельность в музеях и учреждениях культуры.
- Осуществлять просветительскую и образовательную работу непосредственно на памятниках историко-культурного туризма.
- Применять на практике навыки аналитико-экспертной работы в сфере музеологии, охраны памятников и искусствоведения.
- Разрабатывать и проводить туристско-экскурсионные маршруты по историко-культурным объектам РК.
- Организовывать работу по комплектованию музейных фондов в соответствии с требованиями современной музеологии, осуществлять учетно-хранительскую деятельность в музее и на объектах историко-культурного наследия.
- Давать оценку ситуациям в различных сферах межличностной, социальной и профессиональной коммуникации с учетом базового знания социологии, политологии, культурологи и психологии; оперировать общественными, деловыми, культурными, правовыми и этическими нормами казахстанского общества.