6B10104 Сестринское дело в ЮКМА
-
Цель образовательной программы Совершенствование сестринского образования и развитие системы сестринского дела
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Южно-Казахстанская медицинская академия
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B084 Сестринское дело
-
Предметы на ЕНТ Биология и Химия
-
Область образования 6B10 Здравоохранение
-
Направление подготовки 6B101 Здравоохранение
Дисциплины
-
Анатомия, физиология и патология
Строение органов и систем человеческого тела в контексте выполняемых функций организма человека. Закономерности функционирования клеток, тканей, органов и систем организма и механизмы их регуляции в различные периоды жизни. Причины и механизмы типовых патологических процессов, их проявления в организме при различных заболеваниях.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Искусственный интеллект и цифровизация в сестринском деле
Цифровая медицина: введение, цели и задачи. Тенденции цифровизации в сестринском деле. Роль медсестры в цифровой системе здравоохранения. Базовые понятия искусственного интеллекта. Возможности, ограничения, этические аспекты применения искусственного интеллекта в сестринском деле. Электронная сестринская документация. Интеграция информационных систем в работу сестринского персонала. Кибербезопасность и защита медицинских данных.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Экология, устойчивое развитие и безопасность жизнедеятельности, методы научных исследований
На основе экологических, научных знаний и устойчивого развития, формирование умений: анализировать экологические проблемы, развить навыки анализа и критического мышления при рассмотрении проблем в области окружающей среды, идентифицировать и изучать экологические проблемы, искать причинно-следственные связи и предлагать соответствующие решения; проводить и интерпретировать экологические исследования: навыки сбора данных, анализа информации и применения экологических методик для изучения природных систем; применять экологические знания для анализа и решения проблем, связанных с загрязнением окружающей среды и влияния их на организм человека. Освоение методологических основ научного знания. Применение методов научных исследований в теории и на практике.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Безопасный сестринский уход
Ознакомление обучающихся с будущей профессиональной деятельностью в медицинских организациях здравоохранения, организацией работы медицинской сестры в подразделениях медицинских организаций. Обеспечение санитарно-эпидемиологического режима в медицинских организациях, общий уход за пациентами. Обеспечение безопасного сестринского ухода в организациях здравоохранения за больными разного профиля с соблюдением принципов инклюзии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Основы антикоррупционной культуры
Формирование ценностных ориентаций и знаний в области антикоррупционной культуры, антикоррупционного поведения, развитие навыков распознавания и противодействия коррупционным проявлениям в различных сферах общественной и профессиональной деятельности. Значение антикоррупционной культуры для общества и личности. Социально-экономические и правовые последствия коррупции. Этические основы антикоррупционной деятельности, инструменты и методы профилактики коррупции.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Правовые, финансово-экономические, экологические и научные знания
На основе финансовых, правовых, экологических и научных знаний формирование собственной нравственной и гражданской позиции; общих компетенций оперирования общественными, деловыми, культурными, финансовыми, правовыми и этическими нормами казахстанского общества для саморазвития и образования в течение всей жизни, мобильности в современном мире и критическому мышлению; навыков применения научных методов и приемов исследования конкретной науки.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Сестринское дело в первичной медико-санитарной помощи
Введение, цели и задачи ПМСП. Мероприятия по сохранению, укреплению здоровья населения. Роль медицинской сестры в профилактике инфекционных, неинфекционных заболеваний. Ведение медицинской документации. Организация работы детской поликлиники. Определение групп здоровья, групп риска. Организация патронажного наблюдения в период новорожденности, до года. Прививочный кабинет поликлиники, прививочный календарь, хранение вакцин. Диспансеризация. Планирование профилактических мероприятий.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Основы экономики и права
Формирование знаний по основам конституционного, административного, гражданского и семейного, финансового и трудового, экологического и земельного и уголовного прав Республики Казахстан. Рынок и конкуренция. Деньги и инфляция. Кредитно-денежная система. Финансовая система и фискальная политика. Особенности развития национальной экономики в Республике Казахстан. Выбор бизнес-идеи и стартапа, бизнес - планирование в системе предпринимательской деятельности, содержание бизнес-плана, навыки их разработки. Основные представления о праве и государственно-правовых явлениях.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Сестринское дело в акушерстве и гинекологии
Организация акушерско-гинекологической службы в РК. Методы исследования в акушерстве и гинекологии. Ведение физиологической беременности, родов и послеродового периода. Воспалительные заболевания женских половых органов. Аномалии развития и положения женских половых органов. Нарушения менструальной функции. Неотложная помощь в акушерстве и гинекологии. Роль сестринской службы в наблюдении и уходе за беременной, родильницей, гинекологической больной.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Сестринский уход в хирургии
Система организации хирургической, онкологической помощи. Асептика и антисептика. Инфекционная безопасность пациента и персонала. Общие вопросы анестезиологии. Десмургия. Кровотечения и гемостаз, острая кровопотеря. Основные вопросы трансфузиологии. Уход при хирургических заболеваниях, онкологических заболеваниях. Основы травматологии, реаниматологии. Хирургические операции. Острая и хроническая хирургическая инфекция. Острые заболевания живота, заболевания сосудов, мочевыделительной системы. Частная хирургия. Инклюзивный уход в хирургии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Сестринское дело в терапии
Причины и факторы возникновения патологических процессов, профилактика основных заболеваний внутренних органов. Организация и осуществление всех этапов сестринского процесса для обеспечения квалифицированного ухода за пациентом с учетом индивидуальных потребностей и проблем. Организация сестринского процесса при заболеваниях органов кровообращения, органов пищеварения, органов мочевыделения, органов опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Клиническая оценка состояния здоровья и основы сестринского дела
Социальная обусловленность здоровья, факторы влияния. Физиологические нормы здоровья, принципы оценки функционального состояния организма, его важнейших систем. Методика оценки физического, психического здоровья, утомления. Основы сестринского дела. Инфекционная безопасность, контроль. Помощь пациенту в осуществлении личной гигиены. Кормление пациентов. Оценка функционального состояния больного. Способы, методы лекарственной терапии. Подготовка к лабораторным, инструментальным методам исследования.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 8
-
Медицинская помощь при острых и неотложных состояниях
Принципы и стратегии оказания неотложной медицинской помощи с использованием глобальных рамок Всемирной организации здравоохранения. Алгоритмы оказания неотложной помощи при угрожающих жизни ситуациях. Маршрут движения пациента. Применение лекарственных препаратов оказания неотложной помощи. Оказание первой медицинской помощи при различных неотложных состояниях. Применение алгоритмов проведения первой медицинской помощи.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Сестринский уход при хронических заболеваний
Основные формы организации сестринского ухода при хронических заболеваниях. Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания, болезнях системы кровообращения, заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта, заболеваниях органов мочевыделительной системы, заболевании системы крови, заболеваниях костно-мышечной системы. Организация работы при внедрении программы управления заболеваниями, работа мультидисциплинарной команды, обучение пациентов с хроническими заболеваниями, применяя принципы инклюзии.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Сестринский процесс в педиатрии
Обеспечение санитарно-противоэпидемического режима в детском отделении. Основные методы клинического обследования детей. Субъективное обследование детей. Организация сестринского ухода в период новорожденности. Скрининг детского населения. Организация сестринского ухода при болезнях органов дыхания, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, заболеваниях органов кровообращения, с соблюдением принципов инклюзии. Интегрированное ведение болезней детского возраста. Оказание помощи при неотложных состояниях у детей.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Социально-значимые заболевания
Перечень социально-значимых заболеваний. Нормативно-правовые документы, определяющие перечень социально-значимых заболеваний. Определение видов и объемов медико-социальной помощи, перечней и видов льгот. Проведение диспансерного наблюдения за пациентами, в том числе с нетрудоспособностью. Алгоритмы оказания неотложной помощи при острых формах ИБС, церебральном инсульте. Профилактические мероприятия на индивидуальном, семейном и популяционном уровнях при социально-значимых заболеваниях.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Сестринский уход на дому
Показания и возможности осуществления сестринского ухода на дому различных клинических ситуациях (пациенты, требующие лечения ран, пациенты-инвалиды, пациенты с неврологическими заболеваниями, хроническая сердечная недостаточность). Основные принципы ухода на дому. Сестринский уход на дому в сотрудничестве с врачом, междисциплинарной командой, семьей пациента, социальным работником или опекуном, применяя принципы инклюзии. Корректное ведение документации.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Основы доказательного сестринского дела
История доказательного сестринского дела. Влияние сестринских научных исследований на медицинскую практику. Положительное влияние доказательной сестринской практики на пациентов. Шаги применения научного доказательства в сестринской практике. Критическая оценка результатов осуществленного сестринского вмешательства на основе принятого решения. Чтение и анализ научных публикаций и отчетов научных исследований. Препятствия для развития доказательной сестринской практики.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психическое здоровье и аддикция
Психическое здоровье и индивидуальное развитие, критерии и факторы риска. Типы нервно-психических расстройств. Аддикции, биологические механизмы аддиктивного поведения, виды аддикций. Факторы возникновения аддиктивного поведения. Психогигиена, психопрофилактика и психотерапия. Медицинская помощь при интоксикациях, острых и хронических психозах, вызванных употреблением психоактивных веществ. Особенности сестринского процесса при уходе за пациентами с наркологическими расстройствами.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Основы фармакологии
Введение в фармакологию. Общие закономерности фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных веществ и изменений функций органов и систем, вызванные фармакологическим воздействием. Первичные фармакологические реакций между лекарственными веществами и биомолекулами. Расчет доз и концентрации лекарственных веществ. Побочные проявления при назначении лекарственных средств, способы профилактики и пути коррекции побочных эффектов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Организация и методы исследования в сестринском деле
Научная коммуникация. Основы международного права и этического регулирования в области научных исследований. Постановка проблемы, формирование гипотезы. Определение цели и задач научно-исследовательского проекта. Дизайн исследований. Анализ исследований и формулирование выводов и предложений. Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов и оформления отчетов по научно-исследовательской работе. Трансферт результатов научных исследований в практическое сестринское дело.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Специализированная сестринская помощь
Специализированный уход, методы сестринского обслуживания пациентов в различных лечебно-профилактических организациях. Организация специализированного сестринского ухода за пациентами кардиологического профиля. Организация специализированного сестринского ухода за неврологическими, инсультными больными, соблюдая принципы инклюзии. Работа медсестры в инсультных центрах. Специализированный уход и наблюдение за посттравматическими пациентами и пациентами с сосудистой патологии. Оценка состояния пациента и оказание неотложной помощи.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Пациент центрированное обучение
Этапы обучения пациента. Сбор информации о пациенте. Определение потребностей и проблем пациента. Постановка целей и плана обучения пациента, распределение ролей в мультидисциплинарной команде. Реализация плана обучения пациента, в зависимости от заболевания, состояния здоровья, заполнение дневника самоконтроля. Оценка эффективности результатов обучения пациента. Обучение пациента по укреплению здоровья, реабилитации и профилактике заболеваний.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Количественные и качественные методы исследования
Теоретические основы научного исследования. Виды, проведение научных исследований в сестринском деле. Анализ научных исследований, обзоре литературы, сборе и анализе данных. Навыки оценки результатов исследований. Понятия корреляции, регрессии, регистрации цепочки. Качественные методы исследования. Анализ их применения. Отличия и преимущества качественных и количественных методов исследования. Применения качественных исследований в сестринской практике.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Педагогические теории и принципы в образовании сестринского дела
• Основные компоненты концепций, • теория обучения. Основные этапы образовательной деятельности. • Современные теории в педагогике. • Влияние образования на личность. • Педагогические технологии, цели и содержание медицинского образования; формирование квалификации основных видов занятий по сестринским дисциплинам; деятельность и управление образовательными учреждениями; основные методы исследования и исследовательской работы в образовании.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Лидерство в сестринском деле
Понятия «лидер», «лидерство». Основные факторы, определяющие стиль руководства. Типы руководителей. Концепция успешного руководителя. Основные теории лидерства: ситуационные, бихевиористские, мотивационные. Влияние, убеждение. Социально- психологический климат в отделении. Творчество в управленческой деятельности. Работа в команде: основные черты в команды, преимущества командной формы работы. Понятие организационной культуры. Формирование лидерских качеств у медсестры-лидера.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Ментальное здоровье
Национальная политика в области охраны ментального здоровья. Государственная социальная политика Республики Казахстан. Критерии и факторы риска возникновения нарушений ментального здоровья. Социальные, психологические и биологические факторы развития нарушений. Предпосылки, симптомы проявлений нарушения. Медико-социальный патронаж. Пути укрепления и защиты ментального здоровья.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Углубленный курс по доказательной сестринской практике
Связь научных исследований с сестринской практикой. Суть качественных, количественных исследований, основные этапы сестринских исследований. Этические проблемы при проведении исследований. Методология проведения исследований. Методология научного поиска, обработки и анализа данных исследования. Правовые основы проведения исследований в медицине, здравоохранении, сестринском деле. Процесс оценки исследований, критическая оценка. Роль системного подхода в научных исследованиях.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Менеджмент и качество в сестринском деле
Актуальные вопросы организации здравоохранения и перспективы развития сестринского дела в РК и в мире. Понятие «менеджмент», «управление» и «управленческая деятельность». Роль медсестры-менеджера в административном процессе, психологические аспекты деятельности медсестры-организатора. Вопросы управления качеством в здравоохранении и сестринском деле. Управление переменами, рисками и конфликтами. Вопросы сотрудничества в сестринском деле.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Паллиативная помощь
Философия паллиативной помощи. «Инкурабельный пациент». Показания к паллиативной помощи. Порядок оказания паллиативной помощи, новаторский подход. Всесторонняя паллиативная помощь с использованием мультидисциплинарного подхода. Принципы ведения пациентов, излеченных от злокачественного новообразования, но испытывающие последствия от химиотерапии, радиации, хирургического лечения. Обучение родственников и волонтеров оказанию паллиативной помощи в стационаре и на дому, соблюдая принципы инклюзии.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Сестринское дело в геронтологии
Теории и концепции старения, доказательные руководства по уходу за пожилыми. Уникальные потребности здоровья и благополучия престарелого населения. Оценка состояния, доказательное укрепление здоровья, безопасность престарелого пациента. Гериатрические синдромы, технологии перемещения. Участие семьи в поддержании здоровья и хорошего самочувствия престарелого, соблюдая принципы инклюзии. Совместная работа медицинской сестры и социального работника в уходе за пожилыми.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Сестринский процесс
Стандарты сестринской практики. Описание сестринского процесса. Этапы сестринского процесса, правильное проведение каждого этапа. Документация сестринского процесса, стандарты операционных процедур. Сбор данных. Методы сбора данных. Постановка сестринского диагноза. Организация и осуществление сестринского процесса. Карта сестринского наблюдения. Стандартизация в профессиональном деле медсестры. Карта сестринского ухода. Типы сестринских вмешательств. Оценка проведения.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 7
Профессии
Результаты обучения
- Способен обучать и готовить профессионалов, обучает, мотивирует, консультирует и проводит инструктаж, используя пациент-центрированные методы обучения для содействия здоровому образу жизни, расширению функциональных возможностей, самостоятельности и уходу за собой в повседневной жизни.
- Демонстрирует четкую, эффективную и профессиональную коммуникацию и взаимодействие, может пользоваться государственным, русским и английским языками, эффективно использует разнообразие информационных и коммуникационных технологий при выполнении профессиональных задач, проявляет уважение и сотрудничает с людьми разных культур.
- Соблюдает принципы профессиональной этики, конфиденциальность, понимает значение теорий и принципов сестринского дела, принимает ответственность за свои действия в соответствии с нормативно-правовыми актами, способен самостоятельно и в команде анализировать эффективность своих действий, демонстрирует способность передавать информацию и знания о сестринском деле другим членам команды.
- Совершенствует профессиональное развитие, учитывая последние достижения науки и технологии, анализирует, критически и эффективно использует надежную, современную, научно-обоснованную информацию, коммуникационные и цифровые технологии, искусственный интелект, способен применять навыки критического мышления при анализе и решении.
- Применяет научные знания, технологические достижения и профессиональные навыки, используя современные, соответствующие методы, оценивая их критически и непрерывно как в стандартных условиях, так и в условиях быстро изменяющейся ситуации.
- Проводит диагностику, формулирует сестринский диагноз, обладает передовыми и разнообразными клиническими, теоретическими и технологическими навыками и знаниями для реализации сестринского процесса, способен оказывать пациент-центрированный интегрированный сестринский уход высокого качества с соблюдением принципов инклюзии.
- Обеспечивает документирование сестринского процесса, используя необходимую компьютерную технологию, способен критически оценивать и интегрировать информацию и доказательства.
- Проводит сестринские исследования для осуществления медсестринской практики, основанной на принципах доказательной медицины, выявляет современные проблемы медсестринской практики, демонстрирует применение результатов научных исследований в клинической практике.
- Способен критически оценивать стратегии в области укрепления здоровья для улучшения качества жизни, анализировать состояние здоровья населения, оценивая их эффективность, овладевает передовыми знаниями и навыками для участия в разработке стратегий укрепления здоровья.
- Демонстрирует творческий подход в решении разнообразных проблем и задач, используя искусственный интеллект и цифровые технологии, внедряет и применяет новые и профессиональные знания и решения, эффективно создает и интегрирует новые знания и идеи в многопрофильной команде для улучшения качества ухода, способен использовать инновационные технологии в сестринской практике.
- Способен разрабатывать и реализовывать стратегические планы, организует эффективный сестринский уход с соблюдением принципов инклюзии, эффективно управляет сестринским персоналом и ресурсами, несет ответственность за принятие управленческих решений, признает и внедряет международные инновационные идеи в сестринский уход, несет ответственность за управление документами в организации.