Действующая образовательная программа 7M05105 Генетика в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Программа направлена на подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего теоретическими знаниями в области общей и молекулярной генетики и практическими навыками выполнения генетических исследований в полевых и лабораторных условиях; способного решать научно-практические задачи в области биологии, биомедицины, биотехнологии, экологии, палеонтологии и в других сферах профессиональной деятельности, требующих знания и навыки специалиста-генетика.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M081 Генетика
  • Предметы на ЕНТ
  • Направление подготовки 7M051 Биологические и смежные науки
  • Организация и планирование научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать способность организации и планирования научных исследований в Казахстане в условиях глобализации общества; проектировать опытно-экспериментальную работу в проведении исследования. В ходе изучения курса сформировать у магистранттов способности: - описывать логику и структуру педагогического исследования, методологический аппарат педагогического исследования при проведении НИР и планировании педагогического исследования; - отбирать и применять в профессиональной деятельности общие технологии научной деятельности и методы проведения научно-педагогических исследований; - проектировать научно-исследовательскую работу; - владеть научно-исследовательской и методологической культурой магистранта в условиях развития науки и реализации программ индустриально-инновационного развития Казахстана. - осуществлять экспертизу социогуманитарных проектов и программ в области науки и образования государственного и международного уровня; - оценивать международный и национальный опыт развития науки и научных исследований. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: • развития науки и инноваций, вхождение Казахстана в мировое научно-образовательное сообщество; • основы организации и планирования научных исследований в Казахстане в условиях глобализации общества; • историю развития вузовской науки, роли науки в современном обществе, современному состоянию науки в Республике Казахстан, • направления развития фундаментальных и прикладных педагогических исследований в РК; • основам методологии и методики научного исследования, логике и структуре педагогического исследования; • методологический аппарат педагогического исследования при проведении НИР и планированию педагогического исследования

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Хромосомная инженерия
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: углубить теоретические и практические знания по генетическому анализу хозяйственно-ценных признаков сельскохозяйственных культур. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 обосновать проблемы гетеро– и анеуплоидии растений; 2 объяснить основы получения анеуплоидных линий; 3 использовать количественные и качественные методы частной генетики растений в хромосомной инженерии; 4 применять математические методы при генетическом анализе наследования принаков организма; 5 формулировать генетические гипотезы для определения наследования признаков, локализации генов, ответственных за проявление признаков. Назначение дисциплины. Дисциплина «Хромосомная инженерия» направлена на формирование у будущих специалистов способности к применению знаний и методов хромосомной инженерии. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: современные достижения в селекции злаковых культур; проблемы гетеро- и анеуплоидии растений; структура и свойства хромосом; возможности локализации генов в хромосомах; сцепления и картирования генов; способы реконструкции генома пшеницы; межсортовое замещение хромосом.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методология системнo-генетических исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: расширить и углубить знания об общих и принципиальных подходах генетики для изучения наследственности и изменчивости живых организмов. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 раскрыть особенности организации модельных объектов генетических исследований; 2 объяснить принципы идентификации и анализа генов и принципы культивирования генетических линий; 3 правильно содержать и разводить биообъекты в лабораторных условиях; 4 владеть основными методами статистического анализа данных генетического исследования; 5 использовать основные принципы генетического анализа при изучении различных биологических объектов. Назначение дисциплины: Дисциплина «Методология системнo-генетических исследований» направлена на формирование у будущих специалистов способности к применению знаний методологии в профессиональной деятельности. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: особенности организации модельных объектов генетических исследований; принципы идентификации и анализа генов; принципы культивирования генетических линий; правила содержания и разведения биообъектов в лабораторных условиях; основные методы статистического анализа данных генетического исследования

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Генная инженерия
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать глубокие знания по современным направлениям этой новейшей области экспериментальной молекулярной биологии. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 критически оценить современные и развивающиеся направлениях генетической инженерии; 2 демонстрировать глубокие знания биохимических и молекулярно-биологических основ генетической инженерии; 3 анализировать особенности методов, используемых для получения новых векторных систем и суперпродуцентов целевых белков; 4 прогнозировать перспективы развития генетической инженерии и связанных с ней областей наук о жизни. 5 использовать теоретические знания и методические навыки генной инженерии в профессиональной деятельности. Назначение дисциплины: Дисциплина «Генная инженерия» направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих современными методами генной инженерии, способных включаться в решение актуальных проблем молекулярной генетики. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: ферменты генетической инженерии; общие принципы клонирования генов; методы конструирования гибридных (рекомбинантных) молекул ДНК (рекДНК); векторные молекулы ДНК; введение молекул ДНК в клетки; методы отбора гибридных клонов бактериальных клеток; экспрессия клонированных генов в про- и эукариотических клетках; генно-инженерная система дрожжей Saccharomyces cerevisiae; генетическая инженерия культивируемых клеток млекопитающих; векторные системы клеток животных и растений; методы получения трансгенных растений; методы создания трансгенных животных; подходы к генной терапии и перспективы развития данных исследований.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Эпигенетика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать теоретические знания в области эпигенетики. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 анализировать существующие концепции эпигенетики и роль малых RNA в замалчивании генов; 2 обосновать эпигенетические механизмы дифференцировки стволовых клеток; 3 раскрыть механизмы и пути реализации эпигенетических сигналов в клетке; 4 применять основные модельные системы для изучения эпигенетики; 5 классифицировать эпигенетические детерминанты болезней человека. Назначение дисциплины. Дисциплина «Эпигенетика» направлена на формирование и развитие у будущих специалистов способности к применению знаний по эпигенетике. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: объекты и методы эпигенетики; механизмы и пути реализации эпигенетических сигналов в клетке организмов разного уровня организации; значение РНК-интерференции, малых RNA и хроматина, геномный импринтинг, роль эпигенетики при различных заболеваниях у человека.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Онкогенетика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о современных достижениях онкогенетики и молекулярных механизмах мутагенного и канцерогенного действия загрязнителей окружающей среды. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 объяснить биологию и генетику канцерогенеза; 2 анализировать механизмы действия мутагенов окружающей среды, мутагенов вирусного и гормонального канцерогенеза; 3 обосновать роль генов, рецепторов, факторов роста, нарушений клеточных систем в опухолеобразовании; 4 распознавать основные макро- и микроскопические признаки опухолевых клеток; 5 демонстрировать знания об онкогенах и онкобелках; о множественной лекарственной устойчивости опухолей. Назначение дисциплины. Дисциплина «Онкогенетика» направлена на формирование у будущих специалистов способности к применению знаний в диагностике и при изучении канцерогенеза. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: биология и генетика канцерогенеза; онкогены и онкобелки; механизмы вирусного и гормонального канцерогенеза; роль генов, рецепторов, факторов роста, нарушений клеточных систем в процессах опухолеобразования; множественная лекарственная устойчивость опухолей; основные методы диагностики, изучения и лечения опухолей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины - обеспечение научной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. В результате освоения дисциплины магистрант будет способен: -понимать современное состояние теории и практики психологии управления в объеме, оптимальном для использования в последующей профессиональной деятельности; -анализировать методологические проблемы психологического анализа управленческих процессов и явлений; -применять и описывать психологические методы изучения отдельных лиц и социальных групп (общностей) в целях повышения эффективности управления; -объяснять основные психологические особенности деятельности отдельных людей и групп, являющихся объектами управления; -систематизировать основные психологические особенности деятельности субъектов управления; устанавливать сущность и содержание психологической подготовки субъектов управленческой деятельности; -характеризовать социально-психологические явления, возникающие в процессе управления в интересах повышения его эффективности; -демонстрировать методы и приемы развития и совершенствования профессионально важных психологических качеств субъектов управления; -развивать навыки делового и межличностного общения в условиях контакта разных управленческих культур; -разрабатывать программы решения конфликтных ситуаций в организации; -осуществлять исследовательскую проектную деятельность в области психологии управления, презентовать ее результаты; -реализовывать успешные коммуникативные стратегии в личной жизни и профессиональной деятельности; критически оценивать жизненные и профессиональные ситуации с точки зрения психологии управления; -эффективно использовать знания по психологии управления для развития своего потенциала и коллектива. Курс дает знания основных направлений современного менеджмента. Раскрывает психологические требования в бизнес-технологиях и в управлении. Определяет психологические основы эффективности управленческой деятельности, связанной со взаимодействием с людьми. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, современные представления об управлении по ценностям, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины формирование у магистрантов углубленного представления о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. определить особенности науки как особого вида знания, деятельности и социального института; 2. систематизировать основные проблемы и дискуссии о методах и стратегиях ведения научных исследований и закономерностях развития науки; 3. выбирать наиболее релевантные изучаемому предмету методы и стратегии исследований и следовать им в профессиональной деятельности; 4. критически оценивать современные научные достижения и ориентироваться в выборе наиболее эффективных стратегий междисциплинарного поиска; 5. сформулировать и грамотно аргументировать собственную этическую позицию по отношению к актуальным проблемам современного этапа развития науки. Дисциплина «Философия» направлена, на формирование у будущих специалистов способности к независимому критическому мышлению и пониманию ключевых мировоззренческих понятий. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие темы: Предмет истории и философии науки, Мировоззренческие основания науки, Функции науки, Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения, Новоевропейская наука – классический этап развития науки, Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития науки, Структура и уровни научного познания, Наука как профессия. Идеалы и нормы науки, Философские основания науки и научная картина мира, Научные традиции и научные революции, История и философия естественных и технических наук, История и философия социальных и гуманитарных наук, Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Биостатистика в генетике
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: расширить и углубить знания о статистических методах в генетике, необходимых для определения статистически значимого различия по степени наследуемости и изменчивости сравниваемых групп исследования. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 раскрыть преимущества корреляционного и регрессионного анализа результатов исследования; 2 раскрыть преимущества дисперсионного анализа результатов исследования; 3 использовать методы определения коэффициента наследуемости, коэффициента инбридинга. 4 использовать методы учета частоты мутаций и определения генетической структуры популяции; 5 определять статистическую значимость полученных результатов научного исследования на основе статанализа и интрепретировать. Назначение дисциплины. Дисциплина «Статистические методы в генетике» направлена на формирование у будущих специалистов способности к применению методов статистики в генетических исследованиях. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: корреляционный анализ; регрессионный анализ; дисперсионный анализ; методы определения коэффициента наследуемости; методы определения фенотипической и генетической корреляции; методы учета частоты мутаций; методы определения генетической структуры популяции; методы определения коэффициента инбридинга.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Генетика популяций
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность к анализу закономерностей наследования и изменчивости генотипического состава популяций при действии элементарных эволюционных факторов. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 анализировать основные свойства и генетическую структуру популяций; 2 определять закономерности наследования в панмиктической популяций; 3 систематизировать основные факторы, обусловливающие изменения генетической структуры популяции; 4 проводить количественную оценку генетической изменчивости в популяциях в результате дрейфа генов, давления мутаций, миграции и естественного отбора на популяции; 5 определять частоту встречаемости аллелей и генотипов в популяциях. Назначение дисциплины. Дисциплина «Генетика популяций» направлена на формирование способности анализировать изменение генотипического состава популяции при действии элементарных факторов эволюции в пространстве и времени. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: экологические и генетические характеристики популяций; основные свойства и структура популяций; закономерности наследования в панмиктической популяций; уравнение Харди-Вайнберга и его следствия; элементарные факторы эволюции, обуславливающие изменения генетипической структуры популяции; способы нахождения аллельных и генотипических частот в популяциях; значение популяционной генетики в решении некоторых проблем селекции, медицины, экологии и эволюции.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель – приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, позволяющих использовать иностранный язык как средство общения в межкультурной, профессиональной и научной деятельности будущего магистра. В результате освоения дисциплины магистрант должен приобрести следующие компетенции: -Участвовать в новых видах деятельности и интегрировать новую информацию в уже имеющуюся систему знаний; -Понимать принципы организации и функционирования языков; • -Самостоятельно приобретать новые знания и умения и использовать их в процессе приобретения профессиональных знаний; • -Уметь использовать устные и письменные высказывания для выполнения конкретных функций; • -Уметь четко излагать свои мысли, справляться с затруднительными и тупиковыми ситуациями; • -Уметь: самостоятельно работать над профессиональными и научными проблемами; • -Анализировать, обобщать и систематизировать научную информацию; ставить цель исследования и выбрать оптимальные пути и методы его достижения. • -Уметь эффективно взаимодействовать в социуме в повседневной жизни, в профессиональной сфере; • -аргументированно отстаивать свою точку зрения в процессе обсуждения профессиональных и непрофессиональных тем. Настоящая учебная программа дисциплины «Иностранный язык (профессиональный)» предначначена подготовки высококвалифицированных специалистов, способных конкурировать на рынке труда, т.к. через иностранный язык будущий магистр получает доступ к академическим знаниям, новым технологиям и современной информации и, таким образом, он служит инструментом для успешной профессиональной и научной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Генотоксикология
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление об актуальных проблемах генотоксикологии, раскрыть молекулярные механизмы действия генотоксикантов и способов повышения устойчивости организма к воздействию генотоксических факторов. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 анализировать пути поступления, распределения, преобразования экотоксикантов в живых организмах; 2 объяснять механизмы возникновения наследственных изменений, 3 прогнозировать генетические последствия антропогенного воздействия на биоту; 4 использовать адекватные методы защиты организма от генотоксикантов на уровне клетки, организма; 5 распознавать и анализировать основные типы генетических нарушений, 6 анализировать причины и последствия действия генотоксикантов; 7 использовать полученных знаний для борьбы с загрязнением окружающей среды генотоксикантами и мутагенами различной природы Назначение дисциплины. Дисциплина «Генотоксикология» направлена на формирование целостного представления о действии генотоксикантов на организм и возможных последствиях для здоровья населения. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: проблемы генетической токсикологии; общие закономерности взаимодействия живых организмов и экологически опасных факторов среды обитания; возможные источники антропогенного загрязнения окружающей среды генотоксическими факторами; механизмы действия генотоксических факторов на организмы; тест-системы для выявления генотоксических факторов в окружающей среде; способы защиты организма от генотоксических факторов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - овладение основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, формирование педагогической компетентности, способности педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. В результате освоения дисциплины магистрант будет способен: - характеризовать мировое образовательное пространство и Болонский процесс как современную стратегию развития образования; - анализировать и оценивать учебно-воспитательные ситуации с позиции теории целостного педагогического процесса (комплексный, системный анализ ситуаций); - проектировать целостный педагогический процесс в соответствии с законами, закономерностями и принципами образования; - объяснять динамику развития процесса обучения через связи и зависимости его компонентов: с позиции системного подхода; критериального оценивания; достижимости результатов обучения; - выстраивать процесс обучения как динамическую систему на основе методологических подходов (деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного, крединой системы и др.); - проектировать лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия с использованием различных стратегий и методов обучения, на основе кредитной системы обучения; - классифицировать методы обучения на основе критериев: традиционности – инновационности; активности познавательной деятельности ущащихся; дидектической цели и направленности на результат; - применять адекватные целям стратегии и методы обучения и воспитания; - разрабатывать исследовательские проекты по актуальным проблемам образования и представлять результаты в виде презентаций, статей и т.п.; - описывать разные подходы управления университетов (менеджмента университетов – линейная, структурная, матричная): структурой, качеством, репутации; - оценивать и управлять процессами организации образования, направленными на совершенствование структуры, качества, репутации на основе современных подходов менеджмента; - разрабатывать положения академической и исследовательской политики организации образования. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: Педагогическая наука и ее место в системе наук о человеке; современная парадигма высшего образования, мегатенденции развития образования и Болонский процесс; система высшего профессионального образования в Казахстане. методология педагогической науки; профессиональная и коммуникативная компетеность преподавателя высшей школы; теория обучения в высшей школе (дидактика); содержание высшего образования; проектирование TLA-стратегии образования, применение традиционных и инновационных методов и форм организации обучения, новых образовательные технологии в высшей школе, организация самостоятельной работы студентов в условиях кредитной технологии; технология составления учебно-методических материалов; теория научной деятельности высшей школы. НИРС; деятельность куратора- эдвайзера в системе высшего образования; менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Генетический анализ
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать целостное понимание сути генетического анализа для обобщения экспериментальных данных и планирования научных исследований. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 использовать законы наследования простых, элементарных признаков; 2 анализировать наследование сложных признаков; 3 применять основы картирования генов; 4 использовать методы определения неядерного наследования; 5 прогнозировать и формулировать перспективы и актуальные проблемы генетического анализа; 6 ставить конкретные задачи и понимать роль генетического анализа в разных направлениях селекции и биотехнологии растений. Назначение дисциплины: Дисциплина «Генетический анализ» направлена на формирование у будущих специалистов способности к проведению генетического анализа и использования знаний и практических навыков в профессиональной деятельности. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: теория генетического анализа, построение логических, математических, экспериментальных моделей, которые помогают понять сущность генетических процессов и явлений; принципы и методы генетического анализа, используемые в таких науках, как молекулярная биология, эмбриология, генетика развития при составлении селекционных программ, а также в медицинской практике; задачи этого анализа в отношении эукариотических организмов при обработке результатов генетических экспериментов.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Фармакогенетика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать профессиональные компетенции в области фармакогенетики и молекулярной диагностики. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 определять фармакодинамические и фармакокинетические механизмы чувствительности индивидуального организма к лекарственным средствам 2 применять методами молекулярно-генетического анализа для установления зависимости реакций организма на лекарственные средства; 3 проанализировать реакции организма на лекарственные средства в зависимости от наследственных факторов; 4 владеть методами персонализированной медицины с применением методов молекулярной диагностики; 5 определять возможности индивидуализации выбора лекарственных препаратов и режимов их дозирования на основании изучения генотипа конкретного пациента. Назначение дисциплины. Дисциплина «Фармакогенетика» направлена на формирование у будущих специалистов способности к применению полученных знаний и навыков в своей профессиональной деятельности. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: фармакодинамические и фармакокинетические механизмы чувствительности индивидуального организма к лекарственным средствам; методы персонализированной медицины с применением методов молекулярной диагностики

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Генетика стволовых клеток
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать и оценивать механизмы дифференциации и маркирование стволовых клеток, а также оценивать перспективы их применения в медицины. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 демонстрировать углубленные знания о стволовых клетках человека и перспективах клеточной терапии; 2 прогнозировать перспективы использования генетически модифицированных стволовых клеток в вопросах изучения механизмов реализации генетической информации в ходе процессов морфогенеза и клеточной дифференциации; 3 классифицировать различные типы стволовых клеток по их происхождению, функциям и применению; 4 владеть практическими навыками обращения с клеточными препаратами, микроскопической техникой, лабораторным оборудованием; 5 грамотно планировать эксперименты по биотехнологии стволовых клеток. Назначение дисциплины. Дисциплина «Генетика стволовых клеток» направлена на формирование научно-методологических взглядов об источниках и способах получения стволовых клеток, в том числе, трансплантацию органов, а также этические и правовые нормы их использования. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: научно-методологические основы получения стволовых клеток; дифференцирующий потенциал клетки, потентность стволовых клеток; различные типы стволовых клеток по их происхождению, функциям и применению; источники и способы трансплантации органов; этические и правовые норм их использования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Иммуногенетика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать критическое понимание роли и значения механизмов иммунного ответа и его генетической обусловленности, способность применять полученные знания на практике. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 объяснять генетическую обусловленность факторов иммунитета; 2 описывать внутривидовое разнообразие и наследование тканевых антигенов; 3 применять методы молекулярной диагностики; 4 анализировать генетические и популяционные аспекты взаимоотношений макро–и микроорганизмов; 5 осуществлять проектную деятельность по специальности с применением современных информационно-коммуникационных технологий. Назначение дисциплины. Дисциплина "Иммуногенетика" направлена на формирование у будущих специалистов способности к применению знаний, умений и навыков по иммуногенетике. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: молекулярная иммунология; геномная организация иммуноглобулинов и антигенраспознающих реценторов; генетика гистосовместимости; тканевая несовместимость; источники разнообразия антигенраспознающих структур; эволюция иммунитета; иммунореактивность; иммуногенность; первичные (врожденные) дефекты иммунной системы; индукция специфического иммунитета; опухолеассоциированные антигены; генетический контроль иммунного ответа; иммунодефициты; аутоимунные заболевания; иммунотерапия.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Эволюционная биология
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать достижения и современные проблемы эволюционной биологии. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 анализировать достижения и проблемы в области эволюционной биологии; 2 систематизировать знания о теоретических основах эволюционной биологии; 3 анализировать результаты палеонтологических, биогеографических, морфологических и молекулярно-генетических исследований; 4 разбираться в современных проблемах синтетической теории эволюции; 5 объяснить суть нерешенных вопросов эволюционной биологии. Назначение дисциплины. Дисциплина «Эволюционная биология» направлена на формирование способности анализировать современные достижения и проблемы в области эволюционной биологии. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: методы эволюционной биологии: палеонтологические, биогеографические, морфологические, молекулярно-генетические; теоретические основы эволюционной биологии: нейтральная теория молекулярной эволюции, теория прерывистого равновесия, теория эволюционной эпигенетики, принципы эволюционной биологии развития; современные проблемы синтетической теории эволюции; достижения экспериментальной эволюционной биологии и нерешенные вопросы эволюционной биологии.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Генетика соматических клеток
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: расширить знания об основных генетических принципах функционирования соматических клеток. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 объяснить классификацию клеточных популяций in vivo и in vitro; 2 раскрывать основные методы генетики соматических клеток; 3 применять освоенные методы и подходы к анализу генетических процессов в соматических клетках; 4 обосновывать принципы клеточного анализа, предсказания жизнеспособности, сходств, различий и аномалий среди популяций соматических клеток; 5 интегрировать базы данных по генетике соматических клеток. Назначение дисциплины. Дисциплина «Генетика соматических клеток» направлена на формирование у будущих специалистов способности к применению знаний по осуществлению генетических механизмов при развитии соматических клеток. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: классификация клеточных популяций in vivo и in vitro; генетика соматических клеток высших растений; мутагенез соматических клеток, приводящий к развитию раковых опухолей; генетический анализ путем картирования генов человека с помощью гибридных клеток грызунов и человека; метод клеточного слияния для получения полного генома человека, дополненного хромосомами мыши; микроскопический анализ хромосом человека и мыши в гибридных клетках; хромосомное картирование и хромосомно-опосредованный перенос генов; генетический анализ митохондриального генома и митомика (эволюция митохондриального генома и сопутствующих заболеваний); секвенирование геномов соматических клеток; генная терапия соматических клеток.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Молекулярная цитогенетика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность анализировать достижения и проблемы в области молекулярной цитогенетики. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 анализировать достижения и проблемы в области молекулярной цитогенетики; 2 систематизировать знания о структурно-функциональной организации хромосом; 3 классифицировать хромосомные аберрации; 4 объяснить принципы и значение гибридизации in situ и спектрального кариотипирования при диагностике наследственных болезней; 5 объяснить принципы и значение микроматричного анализа хромосом при диагностике наследственных болезней. Назначение дисциплины. Дисциплина «Молекулярная цитогенетика» направлена на формирование способности анализировать знания в области молекулярной цитогенетики, ее достижений, проблем и перспектив использования. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: структурно-функциональная организация интерфазных и метафазных хромосом; особенности взаимодействия химических компонентов хромосомы; механизмы возникновения хромосомных перестроек; кроссинговер; формирование системных мутаций в результате реорганизации хромосом; хромосомные подходы в геномике; консервативные районы хромосом; молекулярно-цитогенетические методы анализа хромосом – FISH метод и его модификации, спектральное кариотипирование, микроматричный анализ хромосом; современные подходы к сравнительному картированию геномов на уровне хромосом.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Палеогенетика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: углубить знания о методических подходах современной молекулярной генетики в вопросах изучения костных останков человека и ископаемых форм животных. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 соблюдать основные методические требования, необходимые при исследовании костных останков. 2 обосновать этапы выделения молекул ДНК из древних костных останков. 3 анализировать и выявлять особенности молекулы ДНК, выделенные из древних костных останков. 4 проводить биоинформационный анализ древней ДНК 5 использовать полученные знания и навыки в будущей профессиональной деятельности. Назначение дисциплины: Дисциплина «Палеогенетика» направлена на формирование у будущих специалистов способности анализировать результаты молекулярно-генетических исследовании древней ДНК, содержащейся в биологических останках ископаемых организмов. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: история развития палеогенетики; эволюционная изменчивость ДНК человека, животных и растений; методы выделения молекулы ДНК из древних костных останков, определение их качества; принципы филогенетического и филогеографического анализа ДНК; реконструированный митохондриальный геном человека; генофонд древнего населения Земли; эволюционная история человечества.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON1

    ON1.Анализировать генетические закономерности жизнедеятельности биосистем на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях;

  • Код ON2

    ON2.Интерпретировать причины и механизмы возникновения молекулярно-генетической, эпигенетической, популяционной, эволюционной изменчивости;

  • Код ON3

    ON3.Использовать генетические подходы для создания новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов, сортов растений и пород животных, а также в диагностике и терапии наследственных болезней, в генетическом мониторинге окружающей среды;

  • Код ON4

    ON4.Применять современные молекулярно-генетические методы в различных областях биологических, медицинских, сельскохозяйственных и др. наук;

  • Код ON5

    ON5.Формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований;

  • Код ON6

    ON6.Осуществлять, обрабатывать и анализировать научно-техническую и патентную информацию по тематике исследования с использованием информационных технологий, включая интернет-технологии;

  • Код ON7

    ON7.Разрабатывать и преподавать теоретические и прикладные дисциплины на основе студенто-ориентированного подхода с использованием цифровых технологий, интерактивных методов, форм и средств обучения;

  • Код ON8

    ON8.Проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе анализа фундаментальных и прикладных проблем в области биологии, медицины, биотехнологии, экологии и сельского хозяйства;

  • Код ON9

    ON9.Планировать профессиональную деятельность с учетом этических и правовых норм и принципов биоэтики;

  • Код ON10

    ON10.Нести личностную ответственность за качество выполняемых научно-исследовательских работ и моральную ответственность за сохранение и охрану биоразнообразия и здоровья человека;

  • Код ON11

    ON11.Разрабатывать план научно-исследовательской работы и представлять научной общественности результаты самостоятельного исследования;

  • Код ON12

    Презентовать научно-производственные проекты, оформлять заявки на научные гранты, осуществлять профессиональное и личностное самообразование для профессионального роста; уметь работать в команде.

Top