Действующая образовательная программа

7M05110 Биология в ЮКГУ им. М. Ауезова

Дисциплины

  • Методика преподавания профильных дисциплин

    Цель: Формирование профессионально-педагогической компетентности и методической подготовки магистрантов к будущей педагогической деятельности в новых социально-экономических условиях. Содержание: Особенности построения целей, содержания, применение современных методов, методологий и организационных форм обучения профильных дисциплин. Методика организации и проведения различных видов занятий. Разработка программ курса, методической обеспеченности профильных дисциплин. Методика организации и проведения контроля и качества обучения по спец.дисциплинам в ВУЗе

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Педагогика и психология высшей школы

    Цель: Формирование основ профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза, общепедагогических компетенций, ознакомление магистрантов с теоретико-методологическими основами педагогики высшей школы. Содержание: Современные парадигмы высшего образования. Система высшего профессионального образования в Казахстане. Методология педагогической науки. Профессиональная компетентность преподавателя вуза. Организация учебного процесса на основе кредитной технологии обучения в вузе. Современные образовательные технологии, методы и формы планирования, обучения и управления в вузе; методическое обеспечение вузовских дисциплин. Высшая школа как социальный институт воспитания и формирования личности специалиста. Концепции, стратегии, механизмы продвижения глобальных и национальных ценностей в молодежной среде и в социуме.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психология управления

    Цель: обеспечить компетенцию психолога за счет овладения им знаний в области психологического менеджмента, развитие навыков управления человеческими ресурсами организации. Содержание: методологические основы психологии управления. Развитие психологических теорий управления. Общетеоретические вопросы психологии управления. Психология управленческого общения. Психологическая характеристика персонала. Психология мотивации работников. Технологии управления человеческими ресурсами организации. Психологическое обеспечение кадровой политики организации. Психология конфликта в организации. Технологии предупреждения профессиональной деформации личности. Практическая реализация в форме создания диагностического инструментария, разработки цифровых методов подготовки руководителей, управленческого консультирования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Современные состояние развития биологических наук в РК

    Цель предмета - Предоставить объективные знания об истории развитии в современном состоянии биологической науки в Республике Казахстан. Содержание. Обзор истории и состояния, основных направлений, тенденций и перспектив развитиябиологической науки в Рк. Роль отечественных ученых в становлении и развитии биологической науки в Казахстане. Роль Академии наук, образовательных и научных центров в развитии биологической науки в Казахстане.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Научные достижение последних лет в области биологии

    Цель – Ознакомить с новейшими направлениями в развитии биологии на современном этапе, выделить основные направления её развития, познакомить с новыми науками, предметом их исследования, историей возникновения, практическим применением и значением каждого направления в настоящее время и в будущем. Содержание Объективные знания о последних научных достижениях в области биологии. Современные тенденции развития биологической науки в мире. Синтетическая биология, «Нанонаука», Бионика. Нутригеномика и нутригенетика. Меметика, рекомбинантнаямеметика. Нейроэкономика. Соноцитология. Квантовая биология. Нейропаразитология

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Альгология

    Цель: углубление знаний в области раздела ботаники и развитие практических навыков самостоятельной исследовательской работы. Содержание: Особенности строения клетки водорослей, классификация и основные группы. Основные типы жизненных циклов водорослей. Типы морфологической дифференциации таллома водорослей. Типы размножения и жизненные циклы водорослей. Смена форм развития и ядерных фаз. Экологические группы и экология водорослей. Роль водорослей в природе и их практическое значение. Методы сбора и изучения водорослей Техника микроскопирования и методика приготовления временных препаратов водорослей.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель - системное углубление коммуникативной компетенции в рамках международных стандартов иноязычного образования на основе дальнейшего развития навыков и умений активного владения языком в профессиональной деятельности будущего магистранта. Содержание. Уровни В2, С1 представлены в виде прагма-профессиональной направленности для профессиональных и академических целей на продвинутом уровне: научно-информационная база, интерпретация научной информации, аргументация, убеждения, научная полемика, академическое письмо. Использование инновационных методов и технологий, и привлечении современных средств (Интернет-ресурсов). Демонстрациязнания языкового материала в смежной дисциплине.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Mикро и макрофиты

    Цель: Формирование знаний биоразнообразии и структурных особенностях водных низших и высших растений. Содержание: Группы макрофитов. Видовой состав водных растений, особенности жизненного цикла. Систематика водных растений, особенности строения водных тканей растений. Адаптация водных растений к среде обитания, особенности жизненного цикла и размножения. Характерные черты представителей отделов водорослей, высших водных растений. Показатели загрязнения водной среды виды, значение водных растений для водных объектов и их роль в водных экосистемах.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • История и философия науки

    Цель: Изучение проблематики феномена науки как предмета специального философского анализа, закономерностей и тенденций развития особой деятельности по производству научных знаний, взятых в социокультурном контексте. Содержание. Выявление специфики и взаимосвязи основных проблем истории и философии науки. Изучение закономерностей развития науки и структуры научного знания, методов научных исследований. Знание основных концепций и направлений неклассического и постнеклассического этапа развития науки. Анализ реалий современной теории и практики на основе осмысления методологии естественноннаучного, социогуманитарного и технического знаний. Критическое мышление как предпосылка развития и функционирования современного общества.Технологии развития критического мышления: рассмотрение и изучение логики аргументов. Формирование критического рефлексивного мышления и метакогнитивныхспособностей.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Биоразнообразия и охрана животного мира РК

    Цель. знакомство с биоразнообразием животного мира: систематика, морфологию, видовой состав, размножение, географическое распространение. Содержание. Биологическое разнообразие и устойчивое использование ресурсов животных. Особо охраняемые природные территории и биоразнообразие. Методы оценки состояния животных ресурсов и пути их восстановления. Методы оценки состояния животных ресурсов и пути их восстановления. Угрозы биоразнообразию видов животных. Нормативно-правовая база по вопросам сохранения биоразнообразия фауны как на уровне региона, так и на уровне республики и мирового сообщества.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Заповедники РК

    Цель. Дать представление об основных принципах и законодательстве охраны на основе научного анализа особенностей создания особо охраняемых природных территорий в Казахстане и видов редких растений и животных. Содержание. Охрана растительного и животного мира в Казахстане. Проблемы функционирования ООПТ с точки зрения воздействия хозяйственной деятельности на состояние охраняемых экосистем. Проблема сохранения уникальных ландшафтов, эталонов нетронутых биогеоценозов, видового разнообразия живых организмов (генофонда). Охрана редких и исчезающих реликтовых и эндемичных (местных) видов, обеспечение необходимых условий для их воспроизводства. Биосферные заповедники. Памятники природы. Заказники. Национальные парки. Заповедники Казахстана

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Растительные и животные ресурсы РК, рациональное использование, охрана

    Цель. Дать представление о методах определения состояния ресурсов растений и животных в РК, путях их восстановления и рациональных мерах по их эффективному использованию. Содержание. Состояние растительных и животных ресурсов Казахстана, структура и уровни биоразнообразия, растительного и животного мира. Возможности защиты и рационального использования растительных и животных ресурсов РК. Методы оценки состояния ресурсов растений и животных и пути их восстановления. Устойчивое использование ресурсов животных и растений. Изменение экосистем от действия человека. Особо охраняемые природные территории и биоразнообразие.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Актуальные вопросы особо охраняемых природных территории

    Цель: формирование представлений о современных проблемах особо охраняемых природных территорий, включая антропогенные и биосферные аспекты. Содержание: Проблемы ООПР. Национальные особенности и их связь со спецификой природы, историей, менталитетом населения, научными традициями. Сходство и отличия в организации ООПТ в разных странах. Сохранение разнообразия культурных ландшафтов, природных ландшафтов, биологических видов и иных природных объектов. Законодательные и нормативные документы в области охраны окружающей среды и сохранения биоразнообразия.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Информационная биология

    Цель: формирование целостного представления об информации, специфике информационных процессов в биологических и экологических системах, наработку опыта применения информационных подходов к анализу биологических объектов, процессов и систем. Содержание: Научно-информационная деятельность в биологии и экологии. Информационные системы в биологии и экологии. информационные подходы (семантический, биокибернетический, семиотический) к анализу биологических и экологических процессов и систем. Биодиверсикология, информационные аспекты изучения структуры и динамики биологического разнообразия. Информационные индексы. Компьютерная биология. Информационные технологии анализа данных и документального оформления результатов биологических и экологических исследований

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экологические проблемы растительного и животного мира Казахстана

    Цель: формирование знаний об экологических проблемах, разнообразия растительного и животного мира Казахстана и эффективных путях их решения. Содержание: экологические проблемы Казахстана. Квалифицированное осуществление практической деятельности по охране окружающей среды и устойчивому развитию в республике. Нормативные документы внутренней и внешней политики в области охраны и использования природной среды. Биоразнообразие растений и животных Казахстана. Биосферное значение сохранения биоразнообразия. Влияние деятельности человека на биоразнообразие. Эндемичные и редкие растения, животные Казахстана. Меры их защиты. Сохранение генофонда растений и животных Казахстана.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Биологический мониторинг окружающей среды

    Цель: формирование знаний о системе наблюдений над биологическими объектами, позволяющей выделить изменения состояния биосферы под влиянием человеческой деятельности. Содержание: Биологический мониторинг-приоритетный метод современного экологического мониторинга. Принципы мониторинга.Общая структура мониторинга. Классификация видов мониторинга. Мониторинг факторов воздействия - физические, химические, биологические факторы; мониторинг состояния биосферы -географический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озерами) и биологический мониторинг. Мониторинг состояния факторов воздействия и среды; прогнозирование и оценка прогнозного состояния. Программы мониторинга окружающей среды, их применение при мониторинге.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Геномика

    Цель: Формирование знаний о структуре и функционировании генома, о научных и прикладных аспектах использовании молекулярной генетики Содержание: Методы геномики. Функции и эволюции геномов.Определение полной генетической характеристики всей клетки. Структурная и функциональная геномика. Общие принципы генеалогического картирования и их функции вне элементов генов. Секвенирование, картирование. Наследственность и изменчивость, наследование признаков, мутационная изменчивость. Последовательность хромосом отклонений, наследственности генетических заболеваний. Будущее геномики.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Мембрана клеток

    Цель: формирование знаний о современных моделях структуры клеточной мембраны и механизмах функциональной деятельности. Содержание: современные модели строения мембран и мембранных систем клеток живых организмов. Классификация, эволюция, функции мембран. Биохимические особенности, закономерности протекания обменных процессов в мембранах. Слойная модель мембраны. Жидкосто-мозаичная структура. Функция клеточных мембран. Барьерная, селективный, пассивный и активный обмен веществ. Матричные, механические, рецепторные, энергетические функции мембран. Поверхностные рецепторы. Системы переноса энергии в мембране. Биопотенциалы. Ферментативная функция, функция распознавания. Иммунная функция. Межклеточные отношения. Трансмембранные гликопротеины. Гистосовместимость Изменение состояния мембран.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Ландшафтный дизайн и озеленение

    Цель: формирование системы теоретических знаний и практических навыков для создания ландшафтных композиций и их использования интерьерах и открытых средовых ситуациях, образования микроклимата, совершенствования образа Содержание: теоретические и практические основы ландшафтного дизайна. Озеленение на основе анализа природных, социальных и экономических факторов. Рациональные методы, приемы и средства ландшафтного дизайна. Рельеф, искусственные водоемы и малые формы как неотъемлемые компоненты архитектурного ландшафта. Научные и методические основы современного ландшафтного дизайна. Принципыи основные этапы ландшафтного планирования. Классификация ландшафтных планов и особенности их структуры.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Актуальные проблемы современной биологии

    Цель: роль использования искусственного интеллекта (ИИ) в рассмотрении актуальных проблем современной биологии и перспективных направлений развития биологических исследований. Содержание: современные взгляды на происхождение жизни. Генетические и молекулярные основы регуляции генов у животных и растений. Биология развития, проблемы поведенческой биологии. Основные актуальные проблемы эволюции и закономерности биологических явлений. Междисциплинарный подход к пониманию сущности биологических закономерностей в природе. Роль искусственного интеллекта (ИИ) в рассмотрении актуальных проблем современной биологии. Области применения искусственного интеллекта в области биологии, методы исследования, диагностика и терапия, а также возможности глубокого объяснения биологических процессов в целом,. Среди них исследования и секвенирование генома; Протеомика и прогнозирование структуры белка; синтетическая биология и генная инженерия; Экология и биологическое разнообразие; экологическое моделирование: мониторинг окружающей среды.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Биогеоценология

    Цель: формирование комплекса знаний о закономерностях многообразных взаимосвязей и взаимодействий, определяющих жизнь и продуктивность биогеоценозов. Содержание: Анализ геоэкологической особенности растений и животных. Сходства границ больших флористических и фаунистических зон в Казахстане. Проблемы биогеоценологии. Этапы развития современных биогеоценологических исследований. Классификация биоценозов. Центр происхождения культурных растений. Деление растительного и животного мира на зоны, флористические и фаунастические области или царств. Международные программы по биологическому разнообразию.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Биометрия

    Цель: формирование способности к планированию и обработке результатов количественных экспериментов и наблюдений методами математической статистики. Содержание: Основные понятия биометрии. Группировка первичных данных. Основные характеристики варьирующих объектов. Применение математико-статистических методов в биологии. Законы распределения. Выборочный метод и оценка генеральных параметров. Дисперсионный анализ. Корреляционный анализ. Регрессионный анализ. Критерии достоверности оценок. Статистические гипотезы и их проверка. Вопросы планирования исследований.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Хронобиология

    Цель: формирование знаний о циклических процессах в биологических системах разного уровня организации Содержание: основные понятия о биологических ритмах. Методы хронобиологии. Проблема биологического времени. Временные ряды. Анализ временных рядов. Ощущение времени человеком в историческом аспекте. Ритмическая структура среды обитания. Цикличность движения небесных тел. Схема Солнечной системы. Космические ритмы в биосфере. Динамика озоносферы и вариации приземного ультрафиолетового излучени. Сопоставимость биологических ритмов с ритмами среды обитания. Адаптивная роль суточных ритмов. Сезонные ритмы. Биологические циркадианные часы.Регуляторы циркадианных биологических ритмов. Датчики времени. Десинхроноз.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы интродукции и акклиматизации растений

    Цель: формирование способности использовать методы и приемы интродукции и акклиматизации растений в практиктической деятельности Содержание: Интродукция и акклиматизация. Натурализация растений. Генетические основы интродукции и акклиматизации растений. Методы предварительного отбора интродуцентов. Метод сравнительного изучения палеоареалов и современных ареалов интродуцентов. Флорогенетический метод выбора интродуцентов Соболевской. Метод учета опыта акклиматизации Аврорина. Метод изучения интродуцентов в природе Кучерова. Фенология. Фенофаза и стадии ее проявления. Фенологические наблюдения и их математическая и графическая обработка. Организация интродукционных наблюдений и оценка успешности интродукции.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Урбанофлора

    Цель. Знакомство со спецификой условий обитания растений в городской среде, особенностями городской флоры и растительности. Содержание. Особенностигородской флоры в связи с их рациональным использованием и охраной. Световой и температурный режимы в городе. Почвенная среда: уплотнение, специфика микробиологических процессов. Условия минерального питания растений в городе. Загрязнение среды и растения. Рекреация и растения. Влияние городской среды на физиологические процессы растений и их морфологию. Специфика состава, структуры урбанофитоценозов. Роль урбанофлоры в решении экологических проблем. Фитоиндикации состояния окружающей среды в городской среде.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современные методы биологических исследовании

    Цель: рассмотреть основные методы исследования биологических систем и их компонентов и сформировать практические навыки. Освоение современных методов эффективного использования искусственного интеллекта в биологических исследованиях. Содержание: планирование и организация научных исследований. Средства и методы биологического научного исследования. Методы анатомо-морфологического, микроскопического, цитологического, цитогенетического, сравнительного, молекулярного изучения биологических объектов, методы исследования флоры и фауны. Использования искусственного интеллекта (ИИ) в биологических исследованиях позволяющие эффективно и быстро проводить научные процессы; машинное обучение и анализ данных; геномика и транскриптомика; протеомика и прогнозирование структуры белка; количественная диагностика и обработка медицинских изображений; синтетическая биология и генная инженерия; автоматизированные лабораторные эксперименты и др..

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Kлеточная биология

    Цель: Предоставление теоретических и практических основ научных методов анализа морфо-функциональных особенностей клетки как структурной единицы всего живого. Содержание: клеточная теория, Современные направления и перспективы развития клеточной биологии. Молекулярная биология клетки, структурно-функциональная организация и механизмы регуляции экспрессии генома. Механизмы авторегуляции и адаптации клеток. Пролиферация и дифференциация, интеграция клеток в различных организмах, межклеточные взаимодействия. Особенности строения и физиологии стволовых клеток, их роль в жизнедеятельности организма. Световая и электронная микроскопия. Культивирование клеток, цитогенетические методы, выделение и исследование внутриклеточных структур, ПЦР, ИФА, методы секвенирования.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6

Результаты обучения

  • Использовать иностранный язык в межличностном общении, профессиональной деятельности, при общении как со специалистами так и более широком кругом людей.
  • Анализировать основные мировоззренческие и методологические проблемы, в т.ч. междисциплинарного характера, возникающие в науке на современном этапе ее развития, оценивать различные факты и явления, основываясь на положениях и категориях философии науки.
  • Оценивать развитие и эффективное использование персонала в организации, владеть социально-психологическими технологиями управления массовым поведением.
  • Применение эффективных методик обучения, практико-ориентированных методов и технологий обучения с использованием искусственного интеллекта (ИИ), современных тенденций в области биологии, критическая оценка научной организации труда педагога высшей школы.
  • Применять современные тенденции развития биологии в мире и Казахстане, раскрыть наиболее эффективные направления в биологической науки, самостоятельно оценивать ключевые проблемы в области биологии.
  • Анализировать основные методологические проблемы, возникающих в биологической науке на современном этапе и в их историческом развитии.
  • Применять современные методы анализа с использованием новейших приборов, а также физико-биологических подходов, включая искусственный интеллект, для обработки и интерпретации данных.
  • Аргументировано обосновать свои взгляды по современным проблемам биологии и принципы решения актуальных научно-исследовательских задач на основе использования современной аппаратуры и вычислительных средств.
  • Самостоятельно выполнять экспериментальные исследования в междисциплинарных родственных областях биологии, обосновывать результаты исследований при обсуждении со специалистами и более широкой аудиторией.
  • Владеть методами биологического познания и технологиями планирования решения фундаментальных профессиональных задач в сфере научных биологических исследований.
Top