Действующая образовательная программа

6B08101 Почвоведение и агрохимия в ЗКАТУ

  • Цель образовательной программы Подготовка высокопрофессиональных специалистов для аграрного сектора народного хозяйства РК по вопросам восстановления и воспроизводства плодородия почв, рационального использования земельных ресурсов и оптимизация минерального питания сельскохозяйственных растений на основе разработки рациональных систем применения удобрений, учёта биологических особенностей культур, свойств удобрений в разрезе отдельных климатических зон республики.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B077 Растениеводство
  • Предметы на ЕНТ Биология и Химия
  • Направление подготовки 6B081 Агрономия

Дисциплины

  • Агрометеорология

    Предмет изучает параметры окружающей среды, а именно температуру, влажность воздуха, осадки, испарение влаги, направление и скорость ветров и др. В ходе освоения данного курса обучающиеся получают навыки определения температуры воздуха, температуры почвы и воды, влажности почвы, устанавливать направления ветров («роза ветров») и получают навыки использования методов определения параметров окружающей среды в повседневной практической работе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Почвенная микробиология

    Сформировать у обучающихся знания,умения и навыки по основам общей и специальной микробиологии и умений использования полученных знаний для решения практических задач сельского хозяйства в соответствии с формулируемыми компетенциями.Изучить систематику, морфологию, генетику и размножение бактерий; метаболизм микроорганизмов, участие микроорганизмов в превращениях различных соединений; - изучить почвенные микроорганизмы и освоить методы определения их состава и активности; - сформировать понятия о роли микроорганизмов в почвообразовательном процессе и воспроизводстве плодородия почв, микробиологических процессах при хранении плодов и овощей.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Биология растений

    Цель освоения дисциплины формирование специальных компетенций обучающихся посредством изучения биологии растений. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: знать – отличия растительного организма от животного; отличия растительной клетки от животной; роль автотрофных, гетеротрофных, симбиотрофных организмов в круговороте веществ и преобразовании энергии на Земле; – пигментные системы, химический состав клеточной стенки, основные запасные вещества, особенности размножения, жизненные циклы основных представителей, экологические группы, значение в экосистемах Земли и жизни человека.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Химия

    Изучение данной дисциплины формирует основные понятия, знания и навыки в описании свойств веществ на основе закономерностей, вытекающих из периодического закона и периодической системы элементов; основные понятия и законы химии; способы выражения концентрации растворов; физико - химические свойства растворов; электролитическую диссоциацию; реакции в растворах, гидролиз и реакцию среды; окислительно - восстановительные процессы .

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Почвоведение 1

    Курс «Почвоведение » начинают с изучения строения Земли, далее рассматривают процессы происхождения минералов и горных пород и их превращения в рыхлые массы обломочных осадочных пород, которые послужат основой для образования почв. Первые почвы появились тогда, когда возникла жизнь на Земле. Почвообразование неоднократно прерывалось геологическими процессами, совершавшимися в земной коре, а также под влиянием геологической деятельности ветра, моря, рек, ледников и ледниковых вод.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Учение о почвенных свойствах и процессах

    Целью изучения дисциплины является владение системой фундаментальных научных понятий, методологией и методами современного почвоведения. Изучение теоретических основ учения о почвенных свойствах и процессах; основные концептуальные модели педогенеза; понимание современных методологических подходов к изучению почвенных процессов; умение грамотно выбирать методологию и методы почвенных исследований с учетом их возможностей и ограничений, критически анализировать почвенную и экологическую информацию, делать необходимые выводы и принимать оптимальные решения прикладных задач.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык 2

    В результате освоения данной дисциплины обучающийся сможет: -строить элементарное речевое общение в устной форме; -составить письменный текст на предложенную тему; -пересказать текст на основе прочитанного в соответствии с заданной коммуникативной установкой; -самостоятельно продуцировать связные высказывания в соответствии с предложенной темой -знать основные правила организации деловой переписки по электронной почте; - использовать необходимую литературу с целью извлечения нужной информации.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Менеджмент профессиональной успешности

    Содержание учебной программы позволяет обучающимся всесторонне понимать механизмы теоретических и прикладных моделей профессиональной успешности, освоить стратегии устных деловых, письменных бизнес- и карьерных коммуникаций, навыки профессионального лидерства и эффективной командной работы в бизнесе, которые могут быть применимы как в отдельных компаниях, так и в социуме. Сформировать значимые умения самопрезентации, генерации идей и креативного мышления, нацеленные на формирование имиджа делового человека.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Земледелие с основами гербологии

    Предмет изучает основные вопросы системы земледелия, обработки и повышения плодородии почвы с углубленным рассмотрением биологических, морфологических особенностей сорных растений, распространенных в агроценозах сельскохозяйственных культур и мер борьбы с ними. Формирует навыки самостоятельной организации полевых работ, связанные с обработкой и повышением плодородия почвы и организации качественной борьбы с сорной растительностью на посевах сельскохозяйственных культур с использованием цифровых технологии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Экология и безопасность жизнедеятельности

    Дисциплина, изучающая основные законы и ресурсы окружающей среды и живой природы, источники загрязнения и влияние вредных факторов на организм человека, способы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная), вопросы защиты от негативных факторов, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В дисциплине с проблемами экологической безопасности совокупно изучаются механизмы управления ею в виде правовых норм охраняемых государством.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • IT и цифровая культура

    Формирование критического осмысления феномена цифровой культуры, систематизация знаний о современных информационных технологиях и их функционала Работа с операционными системами, цифровая безопасность, электронные таблицы, базы данных, мультимедийные технологии, работа с графическими редакторами, базовые сервисы современного Интернет-пространства.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Почвоведение 2

    Благодаря полученным знаниям обучающиеся получают навыки распознавания типов и подтипов почв различных природно-климатических зон региона и навыки применения знаний по систематике почв в повседневной практической работе, так как для каждой почвы характерны свой особенности по морфологическим, физико-химическим, химическим, агрохимическим свойствам и солевому режиму. Получат навыки по составлению таблиц согласно систематического списка почв по зональным и нитрозональным почвам Казахстана.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы антикоррупционной культуры и права

    Курс является целостной междисциплинарной системой знаний для всех специальностей и направлений бакалавра, рассматривает вопросы основных отраслей права и основные направления антикоррупционной политики государства, основы действующего законодательства по противодействию коррупции, а также деятельность отдельных правовых институтов, обеспечивающих неотвратимость наказания, правовых гарантий защиты и поощрений которые дают общее представление о роли тех или других правовых норм, представляют необходимые знания для того, чтобы ориентироваться в решении правовых проблем. Курс нацелен на формирование культуры по противодействию коррупции и выработки на этой основе гражданской позиции.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 2
  • Основы агрохимии

    В ходе обучения данного предмета обучающиеся познают механизмы минерального питания, влияний минеральных элементов на рост и развитие сельскохозяйственных культур. По результатам освоения курса обучающиеся получают навыки правильного распознавания видов удобрений, проведения правильных расчетов доз и норм удобрений. Получают навыки организации систем применения удобрений с учетом вида и биологических особенностей сельскохозяйственных культур.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Машиноиспользование в с/х

    Предмет изучает виды с.х. машин и тракторов, применяемые при технологических операциях возделывания с.х. культур. По результатам освоения курса обучающиеся получают навыки вождения с.х. машин и тракторов, умение регулировки техники при использований в технологических операциях, а также ремонта машин в машинно-тракторном парке хозяйства. Курс обучает обучающихся основам контроля выполнения основных агротехнических работ по выращиванию с.х. культур.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Применение удобрений на основе цифровых технологии

    Предмет изучает приемы использования цифровых и точных технологии при разработке системы удобрения сельскохозяйственных культур. Формирует у студентов навыки организации сельскохозяйственных работ по точному внесению удобрений, а также составления карт полей по обеспеченности питательными элементами. При этом обучающиеся умеет использовать органические и минеральные удобрения с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Бонитировка почв

    Основная задача предмета - научить обучающихся по правильному определению количественных и производственных показателей почвы. В ходе освоения предмета обучающиеся получают навыки правильного установления балл бонитета почвы. В дальнейшем в ходе профессиональной деятельности смогут правильно и качественно оценить качество почвы, ее добротность. От навыков обучающихся по правильному оцениванию почвы и установлению ее балла бонитета зависит успех организации земледельческой отрасли.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 7
  • Физико-химические методы исследования почв

    Решение современных проблем почвоведения базируется на детальном изучении химических и физических свойств почвы. Перспективными для изучения почвообразования и плодородия почв являются физико-химические методы анализа. Ряд физико-химических методов позволяет определять такие свойства вещества, или компонента в смеси, которые нельзя изучить обычными приемами: окислительно-восстановительный потенциал, активности ионов, светопоглощение и отражательная способность почвы. Целью изучения дисциплины является освоение различных методов анализа почв.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Картографирование почв 1

    Основной целью почвенного картографирования является освоение методики составления и использования почвенных карт, ознакомление с содержанием всех этапов проведения картографических работ (подготовительного, полевого и камерального) при составлении базовых и специальных карт крупного масштаба.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Почвы Казахстана

    Изучение данной дисциплины формирует знания о почвах Казахстана, показывает вклад Докучаева в создание почвоведения, знакомит с новыми терминами, с почвообразующими факторами и классификацией почв. Научит учащихся характеризовать свойства почв и определять их основные типы. Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории Казахстана. Продолжит формирование умений работать с картой, таблицами, схемами, анализировать, делать выводы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Применение цифровых технологии при возделывании полевых культур

    Система управления растениеводством, состоящая из комплекса программ и баз данных для информационно-аналитического обеспечения системы земледелия, программы по созданию электронных карт и книги истории полей, мониторингу техники и технологий по проектированию технологий выращивания сельскохозяйственных культур.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Агрохимия

    Агрономическая химия–отрасль науки, изучающая питание растений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, химические процессы, протекающие в растении и почве, эффективность удобрений и химических веществ. Агрохимия изучает питание растений, соотношение между удобрениями и почвой,свойства удобрений, их влияние на растения и систему внесения удобрений. Задача агрохимии – повышение урожайности сельскохозяйственных культур, улучшение их урожайности, сохранение и повышение плодородия почв.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Растениеводство

    В ходе изучения данного предмета обучающиеся знакомятся с классификацией с.-х. культур, изучают биологию и морфологию. По результатам освоения данного предмета обучающиеся получают возможность самостоятельной организации всех технологических операции по агротехнике возделывания с.-х. культур. Благодаря данному предмету обучающиеся получают глубокие знания по сортам, по видам с.-х. машин, используемых для выращивания с.-х. культур.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы экономики и предпринимательства

    Курс "Основы экономики и предпринимательства" раскрывает механизм предпринимательства с учетом накопленного опыта развития теории и практики в развитых западных странах,опыта создания предпринимательства в Казахстане, применения гражданского законодательства ,регулирующего организацию предпринимательской деятельности,основных понятий и терминов,обозначающих сущность практически всех подсистем предпринимательства.Особенностью данного курса является широкое применение действующего законодательства, позволяющее при его изучении принимать правильные решения,начиная от выбора организационно-правовой формы предпринимательства и заканчивая процессом ликвидации частного бизнеса.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Агрохимический анализ почвы

    Агрохимический анализ почв – это совокупность аналитических приемов, результат которых позволяет оценить химическое состояние почв. Агрохимический анализ почвы позволяет контролировать в почве содержание доступных для растений питательных веществ, осуществлять слежение за изменением свойств почвы непосредственно влияющих на рост и развитие растений, определяющих характер и особенности почвы с применяемыми удобрениями и поступающими из атмосферы веществами. Результаты агрохимического анализа содержат информацию о химических свойствах почв и химических почвенных процессах. Они составляют основу мониторинга и прогноза изменения свойств почв в процессе их естественного развития, сельскохозяйственного использования, мелиорации, при антропогенном воздействии.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 7
  • Бизнес планирование

    Основной целью изучения дисциплины "Бизнес планирование" является формирование у студентов методов составления и реализации проектов бизнес-планов для успешной реализации бизнес-проектов. Прогноз и конкретные действия по развитию предприятия осуществляются в результате финансовых источников. Теоретической основой Бизнес-планирования является закладка основы составления бизнес-плана в практических условиях. Изучение этих подходов очень эффективно для студентов, обучающихся по специальности экономика. Особенно актуальными направлениями разработки являются исследования финансовой стратегии предприятия для будущих финансовых менеджеров.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Систематика почв

    Изучение дисциплины даёт навыки о разнообразии всех почв Казахстана, о взаимоотношениях и связях между их различными группами (таксонами), основывающееся на их диагностическом описании, определении путем сравнения специфических особенностей каждого вида почвы и каждого таксона более высокого ранга и выявлении общих особенностей у тех или иных таксонов. Получат навыки о типах, подтипах, родах, видах, разновидностях и разрядах почв.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Система применения удобрений

    Система удобрений как наука играет важную роль в интенсивной технологии возделывания культур, в создании оптимальных уровней всех факторов, участвующих в формировании культуры, в наиболее благоприятном сочетании. Система удобрений изучает физиологические основы определения потребности культур в необходимых питательных веществах в зависимости от конкретных почвенных и климатических условий.При правильном использовании удобрений эффективно повышается плодородие почвы, повышается урожайность сельскохозяйственных культур, улучшается качество урожая.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Организация проведения полевых опытов по агрохимии

    Полевое агрохимическое обследование – первый и очень важный этап в организации научно обоснованного применения удобрений с учетом данных химического анализа почв на содержание подвижных форм питательных веществ. Полевые опыты почв проводятся в целях получения их агрохимической характеристики и контроля за состоянием и изменением почвенного плодородия. По результатам агрохимического обследования составляют картограммы содержания подвижных форм питательных веществ.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Картографирование почв 2

    Дисциплина дает навык составления почвенной карты района и агрогруппировки по разновидностям и применению в сельском хозяйстве. Составление почвенных картограмм позволяет количественно и качественно оценить почвенную разновидность и составить рекомендации по применению почв с научной точки зрения. Позволяет научиться читать фотоматериалы, выводить почвенные контура, писать почвенный очерк, связывать классификацию почв со структурой почвенного покрова.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Охрана почв

    Методические основы охраны почв; земельный фонд РК и вопросы рационального его использования; сельское хозяйство и охрана почв; охрана почв для борьбы с водной и ветровой эрозией; опустыниванием; вторичным засолением и осолонцеванием; загрязнением; с неблагоприятными для с/х производства изменениями свойств, процессов и режимов почв при их эволюции и антропогенном воздействии, рациональное применение, технологических приемов воспроизводства плодородия почв, как важного элемента охраны почв, проводить мероприятия по оптимизации минерального питания растений для усиления устойчивости почв

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • География почв

    Обучающиеся получают навыки по закону распространения почвенного покрова, характеристике почвенного покрова мира, их разнообразии, связанности в улучшении плодородия почв, а также свойства климата в сельском хозяйстве. Помимо этого изучают климатические особенности и его влияния на сельское хозяйство, а также агроклиматические ресурсы и возможности их использования, вредные метеорологические условия и меры их предотвращения, методику составления метеорологических прогнозов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Деградация почв

    Целями освоения дисциплины являются: формирование у студентов представлений об основных направлениях рекультивации почв и создания (конструирования) продуктивных биогеоценозов на нарушенных землях, в связи с различными видами антропогенной деградации. Задачи курса: ознакомить студентов с терминологией, государственными стандартами в области рекультивации земель, с основными этапами и направлениями рекультивации земель: сельскохозяйственное и лесохозяйственное. Раскрыть роль изменения почв и почвенного покрова при различных видах антропогенного воздействия. Познакомить с прикладными аспектами создания систем мониторинга нарушенных земель.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Геоинформационная система

    Почвенно-географические базы данных – одна из ряда частных научных дисциплин, входящих в социальную экологию. Этот раздел географической науки изучает экологическое состояние и закономерности пространственной дифференциации природно-антропогенных геосистем (ландшафтов). В основу геоэкологии положен принцип комплексного, системного подхода к решению проблемы природного окружения человека.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Составление электронных почвенных карт

    Изучение дисциплины даёт обучающемуся навыки по рациональному использование и охране почв. Базируется на материалах количественного и качественного учета почв как основного средства производства в сельском хозяйстве. Для сохранения плодородия почв необходимо иметь современному сельхозтоваропроизводителю как почвенную карту, так и картограммы по содержанию гумуса, азота, фосфора, калия, серы и рН. Карта — уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости. Почвенная карта — специальная карта, изображающая почвенный покров определенной территории.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Мелиорация сельскохозяйственных земель

    Изучение дисциплины даёт навыки обучающимся освоить теоретический материал по основным вопросам мелиорации, рекультивации и охране земель, улучшить мелиоративную систему, классифицировать виды мелиорации, эффективно использовать разные виды мелиорации на сельскохозяйственных землях, методы борьбы с засолением на орошаемых почвах, мелиоративные мероприятия по борьбе с эрозией почв, а также лиманное орошение и приемы рекультивации загрязненных земель.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Составление электронных агрохимических картограмм

    Изучение дисциплины формирует у обучающихся знаний по составлению электронных агрохимических картограмм. Агрохимическая картогра́мма, схематическая карта, отражающая результаты агрохимического обследования почв сельскохозяйственных угодий по макро- и микроэлементам. Агрохимическая картогра́мма составляются на копиях контурного оригинала почвенной карты, детализируют и дополняют её. Изучает методику составления картограмм. Основой для составления агрохимических картограмм являются почвенные карты разных масштабов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экологические проблемы агрохимии

    Дисциплина, изучающая основные законы и ресурсы окружающей среды и живой природы, источники загрязнения и влияние вредных факторов на организм человека, способы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная), вопросы защиты от негативных факторов, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В дисциплине с проблемами экологической безопасности совокупно изучаются механизмы управления ею в виде правовых норм охраняемых государством.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Органические удобрения и их применение

    Согласно мировой статистике, чем выше в стране культура земледелия, тем активнее применяют органические удобрения. Причина — в ее безопасности для самих растений, почвы и человека. Интенсивное земледелие обязывает возобновлять плодородие грунта путем создания бездефицитного баланса полезных веществ и гумуса. Применение органических удобрений повышает урожайность сельскохозяйственных культур и почвенное плодородие.Органические удобрения оказывают большое влияние на химические,физические и биологические свойства почвы,на питание,рост и развитие растений,их устойчивость к неблагоприятным условиям и в итоге на урожай и его качество.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Рекультивация сельскохозяйственных земель

    Целями освоения дисциплины являются: формирование у обучающихся представлений об основных направлениях рекультивации сельскохозяйственных земель и создания продуктивных биогеоценозов на нарушенных сельскохозяйственных землях, в связи с различными видами антропогенной деградации. При изучении дисциплины обучающиеся знакомятся с терминологией, государственными стандартами в области рекультивации земель, с основными этапами и направлениями рекультивации сельскохозяйственных земель и прикладными аспектами создания систем мониторинга нарушенных земель.

    Год обучения - 4
    Семестр - 2
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Проводить критический анализ и оценку современных научных достижений в области сельскохозяйственной мелиорации почв
  • Показывать способность к коммуникации на языках межличностного, межкультурного общения, взаимодействия, знать основы академической честности, плагиата.
  • Владеть методикой расчета баллов бонитета, построения оценочной шкалы плодородия почв и продуктивности пашни
  • Классифицировать развитие, строение, состав, свойства, плодородие и рациональное использовании почв и владеть методикой научных исследовании в области почвоведения и агрохимии
  • Владеть знаниями о химических процессах в почве и растениях, минеральном питании растений, применении удобрений и средств химической мелиорации почв
  • Применять знания теоретических положений, категорий и методов социально-гуманитарных наук в социально значимых процессах и проблемах общества
  • Владеть навыками работы с пакетом приложений MS Office; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач
  • Владеть навыками обучения по особенностям минерального питания сельскохозяйственных культур, круговороте, балансе и путях превращения питательных веществ, использованию удобрений
Top