Действующая образовательная программа

8D05205 Геоэкология и управление природопользованием в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Качественная подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных к самостоятельной исследовательской и педагогической деятельности в области геоэкологии и природопользования в образовательных и научно-исследовательских организациях на основе углубленного изучения специальных дисциплин и фундаментальной образовательной, методологической и исследовательской подготовке.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D087 Технология охраны окружающей среды
  • Направление подготовки 8D052 Окружающая среда

Дисциплины

  • Академическое письмо

    Цель дисциплины - формирование профессиональной компетенции и расширение коммуникативной компетенции, связанной с аналитической текстовой деятельностью; формирование у докторантов навыков прагматического мышления, умений анализировать и грамотно осуществлять выбор нужной формы представления в зависимости от целей и условий коммуникации. Задачи дисциплины – познакомить с особенностями академических жанров (аннотации, реферата, аналитического обзора, а также сообщения о научном событии (конференции); определить основные цели аналитической обработки текстов; научить анализировать тексты по профессиональной тематике. Изучение курса позволит докторантам осуществлять профессиональную деятельность, связанную с поиском информации в научных базах данных, анализом и реферированием текстов, работой с различными жанрами академического письма; выполнением сопоставительного анализа научного текста на русском и английском языках для формирования умений преодолевать социокультурные трудности, вызванные незнанием специфики англоязычного научного стиля.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Методы научных исследований

    Цель дисциплины - формирование у докторантов знаний о современных методахи технологиях исследования в области Геоэкологии и управлении природопользованием, тенденциях развития науки в современном мире; способах организации, управления научными исследованиями и разработками, умений и навыков эффективной самостоятельной исследовательской работы, ее организации и планирования. Задачи – обучение новейшим методам и технологиямисследований в сфере разработки зеленых технологий,методикам исследования источников антропогенного воздействия на природную среду и фиксации ответных реакций биосферы; выработку навыков оформления заявок на участие в программах фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, получение научных грантов в Республике Казахстан и зарубежных странах; ориентироваться в рейтингах научных журналов; правилах регистрации научной документации, в том числе патентов и лицензий; наработать навыки подготовки тезисов докладов, презентаций, научных работ и исследовательских проектов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Техногенез и формирование природно-техногенных ландшафтов

    Овладение фундаментальными знаниями о техногенных ландшафтах и методах экологической оценки природнотехногенных ландшафтов, изучение подходов к оценке техногенных источников воздействия на природную среду, к характеристике техногенных процессов, освоение методов изучения техногенных и природно-техногенных систем, рассмотрение принципов оценки устойчивости ландшафтов к техногенным воздействиям.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современные методы оценки антропогенной нагрузки на окружающую среду

    Получение знаний по экологической оценке антропогенной нагрузки с применением экологического мониторинга, экологической экспертизы, экологического аудита. В результате освоения данной дисциплины докторанты будут способны: знать международное и казахстанское экологическое законодательства, регулирующие взаимосвязи экологического мониторинга, экологической экспертизы, экологического аудита и экологического страхования для сохранения природной среды, понимать суть современных аспектов экологического мониторинга, экологической экспертизы, экологического аудита и экологического страхования, анализировать классические и современные научные подходы и методики к экологической оценке территорий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Антропогенное воздействие при недропользовании

    Формирование у докторанта глубоких систематизированных знаний об антропогенных аспектах недропользования, экологических функциях литосферы, требованиях в области рационального и комплексного использования недр, о правовых и экономических механизмах управления недропользованием. В результате изучения дисциплины докторант способен: объяснять основные понятия и принципы недропользования в соответствии с законодательством РК, анализировать системы государственного регулирования недропользования РК и систему платежей за пользование недрами РК, применять нормативно-правовую базу в сфере устойчивого недропользования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Геоэкологические проблемы разработки месторождений полезных ископаемых

    Формирование у докторанта глубоких систематизированных знаний об антропогенных аспектах недропользования, экологических функциях литосферы, требованиях в области рационального и комплексного использования недр, о правовых и экономических механизмах управления недропользованием. В результате изучения дисциплины докторант способен: объяснять основные понятия и принципы недропользования в соответствии с законодательством РК, анализировать системы государственного регулирования недропользования РК и систему платежей за пользование недрами РК, применять нормативно-правовую базу в сфере устойчивого недропользования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Геоэкологические и эколого-экономические аспекты природно-техногенных систем

    Цель дисциплины – формирование у докторантов глубоких знаний по основным эколого-экономическим аспектам организации хозяйственной деятельности и эффективного использования природно-техногенных систем, навыков применения полученных знаний для повышения эколого-экономической эффективности использования природных ресурсов и оптимизации эколого-экономической эффективности использования природно-техногенных систем.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экспертные и статистические модели в геоэкологии

    Цель дисциплины – cформировать систему теоретических знаний и практических навыков использования докторантами многомерных моделей для разностороннего исследования действующих на геоэкосистемы природных и антропогенных факторов – модель множественной линейной регрессии, реализующая целевую функцию по Р. Пэнтлу и модель многомерной статистики – компонентный анализ – как метод построения гипотез для выявления системобразующих природных и антропогенных факторов формирования геоэкосистем.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • интерпретировать взаимосвязь природных и социально-экономических процессов при оценке природно-технических систем;
  • демонстрировать фундаментальные, системные знания в области геоэкологических дисциплин, разработки учебно-методических материалов, методики преподавания, анализа и управления в вузе в рамках современных научных парадигм;
  • рекомендовать систему моделей, наиболее полно отражающих основные взаимосвязи в природно-хозяйственных системах и позволяющих оценить динамику развития их развития для выбора оптимального решения по управлению природопользованием;
  • продемонстрировать системное понимание научной информации по геоэкологии, теоретические знания в области экологических проблем разного масштаба, успешное освоение современных методов управления и оптимизации природопользования;
  • систематизировать и обобщать информацию по оценке природно-технических систем;
  • генерировать приемы интерпретации результатов многомерной статистической модели компонентного анализа для выявления системообразующих факторов формирования природно-технических систем;
  • использовать механизмы самовосстановления компонентов природной среды для ликвидации негативных последствий антропогенных воздействий;
  • анализировать и квалифицированно применять нормативно-правовую базу в сфере устойчивого недропользования;
  • выбирать современные природоохранные технологии при выполнении проектов ОВОС для всех стадий жизненного цикла предприятия;
  • оценивать технологии ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов с позиций устойчивости ландшафтов и их компонентов к загрязнению нефтью и нефтепродуктами с учетом состава загрязнителей и природных условий;
  • дать оценку условий устойчивого недропользования в экономике РК и мира;
  • определять направления дальнейшего личностного и профессионального развития для выработки самостоятельных решений и альтернатив для обеспечения всестороннего учета геоэкологических характеристик региона при проектировании хозяйственной деятельности.
Top