Новая образовательная программа

7M02314 Лингвистика в КазНПУ им. Абая

  • Цель образовательной программы Подготовка специалистов-филологов, обладающих глубокими научными и профессиональными знаниями в соответствии с высокими академическими стандартами по учению лингвистики, способных решать различные профессиональные и жизненные ситуации, обладающих высокой социальной и гражданской ответственностью в осуществлении профессиональной деятельности.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M057 Лингвистика
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература

Дисциплины

  • Этноязыковое сознание и культура

    Цель:понять роль этнокультурного сознания в языке. Содержание: язык-показатель человеческого сознания. Место этнокультурного сознания в вопросе "язык-культура-этнос". Этнокультурное сознание проявляется через язык. Язык, культура, этнос тесно взаимосвязаны. Сознание человека, олицетворяющего мировоззрение народа, проявляется через культуру и язык. Человек познает бытие через язык. Формируемые компетенции: понимают особенности проявления этнокультурного сознания через язык.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Прагмалингвистика

    Цель: Объяснить основную цель прагмалингвистического исследования. Содержание: Предпосылки отличия прагмалингвистики от лингвистики. Основные понятия прагмалингвистики. Дискурс и текст. Речевой акт как понятие функциональной прагмалингвистики. Речевой стереотип. Акт речи. Теория речевых актов. Методы прагмалингвистики. Формируемые компетенции: знать концептуальные и теоретические основы прагмалингвистики, историю развития и современную ситуацию.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Цель: изучение исторического развития научных знаний и методов их приобретения, а также анализе философских аспектов научной деятельности. Содержание: магистранты изучают основные этапы развития научного мышления, ключевые научные теории и концепции, а также исторические контексты, влиявшие на формирование научного мира. Дисциплина помогает студентам понять, как наука функционирует и каким образом формируются научные знания, а также развивает критическое мышление и умение анализировать научные источники. Компетенции: 1. Понимание исторического развития научного знания и методов его получения. 2. Умение анализировать и оценивать философские аспекты и проблемы научной деятельности. 3. Знание основных концепций и теорий в истории и философии науки. 4. Умение применять полученные знания для критического анализа научных источников. 5. Развитие навыков работы с историческими и философскими текстами. 6. Умение формулировать и аргументировать собственную позицию по философским и методологическим вопросам науки. 7. Критическое мышление и способность анализировать исторические данные с точки зрения научной методологии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Психолингвистика

    Цель: формирование психолингвистической грамотности в понимании методических, теоретических и прикладных основ проблем языковой способности и речевой деятельности. Содержание: Языкознание и психолингвистика. Возникновение отечественной психолингвистики. Основы психолингвистической теории. Психолингвистика восприятия речи. Рефлексивная психолингвистика. Формируемые компетенции: может использовать результаты антропоцентрических исследований, осваивать способы обучения языку в связи с другими областями науки.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Педагогика высшей школы

    Цель: обучение магистрантов основным принципам и методикам преподавания в высших учебных заведениях. Содержание: подготовка будущих преподавателей высшей школы к эффективному ведению учебного процесса, умению работать с разными типами студентов, современными образовательными технологиями и методиками. Дисциплина также направлена на развитие навыков планирования образовательного процесса, оценки студенческих знаний и умений, а также способности рефлексировать над собственной преподавательской деятельностью. Компетенции: 1. Умение разрабатывать и адаптировать учебные программы и методики преподавания для студентов высших учебных заведений. 2. Навыки проведения и оценки учебного процесса в высшей школе. 3. Умение создавать эффективные образовательные среды и условия для студентов. 4. Навыки развития личностной культуры студентов. 5. Компетенции в области развития профессионального мастерства и саморефлексии преподавателей высших учебных заведений. 6. Умение применять инновационные методики обучения и технологии в высшей школе. 7. Компетенции в области воспитания ценностей и культуры обучения в высшем образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Психология управления

    Цель: профессионально использовать психологические знания, навыки в управленческой деятельности. Содержание: Анализ психологических условий, особенностей управленческой деятельности. Диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных; организация исполнения решения. Управленческие потребности и способности руководителя. Практическая реализация в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования. Компетенции: умение использовать знание навыки в управленческой деятельности, творчески подходить к решению различных ситуаций, толерантны и способны к педагогическому сотрудничеству, осознавать важность принципов и культуры академической честности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Теория интегрального дискурса

    Цель: овладеть репрезентацией фактической и концептуальной информации в тексте дискурсивными методами. Содержание: дискурсивная структура языковой организации различных текстов в функциональном стиле. Профессиональный и партисипативный типы научного текста. Основные лингвистические категории и научно-профессиональные задачи текста в процессе развития современной теории интегрированного дискурса. Формируемые компетенции: овладеть особенностями интегральной теории дискурса.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель: формирование у студентов навыков коммуникации на иностранном языке в профессиональной сфере. Содержание: изучение терминологии и специфики языка в соответствии с профессиональной областью студентов, а также развитие навыков письма, устной речи, аудирования и чтения с учетом профессиональных потребностей. Компетенции: 1. Владение профессиональной лексикой и грамматикой на иностранном языке. 2. Умение составлять и понимать тексты профессионального характера. 3. Навыки устной коммуникации в профессиональной среде. 4. Способность культурно адаптироваться и взаимодействовать с носителями языка на профессиональном уровне. 5. Умение использовать иностранный язык для работы с профессиональной документацией и информацией. 6. Способность применять полученные знания и навыки на практике в профессиональной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • История лингвистических учений

    Цель: объяснить особенности истории языкознания как учебного предмета. Содержание: Языкознание средних веков. Возникновение и становление сравнительного исторического языкознания: предпосылки возникновения сравнительного исторического языкознания. Историческое языкознание XIX века. Натуралистическое направление. Структурализм в языкознании Сформированы основные тенденции в языкознании конца 20-х начала 21-х годов. Компетенции: умеет выделять основные тенденции в истории языкознания. Формируемые компетенции: умеет различать основные направления истории языкознания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Ортология языка

    Цель: объяснить теоретические, научные и практические проблемы правильного использования языка в соответствии с традиционными, устоявшимися нормами. Содержание: Языкознание – самостоятельная область науки о языке. История исследования онтологии языка. Связь между языком и ортологией. Основы орфологии языка, ортологической лексикографии, ортологический инструментарий и языковая культура. Формируемые компетенции: применять законы ортологии языка в общении.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Лингвофилософия

    Цель:формирование философии языка как науки, объяснение особенностей. Содержание: философия языка: проблемы духовного согласия и понимания. Семасиология и семиотика в философии языка. Философия классического языка. Философия казахского языка. Философское значение языка. Философское содержание структурализма в языке. Старые философские мысли в древнетюркских записках. Философия маркировки на языке. Языковое сознание, скрытое сознание. Формируемые компетенции: умение анализировать принципы лингвофилософии, связанную со многими науками языкознания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Научные парадигмы в современной лингвистике

    Цель: объяснить особенности языкового знака и неязыковых символов. Содержание: парадигматические отношения в языке и их виды. Классификация методов исследования,общие научные, инновационные,индивидуальные научные методы. Этапы научного познания. Формы внутренней лингвистики.3 уровня языковой системы:: фонологический, лексический, грамматический. Форма внешней лингвистики. Новые направления на языке. Формируемые компетенции: уметь анализировать научные направления современной лингвистики.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Лингвополитика

    Цель: учить типам политического текста, коммуникативно-прагматическим особенностям политического дискурса, основным языковым приемам в современном казахском медиатексте. Содержание: новое направление в антропоцентрической парадигме - терминологический аппарат, формирование, основные предметные составляющие, методология, прагматический аспект изучения языка периодической печати. Формируемые компетенции: умеет анализировать прагматические особенности языковой политики.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Теолингвистика

    Цель: формирование теолингвистики как науки, объяснение ее особенностей. Содержание: Язык и религия. Лингвистическая природа религиозных канонов. Функция языка в религии. Содержание религиозной лексики в казахском языке. Богословское значение языка. Семантическое содержание религиозных единиц языка. Эмерджентные компетенции: анализ категорий теолингвистики.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Лингвостатистика

    Цель: предоставить сведения об исследовании характера автоматизации языка в статистической выборке. Содержание: цель, задачи Лингвостатистики. Механизмы лингвостатистики. Основные понятия лингвостатистики. Лингвостатистика-сборник текстов, объединенных в электронном виде в зависимости от различных стилей, языков, жанров. Формируемые компетенции: уметь различать компъютерный технологический характер лингвостатистики.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Теория языковой личности

    Цель: дать представление о языковых элементах, отличающихся друг от друга в языковой системе. Содержание: типы языковых личностей. Главное имя языковая личность-слово. Основной коммуникативной языковой личностью является предложение. Основной структурной языковой личностью является фонема, морфема. В настоящее время языковая личность связана с человеком, а вместо нее используется языковая единица. Формируемые компетенции: дифференцируют жанровую природу, эстетическую целостность художественного текста.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Лингвистическая синергетика

    Цель: ознакомить с теоретическими основами синергетики и его методологией. Содержание: роль и место синергетических понятий и средств в языковом образовании. Механизм самоорганизации речевых работ, дискурсов, ассимиляция теоретических основ синергетики и развитие исследовательских компетенций для применения синергетического метода в языковом знании и лингводидактике. Формируемые компетенции: знает синергетический характер лингвистических объектов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 4
  • Лингвистическая антропология

    Цель дисциплины - представить основные этапы становления и развития лингвистической антропологии, её ключевые понятия, методы и приемы анализа. Человеческое мышление и его связь с языком . Язык и семиотика. Язык и познание. Язык и культура. Язык и общество. Категоризация в языках мира. Семантическое поле, фрейм, прототип. Языковая картина мира.Текст и дискурс.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 4
  • Корпусная лингвистика

    Цель:дать представление о естественном использовании языка. Содержание: цель, задачи корпусной лингвистики. Технология корпусной лингвистики. Основные понятия корпусной лингвистики. Лингвистический корпус-набор текстов, объединенных в электронном виде в зависимости от различных стилей, языков, жанра. Формируемые компетенции: способен различать особенности лингвистического корпуса.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 4
  • Паралингвистика

    Цель: объяснить, что паралингвистика - это наука, изучающая способы и способы связывания информации невербальным способом. Содержание: исследование Паралингвистики. Связь паралингвистики с другими науками. Критерии и особенности науки паралингвистики. Методы и функции паралингвистики. Экстралингвистика и паралингвистика, объекты их исследования. Этимология и таксономия невербальных операций. Формируемые компетенции: осваивает особенности, виды Паралингвистики.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 4
  • Академическое письмо

    Цель: помочь магистрантам развить навыки написания академических текстов на уровне магистерской программы, включая развитие умения анализировать и критически оценивать информацию, формулировать свои мысли четко и логично, использовать правильную грамматику и стиль письма, а также умение работать с источниками и цитировать их правильно. Содержание: Что такое академическое письмо и его основные характеристики. Структура академического текста: введение, основная часть, заключение. Правила цитирования и форматирования источников. Как развивать собственные мысли и аргументацию. Работа с научными статьями и иными академическими источниками. Как писать критические обзоры и аналитические тексты. Использование языка и стиля письма в академических работах. Подготовка и оформление научных статей и эссе. Компетенции: получат практические навыки и знания, которые помогут им успешно писать академические работы на магистерском уровне и далее во время научных исследований или работы в учебных заведениях, навыки написания и оформления научных статей, диссертационных работ и представления данных эмпирического исследования.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Нейролингвистика

    Цель: объяснить, что изучает языковую систему, связанную с мозгом. Содержание: предмет нейролингвистики. Связь нейролингвистики с другими отраслями науки. История нейролингвистики. Возникновение афазиологии. Инициативы нейролингвистики. Современное развитие нейролингвистики. Основные методы нейролингвистических исследований

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 4
  • Лингвокультурология

    Цель: овладение культурологической семантикой в фоновом образовании, определение системы знаний, представляющих культурные ценности, определение путей познания культурного дискурса. Содержание: преемственность языка и культуры. Изучение культурной семантики, возникающей на стыке языка и культуры. Культурный и языковой код. Роль символа в лингвокультурологии. Лингвокультурные образования. Формируемые компетенции:Обучающийся на основе научного уровня лингвистического знания может определять его параметры, осваивать методы исследования в лингвокультурологическом направлении.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Гендерная лингвистика

    Цель изучения дисциплины - формирование представлений о гендерной лингвистике, дать сведения о научных основах данной дисциплины, углубить знания в области языка, речи, гендерных исследований. Формирование и развитие гендерной лингвистики. Гендерная классификация языка. Зарубежные гендерно-лингвистические исследования. Особенности развития гендерного направления казахского языкознания. Когнитивный характер гендерной лингвистики. Отражение гендерной классификации на языковых уровнях.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 4

Результаты обучения

  • владеть проектированием организации совместной и индивидуальной учебно-воспитательной деятельности обучающихся и научно-методическим обеспечением их реализации;
  • научить генерировать новые идеи и анализировать современные научные парадигмы в области лингвистики и последовательно критически оценивать их;
  • владеть навыками применения знаний в рамках междисциплинарных областей, связанных с лингвистикой, решения проблем в новых или незнакомых ситуациях;
  • анализировать фундаментальные научные труды по лингвистике и грамотно формулирует методологические позиции и выводы, соответствующие лингвистическим знаниям;
  • выбирать педагогические технологии и технические средства, отвечающие целям и задачам лингвистического образования и применяет их в обучении языкознанию и литературоведению;
  • применять на практике методы прогнозирования и планирования и синтеза знаний для решения исследовательских и практических задач;
  • интегрировать знания в языкознание, может строить суждения с учетом социальной ответственности на основе этических и информационных;
  • осваивать новые методы изучения закономерностей новых направлений казахской лингвистики, творчески использует достижения лингвистической науки и обобщает результаты НИР;
  • владеть навыками решения дидактических и воспитательных задач, возникающих в ходе педагогической деятельности и ее организации;
  • проводить информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с применением современных информационных технологий, а также использует современные информационные технологии в образовательном процессе;
  • владеть особенностями проектного управления и изучает методы и инструменты проектного менеджмента в управлении системами образования.
Top