Новая образовательная программа 7M02304 Лингвистика в КазНПУ им. Абая

  • Цель образовательной программы Целью ОП является подготовка магистров, обладающих углубленными знаниями в области современной лингвистики в соответствии с самыми высокими академическими стандартами в конкурентной образовательной среде, имеющих гражданскую позицию, способных формулировать и решать современные научные и практические проблемы, успешно осуществлять педагогическую, научно-исследовательскую и управленческую деятельность.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M057 Лингвистика
  • Предметы на ЕНТ
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература
  • Академическое письмо
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины ознакомление обучающего с видами языкового общения: литературным чтением, аудированием устной речью, спецификой научно написанных произведений, видами академических текстов и их структурой. Сбор мнений и ссылок из различных литературных источников о концепции академического письма, а также умение делиться своими знаниями об этом. Виды и формы академического текста анализируют структуру научных трудов, написанных по направлению исследования, доклад, исследование, реферат, научную статью, научный проект, пути решения проблемы в академическом тексте, способы решения проблемы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психолингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - ознакомление магистрантов с историей становления психолингвистики как науки, концептуально-терминологическим аппаратом, методами психолингвистических исследований. Языкознание и психологинвистика. Идеи психолингвистического характера до появления психолингвистики. Становление психолингвистики как самостоятельной науки. В. С. Выготский и его школа. Отечественная психология. Психолингвистические мысли К.Жубанова. Принципы психолингвистических теорий. Психолингвистика восприятия речи. Рефлексная психолингвистика. Психолингвистика владения языком.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 4

    Овладение иностранным языком на уровне С1, С2. LSP общение в монологической и диалогической форме (доклад, презентация, беседа, дискуссия). Изучение грамматики научного стиля в устной, письменной формах. Восприятие на слух информационных и профессиональных сообщений. Написание, оформление научных статей, докладов, проектов, др. Работа со словарями, справочной литературой. Навыки двустороннего перевода.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 4

    Целью программы является диагностирование и прогнозирование подсистемы,создание проекта деятельности.Предмет и задачи психологии управления. Новые подходы в психологии управления. Целостный интегрированный подход к управлению. Принципы эффективного менеджмента. Развитие способности выстраивать межличностные взаимоотношения. Оценка эффективности собственного поведения руководителя и взаимодействия с сотрудниками.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теория номинации в современной лингвистической парадигме
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – рассмотрение специфики номинации, расчленении действительности на отдельные элементы, способов передачи смыслового содержания с помощью знаковой системы и т.д. В дисциплине рассматриваются следующие темы: Топонимы любой топонимической системы, принципы номинации, типы номинации и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История и философия науки
    Кредитов: 4

    Целью программы является понимание общих закономерностей и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний. Философия науки. Наука в культуре, цивилизации. Возникновение, развитие науки. Структура научного знания. Научные революции. Научная рациональность. Особенности современной науки. Наука как социальный институт Естественные науки. История социально-гуманитарных наук. Организация научной деятельности. Эволюция знания. Этические аспекты современной науки. Коммуникативные технологии, информационные процессы в современной науке. Актуальные проблемы естественных и социально-гуманитарных наук.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 4

    Цель - предоставить обучающимся знания о теоретических основах педагогической теории и педагогического мастерства,формировать понимание о базовых принципах современной педагогики и методических подходах к решению педагогических задач высшей школы. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Предмет и задачи педагогики Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. История педагогики. Современная парадигма высшего образования. Методология педагогики. Профессиональная компетентность, теория обучения преподавателя вуза. Кредитная технология обучения. Организация СРМ, НИРМ. Составление учебно-методических материалов. Воспитательная работа в вузе. Менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Стилистика и научное редактирование
    Кредитов: 5

    Учебная дисциплина является частью филологической подготовки журналиста и продолжает курс современного русского языка. В рамках данной учебной дисциплины переносятся ранее изученные языковые явления и факты на коммуникативно-прагматическую основу. Порождение и редактирование текстов средств массовой коммуникации предусматривается курсом литературного редактирования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Основы лингвокультурологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины -- овладение магистрантами основными понятиями лингвокультурологии, особенностями лингвокультурологического общества, формируемыми на основе фоновых знаний, культурологическими составляющими семантики языковых единиц, речевыми и культурными нормами, методами овладения языковыми репрезентацями, характерными для различных культур. Язык-культура-человек-этнос. Культурные концепты как лингвоментальный рубрикатор и репрезентант культуры. Языковая картина мира и этноязыковое сознание. Комплексный лингвокультурный анализ языковых явлений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Лингвистическая антропология
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - представить основные этапы становления и развития лингвистической антропологии, её ключевые понятия, методы и приемы анализа. Человеческое мышление и его связь с языком . Язык и семиотика. Язык и познание. Язык и культура. Язык и общество. Категоризация в языках мира. Семантическое поле, фрейм, прототип. Языковая картина мира.Текст и дискурс.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Текст и лингвистические принципы моделирования
    Кредитов: 5

    Основное содержание курса состоит в том, чтобы сообщить магистрантам основные сведения о лингвистических принципах извлечения смысла из художественного текста (ХТ), принципиально открытого интерпретациям (полигерменевтичного), и текста научного (НТ), по природе своей не допускающего интерпретаций, отклоняющихся от замысла ученого (моногерменевтичного). Лингвистический анализ ХТ осуществляется с привлечением такого инструмента, как текстовая парадигма.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Теория и практика лексикографии
    Кредитов: 5

    Цель изучения дисциплины - дать широкую информацию о теории формирования словарей, типологии словарей, ее макроструктуре (принцип сортировки лексики и размещения словарно-статей, омонимов и др.) и микроструктуре (классификация и определение значений, виды аргументов, систему условных обозначений и др.). История лексикографии, природа и аспекты представления информации, виды словарей и их особенности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Современное состояние теории межкультурной коммуникации
    Кредитов: 5

    В курсе рассматривается современное состояние теории межкультурной коммуникации, которая находится в процессе своего становления. Отмечается вклад таких областей знания, как лингвострановедение, этнолингвистика, лингвокультурология, называются имена ведущих исследователей. Анализируются важные для МК понятия, разработанные российскими учеными, но практически не известные на Западе (языковая личность, концептосфера и т. д.).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Язык в Интернет-коммуникации
    Кредитов: 5

    Цель работы - дать характеристику особенностей языка Интернет- коммуникации в деловой и неформальных сферах общения, а также указать наиболее распространенные факторы воздействия языка Интернет на сетевое имя пользователя.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Паралингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины –изучение раздела языкознания, в которой рассматриваются вопросы передачи и сопровождения мысли невербальными способами, используемыми в речевой деятельности. Исследование паралингвистики. Связь паралингвистики с другими отраслями науки. Происхождение паралингвистических действий. Национально-культурные особенности паралингвистической деятельности. Коннотативная паралингвистика. Смысловое поле невербальных действий. Невербальные омонимы, синонимы и антонимы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Научные парадигмы в современной лингвистике
    Кредитов: 5

    Цель -обеспечение методологической, научно-теоретической и лингвистической подготовки магистров для их дальнейшего профессионального роста. Сущность языка в системе культурных богатств, сущность языка, особенности языкового знака и неязыковых символов, цели и задачи фонетики и фонологии, типологическая классификация языков, грамматическая категория и форма, проблемы возникновения и развития языков, теоретические взгляды, методологические принципы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Современный русский язык в функционально-когнитивном аспекте
    Кредитов: 5

    Цели освоения дисциплины: овладение культурой системного научного мышления; развитие способности к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; формирование навыков демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории грамматики; осознание важности сведений о формально-смысловом устройстве слова для понимания принципов строения и функционирования языковой системы в целом; овладение базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием методов системной и функциональной грамматики и современных информационных технологий, формирование способности применять полученные знания в области теории и истории русского языка.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • История лингвистических учений
    Кредитов: 5

    История лингвистических учений как учебная дисциплина. Языкознание средних веков. Возникновение и становление сравнительно-исторического языкознания: предпосылки возникновения сравнительно-исторического языкознания. Философия языка В. Гумбольта: проявление духа народа в языке. Историческое языкознание 19 века. Натуралистическое направление. Языкознание конца 19- начала 20 века (социологическое, эстетическое направления). Б. де Куртенэ, И. Крушевский,Ф. Фортунатов, Ф. де Соссюра. Структурализм в языкознании (1920-1960). Основные направления в языкознании конец 20-го -начала 21- го в: сравнительно-историческое языкознание, структурное направление, когнитивная лингвистика, функциональная лингвистика.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Стратегии языковых манипуляций в информационном пространстве
    Кредитов: 5

    Цель курса - изучение составления стратегии рекламного текста.Речевая манипуляция - особый вид психологического воздействия. Искусное исполнение которого ведет к возникновению у другого человека намерений, не всегда совпадающих с его собственными желаниями. Персуазивность - психологическое средство, которое убеждает адресата принять сторону адресанта-манипулятора.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Основы лингвофилософии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – получение магистрантами знаний о закономерностях философии языка как науки, формирование умений и навыков применения полученных знаний в различных ситуациях профессиональной деятельности. Философия языка как наука. Проблема сущности языка. Философские мысли в древнетюркских памятниках. Философские вопросы в казахском и в русском языкознании. Основные понятия современной философии языка.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Коммуникативная семантика текста
    Кредитов: 5

    Цель знакомство магистрантов с функциональными возможностями одной из двух базовых систем языка – коммуникативным уровнем, в чьи задачи входит отражение соотношения позиций говорящего, слушающего и осознаваемой и квалифицируемой ими ситуации. Демонстрация функциональных возможностей использования его базовых единиц (целеустановок, вариативных рядов конструкций, им соответствующих, групп средств с их инвариантными семантических параметрами) в различного рода текстах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Актуальные проблемы современного русского синтаксиса
    Кредитов: 5

    Проблема определения состава синтаксической системы русского языка: вопрос о словоформе, вопрос о сложном синтаксическом целом и о периоде. Проблема определения признаков синтаксических единиц. Проблема трансформации и синкретизма синтаксических единиц. Проблема классификации элементов синтаксиса. Проблема построения функционально-семантического поля синтаксических явлений. Межуровневые категории синтаксической системы: переходные явления синтаксиса. Многоаспектность синтаксических единиц.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Основы прагмалингвистики
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является ознакомление с основами прагмалингвистики, особенностями проведения коммуникативно-прагматического анализа текста с информацией об основных понятиях и терминологическом аппарате прагмалингвистики, о трудах отечественных и зарубежных ученых. Структура прагмалингвистики.Речевая деятельность - основное понятие функциональной прагмалингвистики.Исследования и методы формирования речевого акта.Акты локутивной и иллокутивной речи.Стратегия межличностных отношений.Классификация речевых актов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Гендерная лингвистика
    Кредитов: 5

    Цель изучения дисциплины - формирование представлений о гендерной лингвистике, дать сведения о научных основах данной дисциплины, углубить знания в области языка, речи, гендерных исследований. Формирование и развитие гендерной лингвистики. Гендерная классификация языка. Зарубежные гендерно-лингвистические исследования. Особенности развития гендерного направления казахского языкознания. Когнитивный характер гендерной лингвистики. Отражение гендерной классификации на языковых уровнях.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON1

    -самостоятельно определяет проблемные задачи в профессиональной сфере и успешно их решить;

  • Код ON2

    -владеет навыками теоретического и методологического анализа, использовать на практике методы прогнозирования и планирования, также уметь синтезировать знания по специальности и междисциплинарные знания для решения исследовательских и практических задач;

  • Код ON3

    -понимает влияние этнографических и этнопсихологических особенностей казахского народа, на формирование деловой культуры и этикета поведения;

  • Код ON4

    -адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды и принимать управленческие решения в условиях различных мнений;

  • Код ON5

    -понимает глобальные проблемы, в том числе демографические, экологические и государственные проблемы;

  • Код ON6

    -умеет создавать библиографический указатель по основным направлениями лингвистических исследований

  • Код ON7

    -владеть навыками критического анализа, способность преодолевать сформировавшиеся стереотипы.

  • Код ON8

    -эффективно использовать информационные технологии в области лингвистики.

Top