7M05206 Гидрология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Качественная подготовка специалистов гидрологов для научной и педагогической деятельности в сфере высших учебных заведений, организаций, предприятий, способных самостоятельно осуществлять проектные работы и научные исследования для предложения идей, инновации в сфере гидрологии и водных ресурсов.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M085 Гидрология
-
Область образования 7M05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 7M052 Окружающая среда
Дисциплины
-
История и философия науки
Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Зимний режим рек
Цель дисциплины сформировать способность оценивать гидрологические характеристики потока в условиях особенностей зимнего периода – замерзания, ледоставе и вскрытия рек. Дисциплина направлена на применение краткий анализ классификаций рек по зимнему режиму, типы замерзания рек, интенсивность ледообразования, уравнение теплового баланса водного объекта в период охлаждения воды, физико-механические свойства льда.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Гидрология урбанизированных территорий
Цель дисциплины формирование способности в понимании различных аспектов городской гидрологии и управления водными ресурсами. Дисциплина формирует навыки в городской гидрологии, рассматриваются вопросы оценки риска штормовых вод. Учебный курс направлен на изучение следующих вопросов: обзор конструкции системы ливневых вод, контроль над наводнениями, тематические исследования городского стока.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Педагогика высшей школы
Цель – формирование способности к педагогической деятельности в вузе на основе знаний дидактики высшей школы, теорий воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Курс рассматривает проектирование образовательной деятельности будущего преподавателя с применением КТО, реализации Болонского процесса, овладения лекторским, кураторским мастерством с использованием стратегий и методов обучения/воспитания и оценивания (TLA-стратегий).
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Актуальные проблемы в гидроэкологии
Цель дисциплины – формирование способности анализировать актуальные проблемы в гидроэкологии, которые оказывают влияние на гидрологические системы и экосистемы водных объектах для эффективного управление водными бассейнами включая сохранение биоразнообразия и улучшение жизненных условий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Почвенная влага
Целью дисциплины является формирование способности магистранта исследовать и определять водный режим почвы, связанный с перемещением и использованием влаги, распределением влаги в почве с целью защиты окружающей среды, повышения производительности, эффективного использования водных ресурсов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современные цифровые технологии в гидрологии
Цель дисциплины сформировать способность применять в гидрологии современные цифровые технологии. Дисциплина направлена на применение расчетных программных обеспечении и технологии для решения гидрологических задач, на обработку и визуализацию массивов гидрологических данных для оценки гидрологических характеристик водных объектов
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Цель дисциплины сформировать способность определять методы с комплексным использованием водных ресурсов и изучение основных документов по их охране. Дисциплина направлена на применение объединения водопользователей и их участие в управлении водным хозяйством, схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов, цели и задачи схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Оценка точности гидрологических расчетов
Ознакомить студентов с основными методическими подходами к оценке точности гидрологических характеристик и параметров стока. В результате изучения данной дисциплины бакалавры должны знать - случайные и систематические погрешности исходных данных, параметров распределения, точности гидрологических расчетов при групповом анализе данных наблюдений. Спососбны оценивать погрешности гидрологических расчетов при наличии, недостаточности и отсутствии данных гидрометрических наблюдений и учитывать их в проектной практике.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Организация и планирование научных исследований
Цель - формирование у магистрантов компетенций эффективной самостоятельной исследовательской работы, ее организации и планирования. Дисциплина ориентирована на формирование у магистрантов знаний по организации научной и технологической деятельности в современном мире, способности проводить самостоятельные исследования в предметной области, владеть навыками наукометрии, написания научных статей, проектов, патентования результатов исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Мелиоративная гидрология
Цель дисциплины – формирование способности анализировать изучение водных ресурсов и их использования для мелиорации или улучшения условий окружающей среды и реализация мероприятий по управлению водными ресурсами с целью повышения плодородия почв
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экологические проблемы в гидрологии
Цель дисциплины. Сформировать способность анализировать комплекс знаний и основные глобальные и региональные экологические проблемы водных объектов. Будут изучены: Взаимовлиянии окружающей среды и антропогенное воздействие, гидроэкологические проблемы водоемов и крупных рек РК, система экологического законодательства, роль экологического стока в сохранении водных экосистем.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Психология управления
Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Управление качеством вод
Цель дисциплины сформировать способность определять источников и видов загрязнений водных объектов, методов оценки качества воды, существующих механизмов допуска к водопользованию. Дисциплина направлена на определение состав качество вод и режим их отведения; характер использования водного объекта на перспективу; методов защиты водных ресурсов от загрязнений, ПДК вредных веществ в воде водоема.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Интегрированное управление водными ресурсами
Цель дисциплины – сформировать способность определение методологией и практикой интегрированного управления водными ресурсами и повышения эффективности использования воды для обеспечения систематизированной подготовки специалистов в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Климатические риски для водных ресурсов
Изучении процессов влияния изменения климата на доступность, качество и управление водными ресурсами, также методов адаптации и снижения климатических рисков, необходимых для устойчивого управления водными ресурсами и обеспечения региональной экологической устойчивости
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Гидрология озер и водохранилищ Казахстана
Цель дисциплины сформировать способность определять особенности гидрологического режима озер и водохранилищ, как водных объектов суши, организацию методику и основные направления гидрологических исследований озеровидных водоемов. Дисциплина направлена на применение расчетов морфометрических характеристик озер (водохранилища), классификацию озер по происхождению, морфометрических характеристик водохранилищ, гидрометеорологическую сеть на озерах и водохранилищах, термический режим озеровидных водоемов.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Проблемы селей и селезащита
Цель дисциплины сформировать способность принимать оперативные и своевременные решения по предупреждению и снижению селевой опасности и селевого риска. Дисциплина направлена на изучение проблем прогнозирования и моделирования селей различного генезиса, а также методов защиты и предупреждения селевых потоков.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Моделирование гидроэкологических процессов
Цель дисциплины сформировать способность определять основных понятий и принципов моделирования и значение геоинформационных моделей. Дисциплина направлена на изучение Моделирование гидроэкологических процессов рек и водоемов, определение типов моделей, принципы создания моделирующей системы, физическая обоснованность гидрологических моделей, основные проблемы моделирования.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Проблемы трансграничных водных ресурсов
Цель дисциплины – сформировать способность и изучению и описанию конкретных трансграничных водных объектов в различных физико-географических условиях на территории Казахстана, стран СНГ и крупных водотоков и водоемов мира, правил совместного использования трансграничных рек и существующих соглашений между государствами
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Влияние климатических изменений на управление водосборными бассейнами
Цель курса - сформировать способность анализировать климатические изменения которые оказывают существенное влияние на управление водосборными бассейнами для эффективного управления водосборными бассейнами в условиях климатических изменений
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Давать рекомендации и экспертные заключения по разработке учебным и научно-исследовательским проектам в области управления и оценки водных ресурсов
- Создавать научные тексты на казахском, русском, английском языках для анализа научной информации на основе неполной или ограниченной гидрологической информации
- Оценивать состояния водных ресурсов, режима и качества вод природных, подземных и искусственных водоемов с оценкой их потенциала, как источника водоснабжения и отраслей водного хозяйства
- Проводить преподавательскую деятельность по дисциплинам в области гидрологии и наукам о Земле для качественной подготовки высоко квалифицированных специалистов а также осуществлять педагогическую деятельность: самостоятельно проводить аудиторные занятия, учебные практики; разрабатывать учебно-методические комплексы дисциплин; внедрять результаты исследований в практическую образовательную деятельность и управлять педагогической деятельностью структурных подразделений вуза
- Применять современные цифровые технологии для использования эффективного планирования мероприятий по формированию поверхностного стока на ближайшую и отдаленную перспективу
- Составлять гидрометеорологические прогнозы на основе натуральных, обработанных баз данных, в целях обеспечения безопасности окружающей среды и анализа научно-исследовательских работ
- Разрабатывать и осуществлять превентивные мероприятия по снижению опасности горных склонов, высокогорных, моренных и ледниковых озер для оценки потенциальной опасности территорий, подверженных селям, снежным лавинам и оползням
- Принимать решения на всех уровнях системы управления водными ресурсами в соответствии с международными и государственными нормативными документами в целях сохранения и рационального использования водных ресурсов
- Оценивать гидрологические проблемы почвенной влаги и мелиоративных земель для обеспечения оптимального использования водных и земельных ресурсов при изменения гидрологического режима, количества и качества водных ресурсов
- Применять соответствующие математические и численные методы к моделированию гидрологических процессов с применением современных программных продуктов статистической обработки гидрологической информации
- Использовать теории, методы конструктивной гидрологии и менеджерские навыки в области рационального использования и охраны водных ресурсов для управления природными водами в интересах населения, экологии, производства и научно-исследовательских работ
- Применять главные взгляды психологии, личность в управленческих взаимодействиях, современные представления об управлении по ценностям в коллективе при осуществлении научной деятельности по определенному направлению в учебной и научно-исследовательской деятельности