Новая образовательная программа

7M03116 Детская психология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы подготовка высококвалифицированных специалистов, способных реализовать научно-педагогическую, психологическую деятельность с детьми, подростками и их окружением, включая консультативную, диагностическую, психокоррекционную, научно-исследовательскую и психопрофилактическую деятельность, а также научно-исследовательскую, экспертно-аналитическую деятельность в области детско-подростковой психологии, способных интерпретировать и обобщать глубокие современные знания новейших теорий в области детской психологии; самостоятельно осуществлять научные исследования; интегрировать знания смежных научных областей в контекст собственного научного исследования; интерпретировать результаты собственного научного исследования, выстраивать собственную программу дальнейшего обучения и научно-исследовательской деятельности.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M066 Психология
  • Направление подготовки 7M031 Социальные науки
  • Организация и планирование научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать способность организации и планирования научных исследований в Казахстане в условиях глобализации общества; проектировать опытно-экспериментальную работу в проведении исследования. В ходе изучения курса сформировать у магистранттов способности: - описывать логику и структуру педагогического исследования, методологический аппарат педагогического исследования при проведении НИР и планировании педагогического исследования; - отбирать и применять в профессиональной деятельности общие технологии научной деятельности и методы проведения научно-педагогических исследований; - проектировать научно-исследовательскую работу; - владеть научно-исследовательской и методологической культурой магистранта в условиях развития науки и реализации программ индустриально-инновационного развития Казахстана. - осуществлять экспертизу социогуманитарных проектов и программ в области науки и образования государственного и международного уровня; - оценивать международный и национальный опыт развития науки и научных исследований. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: • развития науки и инноваций, вхождение Казахстана в мировое научно-образовательное сообщество; • основы организации и планирования научных исследований в Казахстане в условиях глобализации общества; • историю развития вузовской науки, роли науки в современном обществе, современному состоянию науки в Республике Казахстан, • направления развития фундаментальных и прикладных педагогических исследований в РК; • основам методологии и методики научного исследования, логике и структуре педагогического исследования; • методологический аппарат педагогического исследования при проведении НИР и планированию педагогического исследования

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теоретико-методологические основы психологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у магистрантов способность понимать, критически анализировать и применять профессиональные методологические знания, методы исследования, понимать исследовательские проблемы, разрешить методологические дилеммы в современной психологии. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - освещать основные методологические закономерности в построении психологической науки. Иметь системное представление о человеке как целостной системе; - критически оценивать и сопоставлять научные факты, касающиеся теоретических аспектов психологии; - ориентироваться в многообразии научных фактов, явлений и процессов. Умение применять системные знания в области научной и практической деятельности; - порождать новые идеи при выполнении заданий (креативность); - применять теоретико-методологические знания в организации и планировании психологического исследования. Изучение дисциплины является актуальным и обязательным требованием, обеспечивающим методологическую подготовку психологов в магистратуре. При изучении данной дисциплины рассматриваются следующие аспекты: предмет, структура, методы и место психологии в системе наук, основные теоретические течения и подходы в истории развития психологического знания, закономерности и методологические тенденции развития психологии. Как дисциплина, входящая в обязательный компонент, она обобщает накопленный тысячелетиями практический опыт психологии, давая новый импульс к развитию. В рамках этой дисциплины рассматриваются данные как зарубежной, так и казахстанской психологической науки.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Компьютерное моделирование социального поведения
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у магистрантов способности понимать, применять компьютерное моделирование при анализе социального поведения, важные аспекты моделей в психологии; четкое понимание компьютерного моделирования социального поведения. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - выделять типы моделировании социального поведения в психологии. - освоить методы системного и когнитивного подходов к анализу социальных проблем. - готовность и способность понимать, анализировать и оценивать возможные методы формального моделирования социальных процессов. - сформировать представление о роли и месте знаний по дисциплине при практическом использовании в своей профессиональной деятельности. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Курс направлен на четкое понимание компьютерного моделирования социального поведения. Уровень освоения содержания курса предполагает знание основных понятий и принципов моделирования социальных процессов, умение использовать методологии моделирования для решения теоретических и прикладных социальных проблем. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: типы моделей в психологии, особенно в моделировании социального поведения, социальные механизмы, генерирующие социальные процессы и явления; методы системного и когнитивного подходов к анализу социальных проблем; методы формального моделирования социальных процессов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: обеспечение научной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс дает знания основных направлений современного менеджмента. Раскрывает психологические требования в бизнес-технологиях и в управлении. Определяет психологические основы эффективности управленческой деятельности, связанной со взаимодействием с людьми. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, современные представления об управлении по ценностям, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у магистрантов практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Речевые, коммуникативные компетенции в профессиональной сфере. Научный стиль речи на материале текстов по специальности. Навыки и умения чтения научной литературы по специальности для формирования профессиональной компетенции. Смысловая структура научного текста, его различные виды. Навыки анализа научной информации на основе обобщения и компрессии. Творческие умения письменной речи на основе вторичных научных текстов, а также текстов, относящихся к различным функционально-смысловым типам речи.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теоретико-методологические основы психологической оценки психического развития детей и подростков
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у магистрантов основы профессионального мышления и этики поведения в психодиагностических ситуациях, навыки психологического оценивания психического развития личности, анализа данных психологической оценки личности подростков и детей В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - объяснять фундаментальные основы использования теории и практики современных психодиагностических парадигм в практике детского психолога; - применять научно-обоснованные психодиагностические методы в консультативной работе детей и подростков, имеющих психологические проблемы; - анализировать данные психологической оценки личности подростков и детей с использованием стандартизированных и не стандартизированных методов; - применять психологические методы психологической оценки личности подростков и детей в индивидуальном, семейном, профессиональном консультировании по запросам различных категорий детей и подростков; - применять этические принципы и нормы в работе с различными категориями клиентов; - разрабатывать исследовательские проекты в области психологической оценки личности подростков и детей; - сообщать и обосновывать выводы и рекомендации относительно диагностической деятельности в профессиональном общении. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: истоки психодиагностики как науки. Структура психодиагностики. Психодиагностика и смежные направления исследований. Психодиагностический метод и диагностические подходы. Тест как основной инструмент психодиагностики. Психологический диагноз. Диагностика черт личности и «измерение индивидуальности». Психодиагностический процесс. Этика психодиагностического обследования. Основы анализа данных психологической оценки личности подростков и детей с использованием стандартизированных и нестандартизированных методов. Теоретико-методологические основы психологической оценки психического развития, современные подходы к организации, методическому обеспечению и проведению изучения развития детей; основные методы психологической оценки, этические принципы специфика, структура и модели построения процесса психологической оценки психического развития детей и подростков.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Исследовательские методы и эксперимент в психологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у магистрантов способность понимать роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - применять теоретические знания для решения конкретных практических задач; - определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования; - осуществлять сбор, изучение и обработку информации; - анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов; - понимать исследовательские проблемы в современной психологии. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: основы исследовательской деятельности и опыт, исследования и их роль в практической деятельности человека; основные понятия научно-исследовательской работы; использование методов научного познания; применение логических законов и правил; накопление научной информации; основные понятия; алгоритмы решения изобретательских задач; охранные документы; международная сертификация, ответственность за нарушения прав автора, применение этических стандартов для оценки психологической науки и практики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История, состояние и тенденции развития современной психологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: овладение магистрантами знаниями теоретических и практических основ развития психологической мысли, основным инструментарием решения проблем психологии как науки на разных этапах её развития. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - анализировать методологические, психологические и исторические оснований построения категориального аппарата психологии; - сопоставлять взгляды выводы теоретиков, определять свои позиции; - систематизировать основные организационные принципы, цели, задачи, методологические приемы современной психологии; - применять теоретические знания в практической деятельности; - анализировать теоретические труды и практические результаты. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Курс позволяет магистрантам получить целостное представление о науке «психология» с момента её зарождения по сегодняшний день. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: система развития науки психологии с древности до наших дней; труды великих ученых, заложивших основы психологии; особенности формирования истории и развития психологической науки в Казахстане; философия, история и системы психологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современные методы статистики в психологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у магистрантов способность понимать основные методологические принципы, теоретические понятия и методические средства использования математического моделирования в процессе организации психологического исследования, обработки и интерпретации его результатов. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - понимать, критически анализировать и применять профессиональные методологические знания, методы исследования; - понимать исследовательские проблемы; - адекватно применять методы математического моделирования к практическим задачам исследования в психологии; - правильно интерпретировать результаты математического анализа данных; - разрешать методологические дилеммы в современной психологии статистики. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: принципы применения статистических методов в психологическом исследовании; тенденции и перспективы развития математического моделирования в психологии, проблема дизайна и анализа экспериментальных данных и анализа соответствующих переменных, таких как многомерная регрессия и мультивариационный анализ. Обучение предусматривает активное применение программ статистической обработки. Магистранты овладеют пониманием основных этических принципов, лежащих в основе психологического исследования и претворения их в практику.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология аномального развития детей и подростков
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование у магистрантов системных, целостных и устойчивых представлений о проблемах и специфике аномального психического развития детей и подростков. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - критически анализировать закономерности и механизмы нормального и аномального психического онтогенеза; - применять теоретический анализ структуры различных аномалий развития. - выделять первичные и вторичные нарушения в структуре дизонтогенеза. - организовывать и проводить психологические исследования с учетом критериев норм развития - грамотно осуществлять патопсихологическое обследование и составлять патопсихологическое заключение; - разрабатывать и реализовывать коррекционно-развивающие программы применительно к различным нейропсихологическим синдромам; - овладеть комплексом практических навыков, позволяющим успешно решать различные прикладные профессиональные задачи в области детской патопсихологии; - предлагать в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: понятие «психический дизонтогенез» в соотношении с другими понятиями. Норма, аномалии и патология в физическом и психическом развитии ребёнка. Критерии нормы развития. Предмет, цель и задачи психологии аномального развития закономерности нормального и аномального психического онтогенеза ребёнка, закономерности психических заболеваний у детей и подростков, клинические и психологические типологии дизонтогенеза, теоретические и практические основы психологического исследования аномального ребенка, основные отечественные и зарубежные теоретические подходы изучения аномального психического развития детей и подростков. Феноменология некоторых психопатологических синдромов, характерных для детского и подросткового возраста. Психогенные реакции в детском возрасте. Феноменология психосоматические нарушения и расстройства в контексте проблемы психического дизонтогенеза у детей. Депрессии в подростковом возрасте. Роль неблагоприятных условий воспитания и окружения в формировании психопатической личности, патохарактерологическое развития личности.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать у магистрантов умение обобщать, систематизировать научную информацию (теоретико-методологические принципы, понятийно-терминологический аппарат педагогики, психологии в рамках современных научных парадигм). При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: - Субъект-субъектное взаимодействие между педагогом и воспитанником: типы, виды, модели воспитания, законы, закономерности и принципы. Экология как взаимоотношение организма с окружающей средой. Экология воспитания. Экология духовной жизни и растущего поколения.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Психологическое консультирование семьи и ребенка
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: профессиональная теоретическая и практическая подготовка магистрантов в области психологического консультирования семьи и ребенка. Данный курс представляет собой оптимальное сочетание теоретического и практического блоков, которые обеспечивают у магистрантов системных знаний в области психологического консультирования семьи и ребенка В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - понимать принципы современного психологического консультирования детей и подростков их родителей; - критически анализировать современные парадигмы консультирования; - применять научно-обоснованные психодиагностические методы в консультативной работе детей и подростков, имеющих психологические проблемы; - организовывать и осуществлять консультативную работу с детьми и подростками и их родителями с позиции целостного и доверительного подхода, используя современные методы психологической интервенции; - применять этические принципы и нормы в работе с различными категориями клиентов; - разрабатывать исследовательские проекты в области психологического консультирования и диагностики детей и подростков - сообщать и обосновывать выводы и рекомендации относительно консультативной и диагностической деятельности в профессиональном общении. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: основные теоретические положения консультирования, его принципы, структуру и задачи. Теории личности как основу психологического консультирования. Содержательную основу и отличительные особенности современных моделей психологической помощи, используемых в психологическом консультировании семьи и ребенка психодинамическую, бихевиорально-когнитивную, гуманистическую модели. Базовые приемы и техники, применяемые в консультировании семьи и ребенка. Особенности развития семьи. Организация системного подхода в осуществлении психологической помощи семье и ребенку. Техники психологического консультирования, применяемые в работе с семьей.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: формирование у магистрантов целостного системного представления о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Возникновение и развитие философии. Возникновение философии. Предмет и метод философии. Исторические типы философии. Основы философского понимания мира. Проблема бытия. Онтология и метафизика. Сознание и язык. Познание и творчество. Научное и вненаучное знание. Наука и техника. Философия человека и ценностный мир Человек. Жизнь и смерть. Смысл жизни. Этика. Философия ценностей. Свобода. Эстетика. Восприятие и создание красоты. Общество и культура. Философия истории. «Мәңгілік ел» - философия Великой степи.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Детская нейропсихология
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: ознакомление магистрантов с теоретическими и практическими основами нейропсихологии, нейропсихологической диагностики, овладение практическими нейропсихологическими методами диагностики ребенка. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - понимать специфику нейропсихологических симптомов и нейропсихологических синдромов на разных возрастных этапах; - грамотно осуществлять нейро и патопсихологическое обследование и составлять нейро и патопсихологическое заключение применять основные методы нейропсихологического обследования; - обосновывать применение методик нейропсихологического обследования (принципы построения, процедура обследования, интерпретация результатов); - критически оценивать результаты нейропсихологического обследования в норме и при отклонениях в развитии; - составлять коррекционные программы на основе данных нейропсихологического диагностического обследования - использовать основные приемы нейропсихологической диагностики в коррекции при нарушениях развития разной этиологии При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: функциональная мозговая организация в онтогенезе, новые подходы к изучению видов отклоняющегося развития, их структура, степень выраженности, возможности нейропсихологической диагностики и коррекции отклонений развития. Локализация высших психических функций, нейропсихологические симптомы, синдромы, факторы; нейропсихологическая диагностика состояний высших психических функций, методы нейропсихологической диагностики; гностические нарушения высших психических функций и их мозговая организация; корковые нейропсихологические синдромы, связанные с локальными поражениями коры головного мозга; афазии, амнезии, нарушения мышления

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Телесно-ориентированные практики в работе с детьми и подростками
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование базовых знаний о теоретических телесно-ориентированной психотерапии и методах практической работы психолога в рамках данного направления с детьми и подростками. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - объяснять специфику современных психологических школ и направлений, необходимых для проведения психологического вмешательства при решении психологических проблем детей и подростков; - проводить развивающую и психокоррекционную работу по оптимизации коммуникативной сферы личности, с учётом индивидуальных особенностей детей; - проводить оценку эффективности коррекционных методов, планировать осуществление психологических вмешательств, соотносить и подбирать соответствующую научную концепцию психотерапии для эффективного разрешения практических вопросов; - самостоятельно разрабатывать коррекционные и развивающие программы, с применением телесно-ориентированной практики в работе с детьми и подростками; - сообщать и обосновывать выводы и рекомендации относительно консультативной деятельности в профессиональном общении При изучении дисциплины магистранты будут рассматривать следующие аспекты: теоретические положения телесно-ориентированной психотерапии; основы телесно-ориентированной психотерапии; диагностика и телесное считывание; особенности соматической вегетотерапии Райха и неорайхианского направления; создание и использование ресурсных трансовых состояний; использование техник телесно-ориентированной психотерапии в клинике; использование техник телесно-ориентированной психотерапии при работе с психосоматическими больными детьми и подростками; детско-родительские отношения в телесно-ориентированной психотерапии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Здоровьесберегающие технологии в работе детского психолога
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: профессиональная теоретическая и практическая подготовка магистрантов в области применения здоровьесберегающих технологий в работе детского психолога, формирование валеологической компетентности магистрантов. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - иметь целостное представление о закономерностях формирования психологического здоровья детей и подростков; - понимать и свободно ориентироваться в комплексе современных научных проблем психологии здоровья; - критически анализировать современные теории о закономерностях психического развития, их интерпретацию, методы и организацию исследований в области детской психологии; - оценивать и анализировать основные научные направления, концепции, источники знания в области здоровьесберегающей психологии; - применять здоровьесберегающие технологии в работе детского психолога; - разрабатывать программы сбереженья психологического здоровья детей, подростков; - комплексно проектировать, организовывать и внедрять здоровьесберегающие технологии с учетом возраста субъектов. При изучении дисциплины магистранты будут рассмотривать следующие аспекты: понимание здоровья и болезни в клинической психологии. Типология нормы в психологии и медицине. Понятие оптимума, акме, вершины жизненного самоопределения. Психологический аспект понимания здорового образа жизни, валеологии, санологии. Методы профилактики и укрепления здоровья. Информирование, консультирование, тренинг как методы профилактики и укрепления здоровья. Создание «психологического портрета». Перспективы практического интегративного укрепления здоровья. Стрессоры, травматические события в жизни здоровой личности. Терапия психической травмы как программа восстановления адаптивных ресурсов человека. Здоровьесберегающие технологии, способствующие улучшению состояния физического и психического здоровья, снижения уровня заболеваемости субъектов образовательного процесса. Особенности реализация в процессе практической деятельности технологий здоровьесбережения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Арт-терапевтические технологии в работе с детьми и подростками
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: ознакомление магистрантов с возможностями применения арт-терапевтических технологий в работе с детьми и подростками. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности:  использовать основные методики и техники арт-терапии;  прогнозировать влияние и последствия психологического вмешательства  самостоятельно разработать план арт-терапевтического занятия;  сочетать методы арт-терапии с другими формами психотерапевтической работы;  применять полученные при изучении курса знания в практической работе психолога с подростками и детьми;  критически анализировать и оценивать эффективность арт-терапии в работе с детьми и подростками  самостоятельно разрабатывать коррекционные и развивающие программы, с применением арт-терапевтических технологий в работе с детьми и подростками При изучении дисциплины магистранты будут рассматривать следующие аспекты: теоретико-методологические подходы и современные тенденции развития арт-терапии, основные виды, формы и современные модели арт-терапии; требования, предъявляемые к личностным качествам, знаниям, опыту арт-терапевта. Психоаналитическая и психодинамическая арт-терапия. Экзистенциально-гуманистическая арт-терапия. Трансперсональная арт-терапия. Особенности, задачи и принципы организации работы психолога – арт-терапевта. Основные подходы отечественной и зарубежных школ в развитии арт-терапии. Диагностические возможности рисунка и рисуночного теста. Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью). Виды арт-терапии, сказкотерапия, библиотерапия, драматерапия. Основные направления в арт-терапии, применяемыми в развивающей и коррекционной работе с детьми и подростками.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Когнитивно-бихевиоральные методы в работе с детьми и подростками
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование базовых знаний о теоретических основах когнитивно-бихевиорального подхода и методах практической работы детского психолога в рамках данного направления. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности:  применять основные методы когнитивно-бихевиорального подхода и понимать их возможное консультативное и терапевтическое приложение  применять научно-обоснованные психокорекционные и развивающие приемы и методы в работе c детьми и подростками, имеющими психологические проблемы;  демонстрировать понимание этических и профессиональных кодексов в рамках которых работают психологи и важность безопасной профессиональной практики для обеспечения психологического благополучия детей и подростков;  объяснять специфику современных психологических школ и направлений, необходимых для проведения психологического вмешательства при решении психологических проблем детей и подростков;  самостоятельно разрабатывать коррекционные и развивающие программы, с применением когнитивно-бихевиоральных технологий в работе с детьми и подростками При изучении дисциплины магистранты будут рассматривать следующие аспекты: основные принципы когнитивно-поведенческой терапии, позиции терапевта в процессе консультирования и области наиболее эффективного применения данного направления в работе с детьми и подростками. Теоретические основы поведенческой психотерапии. Теория классического обусловливания И.П. Павлова. Условно-рефлекторная терапия А. Сальтера.Терапевтическая концепция Дж. Вольпе. Теория «стимул-реакция» К. Халл, Д. Долларда и Н.Миллера.Теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера.Теория социально-когнитивного моделирования А. Бандуры.Теория каузальной атрибуции Дж. Роттера.Теория выученной беспомощности М. Селигмана. Функциональный поведенческий анализ по Кэнферу.Особенности построения взаимоотношений терапевт-клиент в рамках поведенческой психотерапии. Этапы поведенческой терапии. В процессе обучения магистранты смогут получить не только теоретические знания, освоить методологию и базис поведенческой и когнитивной психологии, но так же смогут освоить основные практические навыки из современного арсенала когнитивно-поведенческой психотерапии и входящих в это направление видов и методов психотерапии, применяемых в работе психолога с детьми и подростками.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Особенности развития одаренных детей
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: ознакомление магистрантов с современными представлениями о природе, механизмах, структуре, критериях одаренности детей, с развивающими технологиями креативности, с особенностями организации системы психологического сопровождения одаренных детей и подростков. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - применять диагностический инструментарий, направленный на выявление одаренности, уровня развития творческих и интеллектуальных способностей, творческого мышления и воображения; - организовывать групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие одаренности у детей и подростков; - осуществлять комплексную психодиагностику одаренности и креативности; - применять основные методы актуализации творческого поиска в практике; - разрабатывать основные компоненты программы по развитию интеллектуального творческого потенциала ребенка. При изучении дисциплины магистранты будут рассматривать следующие аспекты: основные направления, теории и проблемы психодиагностики особенностей развития и специальных способностей одаренных детей; демонстрация различных подходов к созданию условий и обеспечения развития одаренности. Особенности психосоциального развития одаренных людей. Формирование «Я-концепции» одаренной личности как проблема теории воспитания. Одаренный ребенок в системе домашнего воспитания. Дополнительное образование как фактор развития детской одаренности. Теория и практика развития лидерской одаренности. Семья как фактор развития детской одаренности. Исследовательское поведение и креативность. Творческая одаренность и жизненный успех. «Интеллект жизненного успеха». Модели обогащения содержания образования одаренных детей.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Теория и практика детского психоанализа
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: ознакомление магистрантов с основами теоретических и клинических аспектов основных психоаналитических концепций психических расстройств в детском и подростковом возрасте, а также особенностей психоаналитической терапии при этих состояниях. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - разрабатывать программы психоаналитического сопровождения личности и клиентской группы. - выбирать адекватные проблемным ситуациям методы и методики психотерапевтической помощи; - применять методы практической психотерапии в психологических и педагогических исследованиях - демонстрировать понимание этических и профессиональных кодексов в рамках которых работают психологи и важность безопасной профессиональной практики для обеспечения психологического благополучия детей и подростков; - планировать и проводить психотерапевтический сеанс в психоаналитическом направлении - объяснять специфику современных психологических школ и направлений, необходимых для проведения психологического вмешательства при решении психологических проблем детей и подростков. При изучении дисциплины магистранты будут рассматривать следующие аспекты: психоаналитический подход к процессу развития ребенка; история развития психоаналитических идей; предпосылки психоаналитических концепций; техника детского психоанализа; основы психотерапевтических отношений; отношения терапевта и пациента: начало и окончание терапии, перерывы, тревоги терапевта и пациента, особенности переноса в работе с ребенком и в работе с родителями, цели психотерапевтической работы; аутизм, работа с подростками, внутренний мир младенца, работа с переносом и контрпереносом, работа с детьми до 5 лет, работа с усыновленными детьми, нарциссические расстройства, включая расстройства пищевого поведения, краткосрочная психоаналитическая терапия.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Психология и психотерапия детско-родительских отношений
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование у магистрантов теоретических знаний по проблемам психологии семьи, а также умений и навыков семейного консультирования и психотерапии В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - самостоятельно определять состояние семейной системы, нормативные и ненормативные кризисы семейных отношений; - грамотно строить программы оказания помощи детям и подросткам в гармонизации детско-родительских отношений. - интерпретировать содержание различных направлений современной консультативной теории и практики - применять психологические методы и техники в индивидуальном, семейном консультировании по запросам различных категорий клиентов; - сообщать и обосновывать выводы и рекомендации относительно консультативной деятельности в профессиональном общении - адекватно определять область применения навыков семейного терапевта. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: история развития зарубежной семейной психотерапии. Подход Александера: сотрудничество, сопутствующее лечение, совместная терапия. Подход Комитета по семье США: психоаналитическая и системная позиции. Подход Леванта: подходы, ориентированные на семейную историю, подходы, ориентированные на структуру и процесс, подходы, ориентированные на переживание. История развития отечественного семейного консультирования и психотерапии. Современное состояние и развитие семьи; уровни семейных отношений; нарушения семейного функционирования и пути их предупреждения и преодоления; супружеские отношения как определяющее в структуре семьи; специфика родительско-детских отношений в неполной семье, однодетной. Содержание занятий направлено на отработку консультативных и диагностических умений и представлено демонстрационными сессиями, групповыми супервизиями, знакомством с диагностическим инструментарием, используемом в работе с семьей, PR-группами, применением техник и приемов,направленных на изучение семьи.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON1

    Демонстрировать глубокие знания о современном состоянии и тенденциях развития научного познания в области детской психологии.

  • Код ON2

    Объяснять интегративные процессы в системе научного знания из возрастной, семейной, медицинской и коррекционной психологии и психологического консультирования, принципов психологической интервенции в области детской психологии, формирующих разные направления детской психологии.

  • Код ON3

    Осуществлять самостоятельную аналитическую и экспертную деятельность в сфере детской психологии.

  • Код ON4

    Применять методы и приемы психологической интервенции в работе с детьми и подростками.

  • Код ON5

    Собирать психологические данные, определять соответствующие тактики психологического помощи, разрабатывать и осуществлять самостоятельные оригинальные проекты в сфере научных психологических исследований.

  • Код ON6

    . Организовывать и реализовывать консультативную деятельность в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, детских организациях здравоохранения, образования, в частных учреждениях, в спортивных организациях.

  • Код ON7

    Формулировать проблемы и задачи научного исследования, выбирать соответствующую методологию, определять этапы исследования, оценивать и интерпретировать полученные результаты.

  • Код ON8

    Разрабатывать и осуществлять самостоятельные оригинальные проекты в области детский психологии, используя современный психологический инструментарий.

  • Код ON9

    Обрабатывать, анализировать, синтезировать экспериментальные данные с теоретическими подходами в области детской психологии и возрастно-психологического консультирования, применяя знания методологических подходов в интерпретации психологических данных.

  • Код ON10

    Аргументированно представлять полученные результаты и выводы на научной презентации или защите, генерировать полученные научные знания в собственное научное исследование по детской психологии.

  • Код ON11

    Корректно формулировать и аргументированно решать возникающие профессиональные проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики психолога

  • Код ON12

    Быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем науки.

Top