6B05201 География в СКУ им. Козыбаева
-
Цель образовательной программы Подготовка профессионалов, владеющих компетенциями в сфере системы природопользования, естественно-научных исследований для реализации устойчивого развития общества и географической среды
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Северо-Казахстанский университет имени М.Козыбаева
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B052 Наука о земле
-
Предметы на ЕНТ Математика и География
-
Область образования 6B05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 6B052 Окружающая среда
Дисциплины
-
Введение в профессиональную деятельность
Дисциплина о формировании среды для осознания обучающимися будущей профессиональной специализации, соотнесения жизненных установок и целей с будущей профессиональной деятельностью, планирования личного развития в сфере будущей профессиональной деятельности, а также осознания сущности, содержания и социального назначения будущей профессиональной деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Землеведение
Дисциплина, изучающая историю становления и развития географической науки, общие сведения о Земле, географической оболочке и ее компонентах.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Геология и геотектоника
Дисциплина о вещественном составе литосферы, геологических процессах, протекающих на земной поверхности и тектонических процессах, происходящих в недрах Земли.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы экономики, предпринимательства и финансовой грамотности
Дисциплина направлена на повышение уровня финансовой грамотности обучающихся и формирование у них базовых знаний в области экономической теории, предпринимательства и финансовой грамотности. Курс охватывает ключевые аспекты управления личными финансами, включая рациональное принятие финансовых решений, решение возникающих финансовых проблем и распознавание финансовых мошенничеств.Обучающиеся изучают основы общественного производства, формы хозяйства, теорию спроса и предложения, а также издержки производства и рынки факторов. Особое внимание уделяется практическим навыкам, что способствует уверенности обучающихся в управлении своими финансами и понимании основ экономической деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Структурная геология
Дисциплина, изучающая морфологию, закономерности размещения и пространственные взаимоотношения структурных форм в земной коре, а также нарушающие их деформационные процессы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы права и правового регулирования
Дисциплина направлена на формирование базовых знаний о правовой системе и принципах правового регулирования. Способствует развитию правосознания, правовой культуры и гражданской ответственности. В результате изучения дисциплины обучающийся способен анализировать правовые аспекты различных событий и действий, осознает важность соблюдения норм права в обществе.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Происхождение и эволюция биосферы
Дисциплина формирует синтезированные знания в области теории и основных этапов эволюции биосферы, о закономерностях и движущей силе эволюции биосферы, об этапах развития жизни на Земле и прошлом биосферы для применения их при оценках современного состояния и определения приоритетов развития человеческой цивилизации. По результатам освоения дисциплины обучающийся владеет знаниями о прошлом биосферы для применения их при оценках ее современного состояния, о пределах влияния человеческой деятельности на организованность биосферы для определения стратегии развития человеческой цивилизации; способен к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач и принятии решений.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Картография с основами топографии
Дисциплина, формирующая базовые знания и представления о методах создания картографических произведений, об явлениях, изображаемых на карте, а также навыков работы с картографическими произведениями и умений решать по картам учебные, научные и прикладные задачи.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Концепции современного естествознания
Дисциплина изучает предмет, содержание, задачи современного естествознания, связь с другими науками, методологию научного познания, научные методы исследования; охватывает основные принципы и теоретические основы естественных наук, их развитие и вклад в современное понимание мира; по завершению изучения дисциплины обучающийся демонстрирует владение концептуальных основ и методологических подходов в различных областях естествознания.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Человек и биосфера
Дисциплина изучает вопросы взаимоотношении человечества с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы; причины экологических кризисов; определяет пути решения глобальных экологических проблем и роль устойчивого развития в гармонизации отношений природы и человечества. По результатам освоения дисциплины обучающиеся способны устанавливать причины экологических проблем различного уровня, находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях человечества с окружающей средой.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Геоморфология
Дисциплина изучает рельеф земной поверхности, его строение, происхождение, распространение, историю развития и современное состояние и динамику.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Рельеф суши и дна океана
Дисциплина о рельефе суши, дна океанов и морей со стороны его внешнего облика, происхождения, возраста, истории развития, современной динамики, закономерностей группировки и распространения составляющих его форм.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Биогеография
Дисциплина, изучающая основные теоретические положения и прикладные направления современной биогеографии, формирование и развитие ареалов в пространстве и времени, связь компонентов биоты с географической средой, принципы биогеографического районирования суши и океана, историю формирования и развития основных современных флористических и фаунистических царств, основные закономерности географического размещения биомов, вертикальную поясность и особенности островной биогеографии.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы искусственного интеллекта
Дисциплина изучает основные концепции и принципы искусственного интеллекта (ИИ), его роль в различных сферах деятельности, современные инструменты и технологии, а также влияние ИИ на общество. В рамках курса рассматриваются фундаментальные аспекты работы ИИ, включая обработку естественного языка, компьютерное зрение, генеративные модели и интеллектуальный анализ данных. Особое внимание уделяется практическому применению ИИ без необходимости программирования, этическим аспектам его использования и перспективам развития. В результате изучения дисциплины обучающийся способен анализировать и интерпретировать данные, использовать современные ИИ-инструменты для решения профессиональных задач, понимать ключевые тенденции в области искусственного интеллекта и критически оценивать влияние ИИ на общество и экономику.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Гидрология с основами гидрогеологии
Дисциплина о гидросфере, поверхностных и подземных водах, их ресурсах и составе, закономерностях пространственного распределения, взаимодействия с окружающими земными оболочками, о практическом значении, рациональном использовании и охране вод.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экология и устойчивое развитие
Дисциплина изучает формирование современных системных представлений о закономерностях устойчивого развития природы и общества, взаимодействия живых организмов и среды обитания; проблемы, связанные с антропогенным воздействием на окружающую среду. Экология как наука. Краткая история ее становления, основные задачи и методы. Разделы экологии. Экологические факторы и их классификация. Абиотические и биотические факторы. Антропогенные факторы – особая группа экологических факторов. Экологическое значение основных абиотических факторов: освещенности, температуры, влажности, солености и др. Лимитирующие факторы. Закон минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда. Диапазон толерантности. Стенобионтные и эврибионтные организмы. Экологические проблемы Республики Казахстан, пути решения. Глобальные экологические проблемы. Концепция устойчивого развития, механизмы достижения целей устойчивого развития (ЦУР).
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Инклюзивные практики в профессиональной деятельности
Дисциплина охватывает историю и философию инклюзии, адаптацию профессиональной среды, использование ассистивных технологий, стратегии взаимодействия и коммуникации, этические аспекты инклюзии, а также вопросы трудоустройства и профессиональной адаптации людей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы антикоррупционной культуры
Дисциплина изучает формирование у обучающихся понимания коррупции как социального явления и ее негативного влияния на общество. Способствует развитию правосознания и правовой культуры, а также формирует активную гражданскую позицию в противодействии коррупции. В результате изучения дисциплины обучающийся приобретает навыки анализа ситуаций и действий в контексте антикоррупционного законодательства, осваивает основные нормативно-правовые акты, регулирующие борьбу с коррупцией.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Почвоведение и земельные ресурсы
Дисциплина о происхождение, развитии, строении, составе, свойствах, плодородии почв и земельных ресурсах, мерах по их охране и рациональному использованию человеком.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
География почв с основами почвоведения
Дисциплина о происхождении, свойствах, динамике и географическом распространении почв как естественных образований и как объектов хозяйственного использования; научном обосновании экологической роли почв в природе и жизни человека, необходимости охраны почв от разрушения и загрязнения, рационального их использования.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Климат Земли
Дисциплина, изучающая климат земного шара, закономерности климатообразования и распределения по территории Земли.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Дисциплина, изучающая основные методы исследований, методы планирования эксперимента и статистической обработки экспериментальных данных.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы безопасности жизнедеятельности
В дисциплине изучаются вопросы законодательных и правовых актов в области безопасности и жизнедеятельности, предназначенные для воспитания культуры безопасности, подготовки обучаемых к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных, в том числе чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера, формирования у них здорового и безопасного образа жизни, умений и навыков оказания первой помощи, получения начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, подготовки по основам военной службы, а также приобретения навыков в области гражданской обороны.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Геоэкология
Дисциплина, изучающая геоэкологию литосферы, атмосферы, гидросферы, педосферы, биосферы и их экологические функции, антропогенные изменения геосфер и геоэкологические проблемы, связанные с воздействием человечества на природную среду, геоэкологическое районирование территорий; по результатам изучения дисциплины обучающийся способен применять знания основ и принципов организации и проведения наблюдений, анализа за состоянием ОС, уровнем загрязнения сред (геосфер).
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Физико-географическое районирование
Дисциплина о физико-географическом районировании как об одной из главнейших теоретических и практических проблем современной физической географии.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Геохимия окружающей среды
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с комплексом естественнонаучных дисциплин, изучающих Землю и объекты природы как на ее поверхности, так и их внутреннее строение, и химический состав; знакомит с системой основных научных знаний по химическому составу, строению Земли, земной коры, свойствам и истории происхождения химических элементов Земли. По результатам освоения дисциплины обучающийся владеет основными методами геохимических, биогеохимических и эколого-геохимических исследований, а также методикой сбора и обработки геохимической информации.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Природные и антропогенные ландшафты
Дисциплина, формирующая систематизированные знания практической и теоретической направленности в области изучения структуры и функционирования природно-антропогенных ландшафтов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Геоинформационные системы в естественных науках
Дисциплина, изучающая основы интеграции пространственных данных, стандартные функции ГИС, методологические аспекты применения ГИС в естественных науках, естественно-научных исследованиях, по завершении изучения дисциплины обучающийся способен демонстрировать знания принципов, методов создания и использования ГИС для решения практических задач.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы и методология географических исследований
Дисциплина о содержании и назначении различных географических методов и развитие умения их применении в отраслевых и комплексных физико-географических дисциплинах.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Медицинская география
Дисциплина, изучающая влияние природных, хозяйственных и социальных условий различных территорий на здоровье людей, их населяющих.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Физическая география и экология Казахстана
Дисциплина изучает природные условия, природные особенности территории Казахстана, геологическую историю развития, тектонические структуры и связанные с ними полезные ископаемые, климат, рельеф, природные воды, растительный и животный мира, ландшафты, физико-географическое районирование Казахстана, экологическую ситуацию и экологические проблемы регионов страны, экологическое право Республики Казахстан и вопросы устойчивого развития.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы геоинформационных систем
Дисциплина изучает аспекты развития ГИС, принципы функционирования и применения, инструменты и методы ГИС, типологию ГИС, источники данных, создание баз данных, этапы проектирования ГИС; по завершении изучения дисциплины обучающийся будет владеть теоретическими основами и практическими навыками проведения исследований средствами современных геоинформационных технологий.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Радиационная экология
Дисциплина изучает действие радиации как экологического фактора на всех иерархических уровнях биосферы, рассматривает действие ионизирующих излучений на биологические объекты различного уровня сложности и структурной организации, пути решения проблемы радиоактивных отходов принципы и методы радиоэкологического нормирования и нормы радиационной безопасности. По результатам освоения дисциплины обучающийся владеет методами и приемами радиоэкологических исследований в полевых и в лабораторных условиях, средствами радиационного контроля; способен использовать приборы радиационного контроля для оценки радиационной опасности окружающей среды.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
География материков и океанов
Дисциплина, изучающая разнообразие природы материков и океанов и природных факторах, определяющих региональные особенности территорий и акваторий, их влиянии на жизнедеятельность людей и экологическое состояние.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 8
-
География населения
Дисциплина, формирующая представления о территориальной организации населения и географических подходах к изучению населения и систем расселения.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экономическая и социальная география Казахстана
Дисциплина, формирующая комплексные представления об основных закономерностях и специфике территориальной организации населения и хозяйства РК и ее районов с выделение основных проблем социально-экономического развития в современный период.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 7
-
Урбогеография
Дисциплина, изучающая сущность, закономерности зарождения и развития городов, их основные функции.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Физическая география Центральной и Средней Азии
Дисциплина, формирующая знания о физико-географическом положении, природе и районировании территории Центральной и Средней Азии.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 8
-
География городов и сельских поселений
Дисциплин, формирующая знания о системе, основных этапах развития городских и сельских поселений, их классификациях, региональных особенностях.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Управление рисками в эколого-географических научных исследованиях
Дисциплина изучает задачи, основные этапы научного познания, объект и предмет, методы и этапы эколого-географических исследований, возможные риски в эколого-географических исследований; по завершении изучения дисциплины обучающийся способен демонстрировать умение самостоятельно организовывать, проводить эколого-географические исследования, интерпретировать полученные результаты и применять их для решения практических задач.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
География природных ресурсов и ресурсоведение
Дисциплина, изучающая закономерности распространения природных ресурсов на поверхности Земли, территориальные особенности и проблемы неравномерного размещения природных ресурсов, ресурсообеспеченности континентов и различных регионов мира, проблемы рационального использования природных ресурсов мира и пути их решения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Территориальное проектирование и районная планировка
Дисциплина, формирующая современное мировоззрение в сфере градостроительного развития, территориального устройства поселений, проектирования территориальных пространственных систем, планирования и управления.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Кадастры природных ресурсов
Дисциплина, изучающая принципы и приемы сбора, систематизации, обобщения, использования информации кадастрирования, составление кадастровой оценки природных ресурсов, правовые основы кадастровой деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экономическая, социальная и политическая география стран и регионов мира
Дисциплина, формирующая систематизированные, целостные представления о закономерностях размещения хозяйства и общества, привитие навыков анализа политических, социальных и экономических процессов в мире в целом, в отдельных странах и их типологических группах.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 8
-
Технико-экономические основы производства
Дисциплина, изучающая закономерности размещения и территориальной организации производства на основе знания технологических и технико-экономических особенностей производства в различных сферах и отраслях экономики.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Геоинформационное моделирование и проектирование
Дисциплина, формирующая теоретические знания и практические навыки по применению современных способов создания информационных система на основе совокупности методов проектирования геоинформационных технологий, технологий моделирования.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы заповедного дела
Дисциплина о теоретико-методологических основах и практике заповедного дела, развитии экологических знаний и ценностных ориентации на основе изучения системы территориальной охраны природы в глобальном, национальном и региональном аспектах и в ее историческом развитии.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Рекреационная география с основами туризма и краеведения
Дисциплина о территориальных туристско-рекреационных системах мира, условиях и факторах их формирования, тенденциях развития рекреации и туризма в странах и регионах мира, а также комплексного научно-исследовательского и популяризаторского изучения определённой территории.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Региональные проблемы Северного Казахстана
Дисциплина, изучающая социально-экономические, экологические аспекты региональных проблем Северного Казахстана.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
География отраслей мирового хозяйства
Дисциплина, изучающая закономерности территориальной и структурной организации мирового хозяйства в целом и на уровне регионов, стран и отдельных районов в них, происходящих процессов социально-экономического развития.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 8
-
География Северного Казахстана
Дисциплина, изучающая физико-географическое положение, экономико-географическое и экологическое состояние Северного Казахстана.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
ГИС-практикум
Дисциплина, формирующая основные умения и навыки работы с географическими информационными системами.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
Результаты обучения
- Обладает навыками информационной грамотности, осуществляет использование языковых средств в устной и письменной формах для свободного общения в разной языковой и культурной среде, использует научные методы и приемы для написания и обоснования основных видов научного исследования, анализирует возможности и ограничения искусственного интеллекта, применяет современные ИИ-инструменты для обработки и интерпретации данных в профессиональной деятельности.
- Применяет в практической деятельности базовые философские, социально-политические, правовые и финансовые знания для эффективной адаптации в изменяющихся социокультурных и экономических условиях, обеспечивающих как личную, так и социально-экономическую устойчивость, придерживается принципов инклюзивности и равных возможностей, проявляет гражданскую позицию на основе анализа основных этапов исторического развития Казахстана
- Применяет в процессе деятельности нормативно-технические акты в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды, с ориентиром на здоровый образ жизни, использует знания и навыки рационального природопользования и защиты в чрезвычайных ситуациях.
- Анализирует и объясняет научные теории и концепции современного естествознания, наблюдает, прогнозирует зависимость между природными процессами и деятельностью человека; применяет новейшие достижения науки в географических исследованиях.
- Анализирует и систематизирует теоретические и прикладные задачи географии, разрабатывает программу геоэкологического мониторинга, интерпретирует, ранжирует виды хозяйственной деятельности режимам природопользования
- Осуществляет визуальные и инструментальные картографические работы и исследования, применяет ГИС-технологии для оценки, прогноза и моделирования геосистем различного уровня с учетом экономики, социума, экологической ситуации
- Планирует и проводит системный, структурный анализ в исследовании компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы, педосферы и определяет их внутренние, внешние взаимосвязи для оценки и прогноза развития природных процессов географической оболочки, определяет влияние современных факторов на формирование и развитие процессов происходящих в геоструктурах, почвенно-растительных сообществах, водных системах, видовом разнообразии ландшафтов.
- Определяет, сравнивает естественные и антропогенные ландшафты, производственно-территориальные комплексы для оценки их состояния, планирования, поиска решения социальных, экономических и экологических проблем региона; объясняет, формулирует взаимосвязи геосистем с экосистемами различного ранга реконструкции, оптимизации среды в рамках устойчивого развития
- Распознает в экономических, социальных; политических процессах, явлениях, ситуациях закономерности научных основ географии; сравнивает, противопоставляет, обсуждает, проводит обобщение и различие, классифицирует, аргументирует, систематизирует социально-экономические, политические системы различного ранга и современные процессы, происходящие в них.
- Осуществляет научный анализ территориального размещения природных ресурсов, разрабатывает методики оценки природно-ресурсного потенциала, ресурсообеспеченности, ресурсных циклов в современных реалиях социально-экономического и научно-технологического развития мира.
- Объясняет и применяет законы и закономерности развития географической оболочки в мониторинге природно-территориальных систем, географической среды с использование комплексных географических методов исследований и системного подхода; применяет, интерпретирует и обрабатывает данные визуальных, инструментальных наблюдений, измерений с учетом географических факторов.
- Анализирует и оценивает результаты своей профессиональной деятельности, критически и творчески решает вопросы саморазвития; анализирует и объясняет: дифференциацию и интеграцию естественных наук, применяет естественно-научные методы на глобальном, региональном и локальном уровнях геосистем, планирует и руководит научно-практической деятельностью в области естественных наук и оценивает ее эффективность