Инновационная образовательная программа 7M02322 Лингвистика в ИнЕУ

  • Цель образовательной программы обеспечить подготовку квалифицированного конкурентоспособного специалиста по лингвистике, обладающего критическим мышлением, способным ориентироваться в информационных потоках в соответствии с высокими академическими стандартами, осуществлять самостоятельные научные исследования на основе целесообразного выбора методологии, разрабатывать проекты, быть успешным посредником в сфере профессионального и межкультурного общения
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 1,5 года
  • Объем кредитов 90
  • Группа образовательных программ M057 Лингвистика
  • Предметы на ЕНТ
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература
  • Актуальные проблемы современного языкознания / литературоведения
    Кредитов: 5

    Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Психолингвистика: основные понятия. Нейролингвистика. Теория коммуникации, теория речевых актов, прагматика. Лингвистические гендерные исследования. Этнолингвистика. Принцип антропоцентризма и его решение в казахском/русском языкознании: понятие «языковая личность». Исследования дискурса: история и перспектива. Когнитивное направление в современной лингвистике: цели, задачи, центральные идеи и положения теории. Значение слова как достояние индивида: слово и концепт, значение и смысл. Ментальный лексикон: модели организации знания человека. Теория концептов. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике казахского/русского языка. Лингвистика текста: история, проблемы и перспективы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Теория и практика межкультурной коммуникации
    Кредитов: 5

    Теория межкультурная коммуникации как учебный предмет. Культурно-антропологические основы МКК. Проблема «чужеродности» культуры и этноцентризм. Межкультурная коммуникация и изучение иностранных языков. Коммуникация и культура. Формирование межкультурной компетенции. Основные положения МКК. Психологические аспекты МКК. Социальная категоризация и стереотипизация. Аккультурация как освоение чужой культуры. Национальный характер как основа психологической идентичности. Параметры сопоставления психологической идентичности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Новые направления языкознания / литературоведения
    Кредитов: 5

    Новые направления языкознания / литературоведения. Приоритетные парадигмы лингвистики конца XX - начала XXI вв. Принцип антропоцентризма и его решение в казахском/русском языкознании. Основные направления и школы казахского/ русского языкознания. Художественный метод и творчество писателя. Мастерство писателя. Динамика художественных систем и творчество мастеров русской литературы Х1Х-ХХ вв. Психологизм русской литературы. Мифопоэтическое начало. Макро- и микроконтексты творчества художника. Жанровая эволюция русской литературы в творчестве художников. Произведение как художественное целое.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основы научных исследований
    Кредитов: 4

    Введение в основы научных исследований. Организация научно-исследовательской работы в Казахстане. Наука и научное исследование. Методология научных исследований. Формулирование темы научного исследования. Формулирование цели и задач исследования. Подготовительный этап научно-исследовательской работы. Сбор научной информации. Написание и оформление научных работ магистрантов. Язык и стиль научной речи. Рецензирование научно-исследовательских работ. Особенности подготовки, оформления и защиты магистерских работ.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методология написания научных работ
    Кредитов: 4

    Познание как вид человеческой деятельности. Язык как объект научного познания. Принципы, методы и приемы изучения языка. Актуальные проблемы филологической методологии. Методы и приемы внутренней лингвистики в диахронии. Методы и приемы внутренней лингвистики в синхронии. Антропоцентрическая парадигма в лингвистике. Методы и приемы внешней лингвистики. Методы и приемы анализа текста. Методы и приемы анализа дискурса. Приемы лингвостатического анализа. Методы и приемы прикладных филологических исследований.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Лингвистика текста
    Кредитов: 5

    Лингвистика текста как интегрирующая филологическая дисциплина. Текст и дискурс. Текст как целое. Сильные позиции текста. Понятие межфразовой связи. Когезия и когерентность как две формы формирования связности текста. Коммуникативная стратегия автора и ее интерпретация адресатом. Функционально-стилистическая типология текстов. Текст и речевой жанр.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Социолингвистика
    Кредитов: 5

    Социолингвистика как отрасль языкознания. Основные понятия социолингвистики. Функции языка и речи. Формы существования языка. Языковой код. Социально-коммуникативная система. Языковая ситуация. Многоязычие и языки-посредники. Языковые контакты как главный фактор языковой эволюции. Речевое общение и социальные роли говорящих. Методы и приемы социолингвистических исследований. Актуальные проблемы современной социолингвистики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 3

    Овладение иностранным языком на уровне международных стандартов С1 и С2. Восприятие на слух сообщений информационного и профессионального содержания. Специфика устной речи и нормы произношения: орфоэпическая норма английского языка. Семантическая, структурная и коммуникативная целостность текста, его единицы. Лексико-грамматические особенности жанров научного стиля и изложение в устных и письменных разновидностях.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Менеджмент и психология управления
    Кредитов: 3

    Методологические основы планирования стратегического развития учреждений. Особенности планирования деятельности образовательных учреждений. Определение целевой направленности и стратегии развития образовательных учреждений. Анализ и методологические подходы к рационализации системы планирования результатов деятельности образовательных учреждений. Методические положения рационализации стратегического планирования развития образовательной системы и ее учреждений. Психологические основы управления образовательными учреждениями. Оценка эффективности планирования деятельности системы образования и образовательных учреждений.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Компьютерное моделирование и проведение научного эксперимента
    Кредитов: 5

    Базовая система навыками планирования эксперимента и статистической обработки результатов; методические основы научного познания; методы теоретических исследований; экспериментальные исследования; основы теории случайных ошибок и методов оценки случайных погрешностей в измерениях; методы обработки экспериментальных исследований; методы математической статистики; выборочные наблюдения; методы прогнозирования научных исследований; имитационные модели компьютерных систем.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психолингвистика
    Кредитов: 5

    Психолингвистика как комплексная наука. История возникновения и развития психолингвистики. Определение объекта и предмета психолингвистики. Речевая деятельность. Механизмы речевой деятельности. Основные виды речевой деятельности. Психологическое содержание речевой деятельности. Структура речевой деятельности. Язык как основное средство осуществления речевой деятельности. Понятие о знаках языка и их основных функциях. Семантическая структура слова как знака языка. Психолингвистическая характеристика текста как универсального знака языка и средства осуществления речевой коммуникации. Методы психолингвистических исследований.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Компьютерная лингвистика
    Кредитов: 3

    Информационные технологии в лингвистических исследованиях. Компьютерная лингвистика как прикладная лингвистическая дисциплина. Когнитивный инструментарий компьютерной лингвистики. Компьютерная лингвография. Информационные измерения в текстах на естественном языке. Корпусная лингвистика. Семантический анализ текстов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Лингвопрагматика
    Кредитов: 5

    Лингвопрагматика как лингвистическая дисциплина: проблемы и принципы. Связь лингвопрагматики и аксиологии. Различные подходы к классификации речевых актов. Классификации речевых актов Дж. Остина, Дж. Серля, Д. Вундерлих, В. Моч, Р. Паш. Речевые акты сообщения. Речевые акты побуждения. Оценочные речевые акты. Основные подходы к определению понятия «дискурс». Характеристики дискурса. Импликатуры. Дейктические компоненты высказывания. Пропозиция и пресуппозиция. Теория дискурс-анализа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Психологизм художественной литературы
    Кредитов: 5

    Проблема художественного психологизма: теоретические аспекты. Образ человека в литературе: исторические модели персонажа. Поэтика психологизма (особенности психологического письма в прозе ХХ века). Национальные языковые картины мира и научные картины мира. Национальная специфика общелитературного языка. Язык как когнитивный механизм, формы представления знаний о мире (скрипты, сцены, фреймы, сценарии). Психоаналитическое литературоведение.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Когнитивная лингвистика
    Кредитов: 5

    Когнитивная лингвистика как наука. Основные понятия когнитивной лингвистики. Ментальная репрезентация знания. Проблема обозначения в когнитивистике. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики. Структура концепта и методика его описания. Концепт как основа языковой картины мира.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Лингвистическая экспертиза текста
    Кредитов: 5

    Общая характеристика лингвистической экспертизы. Феномены языка и речи в лингвистической экспертизе текста. Приёмы речевого воздействия как объект исследования лингвистической экспертизы текста. Технология экспертной деятельности. Классификация экспертиз по уровням языка. Вербальные и невербальные аспекты объектов исследования в лингвистической экспертизе. Основные методы лингвистической экспертизы.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Типологическое языкознание
    Кредитов: 5

    Типология языков как особый раздел языкознания. Предмет типологии языков. Разделы типологии языков. Содержание термина типология языков. История типологического языкознания. Предшественники и основоположники типологии языков. Изучение структуры языков в XIX в. Виды сопоставительных исследований. Сравнительно-историческое языкознание и ареальная лингвистика в сопоставлении с типологическим языкознанием. Типологические исследования в XX в. Контрастивная лингвистика: история возникновения и развития, принципы исследования, основные понятия

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Медиалингвистика
    Кредитов: 3

    Теоретические основы медиалингвистики. Медиатекст как основная категория медиалингвистики. Медиатекст: структура и содержание понятия. Динамика типологического описания медиатекстов. Основные типы медиатекстов: новости, информационная аналитика, публицистика, реклама. Лингвомедийные свойства основных типов медиатекстов. Диалогичность как фундаментальная характеристика медиатекста. Медиатекст в когнитивно-культурологическом аспекте. Тексты массовой информации в свете взаимодействия культур.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Код ON1

    Владение иностранным языком как средством профессионального общения, средством повышения своего профессионального и личностного уровня

  • Код ON2

    Владение фундаментальной научной базой, позволяющей ориентироваться в комплексе мировоззренческих проблем современной науки в целом

  • Код ON3

    Оценивание проблемы, прогнозирование результатов межкультурной коммуникации, разработка и применение тактики разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной и социальной сферах

  • Код ON4

    Осуществление трансформации текстов различных типов и создание на базе трансформируемого текста новые тексты, научное редактирование и комментирование текстов, разработка медийных проектов, мобильных приложений в сфере языкового контроля, образования и культуры

  • Код ON5

    Способность на основе глубоких знаний, философии, актуальных направлений социальных наук, проявление научного мировоззрения и гражданской позиции в своей профессиональной деятельности, через активное участие в формировании казахстанской модели развития в период ускоренной модернизации республики

  • Код ON6

    Обладание базовыми знаниями в области гуманитарных наук, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления

  • Код ON7

    Критический анализ методологического аппарата лингвистики, обобщение результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов и современного программного обеспечения

  • Код ON8

    Навык самостоятельной творческой, исследовательской работы, умение эффективно и эффективно организовать свою деятельность, представление о возможностях коммерциализации результатов своей научной работы

  • Код ON9

    Владение принципами создания электронных языковых ресурсов (текстовых, речевых и мульти модальных корпусов; словарей, тезаурусов, онтологии; фонетических, лексических, грамматических и иных баз данных и баз знаний) и умением пользоваться такими ресурсами

  • Код ON10

    Владение основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями

  • Код ON11

    Проведение лингвистических исследований, используя классические и новые методы анализа языкового материала, определение, вычленение из текста и проведение анализа единиц разных уровней

Top