Новая образовательная программа

8D05103 Биофизика в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Качественная подготовка междисциплинарного специалиста высшей квалификации в области биофизики, способного трактовать основные принципы современного естествознания и биофизики; обладающего современной методологией научного поиска и навыками работы на научном современном медико-биологическом экспериментальном оборудовании, способного систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений биофизики и биологии с целью дальнейшего применения этих знаний при осуществлении диссертационного исследования и готового осуществлять самостоятельные научные исследования на основе адекватного описания объекта исследования, выбора методологии с проекцией на развитие перспективных инновационных направлений биофизик. Специалист – биофизик способен давать оценку и определять значимость того или иного продукта своей и иной научной деятельности, аргументированно представлять и отстаивать собственное научное мнение на научных дискуссиях, используя их рабочий язык; готового к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств и организации работ по практическому использованию и внедрению своих результатов.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D080 Биология
  • Направление подготовки 8D051 Биологические и смежные науки
  • Теоретическая биофизика
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины - сформировать теоретические знания по основным разделам биофизики, и дать теоретико-методологическую основу понимания природы биологических явлений, обосновать и обсудить проблемы математического моделирования биологических процессов на разных уровнях организации живого. Дисциплина рассматривает физические особенности, динамические и электронные свойства структурной единицы живого - макромолекулы, физико-химические механизмы трансформации энергии в биоструктурах. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. описать основные методы биофизики; 2. объяснить специфику и организовать проведение биофизического исследования; 3. классифицировать методы исследования в биофизике; 4. обосновать роль и значение биофизических подходов в изучении живого; 5. провести биофизические исследование актуальное для формирования экспериментальных навыков у докторантов Дисциплина направлена для освоения теории и практики использования современных образцов высокотехнологичного физико-химического оборудования, необходимого для биофизических исследований, применения его в медицине, клинических лабораториях, научно-исследовательских учреждениях.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Термодинамика биологических процессов
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является формирование системного понимания биофизических процессов, умения аргументировано доказывать теоретические положения, объясняющие природу общих закономерностей превращения энергии в форме тепла и работы между разными биосистемами. Дисциплина направлена на изучение термодинамики необратимых процессов в биологических системах, изменение энтропии и информации. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: 1. охарактеризовать изучаемые явления, используя основные положения и методы термодинамики; 2. объяснить специфику организации и проведения своих исследований с позиции термоданимики; 3. классифицировать теромодинамические методы исследования, применяемые в биофизике; 4. обосновать роль и значение теромодинамических подходов в изучении живого; 5. провести биофизические исследование актуальное для формирования экспериментальных навыков у докторантов используя методы кинетического моделирования, изучаемых явлений с использованием IT-технологий. Курс знакомит с основными принципами термодинамики, рассматриваются вопросы типов термодинамических систем, первого и второго законов термодинамики, кинетики биологических процессов, сущности равновесного изменения скорости энтропии в открытых системах при формировании стационарного состояния, теорема Пригожина и порог ее применения, формула Больцмана определения энтропии и положения теории Э.Бауэра.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основные принципы временной организации биосистем
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать умения, позволяющие анализировать и обосновывать особенности временной организации биологических процессов в биосистемах разного уровня организации от клеточного до организменного и популяционного, основываясь на представлении о времени как факторе жизни. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: 1. анализировать и уметь разбираться в основных характеристиках ритмов изучаемых процессов и явлений жизнедеятельности биосистем разного уровня организации от клеточного до организменного, применяя биоритмологические подходы при рассмотрении любых изучаемых биологических явлений; 2. владеть навыками расчета структурных параметров ритмов и определять структурные параметры наблюдаемых ритмов; 3. обосновывать достижения хронобиологии и перспективы её развития на основе системного понимания методов и понятий хробиологии; 4. объяснять природу и механизмы ритмических процессов исходя из понимания эндогенной и экзогенной природы биологических ритмов; 5. уметь адекватно интерпретировать хроноструктурные характеристики биологических ритмов с учетом новых достижений хронобиологии. Дисциплина направлена на изучение времени, и ритмических процессов в живых организмах и предполагает формирование и развитие у докторантов глубокого понимания биологического смысла физиологических механизмов генерации биоритмов в организме. Особое внимание уделяется изучению маркеров ритмических процессов, а также биологическим ритмам в норме и при патологии, их связи с ритмами окружающего мира, десинхронозам и методам их коррекции.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Механизмы межклеточного и межмембранного взаимодействия
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - формирование и развитие у докторантов глубокого понимания сущности мембранных процессов, позволяющие оценивать и определять механизмы как переноса молекул через мембраны, так и механизмы генерации биопотенциалов в организме. Дисциплина знакомит с основами строения и функций биологических мембран, описывает биохимические особенности мембран различных органов и тканей организма, особое внимание уделяется процессам биоэнергетики, свободно радикальным явлениям, процессам катаболизма и анаболизма, механизмам переноса протонов, электронов, протекающих также с поглощением света, мембранным системам транспорта: Na/K-АТФаза, Ca-АТФаза, регуляции активности АТФаз. Н-АТФазы, Дается классификация транспортных белков, основанная на механизме их действия и энергетике, описываются первичные и вторичные активные переносчики и др. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: 1. охарактеризовать строение и функций биологических мембран, раскрыть биохимические особенности мембран различных органов и тканей организма; 2. объяснить специфику процессов катаболизма и анаболизма, механизмы переноса протонов, электронов, мембранных системам транспорта; 3. классифицировать транспортные белки, на основании механизма их действия и энергетике, 4. обосновать роль и значение мембранных систем транспорта: Na/K-АТФаза, Ca-АТФаза, регуляции активности АТФаз. Н-АТФазы; 5. провести биофизические исследование мембранных процессов, актуальное для формирования экспериментальных навыков у докторантов используя IT-технологий. Дисциплина знакомит с основами строения и функций биологических мембран, описывает биохимические особенности мембран различных органов и тканей организма, особое внимание уделяется процессам биоэнергетики, свободно радикальным явлениям, процессам катаболизма и анаболизма, механизмам переноса протонов, электронов, протекающих также с поглощением света, мембранным системам транспорта: Na/K-АТФаза, Ca-АТФаза, регуляции активности АТФаз. Н-АТФазы, Дается классификация транспортных белков, основанная на механизме их действия и энергетике, описываются первичные и вторичные активные переносчики и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Биофизика обмена веществ и энергии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать представление о процессах в обмена веществ и энергии и составляющих его частей в их единстве и взаимосвязи с окружающей средой. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: 1. Описать молекулярные основы нервной и гормональной регуляции функций организма; 2. Объяснить специфику принципов функционирования организма; 3. Овладеть пониманием механизмов регуляции физиологических процессов на молекулярно-клеточном уровнях организации организма человека; 4. Обоснованть необходимость приемов управления (регулирования) функциями организма на основе представлений о процессах жизнедеятельности организма и их отдельных структурных элементов с позиции классической физиологии и системного анализа; 5. Провести исследование актуальное для экспериментального обоснования молекулярных основ физиологических функций. Курс рассматривает совокупность физических, химических и физиологических процессов превращения веществ и энергии в живых организмах, а также обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Электромагнитные поля и живая природа
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является формирование системного понимания биофизических механизмов воздействия электромагнитных полей на живые организмы, умения аргументировано доказывать теоретические положения, объясняющие природу общих закономерностей действия электромагнитных полей на разные биосистемы. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: 1. охарактеризовать изучаемые явления, используя знания и представления о свойствах и источниках электромагнитных полей; 2. объяснить специфику действия электромагнитного поля на биообъекты; 3. классифицировать электромагнитные поля и электромагнитные волны для обоснования методов исследования, применяемых в биофизике; 4. обосновать методы изучения действия электромагнитных волн и полей на живые системы; 5. аргументированно объяснять механизмы воздействия электромагнитных полей и волн на мембраны кленток, на структуры крови, на активность головного мозга и т.д.; 6. провести биофизические исследование актуальное для формирования экспериментальных навыков у докторантов с использованием IT-технологий. Курс знакомит с электромагнитными полями и электромагнитными волнами, спектром электромагнитных волн, источниками электромагнитных волн, с особенностями действия электромагнитных волн на биомембраны, особенностями воздействия на структуру крови, механизмы действия электромагнитного поля на электрическую активность головного мозга, основными принципами и механизмами действия электромагнитных полей на поведение живого организма.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Свободно-радикальные процессы в биологии
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является формирование понимания роли свободных радикалов в жизнедеятельности клеток организма для анализа, определения и оценки фукционального состояния биосистемы в норме и при патологии. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. описать основные источники свободных радикалов в живых системах, как эндогенного так и экзогенного характера; 2. объяснить специфику механизмы повреждения клеток свободными радикалами; 3. классифицировать чужеродные и природные радикалы, и уметь проанализировать их участием в биохимических ферментативных и неферментативных физиологических процессах; 4. обосновать роль и значение свободных радикалов в реакциях биосинтеза, окислительного фосфорилирования, регуляции липидного обмена, процессах митоза, и метаболизма; биофизических подхоодов в изучении живого; 5. на основе анализа метаболизма в клетках организма разработать рекомендации по предотвращению «перегрузки» свободными радикалами и пероксидами. Дисциплина знакомит с основными принципами возникновения чужеродных и природных радикалов, их участием в биохимических ферментативных и неферментативных физиологических процессах, в реакциях биосинтеза, окислительного фосфорилирования, регуляции липидного обмена, процессах митоза, и метаболизма. Описываются механизмы повреждения клеток свободными радикалами, вызывающие некоторые формы сердечно-сосудистых заболеваний: ишемию, атеросклероз, гипертонию, даются рекомендации по предотвращению «перегрузки» свободными радикалами и пероксидами.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Фрактальность как механизм самоорганизации в природе
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины - сформировать способность описывать и оценивать процессы самоорганизации биосистем разного уровня сложности на основе представлений о механизмах, обеспечивающих эволюцию устойчивых живых систему на базе анализа устойчивых динамичных стационарных состояниях этих систем. В результате изучения дисциплины студенты будут способны : 1. Описать устойчивые стационарные состояния и точки бифуркации; 2. Объяснить специфику и принципы формирования фракталов; 3. Овладеть пониманием механизмов эволюции динамических систем и фрактальных структур; 4. Обосновать необходимость приемов управления (регулирования) функциями организма на основе представлений о динамических стационарных состояниях и фрактальных структурах; 5. Провести исследование актуальное для экспериментального обоснования эволюции фрактальной организации биосистем. Дисциплина направлена на изучение: фрактальности и неравновесного динамического состояния, точек бифуркации, открытости биосистем, математического моделирования их поведения и развития. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания природы и механизмов самоорганизации живых систем.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Академическое письмо
    Кредитов: 2

    Цель дисциплины: сформировать у докторантов практические навыки написания текстов академического характера, с целью представления результатов выполненной работы в виде отчетов, обзоров, научных докладов и публикаций в рейтинговых изданиях, индексируемых в Scopus с ненулевым SJR , соответствующих критериям не хищнических изданий. В рамках дисциплины, докторанты совершенствуют навыки по анализу и изложению научной информации в различных формах (отчет, рецензия, обзор, статья); учатся структурировать, форматировать, подбирать стилистику и язык описания результатов исследования с целью публикации материалов исследований в виде научных статей в рейтинговых научных изданиях, учитывая особенности написания научных статей на английском языке; осваивают методологию написания докторской диссертации; методологию написания и оформления научных грантов по приоритетным направлениям в области биофизики и смежных областях, а также, учатся разрабатывать дизайн научного исследования в соответствии этическими принципами и нормами научно-публикационного процесса.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины – сформировать способность применять современные методы и методологии научного исследования при выполнении диссертационной работы докторанта. В рамках дисциплины рассматриваются: методы и методологии научного исследования; современные экспериментальные подходы к научному исследованию докторанта; этапы и принципы планирования научного эксперимента; особенности использования биологических объектов в биофизическом эксперименте и подбор современных химических, математических, физических и биологических методов исследования, способных решить цель экспериментальной работы; экспериментальные подходы в изучении объектов биофизики на молекулярном уровне; успехи в применении молекулярных методов в исследовании биологических объектов; специфика компьютерного эксперимента в научном исследовании; правила осуществления эксперимента, обработки и интерпретации результатов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Код ON11

    Работать в коллективе выдерживая этические и правовые нормы, ориентируясь на принципы охраны здоровья человека и природы, а также выстраивать эффективное сотрудничество с коллегами для достижения профессиональных целей и уметь создавать условия для развития творческих способностей личности

  • Код ON1

    Демонстрировать системное понимание биофизических процессов, аргументировано доказывать теоретические положения, объясняющие физико-химические закономерности изучаемых явлений в живом

  • Код ON2

    Уметь проводить исследования научной проблемы для создания новых теорий, объясняющих изучаемые биофизические закономерности и внедрять результаты своих научных исследований в производство

  • Код ON12

    Демонстрировать творческую оригинальность, соблюдая высокие морально-этические нормы, творческое мышление при осуществлении деятельности в конкретной области и проявлять при построении траектории своего профессионального роста и развития на протяжении всей профессиональной карьеры свою высокую конкурентно способность

  • Код ON3

    Участвовать в разработке новых современных экспериментальных методов биофизических исследований

  • Код ON4

    Выявлять научную сущность проблем, возникающих в ходе исследований и использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат для анализа биофизических процессов и явлений

  • Код ON8

    Уметь осуществлять педагогическую деятельность, проводя учебные занятия в вузах, обеспечивая руководство магистерских и докторских диссертация, разрабатывая соответствующую учебно-методическую документация, публикую учебные и учебно-методические пособия.

  • Код ON9

    Осуществлять анализ и экспертизу представленных результатов исследований, документов, материалов, характеризующих деятельность по вопросам, подлежащим проверке и оценке, формулировать и обосновывать выводы по предмету экспертизы

  • Код ON6

    Использовать современные мультимедийные, информационно-коммуникационные технологии и возможности компьютерной техники, а также отечественный и зарубежный опыт исследований биологических процессов и явлений

  • Код ON7

    Проводить самостоятельные исследования, интерпретацию их результатов, и вносить личный вклад в развитие данного направления науки и производства

  • Код ON10

    Обладать умением критически анализировать, оценивать факты и синтезировать новые идеи, получаемые в области своей компетенции, обсуждать результаты собственных исследований с широкой общественностью

  • Код ON5

    Разрабатывать современные экспериментальные методы диагностики с целью биофизических исследований

Top