Действующая образовательная программа

8D02203 Религиоведение в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Цель программы направлена на подготовку востребованных специалистов высшей квалификации в сферах государственной, международной, научно-исследовательской, преподавательской экспертной, организационно-управленческой деятельности, аналитики и консалтинга. Развить у докторантов следующие профессиональные и личностные качества: гибкость мышления, концентрация и переключаемость внимания, точность восприятия, логическое мышление, способность обобщать, творческое воображение, заинтересованность в достижении максимальных результатов научно-преподавательской деятельности. Также генерировать новые знания в области религиоведческих исследований, решать научные проблемы с применением междисциплинарных исследований с научно-обоснованных методологических позиций и обобщения новейших научных концепций; способных самостоятельно проводить научно-исследовательские работы и полевые исследования. Самостоятельно ставить и решать научные, педагогические и производственные задачи, а также активно содействовать научному, социально-экономическому и духовному развитию Казахстана.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D051 Религия и теология
  • Направление подготовки 8D022 Гуманитарные науки
  • Онтология религиозного сознания и религиозных традиций казахского народа
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать умение заниматься историко-логическим, герменевтическим и компаративистским анализом при изучении феномена религиозной традиции и религиозного сознания. В результате изучения дисциплины докторант способен: 1. мониторить методологические приемы в изучении феномена традиции, традиционализма, а также диалогического конструирования современной культурной парадигмы Казахстана, основанной на взаимодействии традиций и модерна; 2. систематезировать обширный источниковедческий базовый, теоретический и классический материал; 3. анализировать проблемы и вопросы онтологии религиозных традиций и их значение в формировании толерантного религиозного сознания; 4. применять фундаментальные работы тюркологов, исламоведов, религиоведов с позиции современных методоло-гических установок; 5. обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы; 6. проектировать учебно-методические документации по учебным дисциплинам в соответствии с профилем подго-товки; 7. раскрыть место и значение языка и символа в гносеологической модели религиозного сознания; 8. исследовать состояние современного религиозного сознания и раскрыть влияние на него манипулятивных техно-логий. Курс направлен на разработку современного научно-философского миропонимания и методологии сознания, имеющего важное мировоззренческое значение для развития науки и всей культуры, а также для повышения теоретического уровня преподавания курса в высших учебных заведениях. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: теоретико-методологическая база и категориаль-но-понятийный аппарат религиоведческих дисциплин; историческое, духовное и социо-культурное значение религиозных традиций в культурном пространстве Казахстана; основные исторические источники, выявляющие онтологическое присутствие религиозно-духовных традиций; феномен религиозной традиции и религиозного сознания в Казахстане; потенциал тюркской и исламской традиции в формировании культурного и религиозного ландшафта Казахстана.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Религии в современном мире
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины формирование способностей критического анализа основных этапов, закономерностей исторического развития религии, углубленного профессионального изучения процессов становления развития, распространение и современное состояния религии. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. анализировать основные этапы и закономерности исторического развития религии в обществе для формирования гражданской позиции; 2. применять полученные знания в повседневной деятельности, при оценке явлений культурной, социальной и политической жизни; 3. выявлять специфику традиционной, реформистской и новой формы религиозной деноминации с целью изучения про-цесса сакрализации и секуляризации религиозной жизни; 4. синтезировать комплекс методов исследований различных школ религиоведения, адаптировать их применительно к опыту межэтнического общения народов Казахстана, использовать их при решении задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления; 5. разрабатывать поэтапный объем изучаемого материала, корректировать и разрабатывать комплексную программу по укреплению и гармонизации межконфессиональных и межэтнических отношений на разных уровнях (об-ластном, региональном, местном), обобщать, сравнивать, классифицировать полученные результаты, умение применять наработанные методы для воспитания толерантности; 6. критически анализировать и оценивать методологические принципы и теоретические нарративы концепту-альных подходов по воспитанию толерантности, ведущих научных школах мира, на их базе синтезировать новые идеи и интерпретировать результаты в форме научного доклада или отчета; 7. оценивать письменные источники, устные предания, религиозные артефакты, критически их рецензировать с це-лью разработки методических рекомендаций по прогнозированию ожидаемых изменений в этнорелигиозной ситуа-ции в стране и составления прогнозов ее развития в коммуникациях коренных народов Казахстана, Центральной Азии; 8. содействовать продвижению программ конструктивного взаимодействия с религиозными организациями, этно-национальными и культурными меньшинствами, предотвращения конфликтов на религиозной и национальной поч-ве, противодействия религиозно - политическому экстремизму, воспитания толерантности; При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: место религии в современном мире, ислам в современном мире, доктрина современного христианства, миросозерцание буддизма, традиционные и синкретические религии, современное религиозное сектантство, религиозный плюрализм и свобода совести, религия и современная наука. Оосновные парадигмы и методы современного философского исследования религии, проблему рационального обоснования религиозных верований, основные проблемы гносеологии религии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Новые религиозные движения
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины формирование способности критического анализа методологических принципов становления, образования основных видов, смыслов культовой практики, содержании, структуре, особенностях религиозного вероучения новых религиозных движений современности. По успешному завершению данного курса докторант способен: 1. выделять с позиций современного религиоведения характеристику вероучительные и иные особенности конкрет-ного типа новых религиозных образований, их место в жизни казахстанского общества, приобретение опыта анализа степени, форм, и способов распространения новых религиозных движений среди различных слоев населения, в том числе молодежи. 2. восстанавливать причины возникновения, историю, организацию, вероучения и деятельность новых религиоз-ных движений в современном мире, как на Западе, так и в Казахстане; 3. разъяснять государственно–правовое регулирование деятельности новых религиозных движений; 4. рецензировать содержание и основные идеи текстов первоисточников по новым религиозным движениям; 5. структурировать системное понимание основных методологических подходов и концептуальные программы ис-следований основных точек зрения на природу Новых Религиозных Движений, их классификации, освоение методов анализа основных этапов исторического развития и современных особенностей Новых Религиозных Движений; 6. рецензировать и разрабатывать методические рекомендации по прогнозированию ожидаемых изменений в рели-гиозном поведении, сознания и коммуникации народов Казахстана, Центральной Азии; 7. синтезировать комплекс методов исследований различных особенностей учений новых религиозных движений; 8. критически анализировать и оценивать методологические принципы и основные виды и смыслы культовой практики, содержании, структуры и особенности религиозного вероучения НРД, на их базе синтезировать их идеи и интерпретировать результаты в форме научного доклада или отчета. Курс формирует способность анализировать результаты исследований, посвященными НРД и осуществлять религиоведческие исследования в данной области. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Классификация новых религиозных движений. Распространения и активность новых религиозных движений. Современное религиозное сектантство. Неохрисианские течения. Церковь последнего завета. Адвентисты Седьмого дня. Евангельские христиане. Свидетели Иеговы. «Церковь Иисуса Христа святых по-следних дней» (мормоны). Современные исламские течения. Новые исламские движения в Казахстане. Всемирная Ахмадийская мусульманская община. Течение Бахай и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основные парадигмальные контексты ханафитского мазхаба
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – изучение ханафитского мазхаба и его роли в развитии толерантного религиозного сознания казахстанского общества. При завершении изучения дисциплины докторант способен: - проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целост-ного системного научного мировоззрения в изучении исламского вероучения и исламских концептуальных доктрин; - критически определять стереотипные подходы к изучению ислама; - анализировать основные парадигмальные контексты ханафитского мазхаба; - использовать герменевтические подходы и методы исламской компаративистики при аналитике текстов; - обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы; - критически оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций современных реалий; - разрабатывать методические материалы, читать лекционные курсы и вести семинарские занятия; - работать в научно-исследовательских проектах в области религиоведения, синтезировать новые идеи и интерпре-тировать результаты в форме научного доклада или отчета. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Ханафитский мазхаб в исторических и политиче-ских контекстах; источники права, используемые учением ханафийа: Коран, Сунна, иджмы сподвижников пророка, индивидуальные мнения сподвижников пророка, кийяс (дедукция по аналогии), истихсан (предпочтение), урф (местный обычай); зарубежный опыт исследования ханафитского мазхаба и его значение для объективной реконструкции ислама; труды Абу Ханифы и их историческое значение; восприятие и оценка ханафитского мазхаба в Казахстане; возможности ислама ханафитского мазхаба для солидаризации мусульман и упрочения межконфессионального согласия.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Религиозная антропология и танатология
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины Цель дисциплины сформировать способность восстанавливать основные этапы истории воспри-ятия феномена смерти и посмертного существования в различных научно-философских и религиозных системах, систематизировать различные религиозные формы, текстов "священных писаний", религиозно-философских произ-ведений, послуживших непосредственным основанием самого религиозного комплекса. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. восстанавливать основные этапы развития антропологии религии и религиозной танатологии, место, содер-жание и роль антропологии религии в системе религиоведческого, теологического и антропологического знания; 2. выявлять разновидности современных религиозно-антропологических концепций, основные образы, идеалы и идеи человека в истории мировых религий; 3. работать в условиях мультимедийной среды и конвергентной журналистики, готовить медиапродукт в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика); 4. инсценировать антропологическое содержание религиозной танатологии; 5. адаптировать методологию зарубежных антропологических исследований применительно к культурным и религиозным особенностям казахстанского общества; 6. обосновывать выбор инновационных образовательных технологий и их апробации в учебном процессе; 7. критически оценивать и применять качественные и количественные методы и техники антропологического исследования религиозности и повседневных религиозных практик, теоретические разработки и методику антропологического анализа; 8. осуществлять научные исследования на перспективные актуальные темы и проблемы в области религиозной ан-тропологии, их исследовательская разработка на основе современных теоретико-методологических подходов и ин-формационных технологий. Курс предполагает не только предварительное знакомство с историей восприятия феномена смерти и посмертного существования в различных научно-философских и религиозных системах, но и предусматривает более подробное изучение различных религиозных форм, текстов «священных писаний», религиозно-философской произведений, послуживших непосредственным основанием самого религиозного комплекса. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: проблемы и структура современной религиозной антропологии и танатологии. Специфический аппарат, методологию курса, основные образы, идеалы и идеи человека в истории мировых религий, антропологические корни религии и учения, в которых обосновывается антропологическое доказательство бытия Бога, антропологическое содержание религиозной танатологии. Общий и специфический понятийный аппарат курса.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Толерантность в межконфессиональных отношениях
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины Цель дисциплины сформировать способность критически анализировать комплексные представ-ления о влиянии различных религий на развитие современного мирового порядка, роли религиозного фактора в со-временных международных отношениях, вести вырабатывать максимально приемлемые управленческие решения. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. трактовать основные методологические подходы и концептуальные программы исследований в сфере обеспече-ния прав человека на свободу совести и вероисповедания, на свободное этнокультурное развитие и национальное самовыражение; 2. использовать особенности религиозного сознания для ведения переговоров и выработки максимально приемле-мых управленческих решений; 3. применять на практике основы дипломатического и делового протокола и этикета; 4. апеллировать к положениям мировых религий для ведения межконфессионального, межэтнического диалога и выработки режима консенсуса; 5. анализировать толерантность как культурную направленность, отношение личности, которая проживает в мире и согласии; 6. содействовать продвижению программ конструктивного взаимодействия с религиозными организациями и противодействия религиозно - политическому экстремизму; 7. осуществлять навыки ведения диалога, переписку, переговоры на иностранном языке в рамках уровня поставлен-ных задач; 8. представлять полученные результаты в виде научного доклада, статьи на основе научной оценки и прогнозирова-ния религиозных тенденций и их различия. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: основы религиозных традиций стран и регионов мира, классификации религий, модели взаимодействия различных типов религий и политических систем. основные принципы реализации государственно-религиозной политики; социальные и духовные основы межконфессионального диалога; социальные и духовные основы межконфессионального диалога; культурологические и конфессиональные особенности региона и Казахстана в целом. Конфессиональное и культурное наследие народов Казахстана, государственно-религиозные отношения на основе принципов светского государства и свободы совести.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Актуальные проблемы науки о религии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины Цель дисциплины сформировать способности критического анализа современной религиоведческой, философской, социально-политической, психологической проблематики, основных тенденциях изменения в гуманитарных науках. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. использовать знание природы и специфики современных религиоведческих проблем, места религиоведения в культуре нашего времени, основных тенденций ее развития; 2. критически анализировать религиоведческую, философскую, социально-политическую и научную литературу, на основании научного анализа тенденций социального, экономического и духовного развития общества; 3. обобщать основные современные концепции мирового и отечественного религиоведения, их главных авторов, школ и направлений, концептуальных различий между ними, основного содержания религиоведческих дискуссий современно-сти; 4. формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; 5. прогнозировать и выдавать рекомендации по религиоведческим проблемам; 6. формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие уг-лубленных профессиональных знаний; 7. обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; 8. внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с основами предметной области. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Понятие «науки о религии». Возникновение науки о духе. Теоретические принципы гуманитарных наук (Кант, Гегель, Конт, Дильтей, Риккерт, Кассирер). Принципы исследования объекта в науках о человеке. Понятие «рациональности» и его границы. Специфика исследования истины и «истинности» в XX в. Проблема «концептуального каркаса»; конвенционализм и метаязыки. Количественные функции как объект научного исследования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Взаимоотношения государства и религии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность критически анализировать, прогнозировать, конструиро-вать возможные пути, способы построения, взаимоотношения государства и религии; выработать мето-дические рекомендации по внесению инновационных элементов в модернизацию взаимоотношения государства и религии. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: . систематизировать и интерпретировать теоретико-методологические подходы изучения взаимоотноше-ния государства и религии, логику изменения их тематики, методы и принципы их анализа и концептуа-лизации; 2. формулировать проблемы и задачи исследований оптимального соотношения религиозных и государ-ственных правовых норм, основные модели взаимодействия государства и религии; 3. координировать процесс внедрения результатов исследований правовых норм в социальные програм-мы; 4. использовать в профессиональной деятельности современные научные достижения, методы научных исследований в решении практических научных, редакционных задач; 5. преподавать религиоведческие дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне; 6. прогнозировать возможные последствия социального, правового плана развития государственно-конфессиональных отношений; 7. разрабатывать новые модели по реконструированию стратегии в области государственной религиозной политики; 8. прогнозировать тенденции и противоречия развития государственно-конфессиональных отношений, обобщать мировой опыт государственно- конфессиональных отношений. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: историография взаимодействие всей системы социальных институтов казахстанского общества и религиозных объединений; правовые основы деятельности новых религиозных движений, в том числе деструктивной направленности; перспективы развития конфессионально-государственных отношений в различных сферах жизни об-щества, принципы взаимоотнощения государства и религии.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Конфликтология в духовной сфере
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность системного анализа специфики данной дисциплины, основных под-ходов к пониманию конфликтов в духовной сфере. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. разрабатывать и адаптировать важный процесс исследований с научной целостностью основные типах философ-ской методологии конфликтологии; 2. критически анализировать и оценивать современные научные достижения, генерировать новые идеи при реше-нии исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; 3. осуществлять научно-исследовательскую деятельность в профессиональной области с использованием современ-ных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий; 4. различать позитивистской, прагматистской и биологизаторской конфликтологий как основных методологических типов, определяющих практику анализа конфликтов в духовной сфере; 5. по тематике своей области исследования с равными по статусу, широким научным сообществом и обществом вес-ти дискуссию о проблемах, связанных с конфликтами в духовной сфере; 6. применять в профессиональной деятельности технологии управления конфликтами в духовной жизни; 7. разрабатывать и адаптировать новейший отечественный и зарубежный опыт формирования программы социоло-гического исследования с научной целостностью; 8. исследовать специфику различных типов конфликтов в духовной жизни. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: связь духа и религии, сравнение понимания духа в архаических религиях, национальных и мировых религиях и секуляризированном мире. Конфликтологический подход к анализу духовной сферы общества. Понятие, основные типы и проблемы конфликтов в духовной сфере. Типы конфликтов духовной сферы: ценностный конфликт, мировоззренческий конфликт, этический конфликт, идеологический конфликт, конфликт верований, конфликт традиций и инноваций, конфликт духовной культуры.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Антропологический дискурс в современной религиозной философии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины Цель дисциплины сформировать способность критического анализа современных аспектов ре-лигиозной антропологии, осуществлять сравнительный анализ различных религиозно-антропологических концеп-ций, проводить исторические параллели религиозно-антропологических концепций. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. визуализировать основные этапы религиозной философско-антропологической мыс¬ли, основные религиозно-антропологические концепции современности, фундаментальные теоретические проблемы в философской антропо-логии; 2. восстанавливать и сопоставлять современные религиозно-антропологические концепции; 3. аннотировать системное понимание адекватности применения теоретических принципов и методов религиоз-ной антропологии к современным вызовам цивилизации, критического отношения к альтернативным антропологи-ческим гипотезам, критически обосновывать логику доказательств и изложения современных проблем антропологи-ческого дискурса; 4. графически представлять системное понимание методологических подходов в философской и религиозной ан-тропологии, показать профессиональный уровень освоения методов, базовых принципов, категориального аппарата философского и религиозного дискурса; 5. разрабатывать научную программу исследования теоретических подходов в изучении современных зарубежных антропологических исследований, адаптировать методологию зарубежных антропологических исследований применительно к культурным особенностям казахстанского общества; 6. критически анализировать современные аспекты в религиозной антропологии и осуществлять сравнительный анализ различных религиозно-антропологических концепций, проводить исторические параллели с классическими религиозно-антропологическими концепциями; 7. анимировать экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями 8. иллюстрировать навыки работы с методикой сравнительного анализа, социального моделирования и прогнозирования развития религиозной антропологии. Дисциплина формирует знания в области религиозной антропологии, теории и истории религиозных и философских учений о человеке. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Введение в религиозную антропологию. Проблема происхождения человека в философии и науке. Основные идеи философскоантропологии современности как зарубежной и отечественной мысли. Антропологический дискурс в тюркском мире. Теории и истории религиозных учений о человеке дает ориентиры в духовных исканиях личности и в практической жизни, в отношениях с другими людьми, в профессиональной деятельности религиоведа, философа, преподавателя, политика, журналиста, администратора, государственного служащего.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы и технологии изучения религиоведческих теорий
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность визуализировать системное понимание, концептуальных программ, теоретических проблем, методологических подходов, методов исследования методологии религиоведения; анноти-ровать методологический материал; координировать процесс внедрения их результатов в социальные программы. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. визуализировать системное понимание в области изучения предметной области, концептуальных программ, тео-ретических проблем, методологических подходов, методов исследования методологии религиоведения; 2. осуществлять поиск, сопоставлять сравнивать, выявлять особенности в использования методов религиоведче-ского анализа, полевых исследований, методов изучения традиционных религиозных сообществ, современных религиозных движений и культов; 3. аннотировать методологический материал методологического характера; 4. планировать научный и синергетический эффект исследовательских проектов; 5. координировать процесс внедрения их результатов в социальные программы; 6. систематизировать и обобщать полученные результаты составлять дневниковые записи наблюдения, аналитиче-ские записки и отчеты, рекомендации по реконструированию, модернизации научной, научно -популярной, учебной информации на основе когнитивных и объяснительных возможностей религиоведческих теорий; 7. организовывать поэтапно объем и варианты работы по изучению религиозного объекта или сообщества, в обоснованной и аргументированной форме подготовить научный доклад по результатам исследования на основе критической оценки и интерпретации работ научных авторитетов и представить рационально обоснованный прогноз по объекту исследования; 8. критически оценивать и эффективно применять инновационные методы религиоведческого анализа и с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий для обработки информации об объекте исследования. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: инновационные методы религиоведческого анализа с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий для обработки информации об объекте исследования, методологический ресурс религиоведения. Теории и методы современного религиоведения, основные для ХХ столетия концепции развития науки о религии. Основные периоды исторического развития религиоведения, основные этапы развития и формирования проблематики религиоведческих исследований на Западе, странах Азии, СНГ.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Исламофобия и стереотипы на религиозной почве
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать основные направления по проблеме исламофобии и стереотипов на религиозной почве. В результате изучения дисциплины докторант способен: 1. проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения в изучении исламского вероучения и исламских концептуальных доктрин; 2. критически определять стереотипные подходы к изучению ислама; 3. анализировать контексты возникновения исламофобии, проблемы и вопросы исламоведческого дискурсов в изу-чении феномена исламофобии; 4. использовать герменевтические подходы и методы исламской компаративистики при аналитике текстов; 5. оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций современных реалий; 6. организовать и руководить работой координационных структур и осуществлять представительско-посреднические функции в различных областях профессиональной деятельности; 7. выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функциони-рование общественно-политических институтов в странах региона специализации; 8. работать с основными принципами и методами проведения научных исследований ислама и в научно-иВыработать у докторантов способность обрабатывать, анатировать, создавать, анализировать сложные явления и тенденции в сфере политической, религиозной жизни. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: исламофобия и стереотипы в религиозном про-странстве Казахстана; сущность исламофобии и идеологии ее возникновения; влияние исламофобии на религиозное сознание; основные источника ислама; идейные основы и основополагающие принципы ислама суннитского толка в рамках толкований ханафтиского мазхаба; соотношение ислама и традиций в рамках суннизма ханафитского толка; ключевые различия между мировоззрением ислама «ханафитского толка», «политическим исламом» и религиозным либерализмом.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Религиозная политика в Республике Казахстан
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать способность анализировать основные контексты, основополагающие факторы, от которых зависит состояние и тренды религиозной политики; использовать концептуальный, методологический аппарат религиоведения, права и смежных наук для решения практических задач. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. применять на практике навыки понимания логики развития системы государственноконфессиональных отноше-ний; 2. анализировать актуальные проблемы экспертной деятельности в области религиозной политики; 3. выделять теологическую проблематику в междисциплинарных исследованиях; 4. оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты; 5. использовать базовые и специальные теологические знания при решении задач представительскопосреднической деятельности; 6. определять тип и форму отдельных религиозных организаций и религиозных групп; 7. предметно разбираться в источниках права, затрагивающих проблемы конфессиональной политики; 8. проводить религиоведческую экспертизу. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: исторические этапы религиозно-государственных отношений; предметную область взаимоотношения религии и политики и современные дискуссии о проблеме власти в религиозном обществе; основные подходы и методы, сложившиеся в различных направлениях политологии по проблеме взаимоотношения религии и политики; современные концепции власти политических институтов в религии. Политика в сфере религии в проблемном поле политологии, законодательства, социологии, философии, религиоведения в контексте государственно-конфессиональных процессов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 3

    Цель формирование творческих способностей докторантов в сфере избранного направления подготовки, овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации, способности планирования, организации и поэтапного проведения научно-исследовательской деятельности, проектирования и осуществления комплексных исследований, научно-экспериментальной работы с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой научно-квалификационной работы (диссертации).

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Ислам в традиционном казахском обществе в современной интерпретации
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать способность анализировать с позиций исторической объективности и современных методологических подходов сущности ислама, оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций традиционного казахского общества. При завершении изучения дисциплины докторант способен: 1. оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций современных реалий; 2. организовать и руководить работой координационных структур и осуществлять представительско-посреднические функции в различных областях профессиональной деятельности; 3. выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функциони-рование общественно-политических институтов в странах региона специализации; 4. работать с основными принципами и методами проведения научных исследований ислама и в научно-исследовательских проектах. 5. оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций традиционного казахского общест-ва; 6. критически интерпретировать обширный источниковедческий базовый, теоретический и классический материа-лы; 7. разрабатывать методические материалы, читать лекционные курсы и вести семинарские занятия по исламу; 8 обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы и работать в научно-исследовательских проектах в области религиоведения. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: религиозные традиции в историко-культурном пространстве Казахстана; сущность ханафитской методологии и идеологии и его влияние на религиозное сознание казахов; основные источники ислама, идейные основы и основополагающие принципы ислама суннитского толка в рамках толкований ханафитского мазхаба; соотношение ислама и традиций в рамках суннизма ханафитского толка; феномен универсальности и инклюзивности, свойственные духовному наследию и религиозным традициям казахов; место женщины в традиционном казахском обществе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Академическое письмо
    Кредитов: 2

    Цель дисциплины формирование способностей структурированного изложения собственных идей, создавать научные и научно-информационные тексты различных видов с учетом специфики академического дискурса. Дисциплина раскрывает научность, достоверность, новизну, актуальность, особенности структуры, логики, специфики научного стиля. Приемы анализа нормативно-стилистических ошибок в НТ. Создание научных текстов в соответствии с выбранным профилем, темой докторской диссертации

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Код ON1

    1. систематизировать учебно-воспитательные цели и задачи при реализации основных образовательных программ высшего образования;

  • Код ON2

    2. разрабатывать, мониторить, контролировать подготовки методов и технологий создания инновационной продукции/услуг в Управлении внутренней политики;

  • Код ON6

    6. координировать процесс внедрения их результатов в социальные программы;

  • Код ON10

    10. Анализировать интересы и потребности молодёжи, разрабатывать возможностей их реализации;

  • Код ON4

    4. обосновывать выбор инновационных образовательных технологий и их апробации в учебном процессе;

  • Код ON5

    5. планировать научный и синергетический эффект исследовательской информации о сложных саморазвивающихся и самоорганизующихся социальных, политических и религиозных системах;

  • Код ON9

    9. проводить совещания, презентации, переговоры и консультации по ходу создания инновационной продукции/услуг в сфере религиоведения;

  • Код ON7

    7. систематизировать и обобщать полученные результаты на основе когнитивных и объяснительных возможностей религиоведческих теорий;

  • Код ON11

    11. анализировать и оценивать методологические принципы и теоретические нарративы концептуальных подходов по воспитанию толерантности, синтезировать новые идеи и интерпретировать результаты в форме научного доклада или отчета;

  • Код ON12

    12. использовать профессиональные знания при проведении консультаций по различным вопросам религии и деятельности религиозных объединений.

  • Код ON8

    8. критически оценивать и эффективно применять инновационные методы религиоведческого анализа и религиоведческой экспертизы;

  • Код ON3

    3. проектировать учебно-методические документации по учебным дисциплинам в соответствии с профилем подготовки;

Top