Действующая образовательная программа

8D02303 Лингвистика в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных на мировом рынке труда докторов PhD, компетентных в области фундаментальных и современных теоретических концепций и методологий лингвистики, способных решать новые научные задачи, руководить научными исследованиями и инновационными проектами с учетом искусственного интеллекта и информационных технологий для выполнения критического анализа и обработки естественного языка, а также принципов инклюзивного образования.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Группа образовательных программ D057 Лингвистика
  • Направление подготовки 8D023 Языки и литература

Дисциплины

  • Научные доминанты антропоцентрической парадигмы лингвистики

    Цель дисциплины: сформировать системное, критическое видение доминирующих теорий антропоцентрической парадигмы лингвистики ХХ-ХХI в.в. Учебный курс формирует научно-методологическую основу диссертационного исследования. Дисциплина направлена на изучение теорий и концепций современных парадигм языкознания, оценки их полипарадигмальной сущности, оптимальных научно-методических основ исследований, актуальных проблем лингвистики в целях реализации междисциплинарных проектов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Научно-исследовательское проектирование в сфере лингвистики

    Цель дисциплины: сформировать способность определять, формулировать и разрабатывать актуальные лингвистические проблемы и их решение в виде проектов. описывать. Дисциплина направлена на изучение принципов организации научного исследования в контексте достижений современной гуманитарной науки, современных технологий проектирования собственной научно-исследовательской деятельности, интерпретации исследуемой проблемы в контексте междисциплинарных и трансдисциплинарных перспектив лингвистики

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методы научных исследований

    Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать основные типы методов филологического исследования, теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с их видами. Дисциплина направлена на изучение: специфики методов научного филологического исследования, их правильного подбора применительно к задачам и этапам работы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Психо- и нейролингвистика

    Цель дисциплины: сформировать способности решать проблемы передачи информации в связи с психическими процессами. Дисциплина направлена на изучение: метаязыка, методов психо-/ нейролингвистического анализа, психических феноменов языковой личности, языкового сознания, психических процессов порождения/ восприятия речевых высказываний, речевую деятельность, мозговая организацию речевой деятельности, усвоения языка как психолингвистической проблемы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Язык, сознание, национальный менталитет

    Цель дисциплины: сформировать способность оценивать результаты выражения сознания в языке, влияния ментали-тета на поведение людей. Дисциплина направлена на изучение метаязыка, теорий, объектом которых являются язык, мышление, особенностей взаимного влияния менталитета/ языка, языковой установки как одной из составляющих структуры менталитета, языка как отражения национального характера, языкового менталитета как способе мышления.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Теория дискурса: методы дискурсивного анализа и контент-анализ

    Цель дисциплины: сформировать способность критически исследовать дискурс. Дисциплина направлена на изучение: концептуальных предпосылок, методологического статуса, принципов, категориально-понятийного аппарата теории дискурса, методов, контент-анализа и единиц анализа теории дискурса, лексических и грамматических средств реализации дискурса, эксплицитных/имплицитных характеристик языка субъекта в дискурсе, критериев определения дискурса и типологии дискурса.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лингвистическая философия

    Цель дисциплины: сформировать системное представление о философии языка как особой форме познания мира в контексте будущей профессиональной деятельности. Дисциплина направлена на изучение основных исторических этапов развития философии языка, особенностей философских проблем и философско-методологической базы языкознания, основных концепций аналитической философии, герменевтики, структурализма, психоанализа, деконструкции, метаязыка и терминологического аппарата дисциплины.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Историография лингвистики

    Цель дисциплины: сформировать способность методологического понимания лингвистических персоналий в истории развития языкознания. Дисциплина направлена на изучение: первоисточников отдельных персоналий, значимых для развития лингвистической мысли концепций, основных положений для разработки принципов историографии лингвистики, разрешения сложных проблем становления лингвистики.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методология и методика лингвистических исследований

    Цель дисциплины: сформировать углубленную общелингвистическую подготовку и способность критически анализировать и применять современные методы исследования языка. Дисциплина направлена на изучение методологии как науки, общей философской методологии в лингвистике, общенаучным методам исследования, научных парадигм современной лингвистики, общей лингвистической методологии и лингвистических методов исследования, репрезентативности методов и валидности результатов исследования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Общая лингвистика: структура и семантика

    Цель дисциплины: сформировать способность критически оценивать, анализировать принципы структурно-системной организации, проблемы семантики языка. Дисциплина направлена на изучение: онтологии языкознания, системно-структурную организации языка, проблем семантики языка, языковых универсалий, природы и функций языка, знаковой природы языка, асимметрии языковых знаков, внешней и внутренней лингвистики, проблеме тождества и отдельности слова.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Академическое письмо

    Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, способность писать и редактировать тексты в соответствии с нормами академической коммуникации; создавать научные тексты разных жанров: диссертация, аннотации, научные статьи, аргументационное (аналитическое) эссе, обоснование исследования и рецензия, филологические комментарии и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов разных жанров.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 2
  • Методология написания научной статьи и докторской диссертации

    Цель дисциплины: сформировать компетенции в самостоятельном создании научного труда. Дисциплина направлена на изучение методологии, системного построения научной статьи и диссертации, оценивания соответствия композиции статьи, диссертации паспорту специальности, построения дерева целей и категориального дерева с использованием современных компьютерных технологий, интернет ресурсов, лексикографических источников, давать ему оценку, определять значимость продукта своей научной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Проводить научные исследования на основе научных концепций и методологии лингвистики с учетом полипарадигмальности современного языкознания.
  • Анализировать информацию, систематизируя и интерпретируя научные теории и концепции, результаты экспериментов и наблюдений на основе оригинального подхода и научно-исследовательского проектирования.
  • Оценивать обоснованность методик, эффективность применения современных технологий в исследованиях и академической деятельности для получения и проверки результатов и внедрения их в практику с учетом требований планирования и организации образовательно-научного процесса в ОВПО.
  • Применять теоретические знания и методологии лингвистики для анализа и решения лингвистических задач с использованием достижений в области искусственного интеллекта.
  • Выбирать методологию исследования с умением разрабатывать новые методы анализа лингвистики на основе корректности получаемых материалов и принципов обоснованности, придерживаясь научной этики.
  • Проводить все виды занятий в с учетом принципов студентоцентрированного обучения и оценивания на основе обратной связи с обучающимися, интеграции образования, науки и инноваций, психолого-педагогических знаний, а также потребностей инклюзивного образования.
  • Проявлять лидерство в управлении и руководстве коллективом на основе постоянного профессионального роста с использованием новейших технологий, методов усвоения и контроля знаний, координаторства образовательными программами и взаимодействия со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования.
  • Создавать научный труд различного жанра с использованием искусственного интеллекта, компьютерных технологий, электронных языковых ресурсов, повышая результативность и публикационную активность в журналах с высоким импакт-фактором, на конференциях, презентовать свои исследования как специалистам, так и аудитории, не имеющей профессиональной подготовки.
  • Выбирать приоритеты учебной и исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с этическими ценностями, потребностями общества на основе толерантного и продуктивного взаимодействия, устанавливая коллаборацию с внутренними и внешними научными школами/центрами, выражая и отстаивая свою точку зрения на различных языках.
Top