Действующая образовательная программа

7M02216 Тюркология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Качественная подготовка профессиональных кадров для научной и образовательной сферы высших учебных заведений, способных: - критически оценивать и интерпретировать новейшие достижения теории и методологии тюркологии; - самостоятельно осуществлять исследовательские работы по тюркологии, путем интеграции знаний смежных научных областей; - интерпретировать результаты собственного научного исследования в области тюркологии и сообщать их как специалистам, так и неспециалистам; - обеспечивать результативность образовательного процесса на основе классических и инновационных методов преподавания в сфере тюркологии; - планировать и публиковать личные и междисциплинарные научные результаты как в отечественных, так и в зарубежных рейтинговых журналах.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M054 Тюркология
  • Направление подготовки 7M022 Гуманитарные науки
  • Организация, систематизация и планирование научно-исследовательских работ в тюркологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность успешного выполнения научно-исследовательской работы для написания выпускной квалификационной работы магистранта. Дисциплина обеспечивает подготовку магистранта к выполнению педагогической научно-исследовательской деятельности, формирует его методологическую культуру и закладывает возможность продолжения образования по программе подготовки научно-педагогических кадров в докторантуре.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Исследовательские направления мировых тюркологических институтов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность использовать в научно-исследовательских работах основные особенности современных и древних тюркских языков, применять арабский, персидский, османский и другие языки в транскрипции рукописей и в анализе историческо-культурных процессов, путем применения теорий и методов научных исследований ведущих тюркологических институтов. Сформировать способность применения теоретических и методологических приемов отечественных исследователей. Курс нацелен на изучение работ мировых инститов в области тюркологии, в особенности древних и средневековых рукописей, современных актуальных проблем тюркологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цельдисциплины: формирование межкультурной коммуникативной компетенции у магистрантов по специальностям естественного и социально-гуманитарного направлений на основе общепринятой международной уровневой системы для активного применения иностранного языка, как в повседневном, так и в професиональном общении. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. говорить достаточно быстро и спонтанно без особых затруднений на повседневные или профессиональные темы; 2. практиковать с людьми на темы общего и профессионального характера; 3. продемонстрировать доклады и презентации на различные темы, в том числе профессиональные; 4. объяснять лекции и доклады на знакомую тематику с первого раза понимать прослушанный учебный текст 5. переводить аутентичные тексты по специальности с иностранного языкана родной с использованием словаря и справочников; 6. писать эссе и доклады на общие и профессиональные темы, аргументируя точку зрения, писать подробные сообщения по широкому кругу интересующих вопросов. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Учебная дисциплина является интегративной частью цикла непрерывного обучения английскому языку и нацелен на дальнейшее развитие полученных в университете языковых компетенций в рамках программы дисциплины «Английский язык». Предполaгается развитие коммуникативных компетенций и навыков, необходимых сфере повседневного профессионального общения, чтения и перевода аутентичной литературы по специальности, формирование терминологического словаря, написания докладов и выступления на конференции и.т.д. Курс ориентирован на развитие у студентов восприятия иностранного языка как источника информации и иноязычного средства коммуникации в целях расширения и углубления системных знаний по специальности и как средство самостоятельного повышения своей профессиональной квалификации. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: чтение, письмо, аудирование, говорение, языковой: произношение, лексика, грамматика, чтение и перевод аутентичной литературы по специальности, написания докладов и выступления на конференции.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современные методы исследования средневековых тюркских литературных памятников
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность изучения современных инновационных методов сравнительного анализа письменных памятников древней и средневековой тюркской литературы. Курс нацелен на освоение методов поисковых и текстологических работ для обеспечения достоверного прочтения источников, изучение литературных памятников средневековья, опубликованных до 1917 года, анализ текстов хранящиеся в рукописях, сопоставление и определение различий литературных памятников средневековья в первоначальном виде, методы выявления арабских и персидских слов, терминов и понятий религиозного содержания, а также географических названий.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цельдисциплины: формирование у магистрантов разработки современной научной информации с использованием основ психологии науки и практики, необходимых для повышения эффективности профессиональной деятельности. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. интерпретировать современную научную информацию об основах психологической науки и практики, необходимой для повышения эффективности профессиональной деятельности; 2. объяснить психологические закономерности и феномены, возникающие в профессиональной и научно-педагогической деятельности; 3. анализировать жизненные и профессиональные ситуации с точки зрения психологии, видеть взаимосвязь между поведением и результатами деятельности личности и коллектива, ресурсы и возможности развития; 4. интегрировать психологическую информацию о себе и других в общее знание и формулировать обоснованные суждения; применять психологические знания для принятия эффективных решений, реализовывать успешные коммуникативные стратегии в личной жизни и профессиональной деятельности; эффективно использовать психологические знания для развития потенциала себя и коллектива. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Данный курс познакомит магистрантов с научными знаниями, соответствующими современному уровню развития психологической науки и практики. Будут рассмотрены предмет, отрасли, методы психологии, закономерности развития и функционирования психических процессов, свойств и состояний личности, общения, основы эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации с учетом профессиональной и научно-педагогической деятельности магистрантов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Архивно-фондовая деятельность и работа с источниками
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность практических приемов работы в архивно-фондовых учреждениях с целью поиска, классификации и систематизации архивных материалов по актуальным тюркологическим проблемам и методов привлечения данных материалов в научно-исследовательской работе. Курс формирует способность анализа достоверности содержания архивных материалов. Дисциплина направлена на изучение фондов отечественных и зарубежных архивных учреждений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методология исследования истории тюркской литературы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность сопоставлять средневековую словесность на тюркском языке, призванных сыграть решающее значение в становлении тюркской литературы и культуры в целом. Курс нацелен на изучение наиболее важных произведений тюркской литературы и анализа понятия методики литературоведческого исследования, проводится сопоставительный анализ памятников средневековой литературы на тюрском языке с точки зрения их стилистических и жанровых особенностей, понимая историко-поэтический контекст.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Проблемы классификации и анализа древних и средневековых тюркских памятников
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать основы методической подготовки магистранта к будущей научно-педагогической деятельности, анализу древних и средневековых памятников, их учетов, научной апробации видов и форм памятников, определения роли и места в тюркской культуре.Курс нацелен на изучение проблем этапов развития тюркской государственности, переодизации и классификации тюркских памятников, исследование роли тюркских племен в этногенезе казахского народа, этнокультурное взаимовлияние тюркских народов Евразии, анализ древнетюркской письменности и памятников тюркской культуры, истории изучения древнетюркских и средневековых тюркских письменных памятников.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Текстологические исследования средневековых тюркских памятников
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность сопостовлять и анализировать средневековые тюркские письменные артефакты с античностью, периода Золотой Орды, эпохи Османской империи. Курс нацелен на освоение письменных памятников написанных на коктюркском, уйгурском, китайском, согдийском, арабском, армянском, латинском, кириллическом и других алфавитах. Будут осваиваться письменные отчеты которые предоставляют обширную информацию о культурных, социальных, политических и экономических проблемах того времени, а так же изучаться текстологические исследования отечественных, российских, европейских, венгерских и турецких ученых.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: овладение основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, ознакомление будущих преподавателей с общей проблематикой, методологическими и теоретическими основами педагогики высшей школы, современными технологиями анализа, планирования и организации обучения и воспитания, коммуникативными технологиями субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. владеть основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы; 2. анализировать систему высшего профессионального образования в Казахстане; 3. определять содержание высшего образования; 4. применять традиционные и инновационные методы и формы организации обучения, новые образовательные технологии в высшей школе; 5. оценивать коммуникативные технологии субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Педагогическая наука и ее место в системе наук о человеке. Современная парадигма высшего образования. Система высшего профессионального образования в Казахстане. Методология педагогической науки. Профессиональная и коммуникативная компетеность преподавателя высшей школы. Теория обучения в высшей школе (дидактика). Содержание высшего образования. Организация процесса обучения на основе кредитной системы обучения в высшей школе. Традиционные и инновационные методы и формы организации обучения. Новые образовательные технологии в высшей школе. Организация самостоятельной работы студентов в условиях кредитной технологии. Технология составления учебно-методических материалов. Теория научной деятельности высшей школы. НИРС. Высшая школа как социальный институт воспитания и формирования личности специалиста. Куратор в системе высшего образования. Менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: изучение закономерностей и тенденций развития особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их исторической динамике и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. использовать принципы организации и функционирования науки, генезис и историю науки с позиции формирования ее моделей, образов и стилей мышления; 2. формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; 3. выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования; 4. анализировать и осмысливать реалии современной теории и практики на основе истории и философии науки, методологии естественнонаучного, социогуманитарного и технического знания; 5. применять методологические и методические знания в проведении научного исследования, педагогической и воспитательной работы. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Предмет истории и философии науки, Мировоззренческие основания науки, Функции науки, Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения, Новоевропейская наука – классический этап развития науки, Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития науки, Структура и уровни научного познания, Наука как профессия. Идеалы и нормы науки, Философские основания науки и научная картина мира, Научные традиции и научные революции, История и философия естественных и технических наук, История и философия социальных и гуманитарных наук, Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Актуальные проблемы развития тюркских языков
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность сравнительного изучения проблем современных тюркских языков, их литературы и истории, а так же социокультурного и социально-политического развития тюркоязычных народов в контексте духовно-культурной консолидации. Курс нацелен на освоение грамматики, стилистики, морфологии, произношения современных тюркских языков, а так же изучение исчезающих тюркских языков (караимский, гагаузский, телеутский, хакасский и алтайские языки) и осмысление тенденций дальнейшего укрепления духовно-культурного единства тюрких народов.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Фундаментальные проблемы литературы тюркских народов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать теоретические знания об исследованиях зональных синтезов, региональных объединений как крупных компонентов всемирного литературного процесса, а также изучение внутринациональных закономерностей литературного развития тюркских народов, изучение взаимосвязанности и взаимозависимости литератур, входящих в отдельные литературные регионы, как постоянного плодотворного фактора становления и развития этихлитератур. Фольклор в национальных литературах. Формы его бытования. Литература1950-80-х гг. Основные темы, проблемы. Стилевые поиски. Особенности развития тюркского литературного процесса. Хронология и периодизация развития тюркской литературы. Идейно-художественное своеобразие поэзии.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Достижения и направления тюркологических исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать углубленные представления о мировых и отечественных инновационных подходах к рассмотрению актуальных проблем в тюркологии, исследование источников, историографических материалов, изучении языка тюркских народов их древнего, средневекового и современного алфавита. Предмет нацелен на исследование актуальные проблем достижения и направлений в тюркологии, особенно языковых, исторических, литературных исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Изучение официальных докуметов тюркской дипломатии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способности научного анализа современного исследовательского осмысления дипломатии и рассмотрению вариантов практического применения этого феномена как дополнительного ресурса международного взаимодействия. Курс направлен на формирование определения специфики вариативного обращения к дипломатии тюркских государств с позиций теории конструктивизма, политической коммуникации и концепция национального бренда. Дисциплина направлена на исследование форматов дипломатии тюркских государств на основе дипломатических документов, которые способствуют анализу регионального сотрудничества и определению уровня развития международных контактов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Концептуальные методы исследования роли тюркской культуры в мировой цивилизации
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность определять место и роль тюркской культуры в мировой цивилизации. Курс нацелен на изучение особенностей концепта тюркского мира в парадигме современного развития духовных ценностей. Рассматриваются мировое влияние культуры и языка тюркских народов на цивилизации народов мира, его евразийскую цивилизационную роль в XXI-м веке.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Теория и методы изучения сотрудничества тюркского мира
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способности компаративного анализа становления и развития сотрудничества тюркских народов со второй половины ХІХ века до сегодняшнего дня. Курс формирует способности критического подхода в изучении перспектив и стратегий развития сотрудничества, дипломатии, международных организаций тюркских стран. Дисциплина направлена на исследование основных государственных документов и материалов связанные с политико-экономическим и культурно-образовательном сотрудничестве тюркских стран и народов

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Теория и методология изучения региональной интеграции тюркских государств и народов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способности определения теоретических и методологических основ разработки базовых моделей интеграционных исследований тюркских государств и народов. Курс направлен на формирование изучения эволюционного аспекта факторов интеграционного взаимодействия на постсоветском пространстве, оценки эффективности интеграции Евразийского экономического союза, анализа актуальных вопросов интеграции проблем и перспектив интеграционного сотрудничества центральноазиатских государств в формате ЕАЭС. Дисциплина направлена на изучение региональной интеграции тюркских народов в контексте современных теорий и методологии, большое внимание уделяется роль тюркских государств в организациях сотрудничества.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Теория и методология исследования истории и культуры тюркских народов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: сформировать способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу методологии изучения истории и культуры тюркских народов, системы теоретических принципов и методических приемов тюркологического исследования. Курс формирует способности решать нестандартные задачи профессиональной деятельности на основе источниковедческой и библиографической культуры с применением междисциплинарных подходов. Дисциплина направлена на углубленное научное исследование известных зарубежных и современных подходов анализа древней, средневековой, новой и новейшей истории и культуры тюркских народов.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Источниковедческие методы исследования истории тюркских народов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способности анализа источников на латинском, арабском, персидском, османском и древнетюркском языках в рамках современных теорий и методик. Курс формирует способности ранжирования и транскрипции письменных источников по исследованию истории, языка и культуры тюркских народов. Дисциплина направлена на углубленное изучение и работу с рукописями, которые требуют аналитически осмысливать и обобщать теоретические положения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Теория и практика тюркской этимологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность подробно рассмотреть этимологию как теоретико-прикладной лингвистической дисциплины в рамках сравнительно-исторической парадигм современного языкознания с точки зрения ее становления, для современных исследований единиц лексико-семантического уровня языковой системы. Курс направлен на изучение теории этимологии, методов и принципов этимологических исследований, этимологических словарей тюркских языков.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON10

    Системно представлять программы планирования, организации и практической реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по тюркологии в организациях высшего образования; применять традиционные и инновационные образовательные методики и технологии преподавания тюркологических дисциплин.

  • Код ON8

    Выстроить траекторию актуальности магистерского исследования, четко определить постановку цели и задачи, обосновать методологию исследования; оценить и интерпретировать полученные научные результаты.

  • Код ON6

    Применять теории современных тюркологических исследований, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам результатов исследования, выдвигать, аргументировать и решать научные проблемы с использованием древних и средневековых рукописных материалов;

  • Код ON9

    Разработать и создать учебные и исследовательские междисциплинарные научные проекты, разработать план реализации, аргументированно прогнозировать научные результаты и выводы.

  • Код ON5

    Моделировать и проектировать исследования тюркских языковых групп, интерпретировать полученные научные результаты, путем полевых исследований.

  • Код ON11

    Порождать инновационные идеи, выдвигать самостоятельные гипотезы, выстраивать траектории профессиональных совершенствований.

  • Код ON4

    Вычленять, формулировать актуальные проблемы тюркологии, решать ее на основе научных методов исследования, путем привлечения новых архивных материалов и рукописей.

  • Код ON2

    Системно оценивать разнообразные исследования в области тюркологии, анализировать рукописные материалы кыпчакской, огузской и карлукской языковых групп, путем современных методов исследования

  • Код ON12

    Разрабатывать собственные научные исследования языковых, литературоведческих и исторических особенностей тюркских народов; составлять основные выводы по исследовательскому проекту, презентовать результаты исследования (в виде отчетов, статей, с привлечением современных методов исследования тюркологии); свободно владеть языковыми параметрами профессиональной компетенции.

  • Код ON1

    Применять актуальные проблемы и перспективы развития тюркологии как области знаний, ее междисциплинарные связи, синтезировать тюркологические и междисциплинарные знания для решения учебно-образовательных, теоретико-методологических задач.

  • Код ON3

    Осуществлять научное проектирование с применением современных методов исследования памятников древнего и средневекового периодов, материальной и нематериальной культуры тюркских народов вошедших и претендующих войти в список ЮНЕСКО.

  • Код ON7

    Формулировать проблемы и задачи научного исследования в области тюркологии, выбирать соответствующую методологию, определять и классифицировать исторические этапы развития кочевой цивилизации

Top