Новая образовательная программа

7M02314 Русская филология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Программа направлена на формирование специалиста, способного формулировать и решать современные научные и практические вопросы в области филологии (языкознания и литературоведения); успешно осуществлять научно-исследовательскую деятельность и педагогическую деятельность с использованием как традиционных, так и инновационных и дистанционных методов обучения; управлять подразделениями учреждений образования; осуществлять анализ, оценку и редактирование печатного или цифрового издательского продукта на основе современных технологий; проводить экспертизу текстов; выстраивать эффективную устную и письменную коммуникации на русском/казахском/иностранном языке в поликультурном и мультилингвальном коллективе, а также при общении с государственными органами власти, СМИ, научным сообществом, специалистами в издательской сфере, общественными организациями.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M060 Филология
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: овладение профессиональными компетенциями преподавателя для организации педагогической деятельности в организациях среднего и высшего образования с использованием методологических основ педагогики высшей школы, современных технологий анализа, планирования и организации обучения и воспитания, коммуникативных технологий взаимодействия преподавателя и обучающегося в образовательном процессе. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. владеть основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы; содействовать развитию благоприятной образовательной среды для реализации культурных и языковых потребностей обучающихся; 2. самостоятельно проводить семинарские, практические, лабораторные занятия с учетом требований разработанных и утвержденных методических указаний; различные типы занятий для традиционных и дистанционных форм обучения с применением современных интерактивных методов и форм обучения; 3. разрабатывать учебно-методические комплексы профильных дисциплин для преподавания с учетом современных требований педагогики и психологических основ проведения инновационного образовательного процесса; 4. оценивать коммуникативные технологии субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и обучающегося в образовательном процессеа; 5. обобщать и оценивать полученные результаты обучения в контексте дисциплины, выполнять апробацию результатов исследований и внедрять их в практическую педагогическую деятельность. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Педагогическая наука и ее место в системе наук. Современная парадигма высшего образования. Система высшего профессионального образования в Казахстане. Методология педагогической науки. Профессиональная и коммуникативная компетеность преподавателя высшей школы. Теория обучения в высшей школе (дидактика). Содержание высшего образования. Организация процесса обучения на основе кредитной системы обучения в высшей школе. Традиционные и дистанционные инновационные методы и формы организации обучения. Новые образовательные технологии в высшей школе. Организация самостоятельной работы магистрантов в условиях кредитной технологии. Технология составления учебно-методических материалов. Теория научной деятельности высшей школы. Научно-исследовательская работа. Высшая школа как социальный институт воспитания и формирования личности специалиста. Куратор в системе высшего образования. Менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Когнитивная лингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность описывать особенности протекания процессов категоризации и концептуализации, чтобы использовать эти данные в лингвистических исследованиях. Учебный курс формирует теоретическую основу понимания процессов категоризации, концептуализации, вербализации концепта в русском языке. Дисциплина направлена на изучение когнитивных основ знаковости, роли языка в концептуализации и категоризации мира, структуры концепта, методики анализа концепта, отражения культуры народа в концепте. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: применить знание основных концепций, теоретических основ и направлений в области современной лингвистической концептологии при выборе исходных теоретических позиций в исследовании; критически анализировать основные положения новых лингвистических теорий в области лингвоконцептологии, выбирать из них наиболее адекватную для проведения собственного диссертационного исследования; написать эссе, в котором дать оценку степени разработанности в современной русистике актуальных проблем русской лингвоконцептологии; проводить анализ лингвокультурного концепта; вести научную дискуссию по актуальным проблемам русской лингвоконцептологии; аргументировать свою точку зрения, соотнося ее с основными концепциями, теоретическими основами и направлениями в области современной лингвоконцептологии. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: понятие концепта в современной лингвистике. Учение о концептуальной системе языка и проблемы концептуального анализа языка. Концепт и слово, концепт и понятие. Концепт как ключевое слово культуры. Структура концепта. Методика описания концепта. Универсальные концепты времени, пространства и числа. Концепты национальной культуры.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать способность овладеть достаточным уровнем коммуникативной компетенции для общения на иностранном языке в научной и практической деятельности. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: разрабатывать научно-техническую, проектную и служебную документацию; оформлять отчеты, обзоры, медиа-публикации, деловые письма; заниматься переводом официально-деловой и дипломатической переписки на иностранном языке, уметь редактировать и аннотировать тексты профессиональной направленности; работать с различными источниками информации, осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации, владеть стандартными методами компьютерного набора текста и его редактирования на родном и иностранном языках; использовать все регистры общения на иностранном языке: официальный, неофициальный и нейтральный с учетом соблюдения норм лексической эквивалентности, стилистических и темпоральных характеристик исходного текста в публицистических, политических и официально-деловых текстах, а также редактирование этих текстов; практиковать навыки доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование) официально-деловых и политических текстов на иностранном языке в аспекте межкультурной коммуникации; выстроить профессиональные отношения с коллегами и руководством, самостоятельно осваивать новые информационные технологии, проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, в том числе быстро переключаться с одного рабочего языка на другой. Будут изучены: анализ научного текста с точки зрения его лексического наполнения стиля и грамматической оформленности в целях совершенствования письменной речи магистранта. Устные и письменные формы академического общения.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Мифопоэтика русской литературы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность применять мифопоэтичесий подход при исследовании произведений русской литературы. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации мифологем и символов в художественном тексте. Дисциплина направлена на изучение мифопоэтики произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Островского, Мельникова-Печерского в контексте западной и восточной мифологической традиции, на овладение новыми технологиями, стратегиями мифопоэтического анализа. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: описывать и объяснять основные принципы учения мифологической школы; интерпретировать мифологические сюжеты и мотивы в русской литературе; определять специфику современного литературного мифотворчества в контексте современной культуры; демонстрировать владение методикой и алгоритмом мифопоэтического анализа художественного текста; осуществить интерпретацию мифологических символов и мотивов в художественном произведении; использовать инновационные стратегии и технологии для изучения мифопоэтики художественного текста в вузе и школе. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Миф и его семиотика. Проблемы изучения мифа и мифопоэтики в современном литературоведении. Структурно-семиотические исследования мифа: К. Леви-Стросс и Р. Якобсон, Ю. Лотман, Б. Успенский, В. Иванов, В. Топоров. Мифопоэтика русских писателей XIX века. Мифы в прозе и поэзии ХХ века. Мифопоэтика постмодернистского текста.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Семиотика художественного текста
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность применять практические методы и техники семиотики для анализа текста с целью его эффективного устного/письменного продуцирования. Учебный курс формирует навыки анализа текста с точки зрения культурно-семиотического подхода. Дисциплина направлена на изучение коммуникативных систем и знаков, используемых в процессе общения (по Ю.М. Лотману), особенностей различных знаковых систем, их интерпретации, методики проведения семиотического анализа художественного текста. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: владеть приемами семиотического анализа художественного текста; анализировать художественные тексты с точки зрения культурно-семиотического подхода; применять современные методы анализа и интерпретации семиотики художественного текста для создания исследовательских семиотических проектов; cоздать и подготовить к публикации собственный печатный материал на основе сбора, обработки, анализа значимых данных из различных источников. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Текст как семиотическая категория. Семиотические характеристики художественного текста. Схема семиотического анализа Ю.С. Степанова. «Семиологическое приключение» Р. Барта. «Гено-текст» и «фено-текст» Ю. Кристевой. Категории рассказчика и читателя художественного произведения в теории У. Эко. Образ и знак (семиотический аспект анализа).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Новые парадигмы языкознания
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность критически оценивать теоретические основы антропоцентрического полипарадигмального языкознания, чтобы применить их к научному исследованию. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу лингвистического исследования. Дисциплина направлена на изучение новейших технологий и методов анализа фактов языка, принципов исследования лингвистических феноменов в рамках современных научных направлений и школ лингвистики. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: выявить актуальные проблемы, возникшие на стыке языкознания и других гуманитарных наук, а также проблемы, связанные с малоизученными сторонами языка, с нерешенными проблемами русистики; применить знание основных концепций, теоретических основ и направлений в области современного языкознания при выборе исходных теоретических позиций в исследовании; критически анализировать основные положения новых лингвистических теорий, выбирать из них наиболее адекватную для проведения исследования; написать аналитическое эссе, в котором дать оценку степени разработанности в современной русистике актуальных проблем русского языкознания; вести научную дискуссию по актуальным проблемам русского языкознания; аргументировать свою точку зрения, соотнося ее с основными концепциями, теоретическими основами и направлениями в области современного русского языкознания. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: состояние лингвистики в постструктуралистический период. Понятие научной парадигмы, или парадигмы знаний. Основные принципы лингвистики конца XX – начала XXI вв. и их реализация в русистике. Основные направления и школы русского языкознания: функциональная грамматика, коммуникативная грамматика, когнитивная лингвистика, семантика, лингвоконцептология, прагмалингвистика, юрислингвистика, политическая лингвистика, лингвокультурология, гендерная лингвистика, компьютерная лингвистика, корпусная лингвистика. Лингвоцентрический и антропоцентрический подходы к языку. Проблемы языковой картины мира и языковой концептуализации мира в современных парадигмах знания. Связь языка и культуры. Этническое и языковое сознание.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Новые направления внешней лингвистики
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать концептуальное видение смены научной парадигмы лингвистики философскими идеями антропоцентризма, чтобы на этой методологической основе проводить лингвистическое исследование. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу лингвистического исследования. Дисциплина направлена на изучение междисциплинарных направлений внешней лингвистики, их дифференциации по объектам научного исследования, методологии и метаязыку. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: объяснить возникновение новых направлений внешней лингвистики как следствие доминирования научной парадигмы антропоцентризма; охарактеризовать направления внешней лингвистики по параметрам: объект исследования, методология, метаязык (когнитивная лингвистика, социолингвистика, психолингвистика, лингвистическая имиджелогия, юридическая лингвистика, коммуникативная лингвистика и др.); проанализировать языковой и текстовый материал в рамках новой синтезированной методологии; аргументированно защищать результаты исследования. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Теоретический аспект: характеристика междисциплинарных направлений внешней лингвистики, дифференциация их по объектам научного исследования, методологии и метаязыку. Аналитический аспект: анализ объекта исследования с учетом специфики содержания и методологии междисциплинарности научных направлений внешней лингвистики. Проектно-исследовательский: разработка проекта научно-методической концепции собственного научного исследования на платформе одного из направлений внешней лингвистики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Герменевтика художественного текста
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность работать с текстами разных стилей и жанров: объективно толковать и интерпретировать их. Учебный курс формирует навыки создания комментария к анализируемому тексту, выявлению его «темных мест», навыки понимания устной речи и текстов сетевого общения. Дисциплина направлена на изучение процесса текстопорождения, процесса понимания текста, герменевтических процедур понимания, соотношения понятий «текст - смысл». В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: вести обсуждение основных вопросов научных дискуссий и аргументировать собственную точку зрения; проводить анализ мотивной структуры произведений; анализировать сюжетно-композиционное строение текста; оценивать средства психологизма в произведениях; создать и подготовить к публикации собственный печатный материал; редактировать авторский материал; выстраивать эффективную устную и письменную коммуникации на русском/казахском/иностранном языке. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Герменевтика текста. Интерпретация текста как теоретическая проблема. Научный комментарий как способ интерпретации текста. Герменевтические процедуры понимания. Герменевтический круг. Предпонимание. Бесконечность интерпретации.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Лингвистика текста
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность создавать устные/письменные/сетевые тексты на основе знания механизма порождения текста, чтобы осуществлять письменную и устную коммуникацию. Учебный курс формирует навыки работы с текстами разных стилей и жанров, их корректирования. Дисциплина направлена на изучение критериев текстуальности, особенностей функционально-семантических типов текстов и их маркеров; структурных особенностей текстов разных стилей и жанров. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: определять основные признаки текста, необходимые для порождения текста; определять особенности функционально-семантические типов текста и их маркеры; выделять в текстах структурные особенности: уровни текста и единицы, характерные для каждого из них; продуцировать текст с соблюдением принципов составления текста; создать и подготовить к публикации собственный печатный материал; редактировать авторский материал; выстраивать эффективную устную и письменную коммуникации на русском/казахском/иностранном языке. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: основные понятия лингвистики текста. Основные признаки текста (информативность, структурность, цельность, связность, интегративность, регулятивность, завершенность). Структура текста: уровни и единицы. Функционально-семантические типы текста (описание, повествование, рассуждение). Уровни текста: информативно-смысловой (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический), прагматический (экспрессивно-стилистический, функционально-стилистический). Текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение: общая характеристика, структурно-семантические особенности, соответствующие маркеры, подвиды.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Коммуникативная лингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность создавать письменные и устные речевые произведения в разных коммуникативных ситуациях. Учебный курс формирует представление об акте коммуникации, вырабатывает навыки эффективной коммуникации. Дисциплина направлена на изучение единиц коммуникации, речевых актов (утверждение, просьба, вопрос и т.д.), коммуникативной значимости структурных элементов (слов, словосочетаний, предложений), тактик и стратегий, способствующих достижению эффективности коммуникации. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: использовать основные тактики и стратегии, способствующие достижению эффективности коммуникации; использовать арсенал языковых средств в различных коммуникативных ситуациях; выстраивать эффективную устную и письменную коммуникации на русском языке; корректировать недочеты авторских материалов (контекст, орфографию, пунктуацию, синтаксис, морфологию, семантику, стиль). При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Основные задачи, ключевые понятия коммуникативной лингвистики. Принципы речевого общения (принцип кооперации, вежливости). Коммуникативная теория текста. Коммуникативные стратегии и тактики как фактор эффективности речевого общения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Новые парадигмы литературоведения
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать представление о многоплановости методов и подходов в современном литературоведении, чтобы проводить научное исследование. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу литературоведческого исследования. Дисциплина направлена на изучение основ мифопоэтики, сущности авторологии, компаративизма и теории интертекстуальности, вопросов психоанализ в литературоведении, структурно-семиотического литературоведения, междисциплинарного синтеза в современном литературоведении. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: объяснять основные принципы научных подходов в литературоведении и их междисциплинарные связи; выбирать адекватные методологические подходы исследования в области литературоведения, дифференцировать и осуществлять их критический анализ; классифицировать основные подходы современного литературоведения и специфику их реализации в изучении русской литературы; формулировать проблемы исследования и решать их с проекцией на актуальные проблемы новых направлений в литературоведении. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: практика компаративизма и теория интертекстуальности в современном литературоведении. Психологическая школа и психоанализ в литературоведении. Значение идей М. Бахтина в науке о литературе. Герменевтический подход. Структурно-семиотическое литературоведение. Постструктурализм, деконструкция и трансформация их идей в литературоведении. Феминистская критика и гендерный подход в литературоведении. Опыт междисциплинарного синтеза в современном литературоведении.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Гендерное литературоведение
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать проблемы гендерных исследований, методики использования гендерного знания для проведения исследовательской работы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу гендерных исследований в литературоведении. Дисциплина направлена на изучение феминистического движения и становления гендерных исследований, ключевых проблем, понятий и терминов гендерной теории. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: объяснять ключевые концепции гендерного направления в русском и мировом литературоведении; формулировать теоретико-методологические основы и проблемы гендерных исследований; применять методику гендерного анализа литературного текста в собственных научных исследованиях; критически оценивать научные труды в области гендерных исследований в филологии; вести обсуждение основных вопросов исследований, связанных с гендерной проблематикой; классифицировать основные направления гендерных исследований в гуманитарных знаниях; самостоятельно использовать гендерный подход в литературоведческом анализе. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Основные понятия и определения, относящиеся к гендерной теории. Методологические основы гендерных исследований. «Академическое литературоведение» и «гендерные штудии» (сравнительный аспект). Важнейшие проблемы гендерного подхода в общественно-гуманитарных науках. Феминистическая критика культуры. «Женская литература» и «литература для женщин». Женские образы мировой классической литературы. Новейшие концепции в отечественном и мировом литературоведении.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины формирование у магистрантов углубленного представления о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1) определить особенности науки как особого вида знания, деятельности и социального института; 2) систематизировать основные проблемы и дискуссии о методах и стратегиях ведения научных исследований и закономерностях развития науки; 3) выбирать наиболее релевантные изучаемому предмету методы и стратегии исследований и следовать им в профессиональной деятельности; 4) критически оценивать современные научные достижения и ориентироваться в выборе наиболее эффективных стратегий междисциплинарного поиска; 5) сформулировать и грамотно аргументировать собственную этическую позицию по отношению к актуальным проблемам современного этапа развития науки. Назначение дисциплины. Дисциплина «История и философия науки» направлена, на формирование у будущих специалистов способности к независимому критическому мышлению и пониманию ключевых мировоззренческих понятий При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие темы: Предмет истории и философии науки, Мировоззренческие основания науки, Функции науки, Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения, Новоевропейская наука – классический этап развития науки, Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития науки, Структура и уровни научного познания, Наука как профессия. Идеалы и нормы науки, Философские основания науки и научная картина мира, Научные традиции и научные революции, История и философия естественных и технических наук, История и философия социальных и гуманитарных наук, Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины – сформировать способность осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе знаний психологии управления, менеджмента образования. Учебный курс формирует способность заниматься управленческой деятельностью в области образования. Дисциплина направлена на изучение психологических закономерностей управленческой деятельности, методов психологии управления. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: структура познавательных процессов. Типология личности, специфика характера. Межличностное и групповое общение. Сущность педагогики высшей школы. Профессиональная педагогическая деятельность на основе психолого-педагогических знаний педагогики высшей школы. Менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Юрислингвистика
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность проводить лингвистическую экспертизу юридических текстов (спорных, конфликтных текстов) для решения правовых вопросов; аргументировано отстаивать свое мнение. Учебный курс формирует методологическую основу исследования спорного текста. Дисциплина направлена на изучение жанровой принадлежности спорного текста, его стилистических, индивидуально-авторских особенностей; установление источника и причины юридического конфликта, мотивов поступков и действий сторон конфликтов; нарушений юридических норм в процессе порождения текста. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: устанавливать жанровую принадлежность спорного текста, его индивидуально-авторские особенности; характеризовать стилистические особенности спорного текста; устанавливать источник и причины юридического конфликта, мотивы поступков и действий сторон конфликтов; лингвистически обосновывать выводы о нарушении тех или иных юридических норм; объяснять с использованием научно-исследовательского аппарата лингвистики выводы лингвистической экспертизы текста; строго следовать правовым нормам проведения любых видов судебных экспертиз; создать и подготовить к публикации собственный печатный материал (экспертное заключение); выстраивать эффективную устную и письменную коммуникации на русском/казахском/иностранном языке. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: юрислингвистика как междисциплинарная отрасль гуманитарного знания. Принципы современной лингвистики и их реализация при исследовании юридического дискурса. Конфликтогенный аспект оценочных высказываний и проблемы их исследования. Проблема юридизации естественного языка при исследовании спорного текста. Лингвопрагматический аспект исследования спорного текста. Типы речевых актов: конфликтогенный аспект. Методика проведения судебно-лингвистической экспертизы спорного текста. Структура и содержание экспертного заключения как юридического документа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Исследовательские технологии дискурса
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность редактировать тексты, анализировать функционирующие в социуме тексты, создавать вторичные тексты, определять характер информации и корректировать его. Учебный курс формирует навыки работы с текстами разных стилей и жанров, разными видами институционального дискурса. Дисциплина направлена на изучение алгоритма решения нестандартных задач в социальной и институциональной сферах релевантных типу дискурса; технологий анализа (стратегическое моделирование, ментальное моделирование, прагматическое фокусирование). В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: характеризовать дискурс как текст, реально функционирующий в определенной сфере для достижения конкретной цели в конкретных условиях; описывать разные типы технологии исследования дискурса в формате: функциональный тип дискурса, методология и алгоритм его анализа, ожидаемые результаты; создать и подготовить к публикации собственный печатный материал; редактировать авторский материал; выстраивать эффективную устную и письменную коммуникации на русском/казахском/иностранном языке. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: дискурс и текст. Типологии дискурса: разные основания классификации. Виды институционального дискурса. Вопросы методологии исследования дискурса: лингвистический анализ; функциональный, коммуникативный, экспериментальные методы анализа дискурса. Техники стратегического моделирования, ментального моделирования, прагматического фокусирования и др. Проектное исследование дискурса воздействия.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Лингвистическая имиджелогия
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность решать прикладные филологические задачи: создавать и корректировать текст с учетом речевого имиджа; создавать речевые портреты; диагностировать технологические программы создания речевого имиджа. Учебный курс формирует теоретико-методологическое основание и инструментальную базу процесса формировании имиджа средствами языка и речи. Дисциплина направлена на изучение процесса диагностирования технологической программы создания речевого имиджа; формирует способность осуществлять прикладное исследование в формате кейс-стади по проблемам лингвистической имиджелогии. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: характеризовать технологии влияния и воздействия как основные при формировании речевого имиджа; создавать речевые портреты; диагностировать технологические программы создания речевого имиджа; осуществлять прикладное исследование в формате кейс-стади по проблемам лингвистической имиджелогии. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: теоретико-методологическое основание лингвистической имиджелогии как одного из направлений русского языкознания. Языковая личность и имидж: социокультурная идентичность и средства её кодирования. Лингвокультурный типаж и речевой имидж, аксиологическая составляющая лингвокультурных типажей. Речевой портрет и имидж, способы описания речевого портрета. Речевое поведение в социальных сценариях формирования имиджа, языковые средства речевого поведения и создания образа, программы языковой реализации образа и критерии его оценки социумом. Психотехнологии и психотехники формирования речевого имиджа. Нейролингвистическое программирование и информационные технологии в процедурах создания и анализа речевого имиджа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Технологии научного исследования в филологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать представление о научной парадигме филологических исследований в контексте методологии современных научных направлений для проведения научного исследования. Учебный курс формирует методологическую основу филологического исследования. Дисциплина направлена на овладение инновационными, информационными и цифровыми технологиями, используемыми в филологических исследованиях. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: характеризовать научное направление в филологии через его методологическую составляющую; сопоставлять технологии исследования объектов филологической науки в их соотнесенности с поставленными целями и задачами; осуществлять филологические исследования с использованием инновационных, информационных и цифровых технологий; использовать концептуальный и методологический аппарат научных направлений в лингвистике и литературоведении для решения задач различных уровней сложности; выполнять проектное исследование по одной из предложенных тем, презентовать его результаты, аргументированно отстаивать собственное мнение в научном обсуждении. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: научный обзор современных направлений филологической науки, специфика объекта и методологии его исследования. Лингвистические и литературоведческие технологии исследования объектов филологической науки. Потенциал инновационных, информационных и цифровых технологий в филологии. Технологии планирования филологического исследования и технологии его реализации. Презентация научных результатов проведенного проектного исследования.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Художественный дискурс литературы русского зарубежья
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность оценивать многообразие видов художественного дискурса в литературе русского зарубежья, чтобы проводить литературоведческое исследование. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы анализа форм авторского сознания выдающихся представителей русской эмиграции. Дисциплина направлена на изучение художественного дискурса литературы метрополии и русского зарубежья в сравнительно-сопоставительном аспекте, специфики художественного дискурса прозы старшего поколения русской эмиграции (И. Бунин, Д. Мережковский, И. Шмелев). В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: объяснять различия художественного дискурса представителей русской эмиграции; выделять устойчивые жанрообразующие признаки, присущие дискурсу произведений малых и крупных эпических и лирических жанров, эссе, мемуаров, литературных портретов, поэтических и сатирических жанров эмигрантской литературы; профессионально интерпретировать художественные поиски в контексте дискурса представителей литературы русского зарубежья в связи со спецификой авторского сознания; проводить сопоставительно-сравнительный анализ художественного дискурса произведений одного жанра, принадлежащего разным авторам литературы русского зарубежья; применять полученные знания в профессиональной деятельности, находить креативные подходы к решению поставленных проблем. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: многоплановость системы жанров и дискурса литературы русского зарубежья. Методологические аспекты анализа художественного дискурса литературы метрополии и русского зарубежья в сравнительно-сопоставительном аспекте. Специфика художественного дискурса прозы старшего поколения русской эмиграции (И.Бунин, Д.Мережковский, И.Шмелев и др.). Сатирические жанры и художественный дискурс творчества их представителей. «Сатирикон» и его традиции. Художественный дискурс мемуарных жанров и «женской прозы». Специфика исторического и публицистического дискурса в литератур русского зарубежья.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Философский дискурс модернизма
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать философию и поэтику русского модернизма, чтобы проводить литературоведческое исследование. Учебный курс формирует теоретическую базу понимания места модернизма в истории литературы. Дисциплина направлена на изучение принципов и эстетических задач модернизма как нового искусства ХХ века; сопоставление концепций модернизма и классической литературы; проведение анализа произведений модернистов. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: формулировать художественные принципы и эстетические задачи модернизма как нового искусства ХХ века; владеть методами исследования и описания модернистских направлений и течений в литературе ХХ века; проводить сопоставительный анализ концепций модернизма и классической литературы; анализировать произведения модернистов в контексте времени и в свете современных теорий;вести обсуждение основных теорий, составляющих основу модернизма; производить филологический анализ художественных произведений; проводить компаративный анализ произведений из разных национальных литератур (русской и зарубежной литературы). При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: история направлений в модернизме. Концепции модернизма в русской литературе начала ХХ века. Ключевые имена и произведения модернизма. Манифесты русского модернизма. Ведущие направления модернизма: символизм, импрессионизм, акмеизм, имажинизм. Философские истоки модернизма. Картина мира в разных модернистских направлениях.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Восточный литературный Ренессанс
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать литературу Востока эпохи Ренессанса, чтобы провести литературоведческое исследование. Учебный курс формирует теоретическую базу понимания развития литературы Востока в духовно-эстетическом плане. Дисциплина направлена на изучение путей развития жанров литературы Востока, идейного содержания произведений в контексте взаимовлияния и взаимодействия литератур Востока. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: быть готовым к самостоятельной креативной литературоведческой деятельности; обобщать, систематизировать, анализировать литературоведческую информацию; выстраивать новые факты в области литературы Востока в контексте мирового гуманитарного знания; описать проблемы восточной философии и эстетики, в частности, суфизма и его отражения в восточной лирике; охарактеризовать диалог Востока и Запада, чтобы представить творчество восточных поэтов в межкультурном контексте; работать в команде, аргументировать свое мнение, делать выводы; быть психологически и методологически готовым вести беседы и диалоги по теме литература Востока.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON1

    РО1 Осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе психолого-педагогических знаний педагогики высшей школы: проводить лекционные, семинарские (практические) занятия по дисциплинам филологического цикла с учетом требований разработанных и утвержденных методических указаний; планировать и организовывать самостоятельную работу обучающихся; критически оценивать методы организации учебно-воспитательного процесса; применять дистанционные формы обучения.

  • Код ON2

    РО2 Организовывать воспитательный процесс в вузе с учетом национальных приоритетов Казахстана. Проводить воспитательные мероприятия с обучающимися, приобщая их к морально-этическим ценностям казахстанского общества; формировать у них положительную самооценку, мотивацию к изучения языков, гражданскую идентичность и лингвистическую толерантность, положительный опыт социального взаимодействия в поликультурной и полилингвальной среде.

  • Код ON3

    РО3 Осуществлять методическое обеспечение образовательного процесса: разрабатывать учебно-методические комплексы дисциплин филологического цикла в соответствии с требованиями вуза и другие необходимые методические документы.

  • Код ON4

    РО4 Организовать функционирование всех направлений учебного процесса, выполнение учебных программ образовательного учреждения на основе технологии разработки, принятия и реализации управленческих решений, в том числе в условиях риска и неопределенности. Разработать новые эффективные управленческие варианты и способы решения поставленных целей и задач с учетом специфики казахстанской системы образования.

  • Код ON5

    РО5 Координировать работу педагогов, методических объединений организации образования, деятельность по повышению квалификации педагогических работников. Обеспечивать внедрение и привлечение инновационных технологий для эффективности деятельности организации образования. Решать административные вопросы, связанные с учебно-воспитательным и методическим процессами.

  • Код ON6

    РО6 Проводить научное исследование в рамках современных парадигм языкознания и литературоведения в качестве ответственного исполнителя или под руководством научного руководителя на основе междисциплинарных знаний и современных методик исследования и инновационных, информационных и цифровых технологий. Находить технологические решения лингвистических и литературоведческих проблем в новых и незнакомых контекстах.

  • Код ON7

    РО7 Проводить рецензирование результатов завершенных исследований. Разрабатывать научные и творческие проекты, направленные на распространение и пропаганду литературного наследия прошлого и настоящего среди широкой общественности.

  • Код ON8

    РО8 Систематизировать и анализировать информацию (текстовую, графическую, видео, аудио) из разнообразных источников для подготовки актуального и содержательного контента, соответствующего потребностям, трендам, интересам целевой аудитории и редакционной политике научно-образовательного, общественно-политического, рекламного, сетевого издания.

  • Код ON9

    РО9 Создать и подготовить к публикации собственный печатный материал на основе сбора, обработки, анализа значимых данных из различных источников, соблюдая все виды языковых и стилистических норм, а также юридических норм. Обрабатывать материал для повышения его релевантности запросам целевой аудитории СМИ.

  • Код ON10

    РО10 Редактировать авторский материал: отбирать контент для публикации на основе анализа качества предоставленных материалов, их соответствия требованиям и формату научно-образовательного, общественно-политического, экономического и др. издания, СМИ; проверять актуальность и достоверность информации, предоставленной авторами; выявлять сильные/слабые стороны предоставленных авторами материалов; определять характер информации, необходимой для дополнения авторских материалов; корректировать недочеты авторских материалов (контекст, орфографию, пунктуацию, синтаксис, морфологию, семантику, стиль).

  • Код ON11

    РО11 Выстраивать эффективную устную и письменную коммуникации на русском/казахском/иностранном языке в поликультурном и мультилингвальном коллективе, с представителями органов государственного управления, с научными и профессиональными сообществами, экспертами, аналитиками, конкурентами, партнерами. Корректировать форму и тактику речевого поведения в соответствии с интересами, уровнем подготовленности и настроением адресата, находить наиболее эффективные приемы речевого взаимодействия.

Top