Действующая образовательная программа

7M05206 Гидрология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Качественная подготовка специалистов гидрологов для научной и образовательной сферы высших учебных заведений, способных самостоятельно осуществлять научные исследования для предложений идей инновации в сфере гидрологии и водных ресурсов. Программа направлена на формирование профессиональной личности специалиста, способного: - самостоятельно осуществлять научные исследования для предложений идей инновации в сфере гидрологии и водных ресурсов; - интерпретировать и обобщать глубокие современные знания новейших теорий в области гидрологических аспектов; - интегрировать полученные знания смежных научных областей в гидрометеорологических исследованиях; - интерпретировать полученные результаты по оценке, анализу, расчету и прогнозам собственного научного исследования и сообщать их как специалистам, так и неспециалистам; - разработать собственную программу дальнейшего обучения в научно-исследовательской деятельности.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M085 Гидрология
  • Направление подготовки 7M052 Окружающая среда
  • Точность расчетов гидрологических характеристик
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность определять основные методические подходы к оценке точности гидрологических характеристик и параметров стока. Будут изучены: Типы погрешностей, особенности погрешностей гидрологических измерений и расчетов, абсолютные и относительные погрешности. Случайные, систематические погрешности, учет погрешностей исходных данных при оценивании выборных параметров распределения, учет случайных погрешностей при оценивании автокорреляционных функций.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: изучение закономерностей и тенденций развития особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их исторической динамике и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. использовать принципы организации и функционирования науки, генезис и историю науки с позиции формирования ее моделей, образов и стилей мышления; 2. формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; 3. выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования; 4. анализировать и осмысливать реалии современной теории и практики на основе истории и философии науки, методологии естественнонаучного, социогуманитарного и технического знания; 5. применять методологические и методические знания в проведении научного исследования, педагогической и воспитательной работы. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Предмет истории и философии науки, Мировоззренческие основания науки, Функции науки, Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения, Новоевропейская наука – классический этап развития науки, Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития науки, Структура и уровни научного познания, Наука как профессия. Идеалы и нормы науки, Философские основания науки и научная картина мира, Научные традиции и научные революции, История и философия естественных и технических наук, История и философия социальных и гуманитарных наук, Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: формирование у магистрантов разработки современной научной информации с использованием основ психологии науки и практики, необходимых для повышения эффективности профессиональной деятельности. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. интерпретировать современную научную информацию об основах психологической науки и практики, необходимой для повышения эффективности профессиональной деятельности; 2. объяснить психологические закономерности и феномены, возникающие в профессиональной и научно-педагогической деятельности; 3. анализировать жизненные и профессиональные ситуации с точки зрения психологии, видеть взаимосвязь между поведением и результатами деятельности личности и коллектива, ресурсы и возможности развития; 4. интегрировать психологическую информацию о себе и других в общее знание и формулировать обоснованные суждения; 5. применять психологические знания для принятия эффективных решений, реализовывать успешные коммуникативные стратегии в личной жизни и профессиональной деятельности; эффективно использовать психологические знания для развития потенциала себя и коллектива. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Данный курс познакомит магистрантов с научными знаниями, соответствующими современному уровню развития психологической науки и практики. Будут рассмотрены предмет, отрасли, методы психологии, закономерности развития и функционирования психических процессов, свойств и состояний личности, общения, основы эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации с учетом профессиональной и научно-педагогической деятельности магистрантов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Комплексное использование и охрана водных ресурсов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность определять методы с комплексным использованием водных ресурсов и изучение основных документов по их охране. Будут изучены: Объединения водопользователей и их участие в управлении водным хозяйством, схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов, цели и задачи схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Мелиоративная гидрология
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность определять поливные нормы режима орошения сельскохозяйственных культур и элементы водного баланса для мелиоративных мероприятий. Будут изучены: Предмет мелиоративной гидрологии, гидрологические проблемы мелиораций, рациональное природопользование при гидромелиорациях, водный баланс орошаемых земель, взаимосвязь мелиорации с водно-земельными ресурсами, оценка влияния оросительных мероприятий на сток и баланс речных бассейнов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Организация и планирование научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность организацию и планирование гидрологических исследований по единым международным программам (МГГ, МГД, и др.) Будут изучены: Этапы, законы развития и функции науки, организация научно-исследовательской работы в СНГ и республике Казахстан, планирование комплексных программно- целевых исследований, координационные планы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Проблемы трансграничных водных ресурсов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность анализировать характеристики трансграничных водных объектов в различных физико-географических условиях на территории Казахстана, оценивать потенциал и перспективу развития водохозяйственной деятельности в бассейнах рек. Будут изучены: Общие принципы и задачи управления водными ресурсами, управление спросом на воду на основе нормирования водопотребления, правовые и организационно-административные основы управления водными ресурсами.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Почвенная влаге
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность определять закономерности перемещения влаги в ненасыщенных и насыщенных водой почвогрунтов, методы оценки расхода воды при различных условиях и физических свойств почвогрунтов. Будут изучены: Природа молекулы воды, структура воды и ее свойства, природа пористого пространства почвы, определение относительных объемов твердой, жидкой и газообразной фаз в почвах.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Компьютерные технологии в гидрологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность применять в гидрологии современные информационные компьютерные технологии. Будут изучены: Вычисление дескриптивных статистик исходных данных, вероятностный калькулятор Statistica, простейшая визуализация в Statistica, регриссионный анализ в Statistica, кластеризация, кластерный анализ – технология, расширенные возможности электронной таблицы Microsoft Excel, автоматизированные нейронные сети.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: овладение основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, ознакомление будущих преподавателей с общей проблематикой, методологическими и теоретическими основами педагогики высшей школы, современными технологиями анализа, планирования и организации обучения и воспитания, коммуникативными технологиями субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. владеть основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы; 2. анализировать систему высшего профессионального образования в Казахстане; 3. определять содержание высшего образования; 4. применять традиционные и инновационные методы и формы организации обучения, новые образовательные технологии в высшей школе; 5. оценивать коммуникативные технологии субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Педагогическая наука и ее место в системе наук о человеке. Современная парадигма высшего образования. Система высшего профессионального образования в Казахстане. Методология педагогической науки. Профессиональная и коммуникативная компетеность преподавателя высшей школы. Теория обучения в высшей школе (дидактика). Содержание высшего образования. Организация процесса обучения на основе кредитной системы обучения в высшей школе. Традиционные и инновационные методы и формы организации обучения. Новые образовательные технологии в высшей школе. Организация самостоятельной работы студентов в условиях кредитной технологии. Технология составления учебно-методических материалов. Теория научной деятельности высшей школы. НИРС. Высшая школа как социальный институт воспитания и формирования личности специалиста. Куратор в системе высшего образования. Менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Зимний режим рек
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность оценивать гидрологические характеристики потока в условиях особенностей зимнего периода – замерзания, ледоставе и вскрытия рек. Будут изучены: Краткий анализ классификаций рек по зимнему режиму, типы замерзания рек, интенсивность ледообразования, уравнение теплового баланса водного объекта в период охлаждения воды, расчет элементов уравнения теплового баланса, физико-механические свойства льда.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Глобальные и региональные проблемы гидрологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность оценивать основные проблемы при решении различных гидрологических задач и определять методы и схемы решения использования и охраны водных ресурсов отдельных регионов. Будут изучены: Актуальные проблемы гидрометеорологии в Казахстане, проблема глобалбного мониторинга водных ресурсов, проблемы государственной системы мониторинга водных ресурсов РК.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование межкультурной коммуникативной компетенции у магистрантов по специальностям естественного и социально-гуманитарного направлений на основе общепринятой международной уровневой системы для активного применения иностранного языка, как в повседневном, так и в професиональном общении. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. говорить достаточно быстро и спонтанно без особых затруднений на повседневные или профессиональные темы; 2. практиковать с людьми на темы общего и профессионального характера; 3. продемонстрировать доклады и презентации на различные темы, в том числе профессиональные; 4. объяснять лекции и доклады на знакомую тематику с первого раза понимать прослушанный учебный текст 5. переводить аутентичные тексты по специальности с иностранного языка на родной с использованием словаря и справочников; 6. писать эссе и доклады на общие и профессиональные темы, аргументируя точку зрения, писать подробные сообщения по широкому кругу интересующих вопросов. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Учебная дисциплина является интегративной частью цикла непрерывного обучения английскому языку и нацелен на дальнейшее развитие полученных в университете языковых компетенций в рамках программы дисциплины «Английский язык». Предполагается развитие коммуникативных компетенций и навыков, необходимых сфере повседневного профессионального общения, чтения и перевода аутентичной литературы по специальности, формирование терминологического словаря, написания докладов и выступления на конференции и.т.д. Курс ориентирован на развитие у студентов восприятия иностранного языка как источника информации и иноязычного средства коммуникации в целях расширения и углубления системных знаний по специальности и как средство самостоятельного повышения своей профессиональной квалификации. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: чтение, письмо, аудирование, говорение, языковой: произношение, лексика, грамматика, чтение и перевод аутентичной литературы по специальности, написания докладов и выступления на конференции.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Гидрология урбанизированных территории
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность определять учет влияния урбанизированных и сопредельных территорий на элементы гидрологических процессов, протекающих в результате антропогенных изменений. Будут изучены: Урбанизация как закономерный исторический процесс, этапы развития урбанизации, влияние урбанизации на гидрологические процессы сопредельных территорий, оценка влияния вырубки и восстановления лесов на речной сток.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Проблемы селей и селезащита
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность определять особенности формирования селевых потоков, методы их изучения, основные селевые проблемы и методы их решения. Будут изучены: Сущность селевой проблемы, отличие их от других экзогенных процессов, разрушительное действие селей, изучение селей и селезащита, проблемы и основные методы расчетов характеристик селей, прогнозирование селеопасности и селей, противоселевые мероприятия.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Интегрированное управление водными ресурсами
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность определять методологию интегрированного управления водными ресурсами для обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Будут изучены: Международные инициативы в сфере управления водными ресурсами, понятие об Интегрированном управлении водными ресурсами (ИУВР), принципы интегрированного управленияводными ресурсами, внедрение стратегии перехода к ИУВР в Казахстане.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Управление качеством вод
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность определять источников и видов загрязнений водных объектов, методов оценки качества воды, существующих механизмов допуска к водопользованию. Будут изучены: качественный состав сточных вод и режимы их отведения; характер использования водного объекта сейчас и на перспективу; методов защиты водных ресурсов от загрязнений, ПДК вредных веществ в воде водоема.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Гидроэкологические проблемы рек Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность формировать знаний в области гидроэкологических проблем рек Республики Казахстан, которые наблюдаются на этих водотоках в данное время. Будут изучены: Особенность гидроэкологического режима рек, современное состояние использования рек Казахстана, важнейшие характеристики компонентов живой природы, изменение транзитного стока трансграничных рек, изменение уровенного режима трансграничных рек.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Экологические проблемы гидрологии
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность анализировать комплекс знаний и основные глобальные и региональные экологические проблемы водных объектов. Будут изучены: Взаимовлиянии окружающей среды и антропогенное воздействие, гидроэкологические проблемы водоемов и крупных рек РК, система экологического законодательства, роль экологического стока в сохранении водных экосистем.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Гидрология озер и водохранилищ Казахстана
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность определять особенности гидрологического режима озер и водохранилищ, как водных объектов суши, организацию методику и основные направления гидрологических исследований озеровидных водоемов. Будут изучены: Рассчитать морфометрические характеристики озера (водохранилища), классификация озер по происхождению, морфометрические характеристики водохранилищ, гидрометеорологическая сеть на озерах и водохранилищах, термический режим озеровидных водоемов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Геоинформационное моделирование гидроэкологических процессов
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины. Сформировать способность определять современные концепций геоинформационных технологий, возможных способов организации ГИС, основных понятий и целей геоинформационного моделирования и значение геоинформационных моделей. Будут изучены: Математическое моделирование с точки зрения математики и гидрологии, цели моделирования, типы моделей, принципы создания моделирующей системы, физическая обоснованность гидрологических моделей, основные проблемы моделирования.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON4

    ON4. Применять методы оценки, прогноза и оптимизации сценариев водообеспечения природно-хозяйственных систем Казахстана на ближайшую и отдаленную перспективу;

  • Код ON7

    ON7. Принимать решения на всех уровнях системы управления водными ресурсами в соответствии с международными и государственными нормативными документами в целях сохранения и рационального использования водных ресурсов;

  • Код ON8

    ON8. Применять соответствующие математические и численные методы к моделированию гидрологических процессов с применением современных программных продуктов статистической обработки гидрологической информации;

  • Код ON11

    ON11. Использовать менеджерские навыки в области рационального использования и охраны водных ресурсов, давать рекомендации к проектам, мероприятиям по защите населения, объектов и территории в обслуживаемых зонах, готовить необходимые экспертные заключения;

  • Код ON1

    ON1. Разрабатывать учебно-исследовательские проекты в области управления и оценки водных ресурсов, создавать научные тексты на казахском, русском, английском языках, обобщать и анализировать научную информацию на основе неполной или ограниченной гидрологической информации;

  • Код ON3

    ON3. Проводить преподавательскую деятельность по дисциплинам в области гидрологии и наукам о Земле, определять виды и формы проведения аудиторных занятий, лабораторных исследований в период полевой практики с использованием современных информационных технологии;

  • Код ON9

    ON9. Обосновывать фундаментальные физические законы и математические методы при анализе природных процессов в водных объектах и их взаимодействие с окружающей средой;

  • Код ON6

    ON6. Разрабатывать и осуществлять превентивные мероприятия по снижению опасности горных склонов, высокогорных, моренных и ледниковых озер; выполнять работы по принудительному спуску снежных лавин обследованию, учету, оценке потенциальной опасности территорий, подверженных селям, снежным лавинам и оползням;

  • Код ON5

    ON5. Составлять гидрометеорологические прогнозы на основе натуральных, обработанных баз данных, в целях обеспечения безопасности окружающей среды и анализа научно-исследовательских работ;

  • Код ON10

    ON10. Использовать теории и методы конструктивной гидрологии в области управления природными водами в интересах населения, экологии, производства и научно-исследовательских работ;

  • Код ON2

    ON2. Оценить состояния водных ресурсов, режима и качества вод природных и искусственных водоемов с оценкой их потенциала, как источника водоснабжения отраслей хозяйства, населения страны, получения биоресурсов и соответствия условиям обеспечения экологической безопасности водных бассейнов страны;

  • Код ON12

    ON12. Демонстрировать оригинальность и творчество в команде при осуществлении научной деятельности в определенном направлении по образовательной и исследовательской деятельности.

Top