8D03206 Библиотечные информационные системы в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Цель образовательной программы– подготовка научных и научно-педагогических кадров в области библиотечного дела имеющих лидерские качества, использующих IT, способных проводить научные исследования, нормативно-методическую работу, цифровизацию, педагогическую, управленческую, экспертно-консультативную деятельность в библиотечно-информационной системы на основе современных концепций, теорией, междисциплинарной методологии.
-
Академическая степень Докторантура
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 3 года
-
Объем кредитов 180
-
Группа образовательных программ D069 Библиотечное дело, обработка информации и архивное дело
-
Область образования 8D03 Социальные науки, журналистика и информация
-
Направление подготовки 8D032 Журналистика и информация
Дисциплины
-
Научная коммуникация в библиотечно-информационной сфере
Цель дисциплины - развить у докторантов способность к пониманию научных коммуникаций, а также осознание проблем и вызовов, связанных с коммуникацией в цифровом мире. Курс включает изучение теоретических концепций и моделей научной коммуникации, знакомство с цифровыми инструментами и платформами для научной коммуникации, включая репозитории и библиометрические системы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Модели и методы интеллектуальных систем
Цель дисциплины - состоит в формировании у PhD студентов навыков разработки и практического применения интеллектуальных информационных систем в сфере библиотечного дела. В рамках курса рассматриваются основные концепции искусственного интеллекта, методы проведения научных исследований в данной области, методология применения интеллектуальных информационных систем, а также принципы функционирования и разработки искусственных нейронных сетей.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория и практика цифровой библиотеки
Цель дисциплины - заключается в расширении осведомленности и реализовывать докторантами концептуальных вопросов и проблем, связанных с проектированием, управлением и оценкой цифровых библиотек, а также схем метаданных и стандартов, форматами файлов и интероперабельностью систем. Курс направлен на развитие навыков управления цифровыми коллекциями, освоение методов пользовательского опыта, поиска информации и обеспечения доступности контента.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель дисциплины - развитие учебно-исследовательских способностей, разработка дизайна исследования, анализ, применение методов. Основные аспекты: освоение методического инструментария, развитие навыков планирования и проведения исследований, приобретение навыков анализа и интерпретации данных, статистических методов, выводов по результатам исследований, подготовка к самостоятельной научной деятельности, умение писать научные статьи и доклады, результаты исследований на конференциях и семинары.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методология и методика исследования библиотечно-информационных систем
Цель дисциплины - заключается в формировании у докторантов способности анализировать теоретические и практические аспекты научных исследований в области библиотечно-информационных систем. В рамках курса рассматриваются современные методики и инструменты исследования, специфические проблемы и задачи, стоящие перед библиотечными информационными системами, методологические подходы в исследованиях библиотечно-информационных систем, планирование и организация научного исследования, а также оценка и интерпретация результатов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Социокультурное проектирование в библиотечно-информационной сфере
Цель дисциплины - состоит в формировании способностей анализировать и оценивать принципы и методы социокультурного проектирования в области библиотечно-информационной сферы, а также развитии навыков создания и управления проектами, направленными на удовлетворение информационных и культурных потребностей общества. В рамках курса освещаются основные концепции и подходы к социокультурному проектированию, методология и методика его осуществления, а также технологические и информационные аспекты этого процесса.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Академическое письмо
Цель дисциплины- развить навыки написания научных текстов, структурированного изложения собственных идей. Будут рассмотрены основные методические подходы к написанию научной работы; Показаны: аргументация идеи в письменной форме; использование методов структурирования научных работ; оформление справок, библиографии, в том числе на иностранном языке; инструменты для публикации научных статей в журналах с показателями Q1-Q4, а также публикаций с высоким импакт-фактором или JCR-цитированием.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Организация и использование сетевых информационных ресурсов
Цель дисциплины - заключается в развитии навыков разработки и использования современных сетевых информационных ресурсов и технологий для проведения научных исследований. В рамках курса докторанты изучают принципы организации и управления сетевыми информационными ресурсами, осваивают методы поиска и оценки научной информации, развивают умения работы с различными научными базами данных, а также занимаются разработкой и внедрением сетевых проектов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Информационные технологии в науке и образовании
Цель дисциплины - формирование навыков профессиональных компетенций в области использования современных информационных технологий в научно-исследовательской и образовательной деятельности. Курс направлен на изучение о возможностях использования информационных технологий в науке и образовании, в развитии навыков использования современных информационных технологий в научно-исследовательской и образовательной деятельности и формирование культуры научного и педагогического мышления.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Оценивать современные теоретические знания в области библиотечного дела для понимания тенденций развития научного дискурса и новых методов исследования.
- Уметь презентовать результаты научных исследований на основе принципов научной коммуникации в изданиях с высоким индексом цитирования.
- Проводить прикладные исследования по актуальным проблемам библиотечного дела на основе современной междисциплинарной методологии и цифровых технологий.
- Организовывать работу научных центров и разрабатывать проекты и стартапы в области библиотечного дела.
- Проводить экспертные исследования по направлениям деятельности библиотек для совершенствования библиотечно-информационных систем.
- Критически оценивать будущее цифровых библиотек: исследования и разработки, организацию информации, схемы метаданных и стандарты, Dublin Core для описания ресурсов и разрабатывать цифровые базы данных и единую автоматизированную информационную систему в библиотечном деле.
- Организовывать методическое обеспечения библиотечного дела с учетом цифровизации и применения искусственного интеллекта.
- Проводить занятия в организациях высшего образования с использованием традиционных, инновационных, интерактивных, личностно-ориентированных технологий и методов обучения библиотечно-информационной системы.
- Осуществлять научно-методическую деятельность для совершенствования педагогического процесса и оценивания результатов обучения по теоретическим и прикладным дисциплинам в сфере библиотечного дела.
- Разрабатывать стратегии управления библиотеками разного типа на основе современных технологий, инновационного менеджмента.