Действующая образовательная программа

7M02220 Этнология и антропология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Обеспечить профессиональную подготовку магистрантов, способных компетентно решать сложные проблемы, обусловленные мультикультурностью и этносоциальным многообразием современного мирового сообщества, владеющих современными методами сбора и анализа данных, умеющих соединять их в практической работе с базовыми теоретическими знаниями в разных областях (антропологии, этнологии, социологии, экономике, политологии, юриспруденции и др.), полученными ими, в том числе, на предыдущих ступенях обучения.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M153 Археология и этнология
  • Направление подготовки 7M022 Гуманитарные науки

Дисциплины

  • Этнические и этнокультурные процессы в современном Казахстане

    Цель дисциплины - сформировать у магистрантовспособность работать с научными, статистическими и демографическими материалами по этническим и этнокультурным процессам на территории современного Казахстана. Будут рассматриватся: основные этапы становления и развития полиэтнического общества Казахстана. Факторы, закономерности и основные направления концептуальной системы этнических и этнокультурных процессов современности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель дисциплины заключается в приобретении и совершенствовании компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, способных конкурировать на рынке труда, т.к. через иностранный язык будущий магистр получает доступ к академическим знаниям, новым технологиям и современной информации, позволяющих использование иностранного языка как средства общения в межкультурной, профессиональной и научной деятельности будущего магистра.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психология управления

    Цель дисциплины заключается в обеспечении научной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Теоретические и методологические проблемы социокультурной антропологии

    Цель дисциплины - изучение теоретических и методических проблем социокультурной антропологии, концепций различных научных школ, определение конкретных методов, а также выявления, обработки и анализа информации на основе различных источников. Среди них - новые теоретические направления, а также проблем применения в области современных технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История отечественной этнологической науки

    Цель дисциплины – сформировать у магистарнтов знания об теоретических aспектах истории стaновления и рaзвития этнологии в Кaзaхстaне. Предмет рассматривает: теоретических аспектов истории становления и развития этнологии в Кaзaхстaне. Исторические истоки развития этнографической науки в Кaзaхстaне. Изучение этнографии казахов российскими исследователями. Cоветский период. Вклад казахских исследователей в этнографическую науку Казахстана.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Проблемы и методы прикладной антропологии

    Цель предмета – изучение прикладной антропологий как особое направление, дать знание о этапах становления и развития прикладной антропологии как специфического направления. Отечественный опыт прикладной антропологии. Возможности и границы применения социокультурных знаний для решения прикладных задач. Прикладные аспекты социально-культурной антропологии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Памятниковедение: теория и практика

    Цель дисциплины - формирование у магистрантов способности в области методологических принципов и методов, применяемых в памятниковедении. Курс предполагает овладение специальными знаниями и видами источниковедческой деятельности, связанной с документированием и экспонированием памятников, с подготовкой проектов формирования историко-культурной среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Организация и планирование научных исследований (англ.)

    Цель дисциплины сформировать у магистрантов навык к проведению научных исследований, научно-методической работы, социализации обучающихся и обеспечение их участия в системе корпоративного управления ОВПО. Дисциплина направлена на взаимодействование со стейкхолдерами, участие в исследовательских проектах в области традиционных и новых медиа, формулирование исследовательской задачи, сбор данных для проведения анализов и получения результатов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Целью данной дисциплины является формирование у магистрантов разносторонних аналитических знаний о современной философии науки как о системе научных знаний особого типа, включающей основные идеологические и методологические проблемы, дискуссии о методах и стратегиях ведения научных исследований и закономерностях развития науки.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Антропология религии

    Цель дисциплины - объяснить магистрантам связь религии с природой человека, с эволюционными, расовыми, этническими, культурными особенностями. Антропология религии - область знаний, изучающая антропологические теории мифа, традиции, состояние и структуру религиозности народа, когнитивные представления, этологический подход и др.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Этнические миграции и диаспоры

    Цель дисциплины - познакомить магистрантов с основными теориями и проблемами изучения таких феноменов современного общества как диаспора и этническая миграция, и на этой основе подготовить их к деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизни. Анализ тенденций формирования диаспоры и механизма ее взаимодействия с другими этническими сообществами.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Педагогика высшей школы

    Цель – формирование способности к педагогической деятельности в вузе на основе знаний дидактики высшей школы, теорий воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Курс рассматривает проектирование образовательной деятельности будущего преподавателя с применением КТО, реализации Болонского процесса, овладения лекторским, кураторским мастерством с использованием стратегий и методов обучения/воспитания и оценивания (TLA-стратегий).

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Номадизм: теория и история изучения

    Цель дисциплины – формирование у магистрантов способности аналитического, критического мышления, а также способности применения методологических основ во время изучения дисциплины. Курс предполагает овладение специальными знаниями и методологией изучения номадизма в рамках теории и истории.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Этнография и фольклор: теория историко-сравнительных исследовании

    Цель дисциплины– сформировать способность анализировать исследования по этнографическим и фольклорным наследиям народов мира. Будут рассматриватся: данные этнической истории и фольклористической науки, Теоретические и прикладные проблемы по этнологии и фольклору. Современные трактовки по важнейшим проблемам этнографии и фольклора. Шедевры мирововго фольклора. Основные направления и тенденции развития современной этнограии и фольклористики.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Теория и методология изучения гендерных аспектов этничности

    • Цель дисциплины – комплексное ознакомление магистрантов с основами гендерологии как научной дисциплины в контексте этнологической направленности. Будут рассматриватся: ознакомление с методологическим и понятийным аппаратом современной гендерологии в разрезе этнологических исследований; формирование у магистрантов представления о специфике гендерных аспектов функционирования традиционных культур этносов и их трансформации в условиях глобализации.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Историческая антропология семьи и брака казахов

    Цель дисциплины– сформировать способность описывать и оцениватьобщие тенденции и закономерности в развитии современной казахстанской семьи. Будут рассматриваться: актуальные проблемы семейно-брачных отношений в моно и полиэтнических регионах Казахстане. Общее и особенное в структуре современной семьи. Внутренние и внешние связи семьи. Важнейшие ее социальные функции.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Антропология психологии

    Цель курса - познакомить магистрантов с основными параметрами психологического измерения культур, отличиями мышления и восприятия в различных культурных средах; овладеть культурным разнообразием общения и характеристикой вербальной и невербальной коммуникации; представление о психологии межэтнических отношений и механизмах межгруппового восприятия.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Теоретические и методологичекие проблемы этнополитики

    Цель дисциплины-формирование у магистрантов умения описывать и оценивать соотношение этноса и политики. Предмет включает междисциплинарную методологию по этнополитическим проблемам, проблемы исследования и интерпретация результатов исследований по теоретическим и прикладным аспектам этнополитики, изучение проблем этнических процессов во взаимосвязи с политическими аспектами.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Концепции сохранения, реставрации, презентации и репрезентации памятников культуры

    Цель дисциплины – сформировать представление о типологии мировых цивилизаций, специфике исторического развития великих цивилизаций прошлого и настоящего. Будут рассматриватся: библиографические и архивные исследования по археологическим и архитектурным памятникам, их задачи и методы проведения; - историко-архивные исследования, основные принципы поиска материалов по памятнику, хранящихся в различных архивах.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Этническая конфликтология

    Цель дисциплины - формирование у магистрантов целостного представления об истории, современных теоретических и практических подходах изучения межэтнических конфликтов; культуры межнационального общения; умений анализировать межэтнические конфликты, знаний методов урегулирования межэтнических конфликтов, а также формирование у обучающихся знаний о различных теориях этнического конфликта.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Теоретические проблемы традиционной культуры и модернизаций

    Цель дисциплины– сформировать способность аналазировать о связи модернизации и традиционной культуры. Будут рассматриваться: Проблемы традиционной культуры и модернизации. Противостояние «современного» и «традиционного». Основные черты традиционной культуры. Обычаи и ритуалы в традиционной культуре. Проблема модернизации традиционных обществ Процессы модернизации и колониальные времена. Основные теорий модернизации.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Знаковые системы культуры: ритуально-религиозные и семиотические системы

    Цель дисциплины– комплексное ознакомление магистрантов с основами семиотики как научной дисциплины этнологической направленности. Будут рассматриватся: ознакомление с методологическим и понятийным аппаратом современной семиотики; изучение специфики методологии семиотического исследования культуры в этнологии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
  • Консультировать государственные и муниципальные, музейные, образовательные учреждения, туристические компании в сохранении, популяризации и представления событий исторического прошлого с точки зрения задач формирования национального самосознания нации.
  • Осуществлять историко-культурные и историко-краеведческие функции в деятельности организаций и учреждений (лаборатории, музеи и др.), в том числе осуществлять отбор и организацию выставок в музейном пространстве.
  • Владеть широкими знаниями о человеке и социальных системах, а также о процессах развития социальных, гуманитарных наук.
  • Демонстрировать готовность к организации проектов, направленных на противодействие национализму, ксенофобии и экстремизму, на защиту прав национальных меньшинств, сохранение их культурного наследия, а также к поиску эффективных путей для разрешения этнополитических, этноконфессиональных социальных конфликтов.
  • Осознавать значимость роли своей профессии в социуме и ее просветительских функций, готовность участвовать в научном информационном освещении истории и культуры народов мира, их этнонациональных традиций, популяризировать антропологические и этнологические знания.
  • Проводить занятия, вести курсы по теоретическим и прикладным аспектам этнологии и антропологии с применением ІТ технологии; разрабатывать учебные и воспитательные программы, методические рекомендации, оценочый инструментарий, вести образовательный процесс в музейных учреждениях.
  • Анализировать базу современных методологических принципов и методических подходов к историческим, этнологическим, культурологическим и социокультурным исследованиям и совершенствовать знания.
  • Осуществлять экспертизу для культурных центров по этническим и этнокультурным проблемам, сохранения историко-культурных ценностей на основе сравнительного анализа, междисциплинарного и системного подхода, исторических и социальных методов с использованием ІТ технологии.
  • Распространить через средства массовой информации, в том числе электронные, кино и телевидение правдивой информации о народах, этнонациональных и культурных традициях.
  • Проводить полевые этнологические исследования с использованием социологических и математических методов, обработка анкетных данных и опросников, систематизация данных, использовать аудио-видео, фото материалы, а так же собирать материалы в архивах, музеях и библиотеках.
  • Разрабатывать стратегические программы развития в исследовательских, культурных учреждениях, отделов департамента культуры с целью проведения научных семинаров, конференции, круглых столов, дискуссионных клубов.
Top